Е.М. ЗАИЧЕНКО
Процесс управления кредитным риском при реализации розничных кредитных программ
Рассмотрены основные этапы управления кредитным риском при реализации розничных кредитных программ, описан подход, используемый при оценке рисков розничного кредитования, и приведены формулы расчета основных показателей. Дана характеристика рискообразующих факторов и методов воздействия на них.
Розничные программы кредитования в современных условиях являются мощным инструментом стимулирования коммерческого оборота, однако их реализация повышает кредитный риск банка. По данным национального рейтингового агентства «Рус-Рейтинг» рост объемов розничного кредитования банками в России продолжается: за первое полугодие 2006 г. объем кредитов вырос на 18 % и превысил 1,3 трлн руб., доля розницы в общем объеме кредитов составляет почти 24 %. При этом объем просроченной задолженности у банков по розничным кредитам вырос за первое полугодие 2006 г. более чем на 40 % и превысил 33 млрд руб. [4]. Данная ситуация говорит о необходимости повышения эффективности управления со стороны банков кредитным риском. Усиление конкуренции в банковской сфере также требует построения более качественного кредитного риск-менеджмента.
Цель кредитного риск-менеджмента - достижение уровня риска, соответствующего стратегии банка. Основной задачей является создание эффективной системы планирования, оценки и воздействия на принимаемый банком кредитный риск [5].
Управление кредитным риском при реализации розничных кредитных программ имеет ряд особенностей, которые обусловлены массовостью данных программ и системой принятия решений (СПР), построенной с применением скоринговых методов оценки заявителя.
Процесс управления кредитным риском банка при реализации розничных кредитных программ включает в себя последовательность этапов: планирование, идентификация и оценка, выработка и реализация мероприятий, контроль (рис. 1). На каждом из перечисленных этапов выполняются определенные задачи и функции.
Первым этапом управления кредитным риском является его планирование:
1) описание и установление нормативных значений целевых показателей кредитного риска, в качестве которых могут выступать доля дефолтов, процент невозврата, уровень потерь и пр.;
2) разработка банковских продуктов: видов, условий предоставления, тарифов, процедур взаимодействия банка и клиента; формирование каналов продаж, соответствующих целевым показателям риска;
3) создание и модернизация СПР для предоставления кредитов: системы лимитов и полномочий принятия решений, этапов и процедур оценки и проверки предоставляемых данных, разработка скоринга, решение технических и организационных вопросов;
4) организация системы сопровождения ссудной задолженности: планирование процесса сопровождения, разработка этапов, алгоритмов и процедур работы с просроченной задолженностью, решение технических и организационных вопросов.
II
III
Рис. 1. Этапы управления кредитным риском
Второй этап управления кредитным риском приходится уже на период функционирования кредитного процесса и включает в себя процедуры по его идентификации и оценке, а также проверку на соответствие фактического риска его планируемому уровню. Оценка кредитного риска должна проводиться на регулярной и желательно дифференцированной основе. Это означает, что объекты, которые демонстрировали повышенный риск, должны оцениваться чаще и более глубоко до тех пор, пока ситуация по ним не станет приемлемой [1].
I
Кредиты, выданные в рамках розничных программ кредитования, оцениваются преимущественно на портфельной основе, а не в разрезе отдельно взятых заемщиков. Для повышения точности оценки риска кредитный портфель делят на подпортфели, в рамках которых кредитный риск должен быть однородным [7]. Выделение однородных по величине риска подпортфелей внутри каждой анализируемой программы кредитования (ипотека, автокредитование, кредиты на неотложные нужды) может проводиться на основе различных подходов и с использованием различных признаков. В качестве критериев группировки заемщиков в отдельные социальные группы, или страты, используются такие, как пол, возраст клиента, данные о составе домохозяйства, о профессии, квалификации и иные характеристики [1].
Чтобы разделить заемщиков на основе совокупности критериев, выделить различные социальные страты, применяется кластерный анализ. Для полученных кластеров исследуются такие показатели, как возникновение и погашение просроченной задолженности на разных сроках просрочки, процент образования дефолтов, проводится анализ фактических денежных потоков, в результате чего определяется величина кредитного риска и сопутствующих показателей. Это позволяет оценить риск каждого кластера [2].
Величина кредитного риска, в соответствии с IAS 39, находится как процент предполагаемого обесценения задолженности. Размер убытка от обесценения рассчитывается как разница между балансовой стоимостью и дисконтированной стоимостью ожидаемых будущих денежных поступлений:
Р _ СОБЕС _ (СБАЛ — СДИСК)
КР ~ С ~ С ’
wБАЛ БАЛ
где РКР - величина кредитного риска; СОБЕС - размер обесценения задолженности; СБАЛ - балансовая величина задолженности; СдИСК -дисконтированная сумма ожидаемых денежных потоков [7].
Различные социальные группы клиентов, как правило, демонстрируют разный уровень кредитного риска, ввиду чего банк, сравнив их, может определить наиболее желательный, а также наиболее рискованный сегмент клиентов [3]. На основе кластеризации клиентов банк вправе построить собственную систему внутренних рейтингов [2].
На уровень кредитного риска в сфере розничного кредитования оказывают влияние различные рискообразующие факторы. В целом по сфере возникновения данные факторы можно сгруппировать в три блока, которые оказывают взаимное влияние друг на друга (рис. 2).
Оценка спроса на розничные кредиты заключается в анализе не только количественных, но и качественных характеристик, поскольку спрос плохого качества (большая доля нежелательных для банка клиентов) создает повышенную нагрузку на СПР. Качество спроса можно исследовать на основе системы внутренних рейтингов - оценки рисков социальных страт клиентов. Проведение оценки качества спроса
по точкам выдачи кредитов, населенным пунктам и регионам работы банка позволяет получить карту рисков и выделить участки повышенного риска для дальнейшего воздействия.
Рис. 2. Блоки рискообразующих факторов при реализации розничных кредитных программ
Оценку качества фильтрации заявок системой принятия решений в целом можно провести на основе сопоставления риска спроса и риска заёмщиков. Эти величины находят по формулам:
л
р = V р . сп
СП к к
к = 1
р =ур .З
З к к ,
где РСП - риск спроса; РЗ - риск заемщиков; Рк - риск к-й социальной группы; СПк - объем спроса на кредиты к-й социальной группы; Зк -объем предоставленных кредитов к-й социальной группе; К - количество социальных страт.
Коэффициент качества фильтрации (КФ) вычисляется по формуле
Р
КФ =-100%
Ф Р
Г З
Данный показатель отражает процент изменения риска в результате обработки заявок СПР. Проведение оценки данного показателя по всем участникам СПР позволяет получить карту источников риска на этапе выдачи и выявить проблемные участки.
Оценить эффективность СоПесйоп-подразделений (ЭФФ) можно по показателю погашения просроченной задолженности за различные периоды:
СПогПР (СВозПР — СОстПР )
ЭФФ = ■
^ ПогПР V ВозПР ОстПР ‘
С С
ВозПР ВозПР
где СПогПР - объем погашения возникшей просроченной задолженности; СВозПР - объем возникшей просроченной задолженности; СОстПР -непогашенный остаток возникшей просроченной задолженности.
к=1
По результатам оценки кредитного риска происходит выработка и реализация управленческих мероприятий. Это третий этап управления кредитным риском. Данные мероприятия можно разделить на три группы: 1 - управление спросом; 2 - управление внутренними процессами; 3 - управление персоналом. Реализуются они посредством различных инструментов.
Инструменты первой группы:
- реклама;
- характеристики продуктов (тарифы, условия, параметры кредитов);
- каналы продаж.
Инструменты второй группы:
- программно-технические средства;
- информационное обеспечение;
- корректировка методов и алгоритмов работы подразделений.
Инструменты третьей группы:
- системы мотивации;
- обучение.
Для успешного функционирования системы управления кредитным риском важно правильное распределение полномочий и ответственности. Распределение полномочий позволяет повысить оперативность воздействия на проблемные участки и в то же время избежать недостаточно взвешенных решений в более сложных вопросах, касающихся процедур работы банка с клиентами.
Наличие контроля правильности и своевременности функционирования процедур кредитного процесса при реализации розничных программ является эффективной превентивной мерой воздействия на кредитный риск [6].
Оценить систему управления кредитным риском можно по степени соответствия фактическим показателям риска, показателям, которые заложены в стратегии. Дополнительно могут использоваться такие показатели, как точность производимых оценок, оперативность и адекватность воздействия на зоны повышенного риска.
Литература
1. Ковалев П.П. Кредитный рейтинг клиента как один из основных методов оценки кредитоспособности заемщика / П.П. Ковалев // Формирование рыночных отношений в Украине. 2004. № 12. С. 43.
2. Крамер Г. Математические методы статистики / Г. Крамер. - М.: Мир, 1975. - 648 с.
3. Парсонс Т. Аналитический подход к социальной стратификации / Т. Парсонс // Социальная стратификация. М., 1992. Вып. 1. С. 128.
4. Хейнсворт Р. Российские банки в розничном бизнесе: обзор / Р. Хейнсворт, В. Белозерова // Банковский ритейл. 2006. № 4. С. 5-7.
5. Шапкин А. С. Экономические и финансовые риски. Оценка, управление, портфель инвестиций: монография / А. С. Шапкин. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. - 544 с.
6. Энциклопедия финансового риск-менеджмента / под ред. А.А. Лобанова и А.В. Чугунова. - М.: Альпина Паблишер, 2003. -786 с.
7. IAS 39. Financial Instruments: Recognition and Measurement. - London: IASB, 2003.
© Заиченко Е.М., 2007 г.