Научная статья на тему 'Портфельный подход к розничной кредитной деятельности банков'

Портфельный подход к розничной кредитной деятельности банков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1060
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАНК / РОЗНИЧНАЯ КРЕДИТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОРТФЕЛЬНЫЙ ПОДХОД / ПРОДУКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иевлева А.А.

В статье уточняется понятие кредитного портфеля, обосновывается необходимость выделения в рамках портфеля его самостоятельного сегмента портфеля розничных кредитных продуктов, а также целесообразность использования портфельного подхода к розничной кредитной деятельности банка, предлагается порядок формирования портфеля розничных кредитных продуктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Портфельный подход к розничной кредитной деятельности банков»

Банковский менеджмент

портфельный подход к розничной кредитной деятельности банков

А. А. ИЕВЛЕВА,

старший преподаватель кафедры финансов и кредита

E-mail: anna@vmail.ru Российский государственный торгово-экономический университет, Воронежский филиал

В статье уточняется понятие кредитного портфеля, обосновывается необходимость выделения в рамках портфеля его самостоятельного сегмента - портфеля розничных кредитных продуктов, а также целесообразность использования портфельного подхода к розничной кредитной деятельности банка; предлагается порядок формирования портфеля розничных кредитных продуктов.

Ключевые слова: банк, розничная кредитная деятельность, портфельный подход, продукт.

Проблема использования портфельного подхода к организации отдельных сторон деятельности банка, а также в управлении его активами и пассивами неоднократно поднималась в отечественной экономической литературе. Согласно портфельной концепции вся совокупность активов (пассивов) банка представляется как элемент единого целого, а именно как портфель активов (пассивов), управляемых совместно. Любой из банковских портфелей рассматривается с точки зрения оптимизации структуры находящихся в распоряжении банка ресурсов или структуры формируемых им активов. Поддерживая в целом идею портфельного подхода, исследователи портфельной концепции неоднозначно определяют конечные цели и критерии оптимизации, а также сам процесс формирования оптимального портфеля.

В целом портфель банковских активов по своей структуре состоит из подпортфелей, объединяющих активы в зависимости от направлений деятельности банка. Ключевыми подпортфеля-ми являются кредитный портфель и портфель ценных бумаг. Наиболее изученным на предмет

применения портфельного подхода был и остается портфель ценных бумаг. Гораздо позже принципы портфельного управления ценными бумагами, заложенные Г. Марковицем и развитые в трудах У. Шарпа и других исследователей, были использованы в разработке теории и практики управления кредитным портфелем. Каждый из возможных банковских подпортфелей может быть рассмотрен как сочетание субпортфелей входящих в него акти -вов. Тенденцией последних лет является попытка ухода от формального и независимого управления отдельными банковскими подпортфелями в сторону единой концепции управления банковскими активами и пассивами. Результатом этого процесса представляется оптимальный портфель банковских активов (пассивов), состоящий из оптимальных подпортфелей, параметры которых ограничиваются заложенными требованиями к портфелю в целом.

В кредитной деятельности современных банков объективно выделяется розничная кредитная деятельность, в процессе которой формируется портфель розничных кредитных продуктов, являющийся частью кредитного портфеля банка. Обладая свойствами кредитного портфеля, портфель розничных кредитных продуктов имеет свои особенности, определяющие необходимость его рассмотрения в качестве самостоятельной единицы кредитного портфеля в целом. В целях описания портфельного подхода применительно к розничной кредитной деятельности необходимо раскрыть содержание понятия «кредитный портфель банка» и выделить существенные признаки субпортфеля розничных кредитных продуктов.

Упрощенный подход предполагает рассмотрение кредитного портфеля как: совокупности кредитных вложений банка [2], собрания кредитов того или иного банка [7], совокупности ссуд, выданных банком на расчетный момент времени [1], совокупности кредитов, выданных на каждый данный момент [3], результат деятельности банка по предоставлению кредитов, который включает в себя совокупность всех выданных кредитов за определенный период времени [6].

Подобная трактовка сущности кредитного портфеля не принимает во внимание концепции портфельной теории и может использоваться лишь на этапе оценки уже совершенных кредитных операций, т. е. отражает ретроспективный взгляд на кредитную активность банка. В то же время отдельные исследователи приходят к выводу, что даже при таком толковании сущности кредитного портфеля следует уделять внимание не столько размеру кредитного портфеля банка, сколько его качественной структуре. В связи с этим в экономической литературе встречаются определения кредитного портфеля как набора активов (кредитов, требований кредитного характера и т. п.), классифицированного по группам качества на основе различных критериев. Среди них выделяют: рискованность, степень кредитоспособности клиентов, назначение, размер и вид кредитов, сроки и порядок погашения, качество обеспечения и др. [3].

Основополагающим критерием при структурировании кредитного портфеля выступает величина кредитного риска, но не только, так как в качестве равнозначных критериев следует рассматривать также доходность кредитного портфеля и его ликвидность. Влияние всех трех факторов на качественную структуру кредитного портфеля подробно рассмотрены М. З. Сабировым [10] и др. [4].

Изменчивость бизнес-среды, в которой функционирует современный банк, предопределяет его активную позицию по отношению к кредитному портфелю в целом и к его отдельным частям (субпортфелям). Как отмечает О. И. Лаврушин, само понятие кредитного портфеля сводится к управлению кредитами на основе их анализа и регулирования [4], что также предполагает «настройку портфеля» путем уравновешивания его различных компонентов. Настройка портфеля может осуществляться посредством удержания отдельных кредитов в портфеле до погашения или до определенного критического момента (потеря стоимости, например), а также путем применения механизма секьюритизации. Анализ и регулирова-

ние портфеля происходит на постоянной основе с использованием прошлых, текущих и прогнозируемых параметров кредитного портфеля. Не случайно М. З. Сабиров рассматривает кредитный портфель как открытую систему, представляющую собой совокупность структурированных банком ссуд (выданных и потенциальных), классифицированных на основе критериев кредитного риска, доходности и ликвидности [7]. Показательно, что в определении термина «кредитный портфель» выделяется два типа субпортфелей — сформированный и потенциальный. Именно потенциальный кредитный портфель отражает активную позицию банка по формированию и управлению портфелем в целом. Она предполагает не только удержание кредитов и их вывод из портфеля, но и прогнозирование его будущей величины с определенными, заданными параметрами, что способствует включению в портфель новых кредитов. Таким образом, кредитный портфель банка не просто открытая, а динамичная система, которая, тем не менее, должна обладать контрольными характеристиками, необходимыми для оперативного управленческого воздействия.

Кроме того, что кредитный портфель обеспечивает банку приемлемое соотношение доходности и риска, он должен быть не только покрыт необходимым размером экономического капитала банка, но и не выходить за рамки, установленные относительной величиной регулятивного капитала. Величина экономического капитала определяется с учетом склонности к риску и отражает уровень капитала, считающийся достаточным для покрытия рисков, которые банк не только принимает, но и потенциально готов принять. Размер регулятивного капитала устанавливается надзорными органами (центральным банком) и является пруденциальной нормой минимальной величины капитала, позволяющей банку функционировать. В качестве относительной величины регулятивного капитала в России рассматривается норматив Н1.

Активное (динамичное) состояние кредитного портфеля также должно обеспечивать нивелирование риска концентрации портфеля, т. е. риска несбалансированного распределения средств между различными отраслями промышленности, регионами и контрагентами [11]. Процесс подбора активов в кредитный портфель может быть затруднен, так как зависит не только от возможностей банка, но и от спроса на кредитные услуги со стороны клиентов.

Учитывая эти замечания, понятие кредитного портфеля банка с точки зрения процесса управле-

ния им может быть сформулировано следующим образом.

Кредитный портфель — это динамическое сочетание обязательств кредитного характера с требуемыми значениями доходности, ликвидности и риска, обеспеченное капиталом банка и структурированное таким образом, чтобы свести к минимуму концентрацию кредитного риска.

Достижение необходимого состояния кредитного портфеля возможно через оперативное влияние на его отдельные сегменты (субпортфели), одним из которых является портфель розничных кредитных продуктов. Существенной особенностью субпортфеля является то, что параметры кредитных продуктов, входящих в него, определяютсяхарак-тером клиентов розничного типа и требованиями к технологии их обслуживания.

Розничный клиент банка — это мелкий клиент, обладающий относительно небольшими возможностями по объемам потребления банковских продуктов в расчете на одного субъекта и за одну банковскую услугу. Состав розничных клиентов неоднороден и зависит, в том числе, от взгляда банка на такую характеристику, как мелкий клиент. В связи с чем клиенты розничного типа представляются как безусловно-розничные (физические лица) и условно-розничные (малые предприятия).

Затраты банка на проведение операций с подобными клиентами могут быть внушительными и не соотноситься с реально получаемыми доходами от единицы реализованного банком продукта. Для повышения эффективности розничной деятельности банку необходимо строить технологию обслуживания клиентов розничного типа на следующих принципах:

1) массовость (учитывает масштаб охвата клиентов и совокупный объем реализуемых продуктов);

2) стандартизация (для улучшения качества и скорости обслуживания клиентов);

3) однородность (предполагает учет требований внутри однородной группы клиентов).

Приведенные принципы должны соблюдаться в совокупности, но характер их действия зависит от индивидуальных возможностей клиентов, формирующих спрос на розничные кредитные продукты банка. Различие в индивидуальных характеристиках клиентов розничного типа позволяет разделить их на две группы:

1) массово-рыночные (физические лица, кроме категории VIP, малые предприятия);

2) массово-состоятельные (VIP-клиенты).

Клиенты первой группы достаточно чувствительны к изменению стоимости ежемесячного (ежегодного) обслуживания или к стоимости одной операции в рамках конкретной банковской услуги, так как их доходы не превышают средний уровень. В то же время они достаточно редко ориентированы на полную реальную стоимость услуги, учитывая лишь затраты в рамках конкретного минимального периода. В связи с чем считается, что клиенты массово-рыночного сегмента менее чувствительны к повышенным процентным ставкам, например, за продление кредитных договоров.

Клиенты второй группы, наоборот, готовы платить большие комиссии, но обеспечить получение банковского продукта, соответствующего их статусу в необходимом объеме и в любой момент.

Второй особенностью портфеля розничных кредитных продуктов является то, что регулирующие органы могут рассматривать розничные кредитные требования как специальный класс активов. В широко обсуждаемом банковскими специалистами Базеле II при описании стандартизированного подхода к достаточности капитала используется понятие «регулятивныерозничные портфели», риск которых оценивается на уровне 75 % [5]. Банки, формирующие регулятивные розничные портфели, получают возможность уменьшить потребность в регулятивном капитале за счет снижения значения активов, взвешенных по степени риска. В конечном итоге у банка растет потенциал расширения деятельности по размещению ресурсов в пределах высвободившейся доли капитала.

В российской практике банковского регулирования используется термин «портфель однородных ссуд», объединяющий кредиты малому бизнесу, физическим лицам и индивидуальным предпринимателям при условии, что они незначительны по величине, предоставлены на стандартных условиях, определенных внутренними правилами банка.

Что дает портфель однородных ссуд? Возможность формировать резерв под потери в целом по портфелю банка, а не по индивидуальной задолженности. Очевидное преимущество в виде снижения затрат учетного времени (что тоже входит в стоимость кредитного продукта) на практике требует наличия в плане счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях специального счета для отражения совокупного резерва. Пока такого счета нет. Положение 254-П [8] в качестве однородных характеристик использует длительность просрочки по кредитам двух групп: обеспеченные кредиты (ипотека, автокредиты) и прочие кредиты.

Причем процент отчислений существенно ниже по сравнению с размерами отчислений в резервы по индивидуально оцениваемым кредитам. Резервы на возможные потери по своей экономической природе — это отложенная, зарезервированная прибыль банка. Уменьшая величину отчислений, банк высвобождает средства для текущей деятельности.

Таким образом, согласно действующим требованиям Банка России, портфель розничных кредитных продуктов коммерческого банка становится еще более динамичным по сравнению с другими сегментами кредитного портфеля (КП). В нем объективно выделяется портфель однородных кредитов и портфель кредитов, оцениваемых на индивидуальной основе из-за невозможности причисления их к активам с однородными характеристиками. В принципе оба эти портфеля могут временно совпасть при наложении друг на друга. В отдельные моменты в структуре розничного кредитного портфеля может наблюдаться движение без изменения стоимости портфеля в целом (например, когда кредиты вынужденно выводятся из портфеля однородных ссуд).

Методика формирования портфеля розничных кредитных продуктов строится в рамках общей методики формирования кредитного портфеля банка. В целом кредитный портфель банка будет иметь двухэлементную структуру, образуемую подпортфелями розничных и нерозничных кредитных продуктов. Их процентное соотношение определяет добровольную специализацию банка в кредитном сегменте банковского рынка продуктов и услуг.

Для реализации идеи портфельного управления розничными кредитными продуктами в организационной структуре банка целесообразно выделить розничный департамент, в ведении которого будет вся розничная деятельность банка, в том числе — связанная с формированием ресурсной базы банка. Однако розничный департамент не может быть самодостаточной системой, в которой финансирование деятельности полностью автономно. Ему необходимо приобретать ресурсы, сформированные нерозничным департаментом, а также обеспечивать свою деятельность за счет части собственных средств банка. В связи с этим образ потенциального портфеля розничных кредитных продуктов следует создавать, предварительно проанализировав объем и качество ресурсной базы банка в целом. Такой анализ позволит определить имеющийся запас финансовых ресурсов, который может быть направлен для финансирования всех направлений бизнеса с учетом требований дивер-

сификации, ликвидности, доходности и риска. Планирование любой части кредитного портфеля — как розничной, так и нерозничной — является составной частью процесса планирования всего банковского портфеля. Порядок формирования портфеля розничных кредитных продуктов (РКП) сводится к следующему.

1. Определение доли портфеля РКП в кредитном портфеле банка (показатель %>РКП < %>КП).

Доля розничного портфеля в кредитном портфеле, т. е. показатель %РКП, определяет максимальный объем ресурсов, который может быть направлен для финансирования розничной кредитной деятельности (с учетом ограничений, установленных при планировании портфеля активов и кредитного портфеля банка — %КП). Однако максимальный объем ресурсов, направляемый в розничную деятельность, определяется в первую очередь качеством ресурсной базы. Для финансирования рассматриваемого направления деятельности банку требуется привлекать долгосрочные и относительно дешевые ресурсы в рамках специальных целевых программ развития розничной деятельности, чтобы снизить себестоимость единицы розничного продукта. Особенно в случае внедрения новых кредитных программ. Другой вариант — финансирование за счет собственных источников.

2. Постановка цели формирования портфеля РКП.

Целями формирования портфеля РКП могут быть:

— достижение оптимального сочетания риска, доходности и ликвидности портфеля;

— максимизация справедливой стоимости портфеля, определяемой качеством отдельных кредитов и уровнем процентных ставок по ним — представляет собой дисконтированную по рыночным ставкам сумму ожидаемых будущих денежных потоков;

— минимизация риска портфеля;

— максимизация доходности портфеля.

Выбор цели всегда субъективен и зависит от

склонности к риску лица, принимающего решение. Однако цель формирования портфеля должна быть адекватна соответствующим условиям, в которых приходится работать банку. То есть цель может быть изменена с учетом воздействия объективных факторов и требований внешней среды. Четко поставленная цель во многом определяет всю совокупность действий, связанных с формированием портфеля, а также позволяет избежать случайности и неопределенности решений.

3. Определение требований к параметрам портфеля РКП.

Параметры портфеля задаются до момента его формирования, а в последующем — корректируются. Они определяют стоимость портфеля (денежное выражение обязательств перед банком), стоимость портфеля с учетом риска, структуру портфеля, уровень его диверсификации, длительность портфеля.

4. Предварительная классификация портфеля РКП предполагает его сегментацию по определенным критериям, например, по продуктам и заемщикам.

В первом случае структура портфеля определяется продуктовой стратегией банка и возможностями его ресурсной базы, и, следовательно, будет отражать состав портфеля по видам продуктов и объемам вложенных средств. Приведенные подходы к классификации клиентов розничного типа позволяют выделить в рамках портфеля розничных кредитных продуктов два сегмента — портфель персональных кредитов и портфель кредитов для малого бизнеса. В первом сегменте объединяются продукты, приобретаемые физическими лицами для нужд, не связанных с коммерческой деятельностью. Это массово-розничные (абсолютно-розничные) и индивидуально-розничные кредитные продукты. Потребителями последних являются постоянные клиенты и клиенты категории VIP, которые могут рассчитывать на особые условия со стороны банка, а также клиенты, получающие кредиты на строительство или приобретения жилья. Кредиты малому бизнесу относим к условно-розничным кредитным продуктам, так как они финансируют развитие, а значит, потенциально способствуют росту бизнеса заемщика. В конечном итоге подобные кредиты могут быть выведены за рамки розничных кредитных продуктов в связи с тем, что сумма кредита (отдельного кредитного требования) превысит определенную величину или малое предприятие перестанет удовлетворять признакам розничного клиента. Структура портфеля по продуктам может быть в дальнейшем детализирована в зависимости от разнообразия предлагаемых банком продуктов.

Принимая во внимание тот факт, что не только заемщик, но и сам банковский продукт влияет на уровень риска банка, целесообразно в рамках каждой группы продуктов выделить:

— кредиты, предоставляемые наличными;

— связанные кредиты (средства зачисляются непосредственно на счет продавца товара, работы, услуги, объекта);

— кредиты, предоставляемые посредством банковских карт: кредитных карт и расчетных карт с возможностью овердрафта.

Подобное разграничение кредитных продуктов позволит контролировать риск продукта, а также риск объекта кредитования, определенного как возможность нецелевого использования средств. Чем меньше информации у банка о том, как заемщик использует кредитные ресурсы, тем выше риск.

Классификация портфеля по заемщикам предполагает выделение двух основных групп:

а) заемщики, которым предоставляются кредиты на развитие;

б) заемщики, приобретающие персональные кредиты.

Необходимо также разделение этих групп на подгруппы.

В группе (а) за основу берется организационно-правовая форма заемщика и численность работников, далее — отрасль, в которой он осуществляет свою деятельность. Согласно действующему законодательству [9] к малым предприятиям относятся индивидуальные предприниматели, действующие без образования юридического лица; микропредприятия (до 15 чел.); малые (до 100 чел.). Иными критериями классификации юридических лиц на микропредприятия и собственно малые предприятия могут служить размер активов или выручки от реализации товаров, работ, услуг.

В группе (б) целесообразно выделить заемщиков категории VIP, розничное кредитование которых является элементом особого направления банковской деятельности, а именно — private banking, а также заемщиков, относящихся к инсайдерам и акционерам, так как их кредитование является объектом особого наблюдения со стороны центрального банка, устанавливающего соответствующие пруденциальные требования. Все остальные заемщики этой группы объединяются в категорию «иные индивидуальные заемщики».

Заемщиков обеих групп необходимо также подразделить в зависимости от периода взаимоотношений с банком-кредитором:

— новые клиенты — те, с которыми банк ранее не имел договорных отношений. Новый клиент для данного банка может оказаться заемщиком с опытом, качество которого зафиксировано в его кредитной истории или информация о котором получена банком из других источников. Однако возможен иной вариант, когда о заемщике нет никакой предварительной информации (кроме

той, что он указал в анкете). В рамках данной подгруппы необходимо разграничить клиентов, период взаимодействия с банком которых менее срока первоначального платежа по кредиту (как правило — это календарный месяц), а также тех, которые имеют задолженность с наступившим сроком первоначального платежа. Это позволит в дальнейшем классифицировать таких клиентов как имеющих текущую задолженность или просроченную задолженность перед банком;

— действующие (постоянные) клиенты, которые имеют ряд открытых договоров с банком и хотя бы один закрытый договор по кредитам, выданным ранее. Часть действующих клиентов банка относится к постоянным клиентам, которые потенциально могут рассчитывать на получение нестандартных индивидуально-розничных кредитных продуктов.

5. Отбор активов для включения в портфель РКП и последующее его структурирование.

Отбор активов должен осуществляться, по мнению автора, на основе оценки кредитоспособности клиентов с использованием метода кредитного скоринга. Возможности скоринга и его применение на различных этапах управления кредитным портфелем достаточно широко освещаются в специальной литературе последних лет. Основная задача скоринга—представить объективную оценку потенциального заемщика на предмет возможности его кредитования и при необходимости — оценку максимальной суммы предоставляемых средств, а также вероятного поведения заемщика в дальнейшем.

Эффективность скоринговой модели зависит от хорошо организованного мониторинга индикаторов кредитного риска и определения их существенности. Нельзя использовать одинаковый набор индикаторов для различных категорий заемщиков. Если рассматривать отдельно выделенные группы клиентов (а) и (б), то состав факторов, влияющих на кредитоспособность, безусловно, не может быть сопоставим, так как цели кредитования заведомо и существенно отличаются, различен и характер качественной и количественной информации, на которой базируется оценка. Что касается состава двух групп, то существенной ошибкой будет использование моделей, разграниченных лишь по признаку «юридическое лицо», «физическое лицо», «индивидуальный предприниматель». Необходимо иметь модели, скорректированные в зависимости от заранее классифицированных категорий заемщиков, минимум которых описан выше.

Последующая корректировка разрабатываемой модели зависит и от самого кредитного продукта. Если для стандартизированных продуктов (например, на приобретение товаров длительного пользования) скоринг отвечает на вопрос — предоставлять кредит или нет, то по автокредитованию, ипотечному кредитованию и по другим кредитным программам, в которых сумма кредита зависит от дохода заемщика, наличия у него имущества и поручителей, скоринг должен определить максимально возможную сумму кредита. Кроме того, ипотечные продукты сами по себе настолько специфичны и в порядке предоставления, и в способах минимизации рисков, и в сроках действия кредитного договора, что требуют дополнительно непосредственного участия самого кредитного инспектора и других служб банка в вопросах оценки и последующем принятии решения по кредиту. Таким образом, в зависимости от типа кредитного продукта меняется не только состав скоринговой модели, но и ее предназначение уже на начальном этапе кредитного процесса.

Возможности скоринговой оценки ограничиваются наличием достаточной статистической информации. Использовать скоринговую оценку при всем ее удобстве и объективности становится затруднительно в случае, если у банка отсутствует опыт и история проведения розничных кредитных операций или банк начинает новую программу кредитования и выводит на рынок новый розничный кредитный продукт. Очевидное решение обозначенной проблемы следующее:

— использование так называемой «искусственной кредитной истории», построенной по статистическим данным других банков или на основе экспертных оценок, основанных на профессиональном суждении ответственных лиц;

— временный отказ от скоринговой модели в пользу методов, позволяющих оценить риски кредитования в условиях ограниченной или полностью отсутствующей информации о дефолтах;

— временный отказ от скоринговой модели в пользу экспертных оценок и классических способов оценки кредитоспособности заемщиков. Однако это существенно увеличивает продолжительность процесса обработки заявки и принятия решения, поэтому с ростом объемов операций объективно требуется использование именно автоматизированных методов.

В то же время отбор активов в портфель производится с учетом выполнения ранее установленного ограничения в виде показателя %РКП, а также

иных ограничений, в том числе — официально установленных нормативов риска концентрации портфеля в целом.

6. Построение системы показателей качества портфеля РКП.

Система показателей качества портфеля определяет параметры ввода актива в портфель, параметры поддержания портфеля в определенном состоянии, а также параметры вывода актива из портфеля. В дальнейшем — условия пересмотра портфеля. Основные показатели качества портфеля могут быть представлены следующим образом:

—рисковая стоимость портфеля (подпортфелей), т. е. максимальный размер убытка, который может быть превышен с определенной вероятностью;

— доля списанных с баланса не реальных для взыскания кредитов в динамике;

— относительный показатель обесценения портфеля, рассчитываемый как отношение разности между балансовой стоимостью кредитного портфеля и его справедливой стоимостью к средней стоимости кредитного портфеля;

— коэффициент миграции просроченной задолженности, рассчитываемый через отношение двух показателей: сумма просроченной задолженности, относящаяся к /-ой группе кредитов, по которым заемщики не произвели платежи по условиям договора; общая сумма кредитов по /-ой группе;

— коэффициент потерь по портфелю, рассчитываемый как произведение коэффициентов миграции просроченной задолженности по всем группам кредитов;

— относительная величина резервов на возможные потери к средней стоимости портфеля;

— распределение портфеля по группам заемщиков с различным кредитным рейтингом;

— распределение портфеля по группам, принятым при первоначальной классификации портфеля.

7. Определение условий пересмотра портфеля РКП.

Условиями пересмотра портфеля могут быть выявленное несоответствие текущих параметров портфеля заданным условиям его формирования; изменение целей формирования портфеля; изменение продуктовой политики банка, а также политики в отношении заемщиков; необходимость выполнения регулятивных требований со стороны Банка России (например, в части состава портфеля однородных ссуд) и др.

В заключение отметим, что с точки зрения стратегического управления очевидна необходимость применения портфельной теории как к розничному кредитованию, так и в целом к кредитованию. С позиции же текущего управления именно розничное кредитование в большей степени нуждается в портфельном подходе как для оптимизации затрат, так и для адекватного наращивания стоимости портфеля, увеличивающего капитал банка.

Список литературы

1. Алавердов А. Р. Стратегический менеджмент в коммерческом банке: учебн. М.: Маркет ДС. 2007. С. 163.

2. Банковское дело: стратегическое руководство / под ред. В. Платонова, М. Хиггинса. М.: Кон-салтбанкир. 2001. С. 412.

3. Банковское дело: управление и технологии: учебн. пособие для вузов / под ред. проф. А. М. Тавасиева. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2001. С. 658.

4. Банковские риски: учебное пособие / под ред. д-ра эконом. наук, проф. О. И. Лаврушина и д-ра эконом. наук, проф. Н. И. Валенцевой. М.: КНОРУС. 2007. С. 38.

5. Базельский комитет по банковскому надзору. Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: уточненные рамочные подходы. Ч. 2, раздел II. 2004. С. 24. URL: http://www.cbr.ru/today/PK/Basel.pdf.

6. Коробова Г. Г., Нестеренко Е. А. Управление банковскими рисками: учеб. / под ред. д-ра эконом. наук, проф. Г. Г. Коробовой. М.: Юристъ. 2002. С. 696.

7. Лаврушин О. И. Управление кредитным риском. М.: Юристъ. 2002. С. 447.

8. О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности: положение Банка России от 26.03.2004 № 254-П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. О развитии малого и среднего предпринимательства: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

10. Сабиров М. З. Кредитный портфель коммерческого банка: дис. ...канд. экон. наук. 2002. Из фондов Гос. российской библиотеки. С. 11—16.

11. Энциклопедия финансового риск-менеджмен -та / под ред. А. А. Лобанова, А. В. Чугунова. М.: Альпина Бизнес Букс. 2005. С. 363.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.