Научная статья на тему 'Процесс создания дизайн-проектов упаковок - достижение нового этапа потребительских и эстетических свойств'

Процесс создания дизайн-проектов упаковок - достижение нового этапа потребительских и эстетических свойств Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
102
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Процесс создания дизайн-проектов упаковок - достижение нового этапа потребительских и эстетических свойств»

|УПАКОВКА И ЛОГИСТИКА

Процесс создания дизайн-проектов упаковок

достижение нового этапа потребительских и эстетических свойств

А.П. Гавриленко, Н.Н. Толкунова

Орловский государственный технологический университет

Упаковка - составная часть современной массовой культуры общества, продукт дизайна. Поэтому она должна обладать не только определенными свойствами (защитными, потребительскими, экологическими и т.п.), но и удовлетворять любые, даже самые изысканные эстетические потребности покупателя; не только формировать эстетическое сознание и эстетический вкус, но и эстетический уровень массового потребителя в целом. К эстетическим свойствам потребительской упаковки можно отнести ее информативность, привлечение внимания покупателя за счет дизайнерского решения внешнего вида (формы), стимулирование сделать покупку. Таким образом, потребительские и эстетические свойства продлевают коммерческую жизнь товара, выводят его на рынок, способствуют переключению покупательского спроса на обновленную продукцию в результате создания новых дизайн-проектов упаковок.

Сегодня активным средством повышения привлекательности упаковки с расширенными потребительскими и эстетическими свойствами служит обновление дизайн-конструкций и формообразования. Наибольшей эффективности в достижении нового этапа потребительских и эстетических свойств можно добиться в случае соответствия художественно-конструкторского решения (дизайна) упаковки критериям изобретения и промышленного образца. В результате достигаются не только высокие технико-экономические показатели качества упаковки, но и

оригинальный эстетичный внешнии вид.

Создание дизайн-проектов таких упаковок должно начинаться с анализа прототипов будущей упаковки, существующих дизайнерских решений и тенденций в мировой практике. При этом акцент делается на максимально проявляющиеся в прототипах потребительские и эстетические свойства; анализируются возможные недостатки прототипов (низкая прочность, жесткость, ненадежность), в частности, в конструкции и форме; оценивается экономическая целесообразность улучшенных дизайн-проектов упаковок на базе существующих технологий их изготовления. Решению этих проблем может послужить введение в конструкцию упаковок новых пластических элементов, образование нового соединения элементов и узлов, позволяющих улучшить существующие или придать новые потребительские и эстетические свойства. А простота конструкции может не только упростить сборку за счет введения в конструкцию упаковки упрочняющих элементов, но и повысить ее надежность, привести к новому решению формы.

В качестве примера разработки дизайн-проектов упаковок с акцентированными потребительскими и эстетическими свойствами могут служить правильные выпуклые многогранники (полиэдры, или тела Платона), которые наиболее эстетически выразительны и интересны с точки зрения архитектоники и комбинаторики (рис. 1).

Данные конструкции (дизайн-проек-

ты) используются довольно редко, поэтому упаковки подобного вида привлекают внимание потребителя больше, чем какие-либо другие. Примером при создании конструкций таких упаковок послужили естественные прототипы архитектоничности и комбинаторного формообразования, раскрывающиеся в разнообразных живых и неживых творениях природы (алмазы, гранит, стекло, пенопласт, слюда, воск и т. п.). Кристаллическим формам, как и упаковкам подобных дизайн-конструкций, присуще: равенство и стандартность всех элементов (ребер, граней, углов); предельно высокая регулярность, организованность, симметричность; наибольшая эффективность, экономичность строения; оптимальная конструктивность, способность сопротивляться всем видам напряжений и, как следствие, прочность, жесткость и надежность конструкции в целом; взаимосвязь между собой (конструкциями подобного вида), разносторонняя комбинаторность; стройность, цельность, красота.

Несмотря на кажущуюся сложность конструкции, она проста в сборке. Треугольные торцевые стенки конструкции упаковок отличаются повышенной жесткостью и надежностью. Такие упаковки предполагается использовать для молочных и кисломолочных продуктов (молока, ряженки, кефира, сметаны и т.п.), йогуртов, а также соков и нектаров. Можно считать, что конструктивное решение дизайн-проектов упаковок (рис. 1) выполнено на уровне изобретения, хотя не менее важной целью

PACKAGING AND LOGISTICS

FFFFR

был оригинальный внешний вид как средство достижения нового этапа повышения потребительских и эстетических свойств. Эта цель достигнута, и оригинальное формообразование рекомендуется использовать как будущий промышленный образец.

Другим примером в достижении нового этапа потребительских и эстетических свойств служат дизайн-проекты упаковок (рис. 2, 3), где особенностью формообразования является ориентация силуэта упаковок на использование в конструкции трапециевидного верха и прямоугольного поперечного сечения. Это предполагает легкость и стройность формы, сохраняет визуальную устойчивость и сбалансированность всех элементов. Как и в предыдущих конструкциях упаковок, сборка проста и надежна. Данные упаковки отличаются широтой сфер применения, их также можно использовать для молочных и кисломолочных продуктов, соков, йогуртов и т. п. Дизайн-проекты таких упаковок характеризуются разнообразием применяемых для их изготовления материалов (картон, бумага, жесткий листовой полимер и т. д.).

Вследствие функциональных особенностей использования в них продуктов предполагается разовое вскры-

тие и дальнейшее разрушение упаковки, что не умоляет достижений конструкторской мысли и общего дизайнерского подхода к решению стоящих проекционных задач. Следует подчеркнуть еще одну особенность дизайн-проекта упаковки - это перемещающаяся декоративная лента с функциями рекламы, которая легко вынимается (заменятся на новую) и всегда может донести необходимую мгновенную информацию о товаре до потребителя (рис. 4). Человеку достаточно бросить беглый взгляд на упаковку и оценить, стоит ли затрачивать усилие на дальнейшее ознакомление с продуктом. Только после того, как человеку понравится дизайн упаковки, он решится прочитать практическую информацию о товаре.

Таким образом, цель создания упаковки - привлечь и одновременно внушить доверие потребителю. Упаковка, сочетающая качество с привлекательным дизайном, привлекает к себе взгляды покупателей ничуть не хуже содержащейся в ней продукции. Именно за счет дизайна упаковки в большинстве случаев покупатель отдает предпочтение товару среди прочих равных. Дизайн упаковки - один из основных инструментов мотивации совершения покупки.

Рис. 3. Дизайн-проект упаковки для молочных и кисломолочных продуктов (с декоративной лентой с функциями рекламы)

Достижение нового этапа потребительских и эстетических свойств в процессе создания дизайн-проектов упаковок проявляется в новом формообразовании, в то время как методом его достижения служит новый конструктивный подход к решению экономико-технических задач. Этот путь позволяет максимально, на новом уровне развить потребительские и эстетические качества дизайн-проектов упаковок, необходимых для удовлетворения покупательского спроса и движения товара на рынке.

СИГМА-СЕРВИС

I ч Ч v /

ы

Комплектация предприятий пищевой промышленности (запорная и соединительная арматура, трубы, лист, прокат). Оборудование для ^ау

пищевых производств. - ¡Л,

144001,Россия,г.Электросталь МО, (495)702-90-25

Строительный пер.5 (496)575-44-33

е-таН:£|дта@е1ек{гоз(а1.ги 575-90-77

www.sigma-servis.ru 577-43-04

ПРОИЗВОДСТВО УПАКОВКИ ИЗ БУМАГИ

GRAFITAL

ООО «Графитал» г. Москва, ул. Новгородская, д. 1. Тел. (495) 741-07-17, www.grafital.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.