В]УПАКОBKA И ЛОГИСТИКА
ТЕМА НОМЕРА
Тубы для продуктов питания
Ни для кого не секрет, что туба -наиболее удобная упаковка для любых пастообразных и кремообразных продуктов. Свою историю туба начала с красок, широкое распространение и славу приобрела, служа упаковкой для свежеизобретенной в XIX веке зубной пасты. С тех пор трубы сильно изменились.
Из чего делается туба?
Современные тубы различают по видам материалов, из которых они сделаны - металлические (алюминиевые), пластиковые (экструзионные) и ламинатные (с алюминиевым (ABL) или пластиковым (PBL) - барьерным слоем.
Какими же преимуществами обладает туба из того или иного материала?
Алюминиевые тубы начали использоваться еще в 1841 г., этот вид туб и сейчас востребован во всем мире. Только в США их производство превышает 0,5 млрд шт. в год. Эти тубы обладают превосходными барьерными качествами, но ограниченными возможностями по их оформлению. Они «заминаются» и не восстанавливают свою форму. Так же ограничены возможности печати как по самой тубе, так и по ее плечикам. Зато металлические трубы идеально защищают содержимое от света. Следствием этих ее качеств является широкое распространение алюминиевых туб в фармацевтике. Но и пищевые производства используют эту упаковку: на отечественном рынке выпускаются горчица, разные соусы, сгущенка.
Пластиковые (экструзионные) тубы обладают рядом преимуществ перед алюминиевыми в возможностях оформления, но уступают их барьерным качествам. Благодаря упругости материала пластиковые тубы не деформируются в процессе использования. После выдавливания пластиковая туба всасывает воздух и принимает первоначальный вид. Такая «гибкость» - отсутствие остаточной деформации - не всегда благотворно сказывается на упакованной продукции! Ведь вместе с воздухом (а кислород воздуха, как окислитель, может приводить к порче продукта) в такую тубу проникают бактерии. Надо отметить низкие барьерные свойства пластиковых туб - через пластик могут проникать некоторые низкомолекулярные соединения. Поэтому в пластиковые тубы не упаковывают многие виды продукции, для которых необходимы высокие защитные свойства упаковки (например, в фармацевтике).
Ламинатные тубы совмещают преимущества барьерных качеств алюминиевых туб (при использовании АВ1_-ламината) с широкими возможностями оформительских решений экструзион-ных туб. Ламинатные тубы с пластиковым барьерным слоем (РВ1_) не обладают остаточной деформацией (в отличие от туб из АВ1_-ламината), т. е. всасывают воздух при использовании. Ламинатные тубы имеют неоспоримое преимущество перед экструзионными благодаря своим высоким барьерным свойствам. Поэтому ламинатные тубы используют в тех областях, где упаковка в пластиковые тубы невозможна или нежелательна (фармацевтика, средства гигиены полости рта, продукты питания, бытовая химия). В ламинат упаковывают фруктовые десерты, шоколадный крем, какао, вареную и обычную сгущенку, мед, кетчупы, соусы, горчицы, соки, энергетические напитки, паштеты из рыбы, субпродуктов и многие другие продукты.
И пластиковые, и ламинатные тубы могут быть прозрачными. На обоих видах туб возможно тиснение разноцветной фольгой.
В случае ламинатных туб можно воплотить оригинальные дизайнерские решения за счет различных комбинаций слоев ламината.
Преимущества тубы как вида упаковки
Все более широкое применение в самых разных отраслях промышленности туба находит благодаря высоким защитным свойствам. Материалы, из которых изготовляют тубы, - металл, пластик и ламинат - надежно защищают продукты от бактерий, воды, кислорода и света. Туба ограничивает контакт содержимого с внешней средой. Она также препятствует и обратному процессу - выделению наружу активных составляющих продукта (например, эфирных масел). Тубы из алюминия и ламинатного полотна обладают ограниченной упругостью и не «всасывают» воздух при постепенном опорожнении. Иначе вместе с воздухом в тубу попадали бы бактерии и пары воды. Таким образом, содержимое тубы не портится в процессе использования. Отсутствие контакта с воздухом - необходимое условие хранения многих продуктов (фармацевтика, продукты питания, некоторые виды хозяйственных товаров), для остальных продуктов - условие желательное.
Возможно заваривание выходного отверстия тубы защитной алюминиевой мембраной. Такая мембрана уве-
личивает срок хранения и гарантирует потребителю неприкосновенность содержимого. На тубу можно нанести яркое полноцветное изображение высокого качества. Туба позволяет дозировать необходимое количество продукта без применения дополнительных приспособлений. После использования она герметично закрывается. Продукт в ней надежно защищен от воздействия окружающей среды. В отличие от любой другой емкости туба не боится опрокидывания, поэтому потребитель застрахован от пятен на мебели или одежде. Современные тюбики выдерживают давление до нескольких атмосфер, не лопаются и не протекают. Весь объем, занимаемый тубой, - это объем упакованного в нее продукта, поэтому туба экономит место и на складе, и в сумке потребителя.
Для упаковки ряда продуктов изготовляют «усовершенствованные» тубы, например, с длинными тонкими носиками или с особой насадкой на горлышко. Так, туба становится самостоятельным инструментом при использовании ее содержимого. Туба оригинальной конструкции заменит кисточку, шпатель, щеточку для нанесения продукта, даже кулинарный шприц, если речь идет об упаковке десерта. Туба - самодостаточный инструмент для извлечения продукта. Покупателю продукта в тубе не понадобится ни нож, ни ложка, чтобы достать продукт и намазать его, например, на кусочек хлеба (десерт, паштет) или мяса (соус). Следовательно, продукт в тубе легко взять с собой в дорогу, на работу, в офис, в путешествие, на пикник, т. е. любой продукт в тубе становится мобильным.
Что означает «мобильность» продукта? Это условное понятие никак не связано с рецептурой, сроком хранения и даже его стоимостью. «Мобильный» продукт - это продукт, уместный в любой будничной ситуации для любого покупателя (в офисе, в институте, в школе, в дороге, в походе). «Мобильным» продукт делает упаковка - удобная, легкая, безопасная, надежная, -такая как туба. Второе важное свойство «мобильного» продукта - для его употребления не требуются дополнительные «приспособления» вроде столовой ложки или ножа. Туба - самодостаточный инструмент для дозирования. Йогурт в стаканчике или творог в пластиковой коробочке также «мобильны», их можно взять с собой. Но перекусить этими продуктами (а вернее, упакованными таким образом продуктами) покупателю удастся только после того, как в руках окажется ложка.
Необходимо отметить, что до сих пор продукты в тюбиках сохраняют для покупателя оттенок новизны и выделяются среди прочих товаров на магазинных полках. Используя тубу, можно легко объединить различные продукты питания в ассортиментную линию и тем самым повысить привлекательность товара для покупателя.
Туба в небе и на земле
Традиционно в нашей стране к продуктам в тубах относятся как к «питанию космонавтов». И вряд ли стоит говорить о значении полноценного, а главное, безопасного питания для космонавтов. Ситуация отравления некачественными из-за плохой упаковки продуктами для космонавта просто недопустима. Поэтому технические условия по производству туб для космоса были и есть весьма сложны, а их соблюдение- безупречно. Внутри тубы покрываются ровным слоем консервного лака, снаружи - двойным слоем эмали. Продукты для космонавтов стерилизуются в автоклаве в течение 2 ч, и часть этого времени - при температуре 120 °C и повышенном давлении. Как внутреннее лаковое покрытие, так и внешний эмалевый слой должны выдерживать такие условия.
Наверное, многим будет небезынтересно узнать, что у космонавтов самым популярным блюдом «из тубы» был и остается по сей день творог с фруктовыми добавками (яблоками, курагой, клюквой), напитки и соки, а также протертые клюква и брусника. В тубы упаковывали много дробленых и протертых продуктов: курагу и чернослив с сахаром, землянику и другие ягоды, а кроме того - натуральный мед. За все годы полетов в космос изготовлялось около 70 наименований блюд с упаковкой в тубы. С 1964 по 1982 г. туба была единственной упаковкой для питания космонавтов.
Срок хранения продуктов в тубах для космонавтов от 15 до 18 мес. Специалисты строго контролируют качество нанесения консервного лака на внутреннюю поверхность тубы, которое является очень важным фактором для сохранения продуктов питания космонавтов. Ведь в состав блюд и продуктов для космонавтов никогда не вводились консерванты и другие химические вещества - используются исключительно натуральные продукты.
Упаковка космического питания осуществлялась только на специальном производственном участке, и в силу ограниченных объемов изготовления и высочайших требований стоили эти продукты очень дорого. Но, тем не менее, их иногда использовали для питания земных «спецпотребителей» - участников различных экспеди-
ций, например, на Эверест или на Северный полюс.
На земле вообще нашлось применение тубам для различных продуктов питания. Например, в тубы производства компании «ТОРН-СТС», сертифицированные для пищевых продуктов, сегодня упаковывают «Космик» - ягодный джем из малины, вишни, черники, клюквы и крыжовника (кстати, его производитель действительно был воодушевлен космической темой при создании своего продукта).
В тубы упаковывают более полутора десятков видов продуктов разных ценовых категорий и разного назначения. Среди пищевых продуктов, которые можно паковать в тубы и для обычных «землян»: соусы и приправы, десерты, молочные продукты и даже мясо и рыба. К продуктам пастообразного свойства относится не только горчица и томат-паста, как можно подумать вначале, но также паштеты, мягкие сорта сыров, творожная масса, шоколадные кремы и пасты, кетчуп, мед и различные десерты на его основе, джемы, повидло, варенье, густой йогурт, майонез и разные соусы и еще многое другое.
У европейского покупателя выбор упакованных в тубу продуктов очень широк. Так, в приграничном финском городке на полке небольшого супермаркета обнаружились рыбный и мясной паштет, деликатесная закуска из мяса птицы и копченая икра трески, несколько сортов мягких сыров и творожная масса, шоколадный крем и мо-лочно-ванильная паста, мед и медово-лимонный десерт, джемы, повидло, варенье, густой йогурт - все в тубах. Местные жители без сомнений укладывали их в свои корзины, а российские гости приобретали продукты в тубах не только из желания подкрепиться между лыжными прогулками, но и в качестве... сувенира.
Отечественные же производители продуктов питания до сих пор испытывают определенные сомнения относительно тубы. Постараемся развеять эти сомнения.
Какие именно продукты можно упаковать в тубы?
Разделим продукты, которые имеют пастообразную консистенцию, на несколько подгрупп:
• соусы и приправы (кетчуп, хрен -тертый, с добавками), томат-паста и соусы на ее основе, горчица и соусы на ее основе, майонез и соусы на его основе, другие соусы, в том числе традиционные национальные рецепты;
• десерты в тубах (повидло и джемы, желе (фруктовые, ягодные), мед и десерты на его основе, кремы и пасты (шоколадные, сливочные, орехо-
вые), сгущенное молоко и пасты на его основе;
• мясо- и рыбопродукты (паштет печеночный, рыбный паштет, паштет на основе икры рыб);
• молочные продукты.
Соусы и приправы
Мы не зря начали обзор именно с них - ведь, например, горчице принадлежит 70 % от всего количества туб, в которые пакуются пищевые продукты.
Соусы и приправы относят к категории продуктов «вспомогательного» назначения. Они дополняют и украшают вкус основных блюд, но не более того. Тем не менее соусы и приправы чрезвычайно популярны у потребителей. В любом магазине покупатель найдет несколько сортов кетчупа, горчицы и майонеза. В крупных супермаркетах счет идет на десятки наименований этих видов продуктов. Конкуренция на рынке традиционных соусов и приправ не ослабевает.
Действительно, некоторые сорта горчицы, хрена и кетчупа уже сегодня продаются в тубах. Но стоит учесть, что, во-первых, более половины этих продуктов - импортные (Австрия -компания Haas, Германия - компания Kuhne), а во-вторых, зарубежные производители используют алюминиевые тубы (таков сложившийся в странах Западной Европы стереотип потребления).
Российские производители пока не балуют своих соотечественников соусами и приправами в тубах. Скорее всего уверенное положение на рынке соусов займут именно те компании, которые смогут первыми сочетать удачные рецепты продуктов и упаковку в тубу.
Десерты
Пастообразные десерты - особая категория продуктов на рынке кондитерских изделий. Отметим, что мед также относится к категории сладких пастообразных продуктов. Мед - уникальный природный дар - очень популярен у покупателей.
Десерты пригодятся для любого чаепития, кофейной паузы в офисе, на пикнике, на прогулке, в дальней дороге, детям в школе, госпитализированным больным. Обычно потребители приобретают пастообразные десерты для завтрака и полдника.
Для потребления десерта, упакованного в тубу, покупателю не нужно использовать ложку, нож или другой «домашний»
Щ\ УПАКОВКА И ЛОГИСТИКА
^ ТЕМА НОМЕРА
инструмент. Прямо из горлышка тубы десерт попадает на кусочек хлеба, печенье, в чашку.
Главные сладкоежки - дети, и десерт, упакованный в тубу, скрасит школьную переменку для ребенка. Туба выдерживает давление несколько атмосфер, поэтому не перепачкает портфель и учебники.
Наиболее интересное решение для упаковки десерта - прозрачная туба. Мед, разноцветные джемы, белая и коричневая сгущенка прекрасно смотрятся сквозь прозрачные стенки такой упаковки.
Покупатель сможет использовать тубу с десертом (кремом, пастой) как кулинарный шприц, если носик тубы будет выполнен в форме удлиненной тонкой насадки. Такой продукт легко будет использовать для украшения домашних тортов и печенья, без дополнительных приспособлений.
Единственный недостаток тубы при упаковке десертов: нельзя вводить в рецептуру продукта цельные орехи. В остальном туба идеально подходит для упаковки десертов: преувеличенно сладких и слегка подслащенных, для легких и калорийных, для перетертых (варенье) и очень густых (определенные сорта меда).
Мясо- и рыбопродукты
Наиболее подходящий для упаковки в тубу продукт мясной и рыбной промышленности - паштет (паштет мясной из мяса курицы, индейки, свиной, в том числе смальц, говяжий).
Сегодня в продаже можно найти множество сортов мясных и печеночных паштетов российского и зарубежного производства. Рыбные и икорные паштеты - редкость на наших прилавках (за исключением, пожалуй, шпротного паштета прибалтийского производства).
Паштеты пользуются боль-
дие щ[его сопсептко гитйд
шим спросом у покупателей. Это прекрасная закуска для завтрака и ужина. Паштеты используют для приготовления бутербродов и канапе.
Обычно паштеты упакованы в консервные банки, лотки из фольги или пластиковые «мешочки-трубочки» (их закрывают с двух сторон металлическими скрепами). Ни один из отечественных производителей паштетов не использует тубу. В зарубежном опыте есть ряд удачных примеров по упаковке в тубу мясных, рыбных и икорных паштетов.
Паштет, упакованный в тубу, можно взять с собой в дорогу, путешествие, на пикник. Паштет в тубе пригодится на кухне в офисе для быстрого приготовления бутербродов или канапе для закуски в рабочий перерыв. Туба избавит от необходимости брать нож или вилку, паштет прямо из горлышка тубы попадает на кусочки хлеба или крекеры.
Защитные свойства туб достаточно высоки, чтобы обеспечить надлежащие сроки хранения для паштетов.
Молочные продукты
Молочные продукты пользуются неизменным повышенным спросом у покупателей. Традиционно в нашей стране к молоку и молочным продуктам относятся с любовью и уважением, и не без оснований.
Выделим среди обилия молочных продуктов ряд пастообразных:
• йогурты;
• мягкий творог и десерты на его основе;
• мягкие сорта сыров (плавленые);
• мягкое масло (с добавками трав, специй);
• сгущенное молоко и десерты на его основе.
В силу своей популярности молочные продукты больше других нуждаются в «мобильности». Молочный продукт в тубе может стать для любого покупателя спутником на целый день, особенно рабочий. Конечно, йогурт в стаканчике (творог в коробочке) тоже может стать спутником на целый день, только съесть его удастся после того, как в руках окажется ложка. Туба не нуждается в столовых приборах. Что касается удобства открывания и закрывания тубы, то в большинстве случаев этот вопрос решается с помощью откидной крышки.
По свидетельству разработчиков «космического питания», именно творожные и сладкие блюда (творог с натуральными тертыми добавками) были и остаются излюбленным кушаньем космонавтов в полетах.
Разумеется, речь не идет о необходимости фасовать в тубу кефир или молочную сыворотку. Но такие продукты, как йогурт или мягкий творог с до-
бавками (шоколад, протертая курага), за счет пастообразной консистенции прекрасно сочетаются с тубой. Молочные пастообразные продукты, упакованные в тубу, приобретают новые потребительские свойства. Пастообразный молочный продукт в тубе пригодится: для ребенка в школе; взрослому на работе, в институте; в автомобиле в долгой поездке (откидная крышка тубы упрощает открывание-закрывание) водителю и пассажиру; в поезде; в путешествии, в долгой прогулке; в пешем, и даже велосипедном и байдарочном походах; госпитализированному больному.
Во всех перечисленных ситуациях туба демонстрирует прочность (не протекает и не лопается), выносливость (выдерживает давление в несколько атмосфер), безопасность (соответствует гигиеническим и санитарным нормам), удобство (не боится банального опрокидывания, поскольку продукт из тубы не вытечет).
Молочный продукт в тубе - отличная замена фастфуд. Мягкий сыр, творог или йогурт в тубе гораздо полезнее и рациональнее для организма человека, нежели уличное «быстрое питание».
В тубы упаковывают полноценные, полезные для организма питательные и вкусные продукты. Так можно упаковывать даже диетические продукты. Продукты в тубах могут составить конкуренцию для «быстрого уличного питания». Но это возможно лишь в том случае, если туба будет задействована большим количеством предприятий по производству продуктов питания - молочных, мясных, рыбных.
А в Европе?
А в Европе тем временем прогресс шагнул так далеко, что в тубы стали паковать даже русский национальный напиток - водку. Производители говорят о своем выборе необычной упаковки для напитка так: «Нет больше неудобной стеклянной бутылки, которая мешается в руках в самый неподходящий момент, например - в ночном клубе. Туба легко закрывается, удобно помещается в карман. Положив ее в карман, вы не будете стеснены в движениях и сможете свободно перемещаться. Не говоря уже о том, что упакованный таким образом напиток привлечет внимание окружающих и к вам».
Вывод продукта сопровождается сексуальной рекламной компанией. Эти рекламные плакаты можно увидеть на сайте www.tuba.ru.
Потенциал рынка
Сегодня рынок пищевой промышленности демонстрирует стабильный
прирост. Причем 90 % всех продуктов питания упаковывается в индивидуальную упаковку, отсюда и заинтересованность российских производителей в новых видах упаковки.
Но на спрос на тубы со стороны пищевиков помимо всего влияют некоторые факторы. Во-первых, производитель продуктов питания, в общей своей массе, не готов сразу приобрести тубонаполнительную линию. Известно, что такое оборудование стоит достаточно дорого.
Кроме того, многие производители соусов выпускают свой продукт в стеклянных бутылках и банках, позиционируя товар как премиум-класс. По их мнению, продукт просто не будет смотреться в тубе. Такая точка зрения хорошо известна производителям туб, поэтому они адресуют свои предложения на рынок продуктов повседневного спроса в сегменте «масс-маркет».
Следует заметить, что для производителей товаров повседневного спроса упаковка в тубы в конечном итоге очень выгодна. Помимо того, что продукт в тубе - непривычный оригинальный товар, привлекающий все большее число покупателей, туба переводит его в разряд «мобильных» товаров. Это означает, что такие продукты, как мед, шоколадные десерты, джемы и различные соусы, могут продаваться почти на выходе из магазина, около кассового аппарата. Таким образом, покупателю не придется заходить в бакалейный отдел, куда, возможно, он и не собирался заходить вообще. Все это повышает количество импульсных покупок и неминуемо ведет к увеличению потребления.
Академия конъюнктуры продовольственных рынков провела специальное исследование рынка продуктов, упакованных в тубы, и выяснила, что в России потенциал тубы в пищевой промышленности почти не реализован, это направление только завоевывает первые позиции.
Спрос на пищевые продукты в тубах растет, но довольно медленно. Тем не менее с ростом популярности качественных продуктов питания в тубах и привыканием покупателей к такой упаковке потребление туб на продуктовом рынке будет расти все большими темпами.
Первыми осуществляют переход на тубы производители кетчупа, горчицы и майонеза, а также производители сладких десертов, таких как сгущенное молоко, джем, мед. Этот процесс растянется на несколько лет. Производители молочных и мясных продуктов выйдут на рынок значительно позже. Только тогда рынок начнет развиваться ускоренными темпами. По оценкам специалистов из Академии конъюнктуры промышленных рынков, к 2010 г. темпы роста спроса могут достичь 3050 %.
Аренда оборудования
Итак, производителя пищевой продукции останавливает дороговизна ту-бонаполнительного оборудования. Но ведь для упаковки продукта в тубы не обязательно покупать тубонаполни-тельное оборудование, его можно арендовать у третьей компании. Такое решение может быть очень выгодно, например, если производитель собирается изготовить пробную партию своего продукта в тубах.
Компании-собственники тубонапол-нительного оборудования зачастую оказывают услуги по фасовке чужой продукции. Иногда это специализированные предприятия, а иногда - производители любой пастообразной продукции, чьи упаковочные мощности загружены неполностью. Такие компании примут изготовленные по вашему заказу тубы и профессионально расфасуют вашу продукцию на своем оборудовании.
Опыт
Спрос на традиционные виды туб остается неизменным несколько последних лет. Лидеры спроса — ламинат-ные тубы вместимостью от 100 до 200 мл.
Среди российских предпринимателей, успешно фасующих свою продукцию в тубы, можно отметить компанию «Медовый дом», фасующую в тубы мед. Крупные торговые сети, закупающие их продукцию, обращают внимание прежде всего на необычную для этого продукта упаковку. По замыслу менеджеров «Медового дома», продукцию в тубах удобно разместить около касс супермаркетов и магазинов. Обычно мед располагается на полках бакалейных отделов, но здесь продукт в тубе найдет только тот покупатель, который зайдет в этот отдел намеренно. Мед в тубе, который можно
приобрести почти на выходе из магазина, около кассового аппарата, переходит из «бакалейной» категории в разряд «мобильных» продуктов.
Петербургская компания «Пикник» — производитель «мобильного» сгущенного и вареного сгущенного молока «Мак-Ми». Данные продукты упакованы в тубу вместимостью 200 мл. Сгущенное молоко в тубах - первый опыт петербургских предпринимателей в работе с этой упаковкой, и опыт очень удачный. «Пока другие производители используют традиционную упаковку - банки, бутылки из разных материалов, - мы осваиваем хорошо забытую «старую» тубу, которая сейчас выглядит как новинка», - говорит менеджер компании. По его мнению, сегодняшнее отношение к тубе - результат замедленного развития упаковочных технологий в нашей стране. На практике большинство компаний предпочитает «бабушкины баночки». Молодое поколение, со школьных лет привыкшее к общению с мобильными телефонами и компьютерами, сможет в будущем оценить и преимущества «мобильных» продуктов.
Тенденция к развитию упаковки продуктов в тубы все же намечена. Надеемся, что туба займет уверенные позиции среди других видов упаковок.
ЕЛЕНА ЛИТВИНОВА, редактор сайта www.tuba.ru
Фотографии предоставлены «Торн-СТС», «Паккинг-групп», «Юргон»