Научная статья на тему 'Дизайн потребительской упаковки'

Дизайн потребительской упаковки Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
874
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Гавриленко А.П., Толкунова Н.Н.

Проблема конкурентоспособности продукции и дизайна потребительской упаковки имеет немаловажное значение на современном этапе развития рыночных отношений и общества. Гармоничное сочетание всех элементов дизайна в конструкциях упаковок делают их красивыми в эстетическом плане и удобными в использовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Design of consumer packaging

Problem of competitiveness of production and design of consumer packaging has important role at present stage of development of market attitudes and societies. Harmonious combination of all elements of design in structure of packaging makes them more attractively and convenient in use.

Текст научной работы на тему «Дизайн потребительской упаковки»

УПАКОВКА И ЛОГИСТИКА

Дизайн потребительской упаковки

А.П. Гавриленко, Н.Н. Толкунова

Орловский государственный технологический университет

Сегодня потребительская упаковка представляет одну из самых значительных областей дизайна. Новые тенденции в области дизайна потребительской упаковки, выдвигаемые обществом, рынком и самими потребителями, привнесли изменения в экономические, технологические и эстетические требования, предъявляемые к упаковке. Большое внимание уделяется функциональности упаковки, так как довольно часто побудительным мотивом в приобретении товара становится привлекательная, яркая, функциональная упаковка. В этом важную роль играют элементы дизайна, влияющие на разработку и изготовление потребительской упаковки.

В настоящее время потребительская упаковка практически служит неотъемлемым атрибутом современной культуры, призвана воспитывать эстетический вкус, культуру потребления и продажи товаров. Сам профессионал-дизайнер - его мировоззрение, художественно-проектная культура и созданная им упаковка также являются продуктами окружающей культурной среды, которая связана с традициями и тенденциями исторического развития, влияет на современное культурное состояние общества в целом. Таким образом, проектируя потребительскую упаковку, дизайнер оказывается вовлеченным в решение задач соответствия проектируемого изделия (упаковки) национальным и историческим

корням. На сегодняшний день самыми востребованными оказались специалисты в области технологии упаковки, упаковочного машиностроения, маркетинга, конструирования и дизайна упаковки. От их профессионализма зависит конкурентоспособность товара среди выпускаемых аналогов, формируется представление потребителя о товаре и фирме, его изготовившей, в целом.

Графический дизайн, как особый вид художественно-проектной деятельности, обладает ярким языком наглядных образов, с помощью которого выражаются идея создания и замысел дизайнерской разработки, создаются эскизы оригинал-макетов будущих потребительских упаковок. Заметную роль в графическом дизайне играет и рисунок, в котором дизайнер часто ограничивается лишь применением геометрической, абстрактно-стилизованной графики.

Используя методы чертежной графики, дизайнер выполняет различные виды схем-разверток, чертежей, осуществляет разметку и вспомогательные построения оригинал-макетов упаковок. Кроме традиционных средств, дизайнер пользуется различными чертежными инструментами и измерительными принадлежностями. В последнее время к инструментам дизайнера добавились компьютеры, которые позволяют не только имитировать традиционные техники создания дизайн-проектов, но и открывают новые возможности ра-

interpackfl

PROCESSES AND PACKAGING

PACKAGING AND LOGISTICS

Щ

боты над ними. Особый интерес представляет прикладная (промышленная) графика, которая тесно связана с художественным проектированием упаковки и играет важную роль в ее создании.

Графические материалы - это все многообразие средств, которые дизайнер использует в своей работе. Все они являются средствами художественно-образной выразительности, которые помогают сделать макет будущей упаковки более наглядным и эмоционально-выразительным. К ним относят графические карандаши, уголь, соус (используемые при создании рисунков, чертежей, схем-разверток); бумага, гофрокартон и другие материалы для их трансформации в макеты упаковок.

Бытует совершенно оправданная позиция как большинства специалистов в области маркетинга, так и большинства потребителей, что намного приятнее приобрести товар в надлежащем виде, должного качества и в хорошей упаковке. Неправильно выполненный дизайн-проект упаковки не только искажает представление о товаре, но и создает ложную картину о его качестве и свойствах. Упаковка надежна и эффективна, если отражает образ продукта, его суть, назначение, свойства, свидетельствует о том, что продукт закрыт и защищен.

Одна из самых культурно-насыщенных видов упаковки сегодня -потребительская упаковка в области кондитер-ских изделий. Предлагаемые оригинал-макеты упаковок для данного вида изделий можно считать не только креативными, но и вполне реальными, готовыми к промышленному производству (рис. 1-4). Орловским кафе «Лабиринт» было предложено разработать дизайн-проекты упаковок для продажи своей продукции как в самом кафе, так и «на вынос». Различные мини-пироженные, мини-тортики, конфеты (приготовленные по особой, эксклюзивной рецептуре) должны подаваться в фирменной упаковке с отличительной символикой кафе (в бело-синей цветовой гамме, с логотипом). В результате были разработаны четыре оригинал-макета упаковок, которые отличаются оригинальным конструкторским решением, сохраняют узнаваемость и фирменную принадлежность за счет художественно-эстетического воздействия на потребителя - характера используемых линий и пластики форм.

Так, например, структурная пластика линий и формы оригинал-макетов упаковок свидетельствуют об энергичном и выразительном их характере, оказывают тонизирующее влияние на покупателя (рис. 1). Плавность линий, т. е. скульптурная пластика конструкции, ассоциируются с удовольствием от потребления продукта, а также с женским началом (рис. 2).

Прямые линии (геометризм пластики) символизируют строгость, аккуратность, дисциплинированность (рис. 3); комбинированные линии (прямые и изогнутые), структурная пластика формы в дизайн-проекте упаковки - энергичность, непредсказуемость (рис. 4).

Представленные оригинал-макеты упаковок предназначены для различного кондитерского ассортимента, предлагаемого в кафе «Лабиринт» (наполнение зависит от выбора покупателя). В такие коробочки-упаковки, выполненные из картона или из двухслойного гофрокартона, могут быть помещены практически любые кондитерские изделия. Особенность данных упаковок состоит в том, что их конструкция предельно проста и предполагает бескле-евую сборку. При необходимости упаковка может фиксироваться декоративным элементом с нарядным фирменным рисунком, логотипом, этикеткой, что придаст ей большую нарядность и необычность. Объединяющим моментом всех четырех упаковок можно считать материал, из которого они сделаны (картон или гофрокартон), предлагаемый фирменный цвет, логотип, характерные для стилистики кафе. Гармоничное сочетание всех элементов дизайна в конструкциях упаковок делают их красивыми в эстетическом плане и удобными в использовании.

Таким образом, проблема конкурентоспособности продукции и дизайна потребительской упаковки имеет немаловажное значение на современном этапе развития рыночных отношений и общества.

Дюссельдорф, Германия

^24- 30 апреля 2008 www.interpack.com

ООО «Мессе Дюссельдорф Москва» 123100. Москва Краснопресненская наб., 14 строение 2, павильон 7 Тел,: (495) 259 77 29,940 АО 71 Факс: (495) 256 67 89,605 72 08 E-mail: PikulevaE@messedi,nj www.messe-duesseldorf.ru

Ш

Messe DiisseLdorf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.