УПАКОВКА И ЛОГИСТИКА
Дизайн потребительской упаковки
А.П. Гавриленко, Н.Н. Толкунова
Орловский государственный технологический университет
Сегодня потребительская упаковка представляет одну из самых значительных областей дизайна. Новые тенденции в области дизайна потребительской упаковки, выдвигаемые обществом, рынком и самими потребителями, привнесли изменения в экономические, технологические и эстетические требования, предъявляемые к упаковке. Большое внимание уделяется функциональности упаковки, так как довольно часто побудительным мотивом в приобретении товара становится привлекательная, яркая, функциональная упаковка. В этом важную роль играют элементы дизайна, влияющие на разработку и изготовление потребительской упаковки.
В настоящее время потребительская упаковка практически служит неотъемлемым атрибутом современной культуры, призвана воспитывать эстетический вкус, культуру потребления и продажи товаров. Сам профессионал-дизайнер - его мировоззрение, художественно-проектная культура и созданная им упаковка также являются продуктами окружающей культурной среды, которая связана с традициями и тенденциями исторического развития, влияет на современное культурное состояние общества в целом. Таким образом, проектируя потребительскую упаковку, дизайнер оказывается вовлеченным в решение задач соответствия проектируемого изделия (упаковки) национальным и историческим
корням. На сегодняшний день самыми востребованными оказались специалисты в области технологии упаковки, упаковочного машиностроения, маркетинга, конструирования и дизайна упаковки. От их профессионализма зависит конкурентоспособность товара среди выпускаемых аналогов, формируется представление потребителя о товаре и фирме, его изготовившей, в целом.
Графический дизайн, как особый вид художественно-проектной деятельности, обладает ярким языком наглядных образов, с помощью которого выражаются идея создания и замысел дизайнерской разработки, создаются эскизы оригинал-макетов будущих потребительских упаковок. Заметную роль в графическом дизайне играет и рисунок, в котором дизайнер часто ограничивается лишь применением геометрической, абстрактно-стилизованной графики.
Используя методы чертежной графики, дизайнер выполняет различные виды схем-разверток, чертежей, осуществляет разметку и вспомогательные построения оригинал-макетов упаковок. Кроме традиционных средств, дизайнер пользуется различными чертежными инструментами и измерительными принадлежностями. В последнее время к инструментам дизайнера добавились компьютеры, которые позволяют не только имитировать традиционные техники создания дизайн-проектов, но и открывают новые возможности ра-
interpackfl
PROCESSES AND PACKAGING
PACKAGING AND LOGISTICS
Щ
боты над ними. Особый интерес представляет прикладная (промышленная) графика, которая тесно связана с художественным проектированием упаковки и играет важную роль в ее создании.
Графические материалы - это все многообразие средств, которые дизайнер использует в своей работе. Все они являются средствами художественно-образной выразительности, которые помогают сделать макет будущей упаковки более наглядным и эмоционально-выразительным. К ним относят графические карандаши, уголь, соус (используемые при создании рисунков, чертежей, схем-разверток); бумага, гофрокартон и другие материалы для их трансформации в макеты упаковок.
Бытует совершенно оправданная позиция как большинства специалистов в области маркетинга, так и большинства потребителей, что намного приятнее приобрести товар в надлежащем виде, должного качества и в хорошей упаковке. Неправильно выполненный дизайн-проект упаковки не только искажает представление о товаре, но и создает ложную картину о его качестве и свойствах. Упаковка надежна и эффективна, если отражает образ продукта, его суть, назначение, свойства, свидетельствует о том, что продукт закрыт и защищен.
Одна из самых культурно-насыщенных видов упаковки сегодня -потребительская упаковка в области кондитер-ских изделий. Предлагаемые оригинал-макеты упаковок для данного вида изделий можно считать не только креативными, но и вполне реальными, готовыми к промышленному производству (рис. 1-4). Орловским кафе «Лабиринт» было предложено разработать дизайн-проекты упаковок для продажи своей продукции как в самом кафе, так и «на вынос». Различные мини-пироженные, мини-тортики, конфеты (приготовленные по особой, эксклюзивной рецептуре) должны подаваться в фирменной упаковке с отличительной символикой кафе (в бело-синей цветовой гамме, с логотипом). В результате были разработаны четыре оригинал-макета упаковок, которые отличаются оригинальным конструкторским решением, сохраняют узнаваемость и фирменную принадлежность за счет художественно-эстетического воздействия на потребителя - характера используемых линий и пластики форм.
Так, например, структурная пластика линий и формы оригинал-макетов упаковок свидетельствуют об энергичном и выразительном их характере, оказывают тонизирующее влияние на покупателя (рис. 1). Плавность линий, т. е. скульптурная пластика конструкции, ассоциируются с удовольствием от потребления продукта, а также с женским началом (рис. 2).
Прямые линии (геометризм пластики) символизируют строгость, аккуратность, дисциплинированность (рис. 3); комбинированные линии (прямые и изогнутые), структурная пластика формы в дизайн-проекте упаковки - энергичность, непредсказуемость (рис. 4).
Представленные оригинал-макеты упаковок предназначены для различного кондитерского ассортимента, предлагаемого в кафе «Лабиринт» (наполнение зависит от выбора покупателя). В такие коробочки-упаковки, выполненные из картона или из двухслойного гофрокартона, могут быть помещены практически любые кондитерские изделия. Особенность данных упаковок состоит в том, что их конструкция предельно проста и предполагает бескле-евую сборку. При необходимости упаковка может фиксироваться декоративным элементом с нарядным фирменным рисунком, логотипом, этикеткой, что придаст ей большую нарядность и необычность. Объединяющим моментом всех четырех упаковок можно считать материал, из которого они сделаны (картон или гофрокартон), предлагаемый фирменный цвет, логотип, характерные для стилистики кафе. Гармоничное сочетание всех элементов дизайна в конструкциях упаковок делают их красивыми в эстетическом плане и удобными в использовании.
Таким образом, проблема конкурентоспособности продукции и дизайна потребительской упаковки имеет немаловажное значение на современном этапе развития рыночных отношений и общества.
Дюссельдорф, Германия
^24- 30 апреля 2008 www.interpack.com
ООО «Мессе Дюссельдорф Москва» 123100. Москва Краснопресненская наб., 14 строение 2, павильон 7 Тел,: (495) 259 77 29,940 АО 71 Факс: (495) 256 67 89,605 72 08 E-mail: PikulevaE@messedi,nj www.messe-duesseldorf.ru
Ш
Messe DiisseLdorf