Научная статья на тему 'Процесс социализации личности и её интеграции в международное образовательное пространство'

Процесс социализации личности и её интеграции в международное образовательное пространство Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
292
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ПРИОРИТЕТЫ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ЦЕННОСТЬ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рубаева В.П., Баликоева М.И.

В данной статье рассматривается процесс социализации личности и её интеграции в международное образовательное пространство. Образовательные реформы требуют обновления содержания профессионального образования и ориентирования его на формирования общекультурной развитой личности с высокими моральнонравственными принципами. В связи с этим особое внимание уделяется процессу формирования нравственно-ценностных приоритетов у студентов. Именно вуз, как социальный институт, несет отвтетственность за выполнение социального заказа обществавысококвалифицированного специалиста, приспособленного продуктивно жить в современном мире; закладывает чувство социальной ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Процесс социализации личности и её интеграции в международное образовательное пространство»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№11/2015

ISSN 2410-6070

гимнастики позволяет активизировать деятельность центральной нервной системы. Для ее проведения используется сюжетная музыкальная фонограмма (детские песни) с четким музыкальным ритмом в размере 90-120 акцентов в минуту [5].

4. Корригирующую гимнастику. Данный вид двигательной деятельности представляет собой комплексы специальных упражнений на укрепление мышц спины и брюшного пресса, голеностопа, свода стопы. Используются упражнения с предметами (гимнастические палки, набивные мячи, массажные приспособления, гимнастическая стенка). Ее применение позволяет целенаправленно воздействовать на дефекты опорно-двигательного аппарата, укреплять необходимые мышечные группы. Здесь физические упражнения сочетаются с музыкальной фонограммой среднего и медленного темпа (60 акцентову).

5. Психомышечный тренинг. Он основывается на ритмически организуемых упражнениях напряжения и расслаблениях крупных мышечных групп. Использование психомышечной тренировки позволяет нормализовать мышечный тонус, сформировать способность управлять им. Для этой цели используется музыкальная фонограмма с четким ритмом, медленным и средним темпом (60-90 акцентов в минуту) [5].

6. Упражнения на расслабление. Эти двигательные действия основываются на движениях релаксационного характера. Их применение позволяет снижать повышенный мышечный тонус у детей, сформировать у них способность контролировать его состояние. Данные упражнения способствуют нормализации деятельности нервно-мышечного аппарата у детей. Для выполнения этих упражнений используется фонограмма с фоновым дополнением (пение птиц, журчание ручья и пр.) с медленным темпом [5].

Использование музыкально-двигательных средств в качестве средства дополнительного образования дошкольников позволит укрепить здоровье детей, создать предпосылки для их гармоничного развития. Список использованной литературы:

1. Березина, В. А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. - Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — М., 2002

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р г. Москва. Российская Газета (8 сентября 2014).

3. Кожухова, Н. Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Схемы и таблицы / Н. Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Борисова - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 192 с.

4. Кривицкая, Е. И. Применение занятий дополнительного физкультурно-оздоровительного комплекса для оптимизации физического состояния детей с функциональными изменениями иммунитета / Е. И. Кривицкая, Л. А. Соловьева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 1 (83). - С. 68-72

5. Максимова, С.Ю. Коррекционные возможности ритмической гимнастики в адаптивном физическом воспитании детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / С.Ю. Максимова // Адаптивная физическая культура. - 2011. Т. 46, № 2. - С. 15-16.

© Попова Е.Н., Максимова С.Ю., Нихаева Т.И., 2015

УДК 37.034

В.П. Рубаева, к.п.н., доцент

Кафедра иностранных языков Северо-Кавказский Горно-МеталлургическийИнститут (Государственный Технологический университет), г. Владикавказ, РФ

М.И. Баликоева, кп.н., доцент Кафедра иностранных языков Северо-Кавказский Горно-Металлургический Институт (Государственный Технологический университет), г. Владикавказ, РФ

ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ И ЕЁ ИНТЕГРАЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация

В данной статье рассматривается процесс социализации личности и её интеграции в международное

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

образовательное пространство. Образовательные реформы требуют обновления содержания профессионального образования и ориентирования его на формирования общекультурной развитой личности с высокими морально- нравственными принципами. В связи с этим особое внимание уделяется процессу формирования нравственно-ценностных приоритетов у студентов. Именно вуз, как социальный институт, несет отвтетственность за выполнение социального заказа общества- высококвалифицированного специалиста, приспособленного продуктивно жить в современном мире; закладывает чувство социальной ответственности.

Ключевые слова

Личность, социализация, интеграция, приоритеты, нравственность, ценность, гражданственность.

Проблема процесса социализации личности и её интеграции в международное образовательное пространство в настоящее время для России является одной из актуальных, так как в результате социально-экономических преобразований в стране произошло падение моральных устоев и переоценка нравственно-ценностных приоритетов, особенно в поликультурной среде. В этих условиях процесс социализации личности сопряжен с большими трудностями. В системе высшего профессионального образования происходят изменения, связанные не только с интеграцией в международное образовательное пространство, вхождением России в Болонский процесс, переходом на многоуровневое обучение, обогащением вузов современными информационно-коммуникационными технологиями, но особый акцент направлен на усиление гуманитарной направленности высшего образования. Необходимость воспитательной функции образования, направленной на формирование нравственности, духовности, гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе подчеркивается и в «Федеральной программе развития образования».

Процесс формирования нравственно-ценностных приоритетов у студентов представляет собой конкретно-историческое явление, тесно связанное с экономическими, политическими, социокультурными и национально-региональными особенностями. Прежде всего, это процесс многофакторный, динамичный, изменчивый, длительный: в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием сложность процесса; его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Это определяет содержание и цели нравственно-эстетического воспитания, приоритетные методы и приемы формирования личностно-ценностных приоритетов, духовного развития личности [6, с. 402].

Проблема формирования ценностных ориентаций интересовала философов, психологов, педагогов еще с давних времен и всесторонне рассматривалась во многих исследованиях, относящихся к разным историческим периодам (Сократ, Платон, Аристотель, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, И.Г. Фихте, И. Кант, Г. Гегель и др.). Предметом философского осмысления категория «нравственные ценности» в отечественной науке стала с 60 -х годов XX столетия, когда возрос интерес к проблемам человека, морали, гуманизации общественной жизни на основе нравственно-ценностных приоритетов. Духовно-нравственные ценности в качестве основы гармонично развитой личности отражены в трудах русских и иностранных философов: С.Ф. Анисимова, М.М. Бахтина, В.Г. Белинского, Н.А. Бердяева, В. Брожика, С.Н. Булгакова, В.И. Вернадского, В.П. Тугаринова, П.А. Флоренского, К. Ясперса и др. Психолого-педагогические подходы к формированию духовно-нравственных ценностей рассматриваются в работах: Б.Г. Ананьева, В.И. Андреева, А.А. Бодалева, Л.И. Божовича, Е.В. Бондаревской, С.Г. Ваниевой, З.И. Васильевой, Т.Н. Власовой, Л.С. Выготского, Б.Т. Лихачева и др.[1, с.18].

В современном мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, креативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность, то есть современный выпускник - это новая личность, руководствующаяся в своем поведении и отношении к действительности определенной системой нравственно-ценностных ориентаций. Согласно «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» значительно расширяется пространство деятельности учреждения высшего профессионального образования: ему предписывается формирование инициативной, нравственной, предприимчивой, самостоятельной личности, обладающей общекультурной компетентностью, ответственной за общезначимые ценности, открытой для постоянного самообразования,

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

готовой к новациям и изменениям, способной свободно самоопределяться в культурном пространстве ценностей, разрабатывать и реализовывать вышеобозначенную стратегию. Вуз, как социальный институт, должен готовить высококвалифицированного специалиста, способного продуктивно жить в современном мире; именно в среде профессионального обучения закладывается чувство социальной ответственности, сохраняется, развивается и транслируется духовное наследие [6, с. 403].

В эпоху глобализации происходит интеграция практически всех сфер жизнедеятельности человека, включая образование. Одним из важнейших условий эффективного высшего профессионального образования является разработка единых критериев качества образования во всем мире, что в свою очередь означает формирование у выпускника единых профессиональных компетенций. Однако необходимо помнить о формировании нравственно-ценностных приоритетов в условиях глобализации образования, в частности о сохранении национальных самобытных принципов воспитания. Следует отметить, что процесс формирования нравственно-ценностных приоритетов в современной поликультурной вузовской среде находится под воздействием факторов разного уровня: глобальные (проблемы войны и мира, медицинские, научно-технический прогресс и др.); социальные (политические, экономические, культурные); региональные (условия конкретной местности); факторов микросреды (улица, двор, семья, ближайшее бытовое окружение и т. д.); экологические (природные явления, катаклизмы т.д.); условия конкретного вуза, факультета и группы; особенности членов педагогического коллектива (их мастерство, личностные качества); взаимоотношения преподавателя и студента, педагогическое общение между преподавателем и обучающимся, внутреннее состояние самого студента и др. Механизмы и характер взаимодействия этих факторов, влияющих на развитие личности, разнообразны^, с. 113].

Большинство ученых-педагогов и психологов (К.А. Абульханова-Славская, А. Адлер, В.Е. Весна, Л.С. Выготский, Э.В. Ильенков, И.С. Кон, Л.И. Маленкова, В.И. Мансакова, А.В. Петровский, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, Э. Фромм, К. Хорни, Э.В. Чудновский, Э. Эриксон, К. Юнг, и др.) считают, что необходимым условием в достижении жизненного самоопределения личности становится формирование ценностных ориентаций, поскольку именно в них фиксируются нравственные нормы и этические правила [3, с. 15].

Критериями нравственной воспитанности студентов в условиях современного вуза являются их отношения в разных сферах: отношение к другим студентам, к профессии, к окружающим, а также их нормы поведения, моральные принципы, идеалы, нравственное просвещение, нравственные позиции, поступки, нравственно-мотивационная сфера сознания личности и другие общечеловеческие качества.

Список использованной литературы:

1. Антилогова Л.Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности / Автореф. дис. д-ра психол. наук. Новосибирск, 1999. - 22 с.

2. Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография /Омск. гос. пед. ун -т -Омск: Изд-во Ом. ГПУ, 1998. - 89 с.

3. Арбатская Н.А. Теория и практика эстетического воспитания дошкольников в России: 1917-1936 гг.: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.- М.: Просвещение, 2002. - 24 с.

4. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности. - М.: Академия, 2001. - 592 с.

5. Артемьева О.А. Игровая концепция обучения иностранным языкам на основе системы учебно-ролевых игр профессиональной направленности: Учеб.-метод. пособие. - Тамбов: Изд-во ТГУ, 2001. - 74 с.

6. Рубаева В.П. Формирование нравственно-ценностных приоритетов в процессе преподавания английского языка на основе профессионально-ориентированного обучения // Материалы регион. науч.-прак. конф. «Педагогическое образование: проблемы и перспективы». - Владикавказ, 2010. - С. 401-403.

7. Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. - М.: Просвещение, - 1981.

© Рубаева В.П., Баликоева М.И., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.