Научная статья на тему 'К вопросу Об использовании музыкально-двигательных средств в дополнительном образовании детей дошкольного возраста'

К вопросу Об использовании музыкально-двигательных средств в дополнительном образовании детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимова С. Ю., Попова Е. Н., Нихаева Т. И.

В статье рассматриваются особенности организации дополнительного образования детей в рамках дошкольных учреждений. В качестве ведущего средства педагогического воздействия авторы предлагают технологии музыкально-двигательной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Максимова С. Ю., Попова Е. Н., Нихаева Т. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу Об использовании музыкально-двигательных средств в дополнительном образовании детей дошкольного возраста»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№11/2015

ISSN 2410-6070

Рисунок 1 - Программная оболочка WP-Filebase Очень важной составляющей современного обучения является взаимодействие между преподавателем и его студентами. В рамках дистанционного образования, через сеть интернет, достаточный уровень обратной связи— одна из наибольших трудностей и проблем для преподавателей. Современные инструменты сделают ваш контент интерактивным, что помогает как студентам, так и преподавателям в освоении новых знаний и создании интерактивных и очень интересных курсов. На движке WordPress это достигается за счет создания форм обратной связи, голосований, тестов и опросов и других форм общения с аудиторией в рамках интернет-курса.

Таким образом, WordPress с его плагинами — хороший выбор в качестве системы управления онлайн-обучением. Вы можете без труда обучать людей как математике и наукам, так музыке и литературе с помощью WordPress. Сегодня, многие преподаватели во всем мире именно так и делают. Список использованной литературы:

1.Как использовать WordPress для сайта интерактивного образования" [Электронный ресурс] // Управляем системой обучения на основе WordPress. - Режим доступа: https://wpcafe.org/tutorials/kak-ispolzovat-wordpress-dlya-sayta-interaktivnogo-obrazovaniya/

2.WordPress [Электронный ресурс] // Википедия. Свободная энциклопедия - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/WordPress

© Никитин П.В., Пономаренко К.О., Свириденко А.А., 2015

УДК 372.212

С.Ю. Максимова

д.п.н., доцент Волгоградская государственная академия физической культуры, г. Волгоград, Российская Федерация

Е.Н. Попова инструктор по физической культуре МОУ СШ № 98, структурное подразделение «Росток»

Т.И. Нихаева инструктор по физической культуре МОУ СШ № 98, структурное подразделение «Росток», г. Волгоград, РФ

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МУЗЫКАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

В статье рассматриваются особенности организации дополнительного образования детей в рамках

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

дошкольных учреждений. В качестве ведущего средства педагогического воздействия авторы предлагают технологии музыкально-двигательной подготовки.

Ключевые слова Дополнительное образование, музыкально-двигательные средства

Дополнительное образование детей - составная часть общего образования, позволяющая обучающемуся приобрести, сформировать стойкую потребность в познании, саморазвитии, максимально реализовать свои творческие, индивидуальные способности. В современной педагогической практике дополнительное образование понимается как подготовка ребенка по более широкому, нежели чем стандартное, кругу образовательных программ. Сам термин «дополнительное образование» появился в 1992 году в связи с принятием закона Российской Федерации «Об образовании» [1].

В рамках дополнительного образования обучение ведется по шести направлениям:

- естественнонаучное (экологическое, биологическое);

- техническое творчество (техника, роботы);

- туристическое, краеведческое;

- художественное;

- социально-педагогическое (работа с одаренными детьми, с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья, волонтерство, лидерство и пр.);

- физкультурно-спортивная работа [2].

В России дополнительное образование сформировалось из форм внешкольного воспитания. Оно возникло в конце девятнадцатого века в виде клубов, кружков, мастерских, приютов для детей обучающих простейшим основам ремесленного дела, различным направлениям искусства, физической культуры.

На уровне государства решение о внешкольном, дополнительном образовании было принято в 1917 году. В 1918 году появляется первое государственное внешкольное учреждение - Станция юных любителей природы. К началу великой отечественной войны в стране насчитывалось более 1800 внешкольных государственных учреждений. Они находились в ведении министерства культуры, просвещения, речного и морского флота, добровольных спортивных обществ и прочих организаций.

В послевоенное время система дополнительного образования была полностью восстановлена и дополнена такими формами как летние и зимние оздоровительные лагеря, дворцы пионеров, станции любителей природы и юных техников [2].

В девяностые годы система внешкольного воспитания не только не распалась, но и получила новый толчок в своем развитии. В 1992 году, в соответствии с законом РФ «Об образовании» она стала рассматриваться как система дополнительного образования. Необходимо отметить, что модернизация коснулась содержательной стороны образования.

На сегодняшний момент несколько государственных документов определяют стратегию развития дополнительного образования в России до 2020 года. По поручению президента РФ В.В. Путина разрабатывается концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации.

Современную инфраструктуру дополнительного образования детей в России составляет более 16 тысяч учреждений. В них обучается более 10 миллионов детей в возрасте от 6 до 18 лет. Образование дается по направлениям культуры, спорта, физической культуры, молодежной политики и пр. Важной чертой дополнительного образования является его относительная доступность. Большинство предоставляемых услуг либо бесплатны, либо имеют минимальную сумму оплаты.

Необходимо отметить, в данном направлении Российское образование стоит на лидирующих позициях. Данный опыт был перенят многими странами мира [1,2].

На сегодняшний день дополнительное образование осуществляется не только дополнительными учреждениями, но и общеобразовательными - детскими садами и школами. Здесь оно рассматривается как важный элемент образовательного пространства, объединяющий обучение, воспитание и развитие личности. Оно предназначено для свободного выбора и освоения воспитанниками дополнительных образовательных программ. В отличие от основных программ обучения и воспитания, дополнительное образование не

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

регламентируется стандартами. Оно определяется социальным заказом родителей и детей, позволяет расширить образовательное пространство исходя из потребностей ребенка. Дополнительное образование способствует своевременному самоопределению ребенка, развитию его личностных характеристик, формированию стойкого познавательного интереса в различных образовательных областях. Оно характеризуется разнообразием содержательных аспектов (художественное, творческое, спортивное, музыкальное, познавательное) и форм педагогической деятельности (кружки, секции, студии, лаборатории).

Дополнительное образование детей дошкольного возраста позволяет стимулировать развитее воспитанников с раннего возраста. В последнее время дошкольные учреждения находятся в условиях обеспечения для воспитанников условий их всестороннего развития, формирования максимально возможных базовых основ формирования личности. В связи с этим, разрабатывались всевозможные варианты вариативных педагогических программ. Однако на сегодняшний момент это место стали занимать программы дополнительного образования. Они социально востребованы и по праву занимают важнейшее место в образовательном пространстве дошкольного учреждения. Содержание образовательных программ свободно от стандарта, что позволяет постоянно обновлять методические, организационные и технологические аспекты [1,2].

При организации деятельности дополнительного образования детей детский сад учитывает:

- интересы детей и добровольность выбора ими кружка, секций, студий;

- возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях;

- необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;

- понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе;

- необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;

-нормы нагрузки на ребенка.

Дополнительное образование детей в детском саду - одно из направлений творческого, физического, социально-личного и интеллектуального развития воспитанников помимо реализуемой в дошкольных учреждениях основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Оно осуществляется в течение всего учебного года педагогическими работниками и специалистами. Дети занимаются 1 -2 раза в неделю во вторую половину дня. Результаты деятельности детей выражаются в оформлении коллективных выставок, в издании альбомов, оформлении стенгазет, в проведении отчетных концертов.

Одним из средств дополнительного образования в дошкольном возрасте может стать музыкально-двигательное воспитание. На сегодняшний день оно включает в себя ритмику, ритмическую гимнастику, танцевальные движения современных и народных танцев и пр. Их характерной чертой является выполнение физических упражнений в сочетании с музыкальным сопровождением [5]. Наличие музыкального компонента позволяет сделать двигательную нагрузку интересной и доступной для детей, эмоционально окрашенной и легко выполнимой. В практике работы можно использовать:

1. Общеразвивающую гимнастику. Она представляет собой комплексы общеразвивающих упражнений, построенных на согласованных движениях различными частями тела: упражнения на проработку мышц рук с одновременными движениями ногами и наоборот; повороты, наклоны, сочетаемые с движениями руками, кистями; приседания, выпады, махи ногами осложненные перекрестными движениями руками; прыжки с различными вариантами положения рук, ног и пр. При проведении общеразвивающией гимнастики используется музыкальная фонограмма с четко прослушиваемым музыкальным ритмом в размере 60-90 акцентов в минуту [4].

2. Дыхательные техники. Они основываются на упражнениях различных оздоровительных систем [3] и представляют собой адаптированные для детей дошкольного возраста организованные дыхательные упражнения, сочетаемые с физическими упражнениями (под музыкальное сопровождение). Их применение позволяет повышать функциональную возможность дыхательной системы детей. Здесь так же используется музыкальная фонограмма с четко прослушиваемым ритмом в размере 90 акцентов в минуту.

3. Мелкомоторную гимнастику. Она представляет собой комплексы упражнений кистями, пальцами рук, сочетания этих движений с произношением стихотворений и пр. Применение мелкомоторной

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№11/2015

ISSN 2410-6070

гимнастики позволяет активизировать деятельность центральной нервной системы. Для ее проведения используется сюжетная музыкальная фонограмма (детские песни) с четким музыкальным ритмом в размере 90-120 акцентов в минуту [5].

4. Корригирующую гимнастику. Данный вид двигательной деятельности представляет собой комплексы специальных упражнений на укрепление мышц спины и брюшного пресса, голеностопа, свода стопы. Используются упражнения с предметами (гимнастические палки, набивные мячи, массажные приспособления, гимнастическая стенка). Ее применение позволяет целенаправленно воздействовать на дефекты опорно-двигательного аппарата, укреплять необходимые мышечные группы. Здесь физические упражнения сочетаются с музыкальной фонограммой среднего и медленного темпа (60 акцентову).

5. Психомышечный тренинг. Он основывается на ритмически организуемых упражнениях напряжения и расслаблениях крупных мышечных групп. Использование психомышечной тренировки позволяет нормализовать мышечный тонус, сформировать способность управлять им. Для этой цели используется музыкальная фонограмма с четким ритмом, медленным и средним темпом (60-90 акцентов в минуту) [5].

6. Упражнения на расслабление. Эти двигательные действия основываются на движениях релаксационного характера. Их применение позволяет снижать повышенный мышечный тонус у детей, сформировать у них способность контролировать его состояние. Данные упражнения способствуют нормализации деятельности нервно-мышечного аппарата у детей. Для выполнения этих упражнений используется фонограмма с фоновым дополнением (пение птиц, журчание ручья и пр.) с медленным темпом [5].

Использование музыкально-двигательных средств в качестве средства дополнительного образования дошкольников позволит укрепить здоровье детей, создать предпосылки для их гармоничного развития. Список использованной литературы:

1. Березина, В. А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. - Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — М., 2002

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р г. Москва. Российская Газета (8 сентября 2014).

3. Кожухова, Н. Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Схемы и таблицы / Н. Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Борисова - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 192 с.

4. Кривицкая, Е. И. Применение занятий дополнительного физкультурно-оздоровительного комплекса для оптимизации физического состояния детей с функциональными изменениями иммунитета / Е. И. Кривицкая, Л. А. Соловьева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 1 (83). - С. 68-72

5. Максимова, С.Ю. Коррекционные возможности ритмической гимнастики в адаптивном физическом воспитании детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / С.Ю. Максимова // Адаптивная физическая культура. - 2011. Т. 46, № 2. - С. 15-16.

© Попова Е.Н., Максимова С.Ю., Нихаева Т.И., 2015

УДК 37.034

В.П. Рубаева, к.п.н., доцент

Кафедра иностранных языков Северо-Кавказский Горно-МеталлургическийИнститут (Государственный Технологический университет), г. Владикавказ, РФ

М.И. Баликоева, кп.н., доцент Кафедра иностранных языков Северо-Кавказский Горно-Металлургический Институт (Государственный Технологический университет), г. Владикавказ, РФ

ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ И ЕЁ ИНТЕГРАЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация

В данной статье рассматривается процесс социализации личности и её интеграции в международное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.