Научная статья на тему 'Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся с помощью социальных сетей'

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся с помощью социальных сетей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
804
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / САМООБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самсонова О.С.

Статья посвящена проблеме формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках информатики с помощью социальных сетей. Обозначены их преимущества использования в образовании и недостатки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся с помощью социальных сетей»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

ценностных приоритетов у студентов (профессионально-ориентированное, лингвострановедческое); методы организации процесса обучения иностранному языку, содержащие нравственно-ценностный компонент (метод интенсивного обучения, метод активизации возможностей личности и коллектива и т. д.).

Модернизированный подход предполагает интеграцию иностранного языка со специальными дисциплинами с целью получения дополнительных профессиональных знаний; сочетание овладения профессионально-ориентированным иностранным языком с развитием профессионально значимых личностных качеств обучающихся; знание культуры страны изучаемого языка; приобретение специальных умений и навыков, основанных на профессиональных и лингвистических знаниях. Иностранный язык в данном случае выступает средством повышения профессиональной компетентности и личностнопрофессионального развития студентов и является необходимым условием успешной профессиональной деятельности специалиста - выпускника современной высшей школы.

Список использованной литературы:

1. Ушинский К.Д. Собрание сочинений - М. Пед. об-во России: 1985, т.2.

2. Урунбасарова Э.А. Проблемы нравственного воспитания в исторических трудах педагогической науки.

- Алматы: Казгосиздат, 1999. С. 58-59.

3. Фархшатова И.А. Мир добра и красоты / Учеб. пособ. Оренбург: Пресса, 2003. - 118 с.

4. Фоломкина С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. - М., Высшая школа, 1987.

- 205 с.

5. Харламов И.Ф. Теория нравственного воспитания. История, современная проблематика и основные педагогические идеи. - Минск: Изд-во БГУ, 1972. - 363 с.

© Рубаева В.П., Баликоева М.И., 2015

УДК 37.013

О.С. Самсонова

Студентка 3 курса Факультета математики, физики и информатики Поволжская Государственная Социально-Гуманитарная Академия

Г. Самара, Российская Федерация

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках информатики с помощью социальных сетей. Обозначены их преимущества использования в образовании и недостатки.

Ключевые слова

коммуникативные универсальные учебные действия, интерактивное обучение, социальные сети,

самообразование.

Мир не стоит на месте и человечество изобретает все больше инноваций. Информационные технологии тому пример. Сейчас «время информационного прогресса», когда обучение и получение знаний становится интересней и, как следствие, легче. Так ли это, попробуем разобраться...

Интернет - это всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации.[1]

Из определения можно понять главную цель, с которой интернет благополучно справляется, но почему же дети не пытаются обучиться чему-нибудь новому и передавать знания друг другу.

123

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

Все мы прекрасно знаем, что интернет, к сожалению, для подавляющего большинства тинэйджеров - это всего лишь способ общения, путем переписок короткими фразами, либо online-игры. Да, общение - это неплохо, но важно учитывать время и личные результаты ребенка (т.е., что это ему дало положительного и сколько времени потрачено для получения этой информации).

Социальная сеть - платформа, онлайн сервис или веб-сайт, предназначенный для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений.[2]

Нельзя не отметить, что виртуальные социальные сети впервые были представлены интернетаудитории в США, в нашей стране они снискали наибольшую популярность. По данным компании comScore, в мае 2009 г. пользователи Рунета проводили на подобных сайтах в среднем 6,6 ч в месяц, просматривая при этом по 1 307 страниц. Для сравнения: в общемировом масштабе пользователи проводят в социальных сетях в среднем 3,7 ч в месяц и просматривают по 525 страниц.[3]

Чаще всего Социальные сети в образовании считаются чем-то отрицательным, не приносящим результатов. Да, действительно, дети много тратят времени на социальные сети и занимаются там не тем,чем нужно заниматься для хорошего результата в обучении. В современной школе популярность социальных сетей, преподаватель должен обратить на пользу учебному процессу. Также, не приходится говорить, что в социальных сетях ежедневно, ежеминутно, ежесекундно происходит массовый непрекращающийся обмен информацией - начиная с личной, такой как личные записи, фотографии, видео, так и информацией другого плана — легче перечислить, чего в социальных сетях нет.[4] Известно, что современный урок сегодня - это не только получение важной информации, но и урок, на котором обучают разным способам её получения и обработки.

К сожалению, образовательные учреждения, в большинстве случаев, остаются в стороне от обсуждения этой злободневной проблемы. Конечно же существуют образовательные платформы, предназначенные специально для школьников и студентов, (vmesti.ru, scribbler.ru) но, к сожалению, не смотря на удобства учебного функционирования, они пока не способны конкурировать с развлекательными сетями . Еще одной проблемой таких платформ является учебные тематика, что отторгает интерес школьной аудитории. Поэтому в качестве основы для построения сетевого учебного сообщества продуктивнее использовать более популярные социальные сети (Вконтакте, Facebook, YouTube, Twitter, Google+, и др.) [5]

Формирование основ информационной и коммуникационной культуры у современных школьников и студентов, к сожалению, происходит не на уроках информатики и не с помощью качественных сетевых образовательных ресурсов, созданных педагогами, а в пространстве той или иной социальной сети. В США и в Европе эта проблема носит глобальный характер. Так приводились существенные «за» и «против» использования социальных сетей в образовании.

Попытаемся отметить эти позиции, и так же разобрать образовательные результаты.

Среди преимуществ использования социальных сетей в образовании отмечались следующие:

• Понятность интерфейса социальных сетей большей части интернет-аудитории позволяет значительно сэкономить время. Реализация потребностей учащихся к общению и стремлению жизни в коллективе сверстников повышает их мотивацию к обучению;

• Работа в виртуальных учебных группах технологий соц.сетей позволяет всем участникам

самостоятельно или совместно создавать сетевой учебный материал: глоссарии, обсуждения,

мультимедийные библиотеки и др. Это стимулирует самостоятельную познавательную деятельность, сокращает производственный цикл получения конкретного интеллектуального или творческого результата;

• Высокий уровень взаимодействия преподавателя и школьника обеспечивает непрерывность учебного процесса, что повышает эффективность обучения;

• Мультимедийность коммуникативного пространства облегчает загрузку и просмотр видео- и аудиоматериалов, интерактивных приложений;

• Совмещение индивидуальных и групповых форм работы способствует большей степени понимания и усвоения материала, а также выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий.

В качестве отрицательных моментов при использовании социальных сетей в образовании следует отметить:

124

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

• высокую степень трудозатрат по организации и поддержке учебного процесса в условиях непрерывного обучения для преподавателя;

• частое отсутствие открытого доступа к социальным сетям из учебных аудиторий школ;

• отвлечение от реального мира;

• реклама и порнография в социальных сетях.

Перейдем к образовательным результатам, которые могут развиваться в процессе обучения через социальные сети.

Образовательные результаты - это личностные достижения школьника в процессе освоения содержания образования, выражение степени его успешности и личностного роста.

Образовательные результаты разделяют на 3 группы: личностные, предметные и метапредметные. В свою очередь, метапредметные образовательные результаты делятся на регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия.

Когда мы говорим об интернете и социальных сетях хочется включить такое понятие, как самообразованием. Самообразование - это образование, получаемое вне стен образовательных учреждений, с помощью самостоятельного изучения материала. [6]

Для того, чтобы вовлечь обучающегося в иной мир понимания интернета и социальных сетей, нужно четко определить, умеют ли дети искать информацию в социальных сетях (самообразовываться). Просто задать вопрос по теме и заставить учащихся искать ответ в социальных сетях - мало. Ведь мы хотим научить ребенка учиться, а для этого нужно показать ему, что это, в первую очередь, интересно. Для этого необходимо поддержать учащихся, задать вопрос: «Можешь ли ты... ?».

Социальные сети имеют немалое влияние на развитие регулятивных УУД, так как оно предполагает иные методы и средства взаимодействия учителя с учеником, а также и учащихся между собой. Учебные книги, сетевые учебно-методические пособия, тренажеры с удаленным доступом, аудио и видео учебноинформационные материалы - все это является средствами достижения образовательного результата, через социальные сети.

Необходимо заметить, что обучение через социальные сети есть дистанционное образование.

Дистанционное образование - это комплекс массовых образовательных услуг, оказываемых специальной информационной средой с помощью средств передачи учебно-методической информации на большие расстояния.[7]

При дистанционном обучении учащийся выбирает сам интересующую его информацию, собственную образовательную траекторию. Все это позволяет обучающемуся устанавливать свой набор задач и действий для достижения поставленной цели, а значит и умение правильно ставить новые цели, задачи в учёбе.

И, конечно же, коммуникативные универсальные учебные действия. Коммуникативные УУД - это умение планировать сотрудничества, постановку вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свою позицию в соответствии с нормами родного языка.[8]

При работе в социальных сетях коммуникативные универсальные учебные действия, отражают умения работать с текстом: восприятие текста, умение сравнивать разные виды текста, анализировать и исправлять деформированный текст, делить его на смысловые части, составлять план текста.

К формированию коммуникативных универсальных учебных действий относится система заданий, нацеленных на организацию общения учеников в паре или группе.

Благодаря удобству общения в социальных сетях через конференции и беседы соблюдение принципов развивающего обучения помогает созданию коммуникативных ситуаций, т.е. благоприятных условий для активного общения. Форма взаимодействия демократична: совместное размышление, приближение учебного процесса к реальным жизненным ситуациям, обращение к опыту ученика. Построение процесса обучения в социальных сетях помогает стимулировать ребенка высказывать собственное мнение, внимательно относиться к другому мнению, т.е. проявлять диалогичность, толерантность.[9]

Конечно, виртуальные социальные сети не являются единственным средством сетевого обучения. Педагогическое сообщество должно стремиться к многообразию форм учебной деятельности. Но сегодня

125

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

возможности социальных сетей в решении образовательных задач явно недооценены. И этот вопрос ждет своего обсуждения.

Список используемых материалов:

1. Википедия. Свободная энциклопедия. URL:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82 (дата обращения: 22.06.2015)

2. Социальные сети. Википедия. Свободная энциклопедия.

URL;https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0% BD%D0%B0%D 1%8F_%D 1%81 %D0%B5%D 1%82%D 1%8C (дата обращения: 22.06.2015)

3. "Социальные сети в школьном образовании: утопия или реальность?”.Портал “Новая школа’иКЬ ;http://novaya-shkola.su/svezhie-stati/socialnye-seti-v-obrazovani-utoprja-ili-realnost.html (дата обращения:

18.06.2015)

4. “Социальные сети в образовании: утопия или реальность”Сетевое образовательное сообщество “Открытый класс”иЯЪ; http://www.openclass.ru/node/365136 (дата обращения: 18.06.2015)

5. Рейтинг социальных сетей 2013-2014. “Бизнес-Линч”. URL:http://www.businesslynch.ru/2014/01/2013-2014.html (дата обращения: 18.06.2015)

6. “Что такое самообразование?” Школа-G. URL: http://gekkon12.livejournal.com/4597.html (дата

обращения: 20.06.2015)

7. “Дистанционная образовательная деятельность”Информационно-образовательный портал

“Информация образования” URL:

http://cis.mdn.m/document/show.action;jsessionid=EF1DE8C39AA4BABF80A011161B940B4B?document.id=1 781(дата обращения: 18.06.2015)

8. “ Коммуникативные универсальные учебные действия. Нормативный документ ФГОС URL;http://www.docme.ru/doc/70187/kommunikativnye-universal._nye-uchebnye-dejstviya (дата обращения:

19.06.2015)

9. “Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках родного языка”, образовательный портал “Продленка”. URL: http://www.prodlenka.org/nachalnaia-shkola/formirovanie-kommunikativnykh-universalnykh-uchebnykh-deistvii-na-urokakh-rodnogo-iazyka.html (дата обращения:

22.06.2015)

© О.С. Самсонова, 2015

УДК 378.14.015.62

Л.А. Федотова, к. пед. наук, доцент Р. В. Ященко, к. пед. наук, доцент Е. В. Абраменко, к. пед. наук, доцент Волгоградский государственный технический университет г. Волгоград, Российская Федерация

О ВОЗМОЖНОСТЯХ УПРЕЖДАЮЩЕЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы упреждающей адаптации студентов первого курса к условиям обучения в вузе, реализуемой при обучении старшеклассников в системе довузовской подготовки. Приводятся критерии реализации стратегий упреждающей адапации старшеклассников.

Ключевые слова

адаптация к обучению в вузе, упреждающая адаптация, довузовская подготовка, старшеклассники

126

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.