Научная статья на тему 'Включение в образовательный процесс сетевых сервисов для организации открытой образовательной среды'

Включение в образовательный процесс сетевых сервисов для организации открытой образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / СЕТЕВОЙ СЕРВИС / NETWORK SERVICE / КОММУНИКАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / COMMUNICATION COMPONENT / КОММУНИКАТИВНОЕ УМЕНИЕ / COMMUNICATIVE ACTION / КОММУНИКАТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО / COLLABORATION / КООПЕРАЦИЯ. / COOPERATION. / COMMUNICATION SKILL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мащенко М.В.

В данной статье показывается возможность организации открытой образовательной среды с использованием сетевых сервисов, которая будет способствовать формированию основного коммуникативного компонента при социализации учащихся в условиях современного информационного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INCLUSION OF NETWORK SERVICES FOR THE ORGANIZATION OF AN OPEN EDUCATIONAL ENVIRONMENT

This article shows the possibility of organizing an open educational environment with the use of network services, which will contribute to the formation of the main communicative component in the socialization of students in the context of the modern information society.

Текст научной работы на тему «Включение в образовательный процесс сетевых сервисов для организации открытой образовательной среды»

Мащенко М. В. к.п.н., доцент Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (ф) ФАОУ ВПО РГППУ,

г. Нижний Тагил, Россия

ВКЛЮЧЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС СЕТЕВЫХ СЕРВИСОВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОТКРЫТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

СРЕДЫ

Аннотация

В данной статье показывается возможность организации открытой образовательной среды с использованием сетевых сервисов, которая будет способствовать формированию основного коммуникативного компонента при социализации учащихся в условиях современного информационного общества.

Ключевые слова: социализация, образовательная среда, сетевой сервис, коммуникативный компонент, коммуникативное умение, коммуникативное действие, сотрудничество, кооперация.

Mashchenko M. V.

Ph. D., associate Professor Nizhny Tagil state social-pedagogical Institute (f FAO HPE rgppu,

Nizhny Tagil, Russia

THE INCLUSION OF NETWORK SERVICES FOR THE ORGANIZATION OF AN OPEN EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Abstract

This article shows the possibility of organizing an open educational environment with the use of network services, which will contribute to the formation of the main communicative component in the socialization of students in the context of the modern information society.

Keywords: socialization, educational environment, network service, communication component, communication skill, communicative action, collaboration, cooperation.

Согласно государственной программе «Развитие образования» на 2013 -2020 годы миссией современной школы является реализация каждым выпускником своего позитивного социального, культурного, экономического потенциала [4]. Соответственно в любом образовательном учреждении должны быть созданы условия для развития, воспитания, самоопределения личности учащегося, позволяющие обеспечить успешную социализацию учащихся

непосредственно в образовательной среде ОУ. Вслед за И.В. Лесковой под социализацией личности будем понимать процесс, сочетающий в себе приспособление человека (его социальную адаптацию), его обособление (индивидуализацию) и вхождения в конкретное общество [6].

Существует два основных механизма социализации: неосознанный, основанный на инстинкте подражания, и целенаправленный, осуществляемый посредством обучения и воспитания. Социализация в школе, безусловно, носит целенаправленный характер и предполагает включение обучающегося в систему общественных взаимоотношений, поддерживающих ценностные нормы и установки, а также самостоятельное осознанное стремление к саморазвитию и самосовершенствованию. Однако окружающая современную молодежь среда: избыток информации, изобилие и доступность различных негативных соблазнов, возможность ухода от реальных проблем в виртуальную успешную жизнь явно негативным образом влияет на подрастающее поколение.

В соответствие с этим одной из актуальных педагогических проблем современности является максимальная нейтрализация влияния негативных факторов стихийной социализации. Особую актуальность приобретает эта проблема на уроках информатики, где объектом изучения являются информация, компьютер и современные информационные технологии, а, следовательно, требуется научить школьника правильно использовать возможности глобальной сети для расширения возможностей общения, получения образования, дальнейшего профессионального роста, не переходя при этом грань реальной и виртуальной жизни.

Таким образом, одной из основных задач современной школы становится обучение школьников правилам взаимодействия в сети Интернет, управлению информационными потоками, обрушившимися на них. В этой связи современная образовательная среда не может и не должна быть автономной: учащихся нужно не изолировать от мирового информационного пространства, а учить работать в нем. Успешная социализация школьника в условиях информатизации может осуществляться только в открытой среде, предполагающей активную позицию учащихся в создании и совершенствовании своего образовательного пространства. Участие школьников в создании образовательной среды будет способствовать формированию у них активной гражданской позиции и ответственности за принятые решения, а также мотивации к обучению.

Образовательная среда школы может стать средством успешной социализации учащихся в условиях информационного общества только в том случае, если все субъекты образовательного процесса будут принимать участие в ее создании и дальнейшем совершенствовании, имея возможность оперативного дистанционного взаимодействия, воспринимая при этом саму среду как свою собственную территорию, за которую они несут ответственность [3].

Учитывая, что процесс социализации с педагогической точки зрения (Г.М. Андреева [1], И.Г. Бозина [2], Т.В. Пташко [7], А.А. Реан [8] и др.) можно представить в виде

следующей структуры см. табл. 1.

Таблица 1

_Структура социализации учащихся_

Название компонента Содержательный аспект Процессуальный аспект Результат

Когнитивный компонент круг знаний об окружающем мире и отношении человека к обществу, труду, другой культуре; познавательная активность, способность к творческой и исследовательской деятельности; система социальных представлений, направленных на развитие и саморазвитие. реализуется в процессе обучения и воспитания, включая средства массовой информации, а проявляется в ситуациях самообразования наличие знаний у школьника, которые способствуют осознанию связей и отношений в окружающем мире, формирующие целостную картину мира; готовность к творческой и исследовательской деятельности

Нравственно-ценностный компонент ценностные ориентации, которые определяют отношение к ценностям общества; усвоение социальных норм и нравственных установок; сопричастность и солидарность со средой и обществом реализуется в процессе воспитания, а проявляется при принятии решений в жизненных проблемных ситуациях убеждения, ценности; проявление социальной ответственности, патриотизма, гражданской зрелости и др.

Мотивационно-деятельностный компонент осознанная мотивация к адаптации в обществе: сформированное стремление личности к участию в различных социальных отношениях, активная созидательная позиция; разнообразие действий, моделей поведения: от навыков гигиены, бытового поведения до умений в различных видах трудовой деятельности реализуется в процессе деятельности человека, а проявляется как ее результат стремление к достижению социально значимых целей, склонность к творческим поискам, уверенность в себе, проявление воли в достижение цели, умение самостоятельно принимать решение в нестандартных ситуациях

Коммуникативный компонент различные виды коммуникации (в том числе в компьютерной сети) и использование их во всех видах деятельности и общения реализуется в процессе любой деятельности человека, проявляется как умение организовать взаимодействие и овладение современными средствами коммуникации; активность, доброжелательность в общении с окружающими;

Название компонента Содержательный аспект Процессуальный аспект Результат

общение на любом уровне ориентация на сотрудничество и кооперацию; включенность в межличностные и межнациональные отношения в коллективе

Одним из важных компонентов социализации является коммуникативный компонент, который за счет овладения языком и речью, а также другими видами коммуникации обеспечивает связь с другими компонентами. При этом при формировании коммуникативных умений следует учитывать, что в настоящее время коммуникация меняет свою форму, переходя в электронный вид: чаты, форумы, электронная почта, социальные сети позволяют общаться, делиться своими идеями и достижениями мгновенно, поэтому молодежь гораздо чаще взаимодействует в сети.

Вышесказанное обусловливает необходимость обучения школьников на уроках информатики и ИКТ правилам использования современных технологий и средств коммуникации, предполагающим постоянный диалог, кооперацию, равноправное информационное партнерство и сотрудничество. Согласно ФГОС ООО в задачи обучения информатике и ИКТ входит формирование умений формализации и структурирования информации с использованием соответствующих программных средств обработки данных; а также формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе в Интернете, умений соблюдать нормы информационной этики и права [10].

В соответствие с этим примерная программа по информатике и ИКТ предусматривает изучение темы «Работа в информационном пространстве. Информационно-коммуникационные технологии». Изучение

коммуникационных технологий целесообразно организовать на базе сетевых сервисов - идентифицируемых веб-адресом программных систем со стандартизированным интерфейсом. Следует отметить, что сетевые сервисы, основанные на технологии Web 2.0. (проектирование систем с возможностью привлечения пользователей к наполнению контента) позволят организовать открытую образовательную среду, в которой школьники смогут выступать в роли создателей своего образовательного пространства.

Потенциал существующих сетевых сервисов для образования и организации открытой образовательной среды огромен (см. табл. 2).

Таблица 2

Классификация сетевых ^ сервисов, используемых в образовании_

Вид сетевых сервисов Назначение Примеры Формируемые

коммуникативные

умения

Вид сетевых сервисов Назначение Примеры Формируемые коммуникативные умения

Социальные поисковые системы совместный поиск информации с использованием предпочтений группы http://www.swicki.com, http://www.google.com/coop, http://rollyo.com поиск и обмен информацией, выбор наиболее существенных признаков

Классификатор ы систематизированное хранение коллекций закладок на веб-ресурсе http://delicious.com, http://diigo.com, http://ma.gnolia.com, http://bookmarks. google.com систематизация информации, выбор наиболее существенных признаков

Блоги электронный дневник, позволяющий регулярно добавлять недлинные записи, изображения или мультимедиа, отсортированные в обратном хронологическом порядке http://www.LiveJoumal. com, https://www.blogger.com выражение мыслей в письменной форме, умения задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог, способность действовать с учётом позиции другого и согласовывать действия

система, поддерживающая простой и доступный способ умение взаимодействовать с партнёрами в совместной

ВикиВики индивидуального или группового создания гипертекста http : /Л etopi si. org/index. php https://ru.wikipedia.org деятельности, письменно выражать мысли, действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия в коллективе; организация и планирование сотрудничества

Социальные медиа хранилища совместное упорядоченное хранение медиа файлов любого типа http://flickr.com, http://picasa.google.com, http://www.youtube.com, http://rutube.ru, http://www.scribd.com поиск и обмен информацией, систематизация информации

Географические сервисы изучение поверхности Земли по данным спутниковых снимков, совместная работа с картами мира, возможность http://maps.google.com, http ^ягЛ .google.com; http://panoramio.com; http://sketchup.google.com; http://wikimapia.org. умение взаимодействовать с партнёрами в совместной деятельности; организация и планирование

Вид сетевых сервисов Назначение Примеры Формируемые коммуникативные умения

совместно размещать информацию и объекты на географических картах, описывать географические объекты сотрудничества

Офисные приложения совместная работа с офисными приложениями и хранение документов всех типов http://docs.google.com; https://onedrive.live.com умение взаимодействовать с партнёрами в совместной деятельности, формирование письменной речи; способность действовать с учётом позиции другого; организация и планирование сотрудничества

Графические редакторы Создание и редактирование графических изображений, возможность совместной работы Adobe Photoshop Express, РХШ, Fauxto, Picture2Life, Рюшк, Pixer.us умение наглядно представлять нужную информацию; способность действовать с учётом позиции; организация и планирование сотрудничества

Имитация искусственного интеллекта Демонстрация возможностей искусственного интеллекта, организация диалога, создание помощника или путеводителя http://iii.ru умение поддерживать диалог, задавать вопросы и отвечать на них; способность действовать с учётом позиции другого; использование речевых действий для регуляции собственной деятельности

Таким образом, на уроках информатики сетевые сервисы могут выступать не только как средство развития коммуникативных умений, но и как объект

изучения, а в дальнейшем инструмент создания собственного образовательного пространства.

При выборе сервиса для организации открытой образовательной среды на уроке информатики необходимо учитывать, что сервис должен быть[5]:

- бесплатным, либо с бесплатной лицензией для учебных заведений;

- понятным как педагогу, так и учащимся (желательно руссифицирован);

- направлен с одной стороны на развитие потенциала личности учащегося, а с другой - давать возможность учителю отражать необходимое содержание предмета.

В заключение отметим, что образовательная среда, построенная с использованием различных сетевых сервисов, позволит внедрять в образовательный процесс современных образовательных технологий, основанных на диалоге, кооперации и сотрудничестве всех субъектов образовательного процесса, что позволит успешно социализироваться личности учащегося в условиях информационного общества.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебный заведений. 5-е изд., испр. и доп. М.: Аспект-Пресс, 2004.

2. Бозина И.Г. Некоторые аспекты социализации старших школьников в образовательном учреждении//Вестник Томского государственного университета. - Томск. - №300(1) - 2007- С. 180-183.

3. Булыгина Д.А. Социализация личности учащихся основной школы в условиях информационно-коммуникационной среды ОУ / Д.А. Булыгина // Педагогическое мастерство: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - С. 320-322.

4. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013 -2020 годы [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2474 (дата обращения: 18.11.2014).

5. Котомцева А.И., Мащенко М.В. Развитие универсальных коммуникативных действий учащихся на основе веб-сервисов// Актуальные вопросы использования информационных технологий в образовательном процессе: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Нижний Тагил, Россия, 6-7 фев. 2014 г) [Электронный ресурс]. URL: http: //ntfmfkonf. ucoz. ru/publ/2014/ razrabotka_i_primeneme_mformacionnykh_ tekhnologij_v_obrazovatelnom_processe_problemy_i_perspektivy/razvitie_universal nykh_kommunikativnykh_dej stvij_uchashhikhsj a_na_osnove_veb_servisov/26-1 -0245 (дата обращения: 18.11.14).

6. Лескова И.В. Социализация и инкультурация как механизмы формирования идентичности личности// Научные ведомости БелГУ. -Белгород.- 2008 - №12, С.20.

7. Пташко Т.Г. Социализация личности подростка в условиях детского общественного объединения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2000.

8. Реан А.А. Психология изучения личности. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999

9. Справка «Интеллектуальные услуги» [Электронный ресурс]. URL: http://help.iii.ru (дата обращения: 10.01.14).

10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф / %D0%B4%D0%BE%D0%BA%D 1 %83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D 1 %82%D

1%8B/938 (дата обращения: 19.09.14).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.