УДК 657.1
Камбулова Е. В.
ПРОЦЕСС РЕФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, РЕЗУЛЬТАТЫ
Аннотация
В статье дан анализ адаптации бухгалтерского учета в отечественной практике нормам МСФО, а также систематизированы достигнутые в настоящее время результаты реформирования отечественного бухгалтерского учета. По результатам проведенного анализа автором выделены основные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета в условиях коммерческого предпринимательства.
Ключевые слова
Бухгалтерский учет, корпоративная отчетность, РСБУ, МСФО, концепция развития учета, реформирование учета, нормативно-правовая база, профессиональные ассоциации бухгалтеров и аудиторов.
Kambulova E. V.
PROCESS ACCOUNTING REFORM IN RUSSIAN FEDERATION: GOALS, OBJECTIVES, RESULTS
Annotation
This paper analyzes the adaptation of national accounting standards to IFRS. It also systematizes the results achieved in reforming the national accounting at present. The author identifies the main directions of further development of accounting in commercial sphere.
Keywords
Accounting, corporate reporting, RAS, IFRS, the concept of accounting, accounting reform, legal and regulatory base, professional associations of accountants and auditors.
Процессы глобализации, происходящие в мире, требуют взаимодействия различных стран друг с другом в процессе совместной экономической деятельности. В настоящее время мы вряд ли найдем хотя бы одну страну, которая была бы экономически изолирована от других стран. Совместная экономическая деятельность требует единого подхода к информации, формируемой в финансовой отчетности. Основная задача такого формирования заключается в раскрытии объективных представлений о финансово-экономическом состоянии предприятия, тем самым облегчая задачу инвесторам в процессе принятия ре-
шений об инвестировании средств на основе показателей бухгалтерской отчетности и снижая степень риска в условиях положительного решения.
В настоящее время наблюдается постоянная динамика в отношении структуры и приемов заполнения форм бухгалтерской отчетности, ориентированная на адаптацию отчетности в соответствии с международными требованиями. Внутренние факторы, влияющие на учетную политику коммерческой организации, оказывают все меньшее влияние на учетную составляющую организации именно в процессе формирования бухгалтерской отчетности. Это вполне
оправданно тем, что в современной учетной практике сложилось множество вариаций учета в отношении различных групп активов и обязательств, однако объективным требованием международных инвесторов является унифицированный подход к наполнению экономическими показателями форматов бухгалтерской отчетности. Именно этим объясняется стремление к сближению форм отчетности по нормам РСБУ и МСФО. Однако именно это сближение сопровождается рядом проблем. При реформировании бухгалтерского учета возникает необходимость учитывать особенности национальной системы учета, культурные традиции и накопленный опыт. В связи с этим оправдано стремление к гармонизации национального бухгалтерского учета и отчетности с нормами МСФО.
Первые шаги в этом направлении были сделаны в 1992 г. и заключались в утверждении Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики, утвержденной Постановлением Верховного Совета РФ № 3708-1 от 23.10.1992. Принятие этого документа послужило началом первого этапа реформирования бухгалтерского учета и отчетности. Данный этап продлился с 1992 по 1998 гг. Этот период был ознаменован принятием ряда нормативных актов в сфере бухгалтерского учета, а именно:
1) Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ;
2) Концепции развития бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров);
3) Положения о бухгалтерском учете и отчетности;
4) Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ);
5) Плана счетов бухгалтерского учета.
Позднее в 1998 г. была разработана программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, которая была утверждена Постановлением Правительства РФ № 283 от 06.03.1998. Принятие этой программы послужило началом второго этапа реформирования бухгалтерского учета, который продолжился вплоть до 2004 г. В этот период времени были приняты ключевые для учетной практики нормативные документы: Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (утв. Приказом Минфина РФ № 34 от 29.07.1998), Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) 1-20 и план счетов бухгалтерского учета, который был утвержден Приказом Минфина РФ № 94н от 31.10.2000.
Начиная с 2004 г. по настоящее время в России действует третий этап реформирования бухгалтерского учета. Этот период ознаменовался выходом следующих нормативных актов:
1) Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (одобрена приказом Минфина России № 180 от 01.07.2004);
2) Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ;
3) Положения о признании МСФО и разъяснений по ним для применения на территории Российской Федерации, которые утверждены Постановлением Правительства РФ № 107 от 25.02.2011;
4) Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» № 208-ФЗ от 27.07.2010.
При этом принятие нового закона о бухгалтерском учете выявило ряд противоречий между данным законом и ПБУ, связанных с использованием устаревших понятий и терминов. В связи с
этим планом МФ РФ на 2012-2015 гг. по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности (в редакции Приказа Минфина России № 455 от 30.11.2012) предусмотрен ряд мер по дальнейшему реформированию бухгалтерского учета в России, в частности:
- признание МСФО и разъяснений МСФО для применения на территории Российской Федерации;
- подготовка проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О консолидированной финансовой отчетности"»;
- определение перечня МСФО, непосредственно применяемых для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица;
- утверждение новых федеральных стандартов бухгалтерского учета на основе МСФО;
- обеспечение участия делового и профессионального сообщества в разработке федеральных стандартов бухгалтерского учета и аудиторской деятельности;
- создание Совета по стандартам бухгалтерского учета;
- разработка предложений по расширению подготовки и повышению квалификации специалистов, занятых составлением, аудитом, использованием, контролем, надзором бухгалтерской (финансовой) отчетности по МСФО;
- разработка предложений по развитию системы профессиональной аттестации бухгалтеров на основе стандартов Международной федерации бухгалтеров;
- Международное сотрудничество в сфере МСФО.
Несмотря на то что процесс реформирования бухгалтерского учета в России начался относительно недавно, мы уже можем наблюдать позитивные результаты. В сентябре-ноябре 2013 г. по инициативе Минфина России была про-
ведена независимая оценка состояния инфраструктуры корпоративной отчетности. Оценка проводилась 13 государственными и негосударственными органами и организациями, которые связаны с проверкой и регулированием корпоративной отчетности. Среди них: Министерство финансов РФ и Министерство экономического развития РФ, Центральный банк, Фонд «Национальный совет по финансовой отчетности», некоммерческие партнерства «Аудиторская палата России», «Московская аудиторская палата», «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» и т. д.
Оценка отчетности осуществлялась по таким ключевым направлениям, как: оценка нормативно-правовой базы, оценка институциональных основ, оценка кадрового обеспечения.
В процессе оценки нормативно-правовой базы были получены следующие результаты. Полное соответствие контрольным показателям отмечено по вопросам нормативного обеспечения разрешения на занятие аудиторской деятельностью и профессиональной этики бухгалтеров и аудиторов. Система нормативного регулирования финансовой отчетности сформирована на 64,2 %, аудита - на 49,1 %. Однако согласно выводам комиссии в сфере нормативно-правового регулирования появилась необходимость в принятии следующих мер:
• дальнейшее сближение правил бухгалтерского учета и отчетности с МСФО;
• переход к непосредственному применению Международных стандартов аудита в РФ;
• развитие системы расследований в отношении профессиональных бухгалтеров, аудиторов и аудиторских организаций;
• создание комитетов по аудиту в составе советов директоров общественно значимых организаций; введение специальных требований к членам таких комитетов по аудиту;
• установление в организациях процедур внутреннего контроля бухгалтерской отчетности.
Еще одним выводом комиссии стал уровень показателя оценки институциональных основ подготовки корпоративной отчетности, который составил 62,2 %. Выявлена высокая степень соответствия контрольным показателям таких элементов инфраструктуры, как профессиональные ассоциации бухгалтеров и аудиторов (99,3 %), институты установления стандартов финансовой отчетности (87,5 %) и стандартов аудиторской деятельности (81,3 %).
В данном направлении, по мнению экспертов, также необходимо принятие определенных мер:
• расширение сферы надзора за качеством отчетности;
• создание системы разработки стандартов нефинансовой отчетности;
• расширение сферы внешнего контроля за аудиторскими организациями;
• совершенствование механизмов финансирования системы, обеспечивающей доступ к аудиторской деятельности;
• координация законотворческой деятельности органов, занятых вопросами корпоративной отчетности;
• улучшение механизмов информационного обмена между органами, занимающимися вопросами корпоративного управления;
• усиление координации надзора за соблюдением норм профессиональной этики профессиональными бухгалтерами;
• укрепление потенциала ассоциаций профессиональных бухгалтеров, саморегулируемых организаций аудиторов.
Наконец, самые высокие результаты были получены при оценке кадрового обеспечения - 81,3 %. Полное соответствие было выявлено по следующим элементам инфраструктуры: профессиональная квалификация и общий уровень
образования бухгалтеров и аудиторов, оценка их профессиональных способностей и качеств, система непрерывного повышения квалификации бухгалтерами и аудиторами, а также организация специализированной подготовки их после получения базовой профессиональной квалификации. Заметно более низкие показатели в этом компоненте получены при оценке организации профессионального обучения и подготовки бухгалтеров и аудиторов (75,2 %), требований к их практическому опыту (83,3 %), а также при оценке существующих квалификационных требований к младшему бухгалтерскому персоналу (75,0 %).
В результате комиссия обратила внимание, что к важным мерам работы в данном направлении можно отнести следующие:
• повышение квалификации бухгалтеров и аудиторов;
• совершенствование программ подготовки бухгалтеров и аудиторов;
• введение квалификационных требований к бухгалтерскому персоналу;
• совершенствование профессиональной стажировки и совершенствование систем оценки данной стажировки;
• улучшение подготовки специалистов для негосударственных и государственных органов.
Таким образом, главным резервом улучшения самого процесса создания и поддержания инфраструктуры корпоративной отчетности, по мнению экспертов, является разработка и реализация соответствующего стратегического плана действий, а также финансовое и кадровое обеспечение такого плана, систематический мониторинг его исполнения.
В целом проведенная оценка подтвердила наличие в Российской Федерации развитой инфраструктуры корпоративной отчетности и достаточно высокую степень соответствия ее международно признанным стандартам по формированию финансовой отчетности. Осуществление комплекса мероприя-
тий, сформированных по результатам оценки, обеспечит совершенствование этой инфраструктуры и будет способствовать улучшению делового и инвестиционного климата в целом по стране.
Библиографический список
1. Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете».
2. Федеральный закон № 208-ФЗ от 28.07.2010 «О консолидированной финансовой отчетности».
3. Постановление Правительства Российской Федерации № 107 от 25.02.2011 «Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности применения на территории Российской Федерации».
4. Постановление Правительства РФ № 283 от 06.03.1998 «Об утверждении программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности».
5. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (одобрена Приказом Минфина России № 180 от 01.07.2004).
6. План Министерства финансов Российской Федерации на 2012-2015 гг. по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности (в ред. Приказа Минфина России № 455 от 30.11.2012).
7. Независимая оценка инфраструктуры корпоративной отчетности, 2013 г. [Электронный ресурс] // Информационное сообщение о результатах независимой оценки инфраструктуры корпоративной отчетности в Россий-
ской Федерации. - Режим доступа : http://www.minfin.ru (дата обращения: 18.06.2014).
Bibliographic list
1. Federal Law № 402-FZ from 06.12.2011 «On Accounting».
2. Federal Law № 208-FZ from
28.07.2010 «On the consolidated financial statements».
3. Resolution of the Government of the Russian Federation № 107 from
25.02.2011 «On Approval of the Regulations on the Recognition of International Financial Reporting Standards and clarifications International Financial Reporting Standards application in the territory of Russian Federation».
4. Russian Federation Government Resolution № 283 from 06.03.1998 «On approval of the program of reform of accounting in accordance with International Financial Reporting Standards».
5. The concept of the development of accounting and reporting in the Russian Federation in the medium term (approved by Order of Russian Finance Ministry of 01.07.2004 № 180).
6. Plan of the Ministry of Finance of the Russian Federation in 2012-2015 on the development of accounting and reporting in the Russian Federation on the basis of International Financial Reporting Standards (as amended by the Order of the Russian Ministry of Finance № 455 from 30.11.2012).
7. An independent evaluation of corporate reporting infrastructure, 2013 [Electronic resource] // Report on the results of an independent assessment of the infrastructure of corporate reporting in Russian Federation. - Mode of access : http://www.minfin.ru (date of access : 06.18.2014).