УДК 657 (091) © Ц.Н. Янданова
Этапы реформирования бухгалтерского учета в России
В статье дается обзор этапов реформирования системы бухгалтерского учета в России в связи с переходом к рыночным отношениям и необходимостью применения международных стандартов финансовой отчетности. Ключевые слова: бухгалтерский учет, балансоведение.
© Ts.N. Yandanova Stages of the reformation of accounting in Russia
In the article is given a review of stages of the reformation of accounting in Russia in connection with the transition to a market economy and for reasons of necessity to apply the IFRS (International Financial Reporting Standards). Keywords: accounting, financial statement.
Система бухгалтерского учета до перехода на рыночную экономику была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой, что отвечало требованиям плановой экономики. Основным потребителем информации, формируемой в бухгалтерском учете, выступало государство в лице отраслевых министерств, ведомств и планирующих статистических и финансовых органов.
Изменение системы общественных отношений, гражданско-правовой среды, отказ от административной системы хозяйствования определили необходимость реконструкции российской системы учета.
По мнению многих ученых-экономистов, реформирование бухгалтерского учета в России началось в 1991 г. с разработки и внедрения Плана счетов, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 ноября 1991 г. № 56. Новый План счетов ввел в учетную практику такие объекты учета, как нематериальные активы, финансовые вложения, отношения аренды, займы. Изменилась методология учета основных средств, капитальных вложений и других объектов учета.
Важным шагом стало принятие Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» ПБУ 1/94, утвержденного приказом Минфина России от 28.07.1994 № 100. В нем была изложена необходимость применения таких характерных для развитых зарубежных стран принципов бухгалтерского учета, как полнота отражения в учете всех фактов хозяйственной деятельности, осмотрительность, приоритет содержания над формой, непротиворечивость данных бухгалтерского учета, рациональность его ведения, последовательность применения учетной политики.
В 1996 г. принят Федеральный Закон РФ «О бухгалтерском учете», устанавливающий единые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности для предприятий и организаций, независимо от подчиненности и форм собственности, определяющий порядок организации и ведения бухгалтерского учета, а также взаимоотношения по этим вопросам с потребителями бухгалтерской информации. Ввод в действие Закона, безусловно, был прогрессивным шагом, хотя некоторыми учеными это событие было признано нецелесообразным «из-за отсутствия полного представления о российской модели рыночной экономики, стройной концепции бухгалтерского учета в российской экономике рыночного типа, научно-методической проработки многих вопросов какой бы то ни было практики по ряду вопросов».
В том же году вышло в свет Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ) 4/96 «Бухгалтерская отчетность организации», устанавливающее состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности. Рекомендуемая им структура показателей отчетности удовлетворяла требования, предусмотренные 4-й Директивой ЕС. Так, в Отчет о прибылях и убытках введены строки для отражения прочих операционных доходов, расходов и процентов к уплате, хотя План счетов 1991 г. не предусматривал формирование таких показателей в учете.
Необходимость привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику и приобщение российских организаций к международным рынкам капитала предопределили целесообразность перехода к использованию международных стандартов финансовой отчетности. Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров в конце 1997 г. одобрена Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, многие положения которой ориентированы на нормы, заложенные в международных стандартах финансовой отчетности (МСФО).
В Концепции введено такое новое для России понятие, как экономические выгоды организации. Именно через эту категорию квалифицированы активы, доходы и расходы. Но Концепция не заменила никаких нормативных актов по бухгалтерскому учету, а послужила основой построения системы нормативного регулирования учета в стране. В документе намечены ориентиры, которые следует учитывать в ходе проведения работы по реорганизации системы учета.
Начиная с марта 1998 г. реформа бухгалтерского учета в России проводится на основе утвержденной постановлением Правительства РФ Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (от 06.03.1998 №283). В качестве международных Правительством РФ используются стандарты финансовой отчетности (МСФО), разработанные Комитетом международных стандартов финансовой отчетности (КМСФО) со штаб-квартирой в г. Лондоне (Великобритания).
Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО был установлен широкий комплекс мероприятий по ее практической реализации, среди которых:
- совершенствование нормативного правового регулирования (переориентация нормативного регулирования с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность; сочетание нормативных предписаний федеральных органов исполнительной власти с профессиональными рекомендациями; взвешенное использование международных стандартов в национальном регулировании);
- формирование нормативной базы (стандартов);
- подготовка методического обеспечения (инструкции, методические указания, комментарии);
- подготовка кадров (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);
- международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях; взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности).
Во исполнение Программы утверждены следующие национальные стандарты: 5/98 «Учет материально-производственных запасов», ПБУ 7/98 «События после отчетной даты», ПБУ 8/98 «Условные факты хозяйственной деятельности», ПБУ 9/99 «Доходы организации», ПБУ 10/99 «Расходы организации», ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах», ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам», ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», ПБУ 14 «Учет нематериальных активов», ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию». Структура и содержание принимаемых после 1997 г. положений максимально приближены к международным стандартам.
Приведение в соответствие с МСФО норм российского учета повлекло за собой и пересмотр ранее введенных документов. Так, ПБУ 1/94 заменено на ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», ПБУ 4/96 на ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», ПБУ 3/95 на ПБУ 3/2000 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте», ПБУ 5/98 - на ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», ПБУ 6/97 - на ПБУ 6/01 «Учет основных средств».
В 2000 г. разработан и подготовлен к вводу в действие новый План счетов. При пересмотре Плана наибольшие изменения коснулись счетов учета финансовых результатов в связи с формированием новой методики учета доходов и расходов организации. В результате изменения условий хозяйствования и уточнения методики бухгалтерского учета некоторых операций аннулировано 16 счетов, введены 3 новых, у многих счетов изменены номер или названия, две синтетические позиции разукрупнены и несколько объединены.
Ввод в действие нового Плана счетов следует признать существенным шагом в выполнении Программы реформирования бухгалтерского учета. Новый План счетов уточняет отдельные аспекты отражения операций на счетах и приближает это отражение к требованиям МСФО (в частности, по вопросам учета капитала и финансовых результатов). Изменился и статус документа в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Новый План счетов не носит нормативно-правовой характер.
Правительство РФ постановило осуществить учетную реформу в течение двух лет. Но в результате тяжелого экономического и финансового кризиса в августе 1998 г. процесс перехода к международным стандартам отчетности объективно затянулся. Переориентировать нормативное регулирование с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность не получилось: учетный процесс и поныне активно регулируется нормативными письмами и приказами, многочисленные Методические указания и Положения вышли с большим опозданием и без учета ключевых принципов МФСО (осталась непоколебимой презумпция права собственности при учете операций финансовой аренды и продажи товаров (имущества), отсутствует понятие справедливой (рыночной) стоимости запасов и т.д.).
К 2004 г. в российском обществе созрело понимание необходимости перехода к использованию МСФО и по решению Правительства РФ была разработана «Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу» (2004-2010), одобренная приказом Минфина России от 01.07.2004 г. Согласно данной Концепции, основными направлениями дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности являлись:
- повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;
- создание инфраструктуры применения МСФО;
- изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетно -сти;
- усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;
- подготовка и повышение квалификации кадров в сфере бухгалтерского учета и аудита.
В рамках этой концепции были пересмотрены и приведены в соответствие с МСФО ранее введенные национальные стандарты, а также введены новые. Окончание срока действия «Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности» ознаменовалось принятием нового Федерального закона №208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» от 27.07.2010 и Федерального закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011, который вступает в силу 1 января 2013 г.
Следует обратить внимание на то, что новый Закон не предполагает каких-либо революций в бухгалтерском учете. Поэтому та методология, которая сложилась, и те направления развития методологии, которые бы-
ли сформулированы в вышеупомянутой Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, продолжают оставаться актуальными. Основное направление развития методологии бухгалтерского учета, согласно новому закону, заключается в активном использовании МСФО.
Главными «новшествами» закона «О бухгалтерском учете» выступают: возможность для отдельных организаций использовать в гражданском законодательстве данные не бухгалтерского, а налогового учета; введение внутреннего контроля на организациях публичной значимости; исключение указания о применении унифицированных форм. Следует отметить, что новая редакция закона уравнивает бумажный и электронный документооборот. Одна из основных причин принятия нового Закона заключается в том, что отдельные положения действующего Закона препятствуют активному применению МСФО широким кругом российских организаций. Другая причина - необходимость корректировки системы регулирования бухгалтерского учета в стране. В действующем Законе практически отсутствуют положения, описывающие эту систему, ее составляющие, механизмы взаимодействия ее элементов. Между тем сегодня, как никогда, с помощью правовых терминов важно зафиксировать: кто и каким образом занимается разработкой и принятием правил бухгалтерского учета, каковы функции и полномочия каждого участника данного процесса. Все это обусловило необходимость пересмотра Закона о бухгалтерском учете как правовой основы в данной сфере.
Следующий этап развития бухгалтерского (финансового) учета и отчетности начинается с утверждения Приказом Минфина России от 30.11.2011 г. №440 Плана Министерства финансов РФ на 2012-2015 гг. по развитию бухгалтерского учета и отчетности в РФ на основе Международных стандартов финансовой отчетности. В качестве главных направлений были выделены: повышение качества и доступности информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности; совершенствование системы регулирования бухгалтерского учета и контроля качества бухгалтерской (финансовой) отчетности; развитие профессии; международное сотрудничество.
На сегодняшний день утверждено 24 положения по бухгалтерскому учету. Кроме того, на сайте Минфина размещены проекты нескольких новых ПБУ: «Доходы организации», «Учет вознаграждений работникам», «Учет запасов» и «Учет аренды», которые планируется вводить с отчетности за 2013 г. Их утверждение должно пройти до конца этого года. Скоро ожидается обновление уже действующих положений: «Бухгалтер -ская отчетность организации», «Учет основных средств», «Расходы организации».
Подводя итоги реформы бухгалтерского учета, можно отметить такие достижения, как: создание Института профессиональных бухгалтеров России, вступление России в Консультативный совет лондонского комитета по МСФО. РПБУ обогатилось рядом новых понятий, таких как «де-
ловая репутация», «связанные стороны», «сегментная информация», «условные обязательства», почерпнув их из правил международных стандартов. Но самым главным достижением является то, что все большее число компаний стали сами переходить на применение МСФО.
Сближение с МСФО не произойдет за один день, а явится результатом ряда взаимозависимых процессов, которые были и будут приведены в действие для достижения желаемого результата. Применяемые в России МСФО должны быть адаптированы к особенностям нашей экономики. Процесс перехода на МСФО пойдет более значительными темпами, если у менеджеров и российского инвестиционного сообщества будет сформирован спрос на информацию, подготовленную по международным правилам.
Переход на МСФО обеспечит отчетность российских предприятий такими важными характеристиками как понятность, сравнимость, прозрачность, надежность, что в свою очередь послужит для пользователей отчетности сокращением издержек, затрачиваемых на ее анализ. У компаний пропадет необходимость согласовывать внутренний и внешний учет. Но самым главным преимуществом перехода на МСФО является увеличение притока инвестиций в страну. В результате доступности инвесторам большего объема информации об объекте возможных вложений риски инвестирования будут снижены. Применение МСФО значительно повышает эффективность управления и прозрачность компании, укрепляет систему корпоративного поведения и дает возможность грамотно общаться с акционерами и рынком, что необходимо для построения взаимного доверия между Россией и международным сообществом.
Опыт, накопленный за годы, прошедшие с начала реформирования российского бухгалтерского учета, показал, что реформирование предстает в виде многофакторного процесса, затрагивающего не только учет. Выявлена объективная необходимость в значительном расширении традиционных границ бухгалтерского учета путем интеграции с многочисленными и сложными практическими аспектами правовых, налоговых, управленческих норм.
На сегодняшнем этапе очевидна необходимость всестороннего научно-методологического совершенствования всех системных элементов бухгалтерского учета, преодоления устаревших направлений его развития с учетом профессиональной готовности, возможностей и заинтересованности общества и органов государственной власти.
Литература
1. Осуществление реформы бухгалтерского учета в Российской Федерации: МСФО сегодня и завтра. - М., 2008.
2. Фазулзянова А.И. Перспективы развития бухгалтерского учета и отчетности // Молодой ученый. - 2012. - №7. - С. 131-134.
3. Шнейдман Л.З. Новый закон о бухгалтерском учете: правовая основа регулирования учета и применения МСФО в стране // Бухгалтерский учет. -2012. - № 2. - С. 6-10.
4. Постникова Е.О планируемых изменениях в ПБУ // «Главбух». - 2012. -№17.
Янданова Цыремжид Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 5.
Yandanova Tsiremzhid Nikolaevna, candidate of science in economics, assistant professor at the Department of Economics, Buryat State University, Ulan-Ude, Ranzhurova str., 5.