Научная статья на тему 'Этапы реформирования бухгалтерского учета и отчетности в России. . '

Этапы реформирования бухгалтерского учета и отчетности в России. . Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
651
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы реформирования бухгалтерского учета и отчетности в России. . »

РЕФОРМИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

ЭТАПЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ

В РОССИИ

С. Н. Поленова,

кандидат экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета Московского университета потребительской кооперации

Основные цели развития и совершенствования средств обеспечения бизнеса направлены на создание единого экономического информационного пространства, участие нашей страны в мировых экономических процессах, реализацию норм Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.95 № 24-ФЗ, Федерального закона «Об участии в международном информационном обмене» от 04.07.96 № 85-ФЗ, постановления Правительства РФ «О совершенствовании информационного обеспечения потенциальных инвесторов» от 02.02.96 № 80 и др.

Составляющим элементом единого экономического информационного пространства являются данные, предоставляемые системой бухгалтерского учета и отчетности. Тенденцией совершенствования учетной информации является расширение ее границ в экономическом и едином информационном пространстве. Подобное становится возможным благодаря созданию более совершенных средств информационного обеспечения, росту значения информации в любых сферах человеческой деятельности, в том числе хозяйственной, увеличению скорости распространения теоретических и практических знаний в области информационных технологий, увеличению инвестиций в развитие информационного обеспечения всех сфер деятельности, в том числе экономической.

Концептуальная особенность изменения информационного пространства, формируемого учетной системой в российской практике, состо-

ит в повышении качества получаемой информации и обеспечении гарантированного доступа к ней всех заинтересованных пользователей.

В первые годы реформирования бухгалтерского учета и отчетности была принята Государственная программа перехода РФ на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики от 14 января 1992 г., разработанная в соответствии с распоряжением Председателя Верховного Совета РФ. В программе предусматривались мероприятия по переходу на международную учетную практику в целях вхождения в рыночную экономику, приватизации государственной собственности, использования международного опыта в образовавшихся хозяйствующих субъектах различных организационно-правовых форм государственных, муниципальных, индивидуальных (семейных) частных, полных товариществах, товариществах с ограниченной ответственностью (акционерных обществах закрытого типа), акционерных обществах открытого типа, арендных предприятиях, филиалах, представительствах и др. Все эти формы предприятий как самостоятельных хозяйствующих субъектов были определены Законом РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25.12.1990 № 445-1.

Одними из основных направлений работы во исполнение Государственной программы стали создание и внедрение в практику нового плана счетов бухгалтерского учета, который позволяет следующее:

- давать обобщающую характеристику наличия и движения основных и оборотных средств, материальных активов, долгосрочных вложений, фондов и резервов предприятия;

- собирать в обобщенном виде информацию о затратах, связанных с осуществлением уставной деятельности и социально-бытовом обслуживанием работников;

- отражать наличие и движение денежных средств в национальной и иностранной валютах, находящихся на расчетных, валютных и других счетах в банках на территории страны и за рубежом, ценных бумагах;

- обобщать информацию о формировании и использовании финансовых результатов предприятия и состоянии средств, полученных извне, на финансирование хозяйственной деятельности: кредитов банков, иных средств финансирования целевых мероприятий и др.

План счетов бухгалтерского учета фи-нансо-во-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина СССР от

01.11.1991 № 56 и введенные в действие с 1 января 1992 г. письмом Министерства экономики и финансов РСФСР от 19.12.1991 № 18-05, были разработаны при участии группы экспертов Министерства экономики и финансов СССР и Центра ООН по транснациональным компаниям. Практически одновременно с планом счетов приказом Минфина РФ от

20.03.1992 № 10 было утверждено Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ.

Эти документы сыграли значительную роль на этапе постепенного перехода российского бухгалтерского учета и отчетности на принципы и методы, используемые в передовой мировой учетной практике. В них регламентирован учет на предприятиях, обособленных в имущественном и организационном отношениях по отношению к собственникам, а предприятие не собирается прекращать свою деятельность в обозримом будущем. Таким образом, уже в начале 90-х годов, на раннем этапе перехода к рыночным отношениям были провозглашены принципы имущественной обособленности, непрерывности деятельности, непротиворечивости, которые применяются в передовой зарубежной учетной практике.

На первых этапах развития российской системы бухгалтерского учета в условиях рынка в качестве ориентира использовалась система US GAAP, которая применяется в США. Однако более глубокие исследования теоретических характеристик и практики применения американских учетных стандартов показали, что специфические условия системы US GAAP не вписываются в специфику российской учетной практики, основанную на жесткой регламентации учетных норм. Американская учетная система опирается на слабо систематизированную, постоянно изменяющуюся интерпретацию принципов и правил бухгалтерского учета и финансовой отчетности, на прецедентные правовые практики, в большинстве своем отражающие специфику бизнеса США.

В работе по реформированию системы учета и отчетности был исследован опыт стран континентальной Европы, в особенности Франции и Германии, так как они, как и Россия, опирались на правовую хозяйственную систему. Поэтому предпочтение было отдано Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).

В начале 90-х годов ХХ в. постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 № 552 было принято Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. Бухгалтерский учет и налогообложение рассматривались в нем как единая система.

Таким образом, принятый комплекс документов на начальном этапе реформирования бухгалтерского учета определил общие правила организации и ведения бухгалтерского учета в условиях рыночных отношений, которые были распространены на все предприятия, являющиеся юридическими лицами, независимо от подчиненности, формы собственности, видов деятельности. Они предусматривали право предприятий самостоятельно определять конкретные формы и методы организации учета и контроля исходя из организационно-правовой формы хозяйствования, отраслевых особенностей, специфики сферы и характера деятельности, квалификации персонала и др.

Практическая реализация такой самостоятельности впервые в российской практике подобно международной стала выражаться в

обязательной разработке собственной учетной политики предприятия на очередной отчетный год, в которой определяются правила и порядок учета заготовления и приобретения материальных ценностей и их оценки, учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции, ее оценки и реализации, критерии отнесения предметов к основным средствам и малоценным и быстроизнашивающимся предметам, их износа и др. В составе учетной политики также впервые стал разрабатываться рабочий план счетов бухгалтерского учета конкретного предприятия. После утверждения руководителем учетной политики данный документ стал приобретать юридический статус.

В это же время были проведены следующие изменения в порядке отражения отдельных хозяйственных операций в системе бухгалтерского учета:

- предложен порядок списания недостач и потерь материальных ценностей сверх норм естественной убыли при отсутствии конкретных виновников независимо от суммы с отнесением на издержки производства (обращения) или уменьшение финансирования, тогда как ранее они списывались на расходы и потери за счет прибылей и убытков;

- предоставлено право руководителю принимать решение об изменении предела стоимости предметов труда для учета их в составе основных средств;

- впервые было введено понятие нематериальных активов, в составе которых должны учитываться права пользования землей, водой, другими природными ресурсами, объектами промышленной и интеллектуальной собственности (авторских прав в области производства, науки, литературы и искусства, других видов творческой деятельности, изобретений, рационализаторских предложений, промышленных образцов, программ для ЭВМ, баз данных, экспертных систем торговых секретов, товарных знаков, фирменных наименований и знаков обслуживания), приобретенные места на товарной бирже;

- определены для практического применения в учете реализации метода по мере отгрузки (выполнения работ) и предъявления счетов к оплате;

- введены для отражения на счетах бухгалтерского учета резервы по сомнительным долгам, резервные фонды;

- определена необходимость исчисления на счетах бухгалтерского учета финансового результата от выбытия основных средств и других видов активов предприятия;

- при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года в нем не стали показывать суммы использованной прибыли, а стало производиться ее списание за счет уменьшения суммы нераспределенной прибыли или увеличения непокрытого убытка и др.

С 1993 г. бухгалтерский баланс, а с 1996 г. все остальные формы бухгалтерской отчетности, как и в мировой учетной практике, стали составляться в нетто-оценке.

Важным шагом в области реформирования бухгалтерского учета и отчетности в России было принятие первого Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» (ПБУ 1/94), утвержденного приказом Минфина РФ от 28.07.1994 № 100. Оно разработано в соответствии с Государственной программой перехода РФ на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики (1992 г.). В ПБУ 1/94 «Учетная политика предприятия» определена необходимость применения в российской учетной практике таких принципов бухгалтерского учета, характерных для развитых зарубежных стран, как последовательность применения учетной политики, полнота отражения в учете всех фактов хозяйственной деятельности, осмотрительность, приоритет содержания перед формой, непротиворечивость данных бухгалтерского учета, рациональность его ведения.

С принятием Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» общее методологическое руководство бухгалтерским учетом было возложено на Правительство РФ, а органы, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, стали утверждать следующие документы:

- планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;

- положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями уче-

та хозяйственных операций, составления и предоставления бухгалтерской отчетности;

- другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета. В этот же период в России были приняты

ПБУ 2/94 «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство», утвержденное приказом Минфина РФ от 20.12.1994 № 167, ПБУ 3/95 «Учет имущества и обязательств организации, стоимость которой выражена в иностранной валюте», утвержденное приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 50, и ПБУ 4/96 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Минфина РФ от 08.02.1996 № 10.

Документом, имеющим существенное значение для реформирования учетной системы, явилась Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике РФ. Она была одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров России 29.12.1997. В ней было указано, что новая экономическая среда, связанная с изменением общественных отношений, обусловливает необходимость трансформации принципов бухгалтерского учета, определяет основы построения его системы, базируется на последних достижениях науки и практики, ориентируется на модель рыночной экономики, опыт стран с развитыми производственными отношениями, отвечает международно-признанным стандартам финансовой отчетности.

В Концепции отражается мнение специалистов в области учета и отчетности по следующим положениям:

- основной цели бухгалтерского учета — формированию информации для внешних и внутренних пользователей, определения понятия заинтересованных пользователей учетной информации, представления информации, необходимой основным потребителям (инвесторам, работникам организаций, их представителям, заимодавцам, поставщикам и подрядчикам, органам власти, общественности);

- основам организации бухгалтерского учета, характеризующимся реализацией допущений имущественной обособленности организации, непрерывности ее деятельности, последовательности применения учетной

политики, временной определенности фактов хозяйственной деятельности;

- содержанию информации, формируемой в бухгалтерском учете, о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности, изменениях в финансовом положении, представляемых в виде бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств, соответствующих дополнительных данных;

- требованиям к информации в бухгалтерском учете: полезности, обеспечиваемой ее уместностью, надежностью, сравнимостью;

- составу информации бухгалтерского учета для заинтересованных пользователей, определяемой элементами учетной информации, — имуществом, кредиторской задолженностью, капиталом, представляемыми в бухгалтерском балансе, доходами и расходами — в отчете о прибылях и убытках, а также определению этих понятий;

- критериям признания имущества, кредиторской задолженности, доходов и расходов;

- оценке имущества, кредиторской задолженности, доходов и расходов исходя из суммы, по которой признается объект учета в бухгалтерской отчетности, являющейся фактической (первоначальной) стоимостью (себестоимостью), текущей (восстановительной) стоимостью (себестоимостью), текущей рыночной стоимостью (стоимостью реализации), дисконтированной стоимостью — величиной будущих денежных поступлений или их эквивалентов, за которую предположительно должен быть приобретен объект в ходе обычной хозяйственной деятельности.

Таким образом, разработанная концепция фактически содержала теоретические основы учета, опирающиеся на передовой международный опыт, и явилась документом, определившим задачи по реорганизации российской системы бухгалтерского учета на длительный период.

Реализация мероприятий по адаптации российской учетной системы к рыночным условиям хозяйствования начала осуществляться во исполнение Указа Президента РФ от 03.04.1997 № 287 «О первоочередных мерах по реализации Послания Президента РФ Федеральному Соб-

ранию «Порядок во власти — порядок в стране (О положении в стране и основных направлениях политики РФ)». Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 № 283 была утверждена «Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности».

Исходя из содержания программы в данный период необходима трансформация бухгалтерского учета в направлении соответствия современной системе общественных отношений и гражданско-правовой среды.

В рамках программы реформирования бухгалтерского учета распоряжением Правительства РФ от 22.05.1998 № 58-р был утвержден План внедрения положений (стандартов) по бухгалтерскому учету. В 1998—1999 гг. предполагалось разработать 22 стандарта по бухгалтерскому учету (см. рис.).

По состоянию на 31 декабря 2005 г. приняты и используются в практической работе 20 положений по бухгалтерскому учету, представляющих национальные бухгалтерские стандарты, соответствующие отдельным МСФО (см. таблицу).

Для решения задач создания новой правовой и нормативной основы регулирования бухгалтерского учета были приняты следующие документы:

— План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н;

— Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н;

— Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности» от 22.07.2003 № 67н;

— Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина РФ от 30.12.1996 № 112;

— Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н;

— Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н;

— Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, утвержденные приказом Минфина РФ от 21.03.2000 № 29н;

— Методические рекомендации по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденные приказом Минфина РФ от 20.05.2003 № 44н;

— Методические рекомендации по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденные приказом Минфина РФ от 26.12.2002 № 135н;

— Указания по отражению в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, утвержденные приказом Минфина РФ от 28.11.2001 № 97н.

В процессе реформирования учета в соответствии с программой был создан новый понятийный аппарат, отражающий мировые тенденции и условия рыночной экономики, выделены новые объекты бухгалтерского учета и созданы

Рис. Виды положений (стандартов), запланированные к разработке в 1998—1999 гг.

Таблица

Действующие положения по бухгалтерскому учету и их соответствие международным стандартам

ПБУ Название ПБ № приказа Минфина РФ Дата приказа Минфина РФ Дата вступления в силу Соответствие МСФО

1/98 Учетная политика организации 60н 09.12.98 г. в ред. от 30.12.99 г. 01.01.99 г. МСФО 1

2/94 Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство 167 20.12.95 г. 01.01.95 г. МСФО 11

3/00 Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте 2н 10.01.00 г. Начиная с 2000 г. МСФО 21

4/99 Бухгалтерская отчетность организации 43н 06.07.99 г. Начиная с 2000 г. МСФО 1

5/01 Учет материально-производственных запасов 44н 09.06.01 г. Начиная с 2002 г. МСФО 2

6/01 Учет основных средств 26н 30.03.01 г. в ред. от 18.01.02 г. Начиная с 2001 г. МСФО 16

7/98 События после отчетной даты 56н 25.11.98 г. 01.01.99 г. МСФО 10

8/01 Условные факты хозяйственной деятельности 96н 28.11.01 г. Начиная с 2002 г. МСФО 10

9/99 Доходы организации 32н 06.05.99 г. в ред. от 30.03.01 г. Начиная с 2000 г.

10/99 Расходы организации 33н 06.05.99 г. в ред. от 30.03.01 г. Начиная с 2000 г.

11/00 Информация по аффилированным лицам 5н 13.01.00 г. в ред. от 30.03.01 г. Начиная с 2000 г. МСФО 28

12/00 Информация по сегментам 11н 27.01.00 г. Начиная с 2000 г. МСФО 14

13/00 Учет государственной помощи 92н 16.10.00 г. Начиная с 2001 г. МСФО 20

14/00 Учет нематериальных активов 91н 16.10.00 г. Начиная с 2001 г. МСФО 38

15/01 Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию 60н 02.08.01 г. Начиная с 2002 г. МСФО 23

16/02 Информация по прекращаемой деятельности 66н 02.07.02 г. Начиная с 2003 г. МСФО 35

17/02 Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы 115н 19.11.02 г. Начиная с 2003 г. МСФО 38

18/02 Учет расчетов по налогу на прибыль 114н 19.11.02 г. Начиная с 2003 г. МСФО 12

19/02 Учет финансовых вложений 126н 10.12.02 г. Начиная с 2003 г. МСФО 39

20/03 Информация об участии в совместной деятельности 105н 10.12.02 г. Начиная с 2003 г. МСФО 31

методики формирования информации о них. В процессе реформирования была выявлена целесообразность составления бухгалтерской отчетности отдельных юридических лиц и консолидированной отчетности групп организаций в соответствии с МСФО.

В соответствии с программой реформирования бухгалтерского учета был создан Институт профессиональных бухгалтеров России (ИПБ России), представляющий некоммерческое партнерство, учрежденное высшими учебными, научными и общественными организациями.

ИПБ России объединил аттестованных профессиональных бухгалтеров и аудиторов, представляющих руководителей и ведущих специалистов бухгалтерских служб организаций, аудиторских и консалтинговых организаций, профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений, занимающийся бухгалтерским учетом, экономическим анализом, аудитом, а также специалистов финансового менеджмента.

Институт профессиональных бухгалтеров России как общественная профессиональная организация в 2001г. принят в Международную федерацию бухгалтеров, а в Наблюдательном комитете Комитета по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) сформировано представительство России.

Институтом профессиональных бухгалтеров России с участием представителей Минфина РФ разработаны Положение об аттестации профессионального бухгалтера, порядок проведения квалификационных экзаменов на аттестат профессионального бухгалтера. Эти документы используются для подтверждения бухгалтерским сообществом профессионального уровня своих представителей в соответствии с принятой практикой развитых стран.

В 1998 г. сформирован Международный центр реформы бухгалтерского учета (МЦРБУ). Он является неправительственной некоммерческой организацией, координирующей предоставление международной технической помощи Межведомственной комиссии по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Межведомственная комиссия, выполняя роль связующего звена между КМСФО и российскими регулирующими органами и профессиональными организациями, включает представителей Минфина РФ, Банка России, Федеральной комиссии по ценным бумагам, ФНС РФ, Роскомстата России и др.

Во исполнение программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО в области становления бухгалтерской профессии, адекватной требованиям рыночной экономики, роста степени участия профессиональных организаций в регулировании вопросов бухгалтерского учета в 2003 г. был создан Фонд «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности» (НСФО). Фонд представляет негосударственную организацию, объединяю-

щую представителей профессий, имеющих отношение к составлению, аудиту и использованию данных финансовой отчетности, а также представителей регулирующих органов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цель НСФО — содействие внедрению в практику экономической деятельности России признанных и широко применяемых в мире стандартов финансового учета и отчетности, в частности МСФО. Основными направлениями деятельности этого фонда являются разработка предложений по изменению законодательства РФ для уменьшения непроизводительной нагрузки на организации и устранения препятствий внедрению МСФО, информационная поддержка применения международных стандартов российскими организациями, участие в разработке МСФО через взаимодействие с КМСФО, содействие образованию аудиторов и бухгалтеров в области с МСФО.

В 2005 г НСФО предложила к обсуждению проект Федерального закона «О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности». В случае его одобрения он должен применяться всеми организациями, зарегистрированными в качестве юридического лица в соответствии с законодательством РФ за исключением бюджетных учреждений. Он распространяется на филиалы и представительства иностранных организаций, находящихся на территории РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Согласно проекту закона о регулировании учета и финансовой отчетности ее обязаны составлять по МСФО (IFRS — International Financial Reporting Standards) следующие организации:

- организации, ценные бумаги которых допущены к обращению через организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

- открытые акционерные общества;

- профессиональные участники рынка ценных бумаг;

- страховые организации;

- кредитные организации;

- пенсионные, инвестиционные и иные фонды;

- биржи.

Проект предусматривает также, что организации, которые будут составлять отчетность по МСФО в соответствии с нормами закона или в добровольном порядке, должны иметь право не формировать ее в соответствии с национальными стандартами.

Таким образом, можно утверждать, что во исполнение программы реформирования бухгалтерского учета и отчетности в России созданы общественные, негосударственные организации, деятельность которых позволит создать более оптимальную систему регулирования учета и отчетности. Однако итоги реформирования бухгалтерского учета позволяют утверждать, что задача реформирования, связанная с расширением участия и усилением роли профессиональных организаций в развитии методического обеспечения бухгалтерского учета, выполняется недостаточно, особенно в направлении создания профессиональных рекомендаций отраслевого характера. Кроме того, исследования, проведенные Минфином РФ и ИПБ России в 2003 г., выявили следующие недостатки внедрения в практическую работу новых подходов к ведению учета и раскрытию информации в бухгалтерской отчетности:

- избирательное применение новых правил бухгалтерского учета приводит к несоответствию отчетности общим правилам, к недостоверности и некомплектности отчетности. Не в достаточной мере применяются нормы ПБУ 7/98 «События после отчетной даты», ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности», ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах», ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам»;

- чрезмерное влияние требований налогового законодательства на развитие бухгалтерского учета и применение норм положений по бухгалтерскому учету;

- недостаточное участие аудиторского сообщества во внедрении новых подходов в бухгалтерской отчетности и превалировании оказания услуг по подтверждению правильности расчета налогов и налоговой оптимизации;

- недопонимание собственниками и управленческим персоналом организаций значения экономического обоснования решений по данным учета;

- несоответствие законодательной базы новым правилам учета и отчетности;

- становление рыночной инфраструктуры, не позволяющее реализовать новые требования к учету и отчетности. Использование МСФО для составления

бухгалтерской отчетности в России сопровож-

дается, с одной стороны, непониманием их преимуществ, а также незначительной потребностью в информации финансовой отчетности по МСФО для практической деятельности. С другой стороны, изучение и попытки реализации принципов и методологии отдельных стандартов для составления бухгалтерской отчетности по МСФО в российских условиях вызывает значительные трудности в понимании базовых методологических основ формирования данных, методик исчисления показателей, составляющих отчетность, техники получения необходимых сведений.

Кроме того, уровень развития системы бухгалтерского учета и отчетности находится в прямой зависимости от объективных потребностей в учетной информации. Пока в России не появилась многочисленная группа внешних пользователей данных отчетности в лице юридических и физических лиц, требования к ним, позволяющие сформировать достоверную, полезную, значимую, нейтральную учетную информацию, будут выполняться с большими трудностями.

В 2004 г. по решению Правительства РФ была разработана Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу, одобренная приказом Минфина РФ от 01.07.2004. Она принята на период 2004 — 2010 гг., связана с наличием в настоящее время благоприятных условий для дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности, а также с тем, что в обществе созрело понимание необходимости перехода к использованию МСФО.

Кроме содержания концепции и направлений развития учетной системы, в принятом документе представлены этапы развития бухгалтерского учета и отчетности в среднесрочной перспективе. На период 2004 — 2007 гг. они включают следующее:

- обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов, кроме тех, чьи ценные бумаги обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам. Среди общественно значимых хозяйствующих субъектов выделяют открытые акционерные общества, иные организации,

имеющие публично размещаемые (размещенные) и/или публично обращающиеся ценные бумаги, финансовые организации, работающие со средствами физических и юридических лиц, другие организации;

- утверждение основного комплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО;

- совершенствование принципов и требований к организации учетного процесса, а также базовых правил бухгалтерского учета, обеспечивающих формирование информации для составления индивидуальной и консолидированной финансовой отчетности;

- создание специального органа в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов бухгалтерского учета и отчетности;

- создание основных элементов инфраструктуры применения МСФО;

- активизацию участия профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской профессии;

- усиление контроля обеспечения общественно значимыми хозяйствующими субъектами публичности консолидированной финансовой отчетности;

- совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров, в том числе пользователей бухгалтерской отчетности;

- развитие международного сотрудничества в области бухгалтерского учета, отчетности, аудиторской деятельности.

В 2008 — 2010 гг. концепцией предусмотрены следующие мероприятия:

- перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности остальных хозяйствующих субъектов, ценные бумаги которых обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам;

- оценка возможности составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности по МСФО вместо российских стандартов;

- укрепление и расширение сферы деятельности специального органа в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов бухгалтерского учета и отчетности;

- дальнейшее повышение роли профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской профессий;

- развитие системы контроля обеспечения хозяйствующими субъектами публичности бухгалтерской отчетности;

- расширение сферы контроля качества бухгалтерской отчетности, в том числе подготовленной по МСФО.

Развитие системы бухгалтерского учета и отчетности в России в дальнейшем будет продолжаться также в направлении разработки ПБУ. Планируется принять национальные стандарты по следующим проблемам: подготовки промежуточной бухгалтерской отчетности, учета инвестиций в зависимые организации, учета инвестиций в простое товарищество, учета инфляционных ожиданий, формирования пояснительной записки, реорганизации предприятий, учета аренды и др. Подготовлен проект Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности», а дальнейшую работу по нормативному регулированию бухгалтерского учета планируется проводить в направлении совершенствования ПБУ в связи с пересмотром международных стандартов финансовой отчетности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России//Бухгалтерский учет. 1998. № 3. С. 79—84.

2. Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденная постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 № 283.

3. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Одобрена приказом Минфина РФ от 01.07.2004 № 180 // Международный бухгалтерский учет. 2004. № 9. С. 3—11.

4. Бакаев А. Реформа бухгалтерского учета — 5 лет реализации правительственной программы // Финансовая газета. 2003. № 28 июль.

5. Островский О. М. Проблемы регулирования бухгалтерского учета в России в условиях его реформирования и перехода на МСФО // Бухгалтерский учет. 2003. № 14. С. 3 — 9.

6. Проект Федерального закона «О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности» // Международный бухгалтерский учет. 2005. № 6. С. 4 — 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.