Научная статья на тему 'Этапы реформирования бухгалтерского учета и отчетности в России'

Этапы реформирования бухгалтерского учета и отчетности в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
605
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы реформирования бухгалтерского учета и отчетности в России»

на пути к международным стандартам

ЭТАПЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ В РОССИИ*

С. Н. ПОЛЕНОВА, кандидат экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета Московского университета потребительской кооперации

Основные цели развития и совершенствования средств обеспечения бизнеса направлены на создание единого экономического информационного пространства, участие нашей страны в мировых экономических процессах, реализацию норм федеральных законов от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», от 04.07.1996 № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене», постановления Правительства РФ от 02.02.1996 № 80 «О совершенствовании информационного обеспечения потенциальных инвесторов» и др.

Составляющим элементом единого экономического информационного пространства являются данные, предоставляемые системой бухгалтерского учета и отчетности. Тенденцией совершенствования учетной информации является расширение ее границ в экономическом и едином информационном пространстве. Подобное становится возможным благодаря созданию более совершенных средств информационного обеспечения, росту значения информации в любых сферах человеческой деятельности, в том числе хозяйственной, увеличению скорости распространения теоретических и практических знаний в области информационных технологий, увеличению инвестиций в развитие информационного обеспечения всех сфер деятельности, в том числе экономической.

Концептуальная особенность изменения информационного пространства, формируемого учетной системой в российской практике, состоит в повышении качества получаемой информации и обеспечении гарантированного доступа к ней всех заинтересованных пользователей.

В первые годы реформирования бухгалтерского учета и отчетности была принята Государственная программа перехода Российской Федерации на при-

Статья впервые опубликована в журнале «Международный бухгалтерский учет». — 2006. — № 4(88).

нятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики от 14.01.1992, разработанная в соответствии с распоряжением Председателя Верховного Совета РФ. В программе предусматривались мероприятия по переходу на международную учетную практику в целях вхождения в рыночную экономику, приватизации государственной собственности, использования международного опыта в образовавшихся хозяйствующих субъектах различных организационно-правовых форм: государственных, муниципальных, индивидуальных (семейных) частных, полных товариществах, товариществах с ограниченной ответственностью (акционерных обществах закрытого типа), акционерных обществах открытого типа, арендных предприятиях, филиалах, представительствах и др. Все эти формы предприятий как самостоятельных хозяйствующих субъектов были определены Законом РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1991г.).

Одним из основных направлений работы во исполнение Государственной программы стали создание и внедрение в практику нового плана счетов бухгалтерского учета, который позволяет:

• давать обобщающую характеристику наличия и движения основных и оборотных средств, материальных активов, долгосрочных вложений, фондов и резервов предприятия;

• собирать в обобщенном виде информацию о затратах, связанных с осуществлением уставной деятельности и социально-бытовым обслуживанием работников;

• отражать наличие и движение денежных средств в национальной и иностранной валютах, находящихся на расчетных, валютных и других счетах в банках на территории страны и за рубежом, ценных бумагах;

• обобщать информацию о формировании и использовании финансовых результатов

предприятия и состоянии средств, полученных извне на финансирование хозяйственной деятельности: кредитов банков, иных средств финансирования целевых мероприятий и др. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина СССР от 01.11.1991 № 56 и введенные в действие с 01.01.1992 письмом Министерства экономики и финансов РСФСР от 19.12.1991 № 18-05, были разработаны при участии группы экспертов Министерства экономики и финансов СССР и Центра ООН по транснациональным компаниям. Практически одновременно с планом счетов приказом Минфина России от 20.03.1992 № 10 было утверждено Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации.

Эти документы сыграли значительную роль на этапе постепенного перехода российского бухгалтерского учета и отчетности на принципы и методы, используемые в передовой мировой учетной практике. В них регламентирован учет на предприятиях, обособленных в имущественном и организационном отношениях по отношению к собственникам. Таким образом, уже в начале 90-х гг. на раннем этапе перехода к рыночным отношениям были провозглашены принципы имущественной обособленности, непрерывности деятельности, непротиворечивости, которые применяются в передовой зарубежной учетной практике.

На первых этапах развития российской системы бухгалтерского учета в условиях рынка в качестве ориентира использовалась система US GAAP, которая применяется в США. Однако более глубокие исследования теоретических характеристик и практики применения американских учетных стандартов показали, что специфические условия системы US GAAP не вписываются в специфику российской учетной практики, основанную на жесткой регламентации учетных норм. Американская учетная система опирается на слабо систематизированную, постоянно изменяющуюся интерпретацию принципов и правил бухгалтерского учета и финансовой отчетности, на прецедентную правовую практику, в большинстве своем отражающих специфику бизнеса США.

В работе по реформированию системы учета и отчетности был исследован опыт стран континентальной Европы, в особенности Франции и Германии. Поскольку они, как и Россия, опирались на правовую хозяйственную систему, был сделан выбор в отношении Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

В начале 90-х гг. ХХ в. постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 № 552 было принято

Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. Бухгалтерский учет и налогообложение рассматривались в нем как единая система.

Таким образом, принятый комплекс документов на начальном этапе реформирования бухгалтерского учета определил общие правила организации и ведения бухгалтерского учета в условиях рыночных отношений, которые были распространены на все предприятия, являющиеся юридическими лицами, независимо от подчиненности, формы собственности, видов деятельности. Они предусматривали право предприятий самостоятельно определять конкретные формы и методы организации учета и контроля исходя из организационно-правовой формы хозяйствования, отраслевых особенностей, специфики сферы и характера деятельности, квалификации персонала и др.

Практическая реализация такой самостоятельности впервые в российской практике подобно международной стала выражаться в обязательной разработке собственной учетной политики предприятия на очередной отчетный год, в которой определяются правила и порядок учета заготовления и приобретения материальных ценностей и их оценки, учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции, ее оценки и реализации, критерии отнесения предметов к основным средствам и малоценным и быстроизнашивающимся предметам, их износа и др. В составе учетной политики также впервые стал разрабатываться рабочий план счетов бухгалтерского учета конкретного предприятия. После утверждения руководителем учетной политики она стала приобретать статус юридического документа.

В это же время были проведены следующие изменения в порядке отражения отдельных хозяйственных операций в системе бухгалтерского учета:

— предложен порядок списания недостач и потерь материальных ценностей сверх норм естественной убыли при отсутствии конкретных виновников независимо от суммы с отнесением на издержки производства (обращения) или уменьшение финансирования, тогда как ранее они списывались на расходы и потери за счет прибылей и убытков;

— предоставлено право руководителю принимать решение об изменении предела стоимости предметов труда для учета их в составе основных средств;

— впервые было введено понятие нематериальных активов, в составе которых должны учитываться

права пользования землей, водой, другими природными ресурсами, объектами промышленной и интеллектуальной собственности (авторских прав в области производства, науки, литературы и искусства, других видов творческой деятельности, изобретений, рационализаторских предложений, промышленных образцов, программ для ЭВМ, баз данных, экспертных систем торговых секретов, товарных знаков, фирменных наименований и знаков обслуживания), приобретенные места на товарной бирже;

— определено для практического применения в учете реализации метода «по мере отгрузки (выполнения работ) и предъявления счетов к оплате»;

— введены для отражения на счетах бухгалтерского учета резервы по сомнительным долгам, резервные фонды;

— определена необходимость исчисления на счетах бухгалтерского учета финансового результата от выбытия основных средств и других видов активов предприятия;

— при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года в нем не прекратили показывать суммы использованной прибыли и стали производить ее списание за счет уменьшения суммы нераспределенной прибыли или увеличения непокрытого убытка и др.

С 1993 г. бухгалтерский баланс, а с 1996 г. все остальные формы бухгалтерской отчетности, как и в мировой учетной практике, стали составляться в нетто-оценке.

Важным шагом в области реформирования бухгалтерского учета и отчетности в России было принятие первого Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» ПБУ 1/94, утвержденного приказом Минфина России от 28.07.1994 № 100. Оно разработано в соответствии с Государственной программой перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики (1992 г.). В ПБУ 1/94 «Учетная политика предприятия» определена необходимость применения в российской учетной практике таких принципов бухгалтерского учета, характерных для развитых зарубежных стран, как последовательность применения учетной политики, полнота отражения в учете всех фактов хозяйственной деятельности, осмотрительность, приоритет содержания перед формой, непротиворечивость данных бухгалтерского учета, рациональность его ведения.

С принятием Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» общее методо-

логическое руководство бухгалтерским учетом было возложено на Правительство РФ, а органы, которым предоставлено право регулирования бухгалтерским учетом, стали утверждать:

— планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;

— положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и предоставления бухгалтерской отчетности;

— другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.

В этот же период в России были приняты ПБУ 2/94 «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство», утвержденное приказом Минфина России от 20.12.1994 № 167, ПБУ 3/95 «Учет имущества и обязательств организации, стоимость которой выражена в иностранной валюте», утвержденное приказом Минфина России от 13.06.1995 № 50, и ПБУ 4/96 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Минфина России от 08.02.1996 № 10.

Документом, имеющим существенное значение для реформирования учетной системы, явилась Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, которая была одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров России 29.12.1997. В ней указано, что новая экономическая среда, связанная с изменением общественных отношений, определяет необходимость трансформации принципов бухгалтерского учета и основы построения системы бухгалтерского учета, базируется на последних достижениях науки и практики, ориентируется на модель рыночной экономики, опыт стран с развитыми производственными отношениями, отвечает международно-признанным стандартам финансовой отчетности. Концепция выражает мнение специалистов в области учета и отчетности по вопросам:

— основной цели бухгалтерского учета — формировать информацию для внешних и внутренних пользователей; в отношении информации для внешних пользователей — формировать информацию, полезную широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии решения (инвесторам, работникам организаций, их представителям, заимодавцам, поставщикам и подрядчикам, органам власти, общественности);

— основ организации бухгалтерского учета, характеризующихся реализацией допущений

имущественной обособленности организации, непрерывности ее деятельности, последовательности применения учетной политики, временной определенности фактов хозяйственной деятельности;

— содержания информации, формируемой в бухгалтерском учете, о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности, изменениях в финансовом положении и представляемой в виде бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств, соответствующих дополнительных данных;

— требований к информации в бухгалтерском учете: полезности, обеспечиваемой ее уместностью, надежностью, сравнимостью;

— состава информации бухгалтерского учета для заинтересованных пользователей, определяемого элементами учетной информации: имущества, кредиторской задолженности, капитала, доходов и расходов в отчете о прибылях и убытках, а также определения этих понятий;

— критериев признания имущества, кредиторской задолженности, доходов и расходов;

— оценки имущества, кредиторской задолженности, доходов и расходов исходя из суммы, по которой признается объект учета в бухгалтерской отчетности, являющейся фактической (первоначальной) стоимостью (себестоимостью), текущей (восстановительной) стоимостью (себестоимостью), текущей рыночной стоимостью (стоимостью реализации), дисконтированной стоимостью — величиной будущих денежных поступлений или их эквивалентов, за которую предположительно должен быть приобретен объект в ходе обычной хозяйственной деятельности.

Таким образом, разработанная концепция фактически содержала теоретические основы учета, опирающиеся на передовой международный опыт, и явилась документом, определившим задачи по реорганизации российской системы бухгалтерского учета на длительный период.

Практическая реализация мероприятий по адаптации российской учетной системы к рыночным условиям хозяйствования начала осуществляться во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 03.04.1997 № 278 «О первоочередных мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Порядок во власти — порядок в стране (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)». Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 № 283 была

утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

Исходя из содержания программы в данный период необходима трансформация бухгалтерского учета в направлении соответствия современной системе общественных отношений и гражданско-правовой среды.

Во исполнение программы реформирования бухгалтерского учета в распоряжении Правительства РФ от 22.05.1998 № 58-р был утвержден План внедрения положений (стандартов) по бухгалтерскому учету. В 1998-1999 гг. предполагалось разработать 22 стандарта по бухгалтерскому учету (см. рисунок).

Стандарты бухгалтерского учета

Стандарты по общим вопросам раскрытия информации

Стандарты учета активов и обязательств организации

Стандарты учета финансовых результатов деятельности

Виды положений (стандартов), запланированные к разработке в 1998—1999 гг.

По состоянию на 31.12.2005 принято и используется в практической работе 20 положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), представляющих национальные бухгалтерские стандарты (ПБУ), соответствующие отдельным МСФО (см. таблицу).

Решение задач создания новой правовой и нормативной основы регулирования бухгалтерского учета вызвало необходимость принять следующие документы:

• План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (утверждены приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н);

• Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н);

• приказ Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности»;

• Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности (утверждены приказом Минфина России от 30.12.1996 № 112);

• Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н);

• Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов

Действующие положения по бухгалтерскому учету и их соответствие международным стандартам

ПБУ Название ПБУ Номер приказа Минфина России Дата приказа Минфина России Дата вступления в силу Соответствие МСФО

1/98 Учетная политика организации № 60н 09.12.1998 в ред. от 30.12.1999 01.01.1999 МСФО 1

2/94 Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство № 167 20.12.1995 01.01.1995 МСФО 11

3/2000 Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте № 2н 10.01.2000. Начиная с 2000 г. МСФО 21

4/99 Бухгалтерская отчетность организации № 43н 06.07.1999 Начиная с 2000 г. МСФО 1

5/01 Учет материально-производственных запасов № 44н 09.06.2001 Начиная с 2002 г. МСФО 2

6/01 Учет основных средств № 26н 30.03.2001 в ред. от 18.01.2002 Начиная с 2001 г. МСФО 16

7/98 События после отчетной даты № 56н 25.11.1998 01.01.1999 МСФО 10

8/01 Условные факты хозяйственной деятельности № 96н 28.11.2001 Начиная с 2002 г. МСФО 10

9/99 Доходы организации № 32н 06.05.1999 в ред. от 30.03.2001 Начиная с 2000 г. —

10/99 Расходы организации № 33н 06.05.1999 в ред. от 30.03.2001 Начиная с 2000 г. —

11/2000 Информация по аффилированным лицам № 5н 13.01.2000 в ред. от 30.03.2001 Начиная с 2000 г. МСФО 28

12/2000 Информация по сегментам № 11н 27.01.2000 Начиная с 2000 г. МСФО 14

13/2000 Учет государственной помощи № 92н 16.10.2000 Начиная с 2001 г. МСФО 20

14/2000 Учет нематериальных активов № 91н 16.10.2000 Начиная с 2001 г. МСФО 38

15/01 Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию № 60н 02.08.2001 Начиная с 2002 г. МСФО 23

16/02 Информация по прекращаемой деятельности № 66н 02.07.2002 Начиная с 2003 г. МСФО 35

17/02 Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы № 115н 19.11.2002 Начиная с 2003 г. МСФО 38

18/02 Учет расчетов по налогу на прибыль № 114н 19.11.2002 Начиная с 2003 г. МСФО 12

19/02 Учет финансовых вложений № 126н 10.12.2002 Начиная с 2003 г. МСФО 39

20/03 Информация об участии в совместной деятельности № 105н 10.12.2002 Начиная с 2003 г. МСФО 31

(утверждены приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н);

• Методические рекомендации по раскрытию • информации о прибыли, приходящейся на одну акцию (утверждены приказом Минфина России от 21.03.2000 № 29н);

• Методические рекомендации по формированию бухгалтерской отчетности при осущест- • влении реорганизации организаций (утверж-

дены приказом Минфина России от 20.05.2003 № 44н);

Методические рекомендации по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (утверждены приказом Минфина России от 26.12.2002 № 135н); Указания по отражению в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением дого-

вора доверительного управления имуществом (утверждены приказом Минфина России от 28.11.2001 № 97н).

В процессе реформирования учета в соответствии с программой был создан новый понятийный аппарат, отражающий мировые тенденции и условия рыночной экономики, выделены новые объекты бухгалтерского учета и созданы методики формирования информации о них. В процессе реформирования была выявлена целесообразность составления бухгалтерской отчетности отдельных юридических лиц и консолидированной отчетности групп организаций согласно МСФО.

В соответствии с программой реформирования бухгалтерского учета был создан Институт профессиональных бухгалтеров России (ИПБ России), представляющий некоммерческое партнерство, учрежденное высшими учебными, научными и общественными организациями, который объединил аттестованных профессиональных бухгалтеров и аудиторов, представляющих руководителей и ведущих специалистов бухгалтерских служб организаций, аудиторских и консалтинговых организаций, профессорско-преподавательский состав в области бухгалтерского учета, экономического анализа, аудита высших учебных заведений, специалистов финансового менеджмента.

Институт профессиональных бухгалтеров России как общественная профессиональная организация в 2001 г. принят в Международную федерацию бухгалтеров, а в Наблюдательном комитете Комитета по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) сформировано представительство России.

Институтом профессиональных бухгалтеров России с участием представителей Минфина России разработаны Положения об аттестации профессионального бухгалтера, Порядок проведения квалификационных экзаменов на аттестат профессионального бухгалтера. Разработанные документы используются для подтверждения бухгалтерским сообществом профессионального уровня своих представителей в соответствии с принятой практикой развитых стран.

В 1998 г. сформирован Международный центр реформы бухгалтерского учета (МЦРБУ), который является неправительственной некоммерческой организацией, координирующей предоставление международной технической помощи Межведомственной комиссии по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Межведомственная комиссия, выполняя роль связующего звена между Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) и российскими

регулирующими органами и профессиональными организациями, включает представителей Минфина России, Банка России, Федеральной комиссии по ценным бумагам, Федеральной налоговой службы, Роскомстата и др.

Во исполнение программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО в области становления бухгалтерской профессии, адекватной требованиям рыночной экономики, роста степени участия профессиональных организаций в регулировании вопросов бухгалтерского учета в 2003 г был создан Фонд «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности» (НСФО), который представляет негосударственную организацию, объединяющую представителей профессий, имеющих отношение к составлению, аудиту и использованию данных финансовой отчетности, а также представителей регулирующих органов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цель НСФО — содействие внедрению в практику экономической деятельности России признанных и широко применяемых в мире стандартов финансового учета и отчетности, в частности МСФО. Основными направлениями деятельности этого фонда являются: разработка предложений по изменению законодательства РФ для уменьшения непроизводительной нагрузки на организации и устранения препятствий внедрению МСФО; информационная поддержка применения международных стандартов российскими организациями; участие в разработке МСФО через взаимодействие с Комитетом по МСФО; содействие образованию аудиторов и бухгалтеров в области с МСФО.

В 2005г. Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности предложила к обсуждению проект федерального закона «О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности». В случае его принятия он должен применяться всеми организациями, зарегистрированными в качестве юридического лица в соответствии с законодательством РФ, за исключением бюджетных учреждений. Он распространяется на филиалы и представительства иностранных организаций, находящихся на территории РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Согласно проекту закона о регулировании учета и финансовой отчетности ее обязаны составлять по МСФО (IFRS — International Financial Reporting Standards):

• организации, ценные бумаги которых допущены к обращению через организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

• открытые акционерные общества;

• профессиональные участники рынка ценных бумаг;

• страховые организации;

• кредитные организации;

• пенсионные, инвестиционные и иные фонды;

• биржи.

Проект предусматривает также, что организации, которые будут составлять отчетность по МСФО в соответствии с нормами закона или в добровольном порядке, должны иметь право не формировать ее в соответствии с национальными стандартами.

Таким образом, можно утверждать, что во исполнение программы реформирования бухгалтерского учета и отчетности в России созданы общественные, негосударственные организации, деятельность которых позволит создать более оптимальную систему регулирования учета и отчетности. Однако итоги реформирования бухгалтерского учета позволяют утверждать, что задача реформирования, связанная с расширением участия и усилением роли профессиональных организаций в развитии методического обеспечения бухгалтерского учета, выполняется недостаточно, особенно в направлении создания профессиональных рекомендаций отраслевого характера. Кроме этого, исследования, проведенные Минфином России и ИПБ России в 2003 г., выявили недостатки реализации в практической работе новых подходов к ведению учета и раскрытию информации в бухгалтерской отчетности:

— избирательное применение новых правил бухгалтерского учета, влекущее не соответствие отчетности общим правилам, ее недостоверность, некомплектность отчетности. Как правило, не применяются нормы ПБУ 7/98 «События после отчетной даты», ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности», ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах», ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам»;

— чрезмерное влияние на развитие бухгалтерского учета и применение норм положений по бухгалтерскому учету требований налогового законодательства;

— недостаточное участие аудиторского сообщества в процессе внедрения новых подходов в бухгалтерской отчетности и превалирования оказания услуг по подтверждению правильности расчета налогов и налоговой оптимизации;

— недопонимание собственниками и управленческим персоналом значения экономического обоснования решений по данным учета;

— несоответствие законодательной базы новым правилам учета и отчетности;

— становление рыночной инфраструктуры, не позволяющее реализовать новые требования к учету и отчетности.

Использование МСФО для составления бухгалтерской отчетности в России сопровождается, с одной стороны, непониманием их преимуществ, незначительной потребностью в информации финансовой отчетности по МСФО для практической деятельности. С другой стороны, изучение и попытки реализации принципов и методологии отдельных стандартов для составления бухгалтерской отчетности по МСФО в российских условиях вызывает значительные трудности в понимании базовых методологических основ формирования данных, методик исчисления показателей, составляющих отчетность, техники получения необходимых сведений.

Кроме этого, уровень развития системы бухгалтерского учета и отчетности находится в прямой зависимости от объективных потребностей в учетной информации. Пока в России не появилась многочисленная группа внешних пользователей данных отчетности в лице юридических и физических лиц, требования к ним, позволяющие сформировать достоверную, полезную, значимую, нейтральную учетную информацию, будут выполняться с большими трудностями.

В 2004 г. по решению Правительства РФ была разработана Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренная приказом Минфина России от 01.07.2004. Она принята на период 2004—2010 гг., связана с наличием в настоящее время благоприятных условий для дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности, а также с тем, что в обществе созрело понимание необходимости повышения темпов перехода к использованию МСФО.

Кроме направлений развития учетной системы в принятом документе представлены этапы развития бухгалтерского учета и отчетности в среднесрочной перспективе. На период 2004—2007 гг. они включают:

— обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов, кроме тех, чьи ценные бумаги обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно-признаваемым стандартам. Среди общественно значимых хозяйствующих субъектов выделяют открытые акционерные общества, иные организации, имеющие публично размещаемые (размещенные) и/или публично обращающи-

еся ценные бумаги, финансовые организации, работающие со средствами физических и юридических лиц, другие организации;

— утверждение основного комплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО;

— совершенствование принципов и требований к организации учетного процесса, а также базовых правил бухгалтерского учета, обеспечивающих формирование информации для составления индивидуальной и консолидированной финансовой отчетности;

— создание специального органа в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов бухгалтерского учета и отчетности;

— создание основных элементов инфраструктуры применения МСФО;

— активизацию участия профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской профессии;

— усиление контроля обеспечения общественно значимыми хозяйствующими субъектами публичности консолидированной финансовой отчетности;

— совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров, в том числе пользователей бухгалтерской отчетности;

— развитие международного сотрудничества в области бухгалтерского учета, отчетности, аудиторской деятельности.

В 2008—2010 гг. концепцией предусмотрены

следующие мероприятия:

— перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности остальных хозяйствующих субъектов, ценные бумаги которых обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно-признаваемым стандартам;

— оценка возможности составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности по МСФО вместо российских стандартов;

— укрепление и расширение сферы деятельности специального органа в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов бухгалтерского учета и отчетности;

— дальнейшее повышение роли профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской профессий;

— развитие системы контроля обеспечения хозяйствующими субъектами публичности бухгалтерской отчетности;

— расширение сферы контроля качества бухгалтерской отчетности, в том числе подготовленной по МСФО.

Развитие системы бухгалтерского учета и отчетности в России в дальнейшем будет продолжаться также в направлении разработки положений по бухгалтерскому учету. Планируется принять национальные стандарты по следующим проблемам: подготовки промежуточной бухгалтерской отчетности, учета инвестиций в зависимые организации, учета инвестиций в простое товарищество, учета инфляционных ожиданий, формирования пояснительной записки, реорганизации предприятий, учета аренды и др. Подготовлен проект федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности», а дальнейшую работу по нормативному регулированию бухгалтерского учета планируется проводить в направлении совершенствования ПБУ в связи с пересмотром МСФО.

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России//Бухгалтерский учет.

— 1998. — № 3. — С. 79—84.

2. Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утв. постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 № 283.

3. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Одобрена приказом Минфина России от 01.07.2004 № 180//Меж-дународный бухгалтерский учет. — 2004. — № 9 (69). — С. 3—11.

4. Бакаев А Реформа бухгалтерского учета — 5 лет реализации правительственной программы// Финансовая газета. — 2003. — № 28 июль.

5. Островский О. М. Проблемы регулирования бухгалтерского учета в России в условиях его реформирования и перехода на МСФО//Бух-галтерский учет. — 2003. — № 14. — С. 3 — 9.

6. Проект Федерального закона «О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности» //Международный бухгалтерский учет.

— 2005. — № 6 (78) июнь. — С. 4 — 9.

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.