DOI: 10.26794/2408-9303-2018-5-2-14-25 УДК 657.1(045) JEL М41, М48
современное состояние реформы бухгалтерского учета в России: итоги 2017 года
А. Е. Иванов,
Южно-Уральский государственный университет, ООО «Аудиторская фирма «Авуар», Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0002-5859-9357
аннотация
Актуальность. Рассмотрено современное состояние реформы бухгалтерского учета в Российской Федерации, существенно ускорившейся в 2016-2017 гг. Особое внимание уделено освещению возможностей участия любых заинтересованных в развитии российского бухгалтерского учета лиц в разработке документов в области регулирования бухгалтерского учета.
Методы. Исследование основано на применении общенаучных методов анализа, синтеза, сравнения. Исходными данными послужили действующие федеральные стандарты бухгалтерского учета (положения по бухгалтерскому учету) и их проекты, международные стандарты финансовой отчетности, отраслевые стандарты бухгалтерского учета и их проекты, рекомендации в области бухгалтерского учета, а также информация Министерства финансов Российской Федерации и субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета о состоянии разработки документов в области регулирования бухгалтерского учета.
Результаты. Сделан вывод о наблюдающемся с 2016 г. качественно новом уровне реформирования, отличающемся широким привлечением к разработке документов в области регулирования бухгалтерского учета субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета. Определен круг разработчиков проектов таких документов и сфера их нормотворческой деятельности. Приведен регламент взаимодействия субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета с Министерством финансов Российской Федерации и другими заинтересованными сторонами при разработке федеральных стандартов бухгалтерского учета. Подведены промежуточные итоги работы субъектов государственного и негосударственного регулирования бухгалтерского учета по состоянию на конец 2017 г.
Перспективы. Результаты исследования могут быть полезны представителям профессионального сообщества (в том числе вузовским работникам), планирующим принять участие в процедуре общественного обсуждения проектов федеральных стандартов бухгалтерского учета и разработке рекомендаций в области бухгалтерского учета.
Ключевые слова: бухгалтерский учет; реформа; ФСБУ; отраслевые стандарты; рекомендации в области бухгалтерского учета; профессиональное бухгалтерское сообщество
Для цитирования: Иванов А.Е. Современное состояние реформы бухгалтерского учета в России: итоги 2017 года // Учет. Анализ. Аудит. 2018. Т. 5. № 2. С. 14-25. DOI: 10.26794/2408-9303-2018-5-2-14-25
A. Е. HeaHoe
15
DOI: 10.26794/2408-9303-2018-5-2-14-25 UDK 657.1(045) JEL M41, M48
The Current state
of the Accounting Reform in Russia: the results of 2017
A.E. Ivanov,
South Ural State University, "Avuar" Audit Firm, Chelyabinsk, Russia https://orcid.org/0000-0002-5859-9357
abstract
introduction. The article deals with the current state of the accounting reform in the Russian Federation. This reform significantly accelerated in 2016-2017. Particular attention is paid to highlighting the opportunities for anyone interested in the development of Russian accounting to participate in the elaboration of accounting regulation documents.
Methods. For the research, I used the methods of analysis, synthesis and comparison. The Russian Accounting Standards and their Drafts, International Financial Reporting Standards, Industry Accounting Standards and their Drafts, Accounting Recommendations and information from the Russian Federation Ministry of Finance and subjects of non-state accounting regulation are the research source data. Results. I concluded that since 2016 a qualitatively new level of Russian accounting reform has been observed. This level is characterized by a broad involvement of non-state accounting regulation subjects to the development of accounting regulation documents. I have defined the circle of drafts developers of this documents and the scope of their norm-setting activities. I have described the rules for the interaction between non-state accounting regulation subjects with the Ministry of Finance of the Russian Federation and other interested parties in the development of federal accounting standards. I have summed up the preliminary results of the work of state and non-state accounting regulation subjects as of the end of 2017.
Discussion. The results of the research could prove to be useful to the representatives of the professional community (including university employees) who plan to participate in the public discussion of draft federal accounting standards as well as developing accounting recommendations. Keywords: accounting; reform; Federal Accounting Standards; IFRS; Industry Accounting Standards; accounting recommendations; professional accounting community
For citation: Ivanov A. E. The Current State of the Accounting Reform in Russia: the Results of 2017. Uchet. Analiz. Audit = Accounting. Analysis. Auditing, 2018, vol. 5, no. 2, pp. 14-25. (In Russ.). DOI: 10.26794/2408-9303-2018-5-2-14-25
введение
Реформа российского бухгалтерского учета, направленная на гармонизацию отечественных и международных бухгалтерских стандартов, в 2018 г. отмечает двадцатилетний юбилей. Моментом ее начала обычно считают принятие Правительством Российской Федерации постановления от 06.03.1998 № 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности». Ключевые нормативные документы, регламентировавшие реформу в течение этого продолжительного периода, представлены на рис. 1.
За время реформирования был введен в действие ряд новых положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые в большей или меньшей степени соответствуют Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). За последние годы этому и другим вопросам реформирования отечественного бухгалтерского учета было посвящено немало публикаций известных российских методологов: А. С. Бакаева [1, 2], В. Г. Гетьмана [3-6], Т. Ю. Дружиловской и Э. С. Дружиловской [7-9], Н. Н. Карзаевой [10], Н. Т. Лабынцева [11], С. В. Панковой [12], М. Л. Пятова [10, 13], И. Р. Сухарева [14, 15], Л. И. Хоружий [16, 17], Л. З. Шнейдма-на [18] и др., но в 2016-2017 гг. регуляторами был предпринят ряд шагов, требующих отдельного освещения и анализа, попытка чего предпринята в настоящей статье. До 2016 г. частота принятия новых документов в области регулирования бухгалтерского учета и внесения изменений в старые была не очень большой, благодаря чему профессиональное сообщество имело возможность относительно неспешно адаптироваться к изменениям. Однако, как будет показано далее, уже в ближайшем будущем ситуация сильно изменится.
реформа ускоряется
Новый виток реформы начался с принятия Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», заменившего утративший силу с 31.12.2013 одноименный Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ. Регулированию бухгалтерского учета в Российской Федерации посвящена глава 3 указанного за-
кона, в которой очерчен круг субъектов регулирования бухгалтерского учета (ст. 22) и определены их функции (ст. 23-24). Субъекты регулирования бухгалтерского учета впервые в новейшей российской истории были разделены на государственные (Министерство финансов и Центральный банк Российской Федерации) и негосударственные. К последним закон отнес саморегулируемые организации, в том числе саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, заинтересованные принимать участие в регулировании бухгалтерского учета, а также их ассоциации и союзы и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета.
Взаимодействие между негосударственными и государственными субъектами регулирования бухгалтерского учета в соответствии со ст. 25 Федерального закона № 402-ФЗ осуществляется через Совет по стандартам бухгалтерского учета. Для реализации этой нормы закона был выпущен приказ Минфина России от 14.11.2012 № 145н «О совете по стандартам бухгалтерского учета» и утверждено положение о Совете по стандартам бухгалтерского учета. Основной функцией Совета, созданного при Минфине России, является проведение экспертизы проектов стандартов на предмет:
1) соответствия законодательству Российской Федерации о бухгалтерском учете;
2) соответствия потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;
3) обеспечения единства системы требований к бухгалтерскому учету;
4) обеспечения условий для единообразного применения стандартов бухгалтерского учета.
Приказом Минфина России от 25.12.2015 № 541 был утвержден состав Совета, в который позднее трижды вносились изменения (приказы Минфина России от 12.02.2016 № 52, от 20.03.2017 № 279, от 23.10.2017 № 957). В состав Совета по состоянию на 31.12.2017 входят:
• 3 представителя Минфина России;
• 2 представителя Центрального банка России;
1998 г.: Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами
О ~
2004 г.: Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную _перспективу_
2011 г.: Федеральный закон «О бухгалтерском учете»
О ~
2016 г.: Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского
учета на 2016 - 2018 гг.
О ~
2017 г. : Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского
учета на 2017 - 2019 гг.
Рис. 1 /Fig. 1. ключевые нормативные документы, регламентирующие реформу российского бухгалтерского учета / The most important normative documents regulating the Russian
accounting reform
• 10 представителей субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета и научной общественности (из них не менее 3 членов подлежат ротации 1 раз в 3 года).
Протоколом № 1 от 18.02.2016 был утвержден регламент Совета по стандартам бухгалтерского учета, в соответствии с которым организуется работа Совета. Таким образом, была создана инфраструктура реализации завершающего этапа реформы бухгалтерского учета в России. С 2016 г. началась, собственно, реализация. Результаты методологической работы субъектов государственного и негосударственного регулирования бухгалтерского учета за истекшие два года позволяют выска-
зать гипотезу о том, что в ближайшие годы в методологию бухгалтерского учета будут внесены глобальные изменения, которые заставят в корне изменить привычный уклад работы российского бухгалтера.
Как выглядит процесс разработки и утверждения документов в области регулирования бухгалтерского учета сегодня? Согласно ст. 21 Федерального закона «О бухгалтерском учете» такие документы подразделяются на:
1) федеральные стандарты;
2) отраслевые стандарты;
3) рекомендации в области бухгалтерского учета;
4) стандарты экономического субъекта.
Далее будет рассмотрен порядок разработки и утверждения документов первых трех уровней, а также подведены итоги работы над ними за 2016-2017 гг.
разработка и утверждение федеральных стандартов
Перечень федеральных стандартов, разрабатываемых в ближайшие 3 календарных года, определяется программой разработки федеральных стандартов, которая утверждается Минфином России. Правила подготовки и уточнения программы установлены приказом Минфина России от 11.03.2013 № 26н «Об утверждении Правил подготовки и уточнения программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета, за исключением программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора» и приказом Минфина России от 23.03.2015 № 45н «Об утверждении правил подготовки и уточнения программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора».
Федеральные стандарты разрабатываются субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учета, утверждаются Минфином России по предложению Совета по стандартам бухгалтерского учета. В случае, если ни один субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета не принимает на себя обязательства разработать федеральный стандарт, предусмотренный утвержденной программой разработки федеральных стандартов, Минфин России на основании ст. 28 Федерального закона «О бухгалтерском учете» разрабатывает его самостоятельно.
Также Минфином России разрабатываются федеральные стандарты для организаций государственного сектора. В 2016-2017 гг. было разработано и утверждено 5 таких стандартов:
1) Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора (утвержден приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н);
2) Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности (утвержден приказом Минфина России от 31.12.2016 № 260н);
3) Обесценение активов (утвержден приказом Минфина России от 31.12.2016 № 259н);
4) Основные средства (утвержден приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н);
5) Аренда (утвержден приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н).
В дальнейшем в статье федеральные стандарты для организаций государственного сектора рассматриваться не будут.
Для обеспечения единообразия при подготовке проектов стандартов различными разработчиками Советом по стандартам бухгалтерского учета утверждена примерная структура ФСБУ (протокол № 3 от 01.07.2016), состоящая из четырех разделов.
Раздел 1. «Общие положения», описывающий предмет правового регулирования стандарта, сферу его применения, определение и признаки объектов бухгалтерского учета, на которые распространяется действие стандарта, а также иные специфические термины и определения, используемые в стандарте.
Раздел 2. «Содержательная часть», включающий классификацию объектов бухгалтерского учета, условия принятия объектов к бухгалтерскому учету, оценку объектов бухгалтерского учета и условия списания объектов в бухгалтерском учете.
Раздел 3. «Раскрытие информации», в котором приводятся состав и содержание информации об объектах бухгалтерского учета, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Раздел 4. «Вступление в силу и переходные положения», устанавливающий дату вступления стандарта в силу, возможность и порядок досрочного применения стандарта, переходные положения, перечень нормативных правовых актов, в которые должны быть внесены изменения, в связи с вступлением в силу стандарта (с изложением соответствующих изменений) и которые подлежат признанию утратившими силу в связи с вступлением в силу стандарта.
Также примерной структурой ФСБУ предусмотрено наличие приложений, в которые могут выноситься таблицы, формулы, примеры и другая поясняющая основной текст информация. Подобная структура схожа со структурой большинства МСФО, что вполне логично, учитывая заявленную цель реформы.
Приказом Минфина России от 23.05.2016 № 70н была утверждена программа разработки
2019 Г. - 2021 Г.
(3 года) 14 новых ФСБУ и 4 измененных ПБУ
Рис. 2/Fig. 2. Реформа федеральных стандартов бухгалтерского учета в цифрах / The figures of federal accounting standards reform
федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016-2018 гг., которая приказом Минфина России от 07.06.2017 № 85н была заменена на обновленную версию, отодвинувшую сроки принятия некоторых стандартов на один-два года. Согласно этому документу за 2019-2021 гг. должны быть приняты 14 ФСБУ. Еще 4 действующих ПБУ будут существенно изменены. Для иллюстрации масштаба изменений видится целесообразным привести всего два числа: в настоящее время действует 24 ПБУ, которые были приняты за 14 лет (рис. 2).
Половина новых ФСБУ заменят существующие ПБУ, остальных стандартов в российском нормативном поле раньше не было. При этом в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2017 № 160-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О бухгалтерском учете"», положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Министерством финансов Российской Федерации в период с 01.10.1998 по 19.07.2017 г., признаются федеральными стандартами. В отличие от будущих ФСБУ, для действующих ПБУ не применяется требование о том, что отраслевые стандарты и не должны противоречить федеральным. В табл. 1 представлен перечень ФСБУ, планируемых к принятию в 2019-2021 гг.
Необходимо подчеркнуть тот факт, что принципиально новой для российского бухгалтерского учета является степень вовлеченности профессионального сообщества в разработку бухгалтерских стандартов. Лишь 3 из 14 проектов новых ФСБУ разрабатываются самим Минфином России. Разработчиками оставшихся проектов назначены 4 ответственных исполнителя из числа субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета.
1. Фонд развития бухгалтерского учета «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр» (Фонд «НРБУ «БМЦ»).
2. Институт профессиональных бухгалтеров России (ИПБР).
3. Российский союз аудиторов (РСА).
4. Фонд «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности» (Фонд «НСФО»).
Взаимодействие разработчиков проектов ФСБУ с Минфином России осуществляется следующим образом. Разработчик направляет уведомление о разработке стандарта в Минфин России и размещает первоначальный вариант текста проекта на своем сайте. После этого начинается процедура общественного обсуждения проекта, заключающаяся в рассмотрении поступивших замечаний и предложений по доработке его текста. Такие замечания имеет право направить любое физическое или юридическое лицо. Обязанностью разработчика является рассмотрение всех поступивших замечаний и предложений. Процедура общественного обсуждения продолжается не менее 3 месяцев, после чего разработчик направляет в Минфин России уведомление о ее завершении. Туда же отправляется доработанный текст проекта, который рассматривается Советом по бухгалтерскому учету с вынесением мотивированного предложения Минфину России принять или отклонить проект. Если Совет рекомендует принять проект, то Минфин России должен утвердить его (если только не будет выявлено несоответствия проекта законодательству Российской Федерации).
Таблица 1 / Table 1
Федеральные стандарты бухгалтерского учета, планируемые к принятию в 2019-2021 гг. / The federal accounting standards planned for adoption in 2019-2021
ФСБУ Предполагаемый год вступления в силу для обязательного применения Разработчик проекта
Запасы 2019 Фонд «НРБУ «БМЦ»
Нематериальные активы 2019 Фонд «НРБУ «БМЦ»
Аренда 2020 Минфин России
Основные средства 2020 Фонд «НРБУ «БМЦ»
Незавершенные капитальные вложения 2020 Фонд «НРБУ «БМЦ»
Дебиторская и кредиторская задолженности 2020 Фонд «НРБУ «БМЦ»
Документы и документооборот в бухгалтерском учете 2020 Минфин России
Бухгалтерская отчетность 2020 СРО «Российский Союз аудиторов»
Некоммерческая деятельность 2020 Фонд «НРБУ «БМЦ»
Доходы 2020 НП «ИПБ России»
Расходы 2020 НП «ИПБ России»
Финансовые инструменты 2021 Фонд «НРБУ «БМЦ»
Добыча полезных ископаемых 2021 Фонд «НСФО»
Участие в зависимых организациях и совместная деятельность 2021 Минфин России
Минфина России от 28.04.2017 № 69н «О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету „Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 2008 г. № 106н»;
3) изменения в ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» — утверждены приказом Минфина России от 09.11.2017 № 180н «О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету „Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006), утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 154н».
Из четверки разработчиков проектов ФСБУ — субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета в срок работу выполнил только Фонд «НРБУ «БМЦ». Остальные по состо-
За 2016-2017 гг. состоялось 21 заседание Совета (включая 4 заочных голосования)1, в ходе которых был рассмотрен и возвращен для устранения замечаний разработчику — Фонду «НРБУ «БМЦ» проект ФСБУ «Основные средства», а также рассмотрены и рекомендованы к утверждению 3 проекта ФСБУ, разработанных Минфином России:
1) изменения в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету (в части введения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета для отдельных категорий экономических субъектов) — утверждены приказом Минфина России от 16.05.2016 № 64н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету»;
2) изменения в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» — утверждены приказом
1 Информация о деятельности Совета. URL: https://www.
minfin.ru/ru/perfomance/accounting/council/activity/ (дата обращения: 27.01.2018).
Таблица 2 / Table 2
Состояние работы над проектами ФСБУ, разрабатываемыми Фондом НРБУ «БМЦ» на 31.12.2017 / The working status of the federal accounting standards drafts that are being developed by the Accounting methodological center as of 31.12.2017
фсбу стадия разработки
Запасы Совет по стандартам бухгалтерского учета: готов к передаче для рассмотрения
Нематериальные активы Совет по стандартам бухгалтерского учета: готов к передаче для рассмотрения
Основные средства Совет по стандартам бухгалтерского учета: исправлен по замечаниям Совета
Незавершенные капитальные вложения Общественное обсуждение
Дебиторская и кредиторская задолженности Общественное обсуждение
Некоммерческая деятельность Разработка не начата
Финансовые инструменты Разработка не начата
янию на 04.12.2017 не представили в Минфин России уведомления о разработке ФСБУ и не начали процедуру публичного обсуждения текстов проектов2. Состояние работы над проектами ФСБУ, разрабатываемыми Фондом НРБУ «БМЦ», приведено в табл. 2.
Таким образом, несмотря на несоблюдение тремя из четырех разработчиков сроков разработки проектов ФСБУ, новый порядок их разработки и утверждения в 2016-2017 гг. начал применяться на практике.
разработка и утверждение отраслевых стандартов
Отраслевые стандарты разрабатываются Центральным банком Российской Федерации и утверждаются им же (в пределах его компетенции) либо Минфином России (в пределах его компетенции). До 2016 г. Центральным банком
2 Сводная информация о ходе разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета. URL: https://www.minfin. ru/ru/perfomance/accounting/development/project_dev/# (дата обращения: 27.01.2018).
Российской Федерации разработано 20 отраслевых стандартов, которые утверждены в сентябре — декабре 2015 г.3 Еще 1 отраслевой стандарт был принят в начале 2016 г. без рассмотрения Советом по стандартам бухгалтерского учета. В 2016-2017 гг. Советом по стандартам бухгалтерского учета рассмотрено 4 проекта отраслевых стандартов, 2 из которых были одобрены (табл. 3).
Установление Федеральным законом «О бухгалтерском учете» Центрального банка России в качестве единственного разработчика отраслевых стандартов делает финансовый сектор экономики фактически единственной отраслью, которая имеет свои стандарты. Таким образом, все документы в области регулирования бухгалтерского учета, содержащие отраслевую специфику применения ФСБУ, не относящуюся к финансовому сектору, теперь носят рекомендательный характер.
3 Информационно-аналитические материалы Центрального банка Российской Федерации в области бухгалтерского учета и отчетности. URL: http://www.cbr.ru/analytics/? PrtId=msfo_23217_41739 (дата обращения: 27.01.2018).
Таблица 3 / Table 3
Результаты работы над проектами отраслевых стандартов за 2016-2017 гг. / The results of work on industry standard drafts for 2016-2017
отраслевой стандарт Результат рассмотрения
Бухгалтерский учет кредитными организациями операций, связанных с выполнением обязательных резервных требований Одобрен Советом по бухгалтерскому учету (протокол № 4 от 26.08.2016), утвержден Банком России 20.10.2016 № 554-П
Учетная политика некредитных финансовых организаций Отклонен Советом по бухгалтерскому учету (протокол № 5 от 21.09.2016)
Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности микрофинансовых компаний, кредитных потребительских кооперативов, кредитных потребительских кооперативов второго уровня, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов последующего уровня, жилищных накопительных кооперативов Одобрен Советом по бухгалтерскому учету (протокол № 16 от 09.06.2017), утвержден Банком России 25.10.2017 № 614-П
Бухгалтерский учет в отдельных некредитных финансовых организациях Прекращено проведение экспертизы проекта по инициативе Банка России (протокол № 19 от 21.09.2017)
Таблица 4 / Table 4
Распределение рекомендаций Фонда НРБУ «БМЦ» в области бухгалтерского учета по отраслям применения / The distribution of the recommendations of the Accounting methodological center Fund in accounting sector by branches of application
отрасль количество рекомендаций
Любая 63
Нефтегазовая промышленность 9
Машиностроение 6
Связь 4
Торговля 2
Горнодобывающая промышленность 1
Сельское хозяйство 1
Лизинг 1
Деятельность некоммерческих организаций 1
разработка и утверждение рекомендаций в области бухгалтерского учета
Согласно ст. 21 Федерального закона «О бухгалтерском учете» рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в целях правиль-
ного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета.
Рекомендации не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам и могут приниматься в отношении порядка применения этих стандартов, форм документов бухгалтерского учета, форм ведения бухгалтерского учета, организации бухгалтерских служб экономических субъектов, технологии ведения бухгалтерского учета, порядка организации и осуществления внутреннего контроля их деятельности и ведения бухгалтерского учета, а также порядка разработки стандартов экономических субъектов.
Рекомендации в области бухгалтерского учета разрабатываются и принимаются субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учета (ст. 24 Федерального закона «О бухгалтерском учете) и, в отличие от федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, не являются обязательными к применению.
Лидером в области разработки рекомендаций (как и в области разработки ФСБУ) является Фонд НРБУ «БМЦ», начавший работу над ними задолго до принятия действующего Федерального закона «О бухгалтерском учете» — в 2008 г. По состоянию на 31.12.2017 Фондом НРБУ «БМЦ» принято 88 рекомендаций (за 2016-2017 гг.— 22 рекомендации)4, 62 из которых посвящены порядку применения федеральных стандартов безотносительно отрасли деятельности экономического субъекта, а 26 — порядку их применения в специфичных для конкретных отраслей ситуациях (табл. 4). Кроме Фонда НРБУ «БМЦ» 2 рекомендации в области бухгалтерского учета были разработаны и утверждены в 2013 г. ИПБР («Рекомендации для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» и «Альбом форм первичных учетных и иных документов, рекомендуемых ИПБ России для применения экономическими субъектами»). Итого по состоянию на 31.12.2017 в России действуют 90 рекомендаций в области бухгалтерского учета.
4 Рекомендации Фонда «НРБУ «БМЦ» в области бухгалтерского учета. URL: http://bmcenter.ru/rekomendazii_BMC (дата обращения: 27.01.2018).
Таким образом, можно констатировать, что крупный бизнес (а членами Фонда НРБУ «БМЦ» являются преимущественно крупные корпорации) понял необходимость стандартизации учетных практик как по специфическим внутриотраслевым вопросам, так и в сфере применения ФСБУ (ПБУ), что отразилось в принятии рекомендаций в области бухгалтерского учета.
заключение
В связи с вышеизложенным видится необходимым обратить внимание профессионального сообщества на важность участия в разработке ФСБУ и рекомендаций в области бухгалтерского учета. Особенно важным на современном этапе реформы является вовлечение бухгалтеров-теоретиков в процедуру общественного обсуждения проектов ФСБУ. В условиях, когда лишь 1 из существующих в стране субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета приступил к разработке ФСБУ, видится логичным призвать коллег консолидироваться вокруг него. Автор настоящей статьи в течение 2017 г. принимал участие в работе над проектами ФСБУ «Запасы», «Нематериальные активы» и «Незавершенные капитальные вложения», разрабатываемыми Фондом «НРБУ «БМЦ», и на собственном опыте испытал процедуру общественного обсуждения проектов ФСБУ. Эта процедура является абсолютно прозрачной: замечания и предложения по текстам проектов ФСБУ принимаются Фондом по электронной почте. Протоколы заседаний рабочих групп по разработке ФСБУ с результатами обсуждения замечаний и предложений доступны на сайте Фонда5. То есть любой критик проектов ФСБУ может видеть реакцию разработчика на свою критику.
И если представители бизнеса уже активно включились в разработку документов в области регулирования бухгалтерского учета, то с вузами ситуация гораздо хуже. Еще в Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу отмечалась «...недостаточность участия профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общест-
5 Официальный сайт Фонда «НРБУ «БМЦ». URL: http:// bmcenter.ru/.
венности, включая пользователей бухгалтерской отчетности, в регулировании бухгалтерского учета и отчетности». При этом в 2004 г. реальных возможностей влиять на формирование стандартов бухгалтерского учета у профессионального сообщества почти не было. В 2018 г. такая возможность существует, и в наших силах улучшить будущую методологию отечественного
бухгалтерского учета, приняв участие в разработке ФСБУ. Конечно, можно абстрагироваться от этой общественной работы — стандарты в любом случае будут разработаны и утверждены. Но их конструктивная критика со стороны ученых до утверждения Минфином России была бы гораздо полезнее для российских бухгалтеров, чем такая же критика после.
список источников
1. Бакаев А. С. Есть ли будущее у российского бухгалтерского учета // Аудит. 2015. № 4. С. 2-4.
2. Бакаев А. С. Об отдельных вопросах разработки нового Плана счетов бухгалтерского учета // Аудит. 2015. № 3. С. 21-23.
3. Гетьман В. Г. Назревшие вопросы дальнейшего развития бухгалтерского учета в коммерческих организациях // Учет. Анализ. Аудит. 2016. № 1. С. 99-103.
4. Гетьман В. Г. О вопросах дальнейшего развития бухгалтерского учета в коммерческих организациях // Управленческий учет. 2016. № 1. С. 73-78.
5. Гетьман В. Г. Резервы дальнейшего совершенствования бухгалтерского учета в управлении экономикой // Инновационное развитие экономики. 2014. № 4. С. 32-39.
6. Гетьман В. Г. Совершенствование действующих нормативных актов в области бухгалтерского учета // Экономика и управление: проблемы, решения. 2015 Т. 2. № 8. С. 73-79.
7. Дружиловская Т. Ю., Дружиловская Э. С. Бухгалтерский учет по-новому: проекты новых федеральных стандартов // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2017. № 5. С. 2-9.
8. Дружиловская Т. Ю., Дружиловская Э. С. Реформирование российского бухгалтерского учета организации государственного сектора при переходе на новые учетные стандарты // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2015. № 4. С. 18-26.
9. Дружиловская Т. Ю., Дружиловская Э. С. Реформирование системы нормативного регулирования отечественного бухгалтерского учета на основе МСФО // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 19. С. 2-18.
10. Пятов М. Л., Карзаева Н. Н. Новый закон о бухгалтерском учете и перспективы развития учетной практики в России // Бухгалтерский учет. 2013. № 6. С. 79-84.
11. Лабынцев Н. Т. Новый закон о бухгалтерском учете — важный инструмент устойчивой экономики // Учет и статистика. 2013. № 1. С. 5-15.
12. Панкова С. В. Новые подходы к пониманию объектов бухучета // Инновационное развитие экономики. 2013. № 4-5. С. 177-181.
13. Пятов М. Л. Новый закон «О бухгалтерском учете»: система регулирующих практику документов // Бух. 1С. 2013. № 2. С. 8.
14. Сухарев И. Р. Значение введения МСФО в России // Бухгалтерский учет. 2012. № 3. С. 7-13.
15. Сухарев И. Р. Новые бухгалтерские стандарты: взгляд в будущее // Налоговая политика и практика. 2013. № 1. С. 15-19.
16. Хоружий Л. И. Анализ новелл законодательства о бухгалтерском учете и налогообложении в Российской Федерации // Вестник ИПБ (Вестник профессиональных бухгалтеров). 2017. № 5. С. 17-22.
17. Хоружий Л. И. Задачи бухгалтерского учета в условиях модернизации экономики России // Бухучет в сельском хозяйстве. 2010. № 8. С. 4-9.
18. Шнейдман Л. З. Переход на МСФО: состояние и следующие шаги // Финансы. 2013. № 1. С. 6-10.
references
1. Bakaev A. S. Is there a future for Russian accounting. Audit = Audit, 2015, no. 4, pp. 2-4. (In Russ.).
2. Bakaev A. S. On some issues of developing a new Plan of Accounts. Audit = Audit, 2015, no. 3, pp. 21-23. (In Russ.).
3. Get'man V. G. The urgent questions of accounting in commercial organizations further development. Uchet. Analiz. Audit. = Accounting. Analysis. Audit, 2016, no. 1, pp. 99-103. (In Russ.).
4. Get'man V. G. On the issues of further development of accounting in commercial organizations. Upravlencheskii uchet = Management Accounting, 2016, no. 1, pp. 73-78. (In Russ.).
5. Get'man V. G. Provisions for further improvement of accounting in the economy management. Innovatsionnoe razvitie ekonomiki = Innovative development of economy, 2014, no. 4, pp. 32-39. (In Russ.).
6. Get'man V. G. Improvement of current standard acts in accounting. Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya = Economics and management: problems, solutions, 2015, vol. 2, no. 8, pp. 73-79. (In Russ.).
7. Druzhilovskaya T. Yu., Druzhilovskaya E. S. Accounting in a new way: drafts of new federal standards. Bukhgalterskii uchet v byudzhetnykh i nekommercheskikh organizatsiyakh = Accounting in budgetary and noncommercial organizations, 2017, no. 5, pp. 2-9. (In Russ.).
8. Druzhilovskaya T. Yu., Druzhilovskaya E. S. Reform of the Russian public sector accounting organizations in the transition to the new accounting standards. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. Seriya: Sotsial'nye nauki = Bulletin of the Nizhny Novgorod University named by N. I. Lobachevsky. Series: Social Sciences, 2015, no. 4, pp. 18-26. (In Russ.).
9. Druzhilovskaya T. Yu., Druzhilovskaya E. S. Reforming normative regulation system of Russian accounting under IFRS. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International accounting, 2014, no. 19, pp. 2-18. (In Russ.).
10. Pyatov M. L., Karzaeva N. N. The new law on accounting and the prospects of accounting practices development in Russia. Bukhgalterskii uchet = Accounting, 2013, no. 6, pp. 79-84. (In Russ.).
11. Labyntsev N. T. The new law on accounting — an important tool for a sustainable economy. Uchet i statistika = Accounting and Statistics, 2013, no. 1, pp. 5-15. (In Russ.).
12. Pankova S. V. [New approaches to the understanding of the accounting objects]. Innovatsionnoe razvitie ekonomiki = Innovative development of economy, 2013, no. 4-5, pp. 177-181. (In Russ.).
13. Pyatov M. L. The new law "On Accounting": a system of regulatory practice documents. Bukh. 1S = Bukh. 1S, 2013, no. 2, pp. 8. (In Russ.).
14. Sukharev I. R. The value of the IFRS introduction in Russia. Bukhgalterskii uchet = Accounting, 2012, no. 3, pp. 7-13. (In Russ.).
15. Sukharev I. R. The new accounting standards: a look into the future. Nalogovaya politika i praktika = Tax policy and practice, 2013, no. 1, pp. 15-19. (In Russ.).
16. Khoruzhii L. I. Analysis of new laws on accounting and taxation in the Russian Federation. Vestnik IPB (Vestnik professional'nykh bukhgalterov) = Herald of Professional Accountants, 2017, no. 5, pp. 17-22. (In Russ.).
17. Khoruzhii L.I. Accounting tasks in the conditions of the Russian economy modernization. Accounting in agriculture, 2010, no. 8, pp. 4-9. (In Russ.).
18. Shneidman L.Z. The transition to IFRS: the status and the next steps. Finance, 2013, no. 1, pp. 6-10. (In Russ.).
информация об авторе
Алексей Евгеньевич Иванов — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», Южно-Уральский государственный университет, советник генерального директора, ООО «Аудиторская фирма «Авуар», Челябинск, Россия [email protected]
about the author
Aleksei E. Ivanov — Can. Sci. (Econ.), Associate Professor of the Chair "Accounting, Analysis and Audit", South Ural State University, Advisor to the General Director of "Avuar" Audit Firm, Chelyabinsk, Russia [email protected]