EDN: CCOQOX
О.А. Левшукова - к.э.н., доцент кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
O.A. Levshukova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Finance, Kuban State Agrarian University;
А.А. Мачуха - студентка экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
A.A. Machukha - student of the Faculty of Economics, Kuban State Agrarian University;
М.С. Косян - cтудентка экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, kosian2001 @icloud.com,
M.S. Kosyan - Student of the Faculty of Economics, Kuban State Agrarian University.
ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ САМОЗАНЯТЫХ В РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF TAXATION FOR THE SELF-EMPLOYED IN THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация. В данной статье рассматривается история развития самозанятого населения, истоки его зарождения. Самозанятость еще называют налогом на профессиональный доход, который сейчас набирает стремительные обороты, на такой рост развития имеются соответствующие причины, а именно, не желание получать работу от работодателя, а вести самостоятельную деятельность. В настоящее время к такой деятельности можно отнести: парикмахеров, дизайнеры, фотографы, мастера маникюра, няни, домашние кондитеры, репетиторы, мастера по ремонту и так далее. Налог на самозанятых людей облагается 4% от суммы дохода при работе с физическими лицами и 6% при работе с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами. Также в данной работе мы рассмотрели и проанализировали статистику самозанятого населения с 2019 года по 2022 год и смогли заметить, как изменялось число людей при получении самозанятости.
Abstract. This article examines the history of the development of the self-employed population, the origins of its origin. Self-employment is also called a tax on professional income, which is now gaining rapid momentum, there are corresponding reasons for such an increase in development, namely, not the desire to get a job from an employer, but to conduct independent activities. Currently, such activities include: hairdressers, designers, photographers, manicure masters, babysitters, home confectioners, tutors, repairmen and so on. The tax on self-employed people is levied at 4 % of the amount of income when working with individuals and 6% when working with individual entrepreneurs and legal entities. Also in this paper, we reviewed and analyzed the statistics of the self-employed population from 2019 to 2022 and were able to notice how the number of people changed when getting self-employment.
Ключевые слова: самозанятость, риски самозанятых, налог на профессиональную деятельность, пандемия, теневая самозанятость, рынок труда, самостоятельный бизнес.
Keywords: self-employment, risks of the self-employed, professional activity tax, pandemic, shadow self-employment, labor market, independent business.
В настоящее время тенденцией развития мирового рынка труда стала самозанятость. Самозанятым является физическое лицо, которое ведет самостоятельную трудовую деятельность, не имея наемных рабочих, для достижения успехов в бизнесе используется собственное имущество, отношения с заказчиками происходят в устной договорной форме, а вознаграждения рассчитываются в размере полученного дохода. Такими самозанятыми могут быть мастера по маникюру, репетиторы, уход за ребенком, ведение домашнего хозяйства, преследующее получение прибыли.
До недавних времен самозанятость никак не влияла на развитие экономики, пока не стала набирать большие обороты во многих странах, которая динамично развивается до сих пор.
Обратимся к истокам зарождения самозанятости. Ещё в 1936 году было разрешено мелкое частое хозяйство. То есть советским гражданам в то время уже допускалась самостоятельная деятельность на ряду с трудом по найму. В 1930 году были определены лица, которые занимались трудом не по найму, а получали доход самостоятельно от источников, находящихся в пределах СССР. Также в 1986 году был введен закон «Об индивидуальной трудовой деятельности». Из этого следует, что самозанятость - это не что-то новое, а существовало испокон веков, только меняется вид деятельности и исторический период [2] [3].
Так как рыночная экономика не способно к саморегулированию, то появляются законы, которые способны ее регулировать. Первый раз «самозанятость» была упомянута в 2017 году, оно было закреплено в законодательно в РФ.
Самозанятость - это специальный налоговый режим, введенный в 2019 году в качестве эксперимента. Его официальным названием является налог на профессиональный доход или НПД. На сегодняшний день стать самозанятым может каждый гражданин нашей страны, а также индивидуальные предприниматели, не теряя статуса ИП. Для этого им нужно в течении 30 дней подать заявление об отказе спецрежимов (УСН и ЕСХН), если они применялись. Но если предприниматель работает по патенту, то ему нужно дождаться либо когда он закончится, либо отказаться от него [6].
Какие условия нужны, чтобы стать самозанятым? Для этого нужно соблюдать следующее:
- доход должен составлять не более 2,4 млн.руб. в год;
- работать без наемных работников, самостоятельно;
- заниматься деятельностью, разрешенной на территории страны.
Также существует ряд ограничений, по которым человек не может получит самозанятость. Такими ограничениями являются люди, которые получают доход свыше 2,4 млн. руб. в год и имеют наемных сотрудников.
Также человек не может применять НПД, если:
1) занимается добычей и продажей полезных ископаемых;
2) продает готовую продукцию или подакцизные товары, которые требуют маркировки;
3) оказывают агентские, поручительские, комиссионные услуги по договорам;
4) производит доставку товаров.
Самозанятые платят налог по 2 ставкам:
- с дохода от физических лиц - 4%
- с дохода от индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - 6 %.
НПД платится только за тот месяц, за который получаешь доход, если в тот или иной месяц дохода не было, то налог за этот месяц не уплачивается. Также налог платится именно с тех денежных средств, которые самозанятый получил от своего дохода. а не от иных денежных поступлений [5].
НПД не применяется к доходам от:
- продажи ценных бумаг;
- продажи имущества;
- трудовой деятельности;
- дохода основной деятельности.
Как правило, к таким доходам применяется налог НДФЛ и составляет 13 % от дохода.
НПД платится раз в месяц. После отчета о доходах в ФНС, служба считает налог и отправляет налогоплательщику квитанцию об оплате не позднее 12 числа следующего месяца, в свою очередь, налогоплательщик обязан произвести оплату не позднее 25 числа того же месяца [1].
Также для людей, получающих доход самостоятельно, но не зарегистрированных как самозанятый предусматривается не маленький штраф. И так, за не регистрацию работающих граждан в первый раз можно получить штраф в размере 20 % от незаконно полученного дохода. При повторном нарушении штраф увеличивается до 100 % от незаконно полученного дохода. Уголовная ответственного пока не предусматривается, но в случае выявления налоговыми органами незарегистрированного лица, ФНС передают дело в суд. Далее суд занимает сторону налоговых органов и привлекает лицо в уголовной ответственности по статье за незаконное предпринимательство, а это грозит штраф, исправительные работы или арест на усмотрение суда [8].
После вступления в силу федерального закона №422-ФЗ самозанятые стали экономической реальность и вызвали у одной части людей восторг в том, что они могут заниматься самостоятельно своей деятельность, а у другой части вызвали спор и критику, так как породил несколько важных вопросов, касающихся социальной защиты самозанятых.
Вот уже на протяжении нескольких лет самозанятость продолжает развиваться и набирает все большие обороты. Рассмотрим в таблице 1 статистику самозанятых людей с 2019 года по нынешнее время.
Таблица 1 - Статистика самозанятого населения в период с 2019 года по 2022 год
Показатели 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. Абсолютное отклонение (+,-) Темп роста, %
На начало года, чел. 3062 500 000 1 603 638 3 862 114 3859052 126130,4
На конец года, чел. 330 000 более 1,5 млн 3,5 млн - - -
Анализируя таблицу 1, можно заметить, насколько быстро увеличивалось число самозанятого населения в России, на начало 2019 года это число составляло 3062 человека, а в начале 2022 года оно уже составило 3862114 человек, то есть выросло на 3859052 человека. Рассмотрим подробнее эту статистику на рисунке 1.
Из таблицы 1 мы видим, что на начало 2022 года число самозанятого населения составляет почти 4 млн. человек. Это можно аргументировать тем, что люди работают сами на себя, получают доход от своей деятельности самостоятельно, не являются подчиненными и не имеют в подчинении людей, за которых нужно уплачивать налоги и обеспечивать безопасные условия для их работы. То есть человек отвечает сам за себя, за свою деятельность и безопасность.
4000000 3500000 зоооооо
2500000 2000000 1500000 1000000 500000
о
Рисунок 1 - Статистика самозанятого населения в период с 2019 года по 2022 год
Глядя на рисунок 1, отчетливо видно, что на конец каждого года число самозанятых значительно увеличивалось. Так в 2019 году число таких граждан увеличилось на 326938 человек, в 2020 году выросло более чем на 1 млн. человек, в 2021 году увеличилось на 1896362 человека, а вот в 2022 году ожидаются увеличения до 2 млн. человек и более.
Также причинами такого скачка роста является ухудшение состояния экономического положения, пандемия СОУГО-19, а также отмена на единый вмененный налог. Особенно нужно отметить новые мероприятия, введенные государством в период коронавирусной инфекции, которая отняла работу у многих людей. Из-за таких мероприятий многие люди не могли долго выйти на работу и потеряли ее. В эти х условиях люди нашли замену своей работе, так например кто-то люди стали доставлять еду, изготавливать маски. Также очень получили развитие интернет-профессии. Люди активно изучили новые профессии в интернете: маркетологи, таргетологи, фрилансеры и т.д. При этом из-за дистанционного обучения и удаленную работу развитие получили различные марафоны, курсы, интернет-программы [9].
В условиях пандемии практически все столкнулись с падением экономической активности, особенно в начале ограничений(апрель-май). Больше всего пострадали малые предприятия и ИП, самозанятые тоже понесли убытки, но все равно оказались более устойчивые к ограничениям. Если показали активности ИП упали почти на 45 %, то самозанятых на 15 %, но они быстро вернулись к цифрам, имеющим до пандемии [7].
Но в это не простое время государство оказало поддержку не только для малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей, но и для самозанятого населения, так как государство только легализировало деятельность формально занятого населения, получало регистрацию их деятельности, тем самым выводя доходы из теневого сектора. Поэтому государству нельзя было ошибиться в своих решениях и поддержать эту развивающуюся отрасль экономики.
Одним из самых популярных вопросов в период пандемии стал «Почему люди работают сами на себя?». Проведя опрос среди населения, получили следующие ответы, представленные на рисунке 2.
■ Используют фриланс как дополнительный источник заработка
■ Добровольно выбрали работать на себя и получают от фриланса основной доход Берутся за дополнительную работу на фрилансе из-за финансового неблагополучия
■ работают на фрилансе, но мечтают вернуться на традиционную работу
Рисунок 2 - Опрос населения «Почему люди работают сами на себя?»
По данному рисунку можно заметить, что большая часть населения (40 %) прибегло к дополнительному заработку из-за сокращений на основной работе, урезания заработной платы. Еще 30 % населения решили перейти на удаленную работу и работать сами на себя, так как не видели смысла возвращаться на традиционную работу, если они могли получать такую же или даже выше заработку плату, но при этом самим решать, сколько он хочет работать, как и в какое время. Также 16 % населения пришлось освоить профессии интернета, так как попали в трудное положения по традиционной работе и потерпели финансовое неблагополучие, в частности связанное с потерей основной работы. Но в этот период оставались люди, которые желали вернуть на свою работу в офис, торговые лавки и так далее, так как просто не могли сидеть постоянно дома, либо не могли освоить новые удаленные профессии.
Из вышеперечисленного мы уже заметили, что на данный момент с налоговой системы как самозанятых зарегистрировано практически 4 млн. граждан, начиная с 2019 года эти люди в совокупности, получили 587 млрд руб. Также каждый день регистрируется порядка 5800 человек, при этом их средний возраст составляет 30-40 лет. Рассмотрим на рисунке 3 возрастную категорию людей, работающих самостоятельно.
Рисунок 3 - Возрастная категория самозанятого населения
На рисунке 3 наглядно видно, что наибольший процент (58%) самозанятого населения составляет поколение 1. Предположительно это и есть то население, которое потеряли работу в связи с пандемией короновирусной инфекции, развитием своей новой удалённой профессии и так далее. Также 36% составляет поколение 2, 5% - поколение 3 и 1% - поколение 4.
Средняя заработная плата от самостоятельной деятельности поколения 1 составляется порядка 25 000 рублей, при этом наименьший доход у парикмахеров, а наибольший - у людей, предоставляющих информационные услуг. Основными видами деятельности этой категории населения являются: услуги по доставке, маркетинговые услуги, услуги по перевозке пассажиров и так далее [4].
Представители поколения 2 в среднем получают 32 000 рублей, при этом наименьший доход также остается у парикмахеров, а наибольший доход приходится на людей, чья деятельность приходится на область маркетинговых исследований. Основными видами деятельности этого поколения являются: ремонтные и строительные услуги, перевозка пассажиров, сдача квартир в аренду.
Более старшее поколение (поколение 3) получает доход от самостоятельной деятельности в размере 34 000 рублей. Они используют самозанятость для получения дополнительного дохода. Наиболее прибыльные виды деятельности у них являются диетологи и мастер-отделочник.
Представители последнего 4 поколения получают доход в размере 10 000 рублей в месяц. Их популярными видами деятельности является доставка товаров и занятость в ГГ-сфере.
Рассмотри в таблице 2 и таблице 3 наиболее популярные виды деятельности женского и мужского самозанятого населения в Российской Федерации.
Таблица 2 - Популярные виды деятельности женского населения в Российской Федерации
Вид деятельности 2019 год 2020 год 2021 год
1 2 3 4
Мастер по маникюру 2804 2898 1254
Мастер - бровист 457 479 501
Стилист 258 287 322
Кондитер 351 389 416
Продолжение таблицы
1 2 3 4
Визажист 421 455 483
Мастер по восковой депиляции 1147 1168 1187
Lash - мастер 355 371 400
Парикмахер 1374 1343 1369
Косметолог 221 277 319
Фитнес тренер 354 397 455
Репетиторство 144 169 211
Диетолог 120 145 155
Массажист 216 258 271
По данным таблицы 2 мы можем наблюдать те виды деятельности, которые наиболее популярны среди женского самозанятого населения. Лидирующие позиции занимают такие профессии как мастер по маникюру, мастер по восковой депиляции и парикмахер. Многие профессии из выше представленной таблице набрали свою популярность именно в период пандемии.
Таблица 3 - Популярные виды деятельности мужского населения в Российской Федерации
Вид деятельности 2019 год 2020 год 2021 год
Сантехник 3457 3587 3922
Электрик 2988 3245 3558
Ремонт бытовой техники 2514 2741 2955
Грузчик 6531 6389 6022
Программист 547 591 654
Техобслуживание 1874 1732 1855
Ремонт автомобилей 657 627 668
По данным из таблицы 3 можно наблюдать наиболее популярные профессии среди мужчин самозанятого населения в Российской Федерации. Лидирующие позиции заняли такие профессии, как грузчик, сантехник и электрик. Как правило, эти профессии наиболее популярные среди мужского населения, так как существует мало организаций по предоставления таких услуг из-за обесценивания труда такого вида деятельности по причине большого спроса мастеров.
На рисунке 4 представлена динамика поступления налога на профессиональный доход в бюджет РФ [6].
25000000 20000000 15000000 10000000 5000000
о
2019 год 2020 год 2021 год
Рисунок 4 - Диаграмма роста поступлений НПД в бюджет РФ, тыс. руб.
Также необходимо отметить, у любого налогового режима есть свои положительные и отрицательные стороны [1]. Рассмотрим следующие положительные стороны регистрации лица, в системе НПД:
1) низкая налоговая ставка. НПД является самым недорогим способом работать легально, ведь его процентная ставка составляет всего 4 % от физических лиц и 6 % от ип и юридических лиц;
2) налоговый вычет в размере 10 000 рублей. эта сумма не выдается наличными, а применятся к выплатам, чтобы снизить налоговую ставку на 1 -2%;
3) простая регистрация. Людям не нужно никуда ехать, они могут оформить самозанятость дома, без госпошлины и без сбора необходимых документов;
4) официальный статус лица. То есть человек работает легально, не сможет получить штраф за нелегальную работу, не скрывает свои доходы, одним словом, человек чист перед государством;
5) можно не платить страховые взносы;
6) можно иметь основную работу и использовать самозанятость как дополнительный вид заработной платы;
7) возможно совмещать разные виды деятельности;
8) не нужно иметь кассовый аппарат;
9) не нужно предоставлять отчетность в налоговый орган и так далее;
10) большая клиентская база;
11) не нужно рассчитывать налог, так как специальное приложение делает это за тебя исходя из твоих доходов.
Однако у такого режима имеется также ряд отрицательных сторон, которые представлены ниже:
1) нет социальных гарантий;
2) лимит доходов ограничен. Он не должен превышать 2,4 млн. в год;
3) не идет стаж в трудовую книгу;
4) нельзя нанимать сотрудников;
5) нельзя вычесть расходы;
6) оплата налога каждый месяц
7) временное ограничение, то есть самозанятость на данный момент является лишь экспериментом, который длится до 2029 год;
8) невозможно совмещать НДП с другими налоговыми режимами;
9) очень часто банки отказываются выдавать кредиты людям с таким доходом.
10) запрет на торговлю готовой продукции, подакцизными товарами, имеющими специальную маркировку.
11) наличие специальных санкций за нарушение порядка или рока передачи данных.
Таким образом, самозанятость - это физические лица, получающие доход от самостоятельной деятельности, при этом не имея работодателя и не привлекая наемных работников по трудовым договорам. Налог на профессиональный доход является самым простым способом получения прибыли от самостоятельной деятельности.
Если говорит о дальнейшем развитии самозанятости в России, то стоит отметить, что во многих странах уже практикуется такая налоговая система и граждане добровольно становятся на учет в налоговый орган.
В связи с нынешней глобализацией развитие такой системы считается многообещающей из-за роста нового самостоятельного населения и их парадигмами в перспективе самостоятельного развития.
В скором времени вставать на учет по системе НПД будет каждый третий житель страны, совмещая при этом с основным трудоустройством.
Источники:
1. Конституция (основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (С последующими изменениями и дополнениями. Утверждена Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 05.12.1936).
2. Союз Советских Социалистических Республик. СЗ № 46. Статья № 482 Положение о подоходном налоге с частных лиц. 09.02.1930.
3. Союз Советских Социалистических Республик. Закон. Об индивидуальной трудовой деятельности (Утратил силу с 1 января 1991 года на основании постановления Верховного Совета РСФСР от 25.12.1990 N 446-1 «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности»).
4. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 (НК РФ ч.2) 5августа 2000 года N 117-ФЗ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nalog.garant.ru/fns/nk/.
5. Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.11.2018 N 425-ФЗ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_311973/.
6. Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)" от 27.11.2018 N 422-ФЗ.
7. Шередеко, Е. В. Зарубежный опыт налогообложения самозанятых - физических лиц / Е. В. Шередеко. - Текст: непосредственный // Notabene. - 2018. - № 2. - С. 111-117.
8. Климова, М. О. Налоговое регулирование деятельности самозанятых физических лиц в России и Зарубежных странах / М. О. Климова. - Текст: непосредственный // Известия. - 2019. - № 5. - С.9.
9. Семенова, Т. А. Правовое регулирование самозанятости: Советский опыт и современные реалии / Т. А. Семенова, И. А. Чуднов. - Текст: непосредственный // Актуальные вопросы частного права. Трудовое право. - Санкт-Петербург: Известия высших учебных заведений. Правоведение, 2018. - С. 21.
References:
1. Constitution (Basic Law) of the Union of Soviet Socialist Republics (With subsequent amendments and additions. Approved by the Extraordinary VIII Congress of Soviets of the USSR 05.12.1936).
2. The Union of Soviet Socialist Republics. NW No. 46. Article No. 482 Regulation on personal income tax 09.02.1930.
3. The Union of Soviet Socialist Republics. Law. On self-employment (Became invalid on January 1, 1991 on the basis of the Resolution of the Supreme Council of the RSFSR of December 25, 1990 N 446-1 "On the procedure for the enactment of the Law of the RSFSR "On Enterprises and Entrepreneurial Activity").
4. The Tax Code of the Russian Federation Part 2 (Tax Code of the Russian Federation Part 2) of August 5, 2000 N 117-FZ [Electronic resource] — Access mode: http://nalog.garant.ru/fns/nk/.
5. Federal Law "On Amendments to Parts One and Two of the Tax Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation" dated 27.11.2018 N 425-FZ [Electronic resource] - Access mode: http://www.consultant.ru/ docu-ment/cons_doc_LAW_311973/.
6. Federal Law "On conducting an experiment to establish a special tax regime "Professional income tax" in the Federal City of Moscow, in the Moscow and Kaluga Regions, as well as in the Republic of Tatarstan (Tatarstan)" dated 27.11.2018 N 422-FZ.
7. Sheredeko, E. V. Foreign experience of taxation of self-employed individuals / E. V. Sheredeko. — Text: direct // Notabene. -2018. - No. 2. - pp. 111-117.
8. Klimova, M. O. Tax regulation of the activities of self-employed individuals in Russia and Foreign countries / M. O. Klimova. -Text: direct // News. - 2019. - No. 5. - From 9.
9. Semenova, T. A. Legal regulation of self-employment: Soviet experience and modern realities / T. A. Semenova, I. A. Chudnov. -Text: direct // Actual issues of private law. Labor law. - St. Petersburg: News of higher educational institutions. Jurisprudence, 2018. -p. 21.
EDN: BVOEWB
Э.М. Магомадов - к.э.н., доцент кафедры учета, анализа и аудита в цифровой экономике, Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова, [email protected],
E.M. Magomadov - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of the account, analysis and а audit in digital economy, Kadyrov Chechen State University.
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ PROBLEMS OF FORMATION AND EXECUTION OF REVENUE PARTS OF THE BUDGET OF THE CHECHEN REPUBLIC
Аннотация. В современных рыночных условиях государственной финансовой политике придается особое значение, так как в ее компетенции входит не только выполнение социальных функций, но и активное стимулирование экономики в целом, что в будущем поспособствует развитию рынка и взаимоотношений внутри него, на различных уровнях: федеральном и уровне субъектов Российской Федерации.
Общая совокупность денежных средств субъектов РФ образуется в следствии распределения финансовых ресурсов из федерального бюджета, что способствует мощному социальному-экономическому развитию отдельно взятого субъекта нашей страны.
Очень важным элементом финансовых взаимоотношений органов государственной власти, а также предприятий и населения являются бюджетные отношения.
В работе приводятся результаты статистического анализа доходов бюджета Чеченской Республики. Рассмотрены теоретические и методологические аспекты формирования доходов регионального бюджета. Проведен статистический анализ бюджетных доходов Чеченской Республики. Разработаны мероприятия, направленные в сторону повышения доходной части регионального бюджета.
Abstract. In modern market conditions, state financial policy is given special importance, since its competence includes not only the performance of social functions, but also active stimulation of the economy as a whole, which in the future will contribute to the development of the market and relationships within it, at various levels: federal and the level of subjects of the Russian Federation. The total aggregate of funds of the subjects of the Russian Federation is formed as a result of the distribution of financial resources from the federal budget, which contributes to the powerful social and economic development of a single subject of our country. Budget relations are a very important element of financial relations between public authorities, as well as enterprises and the population.
The paper presents the results of a statistical analysis of the budget revenues of the Chechen Republic. The theoretical and methodological aspects of the formation of regional budget revenues are considered. The statistical analysis of budget revenues of the Chechen Republic is carried out. Measures have been developed aimed at increasing the revenue side of the regional budget.
Ключевые слова: доходы, расходы, консолидированный бюджет, анализ, налоги, дотации.
Keywords: income, expenses, consolidated budget, analysis, taxes, subsidies.
В современных рыночных условиях важным элементом финансовых взаимоотношений органов государственной власти, а также предприятий и населения являются бюджетные отношения.
Региональные бюджеты играют немаловажную роль в бюджетной системе страны - они выступают связующим звеном между бюджетами федерального и местного уровней, от уровня их наполняемости напрямую зависит уровень экономического развития того или иного субъекта РФ.
Увеличение налоговых и неналоговых отчислений, выделение дополнительных федеральных дотаций являются одним из факторов обеспечения роста поступлений в бюджеты регионов. При этом предоставление федеральных дотаций не имеет возможности полного покрытия увеличивающихся потребностей субъектов РФ. При помощи данных трансфертов финансируются лишь первоочередные расходы бюджетов. Чаще всего региональные бюджеты остаются несбалансированными.