Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ НАЛОГОМ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД И ПУТИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ'

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ НАЛОГОМ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД И ПУТИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
267
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ / САМОЗАНЯТОСТЬ / НАЛОГ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / СПЕЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ / САМОЗАНЯТЫЕ / МЕТОДЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кротова Маргарита Алексеевна

В данной статье рассматриваются вопросы, которые связаны с трудностями регулирования налогообложения такой категории граждан, как самозанятые. В работе описаны основные подходы к определению данного понятия, а также основные моменты, которые отягощают правовое регулирование данной категории людей. В работе описаны особенности налогообложения людей, которые зарегистрированы в качестве самозанятых. Кроме того, в статье дана характеристика деятельности уполномоченных органов в области налогообложения лиц, зарегистрированных в качестве самозанятых. Важная часть данной работы отведена анализу понятия самозанятости в зарубежных странах, изучению особенностей регулирования данного явления, оценке развитости данного института в рассматриваемых государствах, а также выделению общих черт и выводов по выдвинутому вопросу. В статье рассмотрены основные трудности, которые возникают при определении понятия самозанятости в России, а также при подсчете количества самозанятых в стране, указаны причины такой ситуации, а также выделена взаимосвязь между трудностью определения понятия самозанятости и сложностью с его налогообложением. Кроме того, данная работа содержит в себе ключевые вопросы, касающиеся «подводных камней» в области налогообложения лиц, относящихся к самозанятым. В заключительной части работы указаны методы, позволяющие повысить эффективность налогообложения лиц, зарегистрированных в качестве самозанятых, а также упростить данную процедуру. Помимо этого, описаны перспективы, связанные с развитием института самозанятости в России, а также риски, в случае если данная отрасль не будет четко регулироваться, в том числе с точки зрения грамотного налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL PROBLEMS ARISING FROM THE TAXATION OF PROFESSIONAL INCOME AND WAYS TO IMPROVE THEM

This article discusses issues that are associated with the difficulties of regulating the taxation of such a category of citizens as the self-employed. The paper describes the main approaches to the definition of this concept, as well as the main points that burden the legal regulation of this category of people. The paper describes the features of taxation of people who are registered as self-employed. In addition, the article describes the activities of the authorized bodies in the field of taxation of persons registered as self-employed. An important part of this work is devoted to the analysis of the concept of self-employment in foreign countries, the study of the features of the regulation of this phenomenon, the assessment of the development of this institution in the states under consideration, as well as the identification of common features and conclusions on the issue raised. The article discusses the main difficulties that arise in defining the concept of self-employment in Russia, as well as in calculating the number of self-employed in the country, indicates the reasons for this situation, and highlights the relationship between the difficulty of defining the concept of self-employment and the complexity of its taxation. In addition, this work contains key questions regarding the "pitfalls" in the field of taxation of persons related to the self-employed. In the final part of the work, methods are indicated that can improve the efficiency of taxation of persons registered as self-employed, as well as simplify this procedure. In addition, the prospects associated with the development of the institution of self-employment in Russia are described, as well as the risks if this industry is not clearly regulated, including from the point of view of competent taxation.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ НАЛОГОМ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД И ПУТИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.today 2022, №1, Том 14 / 2022, No 1, Vol 14 https://esj.today/issue-1-2022.html URL статьи: https://esj.today/PDF/44ECVN122.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Кротова, М. А. Правовые проблемы, возникающие при налогообложении налогом на профессиональный доход и пути их совершенствования / М. А. Кротова // Вестник евразийской науки. — 2022. — Т. 14. — № 1. — URL: https://esj.today/PDF/44ECVN122.pdf

For citation:

Krotova M.A. Legal problems arising from the taxation of professional income and ways to improve them. The Eurasian Scientific Journal, 14(1): 44ECVN122. Available at: https://esj.today/PDF/44ECVN122.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

УДК 342

Кротова Маргарита Алексеевна

ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия

Бакалавр 4 курса, «Юридический» факультет E-mail: 201647@edu.fa.ru

Правовые проблемы, возникающие при налогообложении налогом на профессиональный доход и пути их совершенствования

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы, которые связаны с трудностями регулирования налогообложения такой категории граждан, как самозанятые. В работе описаны основные подходы к определению данного понятия, а также основные моменты, которые отягощают правовое регулирование данной категории людей.

В работе описаны особенности налогообложения людей, которые зарегистрированы в качестве самозанятых. Кроме того, в статье дана характеристика деятельности уполномоченных органов в области налогообложения лиц, зарегистрированных в качестве самозанятых. Важная часть данной работы отведена анализу понятия самозанятости в зарубежных странах, изучению особенностей регулирования данного явления, оценке развитости данного института в рассматриваемых государствах, а также выделению общих черт и выводов по выдвинутому вопросу. В статье рассмотрены основные трудности, которые возникают при определении понятия самозанятости в России, а также при подсчете количества самозанятых в стране, указаны причины такой ситуации, а также выделена взаимосвязь между трудностью определения понятия самозанятости и сложностью с его налогообложением. Кроме того, данная работа содержит в себе ключевые вопросы, касающиеся «подводных камней» в области налогообложения лиц, относящихся к самозанятым.

В заключительной части работы указаны методы, позволяющие повысить эффективность налогообложения лиц, зарегистрированных в качестве самозанятых, а также упростить данную процедуру. Помимо этого, описаны перспективы, связанные с развитием института самозанятости в России, а также риски, в случае если данная отрасль не будет четко регулироваться, в том числе с точки зрения грамотного налогообложения.

Ключевые слова: правовые проблемы; самозанятость; налог на профессиональный доход; налогообложение; специальный налоговый режим; самозанятые; методы налогообложения

Введение

«Каждый должен иметь возможность зарабатывать себе на жизнь свободно выбираемым трудом»: именно данное положение, закрепленное в п. 1 ч. 1 Европейской социальной хартии1, предопределяет стремительное развитие такого явления, как самозанятость. В России количество людей, которые не отвечают по своим налоговым обязательствам, постоянно растет. Исходя из различных данных, Росстат сделал предположение, что количество людей, которые работают и занимаются предпринимательскую деятельность через «серую» отрасль, то есть не подвергаются налогообложению, находится в диапазоне от 13 до 22 миллионов человек. В таком случае у государства возникает сразу две проблемы. первая заключается в невозможности регулирования деятельности этих граждан, а вторая в невозможности получать налоговые отчисления от их деятельности. Для разрешения данных вопросов в 2019 году в нескольких субъектах РФ был введен налог для самозанятых граждан, который действует в пробном режиме.

Самозанятость представляет собой способ получения необходимого для жизни дохода в качестве вознаграждения за свой труд, в отличие от наемной работы непосредственно от заказчика.

В Российской Федерации на сегодняшний день можно отметить постепенную институционализацию самозанятости. Этот процесс должен быть сопряжен с четким регулированием от государства, а также признания рассматриваемого института общественностью.

Особо остро стоит вопрос о налогообложении самозанятых лиц, поскольку их деятельность в ряде случаев не поддается контролю со стороны государства в лице его фискальных органов. Данное обстоятельство обуславливает несомненную актуальность выбранной темы исследования.

Цель исследования состоит в исследовании специфики правового регулирования налогового контроля самозанятых лиц.

Научная новизна настоящего исследования заключается в развернутом теоретико-прикладном анализе законодательства Российской Федерации, доктринальных положений и судебной практики правового регулирования налогового контроля самозанятых лиц. Проведенное исследование позволило сделать определенные выводы и предложить рекомендации по совершенствованию законодательства в части реализации системы налогового контроля самозанятых лиц.

Вопрос необходимости правового регулирования информационных отношений в информационном обществе был рассмотрен такими учеными, как Каминова А.Ю. [1], НИ. Малис [2], Цуканова Е.Ю. [3], Коробкова Н.А. [4], Мирзабалаева Ф.И. [5].

Также данный вопрос представлен в различных актах нормативно-правового характера, конечно, в Конституции Российской Федерации, Указах Президента, Федеральных Законах и постановлениях Правительства Российской Федерации.

Материалы и методы

В последние два десятка лет интенсивно возрастает и получает распространение рынок работы удаленного характера. Фрилансеры работают практически во всех сферах коммерческой деятельности: дизайн и мода, консалтинг, бухгалтерский учет и остальные. А

1 Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в г. Страсбурге 03.05.1996) // Бюллетень международных договоров. — 2020. — № 4. апрель. — С. 17-67.

именно в 2021 году, удельный вес фрилансеров на российском предпринимательском рынке возрос практически на сто процентов, в текущее время таким бизнесменом называется каждый 5-й россиянин, и порядка одиннадцати процентов употребляет это направление в качестве единственного источника собственного дохода.

Фрилансерами обычно становится юное поколение людей, приживающие в достаточно больших городах, и, вместе с тем, без помощи других находят себе занятие, которое принесет доход. Отсутствие у них желания раскрываться и выходить «из тени», характеризуется соображениями морального характера (самый высокий показатель их свободы, ограниченные рамки муниципального воздействия в личную жизнь), также интересами, которые имеют вещественную природу (получение неплохого дохода без всякого его налогообложения).

В соответствии с целью исследования в работе были поставлены следующие задачи:

• определить особенности налогообложения самозанятых лиц;

• проанализировать деятельность налоговых органов по контролю и отслеживанию самозанятых лиц;

• определить проблемы регулирования деятельности самозанятых лиц в системе налоговых правоотношений;

• выделить меры по совершенствованию системы налогового контроля самозанятых лиц.

Объектом исследования являются урегулированные нормами отечественного права общественные отношения, возникающие по вопросам налогового контроля самозанятых лиц.

Предметом данного исследования являются законодательство Российской Федерации, научная и учебная литература о теоретических и методических аспектах правового регулирования налогового контроля самозанятых лиц.

Результаты и обсуждение

После изменений в налоговом законодательстве в части установления льгот по уплате НДФЛ для лиц, единолично оказывающих услуги для личных, домашних или иных подобных нужд, к самозанятым стали относить данную категорию населения. В связи с разработкой законопроекта о налоге на профессиональный доход, перечень лиц, которых можно отнести к самозанятым, был дополнен этой категорией налогоплательщиков.

В мае 2018 г. Минюстом РФ разработан законопроект2, в котором предложено определение категории «самозанятые граждане»: оно будет представлено в новой ст. 3.1. Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» — «Самозанятые — граждане, отвечающие следующим критериям: физические лица, осуществляющие основанную исключительно на личном участии предпринимательскую деятельность по продаже произведенных такими лицами товаров, оказанию услуг, выполнению работ для физических лиц, в том числе во время, свободное от исполнения обязанностей по трудовому договору; не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей; представившие уведомления об осуществлении

2 Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам определения статуса самозанятых граждан» (подготовлен Минюстом России) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 29.05.2018). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=172529#06821052814948751. свободный. — (дата обращения: 22.03.2022).

указанной деятельности в налоговый орган в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах».

В марте 2018 г. Президент России Владимир Путин поручил освободить самозанятых предпринимателей от отчётности и сделать для них уплату налогов «простой транзакцией, проходящей в автоматическом режиме»: «Индивидуальных предпринимателей, самозанятых граждан, которые используют такие цифровые сервисы, нужно вообще освободить от отчётности, сделать для них уплату налогов простой транзакцией, проходящей в автоматическом режиме»: пп. «б» п. 13 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»3.

Указом Президента РФ на Правительство была возложена задача до 2024 г. разработать концепцию нового специального налогового режима для физических лиц, не имеющих наемных работников: «обеспечение благоприятных условий осуществления деятельности самозанятыми гражданами посредством создания нового режима налогообложения, предусматривающего передачу информации о продажах в налоговые органы Российской Федерации в автоматическом режиме, освобождение от обязанности представлять отчетность, а также уплату единого платежа с выручки, включающего в себя страховые взносы» разрабатывается концепция нового специального налогового режима для физических лиц, не имеющих наемных работников.

В мае 2018 г. Минфин РФ выступил с инициативой ввести с 2019 г. налог на профессиональный доход самозанятых граждан.

21 сентября 2019 г. проект Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» был внесен на рассмотрение в Государственную Думу.

Таким образом, вышеуказанные события привели к принятию федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)»4 (далее — ФЗ № 422-ФЗ), которым был введен новый налоговый режим, основополагающей целью которого стало стимулирование легализации малого бизнеса и создание благоприятных условий для осуществления самозанятыми гражданами указанных регионов своей деятельности.

С 1 января 2020 года данный режим был распространен на следующие территории: «город федерального значения Санкт-Петербурге, Волгоградскую, Воронежскую, Ленинградскую, Нижегородскую, Новосибирскую, Омскую, Ростовскую, Самарскую, Сахалинскую, Свердловскую, Тюменскую, Челябинскую области, Красноярский и Пермский края, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийском автономный округ — Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Башкортостан»5.

3 Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Российская газета. — № 97с. — 09.05.2018.

4 Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ (ред. от 01.04.2020) «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» // Российская газета. — № 270. — 30.11.2018.

5 Федеральный закон от 15.12.2019 № 428-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» // Российская газета. — № 284. — 17.12.2019.

Введение данного режима с 01 июля 2020 года «планируется во всех оставшихся субъектах Российской Федерации посредством принятия соответствующих законов субъектов Российской Федерации, который должен содержать положение о вступлении в силу указанного закона субъекта Российской Федерации не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования»6.

К чему приведет данный эксперимент — покажет время.

В нашей стране легализация деятельности самозанятых лиц как субъектов налогообложения, продвигается, но медленно — только один эксперимент продлится до конца 2028 года. Именно по этой причине следует обратиться к опыту зарубежных стран относительно правового статуса рассматриваемой категории лиц и особенностей их налогообложения.

Начать анализ особенностей налогообложения самозанятых лиц в зарубежных странах следует с Соединенных Штатов Америки, поскольку, как отмечается в статье Ю. Моша7, более 30 % населения страны попадают под указанную категорию лиц.

В США установлен своеобразный «культ» налогов: их в стране действует огромной количество, и американцы с юных лет знают об обязанности их уплаты. И граждане, ведущие самостоятельную деятельность (а ими могут стать представители самых разных сфер — медицина, юриспруденция, строительство, недвижимость, творчество, сельское хозяйство, надомные работники и пр.), не исключение: им государство установило особый налог — Self-employment tax, составляющий 15,3 % от прибыли (12,4 % — в социальные фонды, 2,9 % — медицинская страховка).

Вопрос о налогообложении самозанятых лиц в Великобритании был подробно изучен Е.В. Шередько. Законодательно в государстве установлено две категории взносов для данных граждан, уплата которых происходит посредством их самостоятельной оценки:

1. при получении самозанятым прибыли в размере от 5965 фунтов и более в год, он должен еженедельно выплачивать налог в размере 280 фунтов;

2. при получении самозанятым прибыли в размере от 8060 до 42385 фунтов в год, он должен выплатить 9 % от полученной прибыли, а случае превышения указанной суммы — 2 % [6].

В Латвии на законодательном уровне закреплен правовой статус самозанятых лиц и установлен режим их налогообложения, что рассматривается в исследовании В.Ю. Вельш, в частности, к данной категории лиц относятся:

1. выполняющие индивидуальную работу (парикмахеры, парикмахеры, тренеры, специалисты по мелкому ремонту и т. д.);

2. являющиеся практикующими врачами, фармацевтами, ветеринарами, оптометристами8.

6 Федеральный закон от 01.04.2020 № 101-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» // Российская газета. — № 72. — 03.04.2020.

7 Моша Ю. Самозанятые в США — как это делается [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://moika78.ru/news/2018-10-24/49635-yuriy-mosha--samozanyatyey-v-ssha—kak-eto-delaeytsya/. свободный. — (дата обращения: 23.03.2022).

8 Вельш В.Ю. Проблемы выявления самозанятых граждан и осуществления контроля за ними // Проблемы реформирования российской государственности: Материалы XIII Всероссийской конференции студентов и молодых ученых. Екатеринбург. 2018. — С. 413.

В налоговой системе Турции, по мере ее упрощения и сближения по структуре к налоговым режимам стран Европы, были либо заменены, либо уменьшены размеры десятков разных налогов. В частности, размер подоходного налога с 15-35 % сократился до 10-25 %9. Данный налог подлежит уплате всеми физическими лицами, при учете всех полученных человеком доходов. База для обложения включает в себя: средства от трудоустройства, доходы от сельскохозяйственной деятельности, поступления от ценных бумаг (проценты и дивиденды), арендные платежи и единовременный доход.

Особого внимания заслуживает программа самозанятости, реализуемая в Азербайджане. В рамках данной программы в 2019 году начался процесс предоставления безработным гражданам рогатого скота и необходимых материалов для налаживания семейного фермерского хозяйства. Данная программа позволяет малообеспеченным семьям открыть собственное хозяйство. Вместе с тем, безработные граждане, получая возможность иметь свой бизнес, перестают зависеть от программы Государственной социальной помощи.

Однако, действующая система налогообложения самозанятых лиц в Азербайджане нуждается в реформировании, в особенности это касается взимания подоходного налога. В стране действует двухуровневая система взимания данного налога:

1. при получении лицом дохода в размере до 2500 манат он будет облагаться налогом в размере 14 %;

2. при получении лицом дохода в размере более 2500 манат он будет облагаться налогом в размере 25 %10.

Таким образом, при анализе особенностей налогообложения самозанятых граждан в некоторых зарубежных странах, следует отметить, что хотя и в некоторых государствах установлен специальный режим уплаты налогов для данной категории лиц, но есть и такие, где данная система еще должным образом не урегулирована.

В ситуации нехватки бюджетных средств на реализацию национальных и региональных проектов, власти изыскивают новые источники пополнения бюджетов. Одной из инициатив в указанной сфере стало налогообложение доходов самозанятых граждан. Однако до сих пор в законодательстве нет унифицированного определения указанной категории лиц, нет статистических данных о количестве самозанятых в Российской Федерации, нет методики их подсчета.

В условиях рыночной экономики самозанятость считается объективно обязательным элементом. Однако возникают трудности, к которым можно отнести неразвитость государственной политики касаемо института самозанятости, из-за чего население предпочитает работать «из тени», потому что это более выгодно для них. Этот показатель, «фиксируемый статистикой, в странах ОЭСР составляет в среднем 16 %, в Китае, Турции, Корее его уровень достигает 30-50 %» [7].

Проясним ситуацию с налогообложением самозанятых в России. Во-первых, в российском законодательстве нет унифицированного определения понятия «самозанятый». Оно и понятно: слишком уж оно двусмысленно в ситуации, когда каждый третий ведет подсобное хозяйство. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав

9 Налоги в Турции: виды, ставки и сроки оплаты [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://e-migration.ru/turkey/nalogi-v-turcii.html, свободный. — (дата обращения: 23.03.2022).

10 Эксперт: каждый гражданин Азербайджана выплачивает налоги до 57 % [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://aze.az/ekspert-kazhdiy-grazhdanin-azerbaydzhana-viplachivaet-nalogi.html, свободный. — (дата обращения: 23.03.2022).

предпринимателей Борис Титов предлагал ввести категорию «индивидуальных предпринимателей-самозанятых».

В связи с нечеткостью определения категории самозанятых существуют проблемы и с подсчетом таких граждан. Оценки их количества даются самые разные — от 12 млн человек по версии Минтруда до 30 млн человек по версии Минэкономразвития [8].

Во-вторых, в Налоговом кодексе РФ (ст. 83. п. 7.3) есть упоминание о необходимости регистрироваться самозанятым лицам (физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, и оказывающим без привлечения наемных работников услуги физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд) [9].

В-третьих, введение нового спецрежима «Налог на профессиональный доход». В Налоговом кодексе впервые в РФ появилось понятие специальный налоговый режим в порядке эксперимента, который призван по иному регулировать налогообложение доходов рассматриваемой в статье категории лиц.

Следует отметить изменение отношения к исследуемому феномену. Раньше описывали отрицательные «социально-экономические явления, «толкающие» человека на путь самозанятости (недостаток средств к жизни; задержка выплат зарплаты и социальных пособий; потеря работы, поиск стабильного и более высокого источника дохода).

Налог на профессиональный налог можно отнести к высокотехнологичным налогам, с использованием ряда новаций в налоговом администрировании. К таким новациям следует отнести использование специального мобильного приложения, автоматический расчет налога, налоговые декларации не применяются, постановка на учет без посещения налоговой инспекции. Условия применения нового специального налогового режима создают для налогоплательщика более комфортные условия налогового администрирования, при этом существенно снижая налоговое бремя по сравнению с условиями налогообложения в рамках традиционной системы налогообложения [10].

Наибольшую экономическую выгоду получают налогоплательщики, оказывающие услуги, так как размеры материальных расходов у таких лиц в общей сумме расходов не велики. Применение налогового вычета позволит таким лицам получить максимальный эффект от применения налога.

Во-первых, в качестве института, повышающего эффективность самозанятых в России, можно использовать специальные учреждения, чьей непосредственной целью было бы обучение самозанятых, а также углубление имеющихся у них знаний. Это дало бы большой толчок к развитию их деятельности и помогло бы в привлечении новых клиентов. Не стоит забывать и про цифровизацию экономики, а именно про развитие безналичных платежей, что также благоприятно повлияет на выход самозанятых из теневого сектора.

Для выхода из теневого сектора самозанятые должны чувствовать уверенность в том, что их деятельность будет результативна и у них будет формироваться база постоянных клиентов. Кроме того, институт самозанятости должен быть признан общественностью как нечто честное и надежное [11].

Учитывая вышесказанное, нельзя не упомянуть проблему, связанную с тем, что предпринимателям бывает трудно разобраться в большом количестве документов, связанных с их деятельностью. Для решения данного вопроса необходимо упростить существующую процедуру получения документов.

В настоящий момент рассматривается перспектива введения отдельного закона, который будет полностью посвящен аспектам деятельности самозанятых лиц. Однако это не является жизненно необходимым действием. Из-за большого количества людей, которые

относятся к самозанятым, рациональнее будет углубить и расширить имеющуюся нормативно-правовую базу.

Перспективы правового регулирования общественных отношений, возникающих в отрасли, являющейся предметом настоящего исследования, лежат в конкретных областях.

Для начала требуется законодательно закрепить категорию «самозанятых граждан» в нормативных актах отрасли труда. Такое мероприятие будет способствовать выходу такой группы лиц из числа ИП. Этот термин также может использоваться в налоговом законодательстве.

Кроме того, необходимо увеличить перечень направлений деятельности, которые вправе осуществлять самозанятые граждане. В рамках этого направления необходимо опираться на положения п. 2 ст. 346.43 НК РФ, закрепляющей виды деятельности для применения патентной системы налогообложения. Если расширить перечень услуг для самозанятого населения, то можно обойтись без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, что само по себе будет способствовать их легализации, и совмещать этот специальный режим налогообложения с другими системами нельзя.

Более того, не мешало бы ввести в раздел УШ.1 части 2 НК РФ новую главу, которая смогла бы регулировать специальный налоговый режим для самозанятого населения.

Важное значение имеет установление порядка исчисления, сроков уплаты таких налогов и определенных налоговых льгот. В качестве подтверждения целесообразности освобождения какого-либо лица от налогообложения можно использовать справку о доходах [12].

Следует отметить, что регламентировать строгую форму уведомления для целей налогового учета самозанятого населения не требуется. Это объясняется двумя причинами, первая из которых заключается в том, что не у всех самозанятых имеется высшее образование, а вторая уже упоминалась выше и относится к перегруженности документами, что может оттолкнуть предпринимателей выходить из теневого сектора экономики.

Следует отметить, что важным шагом в развитии института самозанятости должно стать выдвижение проектов различных НПА, в которых прописывались бы как характеристики самих самозанятых, так и особенности их деятельности в отдельно взятом регионе. Эти документы должны содержать расширенный список видов деятельности, которыми занимаются самозанятые, а также список налоговых преференций для лиц, которые зарегистрированы в качестве самозанятых.

Исходя из различий между регионами, необходимо разрабатывать нормативно-правовые акты, опираясь на особенностях отдельно взятого субъекта. Это позволит развить наиболее перспективные сферы изучаемых регионов [13].

В результате объективной является необходимость изучения вопроса о внесении изменений в положения ст. 219 НК РФ «Социальные налоговые вычеты». Например, реально установить право налогоплательщика на получение вычета при оказании лицом репетиторских услуг имея статус самозанятого.

Выполнение указанных мер — залог грамотного налогообложения самозанятых. Стоит понимать, что процесс выхода из теневого сектора экономики происходит достаточно долго и не без трудностей, однако это не должно стать помехой на пути к легализации изучаемой категории населения.

Суть указанных мер сводится к тому, чтобы защитить самозанятых от ситуаций, в которых им придется обосновывать каждый перевод, поступивший на их банковскую карту, чтобы это не считалось доходом. Создание цельной законодательной базы позволит наладить

взаимоотношения между налоговыми органами, банками и самозанятыми, а также снизить количество недопониманий между ними.

В соответствии с законом физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности11.

В качестве объекта налогообложения выступают доходы. При этом существуют некоторые доходы, которые не облагаются налогом. По закону налогоплательщик должен выполнять свои налоговые обязательства не позднее 25-го числа после месяца, за который необходимо произвести оплату.

В процессе декларирования доходов важно соблюдать требования, которые предписывают указывать все расчеты и действия, связанные с получением доходов, и предоставлять информацию налоговым органам.

Государство активно развивает культуру граждан РФ по ведению законной предпринимательской деятельности с обязательной уплатой налогов от полученных доходов. Принятие ФЗ № 422-ФЗ оказало положительное влияние на налоговую культуру населения. Этот факт нашел свое выражение в повышении отчетности со стороны самозанятых. Следует отметить, что в ФЗ прописан момент, который позволяет самозанятым не получать штрафы, если они провинились в области налогов. Введение данного ФЗ позволило привлечь большое количество самозанятых, которые решили опробовать новый спец режим.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Государство предоставило отличную возможность начать декларировать свои доходы по сниженным налоговым ставкам, избежать штрафов за нарушение законодательства в первый год эксперимента. Самозанятые граждане и индивидуальные предприниматели, которые дорожат репутацией, стабильностью бизнеса уже стали участниками эксперимента по применению режима НПД.

Главная цель, к которой необходимо стремиться государству при легализации работы самозанятого населения — это развитие предпринимательской деятельности, осуществление трудового потенциала населения и формирование новых рабочих мест, помогающих росту экономики.

Кроме того, развитие института самозанятости прямо влияет на такие показатели, как безработица и социальная напряженность. Между этими явлениями наблюдается обратная связь. Очевидно, снижение безработицы является одной из приоритетных задач любого государства, поэтому возрастает важность поддержки института самозанятости. Следует также учитывать, что вместе с развитием самозанятости повышаются как предпринимательский, так и трудовой потенциал населения. В такой ситуации налоговые сборы не выходят на первый план, однако появляется возможность регулирования и мониторинга деятельности самозанятых граждан, что было бы невозможно, если бы они действовали внутри теневого сектора экономики.

11 Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)".

Страница 9 из 12

Заключение

44ECVN122

Аспект, который касается введения единой налоговой ставки, предпочтительнее регулировать каждому отдельно взятому региону. Это связано с тем, что у каждого региона есть свои особенности, каждый субъект РФ обладает собственной инфраструктурой в области отраслей деятельности и имеет разные цели развития.

Для налогообложения разных видов деятельности необходимо променять разные ставки налогов. Это связано с тем, что при налогообложении отрасли следует учитывать вложения для запуска производства и начала деятельности. Этот момент становится ясным тогда, когда многие люди уходят в теневой сектор экономики, потому что кроме больших капитальных вложений на них возлагаются высокие налоговые ставки. Учитывая такую неблагоприятную перспективу, налоговые органы должны делать ставки по отдельным видам деятельности справедливыми, не слишком высокими и не слишком низкими. Формирование новых социально-экономических отношений, ставят перед государством задачу по нахождению новых форм налогового администрирования.

Следует отметить, что экономический эффект будет получен не только от поступления в бюджет финансовых средств, но и от снижения затрат государства при осуществлении налогового администрирования. Непосредственный контакт должностных лиц налоговых органов и налогоплательщиков сведен к минимуму, документооборот переведен в электронную форму, исчисление налога автоматизировано. Данный налоговый эксперимент является продолжением реформирования налоговых отношений в русле расширения дистанционного налогового мониторинга, формирования электронных систем налогового контроля.

Представляется, что даже в случае относительных неудач по привлечению физических лиц к уплате налога на профессиональный доход, государство выбрало верный путь реформирования снижая собственные финансовые затраты, снижая трудовые затраты налогоплательщика при исчислении и уплате налога.

ЛИТЕРАТУРА

1. Каминова А.Ю., Захарьева Д.Г. Анализ введения в РФ нового налогового режима для самозанятых граждан // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2019. — № 1. — С. 111.

2. Малис Н.И. Новые правила налогообложения микробизнеса должны способствовать росту налоговых поступлений // Налоги и финансы. — 2017 — № 4. — С. 40-45.

3. Цуканова Е.Ю., Придатко Е.А. К вопросу правового статуса самозанятых граждан // Вопросы российского и международного права. — 2016. — № 9. — С.196-203.

4. Коробкова Н.А., Амирова Д.Р., Курдова М.А. Современное состояние и перспективы развития налогообложения самозанятых в России // Вестник Евразийской науки. — 2020 № 2. — URL: https://esj.today/PDF/62ECVN220.pdf.

5. Мирзабалаева Ф.И. Региональные особенности развития самозанятости // Экономика и управление. — 2018. — № 8 — С. 47-53.

6. Шередеко Е.В. Зарубежный опыт налогообложения самозанятых — физических лиц // Финансы и управление. — 2019. — № 2. — С. 116.

7. Gindling T.H., Newhouse D. Self-employment in the developing world. World Development. — 2014. — Volume 56. — pp. 313-331.

8.

9.

10. 11.

12.

13.

Avram S. Who benefits from the 'hidden welfare state'? The distributional effects of personal income tax expenditure in six countries. Journal of European Social Policy. 2018; 28(3).

Лесовская, М.И. Дилемма легализации самозанятых // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. — 2019. — № 1(11). — С. 94-108.

Мастеров А.И. Проблемы налогообложения самозанятых граждан в России и пути их решения // Финансы и кредит. — 2018. — т. 24 (вып. 29). — 1781-1798.

Грабова, О.Н., Суглобов А.Е. Проблемы выхода «Из тени» самозанятых лиц в России: риски и пути их преодоления // Экономика. Налоги. Право. — 2017. — № 6. — С. 108-116.

J. Ignacio Gimenez-Nadal, J.A. Molina, J. Velilla. The commuting behavior of workers in the United States: Differences between the employed and the self-employed, Journal of Transport Geography, Volume 66, 2018, Pp. 19-29.

Matteo Morini, Simone Pellegrino, Personal income tax reforms: A genetic algorithm approach, European Journal of Operational Research, Volume 264, Issue 3, 2018, Pp. 994-1004.

Krotova Margarita Alekseevna

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

E-mail: 201647@edu.fa.ru

Legal problems arising from the taxation of professional income and ways to improve them

Abstract. This article discusses issues that are associated with the difficulties of regulating the taxation of such a category of citizens as the self-employed. The paper describes the main approaches to the definition of this concept, as well as the main points that burden the legal regulation of this category of people.

The paper describes the features of taxation of people who are registered as self-employed. In addition, the article describes the activities of the authorized bodies in the field of taxation of persons registered as self-employed. An important part of this work is devoted to the analysis of the concept of self-employment in foreign countries, the study of the features of the regulation of this phenomenon, the assessment of the development of this institution in the states under consideration, as well as the identification of common features and conclusions on the issue raised. The article discusses the main difficulties that arise in defining the concept of self-employment in Russia, as well as in calculating the number of self-employed in the country, indicates the reasons for this situation, and highlights the relationship between the difficulty of defining the concept of self-employment and the complexity of its taxation. In addition, this work contains key questions regarding the "pitfalls" in the field of taxation of persons related to the self-employed.

In the final part of the work, methods are indicated that can improve the efficiency of taxation of persons registered as self-employed, as well as simplify this procedure. In addition, the prospects associated with the development of the institution of self-employment in Russia are described, as well as the risks if this industry is not clearly regulated, including from the point of view of competent taxation.

Keywords: legal problems; self-employment; professional income tax; taxation; special tax regime; self-employed; taxation methods

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.