ЭКОНОМИКА ТРУДА
Том 7 • Номер 11 • Ноябрь 2020
ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics
Первое
экономическое издательство
Возможности и проблемы легализации самозанятых в условиях цифровой экономики
Скруг В.С. 1
1 Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Москва, Россия
Предметом исследования являются особенности такого социально-экономического явления, как самозанятость в условиях цифровизации. Актуальность исследования определяется тем, что самозанятые занимают значительную долю в экономически активном населении страны. Выявлено, что стремительное развитие цифровизации привело к распространению таких нетипичных форм занятости, как фриланс. Введение специального налогового режима и упрощение порядка регистрации и администрирования налогов за счет использования современных цифровых технологий способствовали тому, что значительное количество фрилансеров зарегистрировались в качестве самозанятых. Опасения относительно возможных злоупотреблений специальным налоговым режимом полностью не подтвердились. На основе изученных данных можно сделать вывод, что уровень информированности граждан о самозанятости недостаточен. По мнению автора, необходимо проводить образовательную работу с гражданами. Нужны более совершенные программы, объясняющие, что такое самозанятость, как можно зарабатывать и как оформить статус самозанятого. Цифровое сопряжение баз данных, платформ с ФНС и т.д. пока остается недостаточным и требует дальнейшего развития. Цифровые технологии позволяют повысить прозрачность деятельности самозанятых, улучшить качество бюджетного планирования и гарантировать стабильность поступления доходов в федеральные, региональные и местные бюджеты.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: самозанятость, фриланс, цифровизация, налоговое администрирование, популярность поисковых запросов.
Введение
В цифровой экономике данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности и обеспечивают эффективное взаимодействие бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан [13]. Создание цифровой экономики в России на данный момент является одним из ведущих факторов обеспечения дальнейшего социально-экономического развития страны.
АННОТАЦИЯ:
opportunities and problems of legalizing the self-employed in the digital economy
Skrug KS. 1
1 The State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation, Russia
Новые технологии будут влиять на развитие бизнеса и государственного управления, рост качества жизни, появление новых форм социализации людей и их коммуникаций. В целом цифровизация создаст синергетический эффект и приведет к общему росту экономики России [7] (Kapranova, 2018).
Цифровизация активно проникает во все сферы экономики и приводит к распространению таких нетипичных форм занятости, как дистанционная работа и фри-ланс. Благодаря цифровым технологиям работникам многих направлений теперь необязательно находиться рядом с работодателем (программирование, дизайн и т.д.). Дистанционная работа осуществляется по трудовым договорам, фриланс - по гражданско-правовым договорам.
В последние годы цифровизация также привела к появлению такой нетипичной занятости, как работа на основе интернет-платформ (яркие примеры - водители, работающие на платформе Uber, Яндекс.Такси, курьеры платформ Яндекс.Еда, Delivery Club, СберМаркет [15] (Tomashevskiy, 2020).
Согласно ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Организация обучения безопасности труда. Общие положения», человек, самостоятельно занятый трудом по оказанию услуг в рамках договоров гражданско-правового
ABSTRACT:_
The subject of the research is the features of such a socio-economic phenomenon as self-employment in the conditions of digitalization. The relevance of the study is determined by the fact that the self-employed occupy a significant share of the economically active population of the country. It is revealed that the rapid development of digitalization has led to the spread of such atypical forms of employment as freelancing. The introduction of a special tax regime and simplification of the procedure for registering and administering taxes through the implementation of modern digital technologies contributed to the fact that a significant number of freelancers registered as self-employed. Concerns about possible abuse of the special tax regime were not fully confirmed. Based on the studied data, it can be concluded that the level of awareness of citizens about self-employment is insufficient. According to the author, it is necessary to conduct educational work with citizens. The programs that explain what self-employment is, how one can earn money, and how to get self-employed status are in need. Digital integration of databases, platforms with the Federal Tax Service, etc. is still insufficient and requires further development. Digital technologies make it possible to increase the transparency of the activities of the self-employed, improve the quality of budget planning, and guarantee the stability of revenue flows to Federal, regional, and local budgets.
KEYWORDS: self-employment, freelancing, digitalization, tax administration, search popularity JEL classification: J21, J46, J48 Received: 03.11.2020 / published: 30.11.2020
© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers
For correspondence: Skrug V.S. (vskrug0duma.gov.ru)
CITATION:_
Skrug V.S. (2020) Vozmozhnosti i problemy legalizatsii samozanyatyh v usloviyakh tsifrovoy ekono-miki [Opportunities and problems of legalizing the self-employed in the digital economy]. Ekonomika truda. 7. (11). - 979-992. doi: 10.18334/et.7.11.111124
характера, в том числе в форме индивидуального предпринимательства, является самозанятым лицом.
Правовой статус самозанятых был утвержден в 2017 г. в Налоговом кодексе РФ. Согласно ст. 70 Налогового кодекса, самозанятый гражданин должен был отвечать нескольким критериям: оказывать физлицам без привлечения наемных работников услуги (из установленного перечня) для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, не являться индивидуальным предпринимателем. Также обязательным является уведомление налогового органа.
Длительное время значительная часть фрилансеров действовали в неформальном секторе экономики и не платили никаких налогов и социальных взносов со своего заработка. Из-за отсутствия легального статуса такие граждане подпадали под риск уголовного наказания за незаконное предпринимательство и не имели возможности взять кредит в банке, испытывали трудности при работе с юридическими лицами и т.д.
В последние годы благодаря принимаемым государством мерам самозанятые постепенно выходят из тени.
Первой попыткой легализации самозанятых стала предложенная в 2013 г. патентная система. Предполагалось, что самозанятые будут совершать единый фиксированный платеж независимо от вида профессиональной деятельности. Страховые взносы должны были включаться в стоимость патента. Однако данная попытка в полной мере не получила своей реализации [12] (РвЫйа, Zybunovskaya, 2020).
Следующим шагом по легализации доходов самозанятых граждан стало введение для них налоговых каникул с условием регистрации в налоговых органах. С 2017 г. самозанятые получили право не платить налоги и страховые сборы в первые два года после регистрации. Федеральный закон от 30.11.2016 [4] внес поправки в Налоговый кодекс, дополнив новыми пунктами статьи, которые определяют понятие, порядок постановки и уплаты налогов с доходов физлиц в отношении самозанятых граждан. После окончания налоговых каникул предлагалось либо прекратить свою работу, либо регистрироваться в статусе индивидуального предпринимателя и отчислять налоги в полном размере.
Первые попытки легализовать самозанятых граждан не достигли желаемых результатов. За первые три месяца действия нормы о двухлетних налоговых каникулах было подано лишь 40 уведомлений для получения статуса самозанятых [10] (Nikolaeva, Grishina, 2017). По данным Федеральной налоговой службы, на 1 января 2019 г. число относящихся к данной категории граждан не превысило 2 123 [11]. Из 3062 зареги-
ОБ АВТОРЕ:_
СкругВалерий Степанович, кандидат экономических наук, депутат (vskrug0duma.gov.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Скруг В.С. Возможности и проблемы легализации самозанятых в условиях цифровой экономики // Экономика труда. - 2020. - Том 7. - № 11. - С. 979-992. doi: 10.18334М.7.11.111124
стрировавшихся в 2017-2018 гг. самозанятых прекратили свою деятельность 339 человек.
Причинами этого стал как очень ограниченный перечень видов деятельности для самозанятых, так и рост административной нагрузки после регистрации.
Важным шагом в легализации самозанятых стало введение налога на профессиональный доход. В 2018 году была сделана еще одна попытка вывести самозанятых из тени, поскольку предыдущие меры не создали для этого достаточно стимулов. В сентябре 2018 г. депутаты Государственной Думы В.В. Бузилов, А.Е. Загребин, А.М. Макаров, Н.С. Максимова, З.А. Муцоев, В.М. Резник, Л.Я. Симановский, В.С. Скруг (автор данной статьи), Г.Я. Хор и члены Совета Федерации Е.В. Бушмин, М.М. Ульбашев внесли на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в качестве законодательной инициативы пакет проектов федеральных законов, в том числе: «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)», «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в связи с проведением эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» и «О внесении изменений в статьи 56 и 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации». В ноябре данные законопроекты были одобрены Госдумой.
27 ноября данный пакет законов о проведении эксперимента по введению налога на профессиональный доход был подписан Президентом РФ [1-3].
Данные законы вступили в силу с 1 января 2019 года и дали возможность легализоваться многим работающим в тени.
Основным инструментом для легализации самозанятых стали цифровые технологии. Особенностями специального налогового режима стали упрощенный порядок регистрации с помощью мобильного приложения, без посещения налогового органа; освобождение от использования контрольно-кассовой техники; автоматическое создание чеков на оплату услуг, полная автоматизация расчета суммы налога, контроля над ограничением по сумме дохода, применения налогового вычета; комфортные размеры налоговых ставок.
Ряд функций по легализации самозанятых приняли на себя ИТ-платформы (от регистрации самозанятых до статуса налоговых агентов). Благодаря цифровизации все процессы упростились (например, выдача чеков происходит в электронном виде), в то время как их прозрачность повысилась.
ФНС в онлайн-режиме обеспечивает открытость данных по самозанятым. Она предоставляет возможность проверить статус самозанятого за считанные секунды на сервисе https://npd.nalog.ru/check-status. Кроме того, разработаны и внедрены различные API обмена данными ФНС с банками и цифровыми платформами. С их помощью
функционал приложения «Мой налог» можно интегрировать в другие программные продукты и сервисы, что еще больше упростит уплату НПД.
Тем не менее цифровое сопряжение баз данных и платформ ФНС пока остается недостаточным и требует дальнейшего развития.
Проводимый Федеральной налоговой службой мониторинг показал, что спецрежим оказался востребованным налогоплательщиками, ранее не уплачивавшими налоги. По данным Федеральной налоговой службы (ФНС), по состоянию на 09.09.2019 г. в качестве самозанятых зарегистрировалось более 195 тыс. человек; суммарный оборот составил 19,3 млрд руб., а сумма уплаченного налога за первые шесть налоговых периодов достигла 406 млн руб. [9].
Мониторинг применения налогового режима НПД показал, что около 50% налогоплательщиков (от зарегистрированных налогоплательщиков НПД) не декларировали свои доходы в 2018 г. и не уплачивали налоги и иные платежи, работая в теневом секторе экономики.
Таким образом, первые итоги эксперимента продемонстрировали, что данный налоговый режим обеспечил решение основной задачи его введения - создание стимулов для выхода людей из тени.
Изучив опыт работы по введению нового налогового режима, возможности по легализации самозанятых в условиях цифровой экономики и поступающих обращений от регионов с просьбами по представлению им права на участие в налоговом эксперименте, автором данной статьи и группой коллег внесен в Государственную Думу законопроект «О расширении территории проведения эксперимента по установлению специального налогового режима - НПД», который предоставляет еще 19 регионам РФ возможность стать участниками эксперимента.
К середине 2020 г. количество самозанятых, по данным ФНС, увеличилось более чем на 660 тыс. человек, достигнув 1 млн [1]. В конце 2019 года таких было 330 тыс. человек. При этом у 82% зарегистрированных самозанятых не было официальных доходов от предпринимательской деятельности, а 42% самозанятых вообще не имели официальных доходов за год до постановки на налоговый учет. За время эксперимента с начала 2019 года самозанятые зарегистрировали доходы более чем на 130 млрд рублей и уплатили налоги на 3,5 млрд рублей [16].
Востребованность данного режима налогообложения объясняется тем, что он предоставляет самозанятым гражданам право легализовать свою предпринимательскую деятельность с минимальными издержками и вести ее в дальнейшем в наиболее простом и необременительном режиме: это онлайн-регистрация, не требующая личного присутствия, отсутствие отчетности, ведение деятельности без контрольно-кассовой техники, размер налоговой ставки в 4% или 6% вместо 13% налога на доходы физических лиц. Выбравшие такой алгоритм освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении соответствующих доходов), а заодно и НДС (20%).
Если у самозанятого нет дохода, то он не платит налогов, не подвергается санкциям
или проверкам. Режим прост и удобен в применении и позволяет легально вести бизнес и иметь доход от подработок без рисков получить штраф за незаконную предпринимательскую деятельность, что делает его особенно привлекательным для начинающих предпринимателей.
Введение налога на профессиональный доход имеет как положительные, так и отрицательные стороны как для самих самозанятых, так и для физических и юридических лиц, использующих их услуги. В частности, положительным аспектом для самозанятых является возможность брать кредиты в банках на основе официально подтвержденных доходов, заключать договоры, отстаивать свои права в суде, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - возможность принимать расходы к уменьшению налоговой базы по налогу на прибыль или по единому налогу. Отрицательным аспектом является возможное повышение стоимости товаров и услуг, связанное с необходимостью платить налог [14] ^г^, 2019).
Несмотря на перечисленные преимущества, не все самозанятые готовы официально зарегистрироваться по причине недоверия к государству, нежелания «светиться» в налоговых органах.
Юридические лица опасаются сотрудничать с самозанятыми по причине отсутствия четких критериев, которые бы определили, в каком случае нужен трудовой договор, а в каком можно работать с самозанятым. Еще одна опасность для юридических лиц при сотрудничестве с самозанятым - это неожиданное для заказчика прекращение статуса плательщика НПД у самозанятого по причине превышения лимита дохода (2,4 млн рублей в год). ФНС рекомендует контрагентам самозанятого проверять его статус в специальном сервисе (https://npd.nalog.ru/check-status). Однако такая проверка не поможет, если на момент заключения договора такой статус у исполнителя был, а в процессе сделки он его утратил.
Тем не менее при существующих темпах вовлечения самозанятых граждан целевой показатель (2,4 млн самозанятых), который был установлен нацпроектом «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» на 2024 год, может быть достигнут досрочно.
Перед началом эксперимента существовали опасения относительно возможных злоупотреблений специальным налоговым режимом. В частности, что работодатели будут оформлять своих сотрудников как самозанятых, снижая отчисления в ПФР и ФСС. Также были опасения, что часть индивидуальных предпринимателей могут перейти на более льготный режим налогообложения. Первые результаты эксперимента показали, что эти опасения не подтвердились. По данным ФНС, в первом полугодии 2020 года с самозанятыми сотрудничали 97 тыс. организаций, которые суммарно выплатили им более 30 млрд руб. При этом признаки возможных злоупотреблений были выявлены службой лишь в 1,8% случаев. В частности, подозрения возникают тогда, когда основной доход самозанятого поступает от одной организации или же она связана с предыдущими работодателями. В ФНС сообщили, что всего 254 компаний
(менее 0,3%) имеют признаки перевода бывших сотрудников в самозанятые с использованием аффилированных компаний. В остальных случаях возможные нарушения связаны с попытками легализации «конвертной» схемы оплаты труда [8].
Существенная часть самозанятых все еще остается в «серой» зоне, в частности те, которые осуществляют свою деятельность в цифровом формате - например, через интернет-магазины или маркетплейсы, которые работают «втемную», указывая сторонние данные. Поскольку специальный налоговый режим не распространяется на самозанятых, осуществляющих перепродажу/реализацию товаров, стимулов для выхода из тени у них нет. Еще одной категорией самозанятых, которые находятся вне действия спецрежима, - это исполнители услуг, сопутствующих продаже товаров, например курьеры.
Рассмотрим, как менялся интерес интернет-пользователей к самозанятым на основе популярности соответствующих запросов в интернете за последние десять лет (рис. 1). Материалом для исследования послужили статистические данные сервиса Google Trends (https://trends.google.ru) о поисковых запросах, исходящих с территории России за 10 лет: с сентября 2011 года по сентябрь 2021 года.
Числа обозначают уровень интереса к теме по отношению к наиболее высокому показателю в таблице для определенного региона и периода времени. 100 баллов означают наивысший уровень популярности запроса, 50 - уровень популярности запроса, вдвое меньший по сравнению с первым случаем.
Как видно из графика, популярность запроса «самозанятые» начала быстро расти в конце 2018 г., что было связано с ожидаемым введением налогового режима для самозанятых в четырех регионах. Максимального уровня популярность данного запроса достигла в январе 2020 г., когда к эксперименту по специальному налоговому режиму присоединились еще 19 регионов. В марте-апреле 2020 г. наблюдался некоторый спад, вызванный, вероятно, эпидемией Covid-19. После этого популярность вновь начала расти, поскольку вырос уровень безработицы и высвободившиеся работники перешли
месяцы
Рисунок 1. Популярность запроса «самозанятые» Источник: составлено автором по данным сервиса Google Trends.
на самозанятость. Аналогичная картина наблюдалась и в динамике количества активных самозанятых. По данным ФТС, количество активных самозанятых сократилось в начале апреля на 15%, но уже к маю вернулось к докризисным цифрам. При этом самозанятые оказались более устойчивы к кризису по сравнению с классическим бизнесом [8]. Устойчивость самозанятых связана не только с их гибкостью, но и со своевременностью государственной поддержки, например с возвратом налога на доход, уплаченного в 2019 году в полном объеме.
С 1 июля 2020 года предоставлено право всем регионам самим вводить НПД, что должно значительно увеличить количество запросов по самозанятым среди интернет-пользователей.
Рассмотрим более подробно, какая информация, связанная с самозанятостью, больше всего интересует интернет-пользователей. Для анализа используем данные инструмента Яндекс.Wordstat (подбор слов) (https://wordstat.yandex.ru), который показывает количество запросов, включающих заданное слово или словосочетание, по всем регионам России за месяц на дату 23 сентября 2020 г. (табл. 1).
В таблице 1 представлена статистика запросов на поисковом сервисе Яндекс, включающих слово «самозанятые». Цифры рядом с каждым запросом в результатах подбора слов дают предварительный прогноз числа показов в месяц, которое можно получить, выбрав этот запрос в качестве ключевого слова.
Как видно из таблицы 1, граждане недостаточно информированы о самозанятости. Их интересует, что такое самозанятость, как зарегистрироваться самозанятым, какие права и обязанности имеются у самозанятых, какими видами деятельности разрешено заниматься самозанятым.
По мнению автора, необходимо проводить образовательную работу с гражданами. Нужны программы, объясняющие, что такое самозанятость, как можно зарабатывать и как оформить статус самозанятого. В частности, необходимо донести до сведения граждан, что у них есть возможность зарабатывать на цифровых агрегаторах услуг С2С, и поощрять переобучение.
В таблице 2 «Показов в месяц» - это абсолютное значение количества показов страниц по запросам из данного региона. «Региональная популярность» - это доля, которую занимает регион в показах по данному слову, деленная на долю всех показов результатов поиска, пришедшихся на этот регион. Если популярность более 100%, это означает, что в данном регионе существует повышенный интерес к этому слову, если меньше 100% - пониженный.
Как показывает таблица 2, интерес пользователей к самозанятости наиболее высок в ЦФО. Наибольшая популярность запроса «самозанятый» в абсолютных показателях наблюдается в Московской агломерации, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Краснодарском крае и Свердловской области. В относительных показателях - в Московской агломерации, Татарстане, Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Похожий рейтинг регионов по относительной популярности демонстрируют
ЭКОНОМИКА ТРУДА № 11'2020 (Ноябрь) 987
популярность запросов со словом «самозанятые» Таблица 1
запрос количество показов в месяц
самозанять/самозанятые/самозанятый 585 589
самозанятый налог 76 666
самозанятый гражданин/самозанятые граждане 61 716
самозанятый 2020 61 600
самозанятый деятельность/самозанятая деятельность 31 284
самозанятый договор 31 098
+может ли самозанятый/+могут ли самозанятые 30 660
виды самозанятых/самозанятый виды 28 957
стал самозанятым 27 904
самозанятый виды деятельности/самозанятые виды деятельности 27 648
самозанятый ип/самозанятые ип 24 500
самозанятое лицо 23 808
+мой налог +для самозанятых 23 049
яндекс самозанятый 22 255
договор +с самозанятым 20 571
самозанятый виды деятельности 2020 17 584
кабинет самозанятого/кабинет самозанятый 17 512
самозанятый личный/самозанятые личный 17 103
услуги самозанятого/самозанятый услуги 16 816
личный кабинет самозанятого/личный кабинет самозанятый 16 513
самозанятый 2020 год 16 274
самозаняты яндекс такси 16 173
+как стать самозанятым/самозанятый +как стать 15 308
+как зарегистрироваться самозанятым/зарегистрироваться +как самозанятый 14 165
зарегистрироваться +как самозанятый 14 165
деятельность самозанятых граждан 14 147
регистрация самозанятого/самозанятый регистрация 13 918
самозанятый гражданин виды 13 873
самозанятые граждане виды 13 871
самозанятый гражданин виды деятельности 13 655
самозанятый сбербанк 13 602
самозанятый налог кабинет 12 232
Источник: составлено автором по данным поискового сервиса Яндекс.
и данные Ооод1е.Тге^з: Москва и Московская область, Татарстан, Ленинградская область, а также Курганская область.
Таблица 2
популярность запроса «самозанятые» по федеральным округам
количество показов региональная
в месяц популярность
Центральный федеральный округ, в т.ч. 240 015 125%
Москва и Московская область 185 942 142%
Приволжский федеральный округ, в т.ч. 95 534 100%
Республика Татарстан 17 545 135%
Нижегородская область 15 757 94%
Самарская область 12 877 116%
Республика Башкортостан 9 661 80%
Северо-Западный федеральный округ, в т.ч. 68 460 114%
Санкт-Петербург и Ленинградская область 49 530 122%
Южный федеральный округ, в т.ч. 47 006 105%
Краснодарский край 22 669 109%
Ростовская область 14 535 107%
Уральский федеральный округ, в т.ч. 42 606 91%
Свердловская область 20 718 95%
Челябинская область 10 228 93%
Сибирский федеральный округ, в т.ч. 42 604 78%
Новосибирская область 12 114 88%
Дальневосточный федеральный округ 14 131 77%
Северо-Кавказский федеральный округ 9 675 67%
Источник: составлено автором по данным поискового сервиса Яндекс.
Лидерство ЦФО, Москвы, Московской области и Татарстана в обоих рейтингах объясняется тем, что эксперимент по внедрению нового специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» с 1 января 2019 года стартовал именно в этих регионах. По данным на сентябрь 2020 г. каждый третий российский самозанятый зарегистрирован в Москве [6].
Поскольку самозанятость наиболее развита в столице, необходимо уделить особое внимание стимулированию развития самозанятости в регионах.
Для развития самозанятости планируются новые меры государственной поддержки. В частности, разработан законопроект, предусматривающий дополнительные налоговые льготы для людей в возрасте до 18 лет, которые с 1 января 2021 года впервые зарегистрируются в качестве плательщиков НПД. Для них установленный для самозанятых основной налоговый вычет (10 тыс. руб.) будет увеличен на один МРОТ. Минэкономразвития разрабатывает законопроекты и подзаконные акты для введения возможности получать от государственных микрофинансовых организаций микрозаймы, доступ к аренде государственного имущества, предназначенного для малого и среднего предпринимательства, гарантии от региональных гарантийных организаций,
меры поддержки по содействию в продвижении товаров и услуг, а также иные услуги, которые предоставляют центры «Мой бизнес».
заключение
Стремительное развитие цифровизации привело к распространению таких нетипичных форм занятости, как фриланс. Значительная часть фрилансеров действовали в неформальном секторе экономики и не платили никаких налогов и социальных взносов со своего заработка.
Как показало исследование, введение специального налогового режима и упрощение порядка регистрации и администрирования налогов за счет использования современных цифровых технологий способствовали тому, что значительное количество фрилансеров зарегистрировались в качестве самозанятых. Одновременно выросла сумма налоговых поступлений.
Опасения относительно возможных злоупотреблений специальным налоговым режимом не подтвердились.
На основе изученных данных можно сделать вывод, что граждане недостаточно информированы о том, что такое самозанятость, как зарегистрироваться самозанятым, какие права и обязанности имеются у самозанятых и какими видами деятельности им разрешено заниматься.
Выявлено, что сейчас официальная самозанятость наиболее развита в столице. Одной из причин этого является более раннее введение специального налогового режима. Поэтому необходимо уделить особое внимание стимулированию легализации самозанятости в регионах, в которых данный режим был введен позже.
По мнению автора, необходимо проводить образовательную работу с гражданами. Нужны программы, объясняющие, что такое самозанятость, как можно зарабатывать самозанятым и как оформить этот статус.
Цифровое сопряжение баз данных, платформ с ФНС и т. д. пока остается недостаточным и требует дальнейшего развития.
Цифровые технологии позволяют повысить прозрачность деятельности самозанятых, улучшить качество бюджетного планирования и гарантировать стабильность поступления доходов в федеральные и региональные бюджеты.
ИСТОЧНИКИ:
1. Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» (в редакции от 27.11.2018). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_311977 (дата обращения: 30.10.2020).
2. Федеральный закон от 27.11.2018 № 551847-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в связи с проведением эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (в редакции от 27.11.2018). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ &n=175861#011059909601354834 (дата обращения: 30.10.2020).
3. Федеральный закон от 27.11.2018 №423-ФЗ «О внесении изменений в статьи 56 и 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации» (в редакции от 27.11.2018). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_311971 (дата обращения: 30.10.2020).
4. Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции от 27.11.2018). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_207915 (дата обращения: 26.09.2020).
5. В России зарегистрировались миллион самозанятых. Официальный сайт Федеральной Налоговой Службы. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog. ru/rn77/news/activities_fts/9998965.
6. Каждый третий российский самозанятый зарегистрирован в Москве. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы. [Электронный ресурс]. URL: https://www. mos.ru/news/item/79700073.
7. Капранова Л.Д. Цифровая экономика в России: состояние и перспективы развития // Экономика. Налоги. Право. - 2018. - № 2. - c. 58-69. - doi: 10.26794/1999-849X-2018-11-2-58-69 .
8. Кому из самозанятых помогла пандемия и как способствовала росту сегмента. Plus.rbc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://plus.rbc.ru/ news/5f6b67497a8aa98add1103a6.
9. Налоговая аналитика. Официальный сайт Федеральной Налоговой Службы. [Электронный ресурс]. URL: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm.
10. Николаева Д., Гришина Т. В России выявлено 40 самозанятых. Коммерсантъ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3299994.
11. Официальный сайт Федеральной Налоговой Службы. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/9998965.
12. Покида А.Н., Зыбуновская Н.В. Регулирование деятельности самозанятых граждан // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2020. - № 1. -c. 60-85.
13. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р. Официальный
сайт Правительства Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http:// static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf.
14. Скруг В.С. Регулирование процесса легализации налогообложения доходов самозанятых граждан в Российской Федерации на современном этапе // Экономика труда. - 2019. - № 1. - с. 532-552. - doi: 10.18334/et.6.1.40125.
15. Томашевский К.Л. Цифровизация и ее влияние на рынок труда и трудовые отношения (теоретический и сравнительно-правовой аспекты) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. - 2020. - № 2. - с. 398-413. - doi: 10.21638/ spbu14.2020.210.
16. ФНС сообщила о $130 млрд выведенных из тени доходов самозанятых. Рбк. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/28/08/2020/5f479f9a9a7 947f30cef78b0.
references:
Kapranova L.D. (2018). Tsifrovaya ekonomika v Rossii: sostoyanie iperspektivy razvitiya [The digital economy in Russia: its state and prospects of development]. Economy. Taxes. Law. 11 (2). 58-69. (in Russian). doi: 10.26794/1999-849X-2018-11-2-58-69 . Pokida A.N., Zybunovskaya N.V. (2020). Regulirovanie deyatelnosti samozanyatyh grazhdan [Regulation of self-employed citizens' activity]. Public administration issues. (1). 60-85. (in Russian). Skrug V.S. (2019). Regulirovanie protsessa legalizatsii nalogooblozheniya dokhodov samozanyatyh grazhdan v Rossiyskoy Federatsii na sovremennom etape [Regulation of the process of legalization of the income taxation of self-employed citizens in the Russian Federation at the present stage]. Russian Journal of Labor Economics. 6 (1). 532-552. (in Russian). doi: 10.18334/et.6.1.40125. Tomashevskiy K.L. (2020). Tsifrovizatsiya i ee vliyanie na rynok truda i trudovye otnos-heniya (teoreticheskiy i sravnitelno-pravovoy aspekty) [Digitalization and its impact on the labour market and employment relations (theoretical and comparative legal aspects)]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Pravo. 11 (2). 398-413. (in Russian). doi: 10.21638/spbu14.2020.210.