Научная статья на тему 'Процесс интеграции стан Западных Балкан в Евросоюз'

Процесс интеграции стан Западных Балкан в Евросоюз Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3307
765
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Западные Балканы / интеграционная политика ЕС / региональное сотрудничество / переговоры о вступлении в ЕС / перспективы

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Буланникова Ю. А.

Статья посвящена одной из важнейших задач внешней политики западнобалканских государств вступлению в Европейский Союз, которой в значительной степени подчинены все внутриполитические и экономические процессы. В ней отмечается, что эти страны связывают с так называемым «возвратом в Европу» надежды на лучшую жизнь, экономическую и политическую стабильность. Дополнительным привлекательным фактором является и финансовая поддержка ЕС, оказываемая государствам, вступившим на путь интеграции. Решая задачу стабилизации региона, Евросоюз специально разработал долгосрочную стратегию интеграции стран Западных Балкан в свои структуры, которая учитывала возможности эскалации вооруженных конфликтов и разрастания кризисных явлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Процесс интеграции стан Западных Балкан в Евросоюз»

Интеграционные процессы глазами молодых ученых МГИМО

ПРОЦЕСС ИНТЕГРАЦИИ СТРАН ЗАПАДНЫХ БАЛКАН В ЕВРОСОЮЗ

Буланникова Ю.А.

Статья посвящена одной из важнейших задач внешней политики западнобалканских государств - вступлению в Европейский Союз, которой в значительной степени подчинены все внутриполитические и экономические процессы. В ней отмечается, что эти страны связывают с так называемым «возвратом в Европу» надежды на лучшую жизнь, экономическую и политическую стабильность. Дополнительным привлекательным фактором является и финансовая поддержка ЕС, оказываемая государствам, вступившим на путь интеграции. Решая задачу стабилизации региона, Евросоюз специально разработал долгосрочную стратегию интеграции стран Западных Балкан в свои структуры, которая учитывала возможности эскалации вооруженных конфликтов и разрастания кризисных явлений.

В программе председательства Испании в Совете ЕС (1 января—30 июня 2010 г.) среди внешнеполитических приоритетов указано продолжение процесса расширения Евросоюза в направлении Западных Балкан1. Министр ино-странныхдел и сотрудничества Испании Мигель Анхель Моратинос в своем выступлении перед комитетом по иностранным делам Европарламента заявил о намерении провести встречу на высшем уровне между ЕС и западнобалканскими странами в конце мая 2010 г.2

Прошло десять лет после того, как на саммите Европейского совета в Санта-Мария-да-Фейре (июнь 2000 г.) Албания, Босния и Герцеговина, Македония, Сербия иЧерногория, Хорватия получили статус «потенциальных стран-кандидатов». Между тем за этот период времени ни одно из государств Западных Балкан не стало полноправным членом Евросоюза в отличие от государств Восточных Балкан. В чем причины данной ситуации? Какова стратегия ЕС?

Интеграционная политика ЕС в отношении государств балканского региона изначально была различной. Это связано, прежде всего, со спецификой региона, который неоднороден по уровню экономического и политического развития составляющих его стран, а также отличается высоким уровнем кон-фликтогенности. Данные факторы обусловили разработку стратегии ассиметричной интеграции балканских государств в Евросоюз.

Восточнобалканские государства - Болгария и Румыния-сразу после падения прежних режимов присоединились к процессу интеграции в ЕС. Наряду с другими странами ЦВЕ они последовательно проходили этапы подготовки к вступлению в группировку: от Европейских соглашений до переговорного процесса.

Между тем, западнобалканские страны -бывшие республики СФРЮ (за исключением Словении) и Албания - остались за рамками расширения зоны европейской интеграции. В начале 1990-х гг. на территории Западных Балкан вспыхнули вооруженные конфликты, продолжавшиеся в течение десятилетия. В условиях войн и хаоса процесс политической и экономической трансформации развивался медленными темпами. Объективно, интеграция в ЕС отодвинулась на второй план, т.к. необходимо было предотвратить разрастание кризисных явлений в регионе, в целом стабилизировать ситуацию на Балканах.

Следует отметить, что в 1990-е годы ЕС потерпел в этом регионе ряд неудач. Во время Юго-кризиса Европа не смогла следовать общему политическому курсу3, гарантировать мир, предотвратить кровопролитный распад СФРЮ, Боснийский и Косовский кризисы. Усилия Евросоюза были малоэффективными, его деятельность выглядела как ряд мер, проводимых под влиянием изменяющихся обстоятельств.

Буланникова Юлия Александровна - аспирант Кафедры истории и политики стран Европы и Америки МГИМО (У) МИД России, e-mail: movip@yandex.ru.

После Боснийского кризиса Евросоюз инициировал ряд программ для балканских государств: Руайомонский процесс укрепления стабильности и добрососедства в Юго-Восточной Европе (1995 г.), Инициатива по сотрудничеству в Юго-Восточной Европе (1995 г.), Процесс сотрудничества в Юго-Восточной Европе (1996 г.). Данные программы должны были обеспечить стабилизацию ситуации на Балканах путем вовлечения стран в региональные интеграционные процессы и развития межгосударственного сотрудничества (так называемая политика инклюзивной безопасности).

Кроме того, в 1996 г Советом ЕС был принят «Региональный подход для стран Юго-Восточной Европы», предусматривавший ряд мер, обеспечивающих успешную реализацию Дейтонских соглашений, с целью достижения политической и экономической стабилизации в странах Западных Балкан, углубления регионального сотрудничества.

Спустя год в 1997 г. Совет выработал политические и экономические условия развития отношений ЕС и западнобалканских стран:создание стабильных институтов, гарантирующих демократию, правовой порядок, соблюдение прав человека и защиту национальных меньшинств, расширение регионального сотрудничества, а также проведение рыночных реформ. В свою очередь, ЕС обязывался предоставить государствам субрегиона торговые преференции, финансовую помощь по линии программы ФАРЕ4, заключить с ними договорные отношения5.

Однако данная превентивная политика ЕС, реализуемая в рамках регионального подхода, не смогла предотвратить нового витка Югославского кризиса. На фоне эскалации конфликта в Косово и безуспешных попыток Евросоюза и международного сообщества добиться его политического урегулирования ЕС выступил с несколькими важными инициативами по политическому и экономическому сотрудничеству, призванными оказать позитивное воздействие как на отдельные государства, так и на субрегион в целом.

Так, в июне 1999 г. ЕС инициировал принятие новой программы - Пакта стабильности для ЮгоВосточной Европы (ПСЮВЕ). Идея Пакта стабильности была выдвинута в «плане Фишера», который министры иностранных дел ЕС впервые обсудили в мае 1999 г. и приняли так называемую общую позицию6.

ПСЮВЕ представлял собой международную инициативу, объединившую усилия стран балканского региона, ЕС, США, России, международных и финансовых организаций с целью достижения стабильности на Балканах. В рамках

реализации Пакта западнобалканским странам предлагалось установить новый тип договорных отношений с ЕС, который предусматривал бы в перспективе возможность их вступления в Евросоюз при условии выполнения Копенгагенских критериев; большое значение придавалось двусторонним и многосторонним отношениям в субрегионе. По мнениюХанс-Георга Эрхарта, эксперта Института исследования мира и политики безопасности Гамбургского университета, ПСЮВЕ явился комплексной превентивной программой, исходящей из того, что безопасность, благосостояние и демократия тесно взаимосвязаны и что сотрудничество и интеграция являются лучшим способом обеспечения мира7.

Одновременно с Пактом стабильности ЕС инициировал интеграционную стратегию для государств Западных Балкан - Процесс стабилизации и ассоциации (ПСА). ПСА явился развитием «Регионального подхода для стран Юго-Восточной Европы» 1996 г., вместе с тем был дополнен новым типом договорных отношений между ЕС и западнобалканскими странами в форме Соглашений о стабилизации и ассоциации. Данные соглашения, разрабатываемые на индивидуальной основе для каждого государства, предусматривают ряд мер с целью постепенного включения стран Западных Балкан в европейскую интеграцию: приведение национального законодательства в соответствие с законодательством ЕС, создание зоны свободной торговли с ЕС, взаимодействие с ЕС в ряде областей, а также развитие регионального сотрудничества.

Кроме того, в рамках ПСА Евросоюз взял на себя обязательства предоставления экономической и финансовой помощи (программа КАРДС8), а также торговых концессий (так называемые Автономные торговые меры) государствам субрегиона для достижения поставленных ПСА задач.

Необходимо отметить, что данные меры в рамках ПСА представляют собой первые из серии действий, с помощью которых ЕС намерен углублять отношения со странами субрегиона. После подписания Соглашений о стабилизации и ассоциации следующими шагами при условии успешного развития отношений и достижения соответствия копенгагенским критериям являются официальное признание Евросоюзом статуса «кандидат» за конкретным государством и затем начало реального процесса присоединения9.

Несмотря на то, что, принимая в свои члены, Евросоюз руководствуется индивидуальным подходом, в развитии отношений с балканскими государствами изначально презюмировался региональный подход10. Важность развития регионального

сотрудничества как одного из условий продвижения на пути к вступлению в ЕС было подчеркнуто на саммите ЕС в Загребе (ноябрь 2000 г). Так, в итоговой декларации саммита было прописано, что «демократия и региональное примирение и сотрудничество, с одной стороны, сближение каждого из государств с ЕС, с другой - составляет единое целое»11.

Развитию межгосударственного взаимодействия в регионе, а также все большей интеграции Балкан в «Объединенную Европу» способствует ряд инициатив Евросоюза по созданию Энергетического и Транспортного Сообществ с балканскими странами.

В 2002 г. ЕС инициировал Афинский процесс, выступив с предложением создать региональный рынок электроэнергии и газа на Балканах. Данная инициатива была призвана восстановить и интегрировать региональные электро- и газопроводные системы в единый внутренний энергетический рынок ЕС. Итогом Афинского процесса явилось подписание многостороннего Договора о создании Энергетического Сообщества в октябре 2005 г. Президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу назвал Договор «главным средством достижения мира и стабильности в Европе»12.

Кроме того, Евросоюз намеревается интегрировать и транспортную систему балканского региона, создав Транспортное Сообщество с Западными Балканами13. Данная инициатива была выдвинута в рамках реализации концепцииТран-съевропейскихтранспортных сетей, призванной создать общий транспортный рынок в ЕС. Для балканских стран Транспортное Сообщество позволит уже на предвступительной стадии получить ряд преимуществ членства в организации.

С точки зрения развития межгосударственного сотрудничества, устойчивые региональные энергетические и транспортные системы создают новые институциональные рамки взаимодействия балканских стран, способствуют установлению более тесных экономических и политических связей между соседствующими государствами.

Таким образом, наряду с индивидуальной составляющей ПСА, региональный подход к балканским странам занял важное место в интеграционной стратегии ЕС.

В июне 2003 г. на саммите вСалоникахбыл дан анализ результатов действия интеграционной стратегии в отношении Западных Балкан, на основе которого было предусмотрено включение в Процесс стабилизации и ассоциации новых элементов «усиленного политического сотрудничества»14.

Одним из главных нововведений ПСА стали программы европейского партнерства, прообразом

которых явились программы вступительного партнерства для стран ЦВЕ. Программа европейского партнерства осуществляется совместно с каждой страной на основе рекомендаций Комиссии и в соответствии с определенными ею для каждого государства приоритетами. Вместе с тем каждая страна разрабатывает национальный план действий выполнения программы.

Между тем, в рамках интеграционной политики Евросоюз, принимая во внимание ход подготовки к вступлению и соответствие копенгагенским критериям западнобалканских стран, избрал тактику постепенного усиления Стратегии подготовки, что отразилось в соответствующих документах 2006, 2007, 2008, 2009—2010 гг. Были разработаны новые финансовые механизмы для содействия модернизации, проведения реформ и сближения с законодательством ЕС (например, Инструмент предвступительной помощи (IPA), а также предприняты практические шаги по интеграции стран Западных Балкан в «Объединенную Европу» (например, введение безвизового режима для Македонии, Сербии, Черногории в ноябре 2009 г.)15.

Необходимо отметить, что, решая задачу стабилизации Балкан, ЕС параллельно с реализацией интеграционной стратегии (soft power) развивал военную составляющую постконфликтного урегулирования (hard power).

Боснийский (1992—1995 гг.), а также Косовский (1998—1999 гг.) кризисы продемонстрировали неспособность Европейского Союза принимать участие в «горячей» стадии конфликта. В течение 1990-х годов на Балканах ЕС, не имея автономного оперативного потенциала, специализировался на гражданских аспектах регулирования кризисов. Военная составляющая миротворчества оставалась в ведении НАТО.

События 1998—1999 гг. способствовали ускорению формирования военного компонента Евросоюза. На Хельсинском саммите 1999 г. было принято решение о создании сил быстрого реагирования ЕС16, которые могли бы быть направлены в зоны кризиса для выполнения гуманитарных операций, поддержания мира, урегулирования кризисов и миротворческих акций. Военные операции планировалось осуществлять силами быстрого реагирования ЕС, «независимыми» от НАТО, но имеющими доступ к ее ресурсам (договоренности «Берлин-плюс»17).

Впервые военные силы Евросоюза были применены в бывшей югославской Республике Македония в рамках операции «Конкордия» (31 марта—15 декабря 2003 г.). 2 декабря 2004 г. ЕС возглавил миротворческую операцию в Боснии и Герцеговине.

Отношения Евросоюза с западнобалканскими странами отличаются многообразием: Хорватия и Македония получили статус «стран-канди-датов», Албания, БиГ, Сербия, Черногория являются «потенциальными странами-кандидатами». Общие итоги сближения и интеграции отдельных балканских государств с «Объединенной Европой» можно оценить следующим образом.

Хорватия подписала Соглашение о стабилизации и ассоциации 29 октября 2001 г. (вступившее в силу 1 февраля 2005 г.) и подала официальную заявку на вступление в ЕС 21 февраля

2003 г. На заседании Европейского совета 17 июня

2004 г. в Брюсселе за Хорватией был официально признан статус «страны-кандидата». Тем самым было положено начало процессу ее присоединения к Евросоюзу.

Переговоры с Хорватией об условиях ее присоединения должны были стартовать 17 марта

2005 г. Однако Брюссель отложил их начало, посчитав, что Загреб недостаточно сотрудничает с Международным трибуналом в Гааге (прежде всего это касалось судьбы скрывающегося от гаагских прокуроров хорватского генерала Анте Готовины). С началом переговоров о вступлении Турции в октябре 2005 г. ЕС изменил свою политику по отношению к Хорватии. Причиной тому стала непреклонная позиция Австрии в отношении переговоров с Турцией, будучи против, Австрия выдвинула условие для положительного решения «турецкого вопроса» - начало переговоров сХорватией.Таким образом, зоктября 2005 г. европейские дипломаты в экстренном порядке разморозили переговоры о вступлении в ЕС Хорватии - ближайшего соседа Австрии.

Программа вступительного партнерства сХор-ватией была одобрена Советом ЕС 20 февраля

2006 г. и пересмотрена 12 февраля 2008 г.18 Переговорный процесс заключается в обсуждении 35 глав acquis communautaire (законодательство ЕС). Первоочередные задачи переговоров состоят в определении способности тех или иных отраслей хозяйства страны-кандидата адаптироваться к условиям и законодательной базе ЕС и согласовании сроков переходного периода и возможностей отступлений от acquis19. В первую очередь переговоры сХорватией начались по «простым» главам -наука и исследования, статистика, образование и т.д. К марту 2010 г. переговоры по 17 главам acquis завершились, по 13 главам acquis продолжаются, по таким «сложным» главам, как «конкурентная политика»; «внешняя политика, политика безопасности и обороны» переговоры еще не начались20.

Бывшая югославская Республика Македония подписала Соглашение о стабилизации и ассоциации

9 апреля 2001 г. (вступившее в силу 1 апреля

2004 г.) и представила свою кандидатуру на вступление в Евросоюз 22 марта 2004 г. на саммите европейских государств в Дублине. 16 декабря

2005 г. Европейский совет предоставил Македонии статус «страны-кандидата».

Несмотря на экономические затруднения, Македония была поставлена в один ряд с Хорватией при условии продолжения деятельности межэтнического коалиционного правительства. В числе причин такого решения Еврокомиссия указала на то, что уже в течение ряда лет правительство Македонии соблюдает подписанное в 2001 г. Рамочное (Охридское) соглашение, благодаря которому удалось предотвратить сползание к масштабному балканскому конфликту21.

Программа вступительного партнерства с Македонией была одобрена Советом ЕС 18 февраля

2008 г.22 и переговорный процесс по обсуждению 35 глав acquis начался в октябре 2009 г.

Албания подписала с Евросоюзом Соглашение о стабилизации и ассоциации 12 июня 2006 г. (вступившее в силу 1 апреля 2009 г.) и подала официальную заявку на вступление в ЕС 28 апреля

2009 г.

Однако некоторые западные аналитики, ссылаясь на мнение официальных лиц ЕС, считают, что Албания еще далека от ситуации, когда она может рассчитывать на подлинный переговорный процесс.

В ноябре 2003 г. Европейская комиссия подготовила так называемое «исследование на перспективу», в котором говорилось о возможности начать с Боснией и Герцеговиной в конце 2004 г. переговоры, касающиеся Соглашения, но только при условии реального прогресса в некоторых областях, определенных как приоритетные и составляющих список из 16 пунктов23. Этот список предусматривает, например, реформу налоговой и фискальной систем, организацию единого экономического пространства и интегрированных энергетических сетей, гражданской администрации, общественного радио и телевидения и т. д. Проблема заключается в том, что все это в комплексе требует существования эффективно работающего центрального правительства, равно как и других институтов, чего трудно достичь в рамках федерации.

Однако в ноябре 2005 г. Комиссия начала переговоры о заключении Соглашения о стабилизации и ассоциации с БиГ, которые завершились подписанием ССА 16 июня 2008 г.

Сербия, Черногория в течение последних 90 лет находились в тесных отношениях. Вместе они вошли в состав Королевства сербов, хорватов и

словенцев в 1918 г., участвовали в Первой и Второй мировых войнах, в 1945 г. наряду с другими республиками (Босния и Герцеговина, Македония, Словения и Хорватия) образовали Федеративную Народную Республику Югославию (с 1963 г -СФРЮ). После распада СФРЮ в 1992 г. в результате военных конфликтов между бывшими рес-публикамиЧерногория иСербия образовали новое государство - Союзную Республику Югославия (СРЮ). СРЮ просуществовала чуть более

10 лет и 4 февраля 2003 г. была преобразована в государственное образование Сербия и Черногория. Оно просуществовало три года - Черногория 3 июня 2006 г. объявила о своей независимости по результатам референдума, проведенного 21 мая 2006 г. в соответствии со ст. 25 Конституционной хартии.

Будучи в составе государственного образования, Сербия иЧерногория только в октябре 2005 г. начали переговоры с Европейским Союзом о подписании Соглашения о стабилизации и ассоциации. Принципиальными препятствиями в отношении возможного подписания Соглашения с ЕС для СиЧ являлись вопросы гармонизации экономических систем двух республик и сотрудничества с Гаагским трибуналом. 3 мая 2006 г. комиссар Европейской комиссии по вопросам расширения Олли Рен заявил: «...Мы разочарованы тем, что официальный Белград не смог найти, арестовать и передать международному трибуналу в Гааге Ратко Младича. Еврокомиссия прекращает все переговоры сСиЧ. Мы готовы их возобновить после того, как наши требования будут выполнены»24.

После референдума, на котором 55,5% жителей Черногории проголосовали за национальную независимость, 12 июня 2006 г Евросоюз признал новое суверенное государство, а также Сербию как государство-преемника сообщества СиЧ. Еврокомиссия приступила к разработке специальной программы по присоединениюЧерногории к ЕС и новой редакции Соглашения для Сербии.

После выхода из состава государственного сообщества были сняты препятствия для начала переговоровЧерногории с ЕС о подписании Соглашения о стабилизации и ассоциации,которое спустя год, 15 октября 2007 г., было подписано. Черногория подала официальную заявку на вступление в ЕС 15 декабря 2008 г.

Между тем перспективы интеграции Сербии в ЕС были поставлены в зависимость от решения статуса Косово и выдачи Международному трибуналу в Гааге лиц, обвиняемых в преступлениях во время Югославского кризиса 1990-х гг.

Переговорный процесс по определению статуса автономного края Сербии, длившийся с 2005

по 2007 г, не увенчался успехом. Белграду и Приштине не удалось достичь компромиссного решения, и тогда страны Запада решили взять на себя ответственность за судьбу края. Так, еще до завершения переговоров между сербской и албанской сторонами на заседании Совета ЕС в Брюсселе 14 декабря 2007 г. было принято заключение25, в котором Совет призвал к началу переговоров о подготовке миссии с «ответственными властями Косово» и ООН для содействия переходу края к «независимости под надзором международного сообщества».

Следует отметить, что Евросоюз в рамках общей европейской политики безопасности и обороны (ОЕПБО) еще в 2006 г. создал так называемую группу планирования ЕС для Косово (European Union Planning Team for Kosovo - EUPT), призванную обеспечить правопорядок в «независимом» Косово26. Решение по статусу Косово еще не было принято, а механизмы по управлению «суверенного» Косово уже создавались27.

С одобрения Запада, сразу после проведения в Сербии президентских выборов28 17 февраля 2008 г Временные органы самоуправления Косово заявили о провозглашении в одностороннем порядке независимости края29.

«Независимость» Косово признало большинство западных стран. В Евросоюзе мнения государств-членов по данному вопросу разделились (не признали Греция, Испания, Кипр, Румыния, Словакия).

28 февраля 2008 г. в Вене прошло учредительное заседание Международной руководящей группы по Косово (МРГ). Она призвана содействовать Приштине в становлении односторонне провозглашенной независимости в соответствии с Всеобъемлющим предложением об урегулировании статуса Косово30 (также известное как «план Ахтисаари»). Кроме того, Евросоюз решил направить в Косово так называемую «миссию в области верховенства закона» (EU Rule of Law Mission in Kosovo - EULEX Kosovo) и назначить туда своего специального представителя31. В июне 2008 г. Евросоюз подтвердил так называемую европейскую перспективу Косово (т.е. возможность вступления в организацию).

29 мая 2008 г. Сербия подписала Соглашение о стабилизации и ассоциации. 30 июля 2008 г. был выдан экс-президент Республики Сербской Радован Караджич Международному трибуналу в Гааге. 22 декабря 2009 г. Белград подал официальную заявку на вступление в ЕС. В создавшейся международной обстановке у Сербии фактически нет альтернативы интеграции в ЕС и НАТО.

В докладе о результатах, достигнутых к настоящему времени в рамках ПСА32, Еврокомиссия подчеркнула необходимость более глубоких и более активных действий правительств каждого балканского государства с целью ускорения в них реформ, процессов развития и укрепления стабильности. Как и во всех ежегодных докладах ЕС о ходе подготовки к вступлению балканских стран, Еврокомиссия снова обратила внимание на отсутствие существенного прогресса в деле обуздания организованной преступности и коррупции.

По мнению Стефана Лене, эксперта Института по изучению вопросов безопасности, европейская стратегия интеграции Балкан лучше всего может быть сравнима сдлинной итрудной программой обучения, включающей в себя экзамены, табели успеваемости, промежуточные оценки, а также стипендию и академические часы33.

Перспективы вступления в ЕС для стран Западных Балкан различны и зависят не только от их-пока еще сомнительной - готовности к членству (за исключением Хорватии), но и от готовности ЕС к их приему.

Среди стран-кандидатов наиболее полно копенгагенским критериям вступления соответствует Хорватия, которая значительно отличается по уровню экономического и политического развития от других западнобалканских стран. Кроме того, Хорватия практически завершила приведение национального законодательства в соответствие с законодательством Евросоюза. Следует отметить, что ЕС удовлетворен и сотрудничеством Хорватии с Международным трибуналом по бывшей Югославии, в частности - выдачей гаагскому трибуналу генерала Анте Готовины. 5 марта 2010 г. на встрече с новоизбранным президентом Хорватии И. Йосиповичем президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу заявил, что ЕС готов приветствовать Хорватию в качестве нового члена организации, кактолько двусторонние переговоры закончатся. Мигель Анхель Моратинос, министр иностранныхдел и сотрудничества Испании (страны-председателя в Совете ЕС), высказался более конкретно о сроках принятия Хорватии в ряды организации: 2010 г.

Если Хорватия находится на пороге вступления, то другим странам Западных Балкан предстоит проделать еще большой путь в ЕС, который состоит в проведении политических и социальноэкономических реформ. Влияние на темпы и ход

--------------- Ключевые слова -----------------

Западные Балканы, интеграционная политика ЕС, региональное сотрудничество, переговоры о вступлении в ЕС, перспективы

преобразований во многом будет оказывать мировой экономический кризис и его последствия. Дополнительным фактором, который сможет повлиять на сроки вступления балканских стран, является появление нового претендента на звание «кандидат» - Исландии. Как отмечает Еврокомиссия, Исландия - страна с глубокими демократическими корнями, высоким уровнем интеграции со странами-членами Евросоюза (например, участник Европейского экономического пространства и Шенгенской зоны).Таким образом, Исландия имеет возможность вступить в ЕС в ускоренном порядке.

Еще не так давно Балканы называли «пороховой бочкой» Европы, и мировая общественность являлась свидетелем военных столкновений в этом регионе. Сегодня балканские страны проводят преобразования, направленные на создание современных государств со всеми формальными атрибутами демократии и рыночной экономики. Постепенно нормализуются отношения между странами региона, налаживается региональное сотрудничество. Во многом данные процессы происходят благодаря европейской стратегии интеграции Балкан, которая основывается на непосредственном вовлечении балканских государств в программы ЕС и их сближение между собой.

По мнению автора, проведение «ценностномотивированной политики» («value-based policy»), воздействие всего комплекса мероприятий ЕС и интеграционный процесс сами по себе снижают высокий уровень конфликтогенности Балкан, тем самым унифицируя, а значит и стабилизируя «периферию» Европы.

Julia A. Bulannikova. The Process of Integrating the Western Balkan countries into the EU

The article is devoted to one of the most important objective of the Western Balkan countries' foreign policy - joining the European Union, which governs all internal political and economic processes to a considerable extent. It states that the countries attribute their expectations of better life, economic and political stability to the so-called "Come back to Europe". The EU pre-accession financial assistance to the candidate countries is an additional attractive factor. For the purpose of region stabilization the EU has specially worked out a long-term strategy of integrating of the Western Balkan countries into European institutions anticipating the escalation of armed conflicts and crises.

------------------- Keywords ----------------------

Western Balkans, EU policy on enlargement, regional cooperation, EU accession negotiations, perspectives

1. The Programme for the Spanish Presidency of the Council of the European Union. P. 13 // [Электронный ресурс]. URL: http://www.eu2010.es/exp0rt/sites/presidencia/c0mun/descargas/Spanish_Presidency_Pr0gram.pdf

2. Spanish Foreign Minister, Miguel Ángel Moratinos, sets out priorities of Spanish Presidency of the EU before European Parliament// [Электронный ресурс]. URL: http://www.eu2010.es/en/documentosynoticias/noticias/FebO4_moratinos.html

3. В то время как все Европейское сообщество считало, что необходимо сохранить Югославию, Германия поддержала стремления югославских республик обрести независимость, убедив затем европейских партнеров отказаться от идеи единой Югославии.

4. ФАРЕ - помощь Польше и Венгрии для структурного реформирования экономик (PHARE - Poland and Hungry Assistance for the Restructuring of the Economy). Со временем данная программа стала распространяться и на другие страны, претендующие на вступление в ЕС.

5. Council conclusions on the principle of conditionality governing the development of the European Union's relations with certain countries of south-east Europe of 29 April 1997 // [Электронный ресурс]. URL: http://europa.eu/bulletin/en/ 9704/p202001.htm

6. Common Position of 17 May 1999 adopted by the Council on the basis of Article 15 of the Treaty on the Europan Union, concerning a Stability Pact for South-Eastern Europe. Document 1999/345/CFSP // [Электронный ресурс]. URL: http://eur-lex.europa.eu/Le-xUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:31999E0345:EN:HTML

7. ЭрхартХ.-Г. Пакт стабильности для Юго-Восточной Европы: решение проблем или латание дыр? // Ежегодник ОБСЕ 2000: Пер. с нем. / Отв. ред. А.В. Загорский; Ин-т исследования проблем мира и политики безопасности при ун-те Гамбурга; МГИМО (У) МИД России. М., 2002. С. 191.

8. КАРДС- помощь Сообщества реконструкции, развитию и стабилизации (CARDS - Community Assistance for Reconstruction, Development and Stabilization).

9. См. подробнее: Understanding Enlargement. The European Union's Enlargement Policy / European Commission, Directorate General for Enlargement. Belgium, 2007.

10. См. подробнее: Regional cooperation in the western Balkans. A policy priority for the European Union / European Commission. Belgium, 2006.

11. The Declaration of the Zagreb Summit // [Электронный ресурс]. URL: http://ec.europa.eu /enlargement/enlargement_process/accession_ process/how_does_a_country_join_the_eu/sap/zagreb_summit_en.htm

12. [Электронный ресурс]. URL: http://europa.eu/press_room/index_en.htm

13. Commission opens up new prospects for transport links with the Western Balkans. Brussels, 24 June 2008. IP/08/997.

14. TheThessaloniki agenda for the Western Balkans: Moving towards European integration, 2003//[Электронный ресурс]. URL: http://ec.eu-ropa.eu/enlargement/enlargement_process/accession_process/how_does_a_country_join_the_eu/sap/thessaloniki_agenda_en.htm

15. Visa liberalisation for Western Balkan countries, Brussels, 30 November 2009 // [Электронный ресурс]. URL: http://www.consili-um.europa.eu/uedocs/cms_Data/docs/pressdata/en/jha/111561.pdf

16. Presidency conclusions. Helsinki European Council 10 and 11 December 1999. P. 5// [Электронный ресурс]. URL: http://ue.eu.int/ue-docs/ cmsUpload/Helsinki%20European%20Council-Presidency%20conclusions.pdf

17. Сотрудничество между Европейским Союзом и НАТО // Брифинг НАТО. Октябрь, 2003. С. 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. 2008/119/EC: Council Decision of 12 February 2008 on the principles, priorities and conditions contained in the Accession Partnership with Croatia and repealing Decision 2006/145/EC // Official Journal. L. 042.16/02/2008. P. 0051—0062.

19. Тексты, содержащие acquis, составляют около 80 тыс. страниц, и суммировать даже основные обязательства членства очень сложно. Тем не менее, Договор включает основополагающие принципы, которые обязаны уважать и соблюдать все члены ЕС. К ним относятся: принцип недискриминации; права граждан; устранение таможенных пошлин; устранение количественных эквивалентных ограничений; отсутствие ограничений / дискриминации со стороны монополий; свободное передвижение рабочей силы и независимых экономических субъектов; право заниматься экономической деятельностью и оказывать услуги; свободное движение капиталов; отсутствие мер, нарушающих конкуренцию; отсутствие помощи предприятиям, несовместимой с принципами единого рынка; отсутствие дискриминационных налогов; отсутствие сверхнормативного дефицита государственного бюджета.

20. Status in the Accession Negotiations // [Электронный ресурс]. URL: http://ec.europa.eu/enlargement/pdf/enlargement_pro-cess/accession_process/how_does_a_country_join_the_eu/negotiations_croatia_turkey/overview_negotiations_hr_en.pdf

21. Commission Opinion on the application from the formerYugoslav Republic of Macedonia for membership of the European Union. COM (2005) 562 final // [Электронный ресурс]. URL: http://eur-lex.europa.eu/smartapi/cgi/sga_doc?smartapi!celexplus!prod! CE-LEXnumdoc&lg=en&numdoc=505DC0562

22. 2008/212/EC: Council Decision of 18 February 2008 on the principles, priorities and conditions contained in the Accession Partnership with the formerYugoslav Republic of Macedonia and repealing Decision 2006/57/EC//Official Journal L080,19/03/2008 P. 0032—

0045.

23. Feasibility Study on the preparedness of Bosnia and Herzegovina to negotiate a Stabilisation and Association Agreement with the European Union - November 2003 // [Электронный ресурс]. URL: http://eur-lex.europa.eu/smartapi/cgi/sga_doc?smartapi!

celexplus!prod!CELEXnumdoc&lg=en&numdoc=503DCG692

24. [Электронный ресурс]. URL: http://europa.eu/press_room/index_en.htm

25. Presidency Conclusions- Brussels, 14 December 2007//[Электронный ресурс]. URL: http://www.consilium.europa.eu/ueDocs/cms_Data/ docs/ pressData/en/ec/97669.pdf

26. Council Joint Action 2006/304/CFSP of 10 April 2006// [Электронный ресурс]. URL: http://www.eupt-kosovo.eu/new/legalbasis/docs/ 060426Joint_Action_Kosovo_EN.pdf

27. См. подробнее: [Электронный ресурс]. URL: http://www.eupt-kosovo.eu/new/index.php?id=1

28. На последних президентских выборах в Сербии (февраль 2008 г.) победил лидер Демократической партии Б. Тадич, которого на Западе открыто называли «своим кандидатом».

29. Kosovo Declaration of Independence, 17 February 2008 // [Электронный ресурс]. URL: http://www.assembly-kosova.org/com-mon/docs/declaration_indipendence.pdf

30. Письмо Генерального секретаря от 26 марта 2007 г. на имя Председателя Совета Безопасности S/2007/168/Add.1: Добавление: Всеобъемлющее предложение об урегулировании статуса Косово // [Электронный ресурс]. URL: http://daccessdds.un.org/doc/UNDOC/GEN/N07/279/03/PDF/N0727903.pdf?OpenElement

31. Council Joint Action 5928/08/CFSP of 4 February 2008 on the European Union Rule of Law Mission in Kosovo, EULEX KOSOVO // [Электронный ресурс]. URL: http://www.eupt-kosovo.eu/new/legalbasis/docs/st05928en08.pdf

32. Communication from the Commission - The Western Balkans on the road to the EU: consolidating stability and raising prosperity. 27 January 2010 // [Электронный ресурс]. URL: http://eur-lex.europa.eu/smartapi/cgi/sga_doc?smartapi!celexplus!prod! CELEX-numdoc&lg=en&numdoc=506DC0027

33. Stefan Lehne Has the "Hour of Europe" come at last? The EU's strategy for the Balkans //The Western Balkans: moving on / Chail-lot Paper. № 70. October 2004. EU Institute For Security Studies, Paris. P. 115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.