Б01: 10.31249/аре/2019.03.11 Е.Б. Калоева1 ©, 2019
Отечественные и зарубежные исследователи о настоящем и будущем Западных Балкан. (Аналитический обзор)
Аннотация. В обзоре рассматривается проблематика взаимодействия Европейского союза (ЕС) и западнобалканских стран на кратко- и среднесрочную перспективу.
Выявляется высокая степень неоднородности стран этого региона в экономическом, политическом и социальном планах, отмечается доминирующая роль внешних факторов для формирования драйверов их развития. Уделено внимание развитию сотрудничества на двустороннем (Берлинский процесс) и многостороннем (Вишеградская четверка) уровнях. Показана роль Германии как инициатора постоянного, мультиформатного диалога со странами Западных Балкан. Выделена роль Германии как своеобразного моста, посредника в отношениях между ЕС и Западными Балканами. Отмечена активная роль Вишеград-ской группы (инициатива создания фонда для Западных Балкан), ее солидарная балканоориентированная позиция в контексте будущего расширения Евросоюза. Показана определяющая роль геополитических факторов в процессе интеграции западнобалканских государств в единое европейское пространство. Через призму взаимодействия и конкуренции стратегий ключевых региональных акторов - России / США, ЕС / НАТО - рассмотрены перспективы включения и интеграции отдельных балканских стран в
1 Калоева Елена Борисовна - канд. ист. наук, свободный исследователь (оввНк@к1оый. сот).
западные военно-политические структуры. В работе отмечается, что проблема предстоящего вступления в Евросоюз отдельных балканских государств переходит в самом широком смысле в плоскость политики и безопасности.
В статье делается вывод о нарастании геополитической напряженности вокруг западнобалканского региона. Отмечается активное влияние на балканские страны таких внешнеполитических игроков, как Россия, Китай, Турция. Мнения авторитетных российских и балканских экспертов, приводимые автором аналитического обзора, подтверждают, что будущее стран Западных Балкан не столь инвариантно, как оно видится из Брюсселя.
Ключевые слова: Западные Балканы, ЕС, геополитика, евроинте-грация, кризис, НАТО, США, Россия.
Идея включения государств Западных Балкан в общеевропейское пространство вынашивалась с начала 2000-х годов. В дальнейшем она получила развитие в проектах, инициированных различными европейскими структурами и механизмами, на двух- и многостороннем уровнях.
На европейском саммите в Салониках в июне 2003 г. была подтверждена принципиальная готовность Евросоюза принять в свой состав страны Западных Балкан. Позднее в условиях отсутствия внятной общеевропейской позиции по этому вопросу и усложнения геополитической обстановки в связи с событиями на Украине активность проявила Германия. С 2014 г. она возглавили Берлинский процесс - для поддержания постоянного диалога со странами Западных Балкан; с ноября 2015 г. Вишеградская группа выступила с идеей создания фонда для Западных Балкан. Особенно плодотворной стала встреча шести стран Западных Балкан в Триесте в июле 2017 г. с участием руководства ЕС, где был выработан План регионального экономического пространства Западных Балкан и подписан договор о создании Транспортного союза Балкан с секретариатом в Белграде. Вершиной организационной активности, которая должна была придать характер необратимости идее вступления балканских стран в ЕС, была обнародованная в феврале 2018 г. новая стратегия Евросоюза в отношении Сербии,
Черногории, Албании, Боснии и Герцеговины, Косова и Македонии.
В рамках сравнительно-исторического подхода, с привлечением методики контент-анализа автор оценивает реализуемость различных сценариев интеграционного развития балканских стран.
К 2018 г. государства Западных Балкан находились на различных этапах интеграции с Евросоюзом. Внутренние проблемы, замедление реформ, недостаток политической воли или отсутствие возможности найти конкретные решения - все это оказывает влияние на ход европейской интеграции этих стран. Сказывается и то, что сама политика расширения Евросоюза усложнилась и не сводится лишь к принятию правовых и институциональных стандартов ЕС.
Несомненно, нужно принимать во внимание и то, что сам ЕС в последнее десятилетие столкнулся с многочисленными внутренними и внешними проблемами, такими как влияние глобального экономического и финансового кризисов, потоки беженцев, рост экстремизма и радикализма, а также выход Великобритании из союза, усиливший опасения дальнейшей дезинтеграции.
Расширение ЕС прошло через несколько этапов, однако, как представляется, никогда раньше не было столь значимо влияние геополитических факторов. Создается впечатление, что, невзирая на многочисленные саммиты и принимаемые резолюции, отсутствует четкое представление о том, как политика евроинтеграции будет проводиться в дальнейшем.
Страны Западных Балкан и ЕС
В 2018 г. членами ЕС из стран, возникших на постъюгославском пространстве, являлись только Словения и Хорватия. Обеим этим странам пришлось пройти нелегкий процесс адаптации к условиям развития в составе Евросоюза.
Как говорится в емкой характеристике, данной Словении российским экономистом Ю. Князевым, «за годы самостоятельного развития в этой стране были достигнуты впечатляющие результаты в экономике и социальной сфере, которые позволяли говорить
о ней как о лидере Центрально-Восточного региона Европы в деле системных преобразований и социально-экономического прогресса» [Постсоциалистический мир.., 2017, с. 396]. «По данным Евро-барометра, до начала мирового кризиса две трети словенских граждан были удовлетворены условиями своей жизни» [там же, с. 404]. Однако с наступлением мирового финансово-экономического кризиса страна пережила более глубокий по сравнению с другими странами региона экономический спад и заметное падение жизненного уровня. Евроинтеграция, способствовавшая модернизации словенской экономики, по мнению Князева, исчерпала свой креативный ресурс. «Сегодня уже очевидно, что успехи в социально-экономическом развитии Словении в предкризисные годы были достигнуты не вследствие более полного использования внутренних резервов и не в результате полученных выгод от вступления в Европейский союз и зону евро, а главным образом благодаря жизни в долг, чрезмерное увеличение которого неизбежно привело к горькой расплате» [там же, с. 406]. В результате потребовалось приложить немало усилий по выработке новой стратегии социально-экономического развития, направленной на мобилизацию внутренних ресурсов и расширение экономического сотрудничества с динамично развивающимися странами по всему миру.
Присоединение к Евросоюзу Хорватии произошло в период длительной экономической рецессии. Страна испытала на себе негативное воздействие мирового кризиса в большей мере, чем большинство стран Центрально-Восточной Европы. В 2015 г. впервые ВВП Хорватии вырос по сравнению с предыдущим годом только на 1,6% [см.: Князев, 2017, с. 8].
Глава Хорватского национального банка (ХНБ) Борис Вуй-чич так охарактеризовал общее состояние экономики страны в 2016 г.: «Хорватскому экономическому оздоровлению способствовали постепенное повышение вклада членов ЕС в улучшение ситуации, выразившегося в усилении роли экспорта, в росте экономики, все большем поступлении средств из фондов ЕС, а также позитивные процессы на внутреннем рынке, а именно растущий потребительский и деловой оптимизм, приведший к повышению
спроса на товары и увеличению инвестиций» [цит. по: Князев, 2017, с. 12].
В 2017 г. позитивные тенденции в социально-экономическом развитии страны продолжились. Выросла занятость, снизилась безработица. Дефляция 2015-2016 гг. сменилась инфляцией в 0,8% (на июль 2016) [там же, с. 20]. Кроме этого, очевидными первоначальными выгодами от вступления Хорватии в ЕС можно считать увеличение экспорта хорватских товаров в страны этого объединения, возросший приток иностранных туристов, повысившиеся объемы ПИИ и открывшиеся возможности использования значительных средств, регулярно поступающих из различных европейских фондов.
К возникшим трудностям относится ухудшение положения предприятий и целых отраслей, которые ранее были защищены высокими таможенными пошлинами и получали поддержку государства. По мнению Князева, лишь одна традиционная отрасль хорватской экономики - иностранный туризм - имеет неплохие шансы для дальнейшего развития. В независимой Хорватии, как и в других странах ЦВЕ, бурными темпами развивается сфера услуг, бывшая «в загоне» при социализме. Потенциал ее совершенствования далеко не исчерпан. Будут и дальше широко востребованы услуги коммунального хозяйства, спортивных и рекреационных организаций, лечебных и оздоровительных центров, информационно-коммуникативных, банковских и страховых органов, служб гостиничного и общественного питания, компьютерной, телефонной и мобильной связи, всех видов транспорта. При содействии Евросоюза Хорватия сможет сделать существенный шаг в улучшении экологии, обустройстве среды обитания, облагораживании сельской местности, сохранении исторических и культурных памятников. Однако, по мнению специалиста, страна не сможет изменить свой статус европейской периферии [Князев, 2017, с. 39].
Новая стратегия Евросоюза в отношении балканских стран была обнародована 6 февраля 2018 г. в Брюсселе. Перспектива членства в ЕС предложена Сербии, Черногории, Албании, Боснии и Герцеговине, Косову и Македонии. Если эти балканские страны вступят в ЕС в ближайшее время, то это будет самая большая вол-
на его расширения за последние 20 лет. Предполагается, что крайним сроком вступления балканских стран в Евросоюз станет 2025 г. Впрочем, это не реальная дата, а скорее стимул для мотивации государств.
Представляя документ под названием «Достойная перспектива расширения и активизация взаимодействия ЕС с Западными Балканами», Жан-Клод Юнкер подчеркнул, что данный регион является «геостратегической инвестицией для сильной и единой Европы» [цит. по: Братерский, 2018].
При благоприятном развитии реформ и урегулировании споров с соседними государствами Сербия и Черногория могут завершить переговоры о присоединении к ЕС до 2025 г. Албания и Македония ждут рекомендаций от ЕК о начале таких переговоров. Что касается Боснии и Герцеговины, то она может стать кандидатом на присоединение, а Косово ускорить продвижение на пути евроинтеграции при выполнении своего соглашения о стабилизации и ассоциации с ЕС.
Следует отметить, что реакция на новую стратегию ЕС в российских средствах массовой информации говорит об усилении роли геополитических факторов на Балканах. В большинстве статей проводится мысль о том, что балканские страны приглашаются в ЕС для того, чтобы таким образом бороться с влиянием России.
Что же думают по поводу принятия новой стратегии евро-интеграции аналитики стран Западных Балкан? Евросоюз все еще не готов жить в мире, утверждает Жупанич в статье под говорящим названием: «ЕС в страхе: Россия, Китай и Турция толкают Балканы к хаосу». При этом подчеркивается, что Западные Балканы - то место, где ЕС должен проявить себя как геополитический игрок. С точки зрения Жупанича удивительно, что Брюссель вновь предлагает членство в Евросоюзе в тот момент, когда в большинстве стран ЕС оживился правый популизм [¿ирашс, 2018]. Он напоминает шутку, которая очень хорошо отражает настроения населения. Когда речь идет о членстве в ЕС, то различие между пессимистом и оптимистом состоит в следующем: оптимисты верят, что Турция станет членов Союза, когда Албания будет председательствовать в ЕС, тогда как пессимисты верят, что Алба-
ния станет членом ЕС, когда там будет председателем Турция. Другими словами - никогда. По мнению Жупанича, ЕС больше всего нужно бояться повторения украинского сценария, когда выбор европейской перспективы вызвал агрессивную реакцию противника расширения ЕС - России, а не представлять новые проекты.
В 2003 г., когда ЕС впервые пообещал членство странам Западных Балкан, казалось, что не может быть сомнений относительно их европейского будущего. Амбиции Москвы тогда сводились лишь к тому, чтобы сохранить определенное влияние на Балканах, и не были направлены против Брюсселя. Что касается другого игрока на Балканах - Турции, то 15 лет тому назад она была полна энтузиазма по поводу вступления в ЕС, а потому последовательно выстраивала свою балканскую политику таким образом, чтобы продемонстрировать Европе значимость выбранной стратегии. В то время на Балканах никто и не вспоминал о Китае. В 2018 г. эта страна стала самым крупным инвестором в проекты, разрабатываемые в Сербии.
«Балканский регион - тот канал, через который Россия может дестабилизировать ситуацию в ЕС малой ценой как в смысле финансовых средств, так и в смысле конфронтации с США. Европейская дипломатия должна убедить Москву, что не в ее интересах подогревать напряженность на Балканах» [¿иратс, 2018].
Что касается Турции, то, как считает политолог, до сих пор не ясно, какую карту в конечном счете разыграет Эрдоган на Балканах. Если Россия стремится к влиянию в православных странах, то Турция стремится к экспансии своей внешней политики в Албании, Косове и Боснии. Анкара рисует перед этими странами альтернативные возможности сотрудничества и будущего развития, в том числе и относительно ЕС. «Если ЕС не осознает быстро новые геостратегические реалии, стратегия для Западных Балкан провалится», - к такому выводу приходит автор статьи [¿иратс, 2018].
Возросшему влиянию Турции на Балканах уделяет внимание также сербская исследовательница Йович-Лазич. «Приоритеты Турции сводятся к тому, чтобы, воспользовавшись своим стратегическим положением, стать региональной лидирующей силой.
Она укрепила свои геополитические, экономические и военные позиции в черноморском регионе и стала важным транзитным пунктом доставки энергоносителей в Европу. Позиция Турции объясняется ее усилившимся положением во внешней политике, уверенностью в собственных силах, а также растущим скептицизмом в отношении членства в ЕС» ровйЪ-ЛазйЪ, 2015, с. 177].
«То, что больше всего удивляет, это развитие торговых и политических отношений между Турцией и Сербией», - говорится в статье «Уведет ли Турция Западные Балканы в сторону от ЕС» [Da li ce Turska.., 2018]. По-видимому, экономические интересы убедили обе страны оставить в стороне прежнюю неприязнь. Так, по данным Хозяйственной палаты Сербии, объем торговли между Сербией и Турцией в прошлом году исчислялся 1 млрм евро, а два года тому назад он составлял всего 745 млн евро [Ibid.]. Стоит вспомнить визит президента Сербии А. Вучича в Анкару, его переговоры с Эрдоганом об инфраструктурных проектах и по другим вопросам. Сербский президент тогда заявил, что Турция является «самым крупным игроком и наиболее сильной страной на Балканах» [Ibid.]. Однако европейские союзники Анкары опасаются роста политического влияния Турции в ущерб интересам Брюсселя. Правда, по словам турецкого дипломата Симана Улгена, Анкара оказывает поддержку европейской интеграции западнобалкан-ских стран, но, в отличие от Москвы, не предлагает «конкретную политическую модель» [цит. по: Da li ce Turska.., 2018].
Действительно, Россия стремится укрепить свои позиции на Балканах, опираясь прежде всего на Сербию. Очевидно и ее желание влиять на евро-атлантическую интеграцию стран Западных Балкан. По мнению инициаторов расширения, Россия играет на растущем недоверии балканских государств к обещаниям Евросоюза об их членстве, предлагая себя в качестве альтернативного партнера. «Общая история, культурные и религиозные связи дают право России попытаться сохранить свою значимость для региона, так как государства менялись, а общие интересы оставались», -говорится в статье В. Кривокапич [Krivokapic, 2018].
Однако не исключено, что Сербия может отказаться от своей ставшей уже традиционной политики сидения на двух стульях и
предпочтет вступление в ЕС сохранению доверительных отношений с Россией. «Наш путь - это определенно ЕС. У нас есть эмоциональные связи с Россией из-за традиций, веры, культуры. В Сербии большое число людей воспринимают Россию как старшего брата, своего защитника. Этими отношениями нельзя пренебрегать, но наш стратегический путь - это ЕС», - заявила премьер-министр Сербии Ана Брнабич [ЕС примет.., 2018].
Министр иностранных дел Сербии И. Дачич на конференции «Новые перспективы для Западных Балкан» также подчеркнул, что Сербия поддерживает все изменения, направленные на укрепление коллективной системы безопасности и обороны стран ЕС. Особое внимание, по словам И. Дачича, заслуживает тот факт, что ЕС подчеркивает зависимость своей стабильности и безопасности от стабильности на Балканах. «Сербия безоговорочно преследует цель стать членом ЕС и осознает все обязательства, которые она должна выполнить для приема в ЕС. Между тем должен обратить внимание на значение сохранения территориальной целостности страны» [Министар ДачоЪ.., 2018]. Он также подчеркнул, что временные институты самоуправления в Приштине не в состоянии гарантировать безопасность и защиту всех граждан. В связи с этим Дачич призвал ЕС сохранить мандат ЕВЛЕКС (специальной миссии Европейского союза в Косово) без сужения ее полномочий.
Что касается такого игрока, как Китай, то он благодаря реализации инфраструктурных проектов и предоставления кредитов усилил экономическое влияние в регионе. Такие проекты, как скоростная автомагистраль Бар-Боляре - Белград, дорога Белград -Будапешт, энергетические проекты в Боснии и Герцеговине, преследуют цели усиления влияния Китая в регионе на длительное время [Srbija jos jedno.., 2018].
Помимо финансовой помощи Китай готов оказать Сербии политическую поддержку, в частности отказаться признать независимость Косова в противовес ЕС и США. Как отмечает научный советник Института политических исследований, основатель научного журнала «Култура полиса» Деспотович, Китай, как и Россия, становится серьезным фактором международной политики.
«Бесспорно, Китай является растущей силой и все, кто пытается оспорить его статус, не смогут заставить его отказаться от своих намерений» [ДеспотовйЪ, 2017].
Стоит отметить, что некоторые аналитики уделяют внимание проснувшемуся интересу к Балканам со стороны Японии. «Хотя детали стратегии Пекина и Токио на Западных Балканах еще не известны, этот регион представляет собой потенциальное "поле битвы" многочисленных акторов - Китая, Японии, России, США и ЕС», - заявил сотрудник Токийского университета Менджи Л. Топалоф. Он также выразил опасение, что существует возможность дестабилизации Балкан и вовлечения их в состояние глубокого кризиса [Srbija jos jedno.., 2018].
Более оптимистично смотрит на место Западных Балкан в современном мире автор статьи «Геополитика и Западные Балканы, ослабнет ли роль ЕС»: «Перед Западными Балканами стоит дилемма, какая из заинтересованных сторон им поможет в экономическом и политическом отношении продвинуться по пути стабильности и процветания. Присоединение к ЕС, безусловно, остается главной целью для государств Западных Балкан, однако присутствие других акторов дает простор для маневрирования» [Krivokapic, 2018].
Однако ряд исследователей считают, что ЕС, заявляющий о том, что он готов помогать другим странам, оказавшимся в сложной ситуации, сам превратился в проблемное образование. «В настоящее время впервые за последние 60 лет нельзя говорить о необратимости процесса объединения европейского континента», -отмечает Пейович [Pejovic, 2018, p. 85]. Что касается Западных Балкан, то, по мнению политолога, период прошедших парламентских выборов в регионе, сопровождавшийся националистической риторикой, показал, насколько хрупка стабильность на Балканах. Пейович считает, что в этом регионе никогда настолько сильны не были антиевропейские и антинатовские настроения. События на Украине, присоединение Крыма и не затухающий конфликт на Донбассе обнаружили отсутствие единства в ЕС при принятии важных решений. Что касается антироссийских санкций, то такие кандидаты на членство в ЕС, как Сербия, Турция, Македония, Бос-
ния и Герцеговина, отказались присоединиться к позиции ЕС по этому вопросу. Исключение составила Черногория, которая, несмотря на исторически сложившиеся тесные связи с Россией, получив независимость в 2006 г., выбрала евро-атлантический курс, став в начале 2017 г. членом НАТО.
Анализ взглядов политиков и политологов западнобалкан-ских стран по поводу украинского кризиса показал, что он существенно повлиял на эволюцию идейно-политического климата и общественного мнения на Балканах, усилил поляризацию позиций и оценок политики России, а также Европейского союза, США и НАТО [см.: Калоева, 2015]. Ряд балканских аналитиков считают, что украинский кризис стал поводом для обсуждения серьезных вопросов о будущем всего ЕС и Балкан в частности. Так, политолог Смайич убежден, что после провозглашения независимости Крыма ЕС ввел необдуманные и наносящие ему ущерб санкции против России. «Брюссель долгие годы видел ошибочные приоритеты и ставил не на тех игроков на балканской политической сцене, в то время как Россия, воспользовавшись ошибками Брюсселя, проводила амбициозную политику, направленную на стратегию экономической экспансии на Балканах» [цит. по: Ишетошс, 2014]. Босния и Герцеговина, а также Сербия - те части Европы, где Россия может играть роль великой силы, не подчиняющейся Западу [Бис1с, 2015].
По словам другого исследователя - Милосавлевича, у России отсутствует мотив для сотрудничества в целях укрепления международной системы безопасности, поскольку существующая система не удовлетворяет российскую сторону [Мг^а^ешс, 2014]. Утверждение автора о том, что создавшаяся ситуация может стать толчком, который вернет глобальную систему безопасности к мрачным временам холодной войны с новыми линиями разграничений и разделов, по-видимому, оказалось пророческим. Несомненно, прав он и в том, что расхождение во мнениях среди евро-атлантических союзников в перспективе может ослабить интеграционные процессы в ЕС.
В публикациях, посвященных данной тематике, проводится также мысль о том, что Балканы превращаются в новую «военную
окраину», и это может обусловить длительный период нестабильности в будущем. Экономические и военно-политические перспективы развития региона связываются также с урегулированием ситуации на Украине.
Несмотря на имеющиеся различия в оценках кризиса, все аналитики сходятся во мнении, что речь идет о самом значимом событии в Европе после военного конфликта на территории бывшей СФРЮ, а некоторые называют украинский кризис самым крупным после ввода советских войск в Чехословакию в 1968 г. [Калоева, 2015].
Другим испытанием для ЕС, непосредственно затронувшим страны Западных Балкан, стал миграционный кризис. Он вновь поставил перед балканскими странами проблему беженцев, с которой региону уже пришлось столкнуться 25 лет тому назад. По так называемому «балканскому маршруту», который вел из Турции в Грецию, через Македонию и Сербию в Австрию и Германию, только за один 2015 г. прошло более 600 тыс. человек (Европу достали беженцы.., 2016). Большинство мигрантов не были намерены оставаться в балканском регионе и стремились побыстрее оказаться в благополучных странах. События, связанные с миграционным кризисом, еще раз показали, какое значение Балканы имеют для стран - членов ЕС.
В октябре 2015 г. лидеры стран ЕС утвердили план борьбы с потоком беженцев на Балканы. Европейские власти и институты ЕС стремились ответить на призывы Британии, Германии и Норвегии удвоить гуманитарную помощь региону. Было решено предоставить со стороны Евросоюза балканским странам помощь в 2,2 млрд евро. Позднее, в 2016 г., лидеры стран - членов Евросоюза договорились остановить транзитные потоки нелегальных мигрантов, следующих по балканскому маршруту, оказать срочную гуманитарную помощь Греции и содействовать охране ее внешних границ, включая границу с Македонией и Албанией. ЕС также согласовал с Турцией основные принципы разрешения миграционного кризиса. Однако после официального закрытия «балканского маршрута» беженцы нашли альтернативные пути проникновения в Европу.
Такие страны Западных Балкан, как Албания, Косово, Босния, не были затронуты основным потоком беженцев из Сирии, Ирака и Афганистана, стремящихся попасть в Европу через балканский трафик. Тем не менее именно они оказались в центре внимания полицейской службы Евросоюза - как регион с повышенной опасностью исламского терроризма. По некоторым сведениям, именно на Балканах начинала развертываться сеть подпольных лагерей по подготовке боевиков для совершения терактов в странах Центральной и Западной Европы. Этому способствовали хронические экономические и социальные проблемы региона, создающие благодатную почву для пропаганды радикальных исламистов и вербовки новых членов [Чурсин, 2016].
По общему мнению участников масштабной конференции «Миграционные вызовы в регионе», состоявшейся в июне 2018 г., миграционный кризис 2015 г. ни в коем случае не должен повториться. Шеф миссии Международной организации по миграции (МОМ) в Боснии и Герцеговине Петер ван дер Эверерт заявил, что ключевое значение будет иметь коллективное решение проблемы мигрантов в регионе усилиями всех стран, в том числе и укрепление границ.
По словам министра безопасности Боснии и Герцеговины Драгана Мектича, необходимо, чтобы каждая страна создала все условия для предоставления гуманитарной помощи мигрантам, но она должна осуществляться в определенных местах, которые будут находиться под контролем властей [N6 8ш1)'е ЪШ.., 2018].
В Сербии к середине 2018 г. насчитывалось свыше 3060 мигрантов. Комиссар по проблемам беженцев и мигрантам В. Чучич подчеркнул, что не существует опасности новой волны мигрантов в эту страну. При этом добавил: «Никто не знает, что будет через год, два, полгода» [и БгЪц! пе^о.., 2018].
В то время как канцлер ФРГ А. Меркель заявила, что миграционное соглашение Евросоюза с Турцией, достигнутое на конференции, является «образцовым» и призвала заплатить Анкаре очередной транш, «премьер-министр Испании признал, что не были достигнуты никакие практические договоренности, а президент
Франции констатировал, что миграционный кризис в Европе перерос в политический» [см.: Никитин, 2018].
Влияние современных международных отношений на балканские страны
В 2014 г. (вследствие обострения украинского кризиса) США и ЕС, с одной стороны, и Россия - с другой, оказались практически на грани разрыва отношений. Маячившая еще незадолго до этого перспектива светлого будущего, при котором, по словам российского историка И. Орлика, «независимая Россия и не зависимая от США Европа могут стать системообразующим фактором международных отношений и обеспечить более перспективное будущее всего европейского сообщества» [Страны Центральной.. , 2010, с. 67], после прихода к власти Трампа отодвинулась на задний план.
Присутствие американских морских и воздушных сил в Центральной и Восточной Европе стало знаком поддержки союзников, обеспокоенных присоединением Крыма и политикой, проводимой Россией по отношению к Украине. «Непосредственно после окончания холодной войны США и западноевропейские страны считали, что Россия должна быть интегрирована в постбиполярный международный порядок среди прочего еще и потому, что возможные проблемы и издержки от изоляции России будут серьезнее, чем преимущества сотрудничества с ней. Россия, со своей стороны, сотрудничество с Западом рассматривала как возможность вернуть влияние в мире, избавившемся от холодной войны», -говорится в книге сербского автора «Отношения между Европейским союзом и Российской Федерацией - конец ХХ и начало XXI века» ровйЪ-ЛазйЪ.., 2015]. Он подчеркивает, что существуют различия в отношениях США и ЕС к политике безопасности, проводимой Россией. Так, США рассматривают политику России прежде всего в контексте собственных глобальных интересов, тогда как страны ЕС сосредоточивают внимание на ее последствиях для европейской безопасности. «По некоторым вопросам, таким как роль ООН в сфере международных отношений, позиции ЕС ближе к позиции, занимаемой Россией, чем к позиции США. Ана-
логично, политика России и ЕС по отношению к США основывается на различных подходах. Россия по-прежнему требует от США признать ее равноправным глобальным партнером, тогда как ее цели в отношении ЕС распространяются только на регион» ровиЬ-ЛазиЬ, 2015, с. 170].
Йович-Лазич отмечает: «Хотя США поддерживают политику ЕС по отношению к России и считают ее комплементарной целям, преследуемым Америкой, Европейский союз не приветствует гегемонию Америки в Европе и мире в целом. ЕС стремится стать важным актором в многополярном мире и больше не хочет мириться со второстепенной ролью в трансатлантических отношениях» ЦовиЬ-Лази^ 2015, с. 171]. Между тем политолог утверждает, что стабильную международную систему безопасности невозможно установить без тесного сотрудничества с Россией и без учета всего комплекса интересов, связанных с безопасностью и актуальными проблемами современности. Другими словами, взаимодействие США, ЕС и России могло бы усилить безопасность всех стран и способствовать установлению более тесных контактов между Россией и странами, входящими в евро-атлантические структуры.
Однако в настоящий момент, по утверждению исследователя, наиболее важной проблемой в отношениях ЕС и России является желание Москвы ослабить влияние ЕС Цови^Лази^ 2015, с. 143]. Йович-Лазич приходит к выводу, что современная система безопасности не отвечает интересам международного сообщества и вызывает трения, которые время от времени выливаются в конфликты между Россией, ЕС и США. Так, Россия, являющаяся противником расширения НАТО на Восток, считает, что США и страны ЕС на практике продолжают связывать вопросы общей европейской безопасности с НАТО. Вряд ли можно ожидать, что США в ближайшем будущем откажутся от доминирующей роли в мире, а потому будет нелегко преодолеть противоречия в позициях США, ЕС и России относительно решения открытых вопросов и стратегических вызовов в сфере современных международных отношений.
«Нет сомнений в том, что ситуация, сложившаяся вокруг Крыма, усилила противостояние Востока и Запада. Трудно сказать,
может ли речь идти о холодной войне, однако уверен, что необходимо больше внимания уделить восточному крылу НАТО, и в особенности Балканам», - заявил бывший посол США в Македонии Х. Хилл [Chris Hill.., 2014]. В числе первых кандидатов на вступление в НАТО он назвал Македонию, которая, по словам Хилла, уже ведет себя как член НАТО1.
Четверть века назад известный сербский политолог А. Джи-лас дал прогноз относительно последствий расширения НАТО: «Это расширение скажется на соотношении сил в мире и может оказаться самой большой ошибкой, которую когда-либо допускала НАТО» [Bilas, 1998, p. 15]. При этом был поставлен вполне закономерный вопрос. Поскольку в России все политические партии, включая и прозападно настроенных демократов, выступают против включения в НАТО бывших членов организации Варшавского договора, не может ли расширение НАТО привести к противостоянию с Россией? Политолог вполне обоснованно замечал, что вряд ли НАТО усилится, если в него войдут малые, недостаточно развитые и нередко конфликтующие между собой восточноевропейские страны, в которых демократия не менее хрупкая, чем в России. Ставил он под сомнение и то, что страны Западной Европы в случае возникновения конфликтов будут защищать новых членов альянса. «НАТО не должна распространяться на Восточную Европу, поскольку это приведет к новому витку напряженности и конфликтам не только в Европе, но и во всем мире», - к такому выводу пришел А. Джилас в 1996 г. По его мнению, была необходима трансформация этой организации, ее превращение в военный союз, двери которого были бы открыты для любой демократической страны, включая и Россию.
1 Новое название - «Северная Македония», ставшее результатом достигнутого компромисса в 27-летнем споре между Афинами и Скопле о названии бывшей югославской республики, открыло Македонии путь в НАТО. До конца 2018 г. новое название государства должно было получить одобрение граждан на всенародном референдуме. Парламент Македонии одобрил 11 января 2019 г. внесение поправок в Конституцию, согласно которым название страны было изменено -с Республики Македония на Республику Северная Македония. - Прим. авт.
Однако отношения России с Западом в 1990-е годы не привели к ее интеграции в новый международный порядок. Как отмечает Йович-Лазич, несмотря на сохранение атрибутов мировой силы, для России характерны противоречия и разрыв между амбициями и реальными возможностями. По ее словам, принципиальная политика российских властей исходила из того, что Россия -часть европейского цивилизационного пространства и мир должен продемонстрировать свою готовность осознать важную роль России в международном сообществе. В этом контексте нужно рассматривать и отношения между ЕС и Россией.
«Для большинства посткоммунистических стран конец холодной войны и сотрудничество с западными институтами стали символом освобождения от подчиненного положения и зависимости. Присоединение к ЕС и НАТО они рассматривали как наиболее эффективный способ обеспечения безопасности и стабильности в новых условиях» Цови^Лази^ 2015, с. 157].
Между тем ЕС и Россия развивали двусторонние отношения, будучи убеждены, что их роль и значение неминуемо вырастут, а роль США в мире постепенно уменьшится. «Существовало мнение, - пишет Йович, - что в геополитическом смысле России необходим ЕС прежде всего для установления баланса с США, стремящимися к гегемонии в мире, а также, что России идет на руку стремление ЕС стать независимым центром принятия решений в мире... Другими словами, Россия стремилась вместе с ЕС участвовать в создании нового многополярного мирового порядка» дови^Лази^ 2015, с. 157].
В начале 2018 г. генеральный секретарь НАТО Й. Столтен-берг заявил, что Западные Балканы представляют собой регион, имеющий стратегическое значение для военного альянса. Он подчеркнул, что НАТО и ЕС несут историческую ответственность за Западные Балканы. В интервью газете «Политика» Столтенберг заметил, что расширение НАТО не направлено против России. «В настоящий момент две западнобалканские страны хотят присоединиться к альянсу. Мы поддерживаем обе страны и проводим работу с нашими единомышленниками в Скопье и Сараево, с тем
чтобы помочь им на пути к членству в НАТО»1 [Stoltenberg.., 2018]. Политика НАТО в отношении Сербии настроена на усиление партнерских отношений с этой страной, при этом с учетом ее военного и политического нейтралитета. «От безопасности в этом регионе зависят стабильность и безопасность во всей Европе» [NATO ostaje.., 2017]. По словам бывшего помощника государственного секретаря США по европейским и евразийским делам Уэсса Митчелла, у США и ЕС - единая цель: реформированные Балканы на пути к ЕС [Mitchell.., 2018].
Хотя НАТО признает, что ЕС был ключевым игроком в поддержании стабильности в регионе, однако экономический кризис, по-видимому, открыл двери противникам ЕС, популистским и националистическим движениям. В отчете НАТО о ситуации в регионе говорилось, что политические трения между странами Западных Балкан не затихают, несмотря на действия, предпринимаемые ЕС [Balkan pred eksplozijom, 2017].
Подобные настроения прослеживаются и в новом исследовании американского стратегического фонда «Наследие» (Heritage Foundation). В нем подчеркивается, что Россия, Китай и Турция усилили свои позиции, оттеснив ЕС и США. При этом серьезную угрозу безопасности представляет исламский экстремизм. Акцент также делается на том, что политика, проводимая ЕС, не способствовала европейской интеграции региона, комментируется в балканском источнике [Sajinovic, 2018].
Будущее Западных Балкан глазами балканских политологов
Каким же видится будущее стран западнобалканского региона? Политолог Варга в своем исследовании пишет о следующих ключевых факторах, которые влияют на будущее Западных Балкан. Во-первых, это изменение внешнеполитического окружения. Государства Западных Балкан, не интегрированные в ЕС и НАТО (Сербия, Косово, Босния и Герцеговина и Македония), оказались в новой международной ситуации, которая неблагоприятна для
1 В 2018 г. членами НАТО из стран, возникших на постъюгославском пространстве, являлись Словения, Хорватия и Черногория. - Прим авт.
252
вступления в Европейский союз. Главной причиной этого является долгосрочный кризис, поразивший ЕС, а также изменение его границ (Брексит). В результате слово «расширение» потеряло былую популярность, а сам процесс отодвинулся на задний план [Varga, 2018].
Другим важным фактором, по мнению Варги, стал кризис в отношениях европейских государств, возникший после присоединения Крыма к России и гибридной войны на востоке Украины. Украинский кризис разделил Европу и отодвинул Россию от западных проектов. По мнению исследователя, ситуация в Европе после 2014 г. стала такой же напряженной, какой была во времена холодной войны.
В результате ухудшились отношения между Брюсселем и государствами Вишеградской группы. Несмотря на то что формальным поводом к этому считается миграционный кризис, причина, по мнению аналитика, в серьезной эрозии демократии в странах Центральной Европы и установлении националистических популистских режимов в Венгрии, Польше и Словакии.
В том случае, если интеграционный процесс стран Западных Балкан в ЕС затормозится, это может дестабилизировать весь регион, считает Варга. «Государства, не интегрированные в ЕС и НАТО, являются преимущественно несформировавшимися государствами. У них существуют проблемы с главенством права, коррупцией, свободой печатного слова, а также с социально-экономической ситуацией внутри страны» [Varga, 2018].
В качестве примера он приводит Македонию, где замедление евро-атлантической интеграции способствовало внутреннему политическому кризису. Слабо развитые институты характерны для Косова. Так же как в случае Македонии и Греции, международная блокада Косова может привести к росту национализма и усилению межэтнической напряженности.
Все балканские государства, на территории которых были вооруженные конфликты (Сербия, Косово, Босния и Герцеговина), опасаются возврата кровавого прошлого. Автор подчеркивает, что межэтнические, межгосударственные и территориальные споры
могут стать препятствием для интеграции названных государств в ЕС и НАТО.
Национализм - общий знаменатель популистских движений во всей Юго-Восточной Европе. Однако, по мнению Варги, сильное гражданское общество и протестные акции могут противостоять популистски настроенным лидерам и коррумпированным элитам. В качестве примера приводятся «революция» 5 октября 2010 г. в Сербии, два майдана в Украине (2004 и 2014 гг.), а также протестные акции в Румынии (2017 г.). Именно потому, по мнению Варги, Россия испытывает страх перед влиянием гражданского общества на недемократические режимы. Исследователь подчеркивает, что возвращение России на Балканы продолжает влиять на геополитическую ситуацию в регионе. В той или иной степени Россия присутствует в каждом из западнобалканских государств. Особенно ее присутствие ощущается в Сербии, Республике Сербской и в Косове. Прежде всего Москва выступает против расширения НАТО на постсоциалистическом пространстве. «Основной моделью расширения русского влияния на бывшие коммунистические государства является пропаганда военного нейтралитета и противостояние расширению НАТО на Восток» [Varga, 2018]. По мнению политолога, попытки России влиять на политическую ситуацию в Македонии и Черногории не увенчались успехом, так как она не смогла предложить конкретную геополитическую альтернативу - членство в другом экономическом или военном союзе.
Как считает Варга, в случае Сербии Россия с помощью «мягкой силы» стимулирует сербский национализм и ревизионизм. «События на Украине свидетельствуют о том, что Россия, вероятнее всего, создает зону влияния на юге Европы, пытаясь отодвинуть на задний план не только НАТО, но и ЕС» [Ibid., 2018]. Предположительно это может повлиять на евро-атлантическую интеграцию Сербии, Косова и Боснии и Герцеговины. Сербия, участвуя в военных учениях как стран НАТО, так и России, не принадлежа ни к одному из геополитических блоков, теряет по существу свое лицо в сфере внешней политики. Военный нейтралитет Сербии, по мнению аналитика, по большей части представляет собой проявление российской стратегии безопасности в Ев-
ропе, направленной против расширения НАТО на Восток, и отдаляет Сербию от интеграции в ЕС. «Хотя формально присоединение к НАТО не является условием для государств, являющихся кандидатами на интеграцию в ЕС, однако на практике каждая постсоциалистическая страна стала вначале членом НАТО и лишь потом ЕС. При нынешней геополитической ситуации в Европе членство в НАТО для кандидатов на вступление в ЕС могло бы стать новым политическим условием», - считает Варга [Varga, 2018].
Что касается евроскептицизма среди населения западнобал-канских стран, то он может быть связан с усталостью от переходного периода, разочарованием, а также ощущением недостижимости поставленных целей и комплексом «пасынков» по отношению к старым членам ЕС. Однако в том случае, если дело дойдет до отмены курса на евроинтеграцию, то националистически ориентированные политические элиты смогут вернуться к своим излюбленным мотивам 1990-х годов. Так, Сербия при поддержке России, по мнению политолога, будет подстегивать сепаратизм в Республике Сербской и на севере Косова. В связи с этим ЕС не должен оставлять вне своего поля внимания Западные Балканы. Иначе в регионе будут процветать недемократические политические режимы, наподобие тех, что были в 1990-е годы, с теми же фатальными последствиями [Ibid.].
Другой исследователь - Пейович видит следующие сценарии возможного будущего Западных Балкан. Первый из них сводится к постепенному присоединению к ЕС каждой из стран по отдельности, что отвечает официальной стратегии, принятой ЕС. Можно предположить, что этот процесс продлится достаточно долго. При таком варианте в регионе сохранится стабильность, а ЕС будет поступательно развиваться, укрепит свои позиции и будет обладать возможностями и волей, необходимой для завершения процесса расширения. При этом нельзя сбрасывать со счетов непредвиденное развитие ситуации в той или иной стране - претенденте на членство в ЕС, а также в странах - членах ЕС, где, как можно предположить, решение о предстоящем расширении может быть не поддержано на референдуме.
В связи с этим возможно другое развитие событий, когда процесс евроинтеграции растянется на неопределенное время, а также нельзя полностью исключить и возможность краха единой Европы. Такая эволюция политики расширения была бы губительна для Западных Балкан, но оказалась бы идеальным решением для многих стран - членов ЕС, не испытывающих энтузиазма по поводу приема новых членов [Pejovic, 2018, p. 81].
Третий сценарий, по мнению Пейович, может предполагать общее решение для стран Западных Балкан, способствующее укреплению стабильности и интеграции в регионе. Этот сценарий рассчитан на сильный и стабильный Евросоюз, действующий заодно с НАТО. В данном случае, считает аналитик, речь идет о новом креативном подходе, при котором политические и геостратегические критерии были бы важнее технических. Вслед за политическим решением следовали бы реформы и окончательная адаптация к европейским стандартам. При этом ускорение процесса евроинтеграции касалось бы всего региона. По мнению Пейович, подобный сценарий может стать шансом для политики расширения и окажет положительное влияние не только на ситуацию в регионе, но и на Европу в целом.
Последний, наиболее пессимистический сценарий развития событий на Западных Балканах предполагает неприсоединение к ЕС и возвращение к положению 1990-х годов. Возможны также прекращение Турцией переговоров о членстве, дальнейшее ухудшение отношений между Брюсселем и Польшей или Брюсселем и Венгрией. В результате ЕС откажется от приема новых членов.
Не исключен очередной наплыв мигрантов из Азии и Африки, что поставит Западные Балканы перед новыми проблемами. Радикализация и экстремизм могут принять такие масштабы, что стабильность во всей Европе пошатнется. Как замечает Пейович, «произойти может все и даже то, что ЕС и НАТО могут не только измениться до неузнаваемости, но и исчезнуть с лица Земли, как это не раз случалось в истории с империями и другими творениями человечества» [Ibid., p. 91]. В таком случае шансы на дальнейшую интеграцию будут сведены к нулю. Другими словами, будущее Западных Балкан весьма туманно, поскольку оно зависит от
множества факторов, включая как ситуацию в самих балканских странах, так и в соседних государствах, в ЕС в целом, а также в регионах, окружающих Европу.
На протяжении многих лет политика расширения, проводимая ЕС, была основой его стабильности. В настоящий момент, по мнению ряда балканских политологов, она не является инструментом, демонстрирующим силу Союза, а превратилась в политику, опирающуюся на старые обещания и призывы к необходимости сохранения мира на континенте.
Итак, можно утверждать, что в настоящий момент четкой картины будущего недостает как ЕС и НАТО, так и связанному с ними сценарию будущего Балкан.
В условиях высокой степени неоднородности развития за-паднобалканского региона и усложнения геополитической обстановки руководство ЕС пытается форсировать идею его расширения за счет отдельных балканских стран. Реализация новой стратегии ЕС в отношении западнобалканских стран вынуждена во все большей степени учитывать роль и влияние альтернативных центров силы - Китая, России, Турции. При этом соображения безопасности, сохранения стабильности в регионе тесно увязываются со стабильностью самого ЕС. Хотя интеграция с ЕС (при отсутствии внятной геополитической альтернативы) продолжает оставаться стратегической целью для западнобалканских стран, в условиях возрастания экономической и политической конкуренции других акторов объективно расширяется поле маневра отдельных западнобалканских государств в деле большего учета своих национальных интересов перед лицом ЕС.
Литература
Братерский А. Жесткие условия: Европа отложила Балканы в долгий ящик // Газета. ги. - 2018. - 07.02. - Режим доступа: Ьирв://шшш. gazeta.ru/politics/2018/02/07_a_11639893.shtmI (Дата обращения -03.02.2019).
Деспотовиh Л>. Срби|а he морати да направи геополитички избор // Српска аналитика. - 2017. - 31.12. - Режим доступа: http://srpskaanalitika.
rs/ljubisa-despotovic-srbija-ce-morati-da-napravi-geopoliticki-izbor/ (Дата обращения - 03.02.2019).
ДрагишиЬ З. Миграциja као безбедносни проблем // Српска поли-тичка мисао. - 2015. - № 4. - С. 367-386.
Евлампиев А. ЕС объявил войну России на Балканах // Дни. ру.-2018. - 02.02. - Режим доступа: https://www.dni.ru/polit/2018/2/2/ 390401.html/ (Дата обращения - 03.02.2019).
Европу достали беженцы: «Балканский маршрут» для мигрантов закрывается // Правда. ru. - 2016. - 07.03. - Режим доступа: https://www. pravda.ru/news/world/europe/07-03-2016/1294459-evropa-0/ (Дата обращения - 03.02.2019).
ЕС примет в свой состав шесть стран, чтобы бороться с влиянием России / / Infox.ru. - 2018. - 02.02. - Режим доступа: https://www.mfox. ru/news/220/world/politics/193464-es-primet-v-svoj-sostav-6-stran-ctoby-bo rotsa-s-vlianiem-rossii (Дата обращения - 03.02.2019).
Joвuh-Лазиh А. Односи измеЬу Европске Униje и Руске Федерациje -кра] XX и почетак XXI века. - Београд: Институт за меЬународну политику и привреду, 2015. - 384 с.
Калоева Е.Б. Западные Балканы и кризис в Украине // Россия и современный мир. - М.: РАН. ИНИОН, 2015. - № 3. - С. 127-149.
Князев Ю.К. Первые результаты членства Хорватии в Европейском союзе: Научный доклад. - М.: Институт экономики РАН, 2017. - 43 с.
Министар Дачuh на конференции «Нове перспективе за Западни Балкан» // Министарство спо^них послова Републике Срби]е. - 2018. -25.04. - Режим доступа: http://www.mfa.gov.rs/sr/index.php/pres-servis/ saopstenja/19639--q-q?lang=cyr (Дата обращения - 03.02.2019).
Название «Северная Македония» открывает Македонии путь в НАТО // Радио Свобода. - 2018. - 12.06. - Режим доступа: https://www. svoboda.org/a/29287586.html (Дата обращения - 03.02.2019).
Никитин А. Премьер Болгарии пообещал Эрдогану деньги ЕС на мигрантов // Взгляд. - 2018. - 25.06. - Режим доступа: https://vz.ru/ news/2018/6/25/929358.htm! (Дата обращения - 03.02.2019).
Постсоциалистический мир: Итоги трансформации: в 3 т. / под общ. ред. С.П. Глинкиной. - СПб.: Алетейя, 2017. - Т.1: Центрально-Восточная Европа / отв. ред. Н.В. Куликова. - 426 с.
Столтенберг: ЕИ и НАТО заjeдно да учине више на Западном Бал-кану // РТС. - 2018. - 16.02. - Режим доступа: http://www.rts.rs/page/ stories/ci/story/1/politika/3041570/stoltenberg-eu-i-nato-zajedno-da-ucine-vi se-na-zapadnom-balkanu.html (Дата обращения - 03.02.2019).
Страны Центральной и Восточной Европы - новые члены Европейского союза: Проблемы адаптации / Под ред. С. П. Глинкиной, Н.В. Куликовой. - М.: Наука, 2010. - 495 с.
Хатагова И. Подножка для России: Сербию и Черногорию готовят к евроинтеграции // МК. ru. - 2018. - 05.02. - Режим доступа: https:// www.mk.ru/politics/2018/02/05/podnozhka-dlya-rossii-serbiyu-i-chernogori yu-gotovyat-k-evrointegracii.html (Дата обращения - 03.02.2019).
Чурсин А. Балканы: Как должники становятся террористами // Новая газ. - 12.02. - 2016. - Режим доступа: https://www.novayagazeta.ru/ articles/2016/02/12/67422 (Дата обращения - 03.02.2019).
Balkan pred eksplozijom // Telegraf. - 2017. - 03.05. - Mode of access: https://www.telegraf.rs/vesti/politika/2757958-balkan-pred-eksplozijom-zast rasujuci-izvestaj-nato-о-regionu (Date of access - 03.02.2019).
Chris Hill: Vise paznje usmjeriti na istocno krilo NATO-a, posebno Balkanu // VOA.news. - 2014. - 20.03. - Mode of access: https://ba.voanews. com/a/chris-hill-03-20-2014/1875631.html (Date of access - 03.02.2019).
Da li ce Turska udaljiti zapadni Balkan od EU? // ATVBL. - 2018. -16.05. - Mode of access: https://www.atvbl.com/da-li-ce-turska-udaljiti-zapadni-balkan-od-eu (Date of access - 03.02.2019).
Bilas A. Kraj veka. - Beograd, 1998. - 192 s.
Ducic A. Ivo Banac za «Avaz»: Prjeti li opasnost od ruskog prodora u B i H // Dnevni avaz. - 2015. - 14.03. - Mode of access: https://avaz.ba/ vijesti/intervju/168616/ivo-banac-za-avaz-prijeti-opasnost-od-ruskog-prodora-u-bih (Date of access - 03.02.2019).
Huseinovic S. Duhovi hladnog rata na Balkanu // DW.com. - 2014. -31.12. - Mode of access: https://www.dw.com/bs/duhovi-hladnog-rata-na-balkanu/a-18136313 (Date of access - 03.02.2019).
Jovic D. Da lije EU jedina perspektiva regije? // Autograf. - 2015. -12.12. - Mode of access: http://www.autograf.hr/da-li-je-eu-jedina-perspek tiva-regije/#more-33625 (Date of access - 03.02.2019).
Komesarijat: U Srbiji nesto vise od 3000 migranata // Novosti.rs. - 2018. -30.05. - Mode of access: http://www.novosti.rs/vesti/naslovna/drustvo/ aktuelno.290.html:730154-Komesarijat-U-Srbiji-nesto-vise-od-3000-migranata (Date of access - 03.02.2019).
Konferencija u Sarajevu: Migraciona kriza iz 2015. ne sme da se ponovi // Novosti.rs. - 2018. - 07.06. - Mode of access: http://www.novosti.rs/vesti/pla neta. 300.html:731531-Konferencija-u-Sarajevu-Migraciona-kriza-iz-2015-ne-sme-da-se-ponovi (Date of access - 03.02.2019).
Krivokapic V. Geopolitika i Zapadni Balkan, Slabi li uloga ЕИ // Vijesti. -2018. - 17.02. - Mode of access: https://www.vijesti.me/kolumne/geopolitika-i-zapadni-balkan-slabi-li-uloga-eu (Date of access - 03.02.2019).
Milosavljevic S. Rat u Ukrajini - pogled sa Balkana // Noviput. - 2014. -03.12. - Mode of access: http://noviput.rs/intervju/dr-sladan-milosavljevic-rat-u-ukrajini-pogled-sa-balkana/ (Date of access - 03.02.2019).
Mitchell: SAD i Evropa zele Balkan na putu ka EU // Aljazeera Balkans. -2018. - 22.06. - Mode of access: http://balkans.aljazeera.net/vijesti/mitchell-sad-i-evropa-zele-balkan-na-putu-ka-eu (Date of access - 03.02.2019).
NATO ostaje na Zapadnom Balkanu // Политика. - 2017. - 21.06. -Mode of access: http://www.politika.rs/sr/clanak/383369/NATO-ostaje-na-Zapadnom-Balkanu (Date of access - 03.02.2019).
Ne smije biti ponovljena kriza iz 2015 godine // Nezavisne.com. - 2018. -07.06. - Mode of access: https://www.nezavisne.com/novosti/bih/Mektic-Ne-smije-biti-ponovljena-kriza-iz-2015-godine/482492 (Date of access - 03.02.2019).
Pejovic A. Varijabilna realnost Zapadnog Balkana u kontekstu evropske integracije // Politicka misao. - Beograd, 2018. - N 1. - P. 74-94.
Sajinovic D. Zapadni Balkan i dalje evropsko bure baruta / / Nezavisne.com. - 2018. - 28.03. - Mode of access: https://www.nezavisne. com/novosti/bih/Zapadni-Balkan-i-dalje-evropsko-bure-baruta/470782 (Date of access - 03.02.2019).
Srbija jos jedno bojno polje: Okrsaj dva giganta, Kina i Japan u borbi za Balkan // WebTribune. - 2018. - 23.01. - Mode of access: http://webtribune. rs/srbija-jos-jedno-bojno-polje-okrsaj-dva-giganta-kina-i-japan-u-borbi-za-bal kan/ (Date of access - 03.02.2019).
Stoltenberg: Zapadni Balkan od Strateskog je znaeaja NATO-u / / Aljazeera Balkans. - 2018. - 31.01. - Mode of access: http://balkans.aljazeera. net/vijesti/stoltenberg-zapadni-balkan-od-strateskog-je-znacaja-nato-u (Date of access - 03.02.2019).
U Srbiji nesto vise od 3.000 migranata // RTV. - 2018. - 30.05. - Mode of access: http://www.rtv.rs/sr_lat/drustvo/ u-srbiji-nesto-vise-od-3.000Lmigra nata_922652.html (Date of access - 03.02.2019).
Varga B. Zapadni Balkan: Geopolitika nedovrsenih drzava // Pescanik. -2018. - 01.02. - Mode of access: https://pescanik.net/zapadni-balkan-geopolitika-nedovrsenih-drzava/ (Date of access - 03.02.2019).
Zupanic S. EU u strahu: Rusija, Kina i Turska guraju Balkan u kaos / / Express. - 2018. - 21.02. - Mode of access: https://www.express.hr/top-news/eu-u-strahu-rusija-kina-i-turska-guraju-balkan-u-kaos-14396 (Date of access - 03.02.2019).
DOI: 10.31249/ape/2019.03.11
E.B. Kaloeva1 ©, 2019 Domestic and foreign researchers on the present and the future of the Western Balkans (The analytical review)
Abstract. The review examines the problems of the interaction between the European Union (EU) and the Western Balkan countries in the short and medium term. The paper reveals a high degree of heterogeneity of the countries of the region in the economic, political and social terms, there is a dominant role of external factors for the formation of drivers of their development. Attention is paid to the development of cooperation at the bilateral (Berlin process) and multilateral (Visegrad Four) levels. The role of Germany as an initiator of a permanent, multi-format dialogue with Western Balkans countries is shown. The role of Germany as a kind of bridge, a mediator in relations between the EU and the Western Balkans is highlighted. The active role of the Visegrad Group (initiative to create a fund for the Western Balkans), its joint Balkan-oriented position in the context of the future enlargement of the European Union is noted. The paper shows the decisive role of geopolitical factors in the process of integration of the Western Balkan states into a common European space. Through the prism of interaction and competition strategies of key regional actors - Russia / USA; EU / NATO -prospects for the accession and integration of individual Balkan countries into Western military-political structures were analyzed. The paper notes that the problem of the upcoming integration into the European Union of individual Balkan states is moving in the broadest sense to the political and security plane.
The article concludes that geopolitical tension around the Western Balkan region is growing. There is an active influence on the Balkan countries of such foreign political players as Russia, China,Turkey.The opinion of famous Russian and Balkan experts, quoted by the author of the analytical review, confirms that the future of the countries of the Western Balkans is not as invariant as it is seen from Brussels.
1 Kaloeva Elena Borisovna - Ph.D. in history, independent researcher ([email protected]).
Keywords: Western Balkans, the EU, geopolitics, European integration, crisis, NATO, the USA, Russia.
References
Balkan pred eksplozijom (2017) // Telegraf. - 03.05. - Mode of access: https://www.telegraf.rs/vesti/politika/2757958-balkan-pred-eksplozijom-zas traSujuci-izvestaj-nato-o-regionu (Date of access - 03.02.2019).
Bratersky A. (2018). Harsh conditions: Europe postponed the Balkans indefinitely [Zhestkiye usloviya: Yevropa otlozhila Balkany v dolgiy yashchik] // Gazeta.ru. - 07.02. - Mode of access: https://www.gazeta.ru/politics/2018/ 02/07_a_11639893.shtml (Date of access - 03.02.2019).
Chris Hill: Vise paznje usmjeriti na istocno krilo NATO-a, posebno Balkanu (2014) // VOA.news. - 20.03. - Mode of access: https://ba.voa news.com/a/chris-hill-03-20-2014/1875631.html (Date of access - 03.02.2019).
Chursin A. (2016). Balkans: As debtors become terrorists [Balkany: Kak dolzhniki stanovyatsya terroristami] // Novaya gazeta. - 12.02. - Mode of access: https://www.novayagazeta.ru/articles/2016/02/12/67422 (Date of access -03.02.2019).
The countries of Central and Eastern Europe - the new members of the European Union: Problems of adaptation (2010) [Strany Tsentral'noy i Vostochnoy Yevropy - novyye chleny Yevropeyskogo Soyuza: problemy adaptatsii] / Ed. S.P. Glinkina, N.V. Kulikova. - M.: Science. - 495 p.
Da li ce Turska udaljiti zapadni Balkan od EU? (2018) // ATVBL. -16.05. - Mode of access: https://www.atvbl.com/da-li-ce-turska-udaljiti-zapadni-balkan-od-eu (Date of access - 03.02.2019).
Despotovic Lj. (2017). Serbia will have to make a geopolitical choice [Serbia ce morati da napravi geopolitichki izbor] // Serbian analytics. - 31.12. -Mode of access: http://srpskaanalitika.rs/ljubiSa-despotoviC-srbija-ce-morati-da-napravi-geopoliticki-izbor/ (Date of access - 03.02.2019).
Dilas A. (1998). Kraj veka. - Beograd. - 192 s.
Ducic A. (2015). Ivo Banac za «Avaz»: Prjeti li opasnost od ruskog prodora u B i H // Dnevni avaz. - 14.03. - Mode of access: https://avaz. ba/vijesti/intervju/168616/ivo-banac-za-avaz-prijeti-opasnost-od-ruskog-pro dora-u-bih (Date of access - 03.02.2019).
Europe got the refugees: «Balkan route» for migrants is closed (2016) [Yevropu dostali bezhentsy: «Balkanskiy marshrut» dlya migrantov zakryvayetsya] // Pravda.ru. - 07.03. - Mode of access: https://www.pravda.ru/news/world/ europe/07-03-2016/1294459-evropa-0/ (Date of access - 03.02.2019).
The EU will take on its membership in 6 countries in order to fight Russia's influence (2018) [ES primet v svoy sostav 6 stran, chtoby borot'sya s vliyaniyem 262
Rossii] // Infox.ru. - 02.02. - Mode of access: https://www.infox.ru/news/ 220/world/politics/193464-es-primet-v-svoj-sostav-6-stran-ctoby-borotsa-s-vli aniem-rossii (Date of access - 03.02.2019).
Huseinovic S. (2014). Duhovi hladnog rata na Balkanu / / DW.com.-31.12. - Mode of access: https://www.dw.com/bs/duhovi-hladnog-rata-na-balkanu/a-18136313 (Date of access - 03.02.2019).
Jovic D. (2015). Da lije EU jedina perspektiva regije? // Autograf. -12.12. - Mode of access: http://www.autograf.hr/da-li-je-eu-jedina-pers pektiva-regije/#more-33625 (Date of access - 03.02.2019).
Jovic-Lazic A. Relations between the European Union and the Russian Federation - the end of the XX and the beginning of the XXI century (2015) [Odnosi izmehu Evropske Unije i Ruske Federacije - kraj XX i pochetak XXI veka]. -Belgrade: Institute of International Politics and Economics. - 384 s.
Kaloeva E.B. (2015). Western Balkans and the crisis in Ukraine [Zapadnyye Balkany i krizis v Ukraine] // Rossiya i sovremennyy mir. - M.: RAN. INION. - N 3. - S. 127-149.
Khatagova I. (2018). The footstep for Russia: Serbia and Montenegro is being prepared for European integration [Podnozhka dlya Rossii: Serbiyu i Chernogoriyu gotovyat k yevrointegratsii] // МК. ru. - 05.02. - Mode of access: https://www.mk.ru/politics/2018/02/05/podnozhka-dlya-rossii-serbiyu-i-chernogoriyu-gotovyat-k-evrointegracii.html (Date of access - 03.02.2019).
Knyazev Yu.K. (2017). The first results of the membership of Croatia in the European Union [Pervyye rezul'taty chlenstva Khorvatii v Yevropeyskom soyuze]: Scientific report. - M.: Institute of Economics. - 43 p.
Komesarijat: U Srbiji nesto vise od 3000 migranata (2018) // Novosti.rs. -30.05. - Mode of access: http://www.novosti.rs/vesti/naslovna/drustvo/ aktuelno.290.html:730154-Komesarijat-U-Srbiji-nesto-vise-od-3000-migranata (Date of access - 03.02.2019).
Konferencija u Sarajevu: Migraciona kriza iz 2015. ne sme da se ponovi (2018) // Novosti.rs. - 07.06. - Mode of access: http://www.novosti.rs/vesti/ planeta.300.html:731531-Konferencija-u-Sarajevu-Migraciona-kriza-iz-2015-ne-sme-da-se-ponovi (Date of access - 03.02.2019).
Krivokapic V. (2018). Geopolitika i Zapadni Balkan, Slabi li uloga ЕU // Vijesti. - 17.02. - Mode of access: https://www.vijesti.me/kolumne/ geopolitika-i-zapadni-balkan-slabi-li-uloga-eu (Date of access - 03.02.2019).
Milosavljevic S. (2014). Rat u Ukrajini - pogled sa Balkana // Noviput.-03.12. - Mode of access: http://noviput.rs/intervju/dr-sladan-milosavljevic-rat-u-ukrajini-pogled-sa-balkana/ (Date of access - 03.02.2019).
Mitchell: SAD i Evropa zele Balkan na putu ka EU (2018) // Aljazeera Balkans. - 22.06. - Mode of access: http://balkans.aljazeera.net/vijesti/mit chell-sad-i-evropa-zele-balkan-na-putu-ka-eu (Date of access - 03.02.2019).
The name «Northern Macedonia» opens the way to NATO for Macedonia (2018) [Nazvaniye «Severnaya Makedoniya» otkryvayet Makedonii put' v NATO] // Radio Svoboda. - 12.06. - Mode of access: https://www. svoboda.org/a/29287586.html (Date of access - 03.02.2019).
NATO ostaje na Zapadnom Balkanu (2017) // Politika. - 21.06. - Mode of access: http://www.politika.rs/sr/Clanak/383369/NATO-ostaje-na-Zapad nom-Balkanu (Date of access - 03.02.2019).
Ne smije biti ponovljena kriza iz 2015 godine (2018) // Nezavisne.com.-07.06. - Mode of access: https://www.nezavisne.com/novosti/bih/Mektic-Ne-smije-biti-ponovljena-kriza-iz-2015-godine/482492 (Date of access - 03.02.2019).
Nikitin A. (2018). Bulgarian Prime Minister promised Erdogan EU money for migrants [Prem'yer Bolgarii poobeshchal Erdoganu den'gi ES na migrantov] // Vzgl'ad. - 25.06. - Mode of access: https://vz.ru/news/ 2018/6/25/929358.html (Date of access - 03.02.2019).
Pejovic A. (2018). Varijabilna realnost Zapadnog Balkana u kontekstu evropske integracije // Politicka misao. - Beograd. - N 1. - C. 74-94.
Post-socialist world: The results of the transformation (2017) [Post-sotsialisticheskiy mir: itogi transformatsii] / Gen. ed. S.P. Glinkina: in 3 vol. - SPb.: Aletheia. - Vol. 1. Central-Eastern Europe / Ed. by N.V. Kulikova. - 426 p.
Rodionov D. (2018). Serbia and Kosovo will be invited to the EU to «be friends» against Russia [Serbiyu i Kosovo priglasyat v YES, chtoby «druzhit' » protiv Rossii] // Svobodnaya pressa. - 02.02. - Mode of access: https://svpressa. ru/auto/article/192050/ (Date of access - 03.02.2019).
Sajinovic D. (2018). Zapadni Balkan i dalje evropsko bure baruta // Nezavisne.com. - 28.03. - Mode of access: https://www. nezavisne. com/novosti/bih/Zapadni-Balkan-i-dalje-evropsko-bue-baruta/470782 (Date of access - 03.02.2019).
Srbija jos jedno bojno polje: Okrsaj dva giganta, Kina i Japan u borbi za Balkan (2018) // WebTribune. - 23.01. - Mode of access: http://webtribune.rs/ srbija-jos-jedno-bojno-polje-okrsaj-dva-giganta-kina-i-japan-u-borbi-za-balkan/ (Date of access - 03.02.2019).
Stoltenberg: Zapadni Balkan od Strateskog je znacenja NATO-u (2018) // Aljazeera Balkans. - 31.01. - Mode of access: http://balkans.aljazeera.net/ vijesti/stoltenberg-zapadni-balkan-od-strateskog-je-znacaja-nato-u (Date of access - 03.02.2019).
U Srbiji nesto vise od 3.000 migranata (2018) // RTV. - 30.05. - Mode of access: http://www.rtv.rs/sr_lat/drustvo/u-srbiji-nesto-vise-od-3.000-migra nata_922652.html (Date of access - 03.02.2019).
Varga B. (2018). Zapadni Balkan: Geopolitika nedovrsenih drzava // Pescanik. - 01.02. - Mode of access: https://pescanik.net/zapadni-balkan-geopolitika-nedovrsenih-drzava/ (Date of access - 03.02.2019).
Yevlampiev A. (2018). The EU declared war on Russia in the Balkans [ES ob"yavil voynu Rossii na Balkanakh] // Dni.ru. - 02.02. - Mode of access: https://www.infox.ru/news/220/world/politics/193464-es-primet-v-svoj-sos tav-6-stran-ctoby-borotsa-s-vlianiem-rossii (Date of access - 03.02.2019).
Zupanic S. (2018). EU u strahu: Rusiia, Kina i Turska guraju Balkan u kaos // Express. - 21.02. - Mode of access: https://www.express.hr/top-news/eu-u-strahu-rusija-kina-i-turska-guraju-balkan-u-kaos-14396 (Date of access - 03.02.2019).