Научная статья на тему 'Страны Западных Балкан на пути в Европейский союз: проблемы и перспективы'

Страны Западных Балкан на пути в Европейский союз: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2200
389
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПАДНЫЕ БАЛКАНЫ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ИНТЕГРАЦИЯ / ПЕРЕГОВОРНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОЦЕСС СТАБИЛИЗАЦИИ И АССОЦИАЦИИ / ЦЕФТА / ЧЛЕНСТВО В ЕС / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / WESTERN BALKANS / EUROPEAN UNION / INTEGRATION / NEGOTIATION PROCESS / STABILISATION AND ASSOCIATION PROCESS / CEFTA / EU MEMBERSHIP / ECONOMIC COOPERATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Максакова Мария Андреевна

В статье рассматриваются вопросы участия стран Западных Балкан в европейских интеграционных процессах, прослеживается эволюция взаимодействия стран региона с Евросоюзом, инициировавшим ряд программ адресной экономической и финансовой помощи, дополнительных механизмов поддержки (PHARE, CARDS, IPA I, IPA II) и подготовки к вступлению в объединение (SAP). По отношению к странам Западных Балкан ЕС руководствуется не только индивидуальным, но и региональным подходом, предусматривающим участие стран региона в ЦЕФТА. На основе докладов Еврокомиссии за 2014-2015 гг. о процессе подготовки к интеграции стран региона в статье выделяются некоторые промежуточные итоги с акцентом на экономической проблематике и делается вывод о недостаточной степени готовности стран Западных Балкан к вступлению в Европейский союз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Western Balkans on the way to the European Union:problems and prospects

The article deals with the issues of Western Balkans' participation in the European integration processes and considers the evolution of cooperation between the Balkan countries and the European Union, which initiated a number of targeted economic and financial assistance programs, additional mechanisms of support (PHARE, CARDS, IPA I, IPA II) and preparation for joining the EU (SAP). As regards the Western Balkan countries, the European Union is guided not only by an individual approach, but also by a regional one involving the idea of participation in CEFTA. Based on the European Commission Reports (2014-2015), the Western Balkans'progress in integration preparation is assessed. Outlining some intermediate results with a focus on economic issues the author concludes that Western Balkan countries are not yet ready to join the European Union.

Текст научной работы на тему «Страны Западных Балкан на пути в Европейский союз: проблемы и перспективы»

Страны Западных Балкан на пути в Европейский Союз: проблемы и перспективы

М.А. Максакова, УДК 339.924

кандидат экономических наук, Московский государственный институт ББК 65.7

международных отношений (университет) МИД России, кафедра между- М-170 народных экономических отношений и внешнеэкономических связей -старший преподаватель

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы участия стран Западных Балкан в европейских интеграционных процессах, прослеживается эволюция взаимодействия стран региона с Евросоюзом, инициировавшим ряд программ адресной экономической и финансовой помощи, дополнительных механизмов поддержки (PHARE, CARDS, IPA I, IPA II) и подготовки к вступлению в объединение (SAP). По отношению к странам Западных Балкан ЕС руководствуется не только индивидуальным, но и региональным подходом, предусматривающим участие стран региона в ЦЕФТА. На основе докладов Еврокомиссии за 2014-2015 гг. о процессе подготовки к интеграции стран региона в статье выделяются некоторые промежуточные итоги с акцентом на экономической проблематике и делается вывод о недостаточной степени готовности стран Западных Балкан к вступлению в Европейский союз.

Ключевые слова: Западные Балканы, Европейский союз, интеграция, переговорный процесс, Процесс стабилизации и ассоциации, ЦЕФТА, членство в ЕС, экономическое сотрудничество.

Western Balkans on the way to the European Union: problems and prospects

M.A. Maksakova,

Candidate of Economic Sciences, Moscow State Institute of International Relations (University), Department of International Economic Relations and External Economic Affairs - Senior Lecturer

Abstract

The article deals with the issues of Western Balkans' participation in the European integration processes and considers the evolution of cooperation between the Balkan countries and the European Union, which initiated a number of targeted economic and financial assistance programs, additional mechanisms of support (PHARE, CARDS, IPA I, IPA II) and preparation for joining the EU (SAP). As regards the Western Balkan countries, the European Union is guided not only by an individual approach, but also by a regional one involving the idea of participation in CEFTA. Based on the European Commission Reports (2014-2015), the Western Balkans' progress in integration preparation is assessed. Outlining some intermediate results with a focus on economic issues the author concludes that Western Balkan countries are not yet ready to join the European Union.

Keywords: Western Balkans, European Union, integration, negotiation process, Stabilisation and Association Process, CEFTA, EU membership, economic cooperation.

^ 42

Российский внешнеэкономический вестник

11 - 2016

В условиях развития и усиления интеграционных процессов в разных регионах мира страны Западных Балкан так или иначе становятся участниками этой общей тенденции. Наиболее активно страны региона стремятся участвовать в европейских интеграционных процессах, что естественно, учитывая географическую близость и достаточно сильные торгово-экономические связи со странами Евросоюза. Более того, страны Западных Балкан «стратегически важны для ЕС как регион энергетического транзита. Инкорпорация этого региона вносит существенный вклад в упрочение энергетической безопасности ЕС в условиях перманентного напряжения в энергодиалоге с Россией и нестабильности мировой энергетической конъюнктуры».1

Условия членства стран в Европейском союзе определены «копенгагенскими критериями», согласно которым страна-кандидат должна сформировать рыночную экономику, способную выдержать конкуренцию на общеевропейском рынке, обеспечить стабильность демократического развития государства, гарантирующую правовой порядок, соблюдение прав человека и защиту интересов национальных меньшинств, а также привести свое национальное законодательство в соответствие с правовыми нормами ЕС. Однако, как отмечает А.А. Язькова, «из опыта других стран (в том числе Болгарии и Румынии) известно, что как только реформы набирают силу, становится необходимым выполнение достаточно сложных обязательств в области сокращения сельхозпродукции, реформирования ряда отраслей экономики, что в целом ведет к снижению уровня жизни».2 Поэтому для реализации цели интеграции с Европейским союзом необходимо достичь такого уровня экономического развития, чтобы затраты, связанные с вступлением, не были слишком высокими.

ЭВОЛЮЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТРАН ЗАПАДНЫХ БАЛКАН И ЕВРОСОЮЗА В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Страны Западных Балкан имеют непростую и противоречивую историю взаимоотношений с Европейским союзом. В силу ряда причин и в отличие от других стран балканского региона они оказались позже втянуты в процесс евроинтегра-ции. В 1990-е годы регион рассматривался Евросоюзом как внешний фактор нестабильности и западнобалканские страны не имели каких-либо реальных перспектив объединения с ЕС. В тот период интеграция отошла на второй план, т.к. в первую очередь, необходимо было предотвратить дальнейшее распространение кризисных явлений в регионе и стабилизировать ситуацию на Балканах.

1 Тэвдой-Бурмули А.И. Горизонты расширения ЕС: соблазны и расчеты [Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам. 2012. Режим доступа: http:// russiancouncil.ru/inner/?id_4=235#top

2 Язькова А.А. Балканы на пути в ЕС: итоги и перспективы / Европейский союз в XXI веке: время испытаний // Под ред. О.Ю. Потемкиной, Н.Ю. Кавешникова, Н.Б. Кондратьевой. - М.: Издательство «Весь мир», 2012. С. 347.

11 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

43 Q

В июне 1999 г. Евросоюз инициировал программу для балканских государств -Пакт стабильности для Юго-Восточной Европы, который представлял собой международную инициативу, объединившую усилия стран балканского региона, ЕС, США, России, международных и финансовых организаций. «В рамках реализации Пакта западнобалканским странам предлагалось установить новый тип договорных отношений с ЕС, который предусматривал бы в перспективе возможность их вступления в Евросоюз при условии выполнения Копенгагенских критериев; большое значение придавалось двусторонним и многосторонним отношениям в субрегионе».3 С 2000-х гг. начался период восстановления экономик стран Западных Балкан и на повестку дня встал вопрос о необходимости активизации процесса интеграции стран региона в ЕС.

С одной стороны, ЕС выражает заинтересованность в необходимости включения стран региона в свой состав, с другой стороны, неустойчивое и слабое состояние экономик региона может стать негативным фактором для развития самого Евросоюза. В связи с этим ЕС стремится трансформировать государства региона и сделать их экономики более конкурентоспособными, а политические системы более стабильными с помощью адресной экономической и финансовой помощи и дополнительных механизмов поддержки - SAP, PHARE, CARDS, IPA I, IPA II.4

В 2000 г. на саммите в Загребе для стран с низкой степенью готовности к евро-интеграции, в т.ч. Западных Балкан, был разработан механизм подготовки к вступлению - Процесс стабилизации и ассоциации (SAP - Stabilisation and Association Process), который состоит из трех основных элементов:

□ Соглашения о стабилизации и ассоциации (SAA - Stabilisation and Association Agreement), создающие рамки для сотрудничества между Евросоюзом и не являющихся членами ЕС странами. Соглашения разрабатываются на индивидуальной основе для каждого государства и включают ряд мер: взаимодействие с Евросоюзом в разных областях, приведение национального законодательства в соответствие с европейским, развитие регионального сотрудничества, создание зоны свободной торговли с ЕС и др.;

3 Буланникова Ю.А. Процесс интеграции стран Западных Балкан в Евросоюз / Ю.А. Буланникова // Вестник МГИМО-Университета. 2010. №2. С.312.

4 PHARE (Poland and Hungary Assistance for the Restructuring of the Economy) - Программа помощи в реформировании экономик Польши и Венгрии является одним из финансовых инструментов перед вступлением в Европейский союз, с финансовой поддержкой которого страны Центральной и Восточной Европы могут надлежащим образом подготовиться для полноценного участия в рамках ЕС. Со временем данная программа стала распространяться и на другие страны, претендующие на вступление в ЕС. IPA I (Instrument for Pre-Accession) - Программа по подготовке к вступлению была рассчитана на период 20072013 гг., должна была унифицировать и заменить предыдущие планы финансовой помощи. В марте 2014 г. была утверждена новая программа (IPA II), главной особенностью которой стал выпуск отчетов о стратегическом развитии.

^ 44

Российский внешнеэкономический вестник

11 - 2016

□ Помощь Сообщества реконструкции, развитию и стабилизации (CARDS -Community Assistance for Reconstruction, Development and Stability), направленная на развитие инфраструктуры, поддержку демократических реформ, социальные программы и устранение отрицательных последствий нестабильности в регионе в 1990-х гг.;

□ Автономные торговые меры, так называемые торговые концессии, направленные на развитие экономик стран региона, снятие тарифных и нетарифных барьеров в торговле.

Однако, как справедливо отмечает Н. Кондратьева, «включение в экономику ЕС не ограничивается возможностью участвовать в механизме финансового перераспределения, существующем в пределах общего бюджета. Оно также означает включение в торговый обмен между его государствами-членами и обмен инвестициями. Именно в этой части кроются главные экономические выгоды, а также издержки европейской интеграции».5 Действительно, модель построения конкурентоспособной экономики по общеевропейскому образцу несет в себе ряд серьезных издержек, включающих: издержки, связанные с принятием европейских норм и европейской политики (институциональные реформы); издержки, связанные с приведением норм и политики в соответствие с европейскими (acquis communautaire); издержки, связанные со статусом страны-члена ЕС (взносы в бюджет, отчисления на программы помощи); издержки, связанные с модернизацией экономики (повышение требований к качеству товаров и услуг, использованию рабочей силы, защите окружающей среды и др.). При этом вступление стран региона в ЕС может добавить ряд своих специфических негативных последствий. Во-первых, неспособность продукции стран региона конкурировать с продукцией из других стран-членов ЕС. Во-вторых, в условиях открытости границ и высокой безработицы в странах региона остро встает проблема миграции рабочей силы. При этом в поисках работы уезжает в основном экономически активная часть населения -молодежь и высококвалифицированные кадры, что ведет к обострению проблемы «утечки умов». В-третьих, свободное перемещение капитала может привести к переходу средств производств и активов под контроль европейских инвесторов, что очевидно не будет способствовать укреплению экономической стабильности стран региона. Особой проблемой является приватизация, передача предприятий из государственной в частную собственность может привести к тому, что частные владельцы закроют производства. В-четвертых, приведение технологических процессов к европейским нормам и стандартам по защите окружающей среды может негативно сказаться на промышленности, учитывая ее дотационный характер и высокую конкуренцию со стороны западных ТНК. В-пятых, углубление разрыва

5 Кондратьева Н.Б. ЕС - Сербия - Россия: взаимоотношения в сфере экономики. Проблемы и перспективы // Выстраивая добрососедство. Россия на пространствах Европы / Под ред. А. Громыко, Е. Ананьевой. М.: Издательство «Весь мир», 2013. С. 173.

11 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

45 Q

между более развитыми и менее развитыми странами ЕС, что в условиях открытия границ для свободного движения рабочей силы и капитала может серьезно усугубить обстановку в странах Западных Балкан, но при этом решить часть проблем более успешных стран Евросоюза.

ЦЕНТРАЛЬНОЕВРОПЕЙСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ КАК ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ВСТУПЛЕНИЯ В ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

Как правило, принимая новых членов, Европейский союз руководствуется индивидуальным подходом, но в отношении балканских государств был также принят во внимание региональный аспект, который предполагает, что «региональное примирение и сотрудничество, с одной стороны, и сближение каждого из государств с ЕС, с другой - составляет единое целое».6 Таким образом, наряду с индивидуальной составляющей Процесса стабилизации и ассоциации, в интеграционной стратегии Евросоюза по отношению к западнобалканским странам значимое место занимает и региональный подход.

В контексте регионального подхода можно рассматривать и участие стран региона Западных Балкан в Центральноевропейском соглашении о свободной торговле - ЦЕФТА (CEFTA - Central European Free Trade Agreement), подписанном в 1992 г. Венгрией, Польшей, Словакией и Чехией, основной целью которого является развитие внутрирегиональной торговли и объединение усилий по подготовке к интеграции в Евросоюз. Как отмечается в статье А.М. Либмана и Б.А. Хейфеца,7 «страны, подписавшие соглашение, с самого начала рассматривали его не как создание самостоятельного интеграционного блока, а как своеобразный подготовительный этап вступления в ЕС. С сентября 1995 г. ЦЕФТА приобрела статус открытой организации, для присоединения к которой необходимо:

□ наличие торгового договора с ЕС или статус ассоциированного члена Европейского сообщества;

□ членство во Всемирной торговой организации / Генеральном соглашении по тарифам и торговле;

□ наличие двусторонних договоров о свободной торговле с каждой из стран-участниц ЦЕФТА».

Первоначально страны-участницы не предполагали принятия новых членов, но впоследствии такую возможность получили страны, не являющиеся членами ЕС и удовлетворяющие перечисленным выше требованиям. Это способствовало уве-

6 General affairs and external relations. 2518th Council meeting [Electronic resource]. European Union. 2003. URL: http://www.consilium.europa.eu/ueDocs/cms_Data/docs/pressdata/en/ gena/76201.pdf

7 Либман А.М., Хейфец Б.А. Модели экономической дезинтеграции. Интеграция и дезинтеграция / А.М. Либман, Б.А. Хейфец // Евразийская экономическая интеграция. 2011. №2 (11). С.9.

^ 46

Российский внешнеэкономический вестник

11 - 2016

личению количества стран-членов ЦЕФТА, которое постоянно менялось в связи с выходом одних стран и присоединением других. Во всех случаях выхода из Соглашения страны становились членами Евросоюза. Таким образом, с 2003 г. в Соглашении участвуют преимущественно страны Западных Балкан (см. таблицу 1).

Таблица 1

Страны-члены Центральноевропейского соглашения о свободной торговле

Страна Год присоединения к ЦЕФТА Год выхода из ЦЕФТА

1. Польша 1992 2004

2. Венгрия 1992 2004

3. Чехия 1992 2004

4. Словакия 1992 2004

5. Словения 1996 2004

6. Румыния 1997 2007

7. Болгария 1999 2007

8. Хорватия 2003 2013

9. Македония 2006 -

10. Албания 2007 -

11. Босния и Герцеговина 2007 -

12. Молдавия 2007 -

13. Черногория 2007 -

14. Сербия 2007 -

15. Республика Косово (частично признанное государство) 2007 -

Источник: составлено автором на основе данных ЦЕФТА. иЯТ: www.cefta.int

На текущий момент членами ЦЕФТА являются: Албания, Босния и Герцеговина, Македония, Молдавия, Сербия, Черногория и частично признанное государство Республика Косово. Ранее в организацию входили: Болгария, Чехия, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Словения и Хорватия, упразднившие свой статус в связи со вступлением в Европейский союз.

Изначально данный интеграционный проект был создан с перспективой прекратить свое существование при достижении необходимых целей и, прежде всего, вступления стран-основательниц в ЕС. Однако позже произошло переформатирование ЦЕФТА в своеобразную интеграционную площадку для стран Западных Балкан в качестве подготовительного промежуточного этапа вступления в ЕС. За период функционирования организации существенно ускорился процесс ликвидации барьеров во взаимной торговле стран-членов, выросла степень либерализации торговли промышленными товарами, а для сельскохозяйственных товаров пред-

11 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

47 0

усмотрена частичная и выборочная либерализация. В целом, можно говорить о том, что в рамках ЦЕФТА странам удалось активизировать внутрирегиональные торговые связи и сотрудничество с Европейским союзом. В 2003 г. на саммите в Салониках были проанализированы действия в рамках интеграционной стратегии по отношению к странам региона и принято решение о необходимости вступления стран Западных Балкан в Европейский союз, что можно считать своеобразной отправной точкой на пути евроинтеграции стран региона.

По общей схеме вступление в ЕС для стран Западных Балкан выглядит следующим образом: предварительный этап начинается с подписания «Соглашения о стабилизации и ассоциации», далее страна подает заявку на вступление в ЕС и при условии успешного развития отношений и достижения соответствия копенгагенским критериям за страной признается право быть кандидатом в члены ЕС, после чего страна официально получает статус кандидата. Следующий этап реализуется посредством переговоров со страной-кандидатом по так называемым 35 разделам/ главам переговорного досье. В случае успешного завершения переговоров страна становится членом Европейского союза с согласия всех государств-членов.

В настоящий момент отношения ЕС со странами Западных Балкан находятся на разных стадиях предвступительного процесса, т.к. страны достигли разных результатов на пути интеграции: Босния и Герцегвина до сих пор остается потенциальным кандидатом на вступление, Албания и Македония получили статус кандидата, Сербия и Черногория находятся на стадии переговоров, Хорватия стала полноправным членом ЕС с 1 июля 2013 г.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ СБЛИЖЕНИЯ СТРАН ЗАПАДНЫХ БАЛКАН С ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ

Согласно отчетам Еврокомиссии за 2014 - 2015 гг. о процессе подготовки к интеграции в Европейский союз стран Западных Балкан можно выделить некоторые промежуточные итоги сближения отдельных стран региона с ЕС с акцентом на экономической составляющей.

Сближение Албании с ЕС началось с подписания Соглашения о стабилизации и ассоциации в 2006 г., ратификация всеми членами ЕС произошла только в 2009 г. В этом же году страна подала официальную заявку на вступление в Евросоюз и только 24 июня 2014 г. Албания получила официальный статус страны-кандидата на вступление. Последние отчеты Еврокомиссии8 свидетельствуют об относительном прогрессе Албании в выполнении требуемых преобразований, в частности, в вопросах реформирования политической системы, при этом

8 Albania Progress Report [Electronic resource]. European Commission. 2014. URL: http:// ec.europa.eu/enlargement/pdf/key_documents/2014/20141008-albania-progress-report_en.pdf

Commission staff working document. Albania 2015 Report. EU Enlargement Strategy [Electronic resource]. European Commission. 2015. URL: http://ec.europa.eu/enlargement/pdf/key_ documents/2015/20151110_report_albania.pdf

^ 48

Российский внешнеэкономический вестник

11 - 2016

продолжают остро стоять вопросы организованной преступности и коррупции. Что же касается экономического состояния страны, то оно определяется в документах неоднозначно. К негативным факторам относятся: значительные долговые обязательства, слабая диверсификация производства, значительная доля теневого сектора экономики, растущий уровень безработицы. К положительным факторам можно отнести: некоторый рост занятости, низкий уровень инфляции, сохраняющийся рост ВВП, уменьшение количества технических барьеров в торговле, относительная стабильность банковской системы при сохраняющихся кредитных и долговых рисках. Некоторый прогресс наблюдается в развитии системы образования, транспорта и инфраструктуры в сфере энергетики.

Переговоры о заключении Соглашения о стабилизации и ассоциации с Боснией и Герцеговиной начались в 2005 г., в 2008 г. состоялось подписание Временного Соглашения, 1 июня 2015 г. Соглашение о стабилизации и ассоциации вступило в силу, заменив собой действовавшее с 2008 г. Временное Соглашение. Официальную заявку на вступление в ЕС Босния и Герцеговина подала 15 февраля 2016 г. Согласно последним докладам Еврокомиссии9 в политическом, равно как и в экономическом плане в стране наблюдается незначительный прогресс. По большинству экономических условий БиГ находится на начальном этапе предвступительного процесса, негативными факторами, препятствующими дальнейшему продвижению, можно считать высокий уровень безработицы, рост задолженности, хотя ее уровень составляет порядка 40-45% ВВП, наличие проблем с развитием инфраструктуры, сохранением устаревшей структуры производства. К положительным факторам можно отнести некоторое улучшение в развитии бизнес-среды, умеренную инфляцию и снижение дефицита бюджета во многом благодаря повышению ставок налога в Республике Сербской.

Македония заключила Соглашение о стабилизации и ассоциации с ЕС в 2004 г., а уже в 2005 г. получила официальный статус кандидата на вступление в ЕС. Как следует из последних докладов Еврокомиссии10, в вопросе построения устойчивых

9 Bosnia and Herzegovina Progress Report [Electronic resource]. European Commission. 2014. URL: http://ec.europa.eu/enlargement/pdf/key_documents/2014/20141008-bosnia-and-herzegovina-progress-report_en.pdf

Commission staff working document. Bosnia and Hercegovina 2015 Report. EU Enlargement Strategy [Electronic resource]. European Commission. 2015. URL: http://ec.europa.eu/enlarge-ment/pdf/key_documents/2015/20151110_report_bosnia_and_herzegovina.pdf

10 Commission staff working document. The Former Yugoslav Republic of Macedonia 2015 Report. EU Enlargement Strategy [Electronic resource]. European Commission. 2015. URL: http://ec.europa.eu/enlargement/pdf/key_documents/2015/20151110_report_the_former_yugo-slav_republic_of_macedonia.pdf

The Former Yugoslav Republic of Macedonia Progress Report [Electronic resource]. European Commission. 2014. URL: http://ec.europa.eu/enlargement/pdf/key_documents/2014/20141008-the-former-yugoslav-republic-of-macedonia-progress-report_en.pdf

11 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

49 Q

политических институтов отмечается серьезное искажение реальных результатов реформ ввиду политического кризиса в стране. Экономическое состояние определяется неоднозначно. С одной стороны, наблюдается небольшой рост экономической активности, сохранение притока прямых иностранных инвестиций, дальнейшая диверсификация производства, рост объемов внешней торговли и качественные изменения в структуре экспорта (рост доли товаров с высокой добавленной стоимостью). С другой стороны, серьезной проблемой остается государственный долг, превысивший 65%, высокий уровень безработицы (28%), а также состояние транспортной и энергетической инфраструктуры, нуждающейся в модернизации. В целом, в ряде сфер наблюдается умеренный прогресс за исключением вопросов защиты окружающей среды, решения региональных проблем, свободного передвижения физических лиц, науки и образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Соглашение о стабилизации и ассоциации с ЕС Сербия подписала в 2008 г., в 2009 г. подала заявку на членство в Евросоюзе, а в 2012 г. получила официальный статус страны-кандидата. С июня 2013 г. страна начала переговорный процесс. Последние отчеты Еврокомиссии11 свидетельствуют о некотором прогрессе, в частности, наблюдаются успехи в реформировании судебной системы, государственного управления, в вопросах борьбы с коррупцией, защиты прав и свобод человека. Экономическое состояние страны характеризуется наличием ряда тенденций: Сербия постепенно начинает преодолевать негативные последствия кризиса, восстанавливаются темпы экономического роста, при этом сохраняется высокий уровень безработицы, дефицит бюджета, продолжается рост государственного долга, снижается приток прямых иностранных инвестиций. Ситуация осложняется наличием ряда институциональных проблем (правовая система, коррупция, приватизация). Страна находится на начальном этапе преобразований по вопросам финансового контроля, сельского хозяйства, социальной политики и занятости, при этом отмечаются значительные успехи по вопросам региональной политики, законодательства в сфере предпринимательства и интеллектуальной собственности.

Спустя два года после провозглашения независимости в 2006 г. Черногория подала заявку на членство в ЕС. С 2012 г. стороны приступили к переговорному процессу. По данным на июль 2016 г. страна ведет переговоры по 24 главам переговорного досье, оставшиеся 11 глав еще не открыты. В отчетах

11 Commission staff working document. Serbia 2015 Report. EU Enlargement Strategy [Electronic resource]. European Commission. 2015. URL: http://ec.europa.eu/enlargement/pdf/key_ documents/2015/20151110_report_serbia.pdf

Serbia Progress Report [Electronic resource]. European Commission. 2014. URL: http:// ec.europa.eu/enlargement/pdf/key_documents/2014/20140108-serbia-progress-report_en.pdf

^ 50

Российский внешнеэкономический вестник

11 - 2016

Еврокомиссии12 в отношении построения устойчивых политических институтов в Черногории отмечаются заметные успехи, включая реформу судебной системы и государственного управления. В экономическом плане можно отметить приток прямых иностранных инвестиций, имеющий тенденцию к росту, успешную приватизацию, облегчение режима доступа на рынок новых участников, низкий уровень вмешательства государства в экономику. При этом показатель безработицы достаточно велик (около 20%), отмечается также рост дефицита бюджета и государственного долга. Некоторый успех в переговорах достигнут по вопросам финансовой, бюджетной, продовольственной и социальной политики. Во всех остальных сферах достигнут умеренный прогресс.

В целом можно отметить, что прогресс стран Западных Балкан на пути в Европейский союз неоднороден. Страны региона характеризуются наличием как неурегулированных политических, так и экономических проблем, в том числе, высокого уровня государственного долга, дефицита бюджета, высоких показателей безработицы (Македония - 28%, Босния и Герцеговина - 27,6%, Сербия - 18,9%, Черногория - 18%, Албания - 17,5%), особенно тревожным является уровень безработицы среди молодежи (в среднем порядка 60% по региону) и его продолжающаяся тенденция к росту. Оценивая экономические параметры подготовки Западных Балкан к вступлению в Европейский союз, можно сделать вывод о том, что практически во всех странах региона отмечается незначительный прогресс. Вдобавок к этому в регионе Западных Балкан действуют дезинтегрирующие факторы как общерегионального, так и странового уровня:

□ повышенный риск возникновения экономической нестабильности;

□ ослабление экономической самостоятельности стран региона;

□ низкий уровень экономической и финансовой безопасности;

□ высокая доля теневого сектора экономики;

□ значительная роль внешнего фактора и вмешательство третьих стран во внутриполитические и экономические вопросы;

□ негативное влияние миграционного кризиса на страны региона;

□ отсутствие консолидации во внутрирегиональной политике;

□ наличие постоянного конфликтного потенциала в регионе;

□ неурегулированный спор Македонии с Грецией по поводу названия страны;

□ проблема Косово и др.

12 Commission staff working document. Montenegro 2015 Report. EU Enlargement Strategy [Electronic resource]. European Commission. 2015. URL: http://ec.europa.eu/enlargement/pdf/ key_documents/2015/20151110_report_montenegro.pdf

Montenegro Progress Report [Electronic resource]. European Commission. 2014. URL: http://ec.europa.eu/enlargement/pdf/key_documents/2014/20141008-montenegro-progress-re-port_en.pdf

11 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

51 Q

Шансы на вступление в ЕС Албании, Боснии и Герцеговины, Македонии сильно ограничены слабостью их экономического и социального развития, а также наличием латентных этнических конфликтов. Что касается Сербии, то ее присоединение можно было бы считать основным успехом в интеграции Западных Балкан в ЕС ввиду экономической и стратегической значимости страны. Тем не менее, в ближайшее время такое развитие событий маловероятно в силу ряда причин, в том числе, неудовлетворительных социально-экономических и политических реформ, нерешенной до конца проблемы Косово, прочных связей с Россией. Среди запад-нобалканских стран наибольшими шансами стать следующим членом Евросоюза обладает Черногория, что связано с успехами в политических реформах, повышении интереса со стороны инвесторов, фактическим нахождением страны в еврозо-не и экономическом пространстве Общего рынка ЕС.

Очевидно, что перспективы евроинтеграции стран Западных Балкан различны и зависят не только от готовности (пока еще недостаточной) стран региона к вступлению в Евросоюз, но и от готовности ЕС принять их. В октябре 2014 г. Европейская комиссия не рекомендовала осуществлять какие-либо меры в направлении политики расширения в регионе Западных Балкан на протяжении 2015 г. В докладах 2015 г. отмечается тот факт, что на время действия мандата нынешнего состава Еврокомиссии, который истекает в конце 2019 г., ни одна из стран Западных Балкан не будет готова к вступлению в Евросоюз. Это фактически означает, что процесс расширения ЕС в некоторой степени приостановлен, а интеграция стран Западных Балкан временно откладывается. Несмотря на то что для большинства стран Западных Балкан стратегической целью является вступление в Евросоюз, процесс евроинтеграции данных стран может затянуться на неопределенный срок, учитывая их сложное экономическое положение, трудности переговорного процесса и проблемы внутри самого Европейского союза.

Оценивая промежуточные итоги и перспективы интеграции балканских стран в ЕС, А.А. Язькова делает вывод о том, что «дальнейшие перспективы продвижения по пути в Евросоюз во многом будут зависеть от того, когда и насколько успешно страны преодолеют поставленные экономические и социальные барьеры и одновременно наладят - уже на новой основе - конструктивное сотрудничество со своими традиционными партнерами, прежде всего, с Россией».13 В условиях ситуации неопределенности с евроинтеграцией стран региона очевидно, что в краткосрочной и среднесрочной перспективе существенного влияния на сотрудничество России со странами Западных Балкан оказываться не будет. В долгосрочной перспективе вступление в ЕС западнобалканских государств Россия сможет использовать

13 Язькова А.А. Балканы на пути в ЕС: итоги и перспективы / Европейский союз в XXI веке: время испытаний // Под ред. О.Ю. Потемкиной, Н.Ю. Кавешникова, Н.Б. Кондратьевой. - М.: Издательство «Весь мир», 2012. С. 352.

^ 52

Российский внешнеэкономический вестник

11 - 2016

для укрепления своих позиций и продвижения интересов не только в регионе, но и на общеевропейском пространстве. Для этого России необходимо продолжать развивать и реализовывать взаимовыгодные проекты с участием стран Западных Балкан до их вступления в ЕС.

Таким образом, резюмируя вышеизложенное можно сделать некоторые выводы. Страны региона Западных Балкан стремятся активно участвовать в европейских интеграционных процессах, что предполагает выполнение многочисленных обязательств, в т.ч. формирование конкурентоспособной рыночной экономики, реформирование ряда отраслей экономики, приведение национального законодательства в соответствие с правовыми нормами ЕС и др. Иными словами, для того, чтобы минимизировать затраты, связанные с вступлением в ЕС, странам региона необходимо достичь определенного уровня экономического развития, которого они еще не достигли. Неустойчивое и слабое состояние экономик региона может стать негативным фактором для развития самого Евросоюза, поэтому по отношению к странам Западных Балкан ЕС применяет не только индивидуальный, но и региональный подход, предполагающий участие стран региона в ЦЕФТА в целях развития внутрирегиональных экономических связей, либерализации торговли и активизации сотрудничества с ЕС. Включение стран в торговый и инвестиционный обмен в рамках ЕС предполагает не только экономические выгоды, но и издержки. Наиболее существенные из них связаны с модернизацией экономики, высокой конкуренции со стороны продукции из других стран ЕС, неконтролируемой миграцией рабочей силы, закрытием предприятий не способных выдержать конкуренцию и соблюдать необходимые экологические нормы и др.

На пути интеграции в ЕС страны региона достигли разных результатов, что связано с наличием неурегулированных политических и экономических проблем, в том числе, высокой безработицы, государственного долга и дефицита бюджета, трудностями переговорного процесса и проблемами внутри Евросоюза. В этих условиях процесс евроинтеграции Западных Балкан в ЕС не окажет существенного влияния на сотрудничество с Россией в краткосрочной и среднесрочной перспективе. По мнению автора, тем странам региона, для которых с экономической точки зрения значимо сотрудничество с Россией, необходимо проводить всеохватывающий анализ эффектов от членства в том или ином интеграционном объединении и применять более взвешенный подход при выборе оптимальной модели интеграции.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Адаптация стран Центральной и Юго-Восточной Европы к условиям развития в составе Европейского союза / Отв.ред. Н.В. Куликова. - М.: ИЭ РАН, 2007. 288 с. (Adaptatsiia stran Tsentral'noi i Iugo-Vostochnoi Evropy k usloviiam razvitiia v sostave Evropeiskogo soiuza. Otv.red. N.V. Kulikova. Moscow, Institute of Europe of the Russian Academy of Sciences, 2007. 288 p.)

11 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

53 Q

Буланникова Ю.А. Процесс интеграции стран Западных Балкан в Евросоюз / Ю.А. Буланникова // Вестник МГИМО-Университета. 2010. №2. С.311-318. (Bulannikova Iu.A. Protsess integratsii stran Zapadnykh Balkan v Evrosoiuz //Vestnik MGIMO-Universiteta. 2010. №2. pp.311-318.)

Европейский союз в формирующемся миропорядке (Мировое развитие. Вып.12) / Отв. ред. - Ю.Д. Квашнин, Н.В. Тоганова. - М.: ИМЭМО РАН, 2014. 147 с. (Evropeiskii soiuz v formiruiushchemsia miroporiadke (Mirovoe razvitie. Vyp.12). Otv. red. - Iu.D. Kvashnin, N.V Toganova. Moscow, IMEMO RAN, 2014. 147 p.)

Кандель П.Е. Балканские настроения и перспективы вступления в Европейский союз / П.Е.Кандель // Власть. 2010. №11. С. 50-53. (Kandel' P.E. Balkanskie nastroeniia i perspektivy vstupleniia v Evropeiskii soiuz. 2010. №11. pp. 50-53)

Кандель П.Е. Возьмут ли Балканы в ЕС? / П.Е.Кандель // Власть. 2011. №12. С. 143-147. (Kandel' P.E. Voz'mut li Balkany v ES? // Vlast' [Power]. 2011. №12. pp. 143-147.)

Кондратьева Н.Б. ЕС - Сербия - Россия: взаимоотношения в сфере экономики. Проблемы и перспективы // Выстраивая добрососедство. Россия на пространствах Европы / Под ред. А. Громыко, Е. Ананьевой. М.: Издательство «Весь мир», 2013. С. 170-179. (Kondrat'eva N.B. ES - Serbiia - Rossiia: vzaimootnosheniia v sfere ekonomiki. Problemy i perspektivy. // Vystraivaia dobrososedstvo. Rossiia na prostranstvakh Evropy. - Pod red. A. Gro-myko, E. Anan'evoi. Moscow, "Ves' mir" Publ., 2013. pp. 170-179.)

Либман А.М., Хейфец Б.А. Модели экономической дезинтеграции. Интеграция и дезинтеграция / А.М. Либман, Б.А. Хейфец // Евразийская экономическая интеграция. 2011. №2 (11). С.4-18. (Libman A.M., Kheifets B.A. Modeli ekonomicheskoi dezintegratsii. Integrat-siia i dezintegratsiia. //Evraziiskaia ekonomicheskaia integratsiia. 2011. №2 (11). pp. 4-18.)

Максакова М.А. Инвестиционная привлекательность и перспективы расширения внешнеэкономического сотрудничества стран Западных Балкан (на примере Сербии) // Инвестиционные факторы экономического роста и конкурентоспособности России в мировой экономике (научно-практическая конференция) (Москва, 25 апреля 2011 г.) / под ред. И.Н. Платоновой. - М.: МГИМО-Университет, 2013. С. 141-147. (Maksakova M.A. Investitsi-onnaia privlekatel'nost' i perspektivy rasshireniia vneshneekonomicheskogo sotrudnichestva stran Zapadnykh Balkan (na primere Serbii). //Investitsionnye faktory ekonomicheskogo rosta i konkurentosposobnosti Rossii v mirovoi ekonomike (nauchno-prakticheskaia konferentsiia) (Moskva, 25 aprelia 2011 g.). - Pod red. I.N. Platonovoi. Moscow, MGIMO-Universitet, 2013. pp. 141-147.)

Максакова М. Реалще и перспективе економске сарадае Русще и земала Западног Бал-кана / М.Максакова // Зборник радова "Балканско раскршЬе - БиХ измену евроатлантских и евроазщских интеграцща". Бааа Лука. - 2013. С.174-179. (Maksakova M. Realije i perspektive ekonomske saradnje Rusije i zemalja Zapadnog Balkana. // Zbornik radova "Balkansko raskrsce - BiH izme^u evroatlantskih i evroazijskih integracija». - Banja Luka. 2013. pp.174179.)

Пономарева Е.Г. Балканы как зона (дез)интеграции [Электронный ресурс] // Развитие и экономика. №5. 2013. Режим доступа: http://www.intelros.ru/readroom/razvitie-i-ekonomika/ r5-2013/19956-balkany-kak-zona-dezintegracii.html (Ponomareva E.G. Balkany kak zona (dez) integratsii. // Razvitie i ekonomika. №5. 2013. Available at: http://www.intelros.ru/readroom/ razvitie-i-ekonomika/r5-2013/19956-balkany-kak-zona-dezintegracii.html)

^ 54

Российский внешнеэкономический вестник

11 - 2016

Тэвдой-Бурмули А.И. Горизонты расширения ЕС: соблазны и расчеты [Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам. 2012. Режим доступа: http://rus-siancouncil.ru/inner/?id_4=235#top (Tevdoi-Burmuli A.I. Gorizonty rasshireniia ES: soblazny i raschety // Rossiiskii sovet po mezhdunarodnym delam. 2012. Available at: http://russiancouncil. ru/inner/?id_4=235#top)

Язькова А.А. Балканы на пути в ЕС: итоги и перспективы / Европейский союз в XXI веке: время испытаний // Под ред. О.Ю. Потемкиной, Н.Ю. Кавешникова, Н.Б. Кондратьевой. -М.: Издательство «Весь мир», 2012. С. 337-353. (Iaz'kova A.A. Balkany na puti v ES: itogi i perspektivy // Evropeiskii soiuz v XXI veke: vremia ispytanii. - Pod red. O.Iu. Potemkinoi, N.Iu. Kaveshnikova, N.B. Kondrat'evoi.Moscow, "Ves' mir" Publ., 2012. pp. 337-353.)

Albania Progress Report [Electronic resource]. European Commission. 2014. URL: http:// ec.europa.eu/enlargement/pdf/key_documents/2014/20141008-albania-progress-report_en.pdf

Bosnia and Herzegovina Progress Report [Electronic resource]. European Commission. 2014. URL: http://ec.europa.eu/enlargement/pdf/key_documents/2014/20141008-bosnia-and-herzegovina-progress-report_en.pdf

Commission staff working document. Albania 2015 Report. EU Enlargement Strategy [Electronic resource]. European Commission. 2015. URL: http://ec.europa.eu/enlargement/pdf/ key_documents/2015/20151110_report_albania.pdf

Commission staff working document. Bosnia and Hercegovina 2015 Report. EU Enlargement Strategy [Electronic resource]. European Commission. 2015. URL: http://ec.europa.eu/ enlargement/pdf/key_documents/2015/20151110_report_bosnia_and_herzegovina.pdf

Commission staff working document. The Former Yugoslav Republic of Macedonia 2015 Report. EU Enlargement Strategy [Electronic resource]. European Commission. 2015. URL: http://ec.europa.eu/enlargement/pdf/key_documents/2015/20151110_report_the_former_ yugoslav_republic_of_macedonia.pdf

Commission staff working document. Montenegro 2015 Report. EU Enlargement Strategy [Electronic resource]. European Commission. 2015. URL: http://ec.europa.eu/enlargement/pdf/ key_documents/2015/20151110_report_montenegro.pdf

Commission staff working document. Serbia 2015 Report. EU Enlargement Strategy [Electronic resource]. European Commission. 2015. URL: http://ec.europa.eu/enlargement/pdf/ key_documents/2015/20151110_report_serbia.pdf

General affairs and external relations. 2518th Council meeting [Electronic resource]. European Union. 2003. URL: http://www.consilium.europa.eu/ueDocs/cms_Data/docs/pressdata/en/ gena/76201.pdf

Montenegro Progress Report [Electronic resource]. European Commission. 2014. URL: http://ec.europa.eu/enlargement/pdf/key_documents/2014/20141008-montenegro-progress-report_en.pdf

Serbia Progress Report [Electronic resource]. European Commission. 2014. URL: http:// ec.europa.eu/enlargement/pdf/key_documents/2014/20140108-serbia-progress-report_en.pdf

The Former Yugoslav Republic of Macedonia Progress Report [Electronic resource]. European Commission. 2014. URL: http://ec.europa.eu/enlargement/pdf/key_documents/2014/20141008-the-former-yugoslav-republic-of-macedonia-progress-report_en.pdf

11 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

55 Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.