УДК: 341.492.2 Сергей КОНДРАТЬЕВ, Галина НЕЛАЕВА
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И БОСНИИ И ГЕРЦЕГОВИНЫ
Аннотация. История отношений Европейского Союза и Боснии и Герцеговины (БиГ) на современном этапе является достаточно насыщенной и противоречивой. Дейтонское мирное соглашение, принятое в 1995 г., положило конец кровопролитной трёхлетней войне. В первые годы после подписания соглашения страны-члены ЕС принимали участие в миротворческих операциях только в составе международных организаций (ООН, НАТО, ОБСЕ) и предоставляли стране материальную и гуманитарную помощь, однако во второй половине 1990-х гг. ситуация меняется: Европейский Союз разрабатывает для стран Западных Балкан "Процесс стабилизации и ассоциирования" (ПСА), чтобы в ходе данной "европейской перспективы" осуществить сближение стран с ЕС и возможное вступление в организацию. Существенные вливания в экономику региона осуществлялись посредством различных финансовых инструментов, в том числе Пакта стабильности для Юго-Восточной Европы, разработанного в 1999 году. В статье рассматриваются особенности взаимодействия ЕС и Боснии-Герцеговины в контексте расширения ЕС на Балканы.
Ключевые слова: Европейский Союз, расширение ЕС, Западные Балканы, Босния-Герцеговина.
Среди стран Западных Балкан, к числу которых относили бывшие югославские республики, за исключением Словении, но включая Албанию, Босния и Герцеговина занимала особое место. ЕС проявил себя не только как экономический донор, но и как инициатор проведения миротворческих и миростроительных операций. Более того, ЕС активно участвовал в проведении внутригосударственных реформ в Боснии, таких, как реформирование полиции и государственных органов, тем самым
© Кондратьев Сергей Витальевич - д.и.н., профессор, директор Института истории и политических наук, Тюменский государственный университет, член Правления АЕВИС, председатель Тюменского отделения АЕВИС. Адрес: 625003, Россия, г. Тюмень, ул. Ленина 23, каб. 403. E-mail: [email protected] Нелаева Галина Александровна - к.полит.н., доцент кафедры новой истории и международных отношений, Институт истории и политических наук, Тюменский государственный университет, член Тюменского отделения АЕВИС. Адрес: 625003, Россия, г. Тюмень, ул. Ленина 23, каб. 403. E-mail: [email protected] DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope520152835
превратившись в основного актора в постконфликтном устройстве страны. Однако по мнению Европейской комиссии, страна так и не сдвинулась с мёртвой точки на пути к членству в ЕС. "Стоит отметить отсутствие коллективной политической воли со стороны политических лидеров, необходимой для проведения реформ на пути к вступлению в ЕС. Очень незначителен и прогресс, связанный с политическими и экономическими вопросами и с принятием европейских стандартов" [Bosnia and Herzegovina Progress Report, 2014]. С учётом того, что Европейский Союз имеет давнюю историю вмешательства в политические процессы на Балканах, встаёт вопрос, насколько эффективными являются меры, проводимые ЕС в регионе и может ли страна, обладающая ограниченным суверенитетом, рассчитывать на полноправное членство в ЕС? [Koeth, 2012]. Протесты, вспыхнувшие в Боснии в 2014 г., показали недовольство граждан относительно проводимой политики [Bosnia-Herzegovina hit..., 2014].
Отношения ЕС-Босния: экзамен по миротворчеству
В 2000-е гг. Европейский Союз создаёт различные институты в БиГ, такие, как специальный представитель ЕС и полицейская миссия ЕС. В 2004 г. ЕС стал преемником военной миссии НАТО в Боснии и Герцеговине. Участие военного контингента международного сообщества на территории Боснии и Герцеговины было значительным. Это связано в тем, что существовали опасения, что этнический конфликт внутри страны может разразиться вновь. В декабре 2004 г. ЕС начал проводить операцию "Алтея" в рамках общей внешней политики и политики безопасности. Силы EUFOR изначально насчитывали 7000 человек. Положение о миссии пересматривалось четыре раза, последний раз - в 2014 г., чтобы "привести её в соответствие с разделом VII Устава ООН, согласно резолюции Совета Безопасности 2183 от 2014 г." [European Union Common Security and Defense Policy].
EUFOR являются правопреемником сил по стабилизации (IFOR и SFOR), которые до ноября 2004 г. действовали под эгидой НАТО. EUFOR действуют под единым командованием и управлением в соответствии с договорённостями, заключенными между НАТО и ЕС. Среди целей операции перечисляются такие, как оказание поддержки и обучение вооружённых сил Боснии-Герцеговины; поддержка усилий государства по созданию и поддержанию безопасности; предоставление поддержки ЕС в проведении всеобъемлющей стратегии для Боснии и Герцеговины. Операция проводилась в два этапа: первый этап - с 2004 по 2007 гг., когда были созданы централизованная профессиональная армия и полиция; второй этап - с 2007 до начала 2010 гг., в ходе которого было заявлено об уменьшении военного присутствия ЕС до 2500 человек и подчёркивалась важность сотрудничества с Международным трибуналом по бывшей Югославии (МТБЮ) [Council of the European Union, 2007]. Третий этап начинается в 2010 году и продолжается до сегодняшнего дня. Подчёркивается, что ЕС должен наблюдать за развитием ситуации в стране, в частности, за реформами в сфере безопасности, являющимися важной составляющей процесса реформ в Боснии" [Council of the European Union, 2010]. Количество военнослужащих было снижено до 600 человек [EUFOR Fact Sheet]. В целом операция оценивалась как достаточно успешная: EUFOR провела мероприятия по сбору оружия на территории всей страны и операции по разминированию, а также участвовала в обеспечении интеграции с другими структурами ЕС на территории Боснии и Герцеговины, в том числе со специальным представителем ЕС и полицейской
миссией Европейского Союза. Подобная политика целостного подхода ЕС оказала позитивное воздействие на оказание помощи Боснии и Герцеговине в процессе интеграции в ЕС. Поддерживая местные правоохранительные органы в борьбе с организованной преступностью, EUFOR способствовали задержанию и выдаче подозреваемых Международному трибуналу по бывшей Югославии, а также способствовали поддержанию безопасной и стабильной обстановки [Knauer, 2011].
Финансовые рычаги влияния ЕС в Боснии-Герцеговине
Главным источником помощи ЕС Боснии и Герцеговине с 2001 г. была программа "Сообщество помощи по реконструкции, развитию и стабилизации" (CARDS). Помощь предоставлялась через ряд отраслевых мероприятий в поддержку пяти областей, которые были сгруппированы по трем разделам:
- демократическая стабилизация;
- эффективное управление и институциональное строительство (в том числе в сфере административного потенциала юстиции и внутренних дел);
- экономическое и социальное развитие (в том числе в сфере окружающей среды);
Общая цель программы - оказание поддержки участию Боснии и Герцеговины в
процессе стабилизации и ассоциирования.
Конкретные цели финансовой помощи:
- способствовать укреплению государства Боснии и Герцеговины как демократической страны, в которой существует верховенство закона и эффективное управление, что позволит ей участвовать в процессе стабилизации и ассоциирования, опираясь на общее рамочное соглашение о мире;
- поддерживать развитие функциональных государственных институтов, способных действовать как надежные партнёры международного сообщества, иффек-тивно представляющие интересы своей страны;
- поддерживать экономические реформы и переход к рыночной экономике для облегчения устойчивого экономического роста, торговли и занятости, а также для содействия интеграции Боснии и Герцеговины в экономические структуры ЕС [CARDS Assistance, 2005-6].
На период 2014-2017 гг. планируется потратить 165,8 миллиона евро для продвижения демократии, прав человека, экономического развития, образования, социальной политики и занятости населения [Bosnia and Herzegovina - financial assistance... ].
ЕС использовал "Инструмент для помощи в присоединении" (The Instrument for Pre-accession Assistance, iPA) для поддержания реформ в странах-кандидатах (Албания, Босния и Герцеговина, бывшая Югославская республика Македония, Исландия, Косово, Сербия и Турция), на которые в 2007-2013 гг. было выделено 11,5 миллиарда евро. Программа "Инструмент для помощи в присоединении-2" (IPA-2) на период 2014-2020 гг. содержит бюджет в 11,7 миллиарда евро [Overview: Instrument for Pre-Accession Assistance]. В рамках IPA-2 планируется развивать инновации, повышать конкурентоспособность боснийских товаров, проводить реформы в сфере образования [Indicative Strategy Paper for Bosnia and Herzegovina].
Несмотря на существующие программы поддержки, экономическая ситуация в Боснии остаётся напряжённой, усугубляется дефицитом рынка труда, высоким уровнем безработицы (по оценкам, около 40%), недостаточным уровнем образования и подготовки кадров, значительной долей населения, живущего за чертой бед-
ности. Нехватка государственных средств для поддержки пенсионного обеспечения и социальной защиты приводит к образованию социально уязвимых групп [Mirascic, 2011].
Политика ЕС в гражданских областях БиГ
Урегулирование кризисов включает в себя не только военные, но и гражданские аспекты. В соответствии с этим были определены цели, которые необходимо достичь в четырёх гражданских областях: при формировании полиции, строительстве правового государства, создании гражданской администрации и защите населения.
В январе 2003 г. ЕС основал свою полицейскую миссию в Боснии, которая продолжила работу международных полицейских сил ООН, установленную в соответствии с Приложением 11 Дейтонского мирного соглашения. Миссия занималась созданием и развитием правоохранительных органов в Боснии, борьбой с организованной преступностью, развитием сотрудничества между органами полиции и прокуратуры и т.д. Изначально планировалось действие миссии на протяжении трёх лет, однако её мандат был продлён, и она завершилась лишь в 2012 г. [EU completes its police mission..., 2012]. ЕС затратил на содержание миссии более 32 миллионов евро [European Union Police Mission]. Полицейская миссия ЕС была первой миссией под эгидой ЕПБО. С середины 2006 г., полицейская миссия ЕС включала в себя 198 сотрудников от стран - членов ЕС и девять от других стран. Подобные миссии были развернуты на Южном Кавказе, в районе Сахары, Ближнем Востоке и Северной Африке [Nowak, 2006]. Однако прогресс в отношении дальнейшего выполнения полицейской реформы значительно замедлился из-за обструкционизма политических деятелей Республики Сербской. Это вынудило Хавьера Солану, представителя ЕС по внешней политике, выступить с прямым заявлением, обращённым к правительству РС, о соблюдении обязательств, касающихся полицейской реформы. Он отметил, что постоянный недостаток развития неизбежно ведёт к промедлению на пути интеграции Боснии в ЕС [EU High Representative ..., 2006].
2000-е гг. ознаменовались учреждением новых министерств и укреплением административных и судебных учреждений. Пропорциональное этническое представительство было введено как обязательное требование ко всем государственным и судебным учреждениям. Подобное требование было введено для облегчения возвращения беженцев, для преодоления дискриминации, а также для создания возможностей задействовать представителей всех этнических групп в государственном секторе.
В начале 2000 г. в БиГ на общегосударственном уровне были созданы несколько новых министерств: например, государственное министерство безопасности (2003 г.) и министерство обороны (2004 г.). Судебная система также была реформирована исходя из принципов, разработанных независимой судебной комиссией, учреждённой в 2001 г. Общегосударственный суд в БиГ был создан в 2002 г., а государственная прокуратура и общий судебный и обвинительный совет - в 2004 г. Последний, в частности, имеет широкий спектр полномочий в отношении судебной власти на всех уровнях. Наконец, в 2005 г. в БиГ был учреждён суд по военным преступлениям. У этого суда имеются подсудимые, обвиняемые в военных преступлениях (они были осуждены либо на местном уровне, либо переданы из Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии в Гааге).
В конце 2005 г. Европейская комиссия сделала вывод, что Боснией и Герцеговиной был сделан значительный прогресс в соответствии с шестнадцатью пунктами, обозначенными в исследованиях по исполнению 2003 г. Особый прогресс был замечен в отношении укрепления государственных и административных учреждений [European Commission Communication..., 2005]. Произошли реформы в сфере управления и функционирования Совета министров и парламента; были образованы новые министерства государственного уровня и определены их обязанности. Агентство государственной службы было обеспечено необходимым финансированием, было налажено межведомственное сотрудничество. Административные структуры были преобразованы в соответствии с европейскими стандартами. В обеих палатах парламента были приняты поправки к правилам, например, сокращение кворума для проведения сессии в парламенте, изменились также механизмы принятия решений. Европейская комиссия в своём докладе обратила внимание на создание Управления по европейской интеграции в БиГ для осуществления более тесного сотрудничества между Боснией и Герцеговиной и Европейским Союзом. Прогресс отмечался и в сотрудничестве местных правоохранительных органов с МТБЮ. Имел место прогресс и в отношении прав человека: в БиГ был создан Фонд возвращения беженцев, а вопросы прав человека были переданы с общественного на государственный уровень.
В июне БиГ подписала с Европейским Союзом Соглашение по стабилизации и ассоциированию [EU Council Report]. ССА направлено на поддержание усилий по укреплению демократии и верховенства права БиГ, содействие политической, экономической и институциональной стабильности в БиГ, обеспечение условий для политического диалога, поддержание развития экономического сотрудничества и международного сотрудничества БиГ. Данный документ послужил шагом вперёд Боснии и Герцеговины к будущему возможному вступлению в ЕС. В мае 2008 г. была создана "дорожная карта" по облегчению визового режима для граждан Боснии и Герцеговины, а в конце 2010 г. граждане Боснии и Герцеговины получили возможность въезжать в страны Шенгенского соглашения без визы.
Заключение
Опыт Европейского Союза по интеграции стран Центральной и Восточной Европы был достаточно успешен, что позволило полагать, что теми же инструментами воздействия можно пользоваться в процессе стабилизации ситуации на Западных Балканах. ЕС в отношениях с Боснией и Герцеговиной, однако, не был способен обеспечить мощные стимулы для внутренних политических реформ для большинства государств Центральной и Восточной Европы в течение 1990-х г. Процесс по стабилизации и ассоциированию не был достаточно эффективным до тех пор, пока перед странами Балкан не появилась перспектива членства в ЕС (хотя и присвоение статуса партнёра после заключения Соглашения по стабилизации и ассоциированию давало лишь долгосрочную перспективу и не являлось достаточно привлекательным) [Lehne, 2004]. Стимулов, связанных с отдалённой перспективой членства в ЕС, недостаточно, чтобы внедрить эффективное разделение властей в глубоко разрозненное общество со слабой конституционной структурой. Политика, работавшая на территории Центральной и Восточной Европы, не показала таких высоких результатов на Балканах: разделённые послевоенные страны были не способны самостоятельно проводить реформы в силу различных внутренних разногласий.
Таблица
Основные этапы развития отношений БиГ с ЕС [правительство Боснии-Герцеговины, директорат по европейской интеграции]
1997 Совет министров ЕС разрабатывает экономические и политические условия развития двусторонних отношений. Боснии предоставляются торговые преференции.
1998 Создание консультативной группы ЕС-Босния для технической и экспертной поддержки.
Май 1999 Начало процесса по стабилизации и ассоциированию, который подразумевает интеграцию БиГ и других пяти балканских государств в ЕС.
Июнь 1999 Достигнуто соглашение о Пакте стабильности, где подчёркивается необходимость сближения стран Юго-восточной Европы с евро-атлантическими институтами посредством развития региональной интеграции. Саммит с участием глав государств, в т.ч. Канады, Японии и США прошёл в Сараево в июле 1999, на котором был официально принят Пакт стабильности для Юго-восточной Европы.
Март 2000 Обнародование "Дорожной карты ЕС", в которой намечено 18 мер, необходимых для реализации в Боснии с целью начала переговоров по Соглашению по стабилизации и ассоциированию.
2000 Введение беспошлинного ввоза боснийских товаров на европейские рынки ("Автономная торговая мера" - АТМ).
Декабрь 2000 Принятие распоряжения 2666/2000 об оказании помощи Албании, Боснии-Герцеговине, Хорватии, БЮР Македонии, Федеративной республике Югославия (Сербии и Черногории). (Community Assistance for Reconstruction, Development and Stabilisation: CARDS),
Март 2003 Разработка 346 вопросов Европейской комиссией для Боснии-Герцеговины по экономическим и политическим вопросам в контексте Соглашения по стабилизации и ассоциированию.
Ноябрь 2003 Европейская комиссия обозначила 16 приоритетных направлений, в рамках которых необходимо достичь продвижения перед началом переговоров над Соглашением по стабилизации и ассоциированию.
Март 2004 Совет ЕС принимает первое "Европейское партнёрство" - инструмент в рамках процесса по стабилизации и ассоциированию.
Ноябрь 2005 Официальное начало переговоров по Соглашению по стабилизации и ассоциированию (25 ноября, Сараево).
Январь 2006 Первый пленарный раунд переговоров в рамках процесса по стабилизации и ассоциированию. Первая встреча по процессу мониторинга реформ. Принятие второго "Европейского партнёрства".
Январь 2007 Разработка "Инструмента помощи в присоединении" (IPA), финансируемого Европейской комиссией.
Февраль 2008 Совет ЕС принимает третье "Европейское партнёрство" с Боснией-Герцеговиной.
Ноябрь 2007 Переговоры по техническим вопросам Соглашения по стабилизации и ассоциированию.
Декабрь 2007 Начата работа над Соглашением по стабилизации и ассоциированию.
Февраль 2008 Рамочное соглашение об условиях сотрудничества и реализации финансовой помощи Боснии-Герцеговине в рамках "Инструмента помощи в присоединении".
Июнь 2008 Соглашение по стабилизации и ассоциированию подписано 16 июня.
Июль 2008 Промежуточное соглашение о торговле вступило в силу 1 июля.
Ноябрь 2008 Проведена первая встреча промежуточного комитета по стабилизации и ассоциированию (комитета, наделённого полномочиями в рамках процесса по стабилизации и ассоциированию с целью мониторинга соглашений, содержащихся в промежуточном соглашении).
Июнь 2011 Первая встреча "Структурного диалога по вопросам правосудия" между Боснией-Герцеговиной и ЕС.
27 июня 2012 Первая встреча на высшем уровне по вопросам присоединения к ЕС; представлена "дорожная карта" для Боснии-Герцеговины. Вторая встреча была проведена в ноябре 2012.
Список литературы
Правительство Боснии-Герцеговины, Директорат по европейской интеграции: http://www.dei.gov.ba/dei/bih_eu/default.aspx?id=9808&langTag=en-US, дата обращения 06.05.2015.
Энтина Е.Г. (2015) Балканы вчера и завтра. // Современная Европа. № 1 (61). С. 37-44.
Юго-Восточная Европа: между прошлым и будущим. (2013) Под ред. А.А. Язьковой. Доклады Институт Европы РАН №290, М.
References
Bosnia and Herzegovia Progress Report. October 2014. European Commission. URL: http://ec.europa.eu/enlargement/pdf/key_documents/2014/20141008-bosnia-and-herzegovina-progress-report_en.pdf, дата обращения 30.04.2015.
Bosnia and Herzegovina - financial assistance under IPA II. URL: http://ec.europa.eu/enlargement/instruments/funding-by-country/bosnia-herzegovina/index_en.htm, дата обращения 15.05.2015.
"Bosnia-Herzegovina hit by wave of violent protests." The Guardian. 07.02.2014. URL: http://www.theguardian.com/world/2014/feb/07/bosnia-herzegovina-wave-violent-protests, дата обращения 30.04.2015.
CARDS Assistance to Bosnia and Herzegovina: Multi-annual Indicative Programme 2005-6. URL: http://ec.europa.eu/enlargement/pdf/bosnia_and_herzegovina/mip_2005_2006_bih_en.pdf, дата обращения 15.05.2015.
Council of the European Union. Operation ALTHEA in Bosnia and Herzegovina: EU confirms decision on transition. Brussels, 28 February 2007, 6896/07 (Presse 43).
Council of the European Union. Press Release. 2992nd Council meeting. Foreign Affairs. Brussels, 25 January 2010. URL:
https://www.consilium.europa.eu/ueDocs/cms_Data/docs/pressData/EN/foraff/112569.pdf, дата обращения 06.05.2015.
EU completes its police mission in Bosnia and Herzegovina. Brussels, 30 June 2012. URL: http://www.consilium.europa.eu/uedocs/cms_data/docs/pressdata/en/esdp/131441 .pdf, дата обращения 06.05.2015.
EU Council report № 10748/08. URL: http://www.consilium.europa.eu/ueDocs/cms_Data/docs/pressData/en/er/101233.pdf, дата обращения 25.03.2015.
EU High Representative for the CFSP expects RS Government to honour commitments on police reform. Press statement. Brussels. 20 July 2006. URL:
http://www.consilium.europa.eu/uedocs/cms_data/docs/pressdata/en/declarations/90626.pdf, дата обращения 04.05.2015.
EUFOR Fact Sheet. European Union External Action. URL: http://www.euforbih.org/index.php?option=com_content&view=article&id= 15&Itemid= 134, дата обращения 06.05.2015.
European Commission Communication from the Commission to the Council on the progress achieved by BiH in implementing the priorities identified in the "Feasibility Study" COM(2005) 529, 09 October 2005.
URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=COM:2005:0529:FIN:EN:PDF, дата обращения 02.04.2015.
European Union Common Security and Defense Policy. EU military operation in Bosnia and Herzegovina. Operation EUFOR ALTHEA. URL: http://eeas.europa.eu/csdp/missions-and-operations/althea-bih/pdf/factsheet_eufor_althea_en.pdf, дата обращения 06.05.2015.
European Union Police Mission in Bosnia and Herzegovina (EUPM). Fact Sheet. URL: http://www.eeas.europa.eu/csdp/missions-and-operations/eupm-bih/pdf/25062012_factsheet_eupm-bih_en.pdf, дата обращения 06.05.2015.
Indicative Strategy Paper for Bosnia and Herzegovina (2014-2017). 15 December 2014. URL: http://ec.europa.eu/enlargement/pdf/news/annexe_acte_autonome_nlw_part1v1.pdfдата обращения
15.052015.
Jentina E.G. (2015) Balkany vchera I zavtra. // Sovremennaja Evropa. № 1 (61). S. 37-44.
Jugo-Vostochnaja Evropa: mezhdu proshlym i budushhim. (2013) Pod red. A.A. Jaz'kovoj. Doklady Institut Evropy RAN №290, M.
Knauer, J. (2011) EUFOR Althea: Appraisal and Future Perspectives of the EU's Former Flagship Operation in Bosnia and Herzegovina. EU Diplomacy Paper 07/2011, October 2011. [Working Paper]. URL: http://aei.pitt.edu/33452/2/EDP_7_2011_Knauer.pdf, дата обращения 05.05.2015.
Koeth, W. (2012). "Bosnia, Kosovo and the EU: Is Accession Possible without Full Sovereignty?" EIPA Scope. №1. European Institute for Public Administration. URL: http://www.eipa.eu/files/repository/eipascope/20120710143924_WKO_Eipascope2012.pdf, дата обращения 30.04.2015.
Lehne, S. (2004). "Has the "Hour of Europe" come at last? The EU's strategy for the Balkans", in Judy Batt (ed.), 'The Western Balkans: moving on'. ChaillotPaper, № 70, Paris: EUISS.
Mirascic, G. (2011). Current Economic Situation in Bosnia-Herzegovina. Journal of International and Global Studies. Vol. 31, №1. URL: https://lindenwood.edu/jigs/docs/volume3Issue1/essays/32-46.pdf, дата обращения 15.05.2015.
Nowak, A. (2006). "Civilian crisis management: the EU way." Chaillot Paper. № 90. URL: http://www.iss.europa.eu/index.php?id=18&no_cache=1&tx_ttnews[swords]=Agnieszka%20Nowak%20&tx _ttnews[tt_news]=170&tx_ttnews[backPid]=11&cHash=fbdc93bc09, дата обращения 13.05.2015.
Overview: Instrument for Pre-Accession Assistance. URL:
http://ec.europa.eu/enlargement/instruments/overview/index_en.htm, дата обращения 15.05.2015.
The EU-Bosnia Relations in the context of the EU Enlargement to the Balkans
Authors. Kondratiev S.V., PhD, Professor, Director of the Institute of History and Political Science, Tyumen State University, Chairman of the Tyumen branch of the Association of European Studies, member of the Board of AES. Address: Office 403, Lenina str. 23, Tyumen 625003, Russia. E-mail: [email protected]
Nelaeva G.A., PhD, Associate Professor, Department of Modern History and International Relations, Institute of History and Political Science, Tyumen State University, member of the Tyumen branch of the Association of European Studies. Address: Office 403, Lenina str. 23, Tyumen 625003, Russia. E-mail: [email protected]
Abstract. The history of relations of the European Union and Bosnia-Herzegovina has been rather intense and controversial. Dayton peace agreement of 1995 put an end to the war waged in the country for three years. In the aftermath of the Dayton accords, the EU member states took part in various initiatives under the auspices of other international organizations such as the UN, the NATO and the OSCE and provided assistance to Bosnia. However, since the mid-1990s the situation changed with the EU member states asserting a more active role in the region: through the Process of Stabilization and Association in the framework of bringing the Western Balkan states closer to the EU in their striving for membership. Various financial mechanisms have been applied as well, including the Stability Pact (1999). The article examines the specifics of the EU relations with Bosnia-Herzegovina in the context of the EU enlargement to Western Balkans.
Key words: European Union, EU enlargement, Western Balkans, Bosnia-Herzegovina.