Научная статья на тему 'ПРОЦЕСС ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ'

ПРОЦЕСС ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Ключевые слова
общество / государство / политика / президентство / система / институционализация / модернизация / society / state / politics / presidency / system / institutionalization / modernization

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Базарбаев К.Б.

в статье анализируется развитие процесса институционализации стран Центральной Азии как целостной системы в связи с потребностью поиска новых правовых путей стабилизации взаимоотношений между государствами стран данного региона. В трансформационных процессах доминирующими тенденциями являются как известно воссоздание прежних отношений в модернизированных формах, предполагающие самоорганизацию, взаиморазвитие и наличие, не противоречащих составляющих асимметричных структур. Автор подчеркивает критерии институционализации, которые позволили выработать нормативно-правовую базу всей политической структуры стран Центральной Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCESS OF INSTITUTIONALIZATION OF CENTRAL ASIAN COUNTRIES

the article analyzes the development of the process of institutionalization of the Central Asian countries as an integral system in connection with the need to find new legal ways to stabilize relations between the states of the countries of this region. In transformational processes, the dominant trends are, as is well known, the re-creation of former relations in modernized forms, assuming self-organization, mutual development and the presence of non-contradictory components of asymmetric structures. The author emphasizes the criteria of institutionalization, which made it possible to develop a regulatory framework for the entire political structure of the Central Asian countries.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕСС ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ»

ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Базарбаев К.Б.

соискатель, докторант ЦМНиСИНациональной академии наук КР

Кыргызстан, Бишкек

ПРОЦЕСС ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Аннотация: в статье анализируется развитие процесса институционализации стран Центральной Азии как целостной системы в связи с потребностью поиска новых правовых путей стабилизации взаимоотношений между государствами стран данного региона. В трансформационных процессах доминирующими тенденциями являются как известно воссоздание прежних отношений в модернизированных формах, предполагающие самоорганизацию, взаиморазвитие и наличие, не противоречащих составляющих асимметричных структур. Автор подчеркивает критерии институционализации, которые позволили выработать нормативно-правовую базу всей политической структуры стран Центральной Азии.

Ключевые слова: общество, государство, политика, президентство, система, институционализация, модернизация

В обществах Центрально-Азиатских стран благодаря начавшимся преобразованиям, в частности, стало возможным становление новой политической системы, переход на рельсы рыночной экономики хозяйственной жизни, а также формирование новой политической культуры и гражданского общества. Эти преобразования стали импульсом развития институтов независимых государств.

Следует отметить, что при создании новых институтов, нельзя просто экспортировать, по аналогии с товарами и ресурсами, западные концепции и теории. Необходимо подчеркнуть, что на данный момент национальная экономика в целом и местные социальные и культурные различия практически не принимаются во внимание. К тому же, данные различия, в отличие от множества показателей и индикаторов, трудно измерить и соответственно сравнить при комплексном анализе национальных экономик и отдельных институтов.

Для достижения этой цели, особенно в развивающихся странах, мы должны тщательно учитывать специфику местных общественных институтов со всеми вытекающими социальными и культурными особенностями. Крайне актуальным этот вопрос является для стран Центральной Азии, где построение новых институтов переплетается со структурными изменениями в политической, социальной и культурной структуре общества.

Во всех странах Центрально-азиатского региона начались процессы институционализации. Институционализация - это преобразование какого-либо политического явления или движения в организованное учреждение, формализованный, упорядоченный процесс с определенной структурой отношений, иерархий власти различной моделей и форм правления. В политической мысли существуют критерии институционализации, в частности: это определение границ это, во-первых.

Во-вторых, совокупных институтов, учреждений, организаций, наличие связанных с функционированием политической власти, необходимость которых требует преобразования политической инфраструктуры начиная от политических партий, общественно-политических организаций и движений, лоббистских групп, до средств массовой информации, религиозных институтов и общин.

В-третьих, способность определенных классов и социальных групп, граждан к самоорганизации, так, как общество с плюралистическими институтами не может обойтись

без института местного самоуправления. В совокупности все это обеспечивает эффективность преобразования механизмов и модернизации всей системы в целом.

Таким образом, основной задачей институционализации перед молодыми государствами Центральной Азии состояла в том, чтобы в контексте достаточно противоречивых политических процессов, выявить основные закономерности, тенденции, особенности, критерии эффективности политического преобразования, а также сформулировать политическую концепцию социально-политического обновления, согласно характеру развития современной цивилизации. Встала необходимость использовать разнообразие социально-политического опыта других стран, с целью нахождения оптимальных моделей для сравнения с реальностью, которая нуждалась в модернизации. В модернизации необходимо было учесть, тот факт, что народы, населяющие эти страны должны были быть готовы к идеям политической самоорганизации, взаиморазвития, взаимосотрудничества, не противоречащих национальным интересам [2, с. 123].

Все страны Центральной Азии процесс институционализации начали с определения территориальной целостности. Как нам известно, в Средней Азии основными инициаторами этно-территориальных претензий выступают этнические общины. Но в данном регионе территориальные споры имеют свои глубокие исторические корни, связанные с национально-территориальным размежеванием, проведенной советской властью в 1920 гг. По тем разграничениям политические границы во многом не соответсвовали этническому расселению в регионе, и создание государственности осуществлялась на основе национального, а не территориального принципа. Особую остроту придают проблеме территориальной целостности государств Центральной Азии. Существование в государствах Центральной Азии большого количества территорий, доступ к которым возможен только через территории соседних стран, до сих пор носит конфликтный характер. Весьма сложным оказались процессы институционализации национальной культуры, приоритетных направлений региональных экономик, демографических взаимоотношений, функций национальных языков.

Необходимо было раскрытие как внутренних, так и процедурных, институциональных факторов, которые в наибольшей мере определяли исход демократизации, которые мотивировали исход политической трансформации в странах Центральной Азии. В свою очередь связи с социально-экономическими преобразованиями, развитием гражданского общества, утверждением независимой государственности каждой страны, многовекторность внешней политики [1, с. 159], политической трансформации в обществах, эволюцией парламентаризма и конституционализма.

Таким образом, институционализация стран Центральной Азии состоялась в том, что более четкие формы правления, воспримчивость к законодательному оформлению позволили в ускоренном темпе выработать нормативно-правовую базу всей политической структуры обществ.

Тем не менее, в странах Центральной Азии были реализованы совсем разные стратегии трансформации. На основе этого многие исследователи, например, Р. Помфрет [3] утверждали, что в Центральной Азии стратегии социально-экономического развития можно рассматривать как естественный эксперимент для изучения успеха различных подходов к экономической трансформации.

Разумеется, каждая страна идет выбранным ею путем и развивается своими темпами. Однако общность условий предшествующего опыта накладывает схожий отпечаток на ориентиры. Именно в данной связи приобретает актуальность институциональное исследование проблемы социального характера и его влияния на качество институтов власти.

Наиболее важным в данном процессе институционализации стала средства массовой информации, благодаря информационной направленности ветвей власти массовое сознание

особо не различавшие особенностей форм правления, институтов власти его структуры поддерживали на референдумах, выборах.

Исторический опыт многих стран свидетельствует, что только средний класс может быть главной опорой государства, так как люди, живущие в достатке, в меньшей степени зависят от государства и мало ориентированы на его прямую помощь и поддержку. Средний класс отличают следующие черты:

а) хорошая обеспеченность, стабильный уровень доходов, достаточный для удовлетворения материальных и культурных потребностей семьи;

б) высокая образованность и квалификация, позволяющие заниматься престижными и хорошо оплачиваемыми видами деятельности, иметь определенный культурный кругозор, базирующийся на удовлетворенности своим социальным положением и заключающийся в осознанном неприятии политического радикализма и экстремизма, стремлении поддержать сложившийся в обществе институциональный и ценностно-нормативный порядок.

Именно массовый средний социальный класс во многим видится как гарантия политической и экономической стабильности в обществе. На него возлагаются надежды по развитию инновационной экономики, развитию сектора услуг и в целом экономики государства. При этом появление массового среднего социального класса в экономически развитых странах, наделенных демократическими ценностями, активной жизненной позицией, инновационным потенциалом, было вызвано многими социальными и экономическими факторами.

Средний класс в первую очередь оказывается заинтересованным в развитии так называемой социально ориентированной рыночной экономики.

Социально ориентированная рыночная экономика предстает как причина и следствие органического взаимодействия общества и демократического государства, постепенного стирания границ между этими институтами политической системы. В постиндустриальных странах в результате неуклонного расширения государственных социальных программ утвердилось «государство благосостояния» (welfare state), по сути взявшее на себя функции, ранее принадлежавшее гражданскому обществу. Социальные программы стали неотъемлемой частью правового государства. Более того, в конце XX и начало XXI вв. само понятие «правового, эффективного и справедливого государства» стало синонимом общества благосостояния. Социально ориентированная рыночная экономика выступает в качестве важнейшей слагаемой в процессе институционализации государственной власти.

Литература:

1. Звягинцев Н. Международные отношения в Центральной Азии. - М., 2012. - 189 с.

2. Тишин А. Модернизация национальных обществ. - Казань. 2007. С. 145.

3. Pomfret R. Central Asia since 1991: The Experience of the New Independent States. OECD Development Centre Working Paper, 2003. № 212. - 70 p.

References:

1. ZvyagincevN. Mezhdunarodnye otnosheniya v Central'noj Azii. - M., 2012. - 189 s.

2. Tishin A. Modernizaciya nacional'nyh obshchestv. - Kazan'. 2007. S. 145.

3. Pomfret R. Central Asia since 1991: The Experience of the New Independent States. OECD Development Centre Working Paper, 2003. № 212. - 70 p.

THE PROCESS OF INSTITUTIONALIZATION OF CENTRAL ASIAN COUNTRIES

Bazarbayev K.B.

applicant, PhD of CMNiSI National Academy of Sciences of the Kyrgyz Republic, Kyrgyzstan, Bishkek

Abstract: the article analyzes the development of the process of institutionalization of the Central Asian countries as an integral system in connection with the need to find new legal ways to stabilize relations between the states of the countries of this region. In transformational processes, the dominant trends are, as is well known, the re-creation of former relations in modernized forms, assuming self-organization, mutual development and the presence of non-contradictory components of asymmetric structures. The author emphasizes the criteria of institutionalization, which made it possible to develop a regulatory framework for the entire political structure of the Central Asian countries.

Keywords: society, state, politics, presidency, system, institutionalization, modernization

Для цитирования: Базарбаев К.Б. Процесс институционализации стран Центральной Азии// Архонт, 2023. № 2(35). С. 66-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.