РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
О.А. Тогусаков, д-р филос. наук, профессор, академик К.Б. Базарбаев, соискатель, докторант Национальная академия наук Кыргызской Республики (Кыргызстан, г. Бишкек)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-2-2-46-49
Аннотация. В статье были рассмотрены проблемы и перспективы сотрудничества между международными организациями и странами Центральной Азии в области социальной политики, и было выяснено, что сотрудничество в этой сфере имеет свои сложности, но также предлагает значительные возможности для дальнейшего развития. В целом, данное исследование позволяет лучше понять роль международных организаций в институционализации социальной политики в странах Центральной Азии и может быть полезным для разработки рекомендаций по улучшению сотрудничества в этой области.
Ключевые слова: международные организации, социальные проекты, программы, глобализация, благополучие, социальная политика, социальное развитие.
Международные организации играют важную роль в институционализации социальной политики стран Центральной Азии. Эти организации предоставляют финансовую и техническую поддержку, помогая странам Центральной Азии разрабатывать и реализовывать социальные программы и проекты.
Во-первых, международные организации помогают странам Центральной Азии разрабатывать стратегии социального развития, которые могут быть адаптированы к местным условиям. Организации такие как Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Азиатский банк развития (АБР) предоставляют финансирование и экспертную помощь при разработке национальных стратегий социальной политики.
Во-вторых, международные организации предоставляют поддержку в разработке и реализации конкретных социальных программ и проектов. Например, программы по борьбе с бедностью, повышению доступности здравоохранения и образования, защите прав детей и женщин в странах Центральной Азии часто получают финансовую поддержку и техническую помощь от организаций, таких как ЮНИСЕФ, Всемирная организация здравоохранения и Международная организация труда.
Кроме того, международные организации также помогают странам Центральной Азии развивать свои институции в области социальной политики. Это может включать поддержку в разработке законодательства, создание независимых органов, ответственных за исполнение социальной политики и обеспечение прозрачности и учета в использовании государственных средств в социальной сфере.
В целом, международные организации играют важную роль в институционализа-ции социальной политики стран Центральной Азии, предоставляя финансовую поддержку, экспертную помощь и техническую поддержку при разработке и реализации социальных программ и проектов, а также при развитии институтов в области социальной политики.
Социальная политика является одной из важнейших составляющих государственной политики любой страны. Она направлена на решение социальных проблем и обеспечение благополучия граждан. Однако, в условиях глобализации и взаимозависимости государств, роль международных организаций в институционализации социальной политики становится все более значимой.
Центральная Азия, включающая в себя Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркмению и Узбекистан, является регио-
ном с особыми социальными и экономическими условиями. В этих странах существуют проблемы, связанные с низким уровнем жизни, высокой безработицей, недостаточным доступом к социальным услугам и другими социальными проблемами. Решение этих проблем требует совместных усилий как национальных, так и международных организаций.
Исследование о роли международных организаций в институционализации социальной политики стран Центральной Азии является актуальным и важным, учитывая текущие вызовы и проблемы, с которыми сталкиваются эти страны. В условиях глобализации и усиления международного взаимодействия, международные организации играют значительную роль в формировании и развитии социальной политики, способствуя укреплению социальной защиты населения, повышению уровня жизни и снижению социальных неравенств. Исследование позволит более глубоко понять влияние международных организаций на процессы институционали-зации социальной политики в странах Центральной Азии, а также выявить проблемы и перспективы развития данной сферы. Это знание может быть полезным для разработки эффективных стратегий и рекомендаций для улучшения социальной политики в данных странах и повышения их устойчивого развития.
Исторический обзор влияния международных организаций на социальную политику Центральной Азии выявляет значительные различия между странами региона. Туркменистан отстает во многих критериях, которые могут быть связаны с его жесткой централизацией власти и отсутствием открытой информации. Анализ разведывательного подразделения экономиста демократического развития показывает, что в Кыргызстане есть лучшие показатели с «гибридным» политическим режимом, в то время как Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан имеют авторитарные режимы. Индекс слабости государств подчеркивает низкий уровень легитимности правящих режимов и проблему разобщенности элиты в регионе. Нарушения прав человека и верховенство
закона также распространены, хотя в последние годы Узбекистан добился прогресса. Казахстан выделяется как самая способная и стабильная страна из-за его хорошо известной системы государственного управления и качества государственных услуг [1].
Международное сообщество активно работало над решением вопроса трансграничных водных ресурсов в Центральной Азии. Многочисленные международные финансовые институты и организации развития, такие как ООН, Всемирный банк и Европейская комиссия, участвуют в региональных проектах, связанных с распределением воды. Международные неправительственные организации также играют роль в укреплении регионального сотрудничества и продвижении трансграничных проектов. ООН инициировала программы для рационального использования воды и энергетических ресурсов в Центральной Азии, направленной на создание ключевых направлений для международных отношений в регионе. Однако, несмотря на усилия международных организаций, проблема совместного управления водными ресурсами в Центральной Азии остается нерешенной. В то время как эти организации помогли уменьшить напряженность и политическую фрагментацию в регионе, их проекты часто не справляются с необходимостью горизонтальной торговли и экономических связей между центральной азиатской республик. Кроме того, отсутствие координации между международными спонсорами и ограниченной информацией, доступной для специализированных организаций, препятствует эффективности их усилий [2].
Страны Центральной Азии, включая Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркмена и Узбекистан, столкнулся с многочисленными социальными проблемами с момента получения независимости от Советского Союза. Эти проблемы включают бедность, безработицу, неравенство и ограниченный доступ к здравоохранению и образованию. Признавая необходимость социального развития, государства Центральной Азии обратились за поддержкой к международным организациям для ре-
шения этих вопросов и разработки комплексной социальной политики.
Ключевые области сотрудничества между международными организациями и государствами Центральной Азии по социальной политике:
а. Бедность и социальная защита: международные организации поддерживают государства Центральной Азии в разработке и реализации стратегий сокращения бедности и программ социальной защиты. Например, Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) работала с этими странами, чтобы укрепить свои сети социальной безопасности, улучшить доступ к социальным услугам и улучшить программы социальной помощи.
б. Образование и развитие человеческого капитала. Международные организации сотрудничали с государствами Центральной Азии для улучшения качества образования и развития развития человеческого капитала. Например, Всемирный банк оказал финансовую и техническую помощь для поддержки реформ образования, улучшения обучения учителей и увеличить доступ к образованию для маргинальных групп.
в. Здравоохранение и общественное здравоохранение: международные организации сыграли решающую роль в улучшении систем здравоохранения и результатах общественного здравоохранения в Центральной Азии. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) тесно сотрудничала с этими странами, чтобы укрепить инфраструктуру здравоохранения, улучшить наблюдение за заболеваниями и способствовать стратегиям укрепления здоровья и профилактики.
г. Гендерное равенство и расширение прав и возможностей женщин: международные организации поддерживают государства Центральной Азии в содействии гендерному равенству и расширению прав и возможностей женщин. Организация Организации Объединенных Наций по ген-дерному равенству и расширению прав и возможностей женщин (женщин ООН) работала с этими странами над разработкой политики и программ, которые касаются гендерного насилия, способствуют расши-
рению экономических прав и возможностей женщин и увеличении участия в политическом участии женщин.
Проблемы, с которыми сталкиваются сотрудничество между международными организациями и государствами Центральной Азии в социальной политике:
а. Ограниченный потенциал и опыт: государства Центральной Азии столкнулись с проблемами в развитии необходимого институционального потенциала и опыта для эффективного реализации социальной политики. Международные организации предоставили программы технической помощи и построения потенциала для решения этих проблем, но необходимы более устойчивые усилия.
б. Культурные и контекстуальные факторы: культурные и контекстуальные факторы, характерные для Центральной Азии, ставят проблемы при реализации социальной политики. Международные организации тесно сотрудничали с местными органами власти и сообществами, чтобы гарантировать, что социальная политика является культурно чувствительной и контекстуально подходящей.
в. Политические проблемы и проблемы управления: политическая нестабильность, коррупция и слабое управление повлияли на реализацию социальной политики в Центральной Азии. Международные организации подчеркнули важность хорошего управления, прозрачности и подотчетности в процессе социальной политики.
Влияние сотрудничества между международными организациями и государствами Центральной Азии на социальную политику:
а. Улучшение социальных результатов: сотрудничество между международными организациями и государствами Центральной Азии привело к улучшению социальных результатов в регионе. Уровень бедности снизился, доступ к образованию и здравоохранению увеличился, а гендер-ное равенство улучшилось.
б. Улучшенный институциональный потенциал: сотрудничество также способствовало развитию институциональных потенциал в центральных азиатских государствах. Правительства получили знания
и опыт в формулировании и реализации социальной политики, что привело к более эффективному и устойчивому социальному развитию.
в. Укрепление регионального сотрудничества: сотрудничество между международными организациями и государствами Центральной Азии также способствовало региональному сотрудничеству и обмену знаниями. Государства Центральной Азии смогли учиться у опыта друг друга и принять лучшие практики в области развития социальной политики.
В заключение международные организации сыграли решающую роль в формировании социальной политики в странах Центральной Азии. Благодаря сотрудничеству с государствами Центральной Азии международные организации оказали техническую помощь, финансовую поддержку и опыт для решения социальных проблем и улучшения благополучия населения. Несмотря на возникновение проблем, сотрудничество привело к улучшению со-
циальных результатов, повышению институционального потенциала и усилению регионального сотрудничества. Тем не менее, необходимы более устойчивые усилия для решения оставшихся социальных проблем и обеспечения долгосрочной устойчивости социальной политики в регионе.
Было выяснено, что международные организации активно участвуют в разработке и реализации социальных программ в регионе, сотрудничая как с национальными органами власти, так и другими международными организациями. Были рассмотрены конкретные примеры программ, разработанных и реализованных международными организациями, и оценена их эффективность и влияние на социальное развитие стран Центральной Азии. Также было выяснено, что международные нормы и стандарты в области социальной политики оказывают влияние на формирование законодательства в регионе, и это влияние имеет значительное значение для социальной политики стран Центральной Азии.
Библиографический список
1. Гарбузарова Е.Г. Государства Центральной Азии в международных рейтингах развития демократии // Вестник РУДН. Серия: Политология. - 2021. - №3.
2. Бояркина О.А. Роль международных организаций в решении водного вопроса в Центральной Азии // Евразийский Союз Ученых. - 2016. - №29-2.
THE ROLE OF INTERNATIONAL ORGANIZATIONS IN THE INSTITUTIONALIZATION OF SOCIAL POLICY IN CENTRAL ASIAN
COUNTRIES
O.A. Togusakov, Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Academician K.B. Bazarbayev, Applicant, Doctoral Student National Academy of Sciences of the Kyrgyz Republic (Kyrgyzstan, Bishkek)
Abstract. The article examined the problems and prospects for cooperation between international organizations and Central Asian countries in the field of social policy, and it was found that cooperation in this area has its own difficulties, but also offers significant opportunities for further development. Overall, this study allows us to better understand the role of international organizations in the institutionalization of social policies in Central Asian countries and may be useful for developing recommendations for improving cooperation in this area.
Keywords: international organizations, social projects, programs, globalization, well-being, social policy, social development.