УДК 339.923
doi:10.52210/2224669X_2021_3_17
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СТРАН-ЧЛЕНОВ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Д.В. Гордиенко, А.В. Ганин
Аннотация. Проблемы экономического сотрудничества стран-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и их влияние на обеспечение региональной безопасности являются важнейшими вопросами экономических исследований и исследований в области обеспечения безопасности в Центральной Азии. В этой связи актуальной становится задача проанализировать влияние экономического сотрудничества ШОС на обеспечение региональной безопасности в Центральной Азии и реализацию текущей политики РФ. В работе рассмотрены результаты анализа влияния экономического сотрудничества ШОС на обеспечение региональной безопасности в Центральной Азии и возможности по реализации национальных интересов РФ в этом регионе мира. Предложен подход к анализу влияния сотрудничества стран ШОС на обеспечение региональной безопасности в Центральной Азии и возможностей реализации национальных интересов России. Предложенный подход позволяет выявить направления военной и экономической политики нашего государства, а также наших союзников и стратегических партнеров. Сделан вывод о том, что экономическое сотрудничество стран-членов ШОС занимает важное положение в реализации текущей политики в странах Центральной Азии по обеспечению региональной безопасности.
Ключевые слова: экономика, Шанхайская организация сотрудничества, Россия, Китай, Индия, Центральная Азия.
ECONOMIC COOPERATION OF THE COUNTRIES-MEMBERS OF THE SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION AND ITS IMPACT ON ENSURING REGIONAL SECURITY
D.V. Gordienko, A.V. Ganin
Abstract. The problems of economic cooperation of the member states of the Shanghai Cooperation Organization (SCO) and their impact on ensuring regional
* Исследование выполнено при поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-014-00009.
security are the most important issues of economic research and research in the field of ensuring security in Central Asia. In this regard, it becomes urgent to analyze the impact of SCO economic cooperation on ensuring regional security in Central Asia and the implementation of the current policy of the Russian Federation. The paper considers the results of the analysis of the impact of economic cooperation of the SCO on ensuring regional security in Central Asia and the possibilities for realizing the national interests of the Russian Federation in this region of the world. An approach to the analysis of the impact of cooperation between the SCO countries on ensuring regional security in Central Asia and the possibilities of realizing Russia's national interests is proposed. The proposed approach allows us to identify the directions of the military and economic policy of our state, as well as our allies and strategic partners. It is concluded that the economic cooperation of the SCO member states occupies an important position in the implementation of the current policy in the Central Asian countries to ensure regional security. The study was carried out with the support of the Russian Foundation for Basic Research within the framework of scientific project No. 19-014-00009.
Keywords: economy, Shanghai Cooperation Organization, Russia, China, India, Central Asia.
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)1 - постоянно действующая региональная международная организация, основанная 15 июня 2001 г. в Шанхае лидерами Казахстана, Киргизии, Китая, России, Таджикистана и Узбекистана. Прообразом ШОС являлась «Шанхайская пятёрка», созданная в 1996 г., состоявшая из тех же государств (за исключением Узбекистана) и ставившая своей целью решение наиболее острых проблем региональной безопасности [7, с. 13].
Перспективы экономического сотрудничества в рамках ШОС очень широки, особенно многообещающими являются сферы энергетики и транспорта. Сотрудничество в энергетике позволяет странам-участникам организации реализовывать такие преимущества, как экономическая взаимодополняемость и географическая близость.
Тем не менее, в экономическом сотрудничестве ШОС имеют место нерешенные проблемы, основными из которых являются: проблемы товарных и финансовых рынков стран ШОС; проблема различия в масштабах и в уровнях развития экономик стран-членов ШОС; проблема различия в национальных законодательствах стран-членов ШОС.
Проблема товарных рынков стран ШОС. По сравнению с сотрудничеством в сфере безопасности, сотрудничество в сфере торговли в ШОС значительно отстает, к тому же товарная
структура торговли достаточно однообразна, крайне низкую долю составляет продукция с высокой добавочной стоимостью и высокотехнологичная продукция.
В ходе заседания Совета глав правительств в 2014 г. китайской стороной была предложена идея создания «Экономического пояса Шёлкового пути», ориентированного на развитие торгового сотрудничества и строительства общей транспортной системы ШОС [5, с. 21; 8].
Подписанное в мае 2014 г. Совместное коммюнике России и Китая точно определило подход двух сторон к «Экономическому поясу Шелкового пути» и Евразийскому экономическому союзу2. Китайская сторона признает значение ЕАЭС. В свою очередь, российская сторона отмечает важность китайского «Экономического пояса Шелкового пути». Вследствие этого обе стороны получают возможность совместно заниматься поиском точек пересечения между ЕАЭС и «Экономическим поясом Шелкового пути».
Например, в ходе саммита Россия-АСЕАН в мае 2016 г. в Сочи В.В. Путин выдвинул предложение о сопряжении ЕАЭС, АСЕАН и ШОС («интеграции интеграций»). По мнению экспертов, возможно присоединение России или ЕАЭС к Всестороннему региональному экономическому партнерству.
Особо следует отметить, что ЕАЭС уже вышел за рамки Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, в него вступила Армения и Киргизия. Индия, Вьетнам, Новая Зеландия и другие государства также создали (или хотят создать) Зоны свободной торговли с Евразийским экономическим союзом.
Таким образом, ШОС, с точки зрения некоторых стремлений, воплощает в себе модель «Евразийский экономический союз + Китай», Китай надеется на сотрудничество с ЕАЭС. По мере того, как ШОС в последующем будет постепенно принимать новых членов, есть уверенность, что вступление этих государств непременно привнесет новую энергию в сферы торгового сотрудничества ШОС. Шанхайская организация сотрудничества должна стать основной площадкой для строительства «Экономического пояса Шелкового пути», его создание является одним из важнейших направлений экономического сотрудничества в рамках ШОС.
Однако в настоящее время наблюдается явное смещение торговой активности ряда стран-членов ШОС в направлении других государств и регионов мира (рисунок 1).
Рисунок 1. Доли товарного экспорта и импорта стран-членов ШОС, приходящиеся на страны-участницы, государства-наблюдатели и партнеров по диалогу в 2018 и 2019 гг., %
Завершение процесса присоединения Индии и Пакистана к организации может положительно повлиять на торговое сотрудничество в рамках организации, поскольку обе страны заинтересованы в рынках Центральной Азии, стремятся инвестировать в этот регион, и планируют осуществление ряда инфраструктурных и энергетических проектов.
Проблема финансовых рынков стран ШОС. В рамках Шанхайской Организации Сотрудничества активно ведётся работа по становлению Банка развития ШОС в качестве общего фонда для финансирования международных проектов3. Однако российская сторона опасается, что подобная структура будет полностью контролироваться Китаем.
Таким образом, отсутствие многостороннего и эффективного механизма финансовой поддержки инвестиционной деятельности все еще остается одним из слабых мест организации. Также, в основном из-за российского сопротивления, вызванного опасением возможного доминирования китайских товаров на российском и центрально-азиатском рынках и вытеснения отечественного производителя, всё ещё отдалённой перспективой является создание Зоны свободной
торговли на территории стран-участниц ШОС. Россия опасается китайской экономической гегемонии в регионе и выступает за сохранение активности ШОС в сфере обеспечения безопасности, борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.
Проблема различия в масштабах и в уровнях социально-экономического развития стран-членов ШОС. К проблемам экономического сотрудничества в рамках организации можно отнести и различия в масштабах и в уровнях развития экономик стран-членов ШОС.
Из-за различий в экономических условиях и отличающихся интересов стран-участниц, сотрудничество возможно лишь по узкому кругу ключевых направлений. Россия и страны Центральной Азии являются поставщиками сырья в Китай и покупателями готовой продукции. И китайские инвестиции в Россию, и среднеазиатские республики направлены на увеличение производства и экспорта в Китай как раз именно сырьевых ресурсов, а также, на стимулирование импорта китайской продукции этими странами, что осложняет для них попытки диверсификации экономики и преодоления сырьевой ориентации, а также ведёт к постепенному истощению ресурсов при отсутствии или недостаточной развитости других отраслей экономики.
Страны ШОС сильно различаются между собой как по размерам, так и по уровню социально-экономического развития (таблица 1).
Таблица 1
Валовой внутренний продукт по паритету покупательной способности (ВВП по ППС) в странах ШОС в 2018 г.
Страны-члены ШОС ВВП, млрд долл. ВВП по ППС, млрд долл. % от ВВП по ППС стран-членов ШОС
Китай 13 608,2 25 398,7 60,5
Индия 2 718,7 10 500,2 25,0
Россия 1 657,6 4 050,8 9,6
Пакистан 314,6 1 181,4 2,8
Казахстан 179,3 509,5 1,2
Узбекистан 50,5 282,0 0,7
Таджикистан 7,5 31,4 0,1
Киргизия 8,1 24,5 0,1
ИТОГО по странам-членам ШОС 18 544,5 41 978,5 100
Источник: [10]
Рисунок 2. Кратный рост ВВП по ППС в течение 2000-2018 гг. в странах-членах ШОС
При этом среди стран ШОС Китай является наиболее динамично развивающейся страной. В период с 2000 по 2018 гг. экономика Китая выросла в 6,9 раза и опередила по темпам экономического роста все остальные страны ШОС (рисунок 2).
Благодаря более высоким темпам роста экономики, Китай существенно увеличил разрыв с другими странами ШОС. Например, если в 2000 г. размер ВВП по ППС Китая превышал показатель России в 3,7 раза, то к 2018 г. разница уже составляет 6,3 раза. На сегодняшний день ВВП по ППС Китая является самым крупным в мире.
Социально-экономическое различие стран-членов ШОС еще более внушительно. В странах ШОС сегодня проживают почти 3,2 млрд чел., что составляет 42 % населения земного шара. При этом Китай и Индия являются самыми крупными странами по численности населения в мире (таблица 2).
Из стран ШОС невысокий рост населения наблюдается в России, где за 2010—2018 гг. ежегодный рост составил в среднем 0,1 %, и в Китае, где за тот же период население в среднем росло
на 0,5 % в год. В этих странах наблюдается старение населения, что в последующие годы будет оказывать влияние на возможность продолжения роста населения, особенно в России. В остальных странах ШОС рост населения превышает 1 % в год. Лидером по росту населения являются Таджикистан и Пакистан, где население росло в среднем на 2,4 и 2,1 % в год в период с 2010 по 2018 гг.
Таблица 2
Население в странах-членах ШОС в 2018 г.
Страны-члены ШОС Население, млн чел. % от населения мира Плотность населения, чел. на 1 кв.км Средний возраст Средний ежегодный прирост населения в 2010-2018 гг., %
Китай 1 392,7 18 153 38,4 0,5
Индия 1 352,6 18 460 27,1 1,2
Пакистан 212,2 3 281 22 2,1
Россия 144,5 2 9 38,8 0,1
Узбекистан 33,0 <1 78 26,5 1,9
Казахстан 18,3 <1 7 29,6 1,4
Таджикистан 9,1 <1 67 22,1 2,4
Киргизия 6,3 <1 33 25,1 1,8
ИТОГО по странам-членам ШОС 3 168,7 42
Источник: [10]
Ни одна из стран-членов ШОС не является страной с высоким уровнем доходов населения.
Относительно высокий уровень ВВП на душу населения приходится на страны-экспортеры энергоносителей, то есть на Россию и Казахстан, тогда как Кыргызстан и Таджикистан имеют наименьший показатель ВВП на душу населения среди стран ШОС (таблица 3).
Таблица 3
Классификация стран-членов ШОС по уровню доходов населения
Страны-члены ШОС ВВП по ППС на душу населения в 2019 г., долл. Класс по уровню доходов населения
Казахстан 24 879 Высший средний
Россия 24 147 Высший средний
Китай 18 236 Высший средний
Узбекистан 8 556 Нижний средний
Индия 7 762 Нижний средний
Пакистан 5 567 Нижний средний
Киргизия 3 884 Нижний средний
Таджикистан 3 450 Нижний
Источник: [11]
По показателю Индекса человеческого развития за 2019 г., страны-члены ШОС располагаются в группах с очень высоким, высоким и средним уровнями человеческого развития. Четыре из восьми стран ШОС входят в группу с очень высоким или высоким уровнем человеческого развития, тогда как остальные входят в группу со среднем уровнем развития. Относительно высокие показатели стран бывшего СССР, по сравнению, например, с Индией и Пакистаном, легко объяснимы социалистическим наследием, когда базовое образование и медицина предоставлялись и предоставляются бесплатно, а разница в доходах населения не была и не является столь масштабной (таблица 4).
Таблица 4
Индекс человеческого развития в странах-членах ШОС в 2019 г.
Страны- Индекс человече- Место Класс по индексу
члены ШОС ского развития в мире человеческого развития
Россия 0,824 49 Очень высокий
Казахстан 0,817 50 Очень высокий
Китай 0,758 85 Высокий
Узбекистан 0,710 108 Высокий
Киргизия 0,674 122 Средний
Таджикистан 0,656 125 Средний
Индия 0,647 129 Средний
Пакистан 0,560 152 Средний
Источник: [11]
Страны-члены ШОС также можно условно классифицировать на несколько групп, в зависимости от наличия схожих характеристик.
Россия и Казахстан - страны, сильно зависящие от нефтегазовой отрасли. Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан и Пакистан - страны, зависящие от денежных переводов трудовых мигрантов. Китай и Индия - крупнейшие рынки сбыта.
Группа стран, зависимая от нефтегазовой отрасли. В 2019 г. в Казахстане 44 % поступлений в государственный бюджет, 51,6 % прямых иностранных инвестиций и 17 % ВВП формировались за счет нефтегазового сектора. За тот же год в России 40,8 % доходов федерального бюджета и 7,2 % ВВП были сформированы за счет нефтегазового сектора. Высокая зависимость от нефтегазовой отрасли означает, что любые существенные продолжительные падения цен на энергоносители могут оказать негативное влияние на экономику России и Казахстана, что происходит и в настоящий момент нарастания кризисных явлений в экономиках, связанных с ограничительными мерами из-за пандемии.
Группа стран, зависимая от переводов. Индия (мировой лидер по полученным денежным переводам в абсолютном значении) и Пакистан являются крупнейшими экспортерами рабочей силы в мире. Но их экономика менее зависима от денежных переводов мигрантов, а мигранты более рассредоточены в географическом плане, по сравнению с Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном
В тоже время Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан являются странами, сильно зависящими от денежных переводов трудовых мигрантов. Для этих стран также характерно то, что основная масса трудовых мигрантов сосредоточена в России. Таким образом, экономики этих стран не только зависят от денежных переводов, но что еще более рискованно, эта зависимость переводов от одной отдельно взятой страны. Колебания курса российского рубля, деловая активность в России, особенно в строительстве и торговле, политические взаимоотношения этих стран с Россией - все это быстро находит отражение на объемах денежных переводов и, соответственно, на уровне жизни населения этих трех стран (таблица 5).
Таблица 5
Зависимость стран-членов ШОС от денежных переводов
Страны-члены ШОС Международные денежные переводы, полученные в 2018 г., млрд долл. % от ВВП
Китай 67,4 0,18
Индия 78,6 2,90
Россия 9,20 0,50
Пакистан 19,8 6,73
Казахстан 0,62 0,34
Узбекистан 7,61 3,90
Таджикистан 2,18 42,1
Киргизия 2,68 32,5
Источник: [10]
Группа стран, являющихся крупными рынками сбыта. Не -
смотря на то, что доход на душу населения в Китае и Индии ниже, чем в развитых государствах, большая численность населения и более высокие темпы экономического роста делают эти страны наиболее перспективными рынками сбыта в мире (таблица 6).
Таблица 6
Расходы домохозяйств на потребление в 2018 г.
Место в мире Страна Расходы, млрд долл.
1 США 16 903,0
2 Китай 7 260,3
3 Япония 3 745,0
4 Германия 2 843,9
5 Великобритания 2 398,8
6 Франция 2 147,6
7 Индия 1 920,0
Источник: [10]
Китая и Индия занимают 2-е и 7-е места в мире по объему расходов домохозяйств на потребление в текущих ценах в 2018 г. Более того, объемы продаж в Китае через интернет, то есть годовой объем электронной коммерции, превышает 1,9 трлн долл., что составляет 54,7 % глобального рынка электронной коммерции и превышает суммарный объем следующих за ним девяти стран.
Таким образом, ШОС объединяет страны, которые сильно различаются между собой в социально-экономическом развитии, структурных особенностях экономик и масштабе имеющихся проблем. Кроме того, в ШОС участвуют, с одной стороны, страны, которые имеют близкие дружеские отношения (как страны Центральной Азии), а с другой - есть соперничающие страны (например, Индия и Пакистан).
Проблема различия в национальных законодательствах стран-членов ШОС. Одной из проблем экономического сотрудничества в рамках организации можно назвать значительные различия в национальных законодательствах стран-участниц.
Основы правового регулирования экономической деятельности организации были заложены еще в Декларации о создании ШОС4 2001 г.
Тем не менее, экономическое сотрудничество в организации сегодня продвигается в основном по пути двусторонних связей и соглашений. Это подтверждается отсутствием значимых многосторонних проектов и необходимой для этого правовой, финансовой и организационной инфраструктуры.
Однако стороны готовы к взаимодействию, о чем свидетельствуют, в частности, совместные документы РФ и КНР. Так, значимым является Совместное заявление о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия5, согласно которому Россия и Китай считают приоритетной задачей дальнейшее развитие регионального экономического сотрудничества, улучшение инвестиционного климата и укрепление связей между деловыми кругами; выражают готовность продолжать активную работу по созданию правовой базы для расширения организации.
Импульсом к интеграции как России и Китая, так и других государств-участниц ШОС, стали санкции в адрес РФ со стороны Евросоюза. В этой связи наряду с планами на будущее, появились вполне конкретные соглашения и контракты. Визит президента РФ В.В. Путина в Китай в мае 2014 г. положил начало нескольким крупным инвестиционным проектам и дал старт целому ряду соглашений6 о сотрудничестве между двумя странами [7].
Тем не менее, в рамках организации все еще не разработано базовое экономическое соглашение, которое охватывало бы все государства-участницы. Таким образом, международно-правовое регу-
лирование экономических отношений в рамках ШОС пока не носит универсального для всех членов характера, отсутствуют механизмы исполнения и контроля за принятыми решениями.
Влияние проблем экономического сотрудничества стран-членов ШОС на обеспечение региональной безопасности. Нерешенность проблем экономического сотрудничества стран-членов ШОС и их влияние на обеспечение региональной безопасности обусловливает возможность моделирования различных ситуаций и описания различных сценариев развития военно-политической обстановки в Центрально-Азиатском регионе.
Сценарий I. «Огнедышащий Дракон»: усиление Китая7. С учетом постепенного уменьшения роли России в экономике Центральной Азии, на ее позиции будут претендовать, как и сейчас, различные игроки. Среди них наиболее вероятны Китай, США и Индия. Поскольку вложения КНР в экономику региона (крупные инфраструктурные и энергетические проекты) будут оставаться доминирующими, произойдет естественная переориентация экономик стран Центральной Азии в сторону Китая. Этот процесс вызовет увеличение зависимости стран Центральной Азии от внешней гуманитарной и экономической помощи со стороны Китая.
Китайское влияние на культурную жизнь региона будет доминирующим. Уровень российского и американского влияния в социально-гуманитарной сфере будет снижаться. В силу пассивной политики «Русского мира» и слабого культурного присутствия России в регионе, русский язык будет постепенно вытесняться из ряда республик Средней Азии, кроме Кыргызстана и Казахстана. Сократится количество носителей русского языка. Россия перестает формировать элиты среднеазиатских государств в силу того, что российские образовательные центры будут слабо представлены в регионе и перестанут пользоваться популярностью у местной прогрессивной молодежи за исключением Казахстана, с которым Россия будет строить союзные отношения. Русский язык постепенно будет вытеснен китайским, английским, турецким языками.
Усиление миграционных процессов из Китая в Центральную Азию (инженерно-технические сотрудники, квалифицированные рабочие, служащие китайских компаний) приведет к увеличению роли китайской диаспоры, прежде всего, в странах Средней Азии.
В целом в Центральной Азии будет наблюдаться формирование нового тренда мультикультурализма, проявляющегося в распространении смешанных браков, разнообразных национальных кухонь.
Сценарий II. «Стратегия анаконды»: Запад сдерживает Китай8. В долгосрочной перспективе сформируется тренд на плавную переориентацию сырьевых экономик региона на китайский рынок при сохранении опоры на Запад и Россию в области безопасности.
Китай в основном будет контролировать и инвестировать в добывающую промышленность, так как для КНР в условиях экономического роста будут важны ресурсы, в первую очередь энергетические.
Запад, будучи заинтересован в экономической стабильности в Центральной Азии в случае истощения ресурсов в регионе и угрозы миграции, будет вкладывать деньги в перерабатывающую промышленность и создавать дополнительные рабочие места в регионе, таким образом, способствуя диверсификации экономики стран Центральной Азии. При этом основным параметром сотрудничества Запада и государств Центральной Азии останется соблюдение последними прав человека.
В целом экономическое развитие региона оценивается негативно при возможных положительных тенденциях на исходе десятилетия, в случае если эти страны сумеют преодолеть вышеуказанные негативные факторы. Среднесрочный прогноз: умеренный экономический рост большинства стран Центральной Азии при сохранении ориентации на сырьевой сектор.
Культурная жизнь в регионе приобретет особую динамичность и разновекторность. Будет наблюдаться трудовая и социальная мобильность. При этом культурное влияние КНР будет, по-видимому, в значительной мере ограничено.
Сценарий III. «Зеленый полумесяц над Центральной Азией»9. Вследствие регионального конфликта снизится инвестиционная привлекательность ряда стран Центральной Азии в первую очередь для Европейского союза. Усиление централизации власти в среднеазиатских республиках привет к углублению ресурсной зависимости стран. Произойдет милитаризация экономики. Произойдет переориентация на исламскую модель экономики и арабские страны в качестве основного инвестора.
Произойдет увеличение потоков беженцев и вынужденных переселенцев из Афганистана и приграничных территорий в Цен-
тральной Азии. Негативными факторами, которые могут способствовать возникновению конфликтов, станут коллапс инфраструктуры, коррупция и почти полное отсутствие общественных услуг. Наиболее уязвимыми с точки зрения безопасности являются Таджикистан, Узбекистан и Кыргызстан. Начинается дестабилизация ситуации.
Актуализируется религиозный фактор. Усилится влияние исламистских группировок, которые также будут осуществлять социальные проекты. Вероятно, установятся новые формы правления на основе радикальной исламистской идеологии в синтезе с криминальными структурами.
Таким образом, анализ тенденций развития ситуации в Центральной Азии дает возможность предположить, что реализация любого из перечисленных вариантов предполагает возрастание роли Шанхайской организации сотрудничества, Организации договора о коллективной безопасности и других региональных и международных организаций при обеспечении международной безопасности в Центральной Азии. Имеющиеся же проблемы экономического сотрудничества стран-членов ШОС не позволяют в полной мере реализовать потенциал Организации по обеспечению безопасности в этом регионе мира.
* * *
Экономическое сотрудничество стран-участниц ШОС является крайне перспективным направлением обеспечения региональной безопасности в Центральной Азии. Планируемые проекты, в особенности в сфере энергетики, транспорта и инфраструктурного строительства, могут оказать огромное позитивное воздействие.
Для повышения эффективности деятельности ШОС требуется оптимизация торгового и инвестиционного сотрудничества; сферы международно-правового регулирования, в частности разработка базового универсального экономического соглашения между всеми странами-участницами. Для этого, на наш взгляд, необходим системный подход: определенная политическая воля; гармонизация национальных законодательств; выравнивание уровня развития экономики; создание системообразующих структур, необходимых для материализации проектной деятельности; необходим больший учет интересов государств Центрально-Азиатского региона.
Россия в рамках данной международной организации реализует идеи новой платформы и модели сотрудничества, что будет способствовать изменению конфигурации геоэкономической карты евразийского континента. Таким образом, Шанхайская организация сотрудничества является уникальной формой интеграционного объединения государств нового типа, и демонстрирует экономический, а теперь и политический потенциал в глобальном контексте.
Примечания
1 Кит. ШЩ, англ. Shanghai Cooperation Organization, SCO.
2 Евразийский экономический союз, ЕАЭС (арм. b^pmu^m^mh mhmhum^mh tf^nLpjnLh, белор. Еуразшсю эканамiчны саюз, каз. Еуразияльщ экономикальщ ода;, кирг. Евразиялык экономикалык биримдик) - международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учреждённая Договором о Евразийском экономическом союзе. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, а также услуг, капитала и рабочей силы, и проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики. ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов. Членами ЕАЭС являются: Белоруссия (с 1 января 2015 г.); Казахстан (с 1 января 2015 г.); Россия (с 1 января 2015 г.); Армения (со 2 января 2015 г.) и Киргизия (с 12 августа 2015 г.).
3 В ноябре 2010 г китайская сторона выдвинула ШОС предложение углубить финансовое сотрудничество, рассмотреть вопрос создания Банка развития ШОС, расширить сотрудничество по расчетам в национальных валютах, стимулировать торгово-экономические связи в регионе. В ноябре 2013 г. китайская сторона выдвинула предложение по созданию Китайско-Евразийского фонда экономического сотрудничества. Через год китайская сторона заявила об официальном начале отбора первой партии проектов для этого фонда. Кроме того, в настоящее время Китай стал инициатором создания Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, учредителями которого уже стали 27 государств, в том числе Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Монголия, Индия и Пакистан. Большинство стран Европы также выразило желание участвовать. Вероятно, что в будущем банк сможет превратиться в абсолютно новый международный финансовый институт.
4 Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества. Принята в Шанхае 15 июня 2001 г.
5 Совместное заявление РФ и КНР о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия. Шанхай, 20 мая 2014 г.
6 Протокол к Соглашению между Правительством РФ и Правительством КНР о создании и организационных основах механизма регулярных встреч глав правительств России и Китая от 27 июня 1997 г.; Меморандум о межрегиональном
и приграничном сотрудничестве между Министерством регионального развития РФ и Государственным комитетом по развитию и реформе КНР; Меморандум о взаимопонимании между регионами Приволжского федерального РФ и среднего и верхнего течения реки Янцзы КНР по вопросам развития торгово-экономического и гуманитарного сотрудничества; Соглашения о дружбе и сотрудничестве между Республикой Башкортостан и провинцией Цзянси; Меморандум о взаимопонимании между Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и Агентством по атомной энергии КНР о сотрудничестве в сооружении плавучих АЭС; Контракт купли-продажи сжиженного газа в рамках проекта «Ямал СПГ» между ОАО «НОВАТЭК» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией; Меморандум о взаимопонимании между Банком развития Китая, Государственной корпорацией «Банк Развития и Внешнеэкономической Деятельности (Внешэкономбанк)», ОАО «Газпромбанк» и ОАО «Ямал СПГ» в отношении привлечения финансирования для проекта «Ямал СПГ»; «График запуска нефтеперерабатывающего завода в Тяньцзине и поставок сырой нефти для переработки на указанном заводе» между ОАО «НК «Роснефть» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией; Соглашение о стратегическом сотрудничестве между ОАО «РЖД» и корпорацией «Китайские железные дороги»; Соглашение между группой «Интер РАО» и китайской корпорацией «Хуанэн» о намерениях по стратегическому сотрудничеству в области электроэнергетики; Рамочное соглашение между ОАО «Газпромбанк» и Государственным банком развития Китая о стратегическом сотрудничестве; Соглашение о сотрудничестве между Группой «En+» и Корпорацией «Шэньхуа» по совместной разработке За-шуланского угольного месторождения; Соглашение о кредитном сотрудничестве между Внешэкономбанком и Экспортно-импортным банком Китая; Рамочное соглашение о сотрудничестве в области финансирования лизинговых проектов между ОАО «ВЭБ-лизинг» и Экспортно-импортным банком Китая; Трехстороннее соглашение о сотрудничестве при реализации инвестиционного проекта «Строительство завода по производству автомобилей, включающего в себя цех штамповки, сварки, окраски, сборки, производства запчастей» на территории Тульской области между правительством Тульской области, ОАО «Тульская региональная корпорация развития государственно-частного партнерства» и компанией «Great Wall»; Меморандум о взаимопонимании между Российско-Китайским инвестиционным фондом и компанией «Vcanland» в отношении учреждения фонда по инвестированию в отрасль недвижимости для пожилого населения и туризма; Меморандум о взаимопонимании между Российско-Китайским инвестиционным фондом и компанией «HOPU Investments» в отношении инвестиций в развитие логистической инфраструктуры в России и Китае и другие.
7 После вывода коалиционных войск из Афганистана влияние США в Центральной Азии постепенно будет сокращаться. Китай постепенно будет завоёвывать новые позиции в регионе. Усилив свое влияние в экономической сфере, Китай будет болезненно реагировать на проблемы безопасности в Средней Азии и Афганистане. По инициативе китайской стороны будет подписан ряд документов по борьбе с терроризмом, религиозным экстремизмом и сепаратизмом в рамках ШОС. Вариантами развития ситуации (развилка) могут стать: 1. Китай позволит
поддерживать безопасность в регионе с помощью сил других акторов (России, США), непосредственно не вмешиваясь в ситуацию военным образом (наиболее вероятный сценарий). 2. Китай будет осуществлять постепенное, очень аккуратное и поначалу ограниченное военное проникновение в регион к с целью борьбы с терроризмом и наркотрафиком (менее вероятный сценарий). Целью Китая станет продвижение его национальных интересов в странах Центральной Азии и решение значимых для него нижеследующих внешнеполитических и внешнеэкономических задач: расширение границ и сфер влияния (за счет Узбекистана, Кыргызстана); решение проблем безопасности в регионе в контексте ограничения влияния идеологии пантюркизма, политического ислама и этнического сепаратизма на приграничные с Центральной Азией регионы Китая; превращение стран Центральной Азии в рынок сбыта китайских товаров; поиск путей доступа к энергоресурсам региона. К концу указанного периода Китай увеличит свое экономическое и политическое влияние в регионе.
8 США будут сдерживать геополитическое наступление КНР в Центральной Азии, а также создавать союзы со странами региона и Россией с целью противостоять терроризму, наркотрафику и торговле оружием. Будут созданы американские военные базы, которые станут не только фактором присутствия в Афганистане, но и инструментом непрямого военно-политического давления США на КНР и Иран. Американцы будут стараться развивать потоки экономической помощи странам региона, причем скорее не из собственного бюджета (ситуация в США неблагоприятна), а по линии международных финансовых институтов (Международный валютный фонд, Азиатский банк развития, Исламский банк, ООН). Дестабилизация политической обстановки в регионе будет происходить только в случае усиления влияния прокитайских сил. Сотрудничество США с Россией в военно-политической сфере, по всей видимости, будет носить ситуативный характер.
9 Вывод коалиционных сил приведет к следующим процессам в Афганистане: укреплению позиции талибов и репрессиям со стороны талибов в отношении лиц, тесно связанных со структурами коалиционных сил. Следствием этого станет приток беженцев в соседние республики Средней Азии - Узбекистан, Таджикистан, что увеличит давление на экономики этих стран. Также нельзя исключать, что при угрозе военного давления США на Иран, последний может использовать группировки шиитов в странах Центральной Азии для противодействия американскому присутствию, например, хазарейцев в Афганистане и таджикских шиитов. Все это может привести к ослаблению роли России в регионе. Весьма вероятно появление в регионе происламски настроенных режимов.
Библиографический список
1. Декларация о создании ШОС. Центральный интернет портал ШОС. URL: http://infoshos.ru/ru/?id=37/ (дата обращения: 10.03.2020).
2. Хартия Шанхайской организации сотрудничества. // Центральный интернет-портал ШОС. URL: http://infoshos.ru/ru/?id=33/ (дата обращения: 11.03.2020).
3. БарановА.Ю. Интересы государств-участниц ШОС и их расхождения. URL: http://iefsurf.ru/2814714319.html (дата обращения: 10.03.2020).
4. ГордиенкоД.В. Сравнительная оценка защищенности экономики России при реализации глобальных интеграционных проектов. М., 2020.
5. Лукин А.В. Идея «экономического пояса Шелкового пути» и евразийская интеграция // Международная жизнь. 2014. № 7.
6. Россия и Китай на пути интеграции. РИА Новости. URL: http://ria.ru/ radio/20140924/1025394348.html#14145985442744&message=resize&relt o=login&action=remove Class&value=registration#ixzz3HYBiVJZA (дата обращения: 11.03.2020).
7. Троицкий Е.Ф. Становление и развитие Шанхайской Организации Сотрудничества (2000-2007 гг.) // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 2 (7).
8. Фролова И.Ю. Китайский проект «Экономический пояс Шёлкового пути»: развитие, проблемы, перспективы. URL: http://library.asue.am/ open/art4637.pdf (дата обращения: 11.03.2020).
9. Oberlo. 2019. Ecommerce Soles by Country in 2019.
10. Word Bank. 2018. URL: https://data.worldbank.org/indicator/BX.TRF. PWKR. CD.DT?locations= (дата обращения: 20.06.2021).
11. United Nation. 2019. Human Development Index.
Д.В. Гордиенко
доктор военных наук, профессор
Российская академия народного хозяйства
и государственной службы при Президенте РФ, г. Москва
E-mail: [email protected]
А.В. Ганин
доктор экономических наук
действительный член Академии военных наук РФ, г. Москва
E-mail: [email protected]