Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ'

ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Ключевые слова
институционализация / приоритеты / анализ / ресурсы / значимость / цели / интересы / institutionalization / priorities / analysis / resources / significance / goals / interests

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Базарбаев К.Б.

проанализированы и обобщены инициативы стран ЦА по дальнейшей институционализации, которые направлены на решение различных экономических, социально-гуманитарных, экологических и иных проблем и задач, а также определены перспективы развития взаимовыгодного сотрудничества и на этой основе выделены наиболее значимые сферы партнерства государственных, общественных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN PRIORITIES OF THE INTERESTS OF STATES CENTRAL ASIA

The initiatives of the Central Asian countries on further institutionalization, which are aimed at solving various economic, socio-humanitarian, environmental and other problems and tasks, are analyzed and summarized, as well as prospects for the development of mutually beneficial cooperation are identified and on this basis the most significant areas of partnership of state and public bodies are highlighted.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ»

ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Базарбаев К.Б.

соискатель, докторант Национальной академии наук КР, Кыргызстан, Бишкек ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Аннотация: проанализированы и обобщены инициативы стран ЦА по дальнейшей институционализации, которые направлены на решение различных экономических, социально-гуманитарных, экологических и иных проблем и задач, а также определены перспективы развития взаимовыгодного сотрудничества и на этой основе выделены наиболее значимые сферы партнерства государственных, общественных органов.

Ключевые слова: институционализация, приоритеты, анализ, ресурсы, значимость, цели, интересы

Комплексное политологическое изучение различных сторон процесс институционализации стран Центрально-Азиатского региона является актуальной задачей отечественной и зарубежной политической науки. Это вытекает из международных и региональных приоритетов стратегии политического и социально-экономического развития этого региона, а также собственных национальных целей и интересов государств Центральной Азии, так как экономический рост, инвестиционная привлекательность, национальная безопасность и т.д. зависят от степени эффективного внешнеполитического участия в мировом или региональном процессе в условиях глобализации.

Кроме того, системное изучение политических процессов стран Центрально-Азиатского региона во всем многообразии в условиях перманентных изменений международной политической, социально-экономической обстановки и финансово-экономического кризиса в мировом сообществе представляет собой актуальную и вместе с тем сложную политологическую задачу современности.

Выбор направления этого исследования обусловлен еще и необходимостью политологического анализа и обобщения новейших результатов и позитивных достижений внешнеполитического сотрудничества стран Центральной Азии, а также значимостью научно-теоретического осмысления политических процессов сближения и объединения государств в мировом сообществе и регионе.

В настоящее время актуально радикальное решение насущных вопросов и проблем совместного и рационального сотрудничества в использовании водных и энергетических ресурсов, проведение согласованной политики в области развития региональной транспортно-коммуникационной системы и импортозамещающих производств, совершенствование сложившихся хозяйственных связей, обеспечение максимально благоприятных условий для расширения гуманитарно-культурных, экономических и иных связей между народами государств Центральной Азии.

Актуальность и значимость политологического анализа институциональных вопросов государств Центрально-Азиатского региона возрастают в ближайшей и отдаленной перспективе, поскольку, по характеристике Н.А. Назарбаева, «наступивший XXI в. - это эпоха углубления интеграции, цивилизации, диалога и партнерства в решении новых глобальных проблем, перед лицом которых оказалось человечество. Только на этой основе можно гарантировать его процветающее будущее, отойти от столкновения цивилизаций с применением накопленного арсенала средств массового уничтожения. С полным основанием можно сказать, что современный мир - это мир локальных цивилизаций, показывающих пространственное разнообразие исторического наследия и современного бытия человечества» [2, с. 155].

Проблема комплексного изучения внешнеполитического процесса и опыта становления и развития институциональных процессов стран Центральной Азии становится еще более актуальной и в связи с мировым финансово-экономическим кризисом, объективно свидетельствует о невозможности решения данной проблемы и других вопросов в одиночку и необходимость объединения ресурсов и усилий в борьбе с ним.

Дальнейшее укрепление макро- и микроэкономических связей между центральноазиатскими странами позволит успешно решить многие другие вопросы внешнеполитического и социально-экономического взаимодействия, а также внутриполитического развития, а именно укрепить взаимовыгодное сотрудничество, повысить занятость и материальное благосостояние населения, обеспечить приток инвестиций и инновационных технологий, повысить конкурентоспособность национальных экономик, снизить уровень безработицы и т.д. Следовательно, в странах Центрально-Азиатского региона протекает процесс аккумулирования и конкретизации проблем, требующих мобильного решения.

В связи с этим, особенно важными оказываются проблемы разработки принципов и механизмов организации эффективной системы межрегиональной интеграции и региональной безопасности стран Центральной Азии. В геополитическом плане здесь концентрируются геостратегические национальные цели и интересы крупных держав мирового сообщества, особенно в области энергоносителей и природных ресурсов. При этом крупные субъекты мировой политики стремятся получить максимально приемлемый контроль над странами этого региона, поскольку любое достаточно крупное государство практически всегда стремится усилить свой международный политический вес и влияние за счет других членов международного сообщества.

Отчетливо прослеживается тенденция к противоборству КНР с США, ЕС и РФ с другими странами, как в прошлом, так и ныне. Это противоборство протекает в обстановке разразившегося финансово-экономического кризиса, охватившего почти все страны мирового сообщества, включая государства Центральной Азии.

Исключительное значение приобретают в контексте исследуемого вопроса накопленный позитивный международный опыт и практика на региональном уровне, например, интеграция стран Европы и Азии. В то же время заметим, что институционализация для стран Центральной Азии вопрос изучения и адаптации имеющегося положительного опыта к региональным условиям, поскольку доля успешных интеграционных проектов достаточно низок. В этой связи существенно важно определить действенную институционально-правовую базу таких региональных интеграционных процессов.

Значимость комплексного исследования изучаемой проблемы политической науки связана еще и с тем, что, во-первых, отсутствует альтернатива региональной интеграции в условиях возрастающей глобализации мирового сообщества; во-вторых, центральноазиатские страны имеют много общего в истории, менталитете, культуре, вероисповедании, образе жизни и т.д.; в-третьих, каждая страна включена в глобальные интеграционные политические процессы современности; в-четвертых, злободневностью и потребностью решения многих социальных проблем; в-пятых, необходимостью преодоления финансово-экономического кризиса общими усилиями государств данного региона.

Проблемы сближения и объединения стран Центральной Азии на основе применения общенаучной и системной методик были выделены и исследованы наиболее значимые для центральноазиатских государств аспекты институциональных вопросов, где выявлены препятствия на пути сотрудничества и интеграции с точки зрения внутренних целей, интересов, а также реализации задач стратегического и стабильного политического развития государств этого региона.

После обретения независимости государствами Центральной Азии, их взаимоотношения, в основном, в политической сфере, характеризовались стабильностью, укреплением региональной безопасности и определенной интеграцией.

Центральная Азия является одним из богатейших и перспективных регионов на Евроазиатском пространстве. В ней проживает около 78 млн. человек. Имеется весомый научно-технический и интеллектуальный потенциал, богат он и трудовыми ресурсами. Недра региона содержат большие запасы углеводородного и энергетического сырья (нефть, газ, уран, металлы и др.).

Среди государств Центральной Азии наиболее экономически мощными и богатыми природными ресурсами являются Республики Казахстан и Узбекистан (РК, РУ). Вступление РУ в Евразийское экономическое сообщество (ЕАЭС) и подписание протокола о ею присоединении, по оценке Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, являемся «знаковым событием». Эти события, несомненно, должны сказаться на темпах ускорения интеграции, развитии всесторонних и многообразных связей государств Центральной Азии.

Центральноазиатская интеграция на данном этапе переживает кризис. Среди объективным факторов и причин можно выделить достаточно дифференцированный уровень развития национальных экономик государств Центральной Азии и направления реформ во всех сферах общественной жизни, некоторые различия политических режимов, сохранение ряда пережитков системы в делах и умах некоторой части людей населения.

В рассматриваемом плане исключительно важно значение приобретает новая инициатива руководителей государств - Казахстана, Туркменистана, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана об интеграции в экономической и других сферах, что выступит весомым и позитивным потенциалом, содействующим выходу из финансово-экономического кризиса, а также ускорит темпы социально-экономического и иного развития данных государств Центральной Азии.

Экономики всех стран развиваются неравномерно, экономическая политика также базируется на различных методологических концепциях. На данном этапе слабо проявляются тенденции по внутрирегиональной интеграции экономик стран Центральной Азии, что могло бы обеспечить более эффективные и комплексные механизмы для усиления конкурентоспособности местного производства, не выдерживающего на данный момент острой конкуренции с товарами, активно насыщаемыми с близлежащего китайского рынка и рынка стран Юго-Восточной Азии. Социально-экономические показатели Центрально-Азиатских стран имеют значительный разброс. Как видно из наиболее крупных по площади - Казахстан, наиболее густонаселенный - Узбекистан, наибольший уровень бедности и наибольший прирост населения наблюдается в Таджикистане.

Таким образом, нами исследованы основные аспекты, протекающих в странах Центрально-Азиатского региона на современном этапе, изучены факторы, способствующие укреплению и позитивному развитию внешнеполитического сотрудничества между этими суверенными государствами, осуществлен комплексный сравнительный политологический анализ деятельности региональных международных организаций, предложены конкретные практические рекомендации по углублению взаимовыгодных отношений между центральноазиатскими государствами.

При этом институционализацию нужно рассматривать как единую комплексную систему, объединяющую в себе государственные, общественные, научные, образовательные и морально-ценностные аспекты деятельности социально-ориентированного общества. Предоставляя важную информацию о влиянии различных факторов на профессиональные качества и продуктивность работы специалистов социальной сферы, данное исследование способствует совершенствованию системы социальной работы в целом через внедрение механизмов сопровождения специалистов, оказывающих специальные социальные услуги целевым группам населения.

Исследователь состояния народов Мюрдаль справедливо отмечал значение национальной и региональной специфики, которая играет не последнюю роль в деле принятия, установления и приживаемости новых внедряемых механизмов [3].

Однако [1] поскольку государственные программы стран региона ЦА финансировались в основном западными международными финансовыми организациями и зарубежными правительствами, то их роль в определении экономических программ правительств стран региона стала неоспоримой [1].

Страны региона смогли сделать гигантские шаги в своем развитии, поэтому, несмотря на то, что задача нахождения новых эффективных путей развития общества является достаточно сложной, верится, что богатство и опыт цивилизации Центрально-Азиатского региона, мудрость и терпимость её народов выведут развитие этих стран на новые горизонты и позволят достичь более достойного положения на мировой арене.

Литература:

1. Динкевич А.И., Швыдко В.Г. Страны Центральной Азии - новая фаза переходного периода/ Ин-т востоковедения РАН. - М., 2015. - 173 с.

2. Назарбаев Н.А. Стратегия становления постиндустриального общества и партнерство цивилизаций. - М.: Экономика, 2008. - 398 с.

3. Нуреев Р.М. Экономика развития: модели становления рыночной экономики. - М., 2018. - 639 с.

References:

1. Dinkevich A.I., SHvydko V.G. Strany Central'noj Azii - novaya faza perekhodnogo perioda/ In-t vostokovedeniya RAN. - M., 2015. - 173 s.

2. Nazarbaev N.A. Strategiya stanovleniya postindustrial'nogo obshchestva i partnerstvo civilizacij. - M.: Ekonomika, 2008. - 398 s.

3. Nureev R.M. Ekonomika razvitiya: modeli stanovleniya rynochnoj ekonomiki. - M., 2018. -639 s.

THE MAIN PRIORITIES OF THE INTERESTS OF STATES CENTRAL ASIA

Bazarbayev K.B.

applicant, doctoral student of the National Academy of Sciences of the Kyrgyz Republic, Kyrgyzstan, Bishkek

Abstract: The initiatives of the Central Asian countries on further institutionalization, which are aimed at solving various economic, socio-humanitarian, environmental and other problems and tasks, are analyzed and summarized, as well as prospects for the development of mutually beneficial cooperation are identified and on this basis the most significant areas of partnership of state and public bodies are highlighted.

Keywords: institutionalization, priorities, analysis, resources, significance, goals, interests

Для цитирования: Базарбаев К.Б. Основные приоритеты интересов государств Центральной Азии// Архонт, 2023. № 4(37). С. 43-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.