Научная статья на тему 'ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ'

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Ключевые слова
институционализация / политический конфликт / реформирование политической системы / разрешение политических конфликтов / миграционная политика / транзитная миграция / миграционный поток / institutionalization / political conflict / reforming the political system / resolution of political conflicts / migration policy / transit migration / migration flow.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Асаналиев У.А., Акаев А.А.

в статье рассматриваются вопросы институционализации (регулирования) политических конфликтов в контексте исследования ее взаимосвязи с политическим изменением, а также возможности разрешения политических конфликтов через преобразования. Авторами предлагается рассматривать политическое изменения как путь к институционализации политических конфликтов, а преобразования – как эффективный инструмент минимизации уровня политической конфликтности, разрешения политических конфликтов. В обзоре проанализированы отличительные особенности, присущие миграционным процессам государств Центральной Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Асаналиев У.А., Акаев А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONALIZATION OF POLITICAL CONFLICTS

The article examines the issues of institutionalization (regulation) of political conflicts in the context of studying its relationship with political change, as well as the possibility of resolving political conflicts through transformations. The authors proposes to consider political changes as a path to the institutionalization of political conflicts, and transformations as an effective tool for minimizing the level of political conflict and resolving political conflicts. The review analyzes the distinctive features inherent in the migration processes of the Central Asian states.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ»

ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Асаналиев У.А. кандидат политических наук, и.о. доцента, докторант Института философии и политико-правовых исследований им. А.А. Алтмышбаева Национальной академии наук КР,

Бишкек, Кыргызстан Акаев А.А.

кандидат политических наук, и.о. доцента. кафедры «Философии и политологии» Факультета искусств Ошгу, Кыргызстан

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы институционализации (регулирования) политических конфликтов в контексте исследования ее взаимосвязи с политическим изменением, а также возможности разрешения политических конфликтов через преобразования. Авторами предлагается рассматривать политическое изменения как путь к институционализации политических конфликтов, а преобразования - как эффективный инструмент минимизации уровня политической конфликтности, разрешения политических конфликтов. В обзоре проанализированы отличительные особенности, присущие миграционным процессам государств Центральной Азии.

Ключевые слова: институционализация, политический конфликт, реформирование политической системы, разрешение политических конфликтов, миграционная политика, транзитная миграция, миграционный поток

Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т.д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Все это обуславливает пристальное внимание к исследованию конфликтов.

Институционализация политических конфликтов является первым действием, которое на основе определенных правил политического взаимодействия направляется на управление политическим конфликтом. Следует отметить, что в научной литературе вопросы институционализации политических конфликтов в условиях политического реформирования, взаимосвязей указанных процессов остаются недостаточно исследованы. Это определяет актуальность исследования данной проблемы.

Институционализация политического конфликта - это развитие соответствующих институтов, предусмотренных для регулирования конфликтов, которые «позволяют сделать их подконтрольными действующим в обществе правилам политической игры» [2, с. 40]. Они призваны обеспечить регулируемость и управляемость процесса развития политического конфликта, способствовать предупреждению его деструктивных последствий.

Значительный вклад в исследование проблемы институционализации политических конфликтов внесла А. Глухова, которая доказала, что она представляет собой комплекс конкретных мероприятий и процедур [1, с. 205-216], а именно: а) осознание и принятие обществом конфликтной парадигмы взаимоотношений субъектов в политической сфере; б) признание возможности существования альтернативности политических позиций относительно способов реформирования политической системы; в) наличие эффективных и действенных, согласованных правил, регулирующих взаимоотношения противоборствующих сторон в политическом процессе; г) наличие, действенность, автономность институциональных структур, в пределах которых развиваются конфликтные по своей сути властные отношения, согласуются разнонаправленные интересы и решаются

политические конфликты; д) наличие и эффективность конституционных подходов регулирования и решения конфликтов.

Институционализация и реформы - тесно связанные процессы. Именно реформы выступают важным средством институциональных изменений, а институционализация -результатом развития и совершенствования политических отношений. Этим обеспечивается степень определенности и порядка, возможности предвидения последствий политического взаимодействия. Основная задача политического реформирования может рассматриваться как проблема выбора перспективных путей институционализации политических структур, которые бы максимально способствовали совершенствованию политических институтов и налаживанию конструктивного взаимодействия между ними, созданию эффективных механизмов согласования интересов участников политических отношений, обеспечивали регулируемость и управляемость политических процессов. С одной стороны, политическая реформа необходима для институционализации политического конфликта, налаживания конструктивного взаимодействия контрагентов, но, с другой стороны, реформа сама способна спровоцировать возникновение конфликтов. Эффективность и результативность политической реформы напрямую зависят от возможности создания в государстве таких структур, внедрения ценностей и установок, которые бы позволили различным общественно-политическим группам мирно разрешать противоречия.

В целом, в результате конфликта политические системы получают возможность усовершенствовать свою структуру путем исключения источников трений, внутреннего антагонизма и добиться сплоченности. Внутригрупповой конфликт часто вдыхает новую жизнь в существовавшие нормы или приводит к возникновению новых. Под воздействием конфликта формируются новые государственные институты, новые законы и иные правовые акты.

Принципиальная установка на то, что политические конфликты способны выполнять позитивные функции, позволяет прийти к выводу, что в интересах государственной власти чаще всего может быть не подавление формирующихся конфликтов, а их контроль или регулирование.

Политической практикой и теорией выработаны некоторые общие способы предотвращения, регулирования и разрешения политических конфликтов.

Компромисс - определяется как соглашение на основе взаимных уступок. Различают вынужденные и добровольные компромиссы. Вынужденные компромиссы навязываются сложившимися обстоятельствами, а добровольные - заключаются на основе соглашения по определенным вопросам и соответствуют какой-то части политических интересов всех взаимодействующих сил. На основе таких компромиссов создаются многообразные партийные блоки и политические коалиции.

Консенсус - это соглашение значительного большинства людей любого сообщества относительно наиболее важных аспектов его социального порядка, выраженное в действиях.

В разрешении политических противоречий достаточно эффективным способом является привлечение «третьей стороны», т.е. неучаствующих в конфликте лиц или инстанций.

Наиболее мягкой формой участия «третьей стороны» является посредничество, т.е. согласие сторон от случая к случаю выслушивать посредника и рассматривать его предложения.

В случае, если посредничество не дает желаемых результатов необходимо сделать следующий шаг к арбитражу, то есть к тому, что решения «третьей стороны» являются обязательными. Арбитраж переходит от регулирования конфликта к его подавлению. Этот метод иногда может быт необходим, но его постоянное применение может иметь серьезные последствия. Подавленный конфликт - это все равно сохраняющийся конфликт, но только принявший скрытую, а значит, и более опасную форму.

Следует отметить, что конфликты не исчезают путем их регулирования. Там, где существует общество, всегда существуют конфликты. Регулируемый конфликт является более смягченным, он протекает в формах, совместимых с непрерывно изменяющейся социальной структурой, он не является гражданской войной или революцией.

Рациональное обуздание политических и социальных конфликтов является одной из задач политики.

Для обеспечения легитимации государственной власти, стабильности политической системы и минимизации уровня политической конфликтности важным является принятие Основного Закона государства (внесение изменений в него). Это будет способствовать институционализации политических конфликтов как в правовой сфере, так и в политическом сознании, положительно скажется на реализации приоритетных национальных интересов в политической сфере.

Так же важным приоритетом является миграционная система, которая с 1990-х гг. стало весьма актуальна.

К настоящему времени все ярче вырисовывается картина миграции в рамках самого региона, причем характерной становится трудовая миграция. "Специализация" в этой области следующая - "принимающими" государствами являются в основном Казахстан и Россия, а "отправляющими" - Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан. Экономическая мотивация мигрантов из Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана объясняется избытком трудовых ресурсов при недостаточности естественных ресурсов, низким уровнем развития экономики в этих странах, что приводит к невысокой оплате труда населения и росту безработицы.

Регулирование миграционных потоков на сегодняшний день становится задачей номер один для внутренних ведомств принимающих стран. Будоражащие общественность публикации в СМИ о бесправии, а иногда и о фактическом рабстве мигрантов, вынужденных терпеть не только социальное, но и физическое унижение, а также лишенных определенных гарантий безопасности своей жизни, свидетельствуют о том, что регулирование миграции перерастает рамки того или иного государства, требует не просто принятия внутренних мер, но и сотрудничества на межгосударственном уровне.

В области миграции решение проблемы видится на международном уровне, что предполагает наличие институциональной правовой базы, регулирующей миграционные процессы и связанные с ними вопросы. К сожалению, приходится констатировать, что страны региона находятся на различных ступенях в области миграционного законодательства.

Совершенно очевидно, что данные мероприятия (при условии их выполнения) могут стать важной институциональной базой и реальным механизмом согласования и регулирования миграционной политики на многостороннем уровне. В условиях центральноазиатского пространства это будет означать, что миграционные процессы смогут принять законные и цивилизованные рамки и снизить остроту проблемы, связанной, в первую очередь, с нелегальной трудовой и транзитной миграцией. Вместе с тем Туркменистан и Узбекистан продолжают оставаться вне рамок многостороннего сотрудничества. С учетом избыточности трудовых ресурсов в Узбекистане, его соседства с Афганистаном, а также общей экономической ситуации вопрос о миграционном давлении со стороны этого государства на соседние страны региона будет оставаться открытым.

Миграция из Таджикистана внесла заметные изменения в этнический состав населения и повседневную жизнь большинства регионов Урала и Сибири. Стремительная убыль населения, особенно в азиатской части страны, считают эксперты, неизбежно ставит вопрос об источниках восполнения дефицита рабочей силы. Компенсировать нарастающую убыль возможно за счет миграции. Среднеазиатское направление на ближайшие годы является одним из приоритетных, несмотря на сокращение миграционного притока.

В Казахстане активизация миграции населения в другие страны привела к потере трудового потенциала. Из республики мигрируют преимущественно люди с высшим или средним профессиональным (специальным) образованием, т.е. высокообразованные специалисты. Значимым трендом в стране стала образовательная миграция. Эксперты отмечают, что люди часто уезжают из-за невозможности найти достойное место на рынке труда.

На современном этапе в Кыргызстане миграционный обмен населением усилился с рядом стран вне СНГ. Для трудовых мигрантов из Кыргызстана наиболее привлекательны Россия, Казахстан, Турция, страны Европы, Южная Корея. При этом доминирует поиск условий, призванных повысить уровень и качество жизни выбывающих [3].

В условиях независимого развития Узбекистан столкнулся с новыми видами миграций, ранее не свойственными республике, такими как вынужденная миграция, потоки беженцев в страну, незаконная миграция. Учет, регулирование, управление и минимизация стихийных форм миграционных процессов, снижение негативных факторов миграции являются важными задачами государства, требующими выработки эффективной государственной политики.

Данные факторы подводят к тому, что миграционная ситуация в Центральной Азии еще долго будет оставаться проблемой для всех государств региона, а также России. Избыточность трудовых ресурсов в одних странах (Узбекистан, Таджикистан) и недостаточность в других (Казахстан, Россия), несопоставимость экономического развития государств и особенности в области миграции, проявляющиеся в закрытии границ и отмене безвизового пространства (Туркменистан, Узбекистан), несовершенство и недостаточность правовой базы - все это приводит к тому, что трудовая миграция, не уменьшаясь, принимает преимущественно нелегальные формы, становится слабоуправляемой.

Между тем реальность сегодняшнего времени такова, что миграция становится одним из символов и, одновременно, пружиной глобального развития. Этого явления не избежать ни в кратко-, ни уж тем более в долгосрочной перспективе. Миграцию надо воспринимать как данность, как неизбежный элемент развития настоящего и будущего. А потому -необходимо научиться ею управлять, пока она управляема, пока она сама не начнет менять политические и демографические пейзажи в странах и целых регионах.

Подводя итоги изложенного материала, приходим к выводу, что взаимосвязь между процессами институционализации политических конфликтов и политическим реформированием заключается в том, что последнее выступает средством создания (совершенствования) институциональных механизмов, которые способствуют согласованию разнонаправленных интересов участников политических отношений, поиску альтернативных и взаимоприемлемых политических решений, то есть механизмов, обеспечивающих регулирование конфликтов. Иными словами, политическое реформирование следует всей системы начиная от политических институтов до миграционной политики надо рассматривать как путь к институционализации политических конфликтов.

Литература:

1. Глухова А.Г. Политические конфликты: основания, типология, динамика: теоретико-методологический анализ. - М.: Эдиториал УРСС, 2000. - 280 с.

2. Держалюк О.М. Политический конфликт как фактор внутренний угрозы политической безопасности// Стратегические приоритеты, 2006. № 1. С. 35-41.

3. Джоошбекова А.Р. Социально-демографический портрет внешних трудовых мигрантов из Кыргызстана// Стратегические ориентиры развития Центральной Азии:

история, тренды и перспективы. Сб. научных статей международного научно-образовательного форума. - Екатеринбург. 2021. С. 254-259.

References:

1. Gluhova A.G. Politicheskie konflikty: osnovaniya, tipologiya, dinamika: teoretiko-metodologicheskij analiz. - M.: Editorial URSS, 2000. - 280 s.

2. Derzhalyuk O.M. Politicheskij konflikt kak faktor vnutrennij ugrozy politicheskoj bezopasnosti// Strategicheskie prioritety, 2006. № 1. S. 35-41.

3. Dzhooshbekova A.R. Social'no-demograficheskij portret vneshnih trudovyh migrantov iz Kyrgyzstana// Strategicheskie orientiry razvitiya Central'noj Azii: istoriya, trendy i perspektivy. Sb. nauchnyh statej mezhdunarodnogo nauchno-obrazovatel'nogo foruma. - Ekaterinburg. 2021. S. 254-259.

INSTITUTIONALIZATION OF POLITICAL CONFLICTS

Asanaliev U.A.

Candidate of Political Sciences, Acting Associate Professor, Doctoral student of the Altmyshbayev Institute of Philosophy and Political and Legal Studies

of the National Academy of Sciences of the Kyrgyz Republic, Bishkek, Kyrgyzstan Akaev A.A.

Candidate of Political Sciences, Acting Associate Professor, Department of Philosophy and Political Science, Faculty of Arts, Osh State University, Kyrgyzstan

Abstract: The article examines the issues of institutionalization (regulation) of political conflicts in the context of studying its relationship with political change, as well as the possibility of resolving political conflicts through transformations. The authors proposes to consider political changes as a path to the institutionalization of political conflicts, and transformations as an effective tool for minimizing the level of political conflict and resolving political conflicts. The review analyzes the distinctive features inherent in the migration processes of the Central Asian states. Key words: institutionalization; political conflict; reforming the political system; resolution of political conflicts, migration policy, transit migration, migration flow.

Для цитирования: Асаналиев У.А., Акаев А.А. Институционализация политических конфликтов // Архонт, 2023. № 4(37). С. 38-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.