Научная статья на тему 'Трансформация политической системы как объективный процесс в развитии государства'

Трансформация политической системы как объективный процесс в развитии государства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
779
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / STATE / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / ПОЛИТИКА / POLITICS / СУВЕРЕНИТЕТ / SOVEREIGNTY / АКТОРЫ / ACTORS / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / POLITICAL SYSTEM / ТРАНСФОРМАЦИЯ / TRANSFORMATION / СТРАНА / COUNTRY / ИНТЕРЕС / INTEREST

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хамидова Зульфия Толибовна

В данной статье рассматривается трансформация политической системы государства как один из объективных процессов в развитии государства. На основе анализа истоков, институционализации, структуризации и последствий трансформации политической системы стран Центральной Азии со дня приобретения независимости каждой из них, автором обобщена ее роль в становлении государств данного региона как полноценных акторов международных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация политической системы как объективный процесс в развитии государства»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

The tranformation of the political system as an objective process in the development of the state Khamidova Z.

Трансформация политической системы как объективный процесс

в развитии государства Хамидова З. Т.

Хамидова Зульфия Толибовна /Khamidova Zulfiya - аспирант, Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Кыргызской Республики имени К. Дикамбаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в данной статье рассматривается трансформация политической системы государства как один из объективных процессов в развитии государства. На основе анализа истоков, институционализации, структуризации и последствий трансформации политической системы стран Центральной Азии со дня приобретения независимости каждой из них, автором обобщена ее роль в становлении государств данного региона как полноценных акторов международных отношений.

Abstract: this article examines the transformation of the political system of the state as one of the objective processes in the development of the state. Based on analysis of the origins, institutionalization, structuring and consequences of the transformation of the political systems of Central Asia since the independence of each of them, the author summarizes her role in the formation of states in the region as full actors in international relations.

Ключевые слова: государство, общество, политика, суверенитет, акторы, политическая система, трансформация, страна, интерес.

Keywords: state, society, politics, sovereignty, the actors, the political system, the transformation, the country, the interest.

УДК 321.02.121

С приобретением независимости страны Центральной Азии вошли в мировое сообщество как полноценные акторы международных отношений. Появление суверенных национальных государств способствовало видоизменению политической карты мира и самого характера международных отношений. Как полноценные акторы молодые государства постепенно стали переходить к системным типам взаимоотношений. Системный тип предполагал системообразующие признаки, которые базировались на комплексе интересов, идей, объективных и субъективных факторов. При этом, этот комплекс основывался на смыслообразующие начала. Этим началом было суверенитет. Но в истории развития суверенных государств, можем сказать, что суверенитет и безопасность всегда были неотъемлемыми условиями существования государства и наличия необходимых условий и факторов для развития государства как полноценного актора политических отношений. Российский политолог Амбросимов Н. отметил, что «в процессе глобализации, каждое государство преследует цели чтобы быть в течении мирового порядка» [1, с. 25]. При развитии государства как актора международных отношений происходит трансформация политической системы. Трансформации политической системы могут считаться организованными и структурированными, если в них активно действуют субъекты международных отношений, как -«политический человек», «политическая организация», «политическая элита».

Политическая активность каждого из них при участии в политическом процессе, является объективной потребностью организованных политических процессов, однако ее формирование проходит такие этапы, которые обусловлены самоидентификацией гражданина и индивида, способствуя выработке устойчивых ценностных ориентаций и политических потребностей, реализуемых в политической позиции организации и элиты.

Благодаря политической социализации, т.е. процессу политического становления гражданина государства, происходит вхождение его в политику, его осознанная подготовка и включение в деятельность социально-политических институтов, как государственная власть, партии, общественные организации. Политические процессы структурируются, поскольку «актуализируется социальная политика власти, способствующая социально-политическим институтам приобрести устойчивость в меняющемся миропорядке» [3, с. 197].

Структуризация политических процессов стран Центральной Азии на постсоветском пространстве осуществлялась на основе сложного и многогранного пути, проходя этапы своего генезиса, развития и становления новой политической системы, направленной на демократизацию всех сфер общественной жизни. В указанных реалиях кыргызстанского общества возрастает значение взаимодействия центральных, региональных и местных политических институтов. Для их функционирования вовлекается все большее количество различных групп, страт, элит и населения, постепенно мотивируя институционализацию политических и социальных интересов государства. Благодаря институционализации интересов, с реальной активизацией политического участия населения, развитием многопартийности, становления и развития открытых плюралистических политических систем перед властями каждого государства Центральной Азии встает политическая необходимость, Это политическая необходимость с учетом институционализации интересов - определить внешнеполитический курс, выработку его принципов и приоритетных направлений, создание механизмов их реализации.

В выработке внешнеполитического курса каждая страна в отдельности исходила из условий «устойчивого функционирования комплекса Центрально-азиатских стран». Определенно, «комплекс устойчивого функционирования» основывался на межгосударственной деятельности страны направленной на дальнейшее сплочение и укрепление межнациональной солидарности. И как отметил, российский политолог Аванесов М. «это было связано с тем, что в условиях глобализации и ускорившейся интернационализации общественной жизни ускоряется влияние и воздействие международных факторов на развитие каждого государства» [2, с. 134].

Эти процессы способствовали постепенному функционированию системы каждой страны полицентричной и разновекторности не только политических, но и экономических интересов не только в региональной интеграции, но и за пределы региона. Осознание каждым государством, расположенным в центрально-азиатском регионе, собственной геополитической значимости требовало объединения усилий на создание зоны безопасности и стабильности [5, с. 44.]. Устанавливается тесное сотрудничество между государствами в значительной мере под влиянием языковой, исторической, духовной культуры, религиозной стороны. Это означало, что шел процесс трансформации политической системы в целом регионе.

Процесс трансформации политической системы в регионе отражался в динамике двустороннего и многостороннего сотрудничества стран региона, интенсивным характером политического диалога на межгосударственном и межправительственном уровнях в лице высшего руководства стран. В этом большая роль принадлежит организации взаимных визитов в соответствии с графиком политико-дипломатических мероприятий, а также и рабочих встреч в рамках международных форумов. Благодаря политико-дипломатическим мероприятиям, расширились и поднялись на качественно новый уровень

межгосударственные отношения и определились контуры перспективного развития взаимовыгодного сотрудничества как на двусторонней основе, так и в рамках международных и региональных организаций.

Процесс трансформации политической системы также способствовал становлению и укреплению основ национальных суверенных государств, правовых структур государственности, реального разделения основных ветвей власти, политической демократии. Мы должны согласиться с мнением российского политолога П. Пирогова, который отметил, что «в условиях глобализации трансформация политической системы -это объективный процесс, делающий мир более взаимосвязанным и взаимозависимым, способствующий расширению пространства для политических действий, интеграции стран, укреплению экономики и улучшению общественных структур» [4, с. 149].

Благодаря трансформации политической системы «взаимосвязанными и взаимозависимыми» становятся все сферы общества: экономическая, социальная, культурная и политическая. При этом механизм политического управления всех сфер общества спосбствовал формированию системы политического воспитания и образования. А также определить развитие общей культуры, традиций как условий устойчивости общественного развития, поскольку сохранение традиции означает сохранение ценностей человека и на первых этапах политических трансформаций помогает процессам адаптации всего общества к новым реалиям, что закладывает фундамент будущего развития общества.

Политическое управление зависит от целенаправленной деятельности высокостатусных субъектов политики, обладающих ресурсами публичной власти. Безусловно, что управление политическими процессами является целостной системой принципов, целей, направлений и методов деятельности. В частности, субъектами управленческого процесса выступают официальные должностные лица, законодательные органы власти, исполнительная власть, административные службы, суды. Субъектами могут считаться также неофициальные участники управленческого процесса, совокупность групп гражданского общества, политические партии, общественные объединения, отдельные граждане.

Особенность трансформации политической системы стран Центральной Азии заключается в том, что основой для всех была национальная идея. Общенациональная идея может явиться прогрессивной базой политических процессов. И смысл такого прогресса фиксируется на гуманизации общественно -политической жизни. Появлению в обществе действующей общенациональной идеи, предшествует гуманизация политического процесса, предопределяя общественную консолидацию» [6, с. 73]. Между тем, поляризация общества, условия дифференцированного мира тормозят развитие политического процесса, однако отказ от национальных гуманитарных ценностей может оказаться невосполнимым и привести к необратимым последствиям в будущем. Общенациональная идея, формируясь в границах многонационального порядка и социально дифференцированном обществе, должна опираться на новую политическую культуру личности, совмещающую в себе фактор толерантности.

Трансформация политической системы предполагает постепенность общественных изменений, преобразований, нововведений, переустройства какой-либо стороны общественной жизни, не подрывая основ власти правящего класса, общественного строя и его социально-политической структуры. Кроме основных видов политических действий, затрагивающих в целом политическую систему общества, политические действия могут осуществляться и в других видах, как правило, не приводящих к смене политического строя

Таким образом, роль трансформация политической системы стран Центральной Азии в становлении как полноценного актора международных отношений заключалось в том, что:

- Во-первых, они с нуля создали свои государства, создали системы управления государством, действующие политические и экономические режимы, приняли конституции и разные законы, защищали независимость суверенность государства и ее территориальную целостность.

- Во-вторых, сложившаяся ситуация после распада Советского Союза демонстрировала политическую необходимость перед новыми странами Центральноазиатского региона в интегративной разработке и реализации комплекса мер по обеспечению безопасности региона.

- В-третьих, благодаря трансформации политической системы каждая страна в отдельности постепенно продвигала реформы политической системы, с целью обеспечения политической и социальной стабильности. Каждая реформа влекла за собой изменения в структуре власти и ее функциях. Если Казахстан и Узбекистан в своих Конституциях дали парламентам больше полномочий, то Туркменистан принял новый закон о партии и впервые разрешил создать новые партии, а Кыргызстан выбрал парламентскую систему на основе многопартийности. Кроме этих они все имели прогресс в реформировании судебно-правовой системы, информационной сферы, обеспечении свободы слова и информации, свободы выбора и развитии избирательного законодательства.

Литература

1. Амбросимов Н. Государства Центральной Азии в условиях глобализации. Киев, 2002. 231 с.

2. Аванесов М. Становление политической системы старн ЦА. М., 1999. 261 с.

3. Мухин П. Геостратегические комплексы: их сущность, типы. СпБ., 2009. 199 с.

4. Пирогов П. Трансформация политической системы государства: виды и типы. М., 2001. 213 с.

5. Сааданбеков Ж. Авторитаризм и демократия на Востоке. Астана: Фолиант, 2003. 392 с.

6. Симоненко П. Роль национальных интересов в условиях трансформации политической власти. Томск, 2005. 176 с.

The role of the institute "Open society" in the formation of the political system of countries of Central Asia Khamidova Z.

Роль института «Открытое общество» в становлении политической системы стран Центральной Азии Хамидова З. Т.

Хамидова Зульфия Толибовна /Khamidova Zulfya - аспирант, Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Кыргызской Республики имени К. Дикамбаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в данной статье рассматривается роль института «Открытое общество» в становлении политической системы стран Центральной Азии. На основе анализа деятельности дочерних филиалов, фондов института «Открытое общество», автор показала истоки, цели, средства демократизации политической системы данного региона.

Abstract: his article examines the role of the Institute "Open Society" in the formation of the political systems of Central Asia. Based on the analysis of the activities of subsidiary

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.