Научная статья на тему 'Процесс формирования нравственной направленности подростков: психолого-педагогическое сопровождение'

Процесс формирования нравственной направленности подростков: психолого-педагогическое сопровождение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нравственность / педагогическая поддержка / помощь / педагогическое сопровождение / психолого-педагогическое сопровождение

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Анастасия Александровна

В статье рассматривается взаимосвязь понятий «педагогическая поддержка», «помощь», «педагогическое сопровождение», «психолого-педагогическое сопровождение» в значительной степени взаимозаменяемые, синонимичные, хотя и не тождественны по содержанию: предоставляя ученику помощь, педагог поддерживает его.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Процесс формирования нравственной направленности подростков: психолого-педагогическое сопровождение»

3. Мунтян П. Вид компьютерной аддикции: зависимость от компьютерных игр / Психология за висимости: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. - Мн., 2014. - C. 22.

4. Спиркина Т. С. Особенности эмоционально-личностной сферы пользователей сети Интернет, склонных к Интернет-зависимости. // Медицинская психология в России. - 2014. - № 6. - С. 9.

5. Степанов Р. Ю. Патологическая зависимость от компьютера или интернета / Р. Ю. Степанов; под ред. В. В. Новицкого, Л. М. Огородовой // Материалы Всерос. 74-й итоговой студенческой конференции им. Н. И. Пирогова (Томск, 27-29 а преля 2015 г.). - Томск: Сибирский гос. мед. ун-т, 2015. - С. 138.

6. Чистая А. Интернет-зависимость - болезнь XXI века / А . Чистая // Минская школа сегодня. - 2014. - № 6. - С. 22.

Процесс формирования нравственной направленности подростков: психолого-педагогическое сопровождение Петрова А. А.

Петрова Анастасия Александровна /Petrova Anastasiya Aleksandrovna - студент,

факультет психологии,

Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье рассматривается взаимосвязь понятий «педагогическая поддержка», «помощь», «педагогическое сопровождение», «психолого-педагогическое сопровождение» в значительной степени взаимозаменяемые, синонимичные, хотя и не тождественны по содержанию: предоставляя ученику помощь, педагог

поддерживает его.

Ключевые слова: нравственность, педагогическая поддержка, помощь, педагогическое сопровождение, психолого-педагогическое сопровождение.

Понятие «педагогическая поддержка», «помощь», «педагогическое сопровождение», «психолого-педагогическое сопровождение» в значительной степени взаимозаменяемые, синонимичные, хотя и не тождественны по содержанию: предоставляя ученику помощь, педагог поддерживает его.

В последние десятилетия в образовательно-воспитательной практике сложилась особенная культура помощи ребенку и его родителям путем психолого-педагогического сопровождения, которое рассматривается как особенный вид педагогической поддержки школьников, обеспечивающий личностное развитие и воспитание в условиях учебно-воспитательного процесса школы.

Цели современной школы - формирование всесторонне развитой, творчески активной, высоконравственной, социально зрелой личности - в равной степени отражают как требования личности, так и интересы общества. [3. С. 106].

Ценностное воспитание требует включенности всей системы образования и участия всего общества. При разработке учебных планов ценностному воспитанию следует отвести соответствующее место. Это могут быть специальные курсы по формированию толерантности, кружки, клубы, фестивали, включение данной проблемы в планы воспитательной работы и др. Очень важно объединение усилий социальных институтов (детские сады, школы, вузы), родителей и общественности в ценностном воспитании молодого поколения [2. С. 147].

Причем поддержку учитель может осуществлять опосредованно, в то время как помощь может быть оказана ученику только в процессе непосредственного общения. Обеспечивая педагогическое сопровождение, воспитатель оказывает ученику помощь, поддерживает его, а это, в свою очередь, требует психологической поддержки и

I 133 I НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1. 2015

помощи. Поэтому, на наш взгляд, наиболее широким в указанном синонимическом ряду является понятие «психолого-педагогическое сопровождение».

Анализ научной литературы (И. Бех, О. Г азман, Н. Михайлова и др.) свидетельствует о повышенном интересе ученых и практических работников к феномену психолого-педагогического сопровождения - приемлемому для современных условий средству, способствующему личностному развитию и воспитанию школьника.

Высшую ценность для каждого они считали свободу, независимость, без которых индивид не может стать личностью, так как это значит, что он попал в зависимость от людей или идей. А личность всегда осознает свое предназначение, делает осознанный выбор в пользу следования своему пониманию смысла жизни. И соответственно целью воспитания они считали необходимость воспитания личности в каждом ребенке. Следовательно, подобное признание личности ребенка как одной из основополагающих ценностей образования, влечет за собой иные принципы построения всего процесса образования [6. С. 121].

Сама идея сопровождения как воплощения гуманистического, личностно ориентированного подхода тесно связана с реализацией права ребенка на полноценное развитие, и, как следствие, качественной модернизацией системы школьного образования, которая определяется такими приоритетами, как телесное и нравственное (духовное) здоровье, социальное благополучие и защищенность, самореализация личности.

Сложность определения сущности психолого-педагогического сопровождения обусловливается его использованием в качестве инновационной концептуальной идеи, реализация которой сначала ограничивалась решением экзистенциональных проблем подростков. Педагогические усилия, осуществляемые профессионалами-педагогами -классными руководителями, учителями, воспитателями, школьными психологами, ориентировались на поддержку индивидуального и субъективного своеобразия подростка, подкрепление его реальных потенциальных возможностей и способностей для саморазвития, самоопределения.

Вторичным относительно этого является принятие себя и внешности, а также приобретение мужского и женского поведения, умения общаться со сверстниками, особами своего и противоположного пола, установление адекватных, более независимых взаимоотношений в семье, формирование планов на будущее, жизненных стратегий. Взрослые должны помочь подростку в поиске культурных средств выражения чувства взрослости, стимулировать его к определению своих сильных и слабых сторон, помочь достичь успеха. В этом случае, утверждают психологи, подросток будет уделять внимание реальным проявлениям взрослости (принятие ответственности, умение отстаивать свою точку зрения).

Вместе с тем противоречивость внутренней позиции подростка состоит в том, что, с одной стороны, он стремится к самостоятельности, протестует против опеки, контроля. С другой стороны - чувствует тревогу и опасение, что не справится с новой задачей. Он ожидает от взрослого помощи и поддержки, но не хочет открыто это признать. Эту сложность и противоречивость внутренней позиции подростка взрослый должен понять и принять, и на основе этого понимания выстраивать свои отношения с ним.

Педагогическое содержание психолого-педагогического сопровождения формирования нравственной направленности подростков более адекватно отображаются в его определении как психолого-педагогического инструментария, направленного на решение проблем подростка, связанных с усвоением социальных и моральных норм, выработкой жизненной стратегии.

Основное противоречие современного образования - это противоречие между огромной скоростью накопления знаний человечеством и сравнительно низкой скоростью накопления знаний отдельным человеком. Объем совокупных знаний человечеством растет как минимум в геометрической прогрессии. А технологии

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1. 2015 | 134 |

обучения отдельного человека остаются практически без существенных изменений и не обеспечивают соответствующего роста усвоения знаний [14. С. 56].

Безусловно, при условии благоприятного социума (семейного, школьного, внешкольного) каждая из указанных проблем подросток может решить сам или с помощью взрослых (педагогов, родителей). Однако ситуации проблемной семьи или неблагоприятной образовательной среды становятся для подростка непреодолимым препятствием на пути нравственного становления. Именно в таких случаях помочь подростку в подборе оптимального «жизненного маршрута», выборе нравственных ориентиров должно психолого-педагогическое сопровождение, назначение которого является анализ ближайшего окружения ребенка, диагностика уровней его личностного развития и воспитания, использование групповых методов, индивидуальной работы с подростками, их родителями.

Учитывая, что интерес к учению проявляется как интегральное свойство личности, затрагивающее ее эмоциональную и волевую сферы, на занятиях эффективно применять комплекс методик с использованием более рациональных приемов активизации учебной деятельности. Знания, полученные самообразованием, обязаны быть признанными цивилизованным государством с помощью системы

государственных и частных экспертных тестовых центров (как во всем цивилизованном мире) [1. С. 19].

Хотите видеть нормальных, благополучных, счастливых детей - учите их правильно, в соответствии с действительными потребностями самих детей и новыми реалиями общества, в этом случае дети не оказывают такого сопротивления учебе, которое испытывает на себе обычная массовая школа [14. С. 59].

Таким образом, широкая интерпретация педагогического содержания

сопровождения связана с созданием благоприятных условий, безопасной среды, необходимых для развития и саморазвития подростков, раскрытием, реализацией внутреннего потенциала, формированием способности самостоятельных действий и свободного выбора. Мы исходим из того, что психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования нравственной направленности подростков является не простым соединением разнообразных методов воспитательной работы с школьниками, а выступает как комплексное воспитательное средство, обеспечиваемое особенной культурой поддержки и помощи воспитаннику в решении задач нравственного развития, воспитания и самовоспитания.

Литература

1. Айтуганова С.Г. Управление самостоятельной работой обучаемых с целью активизации учебной деятельности // Проблемы педагогики. 2014. № 1 (1). С. 13-19.

2. Дубровина Д.А. Динамика личностного ресурса в процессе школьного обучения // Наука, техника и образование. 2014. № 5 (5). С. 146-148.

3. Иванова И.М. Проектирование воспитательной системы «Становление личности ребенка в начальной школе» // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 1 (15). С. 105-107.

4. Коваленко И.Г. Готовность школьников к профессиональному самоопределению // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 4 (18). С. 83-84.

5. Лимонов С.А. Летняя языковая школа за рубежом: попытка построения

организационно-педагогической модели //Наука, техника и образование. 2014. № 1 (1). С. 106-110.

6. Лобанов П.А. Личность школьника как один из центров системы ценностей образования // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 7 (25). С. 120-121.

| 135 | НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1. 2015

7. Ломакин А.Л. Практические аспекты обеспечения контроля качества образования школьников в сельской школе // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 3 (21). С. 105-110.

8. Матошина В.С., Грудинина С.А., Иванова В.В., Терновик А.А. Роль школьного учителя в профессиональном определении будущих педагогов // Наука, техника и образование. 2014. № 5 (5). С. 141-143.

9. Николаева Л.В., Слепцова Г.Н. Ценностное воспитание личности в поликультурной среде // Проблемы педагогики. 2014. № 1 (1). С. 4-6.

10. Носенкова М.Ю. Антропология в философском осмыслении // International scientific review. 2014. № 1 (1). С. 19-21.

11. Свечников В. С. Как и чему учила сельская школа три поколения назад // European research. 2014. № 1 (1). С. 51-56.

12. Свечников В.С. Художественное и литературное образование в духовной семинарии сто лет назад // European research. 2014. № 1 (1). С. 61-64.

13. Свечников В.С. Самарская духовная семинария глазами семинариста сто лет назад // European research. 2014. № 1 (1). С. 57-60.

14. Токарева И.А. Принципы педагогической техники в условиях современной школы // Проблемы педагогики. 2014. № 1 (1). С. 56-59.

15. Чернышева У.А. Оценка рисков и препятствий внедрения проекта «Модернизация системы внутришкольного контроля как фактор повышения эффективности управления школой» // Вестник науки и образования. 2014. № 2 (2). С. 83-88.

Психолого-педагогическая сущность понятий «воспитание», «нравственность», «мораль», «духовность», «личность», «нравственное воспитание», «духовно-нравственное воспитание»

Петрова А. А.

Петрова Анастасия Александровна /Petrova Anastasiya Aleksandrovna - студент,

факультет психологии,

Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье рассматривается психолого-педагогическая сущность понятий «воспитание», «нравственность», «мораль», «духовность», «личность», «нравственное воспитание», «духовно-нравственное воспитание».

Ключевые слова: воспитание, нравственность, мораль, духовность, личность, нравственное воспитание, духовно-нравственное воспитание.

Необходимость четкого анализа данных педагогических категорий, как подчеркивал В.В. Краевский, связана с тем, что в понятийно-терминологическом аппарате педагогики существуют разногласия в их определении. В различных учебниках по педагогике по-разному трактуются понятия «воспитание», «обучение», «образование» и другие. Вместе с тем, нельзя не согласиться с В.М. Полонским, который считает, что оперирование понятиями «является необходимым условием для изучения и построения теоретических моделей, осмысления процессов воспитания и обучения в динамике и перспективе, позволяет более ясно обозначить предмет исследования и построить последовательную концепцию о нем. Разработка терминологических вопросов педагогики особо актуальна в период реформирования системы образования».

Социально-экономические условия современной жизни требуют качественно новых духовно-нравственных ориентиров, соответствующих потребностям самой личности, предполагают необходимость осмысления роли и места духовно-нравственного воспитания личности в контексте историко-педагогической парадигмы, раскрытия

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1. 2015 | 136 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.