Психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования нравственной
направленности подростков Петрова А. А.
Петрова Анастасия Александровна /Petrova Anastasiya Aleksandrovna - студент,
факультет психологии,
Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье рассматривается суть нравственного воспитания, процесс его формирования путем психолого-педагогического сопровождения. Оно способствует личностному развитию и воспитанию ребенка в условиях учебно-воспитательного процесса школы.
Ключевые слова: нравственность, воспитание, образование, психолого-педагогическое сопровождение.
В последние десятилетия в образовательно-воспитательной практике сложилась особенная культура помощи ребенку и его родителям путем психолого-педагогического сопровождения, которое рассматривается как особенный вид педагогической поддержки школьников, обеспечивающий личностное развитие и воспитание в условиях учебно-воспитательного процесса школы.
Понятие «педагогическая поддержка», «помощь», «педагогическое сопровождение», «психологопедагогическое сопровождение» в значительной степени взаимозаменяемые, синонимичные, хотя и не тождественны по содержанию: предоставляя ученику помощь, педагог поддерживает его.
Цели современной школы - формирование всесторонне развитой, творчески активной, высоконравственной, социально зрелой личности - в равной степени отражают как требования личности, так и интересы общества. [3, с. 106].
Ценностное воспитание требует включенности всей системы образования и участия всего общества. При разработке учебных планов ценностному воспитанию следует отвести соответствующее место. Это могут быть специальные курсы по формированию толерантности, кружки, клубы, фестивали, включение данной проблемы в планы воспитательной работы и др. Очень важно объединение усилий социальных институтов (детские сады, школы, вузы), родителей и общественности в ценностном воспитании молодого поколения [2, с. 147].
Причем поддержку учитель может осуществлять опосредованно, в то время как помощь может быть оказана ученику только в процессе непосредственного общения. Обеспечивая педагогическое сопровождение, воспитатель оказывает ученику помощь, поддерживает его, а это, в свою очередь, требует психологической поддержки и помощи. Поэтому, на наш взгляд, наиболее широким в указанном синонимическом ряду является понятие «психолого-педагогическое сопровождение».
Анализ научной литературы (И. Бех, О. Г азман, Н. Михайлова и др.) свидетельствует о повышенном интересе ученых и практических работников к феномену психолого-педагогического сопровождения - приемлемому для современных условий средству, способствующему личностному развитию и воспитанию школьника.
Высшую ценность для каждого они считали свободу, независимость, без которых индивид не может стать личностью, так как это значит, что он попал в зависимость от людей или идей. А личность всегда осознает свое предназначение, делает осознанный выбор в пользу следования своему пониманию смысла жизни. И соответственно целью воспитания они считали необходимость воспитания личности в каждом ребенке. Следовательно, подобное признание личности ребенка как одной из основополагающих ценностей образования, влечет за собой иные принципы построения всего процесса образования [6, с. 121].
Сама идея сопровождения как воплощения гуманистического, личностно ориентированного подхода тесно связана с реализацией права ребенка на полноценное развитие, и, как следствие, качественной модернизацией системы школьного образования, которая определяется такими приоритетами, как телесное и нравственное (духовное) здоровье, социальное благополучие и защищенность, самореализация личности.
Сложность определения сущности психолого-педагогического сопровождения обусловливается его использованием в качестве инновационной концептуальной идеи, реализация которой сначала ограничивалась решением экзистенциональных проблем подростков. Педагогические усилия, осуществляемые профессионалами-педагогами - классными руководителями, учителями, воспитателями, школьными психологами, ориентировались на поддержку индивидуального и субъективного своеобразия подростка, подкрепление его реальных потенциальных возможностей и способностей для саморазвития, самоопределения.
Вторичным относительно этого является принятие себя и внешности, а также приобретение мужского и женского поведения, умения общаться со сверстниками, особами своего и противоположного пола, установление адекватных, более независимых взаимоотношений в семье, формирование планов на будущее, жизненных стратегий. Взрослые должны помочь подростку в поиске культурных средств выражения чувства взрослости, стимулировать его к определению своих сильных и слабых сторон, помочь достичь успеха. В этом случае, утверждают психологи, подросток будет уделять внимание реальным проявлениям взрослости (принятие ответственности, умение отстаивать свою точку зрения).
Вместе с тем противоречивость внутренней позиции подростка состоит в том, что, с одной стороны, он стремится к самостоятельности, протестует против опеки, контроля. С другой стороны - чувствует тревогу и опасение, что не справится с новой задачей. Он ожидает от взрослого помощи и поддержки, но не хочет открыто это признать. Эту сложность и противоречивость внутренней позиции подростка взрослый должен понять и принять, и на основе этого понимания выстраивать свои отношения с ним.
Педагогическое содержание психолого-педагогического сопровождения формирования нравственной направленности подростков более адекватно отображаются в его определении как психолого-педагогического инструментария, направленного на решение проблем подростка, связанных с усвоением социальных и моральных норм, выработкой жизненной стратегии.
Основное противоречие современного образования - это противоречие между огромной скоростью накопления знаний человечеством и сравнительно низкой скоростью накопления знаний отдельным человеком. Объем совокупных знаний человечеством растет как минимум в геометрической прогрессии. А технологии обучения отдельного человека остаются практически без существенных изменений и не обеспечивают соответствующего роста усвоения знаний [14, с. 56].
Безусловно, при условии благоприятного социума (семейного, школьного, внешкольного) каждая из указанных проблем подросток может решить сам или с помощью взрослых (педагогов, родителей). Однако ситуации проблемной семьи или неблагоприятной образовательной среды становятся для подростка непреодолимым препятствием на пути нравственного становления. Именно в таких случаях помочь подростку в подборе оптимального «жизненного маршрута», выборе нравственных ориентиров должно психологопедагогическое сопровождение, назначение которого является анализ ближайшего окружения ребенка, диагностика уровней его личностного развития и воспитания, использование групповых методов, индивидуальной работы с подростками, их родителями.
Учитывая, что интерес к учению проявляется как интегральное свойство личности, затрагивающее ее эмоциональную и волевую сферы, на занятиях эффективно применять комплекс методик с использованием более рациональных приемов активизации учебной деятельности. Знания, полученные самообразованием, обязаны быть признанными цивилизованным государством с помощью системы государственных и частных экспертных тестовых центров (как во всем цивилизованном мире) [1, с. 19].
Таким образом, широкая интерпретация педагогического содержания сопровождения связана с созданием благоприятных условий, безопасной среды, необходимых для развития и саморазвития подростков, раскрытием, реализацией внутреннего потенциала, формированием способности самостоятельных действий и свободного выбора. Мы исходим из того, что психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования нравственной направленности подростков является не простым соединением разнообразных методов воспитательной работы с школьниками, а выступает как комплексное воспитательное средство, обеспечиваемое особенной культурой поддержки и помощи воспитаннику в решении задач нравственного развития, воспитания и самовоспитания.
Хотите видеть нормальных, благополучных, счастливых детей - учите их правильно, в соответствии с действительными потребностями самих детей и новыми реалиями общества, в этом случае дети не оказывают такого сопротивления учебе, которое испытывает на себе обычная массовая школа [14, с. 59].
Литература
1. Айтуганова С. Г. Управление самостоятельной работой обучаемых с целью активизации учебной деятельности // Проблемы педагогики. 2014. № 1 (1). С. 13-19.
2. Дубровина Д. А. Динамика личностного ресурса в процессе школьного обучения // Наука, техника и образование. 2014. № 5 (5). С. 146-148.
3. Иванова И. М. Проектирование воспитательной системы «Становление личности ребенка в начальной школе» // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 1 (15). С. 105-107.
4. Коваленко И. Г. Готовность школьников к профессиональному самоопределению // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 4 (18). С. 83-84.
5. Лимонов С. А. Летняя языковая школа за рубежом: попытка построения организационно-педагогической модели // Наука, техника и образование. 2014. № 1 (1). С. 106-110.
6. Лобанов П. А. Личность школьника как один из центров системы ценностей образования // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 7 (25). С. 120-121.
7. Ломакин А. Л. Практические аспекты обеспечения контроля качества образования школьников в сельской школе // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 3 (21). С. 105-110.
8. Матошина В. С., Грудинина С. А., Иванова В. В., Терновик А. А. Роль школьного учителя в профессиональном определении будущих педагогов // Наука, техника и образование. 2014. № 5 (5). С. 141-143.
9. Николаева Л. В., Слепцова Г. Н. Ценностное воспитание личности в поликультурной среде // Проблемы педагогики. 2014. № 1 (1). С. 4-6.
10. Носенкова М. Ю. Антропология в философском осмыслении // International scientific review. 2014. № 1 (1). С. 19-21.
11. Свечников В. С. Как и чему учила сельская школа три поколения назад // European research. 2014. № 1 (1). С. 51-56.
12. Свечников В. С. Художественное и литературное образование в духовной семинарии сто лет назад // European research. 2014. № 1 (1). С. 61-64.
13. Свечников В. С. Самарская духовная семинария глазами семинариста сто лет назад // European research. 2014. № 1 (1). С. 57-60.
14. Токарева И. А. Принципы педагогической техники в условиях современной школы // Проблемы педагогики. 2014. № 1 (1). С. 56-59.
15. Чернышева У. А. Оценка рисков и препятствий внедрения проекта «Модернизация системы внутришкольного контроля как фактор повышения эффективности управления школой» // Вестник науки и образования. 2014. № 2 (2). С. 83-88.