Научная статья на тему 'Нравственное воспитание'

Нравственное воспитание Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
821
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ДУХОВНОСТЬ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / MORALITY / ETHICS / SPIRITUALITY / PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Анастасия Александровна

В статье рассматриваются различные подходы к понимаю этического развития ребенка и к его морально-нравственного воспитания. Данная тема является актуальной, так как нравственное воспитание очень тяжелая работа для учителя, ведь не всегда совпадают требования школы и семьи, в обществе происходит много негативного, нелегко составить программу воспитательной работы, все в ней предусмотреть и выполнить.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нравственное воспитание»

Нравственное воспитание Петрова А. А.

Петрова Анастасия Александровна /Petrova Anastasiya Aleksandrovna - студент, факультет психологии,

Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье рассматриваются различные подходы к понимаю этического развития ребенка и к его морально-нравственного воспитания. Данная тема является актуальной, так как нравственное воспитание -очень тяжелая работа для учителя, ведь не всегда совпадают требования школы и семьи, в обществе происходит много негативного, нелегко составить программу воспитательной работы, все в ней предусмотреть и выполнить.

Abstract: the article considers different approaches to understanding the ethical development of the child and to its moral and ethical education. This topic is relevant as moral education - very hard work for the teacher, do not always match the requirements of the school and the family, in society there are many negative, it is not easy to make the program of educational work, all of it to provide and execute.

Ключевые слова: мораль, нравственность, духовность, психолого-педагогическое сопровождение.

Keywords: morality, ethics, spirituality, psychological and educational support.

Нравственное воспитание - это воспитательное воздействие школы, семьи, общественности, имеющей целью формирование устойчивых нравственных качеств, потребностей, чувств, навыков поведения на основе усвоения идеалов, норм и принципов морали и практической деятельности.

Мы вступаем в новый этап цивилизации - мир стремительно меняется. Значит, школу лихорадит закономерно. Быстро меняется «умная» техника. Меняется восприятие жизни. Растет потребность в людях, умеющих самостоятельно принимать решения, инициативных, изобретательных. Таким образом, у современной школы появилась новая центральная задача: научить детей жить в динамичном, быстро меняющемся мире. Понимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучаться, принимать самостоятельные решения [14, с. 56].

Нравственное воспитание - очень тяжелая работа для учителя, так как не всегда совпадают требования школы и семьи, в обществе происходит много негативного, нелегко составить программу воспитательной работы, все в ней предусмотреть и выполнить.

Методологической основой нравственного воспитания является этика - наука о морали, ее природу, структуру и особенности происхождения. Мораль - это система принципов, норм и правил, регулирующих поведение человека, делают ее правильной. Понятие «моральный», «нравственность» используют, когда речь идет о конкретном поступке, практическую сторону отношений. Итак, мораль, этику и нравственность нельзя считать синонимами

Учитывая, что интерес к учению проявляется как интегральное свойство личности, затрагивающее ее эмоциональную и волевую сферы, на занятиях эффективно применять комплекс методик с использованием более рациональных приемов активизации учебной деятельности. Знания, полученные самообразованием, обязаны быть признанными цивилизованным государством с помощью системы государственных и частных экспертных тестовых центров (как во всем цивилизованном мире) [1, с. 19].

В последние десятилетия в образовательно-воспитательной практике сложилась особенная культура помощи ребенку и его родителям путем психолого-педагогического сопровождения, которое рассматривается как особенный вид педагогической поддержки школьников, обеспечивающий личностное развитие и воспитание в условиях учебно-воспитательного процесса школы.

Понятие «педагогическая поддержка», «помощь», «педагогическое сопровождение», «психологопедагогическое сопровождение» в значительной степени взаимозаменяемые, синонимичные, хотя и не тождественны по содержанию: предоставляя ученику помощь, педагог поддерживает его.

Причем поддержку учитель может осуществлять опосредованно, в то время как помощь может быть оказана ученику только в процессе непосредственного общения. Обеспечивая педагогическое сопровождение, воспитатель оказывает ученику помощь, поддерживает его, а это, в свою очередь, требует психологической поддержки и помощи. Поэтому, на наш взгляд, наиболее широким в указанном синонимическом ряду является понятие «психолого-педагогическое сопровождение».

Анализ научной литературы (И. Бех, О. Г азман, Н. Михайлова и др.) свидетельствует о повышенном интересе ученых и практических работников к феномену психолого-педагогического сопровождения - приемлемому для современных условий средству, способствующему личностному развитию и воспитанию школьника.

Сама идея сопровождения как воплощения гуманистического, личностно ориентированного подхода тесно связана с реализацией права ребенка на полноценное развитие, и, как следствие, качественной модернизацией системы школьного образования, которая определяется такими приоритетами, как телесное и нравственное (духовное) здоровье, социальное благополучие и защищенность, самореализация личности.

Сложность определения сущности психолого-педагогического сопровождения обусловливается его использованием в качестве инновационной концептуальной идеи, реализация которой сначала ограничивалась решением экзистенциональных проблем подростков. Педагогические усилия, осуществляемые

профессионалами-педагогами - классными руководителями, учителями, воспитателями, школьными психологами, ориентировались на поддержку индивидуального и субъективного своеобразия подростка, подкрепление его реальных потенциальных возможностей и способностей для саморазвития, самоопределения.

Вторичным относительно этого является принятие себя и внешности, а также приобретение мужского и женского поведения, умения общаться со сверстниками, особами своего и противоположного пола, установление адекватных, более независимых взаимоотношений в семье, формирование планов на будущее, жизненных стратегий. Взрослые должны помочь подростку в поиске культурных средств выражения чувства взрослости, стимулировать его к определению своих сильных и слабых сторон, помочь достичь успеха. В этом случае, утверждают психологи, подросток будет уделять внимание реальным проявлениям взрослости (принятие ответственности, умение отстаивать свою точку зрения).

Цели современной школы - формирование всесторонне развитой, творчески активной, высоконравственной, социально зрелой личности - в равной степени отражают как требования личности, так и интересы общества. [3, с. 106].

Вместе с тем противоречивость внутренней позиции подростка состоит в том, что, с одной стороны, он стремится к самостоятельности, протестует против опеки, контроля. С другой стороны - чувствует тревогу и опасение, что не справится с новой задачей. Он ожидает от взрослого помощи и поддержки, но не хочет открыто это признать. Эту сложность и противоречивость внутренней позиции подростка взрослый должен понять и принять, и на основе этого понимания выстраивать свои отношения с ним.

Литература

1. Айтуганова С. Г. Управление самостоятельной работой обучаемых с целью активизации учебной деятельности // Проблемы педагогики. 2014. № 1 (1). С. 13-19.

2. Дубровина Д. А. Динамика личностного ресурса в процессе школьного обучения // Наука, техника и образование. 2014. № 5 (5). С. 146-148.

3. Иванова И. М. Проектирование воспитательной системы «Становление личности ребенка в начальной школе» // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 1 (15). С. 105-107.

4. Коваленко И. Г. Готовность школьников к профессиональному самоопределению // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 4 (18). С. 83-84.

5. Лимонов С. А. Летняя языковая школа за рубежом: попытка построения организационно-педагогической модели // Наука, техника и образование. 2014. № 1 (1). С. 106-110.

6. Лобанов П. А. Личность школьника как один из центров системы ценностей образования // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 7 (25). С. 120-121.

7. Ломакин А. Л. Практические аспекты обеспечения контроля качества образования школьников в сельской школе // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 3 (21). С. 105-110.

8. Матошина В. С., Грудинина С. А., Иванова В. В., Терновик А. А. Роль школьного учителя в профессиональном определении будущих педагогов // Наука, техника и образование. 2014. № 5 (5). С. 141-143.

9. Николаева Л. В., Слепцова Г. Н. Ценностное воспитание личности в поликультурной среде // Проблемы педагогики. 2014. № 1 (1). С. 4-6.

10. Носенкова М. Ю. Антропология в философском осмыслении // International scientific review. 2014. № 1 (1). С. 19-21.

11. Свечников В. С. Как и чему учила сельская школа три поколения назад // European research. 2014. № 1 (1). С. 51-56.

12. Свечников В. С. Художественное и литературное образование в духовной семинарии сто лет назад // European research. 2014. № 1 (1). С. 61-64.

13. Свечников В. С. Самарская духовная семинария глазами семинариста сто лет назад // European research. 2014. № 1 (1). С. 57-60.

14. Токарева И. А. Принципы педагогической техники в условиях современной школы // Проблемы педагогики. 2014. № 1 (1). С. 56-59.

15. Чернышева У. А. Оценка рисков и препятствий внедрения проекта «Модернизация системы внутришкольного контроля как фактор повышения эффективности управления школой» // Вестник науки и образования. 2014. № 2 (2). С. 83-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.