Научная статья на тему 'Нравственность учащихся как педагогическая проблема'

Нравственность учащихся как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕННОСТНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Анастасия Александровна

В статье рассматривается суть нравственного воспитания, процесс его формирования в рамках современной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нравственность учащихся как педагогическая проблема»

Нравственность учащихся как педагогическая проблема

Петрова А. А.

Петрова Анастасия Александровна /Petrova Anastasiya Aleksandrovna - студент,

факультет психологии,

Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье рассматривается суть нравственного воспитания, процесс его формирования в рамках современной школы.

Ключевые слова: нравственность, воспитание, образование, ценностное воспитание, подростковый возраст.

Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных проблем, а в современных условиях она приобретает особое значение. Сейчас наше общество переживает переломный момент, связанный с разрушением прежних идеалов, со сменой приоритетных ценностей, с увеличением социальных различий, с углубляющимися противоречиями между поколениями.

Цели современной школы - формирование всесторонне развитой, творчески активной, высоконравственной, социально зрелой личности - в равной степени отражают как требования личности, так и интересы общества. [3, с. 106].

Поэтому в наши дни образование и воспитание в школе являются двумя равноправными гранями педагогического процесса. Более того, настало время, когда необходим приоритет нравственного развития над интеллектуальным, что предполагает переориентацию целей школы с обучения на воспитание. Это обусловлено, как указывалось выше, сложной ситуацией во всех сферах социальной жизни в России, а особенно в сфере нравственности и морали подрастающего поколения.

Основное противоречие современного образования - это противоречие между огромной скоростью накопления знаний человечеством и сравнительно низкой скоростью накопления знаний отдельным человеком. Объем совокупных знаний человечеством растет как минимум в геометрической прогрессии. А технологии обучения отдельного человека остаются практически без существенных изменений и не обеспечивают соответствующего роста усвоения знаний [14, с. 56].

Ценностное воспитание требует включенности всей системы образования и участия всего общества. При разработке учебных планов ценностному воспитанию следует отвести соответствующее место. Это могут быть специальные курсы по формированию толерантности, кружки, клубы, фестивали, включение данной проблемы в планы воспитательной работы и др. Очень важно объединение усилий социальных институтов (детские сады, школы, вузы), родителей и общественности в ценностном воспитании молодого поколения [2, с. 147].

Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных проблем, а в современных условиях она приобретает особое значение. Сейчас наше общество переживает переломный момент, связанный с разрушением прежних идеалов, со сменой приоритетных ценностей, с увеличением социальных различий, с углубляющимися противоречиями между поколениями.

Учитывая, что интерес к учению проявляется как интегральное свойство личности, затрагивающее ее эмоциональную и волевую сферы, на занятиях эффективно применять комплекс методик с использованием более рациональных приемов активизации учебной деятельности. Знания, полученные самообразованием, обязаны быть признанными цивилизованным государством с помощью системы государственных и частных экспертных тестовых центров (как во всем цивилизованном мире) [1, с. 19].

Следовательно, актуальность проблемы воспитания нравственных поступков школьников в ситуациях выбора является требованием самого времени:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Более того, для эффективного формирования нравственной культуры необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности: общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы, общение с другими людьми. В процессе активного участия в разнообразной деятельности у учащихся формируются чувства совести и ответственности, вырабатываются навыки поведения и укрепляется воля, что в своей совокупности и характеризует те или иные нравственные отношения. Без хорошо организованной практической деятельности и ее умелого педагогического стимулирования нельзя эффективно формировать нравственные отношения.

Сложность определения сущности психолого-педагогического сопровождения обусловливается его использованием в качестве инновационной концептуальной идеи, реализация которой сначала ограничивалась решением экзистенциональных проблем подростков. Педагогические усилия, осуществляемые профессионалами-педагогами - классными руководителями, учителями, воспитателями, школьными

психологами, ориентировались на поддержку индивидуального и субъективного своеобразия подростка, подкрепление его реальных потенциальных возможностей и способностей для саморазвития, самоопределения.

Вторичным относительно этого является принятие себя и внешности, а также приобретение мужского и женского поведения, умения общаться со сверстниками, особами своего и противоположного пола, установление адекватных, более независимых взаимоотношений в семье, формирование планов на будущее, жизненных стратегий. Взрослые должны помочь подростку в поиске культурных средств выражения чувства взрослости, стимулировать его к определению своих сильных и слабых сторон, помочь достичь успеха. В этом случае, утверждают психологи, подросток будет уделять внимание реальным проявлениям взрослости (принятие ответственности, умение отстаивать свою точку зрения).

Вместе с тем противоречивость внутренней позиции подростка состоит в том, что, с одной стороны, он стремится к самостоятельности, протестует против опеки, контроля. С другой стороны - чувствует тревогу и опасение, что не справится с новой задачей. Он ожидает от взрослого помощи и поддержки, но не хочет открыто это признать. Эту сложность и противоречивость внутренней позиции подростка взрослый должен понять и принять, и на основе этого понимания выстраивать свои отношения с ним.

Педагогическое содержание психолого-педагогического сопровождения формирования нравственной направленности подростков более адекватно отображаются в его определении как психолого-педагогического инструментария, направленного на решение проблем подростка, связанных с усвоением социальных и моральных норм, выработкой жизненной стратегии.

Литература

1. Айтуганова С. Г. Управление самостоятельной работой обучаемых с целью активизации учебной деятельности // Проблемы педагогики. 2014. № 1 (1). С. 13-19.

2. Дубровина Д. А. Динамика личностного ресурса в процессе школьного обучения // Наука, техника и образование. 2014. № 5 (5). С. 146-148.

3. Иванова И. М. Проектирование воспитательной системы «Становление личности ребенка в начальной школе» // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 1 (15). С. 105-107.

4. Коваленко И. Г. Готовность школьников к профессиональному самоопределению // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 4 (18). С. 83-84.

5. Лимонов С. А. Летняя языковая школа за рубежом: попытка построения организационно-педагогической модели // Наука, техника и образование. 2014. № 1 (1). С. 106-110.

6. Лобанов П. А. Личность школьника как один из центров системы ценностей образования // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 7 (25). С. 120-121.

7. Ломакин А. Л. Практические аспекты обеспечения контроля качества образования школьников в сельской школе // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 3 (21). С. 105-110.

8. Матошина В. С., Грудинина С. А., Иванова В. В., Терновик А. А. Роль школьного учителя в профессиональном определении будущих педагогов // Наука, техника и образование. 2014. № 5 (5). С. 141-143.

9. Николаева Л. В., Слепцова Г. Н. Ценностное воспитание личности в поликультурной среде // Проблемы педагогики. 2014. № 1 (1). С. 4-6.

10. Носенкова М. Ю. Антропология в философском осмыслении // International scientific review. 2014. № 1 (1). С. 19-21.

11. Свечников В. С. Как и чему учила сельская школа три поколения назад // European research. 2014. № 1 (1). С. 51-56.

12. Свечников В. С. Художественное и литературное образование в духовной семинарии сто лет назад // European research. 2014. № 1 (1). С. 61-64.

13. Свечников В. С. Самарская духовная семинария глазами семинариста сто лет назад // European research. 2014. № 1 (1). С. 57-60.

14. Токарева И. А. Принципы педагогической техники в условиях современной школы // Проблемы педагогики. 2014. № 1 (1). С. 56-59.

15. Чернышева У. А. Оценка рисков и препятствий внедрения проекта «Модернизация системы внутришкольного контроля как фактор повышения эффективности управления школой» // Вестник науки и образования. 2014. № 2 (2). С. 83-88.

16. Вальцев С.В. Педагогический аспект понятия духовность // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 1 (1). С. 8-12.

17. Вальцев С.В. Духовность как ценностная основа образовательного процесса // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 6 (6). С. 16-19.

18. Вальцев С.В. Являются ли психические потребности духовными? // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 7 (7). С. 8-10.

19. Вальцев С.В. Духовность как один из факторов развития системы образования // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 8 (8). С. 22-25.

20. Вальцев С.В. Основной атрибут духовности // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 4 (4). С. 68-70.

21. Дивненко О.В. Об исследовании трансформаций руководителей высшего звена в условиях кризиса и неопределенности // Наука, техника и образование. 2014. № 1 (1). С. 122-126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.