Научная статья на тему 'Педагогическая традиция анализа понятий «нравственность» и «духовность»'

Педагогическая традиция анализа понятий «нравственность» и «духовность» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нравственность / духовность / этика / мораль / совесть

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Анастасия Александровна

В статье рассматривается сопряжение понятий «нравственность» и «духовность» в рамках педагогической традиции. Сложность определения сущности психолого-педагогического сопровождения обусловливается его использованием в качестве инновационной концептуальной идеи, реализация которой сначала ограничивалась решением экзистенциональных проблем подростков. Педагогические усилия, осуществляемые профессионалами-педагогами – классными руководителями, учителями, воспитателями, школьными психологами, ориентировались на поддержку индивидуального и субъективного своеобразия подростка, подкрепление его реальных потенциальных возможностей и способностей для саморазвития, самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая традиция анализа понятий «нравственность» и «духовность»»

6. Лобанов П.А. Личность школьника как один из центров системы ценностей образования // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 7 (25). С. 120-121.

7. Ломакин А.Л. Практические аспекты обеспечения контроля качества образования школьников в сельской школе // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 3 (21). С. 105-110.

8. Матошина В.С., Грудинина С.А., Иванова В.В., Терновик А.А. Роль школьного учителя в профессиональном определении будущих педагогов // Наука, техника и образование. 2014. № 5 (5). С. 141-143.

9. Николаева Л.В., Слепцова Г.Н. Ценностное воспитание личности в поликультурной среде // Проблемы педагогики. 2014. № 1 (1). С. 4-6.

10. Носенкова М.Ю. Антропология в философском осмыслении // International scientific review. 2014. № 1 (1). С. 19-21.

11. Свечников В. С. Как и чему учила сельская школа три поколения назад // European research. 2014. № 1 (1). С. 51-56.

12. Свечников В.С. Художественное и литературное образование в духовной семинарии сто лет назад // European research. 2014. № 1 (1). С. 61-64.

13. Свечников В.С. Самарская духовная семинария глазами семинариста сто лет назад // European research. 2014. № 1 (1). С. 57-60.

14. Токарева И.А. Принципы педагогической техники в условиях современной школы // Проблемы педагогики. 2014. № 1 (1). С. 56-59.

15. Чернышева У.А. Оценка рисков и препятствий внедрения проекта «Модернизация системы внутришкольного контроля как фактор повышения эффективности управления школой» // Вестник науки и образования. 2014. № 2 (2). С. 83-88.

Педагогическая традиция анализа понятий «нравственность» и «духовность»

Петрова А. А.

Петрова Анастасия Александровна /Petrova Anastasiya Aleksandrovna - студент,

факультет психологии,

Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье рассматривается сопряжение понятий «нравственность» и «духовность» в рамках педагогической традиции. Сложность определения сущности психолого-педагогического сопровождения обусловливается его использованием в качестве инновационной концептуальной идеи, реализация которой сначала ограничивалась решением экзистенциональных проблем подростков. Педагогические усилия, осуществляемые профессионалами-педагогами - классными руководителями, учителями, воспитателями, школьными психологами, ориентировались на поддержку индивидуального и субъективного своеобразия подростка, подкрепление его реальных потенциальных возможностей и способностей для саморазвития, самоопределения.

Ключевые слова: нравственность, духовность, этика, мораль, совесть.

Когда мы говорим о нравственности, принято различать три понятия «этику», «мораль» и «нравственность». Для примера приведем рассуждения на эту тему В.С. Библера. Он считает, что мораль и нравственность есть две сферы человеческой этики в реальном их сопряжении. «В предлагаемом сопряжении, - пишет В.С. Библер, - я понимаю мораль как устоявшуюся в нормах и предписаниях (как надо себя вести, чтобы жить достойно...) форму нравственности. Моральные догматы отцеживаются,

| 139 | НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1. 2015

уплотняются, обезличиваются в веках, утрачивают историческое напряжение, культурную изначальность, единственность. Внутренняя освещенность вытесняется свыше нисходящей освященностью. В автоматизме повседневной жизни такие закрепленные извне (кодексы морали) и изнутри (императивы добра) моральные предписания, неукротимо шепчущие мне, в чем состоит единственно правильное поведение, абсолютно необходимы. Но в трагедийные моменты нашей жизни такие нормы отказывают, обнаруживая свою вненравственную закраину. На мой взгляд, нравственность воплощается не в моральные нормы, но в трагедийные перипетии свободного личного поступка. Эти перипетии формируют коренные Образы личности - образы культуры различных исторических эпох... Нравственность есть (это и «настоящее время» и «логическое определение») всеобщее сопряжение, диалог ключевых исторических нравственных средоточий!».

Мы вступаем в новый этап цивилизации - мир стремительно меняется. Значит, школу лихорадит закономерно. Быстро меняется «умная» техника. Меняется восприятие жизни. Растет потребность в людях, умеющих самостоятельно принимать решения, инициативных, изобретательных. Таким образом, у современной школы появилась новая центральная задача: научить детей жить в динамичном, быстро меняющемся мире. Понимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучаться, принимать самостоятельные решения [14. С. 56].

Т.И. Петракова в своей работе «Духовные основы нравственного воспитания» говорит о двух основных подходах к происхождению морали: нравственные требования выводятся из наличной действительности (материализм, позитивизм, социальный детерминизм и др.), или признается в основании нравственности безусловное и внеисторическое религиозное начало. В первом подходе, который можно назвать рациональной этикой, в качестве источника нравственного закона провозглашается сам человек, который в нравственном отношении действует независимо (автономно) ни от какого-либо высшего авторитета, независимо от высшей цели. Нравственные законы в этом случае могут подменяться законами разума, законами социальной жизни, либеральными свободами (вседозволенностью) автономной личности и т.д. Если исходить из того, что нравственность по своему существу не является независимым самобытным явлением, а ее истоки лежат в сфере иного бытия, мы не сможем обойтись без ответа на вопрос: «Что есть человек по своей природе, по отношению к миру, Богу и другим людям?»

Цели современной школы - формирование всесторонне развитой, творчески активной, высоконравственной, социально зрелой личности - в равной степени отражают как требования личности, так и интересы общества. [3. С. 106].

С. С. Аверинцев дает антропологическое определение нравственности. «Не буду предлагать тысяча первой дефиниции морали, - пишет он, - воздержусь и от попыток глубокомысленно противопоставлять друг другу «этику», «мораль», «нравственность»; этимологически это абсолютно одно и то же слово, только выраженное сначала греческим, потом латинским, и под конец славянским корнем. В латинском слове для русского уха есть привкус «умственности». Я бы сказал так: совесть не от ума, она глубже ума, глубже всего, что есть в человеке, но для того, чтобы сделать из окликания совести правильные практические выводы, нужен ум. Мораль и должна быть посредницей между совестью и умом. Совесть - глубина, ум -свет; мораль нужна, чтобы свет прояснил глубину».

С. С. Аверинцев вводит в обиход непривычное для философии понятие «совесть», как голос как «оклик» из глубин человеческих, голос не связанный с социумом, но умом услышанный и осознанный, совесть как проявление естественного нравственного закона. Человек может, услышав этот голос послушаться его, но может его и отвергнуть. Человек не подчинен голосу совести безусловно он свободен в выборе, и эта свобода нравственного выбора есть основа личностного бытия человека, его достоинство и привилегия. «Совесть, - пишет архимандрит Платон (Игумнов), -

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1. 2015 | 140 |

является естественным духовным даром человеческой тварной природы. Она выступает как врожденная способность видеть, оценивать и переживать события личной жизни в свете нравственных понятий и норм. Совесть - это выражение всего нравственно-психологического функционирования личности, а не какая-то изолированная ее способность».

Свобода открывает человеку различные возможности. Он может стремиться к святости и богоподобию, а может пасть в бездну греха. Смерть и жизнь, вот две дороги открытые человеку. Нравственность - путеводитель по дороге жизни. «Верными и неизменными ориентирами в выборе пути, - по словам архимандрита Платона, - являются нравственный закон, нравственное чувство и нравственное сознание». Архимандрит Платон разъясняет подробно суть этих ориентиров. Реальность естественного нравственного закона, обретаемого во всех людях, признается богословием Православной Церкви, Благодаря естественному нравственному закону признаются фундаментальными правила нравственной жизни человека и общества. Православие признает, что этот закон дан Богом, и является достояние всех людей, он ориентирует каждого человека в выборе добра. «Однако как бы мы высоко не ставили естественный нравственный закон, - пишет архимандрит Платон, - мы должны признать, что он указывает на самый элементарный и обязательный для всех людей уровень нравственности. С точки зрения евангельской этики мы не можем назвать человека нравственно совершенным, основываясь лишь на том, что он - не убийца, не прелюбодей и не вор... Нравственные нормы и принципы, какими располагает Церковь, никогда не рассматривались в качестве средств научить человека приспособиться к внешним формам поведения. Святые отцы всегда видели в них цель руководства к нравственному совершенству, спасению и обожению».

Учитывая, что интерес к учению проявляется как интегральное свойство личности, затрагивающее ее эмоциональную и волевую сферы, на занятиях эффективно применять комплекс методик с использованием более рациональных приемов активизации учебной деятельности. Знания, полученные самообразованием, обязаны быть признанными цивилизованным государством с помощью системы государственных и частных экспертных тестовых центров (как во всем цивилизованном мире) [1. С. 19].

Вторичным относительно этого является принятие себя и внешности, а также приобретение мужского и женского поведения, умения общаться со сверстниками, особами своего и противоположного пола, установление адекватных, более независимых взаимоотношений в семье, формирование планов на будущее, жизненных стратегий. Взрослые должны помочь подростку в поиске культурных средств выражения чувства взрослости, стимулировать его к определению своих сильных и слабых сторон, помочь достичь успеха. В этом случае, утверждают психологи, подросток будет уделять внимание реальным проявлениям взрослости (принятие ответственности, умение отстаивать свою точку зрения).

Вместе с тем противоречивость внутренней позиции подростка состоит в том, что, с одной стороны, он стремится к самостоятельности, протестует против опеки, контроля. С другой стороны - чувствует тревогу и опасение, что не справится с новой задачей. Он ожидает от взрослого помощи и поддержки, но не хочет открыто это признать. Эту сложность и противоречивость внутренней позиции подростка взрослый должен понять и принять, и на основе этого понимания выстраивать свои отношения с ним.

Безусловно, при условии благоприятного социума (семейного, школьного, внешкольного) каждая из указанных проблем подросток может решить сам или с помощью взрослых (педагогов, родителей). Однако ситуации проблемной семьи или неблагоприятной образовательной среды становятся для подростка непреодолимым препятствием на пути нравственного становления. Именно в таких случаях помочь

| 141 | НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1. 2015

подростку в подборе оптимального «жизненного маршрута», выборе нравственных ориентиров должно психолого-педагогическое сопровождение, назначение которого является анализ ближайшего окружения ребенка, диагностика уровней его личностного развития и воспитания, использование групповых методов, индивидуальной работы с подростками, их родителями.

Педагогическое содержание психо лого-педагогического сопровождения

формирования нравственной направленности подростков более адекватно отображаются в его определении как психолого-педагогического инструментария, направленного на решение проблем подростка, связанных с усвоением социальных и моральных норм, выработкой жизненной стратегии.

Литература

1. Айтуганова С.Г. Управление самостоятельной работой обучаемых с целью активизации учебной деятельности // Проблемы педагогики. 2014. № 1 (1). С. 13-19.

2. Дубровина Д.А. Динамика личностного ресурса в процессе школьного обучения // Наука, техника и образование. 2014. № 5 (5). С. 146-148.

3. Иванова И.М. Проектирование воспитательной системы «Становление личности ребенка в начальной школе» // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 1 (15). С. 105-107.

4. Коваленко И.Г. Готовность школьников к профессиональному самоопределению // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 4 (18). С. 83-84.

5. Лимонов С.А. Летняя языковая школа за рубежом: попытка построения организационно-педагогической модели //Наука, техника и образование. 2014. № 1 (1). С. 106-110.

6. Лобанов П.А. Личность школьника как один из центров системы ценностей образования // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 7 (25). С. 120-121.

7. Ломакин А.Л. Практические аспекты обеспечения контроля качества образования школьников в сельской школе // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 3 (21). С. 105-110.

8. Матошина В.С., Грудинина С.А., Иванова В.В., Терновик А.А. Роль школьного учителя в профессиональном определении будущих педагогов // Наука, техника и образование. 2014. № 5 (5). С. 141-143.

9. Николаева Л.В., Слепцова Г.Н. Ценностное воспитание личности в поликультурной среде // Проблемы педагогики. 2014. № 1 (1). С. 4-6.

10. Носенкова М.Ю. Антропология в философском осмыслении // International scientific review. 2014. № 1 (1). С. 19-21.

11. Свечников В.С. Как и чему учила сельская школа три поколения назад // European research. 2014. № 1 (1). С. 51-56.

12. Свечников В.С. Художественное и литературное образование в духовной семинарии сто лет назад // European research. 2014. № 1 (1). С. 61-64.

13. Свечников В.С. Самарская духовная семинария глазами семинариста сто лет назад // European research. 2014. № 1 (1). С. 57-60.

14. Токарева И.А. Принципы педагогической техники в условиях современной школы // Проблемы педагогики. 2014. № 1 (1). С. 56-59.

15. Чернышева У.А. Оценка рисков и препятствий внедрения проекта «Модернизация системы внутришкольного контроля как фактор повышения эффективности управления школой» // Вестник науки и образования. 2014. № 2 (2). С. 83-88.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1. 2015 | 142 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.