Научная статья на тему 'ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ В СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ ПРИ УСЛОВИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ В СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ ПРИ УСЛОВИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровые технологии / лидерские качества / молодёжь / лидер / использование цифровых технологий / digital technologies / leadership qualities / youth / leader / use of digital technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартиросян Карен Минасович, Дмитриева Анна Вячеславовна, Радионова Елизавета Петровна

В статье рассмотрен процесс формирования лидерских качеств молодёжи на современном этапе развития общества. Изучены особенности распространения и потребления культурных ценностей молодёжью. Проанализирован процесс формирования лидерских качеств современного молодого человека в сфере культуры и искусства. Углубленно рассмотрено использование цифровых технологий в процессе самоидентификации и самореализации личности молодёжи. Изучено использование и применение цифровых технологий как фактора стимулирующего заинтересованность в личном само проявлении. Описаны особенности организации деятельности современной молодёжи. Исследованы процессы социализации неокрепшей личности подростка и молодого человека. Описаны основные отличительные черты современной молодёжи. Проанализированы отличительные качества и специфические особенности в потреблении культурных ценностей современной молодёжью. На основании всех изученных материалов выявлены факторы, которые являются наиболее стимулирующими в процессе личностного самоопределения молодых людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the process of formation of leadership qualities of youth at the present stage of development of society. The features of the distribution and consumption of cultural values by young people have been studied. The process of formation of leadership qualities of a modern young man in the field of culture and art is analyzed. The use of digital technologies in the process of self-identification and self-realization of the personality of young people is examined in depth. The use and application of digital technologies as a factor stimulating interest in personal self-expression has been studied. The features of organizing the activities of modern youth are described. The processes of socialization of the fragile personality of a teenager and young man have been studied. The main distinctive features of modern youth are described. The distinctive qualities and specific features in the consumption of cultural values by modern youth are analyzed. Based on all the materials studied, the factors that are the most stimulating in the process of personal self-determination of young people have been identified.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ В СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ ПРИ УСЛОВИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

студентам непрофильных направлений / Г.Х. Валиев, Р.Г. Хайруллина // Russian Journal of Education and Psychology. - 2021. -Том 21.-№1-2.-C. 66-71

5. Сабирова, Э.Р. Административно-юрисдикционная деятельность таможенных органов Российской Федерации / Э.Р. Сабирова, Л.Ф. Зиннурова, И.А. Шакирова, О.Ю.Недорезова // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. -2020. - № 3 (86). - С. 58-63

6. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 27Э-ФЗ [принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г.: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.]. // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. - № 53 (часть I). - Ст. 7598.

Педагогика

УДК 1174

доктор философских наук, кандидат исторических наук Мартиросян Карей Минасович

Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар); кандидат педагогических наук, доцент Дмитриева Анна Вячеславовна Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар); магистрант 2 курса Радионова Елизавета Петровна

Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар)

ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ В СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ ПРИ УСЛОВИЯХ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. В статье рассмотрен процесс формирования лидерских качеств молодёжи на современном этапе развития общества. Изучены особенности распространения и потребления культурных ценностей молодёжью. Проанализирован процесс формирования лидерских качеств современного молодого человека в сфере культуры и искусства. Углубленно рассмотрено использование цифровых технологий в процессе самоидентификации и самореализации личности молодёжи. Изучено использование и применение цифровых технологий как фактора стимулирующего заинтересованность в личном само проявлении. Описаны особенности организации деятельности современной молодёжи. Исследованы процессы социализации неокрепшей личности подростка и молодого человека. Описаны основные отличительные черты современной молодёжи. Проанализированы отличительные качества и специфические особенности в потреблении культурных ценностей современной молодёжью. На основании всех изученных материалов выявлены факторы, которые являются наиболее стимулирующими в процессе личностного самоопределения молодых людей.

Ключевые слова: цифровые технологии, лидерские качества, молодёжь, лидер, использование цифровых технологий.

Annotation. The article examines the process of formation of leadership qualities of youth at the present stage of development of society. The features of the distribution and consumption of cultural values by young people have been studied. The process of formation of leadership qualities of a modern young man in the field of culture and art is analyzed. The use of digital technologies in the process of self-identification and self-realization of the personality of young people is examined in depth. The use and application of digital technologies as a factor stimulating interest in personal self-expression has been studied. The features of organizing the activities of modern youth are described. The processes of socialization of the fragile personality of a teenager and young man have been studied. The main distinctive features of modern youth are described. The distinctive qualities and specific features in the consumption of cultural values by modern youth are analyzed. Based on all the materials studied, the factors that are the most stimulating in the process of personal self-determination of young people have been identified.

Key words: digital technologies, leadership qualities, youth, leader, use of digital technologies.

Введение. Современное общество требует от молодого поколения лидерских качеств, которые помогут им не только выделиться среди остальных, но и достичь успеха. Важно, чтобы молодые люди развивались не только в техническом и профессиональном плане, но и в области лидерства. Формирование лидерских качеств у современной молодежи является актуальной и важной задачей, которая требует специального внимания.

Лидерство является способностью управлять и вести других людей к достижению общих целей. Лидер - это не просто человек, занимающий высокий пост или имеющий власть, но человек, который вдохновляет и мотивирует окружающих.

Формирование лидерских качеств молодежи является важной задачей не только для сферы образования, но и для сферы культуры и искусства. Поскольку в молодежи скрыт огромный потенциал для создания и развития новых идей, проектов и инициатив, она может быть наиболее продуктивной.

Изложение основного материала статьи. Одним из первостепенных шагов в формировании лидерских качеств является развитие самой личности молодого человека. Необходимо помочь молодежи определить сильные стороны своей личности и мотивации, понять свои ценности, построить планы на будущее и научиться принимать решения.

Также очень важно обучать молодежь коммуникационным навыкам. Человек, умеющий общаться и вести переговоры, может добиться большего успеха в профессиональной и личной жизни. Обучение навыкам публичных выступлений и ораторскому мастерству также будет полезным. Важным этапом является развитие социальной ответственности и эмоционального интеллекта у молодежи. Необходимо научить молодежь слушать и понимать других людей, развивать свою эмпатию и учиться строить положительные отношения с окружающими. Наконец, важно обучать молодых людей стратегическому мышлению и управлению временем. Только тогда они смогут полноценно использовать свой потенциал и стать лидерами, способными эффективно решать проблемы и достигать поставленных целей.

Непременно, лидерство позволяет сформировать в молодых людях очень важные социальные качества и развить социальные навыки. Эти навыки можно разделить на следующие:

Развитие коммуникационных навыков. Молодежи необходимо научить эффективно общаться и слушать других. Это поможет им установить хорошие отношения с окружающими и быть услышанными обществом.

Знание себя. Лидер должен знать свои сильные и слабые стороны, чтобы использовать их на благо команды. Молодежи необходимо разработать навыки самоанализа и саморефлексии.

Развитие навыков принятия решений. Лидер должен быть способен принимать взвешенные и обдуманные решения в сложных ситуациях. Молодым людям необходимо научиться анализировать информацию, оценивать возможные последствия и смело принимать решения.

Развитие эмоционального интеллекта. Лидер должен быть эмоционально устойчивым и способным эмоционально поддерживать свою команду. Молодежи необходимо развивать навыки эмоционального управления, самоконтроля и эмпатии.

Развитие навыков мотивации. Лидер должен уметь мотивировать свою команду и вдохновлять ее на достижение целей. Молодежи необходимо развивать навыки мотивации, умение поощрять и похвалить других.

В целом, формирование лидерских качеств молодежи является многогранным процессом, который включает в себя работу над личностью, коммуникационными навыками, социальной ответственностью, эмоциональным интеллектом, стратегическим мышлением и управлением временем.

Цифровые же технологии предоставляют молодым людям множество возможностей для развития и саморазвития. В современном мире, использование цифровых технологий в обучении молодежи стало неотъемлемой частью образовательного процесса. Такие технологии как компьютеры, смартфоны, планшеты и доступ к Интернету, позволяют студентам получать образование в более интерактивной и эффективной форме.

Одним из главных преимуществ цифровых технологий является доступ к огромному объему информации и учебных материалов. Студентам больше не нужно тратить часы в библиотеке, они могут просто воспользоваться поиском в Интернете, чтобы найти нужную информацию. Это позволяет им более быстро и эффективно усваивать знания.

Также, цифровые технологии позволяют создавать интерактивные учебные материалы, которые сделаны под студентов. Это включает в себя видеоуроки, интерактивные тесты, аудиоуроки и другие форматы обучения, которые помогают усваивать информацию более легко и интересно. Возможность использования игр и симуляций также способствует более активному вовлечению студентов в учебный процесс.

Кроме того, цифровые технологии способствуют развитию навыков, которые будут полезны студентам в будущем. Например, навыки работы с компьютерами и программным обеспечением, поисковые навыки, а также возможность учиться в онлайн-курсах или участвовать в удаленном образовании. Это также расширяет границы образования, так как студенты теперь могут выбирать курсы и предметы из разных стран и университетов.

Тем не менее, следует помнить, что все эти возможности цифровых технологий требуют компетенции в их использовании. Образовательные учреждения должны преподавать студентам основные навыки работы с технологиями, чтобы у них была возможность использовать их с максимальной эффективностью.

С чрезвычайным развитием цифровых средств массовой коммуникации и социальных сетей, молодые люди стали применять цифровые технологии не только с целью обучения, но и с целью само проявления. Молодежь создает свои собственные платформы, позиционируют себя как лидеров в определенной области, сотрудничают с другими единомышленниками и влияют на общество [1, С. 516].

Современная молодежь все больше сталкивается с использованием цифровых технологий, которые влияют на процесс формирования лидерских качеств [3, С. 35]. Цифровые технологии позволяют молодым людям получать доступ к информации в реальном времени, общаться с другими людьми из разных стран, создавать собственные проекты и продвигать их в сети. Все это способствует развитию таких качеств, как:

1. Коммуникативные навыки. Молодежь, использующая цифровые технологии, активно общается в социальных сетях, форумах, мессенджерах и т.д. Это помогает им развивать коммуникативные навыки, учиться эффективно выражать свои мысли и эффективно излагать свои мысли.

2. Лидерские навыки. Цифровые технологии предоставляют молодежи возможность создавать собственные проекты, управлять командами, анализировать результаты работы, принимать решения и достигать поставленных целей. Все эти навыки необходимы для того, чтобы стать успешным лидером.

3. Креативность и инновации. Цифровые технологии позволяют молодежи проявлять свою креативность и создавать инновационные проекты. Они могут использовать новые технологии, чтобы выходить за рамки стандартных решений и создавать что-то новое.

4. Навыки презентации. Молодежь, использующая цифровые технологии, умеет создавать презентации, аудио- и видеоматериалы, графики и диаграммы, которые помогают им эффективно представлять свои проекты и идеи другим людям.

5. Умение работать в команде. Цифровые технологии позволяют молодежи работать в удаленной форме и совместно создавать проекты. Это учиться работать в команде, учитывать мнения других людей, находить компромиссы и достигать общих целей.

Использование цифровых технологий способствует формированию лидерских качеств у молодежи. Однако, необходимо помнить, что использование технологий не заменяет личностные качества и социальные навыки [1, С. 521]. Для того, чтобы стать успешным лидером, необходимо развивать все аспекты своей личности.

Одним из примеров того, как цифровые технологии могут стимулировать развитие лидерства у молодежи, является использование социальных сетей для создания сообществ с общей целью. Молодые люди могут создавать группы на информационных площадках, в разрешенных социальных сетях или других платформах, чтобы объединить людей с общими интересами, целями и убеждениями. Эти сообщества могут быть локальными или международными, и объединять людей разных возрастов, рас, культур и вероисповеданий, что способствует развитию культуры толерантности и уважения к другим.

Молодые лидеры могут создавать и управлять такими сообществами, взаимодействуя с участниками, решая проблемы, создавая контент и организуя мероприятия.

По мнению цитируемого автора в другим примером является использование блогов и влогов для самовыражения и привлечения аудитории. Молодые люди могут создавать свои собственные блоги на платформах, таких как WordPress, Blogger или Medium, чтобы делиться своими мыслями, интересами, опытом и взглядами. Они могут также создавать влоги на RuTube, чтобы представлять свои идеи, обсуждать свои интересы и призывать других к действиям в определенной области.

Молодые лидеры могут создавать ценный и полезный контент, который может вдохновить и привлечь других людей, улучшить их жизнь и стимулировать решение сложных социальных проблем [5, С. 48]. Все эти площадки были доступны и наиболее популярны в России до 2022 года, в совсеменной же ситуации всё большую популярность набирают RuTube и Росграмм, VK.

Также лидерский потенциал может быть применен в цифровом и медиа пространствах во многих областях. В таких как:

1. Управление командой: Лидерский потенциал может быть использован для эффективного управления командой в цифровом и медиа пространствах. Лидеры могут разрабатывать стратегии, координировать работу и мотивировать свою команду к достижению общих целей.

2. Развитие инноваций: В цифровой и медиа сферах инновации играют ключевую роль. Лидеры с высоким лидерским потенциалом могут стимулировать креативное мышление, поощрять эксперименты и создавать вдохновляющую среду, способствующую развитию новых идей.

3. Управление изменениями: В сфере цифровых и медиа пространств постоянно происходят изменения, связанные, например, с технологическими инновациями или изменением поведения потребителей. Лидеры с лидерским потенциалом могут эффективно управлять изменениями, обеспечивая понимание и поддержку со стороны команды, а также принимая необходимые решения.

4. Установление стратегических партнерств: Лидеры могут использовать свой лидерский потенциал для установления стратегических партнерств с другими организациями, агентствами или индивидуальными профессионалами в цифровом и медиа пространствах. Это может помочь усилить ресурсы, расширить возможности и достичь более высоких результатов.

5. Управление репутацией: Цифровое и медиа пространства насыщены информацией, и для организаций и личностей важно управлять своей репутацией. Лидеры с лидерским потенциалом могут разрабатывать стратегии по управлению репутацией, поддерживать положительный имидж и эффективно общаться с заинтересованными сторонами.

Это лишь некоторые примеры применения лидерского потенциала в цифровом и медиа пространствах. В целом, лидерский потенциал может быть успешно применен во многих различных аспектах этих сфер, которые бы также требовали учета специфических требований и характеристик каждой организации или ситуации.

Так же необходимо отметить, что цифровые технологии становятся все более популярными в сфере обучения молодежи. Они предоставляют больше возможностей для индивидуализации и инноваций в обучении, так как позволяют учителям и студентам использовать новые форматы материалов, такие как видеоуроки, онлайн-курсы, учебники и т.д [6, С. 543].

Некоторые примеры цифровых технологий в обучении молодежи включают:

1. Онлайн-образование и электронные учебники: важные компоненты современного обучения, они доступны в Интернете и облегчают процесс обучения.

2. Интерактивные доски и программируемые игры: эти технологии стимулируют детей и молодых людей и помогают им входить в логическое мышление.

3. Мультимедийные учебники: это новые форматы учебников, которые могут содержать аудио-видео материалы, интерактивные задания и ссылки на интересные материалы в Интернете.

4. Системы дистанционного обучения: такие системы стали незаменимыми способами осваивать знания в текущей ситуации, и они могут улучшить образование и повысить продуктивность.

5. Мобильные приложения: это новые типы приложений, которые могут использоваться для изучения новых языков, географии, математики и других дисциплин.

Именно инновационная массовая культура создает «грунт» трансформации общества. Но массовая инновационная культура, опирающаяся на инновационные повседневные социальные практики, объединяет отнюдь не социальных лузеров, а успешных целеустремленных людей, исповедующих инновационные, креативные ценности, которые обеспечивают в процессе распространения в обществе вытеснение традиционных социальных практик. [8, С. 3]

Цифровые технологии в сфере обучения молодежи имеют много преимуществ. Они могут улучшить доступность образования, помочь преподавателям и студентам подготовиться к будущему в качестве думающих, активных граждан [9, С. 320].

Выводы. Проведя исследования нами были сделаны следующие выводы:

1. Развитие лидерских качеств начинается с образования. Молодежь должна иметь доступ к образовательным ресурсам, которые способствуют развитию коммуникативных, организаторских и руководящих навыков.

2. Самосознание и развитие личности играют ключевую роль. Молодежь должна осознать свои сильные стороны и работать над устранением слабостей.

3. Молодежь должна иметь возможность участвовать в проектах, где они могут выработать лидерский опыт, принимая на себя ответственность и принимая важные решения.

4. Опытные лидеры могут сыграть важную роль в формировании лидерских качеств у молодежи через менторство и советы.

5. Участие в общественных и волонтёрских мероприятиях может помочь молодым людям развивать навыки командной работы и руководства.

6. Молодежь должна стремиться к постоянному самосовершенствованию, читать книги о лидерстве, посещать тренинги и семинары.

7. В современном мире важно обучать молодежь адаптироваться к изменениям и развивать навыки креативного решения проблем.

8. Формирование лидеров должно базироваться на ценностях социальной ответственности, этичности и уважения к разнообразию.

Подводя итоги можно сказать что цифровые технологии предоставляют молодежи огромные возможности для реализации потенциала лидерства и развития своих навыков, а также влияния на общество в целом. Для этого важным является свободное владение цифровыми технологиями, желание и умение создавать качественный и интересный контент, а также готовность быть частью сообщества, группы или движения, и участвовать во всех его аспектах.

В свою очередь лидерский потенциал играет важную роль в цифровых и медиа пространствах. Лидеры, обладающие визией, эффективными коммуникационными навыками и способностью адаптироваться к изменениям, могут успешно вести свои организации в этом динамичном окружении. Понимание сущности лидерского потенциала и его применение способствуют развитию и процветанию в цифровом и медиа мире.

Также необходимо отметить, что формирование лидерских качеств у современной молодежи является неотъемлемой частью их развития и успеха в будущем. Молодежи необходимо развивать коммуникационные навыки, знание себя, навыки принятия решений, эмоциональный интеллект и навыки мотивации. Постоянное самосовершенствование и обучение помогут молодым людям стать востребованными лидерами в своих профессиях и в обществе.

Литература:

1. Астафьева, О.Н Культура в цифровой цивилизации: новый этап осмысления стратегии будущего для устойчивого развития / О.Н. Астафьева, Е.В. Никонорова, О.В. Шлыкова. - Обсерватория культуры. - 2018. - С. 516-531

2. Бобровская, М.А. Новые информационные технологии в современной сценографии / М.А. Бобровская, Д.В. Галкин, B.C. Самеева. - Гуманитарная информатика. - 2019. - С. 94.

3. Громов, Г.Р. Гуманитарные основы информационной технологии / Г.Р. Громов. - Москва, 2018. - 35 с.

4. Зардиашвили, М.Г. Информатизация культуры: тенденции развития PR-деятельноети государственных учреждений культуры в цифровой среде / М.Г. Зардиашвили. - Молодой ученый. - 2019. - № 23 (261). - С. 202-205. - URL: https://moluch.ru/archive/261/60282/ (дата обращения: 14.05.2022)

5. Захарова, М.В. Средства массовой информации как компонент социокультурного развития общества / М.В. Захарова. - Текст: непосредственный // Филология и лингвистика. - 2016. - № 1 (3). - С. 46-49. - URL: https://moluch.ru/th/6/archive/23/794/ (дата обращения: 03.09.2023)

6. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: / И.Г. Захарова. - Москва: Academia, 2016. - 543 с.

7. Мартиросян, K.M. Социально-культурное производство символического капитала в культурных индустриях / K.M. Мартиросян. - Краснодар / Культурная жизнь Юга России. - 2013 - С. 3.

8. Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e529 If25d6986b5301ab79c23ffl055ca4/ (дата обращения: 27.05.2023)

9. Трайнев, В.А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании: Информационное общество. Информационно-образовательная среда. Электронная педагогика. Блочно-модульное построение информационных технологий / В.А. Трайнев. - Москва. 2013. - 320 с.

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор Масалимова Альфия Рафисовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань); аспирант Малкарбаев Тимур Оспанович

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань)

СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Наставническая деятельность - важная составляющая современного образования. Цель исследования - дать сущностную характеристику наставнической деятельности. Методологическую основу исследования составил акмеологический подход, ориентирующий на успешное личностно-профессиональное развитие субъектов образовательной деятельности. Основные результаты исследования состоят в определении понятия, сущности, содержания наставнической деятельности. Наставническую деятельность можно определить как образовательный процесс, способствующий успешной самореализации стажера (наставляемого) в конкретной сфере жизнедеятельности (личной, профессиональной). Сущность наставнической деятельности выражает процесс организации и регулирования конкретного направления социализации человека, посредством обмена ценностями, образцами поведения, знаниями, умениями, навыками в соответствии с целями профессионализации общества и труда. Объективные свойства наставнической деятельности составляют педагогизация и социокультурность. В содержании наставнической деятельности можно выделить: цель и задачи; организационные этапы; функции, права и обязанности субъектов; формы, методы, средства; критерии. Наставническая деятельность представляет устойчивую практику совместной деятельности людей. Функции наставнической деятельности способствуют оптимизации профессионально-должностной адаптации молодых и новых специалистов и постоянному профессионально-личностному развитию специалистов опытных в конкретной сфере труда.

Ключевые слова: наставническая деятельность, акмеологический подход, личностно-профессиональное развитие, профессиональная социализация, профессионально-должностная адаптация.

Annotation. Mentoring is an important component of modern education. The purpose of the study is to provide an essential characteristic of mentoring activities. The methodological basis of the study was the acmeological approach, which focuses on the successful personal and professional development of subjects of educational activities. The main results of the study consist in defining the concept, essence, and content of mentoring activities. Mentoring activities can be defined as an educational process that contributes to the successful self-realization of a trainee (mentee) in a specific area of life (personal, professional). The essence of mentoring activity expresses the process of organizing and regulating a specific direction of a person's socialization, through the exchange of values, patterns of behavior, knowledge, skills, and abilities in accordance with the goals of professionalization of society and work. The objective properties of mentoring activities are pedagogization and socioculturality. The content of mentoring activities can be distinguished: purpose and objectives; organizational stages; functions, rights and responsibilities of subjects; forms, methods, means; criteria. Mentoring activities represent a sustainable practice of joint activities of people. The functions of mentoring activities contribute to the optimization of professional and job adaptation of young and new specialists and the constant professional and personal development of experienced specialists in a particular field of work.

Key words: mentoring activities, acmeological approach, personal and professional development, professional socialization, professional and job adaptation.

Введение. В специальной литературе наставническая деятельность трактуется неоднозначно. Анализ литературы показал, что наиболее распространены определения наставнической деятельности как:

- технологии передачи опыта, знаний, умений, навыков, компетенций, ценностей посредством неформального общения, основанного на доверии и партнерстве [1];

- формы обучения на рабочем месте, обеспечивающей развитие профессиональных компетенций работника [5];

- исторически формирующейся и развивающейся социальной практики, определяющей цели, возможности, пути, средства и технологии передачи от поколения к поколению социального опыта воспитания, обучения людей, подготовки к трудовой и иной общественной деятельности, их профессиональной социализации в коллективном и индивидуальном порядке [4, С. 34];

- формы педагогического сопровождения, направленной на реализацию потенциала человека [2];

- способа неформального образования, эффективно сочетающего решение обучающих и воспитательных задач посредством личного взаимодействия обучающегося с носителем профессиональной культуры [3].

Все перечисленные определения ориентируют на трактовку наставнической деятельности как института профессиональной социализации. Цель исследования - дать сущностную характеристику наставнической деятельности. Методологическую основу исследования составил акмеологический подход, ориентирующий на успешное личностно-профессиональное развитие субъектов образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.