Научная статья на тему 'Процедуры взаимодействия Федеральной таможенной службы России с Федеральной службой судебных приставов: теоретический и практический аспект'

Процедуры взаимодействия Федеральной таможенной службы России с Федеральной службой судебных приставов: теоретический и практический аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1947
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА РОССИИ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ РОССИИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA / FEDERAL BAILIFF SERVICE OF RUSSIA / COOPERATION / THE ENFORCEMENT PROCEEDINGS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Михин Александр Викторович, Рогов Александр Владимирович

В настоящей статье автором проводится исследование законодательства России, регламентирующего вопросы взаимодействия ФТС России с ФССП России при исполнении судебных актов и актов иных юрисдикционных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cooperation of the Federal customs service of Russia to the Federal bailiff service: theoretical and practical aspect

In this article, the author conducted a study of Russian legislation regulating the issues of cooperation of the Federal customs service of Russia to the Federal bailiff service of Russia with the performance of judicial acts and other jurisdictional bodies.

Текст научной работы на тему «Процедуры взаимодействия Федеральной таможенной службы России с Федеральной службой судебных приставов: теоретический и практический аспект»

Михин А.В., Рогов А.В. Процедуры взаимодействия Федеральной таможенной службы России с Федеральной службой судебных приставов...

ОТРЯСЯЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ нячки И ПРЯКТИКИ

УДК 347.91/95

Михин Александр Викторович Mikhin Alexander Viktorovich

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

candidate of sciences (law), assistant professor of the department of civil law and process Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ancudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: oksan_86@mail.ru

Рогов Александр Владимирович Rogov Alexander Vladimirovich

кандидат юридическихнаук, начапьник научно-исспедоватепьского отдепа Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

candidate of sciences (law), head of research department

Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ancudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: aleksandrrogov@mail.ru

Процедуры взаимодействия Федеральной таможенной службы России с Федеральной службой судебных приставов: теоретический и практический аспект

Cooperation of the Federal customs service of Russia to the Federal bailiff service: theoretical and practical aspect

В настоящей статье автором проводится исследование законодательства России, регламентирующего вопросы взаимодействия ФТС России с ФССП России при исполнении судебных актов и актов иных юрисдикционных органов.

Ключевые слова: Федеральная таможенная служба России, Федеральная служба судебных приставов России, взаимодействие, исполнительное производство.

In this article, the author conducted a study of Russian legislation regulating the issues of cooperation of the Federal customs service of Russia to the Federal bailiff service of Russia with the performance of judicial acts and other jurisdictional bodies.

Keywords: Federal customs service of Russia, Federal bailiff service of Russia, cooperation, the enforcement proceedings.

B настоящее время вопросы взаимодействия Федеральной таможенной службы (далее — ФТС России) с Федеральной службой судебных приставов (далее — ФССП России) заслуживают проведение теоретического и практического исследования. Поскольку от того, насколько эффективно ФТС России и ФССП России будут реализовывать стоящие перед ними задачи, зависит реальное восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов субъектов таможенного права.

По нашему мнению, органы государственной власти вполне заслуженно уделяют внимание

разрешению проблемных вопросов, затрагивающих механизмы исполнения судебных актов и актов иных юрисдикционных органов.

Нельзя не отметить, что в последние годы повысилась активность физических и юридических лиц в сфере защиты и восстановления своих нарушенных прав всеми не запрещенными законом способами. В связи с чем территориальные органы ФССП России столкнулись с большим объемом исполнительных документов, поступивших на исполнение.

Согласно докладу директора ФССП России А.О. Парфенчикова на заседании коллегии

1П8

Юридическая наука и практика

ОТРЯСЛЕЙЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯЧКИ И ПРЯКТИКИ

ФССП России «Об итогах деятельности Федеральной службы судебных приставов в 2014 году и задачах на 2015 год» в период с 2009 по 2014 год в общей сложности в ФССП России на исполнении находилось более 220 млн исполнительных производств. Свыше 60% их них окончено фактическим исполнением. В том числе из 87,7 млн исполнительных производств о взыскании административных штрафов фактическим исполнением окончено более 70%. В этот же период исполнены требования более чем 80% исполнительныхдокументов о взыскании заработной платы [1].

В целом по России в 2014 году судебными приставами-исполнителями возбуждено 39,6 млн исполнительных производств, что на 3,7 млн больше, чем в 2013 году. При этом с учетом поступления в отчетном периоде в ФССП России находилось 62 млн дел об исполнительном производстве. В итоге средняя служебная нагрузка на одного судебного пристава-исполнителя превысила 2,5 тыс. исполнительных производств. Несмотря на существенный рост нагрузки, по итогам 2014 года окончено и прекращено 35,3 млн исполнительных производств, из них 23 млн окончено фактическим исполнением.

К сожалению, вышеуказанные цифры свидетельствуют о том, что ФССП России не в полной мере справляется с возложенными на нее в соответствии с действующим законодательством задачами. На наш взгляд, проблему исполнения судебных актов и актов иных органов можно решить только путем организации эффективного взаимодействия ФССП России с другими правоохранительными органами, в том числе и таможенными органами.

Относительно нормативно-правового регулирования вопросов взаимодействия ФТС России и ФССП России следует отметить такие нормативные акты, как: Федеральный закон «Об исполнительном производстве» [2]; Федеральный закон «О судебных приставах» [3]; Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [4]; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

[5] ; Налоговый кодекс Российской Федерации

[6] ; Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [7]; соглашение ФТС России № 01-69/17, ФССП России № 0001/36 от 29 декабря 2014 года «О порядке взаимодействия Федеральной таможенной службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении постановлений таможенных органов и иных исполнительных документов» [8] (далее — Соглашение) и др.

Вышеуказанное межведомственное Соглашение определяет общие принципы взаимодействия ФТС России, региональных таможенных управлений, таможен, таможенных постов со статусом юридического лица и ФССП России, ее территориальных органов и их структурных подразделений в рамках исполнительного производства.

В соответствии с пунктом 1.5 Соглашения взаимодействие таможенных органов и территориальных органов ФССП России осуществляется в форме проведения совместных мероприятий, заседаний рабочих групп, сверки статистических данных, обмена информацией и документами с использованием всех доступных средств связи, в том числе в электронном виде.

Специфичное правовое регулирование таможенного дела позволяет выделить следующие исполнительные документы, которые могут поступить в территориальное подразделение службы судебных приставов для разрешения вопроса о возбуждении исполнительного производства:

1) постановления таможенных органов по делам об административных правонарушениях;

2) исполнительные документы судов по делам об административных правонарушениях, включая конфискацию товаров и транспортных средств, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения в области таможенного дела;

3) постановления таможенных органов о взыскании таможенных платежей, процентов и пеней за счет имущества плательщика;

4) исполнительные документы, выданные судами на основании судебных актов о взыскании таможенных платежей, процентов и пеней, в том числе за счет товаров, в отношении кото-рыхтаможенные пошлины, налоги не уплачены.

При этом своевременное и полное исполнение требований, указанных в исполнительных документах, должно обеспечиваться совместным решением следующих задач:

1) организация надлежащего взаимодействия таможенных органов и территориальных органов ФССП России при осуществлении возложенных на них полномочий;

2) осуществление регулярного обмена информацией по вопросам, входящим в компетенцию ФТС России и ФССП России и представляющим взаимный интерес;

3) повышение эффективности контроля ФССП России за исполнением постановлений, вынесенных таможенными органами, и иных исполнительных документов.

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015, № 4 (32)

1П9

Михин А.В., Рогов А.В. Процедуры взаимодействия Федеральной таможенной службы России с Федеральной службой судебных приставов...

Михин А.В., Рогов А.В. Процедуры взаимодействия Федеральной таможенной службы России с Федеральной службой судебных приставов...

ОТРЯСЯЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ нячки И ПРЯКТИКИ

Также Соглашение регламентирует особенности взаимодействия ФТС России и ФССП России при исполнении постановлений таможенных органов, исполнительных документов судов о конфискации имущества и иных исполнительных документов. На наш взгляд, можно выделить следующие специфические черты исполнения постановлений таможенных органов:

1) исполнительные документы направляются таможенными органами в соответствующее ПССП по месту совершения исполнительных действий следующими способами:

— заказными письмами с уведомлением о вручении и описью вложения (сопроводительное письмо с описью вложения);

— нарочным;

2) на основании пункта 2.2 Соглашения к исполнительному документу таможенным органом прилагаются заверенные в соответствии с правилами делопроизводства копии документов, которые содержат сведения о наличии у должника счетов в банках и иных кредитных организациях, о принадлежащих должнику объектах недвижимого имущества и транспортных средствах, об ином имуществе должника, а также сведения о направлении должнику исполнительного документа (постановления по делу об административном правонарушении) и получении должником либо отказе в получении им или невручении ему направленного исполнительного документа по причине истечения сроков хранения в отделениях почтовой связи. Также судебный пристав- исполнитель может запросить у ФТС России копии иных документов, имеющих значение для правильного и своевременного совершения исполнительных действий;

3) сопроводительное письмо с описью вложения должно обязательно содержать:

— сведения, необходимые для перечисления подлежащих взысканию денежных средств в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Минфина России;

— контактные данные должностного лица таможенного органа, ответственного за организацию исполнения исполнительного документа;

4) при исполнении постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа, вынесенного должностным лицом таможенного органа, судебный пристав-исполнитель должен проверить наличие записи на документе «Штраф не уплачен». Представитель таможенного органа не вправе направлять исполнительный документ на принудительное исполнение без данной записи;

5) в ходе исполнительного производства в отношении физических лиц (должников) при наличии задолженности свыше 10 тыс. рублей таможенный орган-взыскатель вправе непосредственно либо через судебного пристава-исполнителя обратиться в суд с заявлением об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации.

Таким образом, исполнение постановлений таможенных органов-взыскателей осуществляется по общим правилам действующего исполнительного процессуального законодательства с учетом особенностей ведения делопроизводства.

Поэтому в качестве отдельного глобального направления в сфере взаимодействия ФТС России и ФССП России следует выделить регулярный обмен информацией в виде направления соответствующих запросов и ответов на них в письменной форме, а в случаях, требующих оперативного решения, — с использованием средств факсимильной, электронной, телеграфной и специальной связи. В соответствии с пунктом 1.6 Соглашения обмен информацией должен осуществляться на безвозмездной основе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации по защите государственной, коммерческой, банковской, налоговой или иной охраняемой законом тайны и другой конфиденциальной информации, в том числе содержащейся в государственных информационных системах. При этом общей задачей является максимальное внедрение информационных технологий на всех стадиях исполнения требований исполнительных документов, предъявленных к исполнению таможенными органами.

В заключение хотелось бы отметить, что Федеральная таможенная служба России совместно с Федеральной службой судебных приставов постоянно занимается поиском новых путей и форм взаимодействия посредством проведения регулярных совместных мероприятий, заседаний рабочих групп, сверки статистических данных, результатом которых является разработка и дальнейшее совершенствование совместных межведомственных соглашений, разработка различных методических рекомендаций по вопросам исполнения постановлений таможенных органов.

Примечания

1. Доклад директора Федеральной службы судебных приставов — главного судебного пристава

150

Юридическая наука и практика

ОТРЯСЛЕЙЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯЧКИ И ПРЯКТИКИ

Российской Федерации А.О. Парфенчикова на заседании коллегии ФССП России «Об итогах деятельности Федеральной службы судебных приставов в 2014 году и задачах на 2015 год». URL: http://fssprus. ru/2166191/ (дата обращения: 10.09.2015).

2. Об исполнительном производстве: федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ (в ред. от

29.06.2015) . URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 10.09.2015).

3. О судебных приставах: федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ (ред. от 08.03.2015) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.09.2015).

4. О таможенном регулировании в Российской Федерации: федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ (в ред. от 13.07.2015). URL: http://www. pravo.gov.ru (дата обращения: 11.09.2015).

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 13.07.2015). URL: http://www. pravo.gov.ru (дата обращения: 11.09.2015).

6. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 08.06.2015). URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения:

11.09.2015) .

7. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 14.09.2015).

8. О порядке взаимодействия Федеральной таможенной службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении постановлений таможенных органов и иных исполнительных документов: соглашение ФТС России № 01-69/17, ФССП России № 0001/36 от 29 декабря 2014 г. Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.09.2015).

Notes

1. Report of the director of the Federal bailiff service — chief bailiff of the Russian Federation A.O. Parfenchikov at the board meeting FSSP Russia «On the results of the Federal bailiff service in 2014 and tasks for 2015». URL: http://fssprus.ru/2166191/ (date of access: 10.09.2015).

2. About executive production: the federal law of October 2, 2007 № 229-FZ (in an edition of 29.06.2015). URL: http: // www.pravo.gov.ru (date of access: 10.09.2015).

3. About bailiffs: the federal law of July 21, 1997 № 118-FZ (an edition of 08.03.2015) // ATP «Consul-tantPlus» (date of access: 10.09.2015).

4. On Customs regulation in the Russian Federation: the federal law of November 27, 2010 № 311-FZ (an edition of 13.07.2015). URL: http://www.pravo.gov.ru (date of access: 11.09.2015).

5. Russian Federation Code of administrative offences of 30 December 2001 № 195-FZ (an edition of

13.07.2015). URL: http://www.pravo.gov.ru (date of access: 11.09.2015).

6. The Tax code of the Russian Federation of July 31, 1998 № 146-FZ (an edition of 08.06.2015). URL: http:// www.pravo.gov.ru (date of access: 11.09.2015).

7. About information, information technologies and protection of information: the federal law of July 27, 2006 № 149-FZ (an edition of 31.12.2014) // ATP «Consultant-Plus» (date of access: 14.09.2015).

8. The order of interaction of the Federal customs service and the Federal service of court bailiffs in the execution of the decisions of customs authorities and other enforcement documents: agreement Federal customs service of Russia № 01-69/17, the Federal bailiff service of Russia № 0001/36 of December 29, 2014. The document wasn't published. ATP «ConsultantPlus» (date of access: 15.09.2015).

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015, № 4 (32)

151

Михин А.В., Рогов А.В. Процедуры взаимодействия Федеральной таможенной службы России с Федеральной службой судебных приставов...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.