Алиев У.А., Безденежных Т.И., Шарафанова Е.Е.
РОЛЬ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ В НЕЙТРАЛИЗАЦИИ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Аннотация. В статье на базе данных официальной статистики анализируется деятельность Федеральной службы судебных приставов с позиций ее вклада в развитие экономической безопасности страны. Особое место в работе отводится исследованию направлений обеспечения условий для компенсации ущерба/убытков от наступивших угроз экономической безопасности. Отмечается, что деятельность приставов находится в зоне рисковых ситуаций, обусловливающих потребность в адекватных мерах правовой защиты. Акцентируется внимание на развитие коррупционных схем злоупотребления сотрудниками должностными полномочиями.
Ключевые слова. Федеральная служба судебных приставов, угрозы экономической безопасности, рисковые ситуации, коррупционные схемы.
Aliev U.A., Bezdenezhnykh T.I., Sharafanova E.E.
THE ROLE OF THE FEDERAL BAILIFF SERVICE IN NEUTRALIZATION THE THREAT OF ECONOMIC SAFETY
Abstract. In the article, based on official statistics, the activity of the Federal Bailiff Service is analyzed from the standpoint of its contribution to the development of the country's economic security. A special place in the work is devoted to researching the directions of providing conditions for compensation of damage / losses from the incoming threats to economic security. It is noted that the bailiffs' activities are in the zone of risk situations, which determine the need for adequate legal protection measures. Attention is focused on the development of corruption schemes of abuse ofpower by officials.
Keywords. Federal service of bailiffs, threats to economic security, risk situations, corruption schemes.
Деятельность Федеральной службы судебных приставов (ФССП) часто критикуют. В отдельных высказываниях утверждается, что Служба недостаточно эффективно исполняет требования судебных актов, ее деятельность коррупционна, расходы на функционирование службы выше, чем доходы от ее деятельности и т.д. Такие выводы, как правило, строятся на субъективном представлении авторов или с опорой на публикации в средствах массовой информации. На основе этих утверждений строится
ГРНТИ 06.56.31
© Алиев У. А., Безденежных Т.И., Шарафанова Е.Е., 2018
Ульви Алиевич Алиев - юрист 1 класса, главный специалист-эксперт (старший дознаватель) Василеостровского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу.
Татьяна Ивановна Безденежных - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической безопасности Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Елена Евгеньевна Шарафанова - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономической безопасности Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Контактные данные для связи с авторами (Безденежных Т.И.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 921 448 59 33. Е-mail: girii@mail.ru. Статья поступила в редакцию 07.03.2018.
позиция осуждающих деятельность этой организации. Какова же на самом деле реальная отдача от работы ФССП с позиций обеспечения экономической безопасности страны? Эти вопросы - в центре рассмотрения в данной статье.
Заметим сразу, что эта организация не является коммерческой и не преследует цели получения прибыли. ФССП России является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по исполнению судебных актов, обеспечению установленного порядка деятельности судов, а также функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности [1]. В дореформенный период указанные выше вопросы рассматривались в основном в рамках процессуального права. Новый этап исследования вопросов исполнительного производства начался в 1990-е годы, в условиях рыночных отношений, после принятия Федеральных законов: от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» и от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве [2]. При этом внимание на первоначальном этапе преимущественно было сосредоточено в зоне вопросов правовой природы и прокурорского надзора в сфере исполнительного производства (рис. 1).
ФЗ от 21.07.1997 г. № 118 «О судебных приставах», ФЗ от 02.10.2007 № 229 «Об исполнительном производстве»
Рис. 1. Эволюция исполнительного производства в СССР - России
Развитие экономики в условиях нестабильности приводит к росту количества исковых заявлений и взысканий за нарушения и несоблюдение законов. Именно ФССП является органом по принудительному исполнению судебных решений. Она играет огромную роль в экономике в целом, реализуя гарантию обеспечения правовых норм в суде; посредством сбора пеней и штрафов за просроченные платежи и неуплату граждан и организаций пополняется бюджет страны. Сложная ситуация в экономике, коррупция, финансовая неустойчивость многих организаций, длительность процедуры банкротства, задолженность по заработной плате, наличие большого количества скрывающихся «алиментщиков», распространенность многообразных мошеннических схем негативно влияют на состояние экономической безопасности (ЭБ) государства, общества и личности и выдвигают на передний план задачу повышения результативности работы ФССП.
Судебные приставы в принудительном порядке взыскивают долги как в пользу государства, так и физических лиц; арестовывают счета, имущество; дают гарантию взыскателю по выполнению решений судов. Каждый этап реализации правоприменительных функций деятельности службы: организация исполнительного производства, организация установленного порядка деятельности судов, организация работы по реализации имущества должников, - включает в себя направления нейтрализации рисков (рис. 2). Обеспечение условий для компенсации ущерба/убытков от наступивших угроз ЭБ связано с реализацией следующих направлений: организацией работы по розыску должников и их имущества; ведением государственного контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату задолженности; противодействием коррупции; обеспечением работы с кадрами и вопросов безопасности; защитой государственной тайны, выполнением мероприятий мобилизационной подготовки и гражданской обороны и др.
В 2016-2017 гг. сохраняется тенденция увеличения числа исполнительных документов, поступивших в ФССП России. В целом, число исполнительных производств, находившихся в январе-
ноябре 2017 г. на исполнении, равнялось 82 300 840 ед. [3]. При этом, за 9 месяцев 2017 г. на 2,7 млн увеличилось количество актов, требования которых исполнены в полном объеме. За этот же период фактически исполнены требования 24,3 млн исполнительных документов (за аналогичный период 2016 г. - 21,6 млн руб.).
Рис. 2. Правоприменительные функции в установленной сфере деятельности судебных приставов
К положительным эффектам деятельности Службы относят реально (фактически) взысканную сумму, то есть средства, реально поступившие к взыскателю по результатам принудительного исполнения судебного акта. За 9 месяцев 2017 года взыскано 467,1 млрд руб. - на 70,8 млрд руб. больше, чем за 9 месяцев 2016 года. На 24,7 млрд руб. возросла сумма взысканной задолженности по налогам и на 2,3 млрд рублей - по административным штрафам. Общая сумма, перечисленная в бюджет в результате деятельности судебных приставов-исполнителей за январь-ноябрь 2017 года составила в результате исполнения: постановлений налоговых органов о взыскании налоговых платежей -97 063 539 тыс. руб., судебных актов о взыскании налоговых платежей - 11 978 539 тыс. руб., постановлений таможенных органов о взыскании таможенных платежей - 296 047 тыс. рублей, судебных актов о взыскании таможенных платежей - 42 454 тыс. рублей [3]. Таким образом, экономический эффект от деятельности Службы очевиден и бесспорен.
Остановимся еще на одном из важнейших аспектов деятельности Службы. Это реализация гуманитарной функции, связанной с ситуацией по взысканию алиментов и принудительном исполнении исполнительных документов о взыскании в пользу граждан задолженности по заработной плате. Сразу отметим, что в результате принимаемых мер принудительного исполнения ситуация по взысканию алиментов в целом оптимизируется. Наблюдается устойчивая динамика снижения возбуждения исполнительных производств о взыскании алиментов и стабильное сокращение остатка исполнительных производств указанной категории.
Эффективными мерами понуждения «алиментщиков» являются ограничение права выезда за пределы России и ограничение права на управление транспортными средствами. Например, только за счет применения временного ограничения специального права за 8 месяцев 2017 года взыскано порядка 851 млн руб. алиментов. По состоянию на 01.09.2017 г. остаток неоконченных производств о взыскании алиментов снизился и составил 867 тыс. руб. Взысканная сумма задолженности по алиментам за этот период составила 12 млрд руб. [3], что, естественно, оказало положительное влияние на стабилизацию социальной обстановки и, главное, на качество жизни людей, имеющих право на получение алиментов.
Также очевидно, что обеспечение экономической безопасности тесно связано с формированием и ростом качества жизни работающих граждан. В свою очередь, реализация этого направления невозможна без принятия жёстких мер по ликвидации фактов «серых» схем выплаты заработной платы и без проведения серьёзных мероприятий по ликвидации её задержек. Служба судебных приставов вносит существенный вклад в пресечение экономических преступлений, связанных с задолженностью по заработной плате. Только за 9 месяцев 2017 года на принудительном исполнении в территориальных
органах ФССП находилось более 455 тыс. исполнительных документов о взыскании в пользу граждан задолженности по заработной плате, что на 19,9 тыс. меньше чем за 9 месяцев прошлого года. За 9месяцев 2017 г. 8,5 млрд руб. заработной платы возвращено гражданам через службу судебных приставов, что превышает данные аналогичного периода прошлого года на 645 млн руб. [4] При этом, практически по 58% случаев задолженность по заработной плате взыскана в полном объеме.
Остановимся на чрезвычайно важном аспекте, связанном с рисками деятельности судебных приставов. С одной стороны, деятельность приставов находится в зоне рисковых ситуаций, обусловливающих потребность в адекватных мерах правовой защиты. К числу серьезных трудностей, с которыми приходится сталкиваться судебным приставам, относятся такие, как нарушение порядка в залах судебных заседаний и в зданиях судов, отсутствие адекватной реакции на законные требования судебного пристава, грубость и хамство, применение физической силы в отношении судебных приставов и др. Недостаточный уровень эффективности деятельности правоохранительных органов приводит в ряде случаев к использованию взыскателем и должником криминальных способов их реализации, что является угрозой здоровью а, в ряде случаев, и жизни судебных приставов.
С другой стороны, несовершенство законодательной, нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность ФСПП, недостаточно эффективный контроль за деятельностью должностных лиц, исполняющих обязанности судебных приставов, являются причинами совершения правонарушений в этой сфере. Основное число преступлений, совершенных судебными приставами-исполнителями, составляют злоупотребления должностными полномочиями, то есть коррупционные преступления. К сожалению, коррупция смогла проникнуть во все сферы государственной власти, в том числе не обошла стороной она и ФССП. Как реакция на возможные коррупционные угрозы, в ФССП было образовано Управление противодействия коррупции, обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности (см. Приказы ФССП России от 27.10.2017 г. № 486 «Об утверждении и введении в действие структуры и штатного расписания центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов»; от 31.08.2015 г. № 420 «Об утверждении Положения об Управлении противодействия коррупции, обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности Федеральной службы судебных приставов»).
В целях противодействия коррупционным угрозам разработан план мероприятий Федеральной службы судебных приставов по противодействию коррупции, мероприятия которого нацелены на: противодействие коррупции с учётом специфики деятельности ФССП; повышение эффективности механизмов урегулирования конфликта интересов; обеспечение соблюдения федеральными государственными гражданскими служащими Службы ограничений, запретов и принципов служебного поведения в связи с исполнением ими должностных обязанностей, а также ответственности за их нарушение; обнаружение и систематизацию причин проявления коррупции в работе государственных гражданских служащих ФССП; мониторинг коррупционных рисков и их устранение; взаимодействие ФССП с институтами гражданского общества и гражданами и т.д.
Тем не менее, несмотря на реализацию данных направлений, в территориальные органы ФССП России в 2016 году поступило 2 819 обращений о предполагаемых коррупционных правонарушениях, допущенных работниками Службы. Из них рассмотрено 2 774. Признаны обоснованными и направлены в правоохранительные органы 79 обращений, по которым возбуждены 14 уголовных дел [5]. В 2016 году было возбуждено 314 уголовных дел по должностным преступлениям в отношении 292 работников, а также граждан, ранее проходивших службу в ФССП. В 2015 году в отношении 297 работников возбуждено 333 уголовных дела [там же].
Глубокое знание экономического состояния организаций, находящихся в зоне внимания правоохранительных органов, личное знакомство с руководителями организаций определяют возможность и риск участия судебных приставов в коррупционных схемах. Это может проявляться в форме судебных подлогов, вымогательства денег, осознанного бездействия судебных приставов, умышленного или ненадлежащего исполнения судебных решений и т.д. (рис. 3). Научный интерес к формам и причинам преступлений, совершаемыми судебными приставами, возрастает. Проблемы предупреждения коррупционных преступлений, в органах ФССП рассматривались в работах ряда авторов [6, 7 и др.].
В научных трудах исследуются причины коррупционных преступлений, анализируются коррупционные схемы, предлагаются мероприятия по нейтрализации коррупционных рисков. Коррупционные схемы постоянно совершенствуются. Участники этих схем предусматривают риски их реализации и учитывают новые аспекты их нейтрализации. Как правило, основные коррупционные схемы
основаны на технологиях злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), распределения бюджета, мошенничества с имуществом должника (ст. 159 УК РФ), присвоения имущества (ст. 160 УК РФ), подделки отчетных данных (ст. 292 УК), обезналичивании средств и др.
Коррупция в форме незаконного бездействия
Вымогательство денег за совершение действий по исполнительному производству
Умышленное неисполнение судебных решений
Ненадлежащее исполнение решений судебных и иных правомочных организаций
Несвоевременное исполнение решений судебных и иных правомочных организаций
Действия по присвоению вверенного имущества, полученного в рамках свершения
исполнительных действий
Пособничество в подделке официальных документов и присвоении средств
Рис. 3. Коррупционные риски и виды участия судебных приставов в коррупционных схемах
Приведем пример наиболее распространенной схемы «обезналичивания» с участием судебных приставов. В данную схему вовлечен широкий круг участников с различными видами деятельности -от поиска компаний «богатых спящих» до «обезналичивания» средств. Вместе с тем, очевидно, что важнейшим «игроком» в данной схеме является судебный пристав, поддерживающий функцию -«списание средств со счета компании на основании исполнительного производства судебных приставов». Без его участия такая деятельность становится бессмысленной (рис. 4).
Рис. 4. Типичная схема «обезналичивания» с участием судебных приставов
Представляется необходимым разработать и реализовать комплекс мер, направленных на предупреждение коррупционных рисков в сфере деятельности судебных приставов, с учетом как направлений улучшения качества работы подразделений по противодействию коррупции, так и необходимости изменения критериев оценки деятельности судебных приставов, увеличения их заработной платы. Речь идет о повышении статуса судебного пристава, престижности службы судебных приставов, соз-
дании условий для здоровой конкуренции, обеспечении адекватного материального стимулирования с учетом повышения интенсивности нагрузки на одного судебного пристава. Темп роста этого показателя за три года (2014-2016 гг.) составил 130,53%.
Из проведенного анализа видно, что объем исполнительных производств увеличивается с каждым годом, возрастают показатели оконченных и прекращенных исполнительных производств, что положительно характеризует работу судебных приставов. Среди исполнительных производств, находившихся на исполнении, в последние годы наибольшая доля приходится на взыскания с физических лиц и индивидуальных предпринимателей в бюджеты и государственные внебюджетные фонды (более 67,3%). Подводя итог рассмотрению, можно согласиться с выводом, что Федеральная служба судебных приставов играет в обеспечении экономической безопасности страны не менее важную роль, чем другие государственные органы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Указ Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов».
2. Приказ Минюста России от 22.09.2000 г. № 276 «Об утверждении положения о Департаменте судебных приставов».
3. Ведомственная статистическая отчетность Федеральной службы судебных приставов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fssprus.ru/statistics (дата обращения 02.01.2018).
4. Отчет о ходе реализации публичной декларации целей и задач ФССП России за 9 месяцев 2017 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fssprus.ru/otchet_doklad_9 (дата обращения 02.01.2018).
5. Информация об итогах деятельности Федеральной службы судебных приставов по профилактике, выявлению коррупционных и иных должностных правонарушений в 2016 году. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fssprus.ru/2392380 (дата обращения 02.01.2018).
6. Скобликов П.А. Коррупционные ниши в Федеральном законе «Об исполнительном производстве» // Российская юстиция. 2007. № 7. С. 22-27.
7. Дронов Р.В., Кириленко В.П. Коррупция в правоохранительной среде как угроза национальной безопасности России // Время и право. 2012. № 3. С. 31-36.