Научная статья на тему 'Преимущества исполнительного розыска должника-гражданина в рамках исполнительного производства'

Преимущества исполнительного розыска должника-гражданина в рамках исполнительного производства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3239
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ РОССИИ / ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РОЗЫСК / ДОЛЖНИК / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИСПОЛНИТЕЛЬНО-РАЗЫСКНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / FEDERAL BAILIFF SERVICE OF RUSSIA / COOPERATION / THE ENFORCEMENT PROCEEDINGS / EXECUTIVE SEARCH / DEBTOR / EXECUTIVE-SEARCH ACTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Михин Александр Викторович

В настоящей статье автором проводится исследование законодательства России, регламентирующего преимущества исполнительного розыска должника-гражданина при исполнении судебных актов, актов других юрисдикционных органов и должностных лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Benefits executive search debtor-citizen within the framework of enforcement proceedings

In this article, the author conducted a study Russian legislation governing the benefits of the executive search debtor-citizen in the performance of judicial acts and acts of other jurisdictional bodies and officials.

Текст научной работы на тему «Преимущества исполнительного розыска должника-гражданина в рамках исполнительного производства»

УДК 347.91/95

Михин Александр Викторович Mikhin Alexander Viktorovich

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права и процесса Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

candidate of sciences (law), associate professor, associate professor of the department of civil law and process

Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: [email protected]

Преимущества исполнительного розыска должника-гражданина в рамках исполнительного производства

Benefits executive search debtor-citizen within the framework of enforcement proceedings

В настоящей статье автором проводится исследование законодательства России, регламентирующего преимущества исполнительного розыска должника-гражданина при исполнении судебных актов, актов других юрисдикционных органов и должностных лиц.

Ключевые слова: Федеральная служба судебных приставов России, исполнительное производство, исполнительный розыск, должник, взаимодействие, исполнительно-разыскные действия.

In this article, the author conducted a study Russian legislation governing the benefits of the executive search debtor-citizen in the performance of judicial acts and acts of other jurisdictional bodies and officials.

Keywords: Federal bailiff service of Russia, cooperation, the enforcement proceedings, executive search, debtor, cooperation, executive-search actions.

В последнее время сфера исполнения судебных актов и актов иных юрисдикционных органов вполне обоснованно заслуживает пристального внимания ученых-процессуалистов, поскольку от того, насколько правильно будет соблюден механизм исполнительного производства, зависит реальное восстановление нарушенных прав и свобод субъектов гражданского судопроизводства.

Нельзя не отметить и тот факт, что в настоящее время существует проблема розыска ответчика в рамках гражданского судопроизводства, поскольку перечень оснований для розыска ответчика достаточно ограничен. Истцы по гражданским спорам, как правило, используют упрощенную процедуру рассмотрения дел в рамках заочного производства. По нашему мнению, рассмотрение дела в отсутствие ответчика предоставляет реальную возможность получить истцу на руки заочное решение, что в будущем позволит привлечь Федеральную службу судебных приставов (далее — ФССП) к принудительному исполнению требований исполнительного документа.

При этом необходимо отметить, что процесс исполнения требований исполнительного листа, выданного на основании обычного решения и заочного решения, ничем не отличается. Судебный пристав-исполнитель, исполняя заочное решение, обладает тем же объемом прав и обязанностей, что и при исполнении обычного судебного решения. На наш взгляд, истцы (потенциальные взыскатели) должны быть заинтересованы в скорейшем получении заочного судебного решения по гражданскому делу с участием ответчика (потенциального должника), место пребывания которого неизвестно.

Главный судебный пристав России А.О. Пар-фенчиков в своем отчетном выступлении на заседании коллегии ФССП России «Об итогах деятельности Федеральной службы судебных приставов в 2014 году и задачах на 2015 год» указал, что в период с 2009 по 2014 год в общей сложности в ФССП России на исполнении находилось более 220 млн исполнительных производств. Свыше 60% их них окончено фактическим исполнением. Судебными приставами,

осуществляющими розыск, в 2014 году разыскано 89,6 тысяч должников-граждан, что на треть больше чем в 2013 году. [1, с. 6—7].

К сожалению, вышеуказанные цифры свидетельствуют о том, что ФССП России не в полной мере справляется с возложенными на нее в соответствии с действующим законодательством функциями. На наш взгляд, проблему исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц можно решить путем организации и производства эффективного исполнительного розыска соответствующими должностными лицами Федеральной службы судебных приставов, в том числе и при взаимодействии с другими правоохранительными органами [2, с. 148—151].

Относительно нормативно-правового регулирования вопросов, связанных с осуществлением исполнительного розыска должника-гражданина, его имущества или ребенка должностными лицами территориальных органов ФССП России, следует выделить такие нормативные акты, как: Федеральный закон «Об исполнительном производстве» [3]; Федеральный закон «О судебных приставах» [4]; Письмо ФССП России от 18 апреля 2014 года № 0014/10 (ред. от 15 сентября 2014 г.) «Методические рекомендации по организации и производству исполнительного розыска в Федеральной службе судебных приставов» (утв. ФССП России 17 апреля 2014 г.) [5] (далее — Методические рекомендации) и др.

Методические рекомендации были разработаны ФССП России на основании Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту — Закон).

Порядок осуществления исполнительного розыска закреплен в статье 65 Закона. Необходимо отметить, что статья 65 «Исполнительный розыск» Закона в действующей редакции вступила в силу 23 марта 2014 года, действовавшая до этого статья 65 «Розыск должника, его имущества или розыск ребенка» была полностью изменена, прежним остался только номер статьи.

Статья 65 Закона достаточно детально регламентирует особенности организации и осуществления исполнительного розыска. Впервые законодательно закреплено определение исполнительного розыска. Так, в соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 65 под исполнительным розыском должника, его имущества или исполнительным розыском ребенка понимаются проводимые судебным приставом-исполнителем, на которого возложены функции по розыску, предусмотренные данной статьей, исполнитель-

но-разыскные действия, направленные на установление местонахождения должника, имущества должника или местонахождения ребенка.

Анализируя данную статью, можно прийти к выводу о том, что исполнительный розыск делится на два основных этапа:

1) подготовка судебного пристава-исполнителя к совершению исполнительно-разыскных действий (организация исполнительного розыска);

2) совершение судебным приставом-исполнителем исполнительно-разыскных действий (производство исполнительного розыска).

Первый этап исполнительного розыска включает в себя совокупность исполнительно-разыскных действий, направленных на подготовку судебного пристава-исполнителя к осуществлению розыска должника-гражданина, в целях отыскания должника-гражданина, его имущества или отыскания ребенка.

Для начала организации исполнительного розыска должника-гражданина необходимо вынесение судебным приставом-исполнителем соответствующего постановления. При этом Закон предъявляет требования к месту объявления розыска, а также закрепляет основания производства исполнительного розыска, а по сути основания для заведения разыскного дела.

На основании части 2 статьи 65 Закона розыск объявляется по месту исполнения исполнительного документа либо по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника или ребенка, местонахождению имущества должника либо месту жительства взыскателя. На наш взгляд, затруднений с определением места объявления розыска быть не должно, поскольку исполнительный розыск объявляется судебным приставом- исполнителем в ходе исполнительного производства, то и разыскное дело заводится в рамках дела об исполнительном производстве. Поэтому взыскатель обращается в то же территориальное подразделение службы судебных приставов (далее — ПССП), где ранее было возбуждено исполнительное производство.

Объявление розыска должника, его имущества или розыска ребенка производится на основании соответствующего заявления взыскателя либо по инициативе судебного пристава-исполнителя, в производстве которого находится исполнительное производство, при наличии оснований, указанных в части 3, 4, 5 статьи 65 Закона.

В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона по своей инициативе или по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель объявляет

розыск должника, его имущества по исполнительным документам, содержащим требования:

1) о защите интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 тыс. рублей. Судебный пристав-исполнитель по своей инициативе или по заявлению взыскателя также объявляет розыск должника, его имущества, если сумма требований взыскателя по исполнительному документу не превышает 10 тыс. рублей, при этом сумма требований по сводному исполнительному производству превышает 10 тыс. рублей;

2) взыскании алиментов;

3) возмещении вреда, причиненного здоровью или в связи со смертью кормильца;

4) возмещении ущерба, причиненного преступлением;

5) об отбывании обязательных работ;

6) о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления.

В соответствии с пунктом 2.1.1 Методических рекомендаций к исполнительным документам, содержащим требования о защите интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в частности, относятся:

1) исполнительные документы имущественного характера в пользу бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных фондов, в том числе о взыскании налогов, сборов, штрафов, назначенных в качестве административного наказания;

2) исполнительные документы неимущественного характера, взыскателем по которым являются публично-правовые образования или органы государственной власти и местного самоуправления.

По своей инициативе или по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель также объявляет розыск должника, его имущества в рамках исполнительных производств о взыскании алиментов при достижении ребенком совершеннолетия или в случае приобретения несовершеннолетним ребенком полной дееспособности до достижения им совершеннолетия (взыскание задолженности по алиментам).

Фактически судебный пристав-исполнитель, при наличии вышеуказанных оснований, обязан вынести постановление о розыске должника-гражданина или его имущества.

В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона по исполнительным документам, содержащим другие требования, судебный пристав-исполни-

тель по заявлению взыскателя вправе (курсив наш. — А.М.) объявить розыск:

1) должника по исполнительному документу неимущественного характера, если исполнение требований исполнительного документа невозможно в отсутствие должника;

2) должника по исполнительным документам имущественного характера, если исполнение требований исполнительного документа невозможно в отсутствие должника и сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 тыс. рублей;

3) имущества должника по исполнительным документам имущественного характера, если сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 тыс. рублей.

Судебный пристав-исполнитель по заявлению взыскателя также объявляет розыск должника, имущества должника, если сумма требований взыскателя по исполнительному документу не превышает 10 тыс. рублей, при этом сумма требований по сводному исполнительному производству превышает 10 тыс. рублей.

На наш взгляд, правовой анализ части 5 статьи 65 Закона позволяет сделать вывод о том, что данная статья закрепляет факультативные основания объявления розыска, поскольку возбуждение разыскного дела возможно только по заявлению взыскателя.

Начало исполнительного розыска должника-гражданина обусловлено вынесением судебным приставом-исполнителем постановления о розыске, которое утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.

Далее утвержденное постановление о розыске с приложением следующих документов: копии исполнительного документа, копии постановления о возбуждении исполнительного производства, копии заявления взыскателя об объявлении розыска (при необходимости такого заявления), справки о проведенных процессуальных действиях по установлению местонахождения должника, его имущества или ребенка — направляется судебному приставу-исполнителю, осуществляющему розыск.

Копия постановления о розыске и оригинал заявления взыскателя об организации розыска подшиваются судебным приставом-исполнителем в материалы исполнительного производства, при этом копия постановления о розыске не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется также сторонам исполнительного производства.

Второй этап исполнительного розыска включает в себя совокупность исполнительно-разыскных действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем в рамках производства розыска, в целях отыскания должника-гражданина, его имущества или отыскания ребенка.

На основании пункта 3.1 Методических рекомендаций в рамках исполнительного розыска судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, незамедлительно с момента получения постановления о розыске обязан вынести постановление о заведении разыскного дела, на основании которого в день его вынесения заводит разыскное дело.

Необходимо отметить, что ФССП России разработаны и утверждены формы исполнительно-процессуальных документов, выносимых судебным приставом-исполнителем при организации и производстве исполнительного розыска.

В соответствии с пунктом 3.4 Методических рекомендаций при производстве исполнительного розыска судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, совершает следующие исполнительно-разыскные действия: запрашивает из банков данных оперативно-справочной, разыскной информации и обрабатывает необходимые для производства розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе, проверяет документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются основания полагать, что он и (или) его имущество находятся в розыске или он удерживает ребенка, находящегося в розыске, осуществляет отождествление личности, опрашивает граждан, наводит справки, изучает документы, осматривает имущество, обследует помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам. При этом надлежащего процессуального закрепления требуют такие исполнительно-разыскные действия, как: осмотр имущества, обследование помещения, здания, сооружения, участка местности, занимаемого разыскиваемыми лицами или принадлежащего им.

Судебный пристав-исполнитель при совершении исполнительно-разыскных действий обязан обеспечить соблюдение прав человека и гражданина, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Также в ходе исполнительного розыска судебному приставу запрещается разглашать сведения, составляющие личную и семейную тайну. Фактически судебный пристав-исполнитель должен неукос-

нительно соблюдать требования действующего исполнительного процессуального законодательства (п. 3.5 Методических рекомендаций).

Основным документом, который ведется в ходе исполнительного розыска, является разыскное дело. Кроме вышеуказанных документов, разыскное дело обязательно включает в себя План разыскных мероприятий, состоящий из конкретных исполнительных и исполнительно-разыскных действий, с указанием конкретных сроков исполнения. Данный План утверждается старшим судебным приставом территориального ПССП.

В качестве особенности организации и производства исполнительного розыска должника-гражданина следует указать время совершения исполнительно-разыскных действий. В соответствии с частью 3 статьи 35 Закона судебный пристав-исполнитель осуществляет разыскные мероприятия, по общему правилу, в нерабочие дни с 22 часов до 6 часов. Поэтому при планировании разыскных мероприятий необходимо учитывать данное требование Закона.

В ходе осуществления исполнительного розыска должника-гражданина судебный пристав-исполнитель вправе распространить биометрические данные должника в территориальных ПССП, в зданиях судов, местах массового скопления людей, в средствах массовой информации, а также на официальном сайте ФССП России.

Особенностью производства исполнительного розыска является также возможность взыскателя использовать услуги частного детектива в соответствии с Федеральным законом от 11 марта 1992 года № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». При этом судебный пристав-исполнитель обязан проверить информацию, предоставленную взыскателем при помощи частного детектива.

В соответствии с пунктом 13 статьи 65 Закона в случае обнаружения разыскиваемого должника-гражданина судебный пристав-исполнитель обязан незамедлительно совершить необходимые исполнительные действия или применить меры принудительного исполнения по месту обнаружения должника.

На основании пункта 3.8 Методических рекомендаций если должник-гражданин или его имущество обнаружены на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, на исполнении которого находится исполнительное производство, то главный судебный пристав субъекта РФ по месту обнаружения должника и/или его имуще-

ства обязан организовать взаимодействие соответствующих территориальных ПССП. При этом судебный пристав-исполнитель, на исполнении которого находится исполнительное производство, вправе направить разыскное задание в территориальное ПССП по месту нахождения должника или его имущества.

Обнаружение должника-гражданина и/или его имущества является основанием для прекращения разыскного дела; вынесением постановления о прекращении разыскного дела фактически заканчивается исполнительный розыск. О прекращении исполнительного розыска соответствующим образом уведомляются взыскатель и судебный пристав-исполнитель, на исполнении которого находится исполнительное производство.

На наш взгляд, заинтересованные лица должны осознавать, что обычный розыск ответчика в рамках гражданского судопроизводства (ст. 120 ГПК РФ), как правило, не приводит к реальному восстановлению прав, поскольку перечень оснований для производства розыска исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит. Поэтому у субъектов, осуществляющих розыск, просто нет оснований для розыска ответчика. В связи с этим истцы и заявители должны стремиться к фактическому переводу ответчика в разряд должника как субъекта уже не гражданского судопроизводства, а исполнительного. И уже в рамках исполнительного производства, с помощью судебного пристава-исполнителя добиваться реального восстановления нарушенных прав. Таким образом, основным преимуществом исполнительного розыска является предоставление возможности судебному приставу-исполнителю в полной мере реализовать свои полномочия, предоставленные ему законодательством об исполнительном производстве.

В заключение хотелось бы отметить, что действующее законодательство наделило ФССП России действенным механизмом исполнения судебных актов и актов иных юрисдикционных органов, а именно возможностью организации и производства эффективного исполнительного розыска. Но нельзя забывать о том, что исполнительный розыск — это лишь один из многих значимых институтов исполнительного производства. И от того, насколько качественно судебный пристав-исполнитель будет подходить к исполнению своих профессиональных обязанностей, зависит в целом реальное восстанов-

ление нарушенных прав физических и юридических лиц.

Примечания

1. Доклад директора Федеральной службы судебных приставов — главного судебного пристава Российской Федерации А.О. Парфенчикова на заседании коллегии ФССП России «Об итогах деятельности Федеральной службы судебных приставов в 2014 году и задачах на 2015 год». URL: http://fssprus. ru/2166191/(дата обращения: 15.03.2016).

2. Михин А.В., Рогов А.В. Процедуры взаимодействия Федеральной таможенной службы России с федеральной службой судебных приставов: теоретический и практический аспект // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2015. № 4 (32).

3. Федеральный закон от 2 октября 2007 г № 229-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2015 г.) «Об исполнительном производстве». URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 15.03.2016).

4. Федеральный закон от 21 июля 1997 г № 118-ФЗ (ред. от 30 декабря 2015 г) «О судебных приставах». URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 15.03.2016).

5. Методические рекомендации по организации и производству исполнительного розыска в Федеральной службе судебных приставов [электронный ресурс]: письмо ФССП России № 0014/10 от 18 апреля 2014 г Документ официально опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 15.03.2016).

Notes

1. Report of the director of the Federal bailiff service — chief bailiff of the Russian Federation А.О. Parfenchikov at the board meeting FSSP Russia «On the results of the Federal Bailiff Service in 2014 and tasks for 2015». URL: http://fssprus.ru/2166191/ (date accessed: 15.03.2016).

2. Mihin A.V., Rogov A.V. Cooperation of the Federal customs service of Russia to the Federal bailiff service: theoretical and practical aspect // Legal science and practice: Journal of Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia. 2015. № 4 (32).

3. About executive production: the federal law of October 2, 2007 № 229-FZ (in an edition of 30.12.2015). URL: http: // www.pravo.gov.ru (date accessed: 15.03.2016).

4. About bailiffs: the federal law of July 21, 1997 № 118-FZ (an edition of 30.12.2015). URL: http: // www. pravo.gov.ru (date accessed: 15.03.2016).

5. Guidelines on the organization and production executive in the investigation of the Federal bailiff service [electronic resource]: an FSSP Russia № 0014/10 of April 18, 2014. The document officially wasn't published. ATP «ConsultantPlus» (date accessed: 15.03.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.