IV. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО, ГРАЖДАНСКИЙ И АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС
УДК 347
ПРОЦЕДУРЫ ИСКЛЮЧЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА ИЗ ЕГРЮЛ А.В. Габов
член-корреспондент РАН,
доктор юридических наук,
Заслуженный юрист Российской Федерации,
главный научный сотрудник, заведующий сектором
гражданского и предпринимательского права
Институт государства и права Российской академии наук
119019, Россия, г. Москва, ул. Знаменка, 10
научный руководитель юридического института
Белгородский государственный национальный
исследовательский университет
308015, Россия, г. Белгород, ул. Победы, 85
научный руководитель юридического факультета
Ульяновский государственный университет
432017, Россия, г. Ульяновск, ул. Льва Толстого, 42
E-mail: gabov@igpran.ru
Аннотация: такой способ прекращения юридического лица, как его исключение из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), появился в нашем праве в 2005 г.; довольно продолжительное время сложившееся правовое регулирование не подвергалось существенным изменениям, даже несмотря на накопившиеся в процессе правоприменения вопросы. Однако уже в период 2022 - 2023 гг. (в части редоми-циляции изменения были еще в 2018 г.) принято несколько федеральных законов, которые не только ввели новые основания для применения этого института, но и существенно трансформировали порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ (последовательность действий или процедуру). В результате в настоящее время можно выделить несколько порядков исключения юридического лица из ЕГРЮЛ. Подход законодателя по дифференциации таких порядков в целом следует поддержать, при этом дифференциация должна быть доведена до логического конца (норматив-
ное обособление порядка исключения для каждого случая исключения). Автор рассматривает имеющиеся порядки исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, формулируя предложения по дальнейшему развитию правового регулирования в исследуемой области.
Ключевые слова: юридическое лицо, ЕГРЮЛ, прекращение юридического лица, редомициляция, исключение из ЕГРЮЛ, запись о недостоверности сведений ЕГРЮЛ
THE PROCEDURE FOR EXCLUDING A LEGAL ENTITY FROM
THE UNIFIED STATE REGISTER OF LEGAL ENTITIES
A. V. Gabov
Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences
10, Znamenka st., Moscow, 119019, Russia
Belgorod State University
85, Pobedy st., Belgorod, 308015, Russia
Ulyanovsk State University
42, L. Tolstoy st., Ulyanovsk, 432007, Russia
E-mail: gabov@igpran.ru
Annotation: this method of terminating a legal entity as its exclusion from the Unified State Register of Legal Entities appeared in our law in 2005; for quite a long time, the regulation of the procedure for such termination has not undergone significant changes, even despite the questions that have accumulated in the process of law enforcement. However, already in the period 2022 - 2023. (regarding redomiciliation, changes were made back in 2018) several federal laws were adopted, which not only introduced new grounds for the application of this institution, but also significantly transformed the very procedure for excluding a legal entity from the Unified State Register of Legal Entities (sequence of actions). As a result, it can be stated that at present it is possible to distinguish several procedures for excluding a legal entity from the Unified State Register of Legal Entities. The legislator's approach to differentiating such orders should generally be supported, and the differentiation should be taken to its logical conclusion (normative isolation of the exclusion order for each case of exclusion). The author examines the existing procedures for excluding a legal entity from the Unified State Register of Legal Entities, formulating proposals for the further development of legal regulation in the area under study.
Keywords: legal entity, Unified State Register of Legal Entities, termination of a legal entity, redomiciliation, exclusion from the Unified State Register of Legal Entities, record of unreliability of information in the Unified State Register of Legal Entities
1. Введение
Появление в 2005 г.1 института исключения юридического лица из ЕГРЮЛ было вызвано необходимостью технического очищения ЕГРЮЛ от юридических лиц, не выполнивших обязанности по внесению информации о себе в указанный реестр2 в связи с принятием Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (далее - Закон о государственной регистрации юридических лиц)3. Специфические цели нового института4 предопределили и его место в системе юридических составов, направленных на прекращение юридического лица, - самостоятельный способ прекращения юридического лица, отличный от ликвидации, - а также специальный порядок (последовательность действий, процедура) прекращения юридического лица, в основе которого инициатива (решение) уполномоченного государственного органа, вызванная выявлением таким органом признаков недействующего юридического лица (ст. 21.1 Закона о государственной регистрации юридических лиц, а затем, после реформы 2014 г.5, - ст. 64.2 ГК РФ).
Несмотря на некоторую коррекцию целей института прекращения юридического лица (от технической «очистки» ЕГРЮЛ к обеспечению достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ) после 2005 г. (что проявилось, в т.ч., в закреплении возможности исключения из ЕГРЮЛ юридического лица, в отношении которого в реестре свыше 6 месяцев
1 Федеральный закон от 2 июля 2005 г. № 83-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 27, ст. 2722.
2 См. также: Габов А.В. Реорганизация и ликвидация юридических лиц: научно-практический комментарий к статьям 57-65 Гражданского кодекса Российской Федерации. М., Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ: ИНФРА-М, 2014. С. 188-189.
3 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 33 (ч. 1), ст. 3431.
4 Подробнее см.: Габов А.В. Исключение юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц: случаи использования, порядок и последствия // Правоприменение. 2022. Т. 6. № 2. С. 204-230. ; Субъекты предпринимательской деятельности: учебник / отв. ред. Е.В. Трофимова. М., Проспект, 2024. С. 275.
5 Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 19, ст. 2304.
имеется запись о недостоверности сведений1), расширение оснований для использования исключения из ЕГРЮЛ как способа прекращения юридического лица, очевидные проблемы в части порядка исключения юридического лица из ЕГРЮЛ (к примеру, в отношении некоммерческих организаций2), процедура исключения долгое время оставалась без изменений.
В 2018 г. (после принятия Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах»3 [далее - Закон о международных компаниях и международных фондах]) был установлен специальный порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ при изменении таким лицом личного закона (в данном законе можно встретить указание на «процесс исключения из единого государственного реестра юридических лиц в связи с регистрацией международной компании в иностранном государстве или на территории в порядке редомициляции»), полностью отличающийся от порядка, закрепленного в Законе о государственной регистрации юридических лиц. Специфика процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ в соответствии с Законом о международных компаниях и международных фондах предопределялась целями нового института - редомициляции, в рамках которого инициатива исключения исходила от самого юридического лица.
Существенные изменения в части процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, регулируемого Законом о государственной регистрации юридических лиц, произошли в период 2022 - 2023 гг.4 (Федеральные законы: от 21 ноября 2022 г. № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"»5; от 14 апреля 2023 г. № 126-ФЗ «О внесении изменений в статью 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"»6; от 13 июня 2023 г. № 249-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
1 Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. № 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2017. № 1 (ч. 1), ст. 29.
2 См.: постановления Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2011 г. № 26-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с жалобой гражданина А.В. Федичкина» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 51, ст. 7551.
3 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018. № 32 (ч. 1), ст. 5083.
4 Также см.: Габов А.В. Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ как способ прекращения юридического лица: концептуальные проблемы // Труды Института государства и права РАН. 2023. Т. 18. № 6. С. 49-74.
5 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2022. № 48, ст. 8318.
6 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2023. № 16, ст. 2763.
и статью 3 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»»1; от 2 ноября 2023 г. № 519-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»»2).
Эти изменения, в первую очередь, связаны с расширением оснований для использования института исключения юридического лица, что, в свою очередь, потребовало и определенной коррекции процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ. Исходя из текущего регулирования, можно выделить восемь случаев использования института исключения юридического лица из ЕГРЮЛ:
- прекращение недействующего юридического лица;
- прекращение юридического лица в случае наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем 6-ти месяцев с момента внесения такой записи;
- прекращение юридического лица при невозможности его ликвидации ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников);
- принятие арбитражным судом судебного акта о возвращении заявления о признании должника банкротом, поданного федеральным органом, уполномоченным Правительством РФ на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, или судебного акта о прекращении производства по делу о банкротстве, возбужденного по заявлению уполномоченного органа, в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;
- наличие оснований, предусмотренных п. 4 ст. 7.8. Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
- прекращение юридического лица, которое имело в соответствии со своими учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской
1 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2023. № 25, ст. 4438.
2 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2023. № 45, ст. 7990.
области на день их принятия в Российскую Федерацию и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, и которое не представило заявление о внесении сведений о нем в ЕГРЮЛ в связи с приведением учредительных документов в соответствие с законодательством Российской Федерации в порядке и в сроки, которые установлены законодательством;
- прекращение юридического лица, отнесенного в соответствии с федеральным законом к субъекту малого или среднего предпринимательства, по единогласному решению учредителей (участников) такого юридического лица;
- редомициляция.
Лишь часть из указанных случаев представляют традиционный административный порядок прекращения юридического лица (шесть первых случаев); в двух последних случаях основанием для начала процедуры является решение самого юридического лица.
Еще одно изменение в законодательстве, способствовавшее коррекции процедуры, - необходимость исполнения решений Конституционного Суда РФ1, в результате чего в рамках общей процедуры административного прекращения юридического лица были установлены особенности такой процедуры применительно к товариществам собственников недвижимости и потребительским кооперативам.
Наиболее существенные изменения в процедуре административного прекращения юридического лица (исключения из ЕГРЮЛ в соответствии со ст. 21.1 и 22 Закона о государственной регистрации юридических лиц) связаны с Федеральным законом от 2 ноября 2023 г. № 519-ФЗ. Пояснительная записка к соответствующему законопроекту (проект Федерального закона №2 19332-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») объяснений предлагаемых правовых решений не содержит. Частично эти изменения вызваны, как можно понять, накопившимся опытом (судебной практикой), однако при этом ряд важных вопросов в процедуре остался нерешенным;законодатель пока ограничился косметическими изменениями в процедуре административного прекращения юридического лица.
В результате изменений законодательства в настоящее время можно укруп-ненно выделить три процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ:
1) процедура административного прекращения юридического лица (с некоторой дифференциацией в ряде случаев);
1 Постановления Конституционного Суда РФ от 2 декабря 2021 г. № 51-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в связи с жалобой гражданина В.И. Тринько» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2021. № 50 (ч. 4), ст. 8681.
2) процедура добровольного прекращения юридического лица, отнесенного в соответствии с федеральным законом к субъекту малого или среднего предпринимательства (по существу, добровольная квазиликвидация);
3) процедура исключения из ЕГРЮЛ при редомициляции.
Рассмотрим имеющиеся процедуры подробнее.
2. Процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ
2.1. Административное прекращение юридического лица.
1) Прекращение недействующего юридического лица.
Эта процедура включает следующие основные этапы:
а) выявление признаков недействующего юридического лица. Признаки, позволяющие квалифицировать юридическое лицо как «фактически прекратившее свою деятельность» (недействующее юридическое лицо) установлены одновременно двумя нормами (причем не в полной мере совпадающими друг с другом): ст. 64.2 ГК РФ1 и ст. 21.1 Закона о государственной регистрации юридических лиц2. В настоящее время законодательство не закрепляет обязанности составления документов, фиксирующих наличие соответствующих признаков, что как думается косвенно нарушает права юридических лиц, ведь они могли бы быть оспорены юридическим лицом. Интересно, что ранее необходимость составления таких документов нормативными актами устанавливалась (к примеру, см. приказ Минфина России от 28 февраля 2006 г № 32н); как думается, законодателю следует вернуться к этой практике с возможностью предварительного информирования юридического лица о наличии у него соответствующих признаков, с установлением практики начала самой процедуры при отсутствии (по общему правилу) ответа (пояснений) от юридического лица (а также его учредителей (участников)) относительно выявленных обстоятельств. Такое правовое решение, с нашей точки зрения, могло бы создать определенность и в части оснований для последующего привлечения членов органов управления, участников (учредителей) к субсидиарной ответственности по требованию кредиторов прекращенного юридического лица (пока этот вопрос прямо решен только в части обществ с ограниченной
1 Устанавливает следующие критерии: юридическое лицо в течение 12 месяцев, предшествующих его исключению из указанного ЕГРЮЛ, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и в течение 12 месяцев, предшествующих его исключению из указанного ЕГРЮЛ, не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.
2 Указывает следующие критерии: юридическое лицо в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения (решения о предстоящем исключении. - Прим. авт.), не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.
ответственностью1 в соответствии с п. 3.1 ст. 3 Федерального закона от 8 февраля 1998 г № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»);
б) принятие регистрирующим органом решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. Согласно п. 2 ст. 21.1 Закона о государственной регистрации юридических лиц, такое решение принимается при наличии одновременно всех признаков недействующего юридического лица. Учитывая, что закон не указывает, как указанные признаки фиксируются (документируются), принятие такого решения остается в настоящее время полностью на усмотрение регистрирующего органа, что подтверждается и выводами из судебной практики2.
Помимо наличия признаков для принятия решения регистрирующему органу необходимо установить отсутствие важного ограничения, установленного ст. 21.1 Закона о государственной регистрации юридических лиц -наличия у регистрирующего органа сведений о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, о проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве;
в) внесение в ЕГРЮЛ записи о принятии решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. После изменений 2023 г. (Федеральный закон от 2 ноября 2023 г. № 519-ФЗ) ЕГРЮЛ в обязательном порядке должен содержать сведения о том, что в отношении юридического лица принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ. Такое правовое решение следует полностью поддержать с тем, однако, дополнением, что в этой же статье следует установить специальный срок для внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ, чего в настоящее время нет;
г) публикация решения. Соответствующее решение должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента его принятия3; в соответствии с п. 7, 8.3 ст. 7.1 Закона о государственной регистрации юридических лиц решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ подлежит обязательному внесению самим регистрирующим органом в Федресурс4. Одновременно с решением о пред-
1 См.: Габов А.В. Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ как способ прекращения юридического лица: концептуальные проблемы... С. 67-68.
2 См.: Обзор судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов № 1 (2020), направленный письмом ФНС России от 29 апреля 2020 г. № КВ-4-14/6053@. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3 В «Вестнике государственной регистрации» в соответствии с приказом ФНС России от 16 июня 2006 г. № САЭ-3-09/355@. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4 Согласно п. 9 ст. 7.1 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей указанные сведения подлежат внесению в Федресурс в срок не позднее чем в течение пяти рабочих дней после внесения этих сведений в ЕГРЮЛ; после внесения указанных сведений они подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
стоящем исключении (в указанном выше органе печати) должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления возражений против предстоящего исключения с указанием адреса, по которому они могут быть направлены;
д) размещение на сайте регистрирующего органа сведений о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. Согласно абз. 1 п. 3 ст. 21.1 Закона о государственной регистрации юридических лиц, сведения о предстоящем исключении размещаются на сайте регистрирующего органа в сети Интернет не позднее одного рабочего дня, следующего за днем публикации решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ. Соответствующее нормативное положение появилось после изменений, внесенных в 2023 г. (Федеральный закон от 2 ноября 2023 г. № 519-ФЗ); цель нового регулирования вполне ясна (создать условия для ознакомления с принятым решением максимально широкого круга заинтересованных лиц), и при этом, как думается, требуется его юридико-техническая «обработка» и (или) соответствующие разъяснения, поскольку неясен состав «сведений о предстоящем исключении»;
е) направление уведомления о принятии решения о предстоящем исключении (п. 3.1 ст. 21.1 Закона о государственной регистрации юридических лиц). В случае если решение о предстоящем исключении принято в отношении некоммерческой организации в организационно-правовой форме товарищества собственников недвижимости или потребительского кооператива, регистрирующий орган в течение 3 дней с момента принятия такого решения, помимо совершения указанных выше действий (публикация, размещение на сайте), обязан направить юридическому лицу, а также лицу, имеющему право без доверенности действовать от его имени (в том числе по адресу электронной почты такого юридического лица при наличии указанных сведений в ЕГРЮЛ), уведомление о принятии решения о предстоящем исключении и о возможности направления в регистрирующий орган заявления при продолжении осуществления таким юридическим лицом уставной деятельности; уведомление должно содержать сведения о порядке и сроках направления заявления таким юридическим лицом с указанием адреса, по которому оно может быть направлено;
ж) направление возражений заинтересованными лицами и заявления некоммерческой организацией в организационно-правовой форме товарищества собственников недвижимости или потребительского кооператива. Прежняя редакция ст. 21.1 Закона о государственной регистрации юридических лиц предусматривала направление заинтересованными лицами заявлений. Изменение терминологии в целом следует признать верным, тем более, что понятие «заявление» теперь используется для обозначения волеизъявления некоммерческой организации в
организационно-правовой форме товарищества собственников недвижимости или потребительского кооператива. Однако вызывает вопрос сама дифференциация между указанными и всеми иными юридическими лицами: по существу, примененный механизм получения сведений о наличии воли продолжать деятельность юридического лица можно было бы сделать общим.
Возражения против предстоящего исключения могут быть направлены в регистрирующий орган кредиторами недействующего юридического лица или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в срок не позднее чем 3 месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в п. 6 ст. 9 Закона о государственной регистрации юридических лиц. Заявление некоммерческой организацией в организационно-правовой форме товарищества собственников недвижимости или потребительского кооператива может быть направлено или представлено в регистрирующий орган аналогичными способами в срок не позднее чем 3 месяца со дня направления регистрирующим органом уведомления о принятии решения о предстоящем исключении.
Согласно п. 4 ст. 21.1 Закона о государственной регистрации юридических лиц, к возражениям должны быть приложены документы, подтверждающие их обоснованность. Требование о необходимости приложения документов является новым (появилось после изменений, внесенных Федеральным законом от 2 ноября 2023 г. № 519-ФЗ); ранее данная норма указывала на необходимость представления мотивированных заявлений, оставляя открытым вопрос о достаточности / недостаточности мотивировки1; актуальная редакция нормы представляется гораздо более удачной;
з) принятие решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ и исключение из ЕГРЮЛ / отказ от принятия решения и исключения.
Если в течение указанного трехмесячного срока возражения / заявление представляются (направляется), то решение об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается; если в течение указанного срока возражения / заявление не были представлены (направлены), регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
Отметим, что в Законе о государственной регистрации юридических лиц существует некоторая неопределенность в части решения об исключении из ЕГРЮЛ: прямо на необходимость и порядок принятия такого
1 Что мы отмечали в ранее опубликованной статье (см.: Габов А.В. Исключение юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц: случаи использования, порядок и последствия. С. 221).
решения в Законе не указано, однако косвенно («в таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается») такое решение п. 4 ст. 21.1 Закона о государственной регистрации юридических лиц. Закон о государственной регистрации юридических лиц не предусматривает специальной возможности обжалования такого решения и последствий такого обжалования, указывая (п. 8 ст. 22 Закона о государственной регистрации юридических лиц), что обжалованию подлежит не решение о таком исключении, равно как и не предыдущее решение - о предстоящем исключении, а само исключение из ЕГРЮЛ. Несмотря на довольно активные изменения в части порядка исключения из ЕГРЮЛ, внесенные в 2023 г., вопрос указанным видом решения так и не был решен.
Согласно абз. 2 п. 7 ст. 22 Закона о государственной регистрации юридических лиц регистрирующий орган не исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ при наличии у регистрирующего органа сведений о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, о проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве, а также при устранении юридическим лицом обстоятельств, которые послужили основанием для принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении (наличие признаков недействующего юридического лица).
Исключение может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ (п. 8 ст. 22 Закона о государственной регистрации юридических лиц). Для обжалования заинтересованными лицами исключения юридического лица из ЕГРЮЛ установлен срок - в течение одного года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Согласно выводам судебной практики повторная процедура исключения юридического лица из ЕГРЮЛ не может быть инициирована регистрирующим органом до истечения 12 месяцев со дня прекращения предыдущей процедуры1. Эти выводы судебной практики, однако, законодательного закрепления в ходе изменений Закона о государственной регистрации юридических лиц в период 2022 - 2023 гг. не нашли, хотя, место соответствующим положениям именно для уровня федерального закона.
2) Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ в случае наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недо-
1 См.: п. 3.2 Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов № 2 (2018), направленного письмом ФНС России от 9 июля 2018 г. № ГД-4-14/13083. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
стоверности, в течение более чем шесть месяцев с момента внесения такой записи.
Пунктом 5 ст. 21.1 Закона о государственной регистрации юридических лиц установлено, что предусмотренный этой статьей (изложенный выше) порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется и в этом случае. Основанием для начала процедуры является истечение срока - 6 месяцев с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности. Однако, когда регистрирующий орган должен принять решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ, - неясно; неясно и то, надо ли выявлять и учитывать при принятии решения признаки недействующего юридического лица. Судебная практика противоречива: есть выводы, согласно которым (Обзор судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов № 1 (2021), направленный письмом ФНС России от 29 апреля 2021 г. № КВ-4-14/5987@), это делать надо, однако есть и иные выводы судов (п. 3.3 Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N° 2 (2023), направленного письмом ФНС России от 27 декабря 2023 г. № КВ-4-14/16340@).
Если решение о предстоящем исключении регистрирующим органом принято, то дальнейший порядок совпадает с указанным выше порядком исключения недействующего юридического лица. При этом абз. 2 п. 7 ст. 22 Закона о государственной регистрации юридических лиц с 2023 г. (после изменений, внесенных Федеральным законом от 2 ноября 2023 г. № что регистрирующий орган не исключает юридическое лицо из ЕГРЮЛ при устранении им обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ. Эту норму следует понимать таким образом, что уже в процессе реализации процедуры исключения юридическое лицо может обновить сведения в ЕГРЮЛ, и запись о недостоверности будет исключена, либо будет принято соответствующее судебное решение.
3) Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ при невозможности его ликвидации ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников).
Формально порядок исключения в этом случае специально не устанавливается, т.е. если решение о предстоящем исключении регистрирующим органом принято, то дальнейший порядок исключения совпадает с порядком исключения недействующего юридического лица.
Неудовлетворительно урегулированными в этом случае являются вопросы о том - кто, в каком порядке и форме обращается к регистрирующему органу или по каким критериям сам указанный орган принимает решение о необходимости применения порядка исключения юри-
дического лица из ЕГРЮЛ - все они в настоящее время остаются без ответа1.
4) Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ при принятии арбитражным судом судебного акта о возвращении заявления о признании должника банкротом, поданного федеральным органом, уполномоченным Правительством РФ на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, или судебного акта о прекращении производства по делу о банкротстве, возбужденного по заявлению уполномоченного органа, в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.
Данный случай использования института исключения из ЕГРЮЛ является новым (результат принятия Федерального закона от 2 ноября 2023 г. № 519-ФЗ); по существу, однако, он является логичным продолжением предыдущего правила: институт исключения применяется при отсутствии возможностей финансирования необходимых процедур. Специальных положений о порядке исключения для этого случая нет. Схожи с предыдущим правилом и проблемы: неясны условия для принятия государственным органом соответствующего решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ.
5) Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ при наличии оснований, предусмотренных п. 4 ст. 7.8. Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
«Основания», о которых говорится в указанном пункте, следующие: необращение заявителя в межведомственную комиссию по истечении установленного срока2, принятие межведомственной комиссией решения о наличии оснований для применения к заявителю мер, предусмотренных п. 5 ст. 7.7 Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, необжалование такого решения межве-
1 Как показывает анализ статистических данных ФНС России, в части государственной регистрации использование такого случая прекращения стало довольно частым: в 2021 г. (соответствующие данные в статистике появились впервые за указанный период) из 330 368 исключенных из ЕГРЮЛ юридических лиц 8 были исключены в связи с невозможностью ликвидации (все - общества с ограниченной ответственностью); за 2022 г. из 240 169 исключенных из ЕГРЮЛ 59 были исключены в связи с невозможностью ликвидации (из них 56 - общества с ограниченной ответственностью); за 2023 г.: всего исключено из ЕГРЮЛ 211 068 юридических лиц, в том числе 17 (16 - общества с ограниченной ответственностью) в связи с невозможностью ликвидации (см.: URL: https://www.nalog.gov.ru/m77/related_activ-ities/statistics_and_analytics/regstats/).
2 В течение шести месяцев со дня, следующего за днем получения заявителем информации, указанной в абз 1 п. 8 ст. 7.7 Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
домственной комиссии заявителем в судебном порядке либо вступления в законную силу судебного акта, которым в удовлетворении исковых требований заявителя отказано. Назвать соответствующее правовое решение (включение этого случая в ст. 21.1 Закона о государственной регистрации юридических лиц) удачным нельзя: перед нами пример создания института, являющегося субститутом принудительной ликвидации.
Один из главных вопросов, который встает в связи с его применением: насколько необходимо в этом случае использовать критерии недействующего юридического лица? Если применять это правило без каких-либо ограничений, то в этом случае мы столкнемся с исключением именно действующих (хотя и с нарушением обязательных требований) юридических лиц, что не в полной мере учитывает выводы судебной практики. Скорее всего, однако, соответствующие факты наличия признаков недействующего юридического лица придется учитывать, поскольку абз. 3 п. 3 ст. 21.1 Закона о государственной регистрации юридических лиц при регулировании особенностей направления возражений в этом случае содержит слова «недействующего юридического лица».
Специальных положений о порядке исключения из ЕГРЮЛ в этом случае нет, хотя есть отдельные особенности, а именно:
- абзацем 3 п. 3 ст. 21.1 Закона о государственной регистрации юридических лиц предусмотрено, что возражения против предстоящего исключения могут быть направлены в регистрирующий орган кредиторами недействующего юридического лица или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, т.е. здесь специальным образом исключена из круга лиц, подающих возражения, фигура самого юридического лица;
- пунктом 7 ст. 21.1 Закона о государственной регистрации юридических лиц определено, что указанные возражения могут быть направлены (представлены) в регистрирующий орган в срок не позднее чем шесть месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении; при направлении (представлении) возражений решение об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, в обратном случае регистрирующий орган исключает юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения соответствующей записи.
6) Исключение из ЕГРЮЛ юридического лица, которое имело в соответствии со своими учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территориях Донецкой Народной Республи-
ки, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области на день их принятия в Российскую Федерацию и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и которое не представило заявление о внесении сведений о нем в ЕГРЮЛ в связи с приведением учредительных документов в соответствие с законодательством Российской Федерации в порядке и в сроки, которые установлены законодательством.
Статьей 19.1 Вводного закона к части первой ГК РФ предусмотрены специальные правила для обеспечения участия в отношениях гражданского оборота юридических лиц, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области на день их принятия в Российскую Федерацию и образования в составе Российской Федерации новых субъектов1, сведения о которых были внесены уполномоченным государственным органом в ЕГРЮЛ на основании сведений соответствующих реестров, которые созданы и велись в соответствии с нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области. Такие лица должны в установленный срок привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, представив заявление по установленной форме2. Согласно п. 9 указанной статьи, если юридические лица не представят заявление о внесении сведений о них в ЕГРЮЛ в связи с приведением учредительных документов в соответствие с законодательством Российской Федерации в установленные порядок и сроки, то они подлежат исключению из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном Законом о государственной регистрации юридических лиц.
1 По этому вопросу также см.: Кантор Н.Е. Изменение личного закона юридических лиц (lex societatis) в новых субъектах Российской Федерации // Хозяйство и право. 2023. № 8. С. 74-90.
2 Установлена приказом ФНС России от 29 декабря 2022 г. № ЕД-7-14/1277@ «Об утверждении формы заявления о внесении сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц и формы заявления о внесении сведений
о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц в связи с приведением учредительных документов в соответствие с законодательством Российской Федерации, а также требований к их оформлению» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru.
Основания для «запуска» процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ в данном случае понятны - истечение срока для представления заявления, однако неясно следующее:
- конкретные (и предельные) сроки принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ;
- насколько применимы в этом случае выводы судебной практики о том, что решение о предстоящем исключении может быть принято регистрирующим органом только при фактическом прекращении деятельности хозяйствующего субъекта.
2.2. Исключение из ЕГРЮЛ юридического лица, отнесенного в соответствии с федеральным законом к субъекту малого или среднего предпринимательства
Эта процедура включает следующие основные этапы:
а) принятие учредителями (участниками) юридического лица, отнесенного в соответствии с федеральным законом к субъекту малого или среднего предпринимательства, единогласно1 решения о прекращении деятельности юридического лица;
б) направление учредителями (участниками) юридического лица в регистрирующий орган по установленной форме заявления об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. Законодательство формально не определяет условий подачи такого заявлений, однако требования к его содержанию (п. 5 ст. 21.3 Закона о государственной регистрации юридических лиц) можно косвенно такими условиями назвать:
- завершение расчетов с кредиторами юридического лица из числа указанных в п. 1 ст. 64 ГК РФ;
- осуществление всех выплат, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации для работников, увольняемых в связи с прекращением деятельности юридического лица;
- обязательство исполнить не позднее чем за один рабочий день до дня исключения юридического лица из ЕГРЮЛ установленные обязанности по представлению предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах документов отчетности и по уплате налогов, сборов, иных обязательных платежей, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
в) на основании поступившего заявления регистрирующий орган принимает (в течение 5 рабочих дней со дня его получения) решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ при соблюдении установленных законом условий, а также вносит в ЕГРЮЛ соответству-
1 Иных требований к содержанию такого решения, равно как и предпосылок или условий для его принятия, законодательство не выделяет.
ющую запись1 или уведомляет заявителей о невозможности исключения юридического лица из ЕГРЮЛ в случае несоблюдения необходимых условий (в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока принятия решения о предстоящем исключении).
Для принятия решения о предстоящем исключении закон требует соблюдения одновременно всех следующих условий:
- сведения о юридическом лице включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства2;
- юридическое лицо не является плательщиком налога на добавленную стоимость или освобождено от его исчисления и уплаты;
- в регистрирующем органе отсутствуют сведения о наличии незавершенных юридическим лицом расчетов с кредиторами из числа указанных в п. 1 ст. 64 ГК РФ;
- в ЕГРЮЛ не содержатся сведения о юридическом лице, в отношении которых внесена запись об их недостоверности;
- юридическое лицо не имеет неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, иных обязательных платежей, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
- юридическое лицо не имеет в собственности недвижимое имущество и транспортные средства;
- юридическое лицо не находится в процессе ликвидации, реорганизации, исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа;
- в регистрирующем органе отсутствуют сведения о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, о проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве;
- отсутствуют основания для отказа в государственной регистрации, предусмотренные пп. «б»3, «д»4 и «м»5 п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации юридических лиц;
1 Сведения о том, что в отношении юридического лица, отнесенного в соответствии с федеральным законом к субъекту малого или среднего предпринимательства, принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ (пп. «и.3» п. 1 ст. 5 Закона о государственной регистрации юридических лиц).
2 См.: URL: https://ofd.nalog.ru/.
3 Представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
4 Подписание неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц.
5 Если в течение срока, установленного для государственной регистрации, но до внесения записи в соответствующий государственный реестр или принятия решения об отказе в государственной регистрации в регистрирующий орган поступит судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя, содержащие запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий.
- заявление оформлено с соблюдением установленных регистрирующим органом требований.
В случае несоблюдения любого из указанных условий (хотя бы одного), регистрирующий орган уведомляет заявителей о невозможности исключения юридического лица из ЕГРЮЛ с указанием причин;
г) решение о предстоящем исключении опубликовывается в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица; одновременно должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления возражений против предстоящего исключения из ЕГРЮЛ кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с таким исключением юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены возражения;
д) на официальном сайте регистрирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет размещаются сведения о предстоящем исключении в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем публикации указанного решения;
е) возражения против предстоящего исключения из ЕГРЮЛ с приложением подтверждающих документов могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в п. 6 ст. 9 Закона о государственной регистрации юридических лиц, в срок не позднее чем 3 месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ;
ж) если в течение указанного срока возражения не направлены и не представлены, регистрирующий орган исключает юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения соответствующей записи в него.
Решение об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, о чем в ЕГРЮЛ вносится соответствующая запись, в случае наличия любого из следующих оснований:
- в срок не позднее чем 3 месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ направлены (представлены) возражения с приложением подтверждающих документов;
- на последний день истечения указанного срока не соблюдено хотя бы одно из условий, необходимых для принятия решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ (см. выше);
- поступило подписанное всеми учредителями (участниками) исключаемого из ЕГРЮЛ юридического лица, составленное по установленной форме заявление о прекращении процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ;
з) исключение юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затраги-
ваются в связи с таким исключением, в течение одного года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
2.3. Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ при редомициляции
Эта процедура включает следующие основные этапы:
а) принятие решения общим собранием участников (акционеров) международной компании об изменении личного закона и о регистрации международной компании в иностранном государстве или на территории в порядке редомициляции:
- решение международной компании, созданной в форме публичного акционерного общества, принимается большинством в % голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров;
- решение международной компании, созданной в форме непубличного акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью, принимается большинством в % голосов всех участников (акционеров) такой компании;
б) международная компания подает в управляющую компанию:
- заявление о намерении международной компании изменить личный закон в связи с регистрацией международной компании в иностранном государстве или на территории в порядке редомициляции по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц;
- решение общего собрания участников (акционеров) международной компании об изменении личного закона и о регистрации международной компании в иностранном государстве или на территории в порядке редомициляции;
- подтверждение отсутствия задолженности международной компании по налогам и сборам, а также иной задолженности перед бюджетом Российской Федерации, подписанное лицом, уполномоченным действовать без доверенности от имени международной компании;
в) управляющая компания через уполномоченный орган, определяемый Правительством РФ1, в течение 30 рабочих дней с даты подачи международной компанией указанных документов запрашивает решение Правительства РФ по вопросу о возможности регистрации международной компании в иностранном государстве или на территории в порядке редомициляции;
1 В настоящее время - Министерство экономического развития (постановление Правительства РФ от 12 ноября 2018 г. № 1351 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, через который управляющая компания запрашивает решение Правительства Российской Федерации по вопросу о возможности регистрации международной компании в иностранном государстве в порядке редомициляции»).
г) после получения решения Правительства РФ управляющая компания направляет заявление о намерении международной компании изменить личный закон в связи с регистрацией международной компании в иностранном государстве или на территории в порядке редомициляции и решение общего собрания участников (акционеров) международной компании в регистрирующий орган не позднее 5 рабочих дней со дня получения указанного решения Правительства РФ;
д) на основании документов, представленных управляющей компанией, регистрирующий орган не позднее пяти рабочих дней со дня их получения вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что международная компания находится в процессе исключения из ЕГРЮЛ в связи с регистрацией международной компании в иностранном государстве или на территории в порядке редомициляции;
е) регистрирующий орган в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения 5 рабочих дней со дня поступления документов, направляет в управляющую компанию документ, подтверждающий факт внесения такой записи в ЕГРЮЛ, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью;
ж) управляющая компания не позднее одного рабочего дня со дня получения от регистрирующего органа указанного документа направляет его в международную компанию в форме электронного документа и выдает международной компании составленный управляющей компанией на бумажном носителе документ, подтверждающий содержание электронного документа, полученного управляющей компанией от регистрирующего органа;
з) международная компания проводит регистрацию в иностранном государстве или на территории в порядке редомициляции;
и) международная компания направляет управляющей компании документ, подтверждающий регистрацию международной компании в иностранном государстве или на территории в порядке редомициляции;
к) управляющая компания не позднее 5 рабочих дней со дня получения от международной компании документа, подтверждающего регистрацию международной компании в иностранном государстве или на территории в порядке редомициляции, направляет в регистрирующий орган уведомление об исключении международной компании из ЕГРЮЛ в связи с регистрацией международной компании в иностранном государстве или на территории в порядке редомициляции по установленной форме;
л) регистрирующий орган в срок, установленный Законом о государственной регистрации юридических (не позднее 5 рабочих дней), принимает решение о государственной регистрации либо об отказе в государственной регистрации1;
1 Последствия последнего решения на фоне того, что международная компания уже (фактически) сменила место регистрации (редомицилировалась), не ясны; в этой части закон в будущем явно требует большей определенности.
м) регистрирующий орган в срок, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения установленного срока государственной регистрации (не позднее 5 рабочих дней), направляет в управляющую компанию документы, связанные с государственной регистрацией, либо решение об отказе в государственной регистрации в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью;
н) управляющая компания не позднее одного рабочего дня со дня получения от регистрирующего органа указанных документов направляет их в международную компанию в форме электронных документов и выдает международной компании составленные управляющей компанией на бумажном носителе документы, подтверждающие содержание электронных документов, полученных управляющей компанией от регистрирующего органа.
3. Выводы
Институт исключения юридического лица из ЕГРЮЛ активно используется законодателем для решения различных (публичного характера) задач; в последние годы с учетом сформированной практики его применения осуществляется его модернизация, которая, однако, видится не в полной мере последовательной, поскольку при утрате этим институтом в ходе его развития изначальных целей1 многие изменения не улучшают, а лишь запутывают регулирование.
Общие положения об этом институте, появившись в ГК РФ в результате реформы гражданского законодательства в части юридических лиц 2014 г. (ст. 64.2), к настоящему времени безнадежно устарели - в этой части ГК РФ требует очевидной коррекции. Такая коррекция должна касаться всех аспектов регулирования, включая и процедуру исключения юридического лица из ЕГРЮЛ. При этом такая коррекция возможна только как результат рефлексии имеющегося правового опыта, позволяющего «отсечь» неэффективные правовые решения; в ее основе должны быть выводы по двум основным вопросам: соотношение институтов исключения юридического лица из ЕГРЮЛ и ликвидации юридического лица2 и, соответственно, определение того, в каких случаях (и почему) может / должен использоваться институт исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.
1 Подробнее см. указанные выше работы: Габов А.В. Исключение юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц: случаи использования, порядок и последствия... С. 204-230; Он же: Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ как способ прекращения юридического лица: концептуальные проблемы. С. 49-74.
2 На этот момент автор настоящей работы обращал внимание еще при обсуждении проекта изменений ГК РФ (см.: Габов А.В. Законодательство о ликвидации юридических лиц в свете проекта изменений в ГК РФ // Вестник гражданского права. 2011. № 4. С. 34-38), однако никакого принципиального решения, к сожалению, по итогам реформы нет.
В первую очередь, отметим дефектность решения, предусмотренного ст. 21.3 Закона о государственной регистрации юридических лиц; этого случая исключения из ЕГРЮЛ (в качестве самостоятельного способа прекращения юридического лица) в законе быть не должно. Законодателю следует, наконец, более ясно и системно урегулировать вопросы ликвидации юридического лица, включая и различные упрощенные варианты (что, по существу, и реализовано в 2023 г. в виде положений ст. 21.3 Закона о государственной регистрации юридических лиц), не создавая квазиликвидационных процедур, конкурирующих с обычной ликвидацией1.
Далее, отметим неудачность использования института исключения из ЕГРЮЛ применительно к редомициляции. В данном случае исключение является лишь частью (логичной) соответствующего порядка редомициля-ции; по последствиям такое исключение не имеет ничего общего с исключением, урегулированным Законом о государственной регистрации юридических лиц. Проблема здесь, как думается, больше терминологическая, вызванная новизной этого института для нашего права в целом; понятно и юридико-техническое решение: исходя из последствий редомициляции следует говорить не об исключении из ЕГРЮЛ, а говорить о внесении в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности международной компании на территории Российской Федерации в связи с изменением личного закона. Соответственно, отдельной процедуры исключения из ЕГРЮЛ юридического лица - международной компании существовать не должно.
Из тех случаев исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, которые охватываются понятием «административное прекращение юридического лица», следует исключить случай наличия оснований, предусмотренных п. 4 ст. 7.8. Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, поскольку в виде этого института перед нами явный случай квазиликвидации, только не добровольной, а принудительной; при этом, вопрос этот требует более обстоятельного рассмотрения, и наиболее эффективные правовые решения могли бы быть созданы в результате комплексного рассмотрения вопросов принудительной ликвидации и исключения из ЕГРЮЛ.
Во всех остальных из перечисленных выше случаев (исключая указанный в предыдущем абзаце) административное прекращение юридического лица (или исключения юридического лица из ЕГРЮЛ) применимо исходя из двух, как минимум, соображений:
- речь идет о юридических лицах, к существованию которых их основные бенефициары утратили интерес (проявлением чего является отсутствие операций по счету и невыполнение публичных обязанно-
1 На этот момент мы уже обращали внимание ранее: Габов А.В. Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ как способ прекращения юридического лица: концептуальные проблемы... С. 54, 68-69.
стей по предоставлению отчетности, невыполнение в срок установленных обязанностей [обновление данных в ЕГРЮЛ]);
- использование административного прекращения юридического лица позволяет избежать издержек, которые присутствуют при обычной ликвидации, в том числе, если для обычной ликвидации нет средств и изыскать их невозможно.
Случаи, соответствующие этим двум правилам, должны иметь в регулировании общую основу, при этом с дифференциацией в зависимости от специфики тех обстоятельств, которые стали поводом для принятия решения об административном прекращении юридического лица (исключении юридического лица из ЕГРЮЛ). Вопрос об используемой терминологии также может обсуждаться - либо оставить в качестве обобщающего понятия исключение юридического лица из ЕГРЮЛ, либо заменить этот термин на понятие «административное прекращение юридического лица».
Можно предложить следующие принципиальные положения в части коррекции процедуры административного прекращения юридического лица (исключения юридического лица из ЕГРЮЛ):
- урегулировать основания для начала процедуры исключения из ЕГРЮЛ юридического лица, включая описание полномочий государственных органов, а также иных лиц (это важно, к примеру, для случая исключения из ЕГРЮЛ при невозможности его ликвидации ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей [участников]). По существу, в процедуре должен появиться формализованный этап выявления и фиксации оснований для исключения;
- закрепить в процедуре (после выявления и фиксации оснований) обязательный этап обращения уполномоченного государственного органа к юридическому лицу с указанием выявленных оснований для начала процедуры исключения из ЕГРЮЛ и внесения записи в ЕГРЮЛ о наличии соответствующих оснований с возможностью для юридического лица [его участников (учредителей]) представить необходимые пояснения о намерении продолжать деятельность и сроков устранения соответствующих обстоятельств. Такой этап может отсутствовать в случах невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) и при принятии арбитражным судом судебного акта о возвращении заявления о признании должника банкротом, поданного федеральным органом, уполномоченным Правительством РФ на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по де-
нежным обязательствам, в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, или судебного акта о прекращении производства по делу о банкротстве, возбужденного по заявлению уполномоченного органа, в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;
- закрепить обязательность, порядок принятия и формы двух основных решений уполномоченного государственного органа в процедуре: решения о предстоящем исключении и решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ;
- ввести после принятия решения о предстоящем исключении этап направления уведомления юридическому лицу о принятии решения о предстоящем исключении и о возможности направления в регистрирующий орган заявления о намерении продолжить деятельность и устранить обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ. Такой этап может отсутствовать в случах невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) и при принятии арбитражным судом судебного акта о возвращении заявления о признании должника банкротом, поданного федеральным органом, уполномоченным Правительством РФ на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, или судебного акта о прекращении производства по делу о банкротстве, возбужденного по заявлению уполномоченного органа, в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;
- указать в законе о необходимости выявления (или отсутствии таковой) признаков недействующего юридического лица для слу- чая исключения юридического лица из ЕГРЮЛ при наличии в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недо- стоверно-сти, в течение более чем 6 месяцев с момента внесения такой записи;
- провести ревизию выводов судебной практики в части административного прекращения юридического лица с определением того, какие из имеющихся правовых позиций следует «перенести» на уровень федерального закона (к примеру, отмеченные выше положения об
ограничениях для инициирования регистрирующим органом новой процедуры и другие).
Еще один важный вопрос - о форме регулирования. Как думается, с учетом развития регулирования, расширения использования процедур административного прекращения юридического лица (исключения юридического лица из ЕГРЮЛ) соответствующие вопросы не должны составлять содержание Закона о государственной регистрации юридических лиц, тем более, что даже формально они лишь частично «покрываются» его предметной сферой; необходимо подумать (как одно из направлений регулирования) о принятии специального федерального закона, регулирующего основания и порядок (процедуры) административного прекращения юридического лица.
Библиографический список
1. Габов А.В. Законодательство о ликвидации юридических лиц в свете проекта изменений в ГК РФ // Вестник гражданского права. 2011. № 4. С. 32-83.
2. Габов А.В. Реорганизация и ликвидация юридических лиц: научно-практический комментарий к статьям 57-65 Гражданского кодекса Российской Федерации. М., Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ: ИНФРА-М, 2014. 203 с.
3. Габов А.В. Исключение юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц: случаи использования, порядок и последствия // Правоприменение. 2022. Т. 6. № 2. С. 204-230.
4. Габов А.В. Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ как способ прекращения юридического лица: концептуальные проблемы // Труды Института государства и права РАН. 2023. Т. 18. № 6. С. 49-74.
5. Кантор Н.Е. Изменение личного закона юридических лиц (lex societatis) в новых субъектах Российской Федерации // Хозяйство и право. 2023. № 8. С. 74-90.
6. Субъекты предпринимательской деятельности: учебник / отв. ред. Е.В. Трофимова. М., Проспект, 2024. 352 с.