Научная статья на тему 'Процедура принятия решения об участии аудиторской компании в госзакупках'

Процедура принятия решения об участии аудиторской компании в госзакупках Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шкуренкова А.Б.

В условиях финансового кризиса проведение конкурсных процедур в любой сфере деятельности с целью выбора оптимального во всех отношениях поставщика товаров, исполнителя работ, а особенно – аудиторской организации для проведения обязательного или инициативного аудита по итогам отчетного периода является особенно актуальным. В статье рассмотрены вопросы принятия решения об участии в торгах и подготовки конкурсной заявки (предложения).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Процедура принятия решения об участии аудиторской компании в госзакупках»

2. Грачева М.В. Внутренний контроль и аудит в органах государственного управления развитых стран / М.В. Грачева. - М.: ИМЭМО РАН, 2008. - 72 с.

3. Риполь-Сарагоси Ф.Б. Внутренний аудит: организация и планирование / Ф.Б. Риполь-Сарагоси, В.Ю. Реутов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. -189 с.

4. International Standards for the Professional Practice of Internal Auditing [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.theiia.org/guidance/ stan-dards-and-guidance/ippfstandards/full-standards (дата обращения - 20.01.2010).

5. Официальный сайт Института внутренних аудиторов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.theiia.org/guidance/standards-and-guidan-ce/ippf/definition-of-internal-auditing (дата обращения - 20.01.2010).

ПРОЦЕДУРА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ ОБ УЧАСТИИ АУДИТОРСКОЙ КОМПАНИИ В ГОСЗАКУПКАХ

© Шкуренкова А.Б.*

Московский государственный университет приборостроения и информатики, г. Москва

В условиях финансового кризиса проведение конкурсных процедур в любой сфере деятельности с целью выбора оптимального во всех отношениях поставщика товаров, исполнителя работ, а особенно - аудиторской организации для проведения обязательного или инициативного аудита по итогам отчетного периода является особенно актуальным. В статье рассмотрены вопросы принятия решения об участии в торгах и подготовки конкурсной заявки (предложения).

Перед участием в государственных закупках необходимо оценить все возможности и риски, связанные с реализацией проекта.

Требования к участникам торгов определены в ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2005 г . № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Необходимо обратить внимание на следующие моменты, которые обязательно сопутствуют государственным закупкам:

1. Финансовое состояние своей компании.

2. Наличие свободных финансовых ресурсов (в случае необходимости внесения обеспечения заявки и/или обеспечения контракта).

* Старший преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет, финансы и аудит»

3. Наличие специалистов необходимой квалификации для выполнения проекта.

4. Наличие опыта проведения аудиторской проверки государственных компаний.

5. Возможность оказывать услуги на свои средства с последующей оплатой из средств бюджета.

6. Соответствие законодательству.

7. Знать где и как можно ознакомиться с размещением информации о закупках.

8. Наличие недобросовестной конкуренции.

9. Наличие коррупции при государственном заказе.

Оценка финансового состояния заключается в анализе бухгалтерской отчетности, заключений аудиторских компаний. Необходимо понимать, что при работе с бюджетом велика вероятность подвергнуться встречной проверке со стороны контролирующих органов при проверке деятельности заказчика. Поэтому бухгалтерия должна быть в отличном состоянии. Все налоги и сборы уплачены, долгов перед бюджетом быть не должно.

Оценить возможность привлечения финансовых ресурсов для выполнения условий государственного контракта вызвана наличием в проектах госконтрактов порядка оплаты после выполнения всех условий контракта.

Большое количество федеральных законов, постановлений правительства и других нормативных актов предполагает определенную подготовку в области закупок. В данном случае, с точки зрения аудиторских организаций, самым оптимальным вариантом может быть привлечение стороннего специалиста со знанием специфики деятельности аудиторских компаний.

Государственный заказ был и остается очень коррумпированным. Нужно понимать, что может быть ваше участие в данных торгах нежелательно для заказчика. Но это не значит, что в них не надо принимать участие. Сегодня все больше государственных заказчиков проводят торги в соответствии с законом о размещении заказов. Организован контроль со стороны государства за размещением заказов. При нарушении законных прав и интересов участников размещения заказов закон о размещении заказов позволяет обжаловать незаконные действия заказчиков в досудебном порядке. Контролирующим органом в области государственных закупок является Федеральная антимонопольная служба и РОСОБОРОНЗАКАЗ. Необходимо юридически грамотно использовать положения закона о закупках для защиты своих интересов.

При участии в государственных закупках велика вероятность столкнуться с недобросовестной конкуренцией, которая может выразиться в сговоре другого участника размещения заказа с заказчиком. Подготовка заявки на участие в торгах, соблюдение всех требований закона о размещении заказов позволяет выигрывать такие торги.

Для участия в госзакупках в обязательном порядке необходим оборотный капитал. Его величина зависит от начальной цены государственного контракта. Чем больше цена, тем больше понадобится финансовых ресурсов. В затраты необходимо учитывать:

- средства на подготовку заявки;

- средства на обеспечение заявки (5 % от начальной цены государственного контракта);

- средства на выполнение условий контракта (в случае оплаты поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг заказчиком только после выполнения условий контракта).

Приняв решение об участии в закупках, руководителю необходимо организовать отбор интересующей информации по торгам. Нужно поручить сотруднику фирмы подобрать необходимую информацию по торгам. Для этого руководитель должен определить критерии подбора. К таким критериям относятся:

- вид поставляемых товаров;

- вид выполняемых работ;

- вид оказываемых услуг;

- начальная и конечная цена госконтракта;

- место выполнения госконтракта;

- порядок оплаты;

- наличие аванса;

- периодоказания услуг [1].

По нашему мнению руководителю аудиторской организации также необходимо обратить внимание на то, что при проведении процедуры вскрытия конвертов отсеиваются те аудиторские организации, которые предоставили не полный комплект требуемых организаторами документов, либо формат их предоставления не соответствует конкурсной документации. Как показывает практика, более чем в 70 процентов конкурсов имеют место подобные факты.

Указанная проблема связана с наличием следующих факторов:

- нестыковки в конкурсной документации;

- отсутствие в конкурсной документации четких требований по предоставлению документов (формат документов, сроки действия и т.п.);

- необходимость подготовки большого числа заявок в короткий срок;

- невнимательность персонала, занятого подготовкой конкурсного предложения (заявки) и т.п.

Выявленные автором проблемы при рассмотрении конкурсных предложений по существу были в процессе исследования классифицированы (рис. 1).

Рис. 1. Проблемы при рассмотрении предложений от аудиторов

С точки зрения большинства организаторов конкурсов (тендеров) составление конкурсной документации для проведения процедуры конкурсного отбора не является существенно значимой задачей. Как следствие документация представляет собой типовой шаблон с набором стандартных фраз и списка требуемых документов. При этом у потенциальных участников конкурса, как правило, нет исчерпывающих данных ни об организации, подлежащей аудиту, ни о примерном объеме предстоящей работы.

Производя расчет трудозатрат и стоимости будущих работ, а также составляя примерный план и программу аудита, сотрудники аудиторских компаний вынуэдены полагаться только на собственный профессиональный опыт. Реальная же ситуация может существенно отличаться от предполагаемой аудиторами.

На наш взгляд, необходимо также учитывать то, что для организаций, часто участвующих в конкурсах, более выгодным вариантом является наличие в штате сотрудников, занимающихся конкурсами. При подготовке документов ни одна специализированная организация не занимается подготовкой технических предложений по аудиту без постоянного контакта с представителями заказчика. Штатному сотруднику аналогичные вопросы решать гораздо проще и с меньшими затратами времени.

При подготовке конкурсного предложения необходимо учесть, что оценка заявок на участие в конкурсе производится по следующим критериям:

- качество услуги по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- квалификация участников конкурса;

- объем предоставляемых участником конкурса гарантий качества услуги по аудиту бухгалтерской и налоговой отчетности;

- срок гарантии качества услуги по аудиту бухгалтерской и налоговой отчетности;

- сроки оказания услуг;

- цена договора.

Каждый член конкурсной (тендерной) комиссии заказчика оценивает заявки. Затем количество баллов, набранное определенной заявкой у каждого члена комиссии, суммируется и получается общее количество баллов, набранное этой заявкой.

Победителем конкурса признается аудиторская организация, заявка которой на участие в конкурсе по итогам ее оценки и сопоставления, набрала наибольшее количество баллов. Остальные аудиторские организации ранжируются по убыванию количества баллов, полученных при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе.

Цена договора на проведение аудиторской проверки также играет далеко не последнюю роль в выборе аудиторской организации.

По результатам исследований, проведенных автором, цена, первоначально установленная заказчиком может быть снижена на момент заключения договора (по результатам конкурса, либо по соглашению сторон) на 20 процентов и более. В некоторых случаях (особенно при проведении электронных торгов) наблюдается абсурдное снижений цен на 80-90 % от первоначальной цены контракта. Имеются также вопиющие случаи установления цены с отрицательным значением (например, минус 100 000 руб.), т.е. фактически аудиторская организация сама готова заплатить заказчику за услуги, которые она будет впоследствии оказывать (что представляется нам весьма сомнительным).

Отдельно следует отметить и то факт, что в России утверждена Программа повышения квалификации аудиторов по противодействию коррупции в ходе аудиторской деятельности.

Цель программы - совершенствование навыков выполнения аудиторских процедур, позволяющих выявлять случаи коррупции или риск их существования.

Среди обязательных вопросов, подлежащих изучению выделены:

- правовые основы системы борьбы с коррупцией;

- критерии и признаки сделок или финансовых операций, которые могут быть связаны с коррупцией (неофициальная отчетность, наличие неучтенных операций, признание в учете несуществующих расходов, неверная идентификация объекта учета, поддельные документы, уничтожение бухгалтерских документов ранее установленных сроков, др.).

Результат обучения заключается в приобретении глубоких знаний и навыков выполнения аудиторских процедур, связанных с противодействием коррупции [2].

Грамотный подход руководства аудиторской организации к выбору потенциального клиента и составление оптимального предложения является залогом продолжительного и экономически оправданного сотрудничества.

Список литературы:

1. Методическое пособие ФАС России для предпринимателей, участвующих в государственных и муниципальных закупках от 22 июня 2009 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fas.gov.ru/ stateorder/ ехр1апайоп/а_24845^Ыш1.

2. Программа повышения квалификации аудиторов № ПК-5-010-2009 «Противодействие коррупции в ходе аудиторской деятельности» (Утверждена приказом Минфина России от 10 марта 2009 г. № 21н) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consu1tant.ru.

ПРОБЛЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ

© Юдина Г.А.*, Черных М.Н.*

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

Работа посвящена вопросам учета финансирования инвестиций, раскрытия соответствующей информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Приводятся бухгалтерские записи по учету формирования собственных средств для финансирования инвестиций и их использования.

Конкурентоспособность организации зависит от ряда факторов, в том числе от состояния основных средств [7, с. 10]. В связи с чем, предприятиям, не зависимо от организационно-правовой формы, структуры собственности необходимо осуществлять инвестиции в основные средства для их обновления. Процесс инвестирования должен находить отражение в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности не только в части приобретения (создания) объектов основных средств, но и в части источников их финансирования. Проведенный анализ научной литературы свидетельствует, что вопросам бухгалтерского учета источников финансирования инвестиций не уделяется должного внимания, что обусловило актуальность выбора темы. Частично, вопросы учета источников финансирования инвестиций раскрыты О. Опариной [8, с. 5].

Цель данного исследования - проанализировать действующий порядок учета финансирования инвестиций и разработать соответствующие рекомендации.

Для реализации цели были определены следующие задачи: проанализировать нормативные правовые акты, регулирующие порядок учета инве-

* Доцент кафедры Бухгалтерского учета и статистики, доцент

* Доцент кафедры Ценных бумаг и страхового дела, кандидат экономических наук, доцент

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.