Научная статья на тему 'ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА ВОЙСК ПО ОПЫТУ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ'

ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА ВОЙСК ПО ОПЫТУ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
194
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА ANTIAIRCRAFT DEFENCE / ВОЗДУШНАЯ ЦЕЛЬ AN AIR TARGET / ПРОТИВОСАМОЛЕТНАЯ БАТАРЕЯ THE ANTIAIRCRAFT BATTERY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Агеев Николай Валентинович

В статье рассматривается история развития противовоздушной обороны войск, а также опыт боевых действий подразделений ПВО в ходе Первой мировой войны. In article the history of development of antiaircraft defence of armies, and also experience of operations of divisions of air defence during the First World War are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА ВОЙСК ПО ОПЫТУ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ»

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ И ИНФОРМАЦИЯ

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ КНИЖНАЯ ПОЛКА ВОЕННОГО ИСТОРИКА ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

ВОЕННОЕ ИСКУССТВО

Агеев Николай Валентинович —

доктор исторических наук, доцент, полковник

(Е-шаП: nikol-age@yandex.ru)

ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА ВОЙСК ПО ОПЫТУ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Освоение воздушного пространства являлось в конце XIX — начале ХХстолетия одним из активно разрабатываемых научных направлений, в котором были достигнуты довольно-таки значительные теоретические и практические результаты. Причём исторический вклад наших соотечественников в это дело достоин восхищения. Благодаря их творческим усилиям Россия стала родиной аэростата (достаточно вспомнить полёт на наполненном дымом шаре, сшитом из овечьих шкур, рязанского подьячего Крякутного в 1731г.1), геликоптера (проект и эксперименты М.В.Ломоносова в 1754г.2), стратостата (автор Д.И.Менделеев, 1875г.), самолёта (изобретение А.Ф.Можайского в 1881г.), реактивного самолёта (изобретён Н.И.Кибальчичем в 1881г.), цельнометаллического дирижабля (конструктор инженер-самоучка К.Э.Циолковский, 1887г.3), ранцевого парашюта (изобретатель Г.Е.Котельников, 1911г.), гидросамолёта (Д.П.Григорович, 1912г.), тяжёлых бомбардировщиков «Русский витязь», «Илья Муромец» (конструктор И.И.Сикорский, 1913г.). Кроме того, русские люди также внесли заметный вклад в изобретение приборов, агрегатов и приспособлений, используемых в авиации и воздухоплавании.

Не секрет, что научные открытия и достижения всегда привлекали внимание военных специалистов.

Сведения о попытках использования воздушного пространства в военных целях содержатся ещё в «Повести временных лет», рассказывающей о том, как в 907году воины Древней Руси под руководством князя Олега при штурме Византии применили воздушные шары (змеи)4. Официально же случаи применения привязных аэростатов для ведения разведки зафиксированы в конце XVIIIвека. Так, в сражении вблизи г.Флерюса (Франция) 26июня 1794года генерал Ж.Журдан для наблюдения за ходом битвы с австрийцами и корректировки огня артиллерии применил воздушный шар — аэростат «Дерзающий», высота подъёма которого достигала 500м (разведывательные данные

передавались на землю в специальных коробках, которые спускались по шнуру, прикреплённому к гондоле)5. Позже, 22августа 1849года австрийские войска в ходе Австро-итальянской войны (1848—1849гг.) овладели последним оплотом свободной Италии — Венецией, применив воздушные шары с привязанными к тросам бомбами с часовыми механизмами (до этого город три месяца успешно противостоял превосходившим силам осаждавших)6. Первое применение русскими войсками привязных аэростатов относится к периоду Русско-японской войны 1904—1905гг.7

К концу ХЕХвека определились два основных направления создания летательных аппаратов, использовавшихся в военном деле:

— легче воздуха — аэростаты, дирижабли, составившие основу воздухоплавательных отрядов;

— тяжелее воздуха — планеры, самолёты, вертолёты, автожиры, положившие начало авиации.

Начало использованию авиации для решения военных задач было положено в войне Италии с Турцией в 1911—1912гг., когда 23октября 1911года итальянский лётчик капитан Пьяцца совершил первый в мире разведывательный полёт в боевых условиях (в этой войне вначале участвовали 7 итальянских самолётов)8. Русские военные лётчики из добровольческого авиационного отряда впервые принимали участие в военных действиях на стороне болгарской армии в период первой Балканской войны в 1913году9.

Затяжной характер Первой мировой войны предопределил возможность значительных изменений в оснащённости войск вооружением и военной техникой, а также в военном искусстве. В частности, самолётный парк стран Антанты за годы войны в количественном отношении вырос в 13,6раза, а Тройственного союза — в 12,9раза10. Качественное совершенствование летательных аппаратов и их специализация предопределили авиации основную, а воздухоплаванию — обеспечивающую роль в ходе боевых действий. Сама авиация начала подразделяться на истребительную, штурмовую, лёгкую и тяжёлую бомбардировочную. И тем не менее, несмотря на все успехи своего развития, в годы Первой мировой войны авиация продолжала оставаться на службе «пехотно-артиллерийской армии, узко обслуживая её интересы по организации операций в процессе проведения пехотно-артиллерийского боя»11. Вместе с тем летательные аппараты, появившиеся над полем боя в годы Первой мировой войны, породили проблему борьбы с ними.<...>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Каторин Ю.Ф., Коршунов Ю.Л. Парадоксы военной истории. СПб.: Полигон, 2003. С. 533.

2 Там же. С. 535.

3 Португальский Р.М. Первые и впервые. М.: ДОСААФ, 1988. С.128; Каторин Ю.Ф., Коршунов Ю.Л. Указ. соч. С. 541—543.

4Каторин Ю.Ф., Коршунов Ю.Л. Указ. соч. С. 531.

5 Бураков А.В. Воздухоплаватели императора Наполеона I // М.: Рейтар, Сержант. 1999. № 11. С. 29.

6 Каторин Ю.Ф., Волковский Н.Л., Тарнавский В.В. Уникальная и парадоксальная военная техника. М.: Изд. АСТ; СПб.: Полигон, 1999. С. 451.

7 Каторин Ю.Ф., Коршунов Ю.Л. Указ. соч. С. 604.

8 Воздушные войны ХХ века (1911—1945) / Под общ. ред. Криса Бишопа / Пер. с англ. А.А. Уткина, А.А. Жеребилова, А.В. Бушуева, В.В. Найденова. Смоленск: Русич, 2002. С. 7.

9 Разин Е.А., Строков А.А. История военного искусства: В 5т. СПб.: Полигон, 1994. Т. 5. С. 176.

10 Составлено по: Большая советская энциклопедия: В 30т. Изд. 3-е. М.: Советская Энциклопедия, 1975. Т. 19. С. 342; История создания и развития войск противовоздушной обороны Сухопутных войск / Чесноков Ю.Т., Духов Б.И., Чертков В.К. и др. Смоленск: Знак Почёта, 2003. С.9; Мировая война в цифрах. Сб. Института мирового хозяйства и мировой политики. М.; Л., 1934. С. 45.

11 Разин Е.А., Строков А.А. Указ. соч. С. 672.

ЛАШКОВ Алексей Юрьевич —

ведущий научный сотрудник Института военной истории МО РФ, кандидат исторических наук, полковник запаса

(119330, г. Москва, Университетский пр-т, д. 14)

Организация ПВО Ставки Верховного главнокомандующего в 1915—1918 гг.

3 августа 1914 года* с вступлением России в Первую мировую войну как высший военный орган управления действующей русской армией была создана Ставка Верховного главнокомандующего (СВГ). Наземную оборону её главной квартиры осуществлял специально сформированный охранный отряд, в состав которого для борьбы с воздушным противником был включён артиллерийский взвод, имевший на вооружении полевые орудия, приспособленные для ведения зенитной стрельбы. Но уже осенью 1914 года штаб Верховного главнокомандующего потребовал от Главного артиллерийского управления (ГАУ) выделить в состав зенитно-артиллерийской обороны (ЗАО) дополнительно одну противоаэростатную пушку. Однако для надёжной защиты Ставки от воздушной угрозы этого было явно недостаточно. Требовалось как минимум развёртывание штатной батареи. Ситуация осложнялась ещё и тем, что затребованные зенитные орудия, изготовлявшиеся Путиловским заводом, находились лишь в состоянии сборки и полигонных испытаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.