Научная статья на тему 'ВОЕННЫЕ ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛИ НА СТРАЖЕ РУБЕЖЕЙ ОТЧИЗНЫ'

ВОЕННЫЕ ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛИ НА СТРАЖЕ РУБЕЖЕЙ ОТЧИЗНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
417
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОЕННЫЕ ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛИ НА СТРАЖЕ РУБЕЖЕЙ ОТЧИЗНЫ»

в

к «

ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

I

ВОЕННЫЕ ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛИ НА СТРАЖЕ РУБЕЖЕЙ ОТЧИЗНЫ

7 декабря 1916 года была создана Служба штаб-офицера по воздухоплаванию полевого генерал-инспектора Военного воздушного флота. Эта дата приказом главнокомандующего Военно-воздушными силами РФ от 2 августа 2000 года объявлена Днем

Воздухоплавательной службы ВВС.

ИСТОРИЯ же военного воздухоплавания началась гораздо раньше. В декабре 1869 года из офицеров Генерального штаба, артиллеристов и представителей инженерного ведомства была создана специальная комиссия для практической разработки вопроса о воздухоплавании под председательством генерал-инспектора армии по инженерной части, инженер-генерала Э.И. Тотлебена. В следующем году из отечественных материалов был построен первый русский привязной аэростат и начаты его практические испытания.

В середине июля 1870 года, когда комиссия Э.И. Тотлебена установила, что привязной аэростат может принести большую пользу армии, он походным порядком был переведен в Усть-Ижорский саперный лагерь, где с 28 июля по 1 августа1 в воинских частях производились его первые подъемы. Поэтому Комиссия истории техники при Академии наук СССР установила дату зарождения русского военного воздухоплавания 1 августа 1870 года2. В 1880 году основан воздухоплавательный отдел Русского технического общества, в 1885 году в Петербурге учреждена кадровая команда военных воздухоплавателей, реорганизованная в 1890 году в Воздухоплавательный парк, размещавшийся на Волковом поле.

Первый боевой опыт русские военные воздухоплаватели по-

К 90-летию Воздухоплавательной службы Военно-воздушных сил

лучили в Русско-японскую войну 1904—1906 гг., а именно 12 июня 1904 года в районе д. Гудзя-цы3. Опыт оказался успешным, и командующие армиями начали обращаться в Военное министерство с просьбами о срочной присылке в их распоряжение воздухоплавательных частей.

После войны для русских военных воздухоплавателей наступил период теоретической и практической учебы. В 1909 году было совершено 50 полетов, а в 1910-м — уже 91 полет. В 1908 году по проекту А.И. Шабского в России построен первый дирижабль. В то время вопросами военного воздухоплавания в стране ведало 3-е отделение Электротехнической части Главного инженерного управления (ГИУ). Приказом военного министра от 11 сентября 1912 года при Главном управлении Генерального штаба создается Воздухоплавательный отдел, а при ГИУ — Воздухоплавательный комитет. Отдел выполнял задачи по формированию и боевой подготовке воздухоплавательных частей, ему была передана и офицерская Воздухоплавательная школа, а комитет занимался техническими вопросами.

К началу Первой мировой войны в русской армии имелось 14 воздухоплавательных частей, в 1917 году их было уже 89, в том числе 2 морских. В 1914—1918 гг. в России было построено 700 аэро-статов4, разрозненные части выросли в отдельный род войск5, способный решать многие боевые задачи, прежде всего разведки и корректировки артиллерийского огня. 10 сентября 1915 года начальник Штаба Верховного главнокомандующего приказом по действующей армии создал единое Управление заведующего авиацией и воздухоплаванием, которое 3 декабря следующего года реорганизовалось в Управление полевого генерал-инспектора Военно-воздушного флота при Верховном главнокомандующем. В апреле 1917 года это управление было переформировано в Полевое управление авиации и воздухоплавания (ПУАВ) при Штабе Верховного главнокомандующего.

После Октябрьской революции при Управлении морской авиации и воздухоплавания учреждается должность комиссара, ведающего этими вопросами, а в декабре 1917 года создаются части авиации и воздухо-

Э.И. Тотлебен

А.М. Кованько

30

2006 № 11 • www.mil.ru • ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

в

Подъем аэростата «Парсеваль» с бронеплощадки

Южный фронт, май 1919 г.

плавания. Нужно отдать должное новой власти — она сумела довольно быстро собрать технику и заново организовать воздухоплавательные отряды, используя старых специалистов и прежнюю организационную структуру и тактику их применения. В ходе Гражданской войны аэростаты Красной армии поднимались на всех фронтах — от знойной Бухары до морозного Архангельска и Дальнего Востока. Всего было выполнено свыше 7000 боевых подъемов привязных аэростатов.

1930-е годы начались полеты в стратосферу с помощью стратостатов6. В короткие сроки был построен стратостат «СССР-1» полностью из отечественных материалов. Он стартовал 30 сентября 1933 года в Кунцево (тогда это было ближнее Подмосковье) и достиг высоты 19 км7. Началось также строительство дирижаблей. Конструкторами первых советских дирижаблей

Дирижабль «Комсомольская правда»

1930 г.

В.И. СТУПНИКОВ, Ф.Т. ЛЕОНОВИЧ. Военные воздухоплаватели на страже рубежей... 8<!

были Е.Д. Карамышев и Н.В. Фомин. Тренировочные полеты и полеты с научными целями на аэростатах и дирижаблях стали обычным явлением. Советские воздухоплаватели покорили 17 из 24 официально регистрировавшихся международных рекордов8. Так, на дирижабле «СССР В-6», объемом около 19 000 м3, длиной 105 м, полезной нагрузкой 8,5 т в 1937 году был установлен международный рекорд продолжительности полета (130 ч 27 мин). Он был превзойден только через 27 лет дирижаблем США (264 ч без посадки)9. Можно сказать, 1930-е годы были «золотым веком» воздухоплавания, но именно в эти годы начался и его упадок. Количество воздухоплавательных частей в Красной армии резко сократилось, а к 1941 году их осталось только две.

14 мая 1941 года был издан приказ по Главному управлению ПВО, определивший: «Воздухоплавательный отдел с аппаратом военных представителей на предприятиях промышленности и опытно-испытательным дивизионом... считать в составе Главного управления ПВО Красной армии.»10. Отдел возглавил полковник Сахаров Андрей Александрович. В 1943 году постановлением ГКО отдел был переформирован в Управление воздухоплавания, которое в октябре 1943 года передали из Центрального штаба войск ПВО в Главное артиллерийское управление (ГАУ)11. Начальником управления остался генерал-майор инженерно-авиационной службы А.А. Сахаров.

ВГОДЫ Великой Отечественной войны воздухоплавательные части находились в четырех родах войск, выполняя в каждом из них свои боевые задачи12. В войсках ПВО страны и в ПВО ВМФ применя-

Подготовка к старту стратостата «СССР-1»

1933 г.

лись отдельные отряды, дивизионы, полки и дивизии аэростатов заграждения (АЗ), входившие во фронты ПВО на территории от Баренцева до Черного и Каспийского морей и на Дальнем Востоке. Располагались они в боевых порядках, взаимодействуя комплексно с истребительной авиацией (ИА) и зенитной артиллерией (ЗА). Аэростаты заграждения вместе с ИА и ЗА защищали от налетов вражеской авиации промышленные города, отдельные особо важные стратегические узлы. Аэростаты заграждения, уходя на высоту до 4—5 км, поднимали за собой стальной трос, оснащенный автоматикой и минами фугасного действия, образуя мин-но-тросовое поле заграждения. Противник вынужден был со-

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • www.mil.ru • № 11 2006

31

в

к

ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Р.М. Собченко

П.И. Друзенков

В.З. Жевагин

В.П. Черноусов

вершать налеты на высотах более 5 км, что уменьшало при-цельность бомбометания.

В сухопутных войсках применялись аэростаты артиллерийского наблюдения (АН). В их задачу входила визуальная разведка переднего края и тыла противника на глубину до 10—20 км: выявление его боевых (огневых) средств, перемещение войск, выдача целеуказаний, корректировка огня. Решать их было не легко в условиях открытой гондолы при сильной качке под напором ветра, сильном морозе, а особенно, когда по аэростату либо бьют шрапнелью, либо вражеские истребители расстреливают его с близкой дистанции.

Всего на фронтах Великой Отечественной войны действовало до 30 отрядов АН, сведенных в девять дивизионов. Ими совершено 1 9 985 ночных и дневных подъемов, разведано 4617 артбатарей, 155 танковых колонн, 506 скоплений пехоты и других целей, проведено 2696 корректировок огня, уничтожено и подавлено 1716 артиллерийских батарей противника13.

В составе воздушно-десантных войск (ВДВ) с помощью привязных аэростатов велось обучение парашютистов-десантников боевым прыжкам. В 1942 году для ускорения подготовки десантников в ВДВ был сформирован воздухоплавательный дивизион. Его отряды находились непосредственно в полках и дивизиях ВДВ. Учебный прыжок с аэростата с высоты 500—600 м оказывался в 100 раз экономичнее, чем с самолета. В некоторых отрядах при круглосуточных подъемах совершалось до 2000 прыжков в сутки. За годы войны (с апреля 1942 г.) было совершено 540152 учебно-тренировочных парашютных прыжка, причем почти все безаварийные14.

Таблица

Начальники Воздухоплавательной службы ВВС (1956-2006 гг.)

Воинское звание Фамилия, имя, отчество Пребывание в должности

Генерал-майор Собченко Ростислав Михайлович 1956—1963

Генерал-майор авиации Друзенков Павел Иванович 1963—1976

Генерал-майор Жевагин Владимир Захарович 1976—1986

Генерал-майор Черноусов Владилен Петрович 1986—1989

Генерал-майор Зацепин Василий Иванович 1990—1991

Полковник Мошаров Валерий Васильевич 1991—1992

Полковник Прохоров Николай Алексеевич 1992—2000

Полковник Ступников Владимир Иванович 2000 — по наст, время

За годы Великой Отечественной войны15 было выпущено около 10 тыс. аэростатов, более 1500 лебедок ЛЗ-3, до 30 млн м аэростатных тросов, добыто и использовано для аэростатов не менее 30—40 млн м3 водорода.

В 1956 году аэростаты заграждения в нашей стране сняли с вооружения, части АЗ расформировали. Аэростаты наблюдения состояли на вооружении Сухопут-

Подготовка аэростата к старту с астрономической станцией «Сатурн» 1967 г.

ных войск до середины 1950-х годов, когда выполняемые ими задачи перешли к вертолетам. Парашютная же подготовка с использованием аэростатов проводилась в Воздушно-десантных войсках вплоть до 1959 года.

32

I

2006 № 11 • www.mil.ru • ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

»

в

В.И. СТУПНИКОВ, Ф.Т. ЛЕОНОВИЧ. Военные воздухоплаватели на страже рубежей...

В.И. Зацепин

В.В. Мошаров

Н.А. Прохоров

В СЕРЕДИНЕ 1950-х годов перед отечественным военным воздухоплаванием встали новые задачи — нужно было создавать и осваивать автоматические дрейфующие аэростаты. На то имелись объективные причины. В США конец 1940 — начало 1950-х годов стал периодом бурного развития автоматических аэростатов (АА). После войны они широко использовались для заброски в страны социалистического лагеря агитационно-пропагандистских материалов, а также для размещения на них средств воздушной разведки. С 1955 по 1957 год на страны соцлагеря с территорий ФРГ и Турции были отправлены многие тысячи АА. Так, только в 1956 году в Бакинском округе ПВО сбили более 400 аэроста-тов-фоторазведчиков16.

В этих условиях советское правительство поставило перед промышленностью и Министерством обороны задачу всемерного развития эффективных

средств обнаружения воздушного противника и перехвата любых воздушных целей. Одновременно стало очевидным отставание СССР от США в развитии воздухоплавательных средств. Поэтому в постановлении правительства от 28 ноября 1956 года большое внимание уделялось восстановлению в СССР промышленной и испытательной баз воздухоплавания.

Реализация данного постановления в 1 956 году шла под руководством инженер-полковника Р.М. Собченко. Так была создана Воздухоплавательная служба ВВС, действующая и поныне. 15 июля 1957 года был сформирован Воздухоплавательный научно-испытательный исследовательский центр ВВС (ВНИИЦ ВВС), формирование которого производил генерал-майор инжнерно-технической службы П.К. Рыжаев.

В промышленности воздухоплавательная тематика была поручена Долгопрудненскому кон-

структорскому бюро автоматики (ДКБА), основанному в 1957 году на базе воздухоплавательной лаборатории ЦАГИ № 13 и производственных мощностей бывшего «Дирижабле-строя», включая дирижабельный эллинг. Главным конструктором ДКБА был назначен М.И. Гудков (один из конструкторов самолетов типа «ЛаГГ»). Долгопрудненское КБ автоматики, которым с конца 1957 года стал руководить В.П. Григорьев, оперативно проводило разработку и отработку опытных образцов воздухоплавательной техники.

В 1958—1961 гг. готовились задания тактико-технических требований к разработке АА и стартовых устройств к ним, создания и проведения заводских и государственных испытаний (ГИ)первого поколения отечественных АА и средств наземного обслуживания (СНО). В эти годы развернулись научно-исследовательские работы (НИР) по созданию методик государственных и контрольных испытаний образцов воздухоплавательной техники (ВПТ), их аппаратуры и СНО, велись разработки и обоснования по прогнозированию траекторий полетов АА на высотах до 30 км. Военные воздухоплаватели освоили применение агитационных аэростатов, фоторазведчиков, аэростатов радиоэлектронной борьбы (постановка

I

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • www.mil.ru • № 11 2006

I

33

5

пассивных радиопомех) и боевого действия, а также высотную аэростатную лабораторию. На Камчатке был создан филиал ВНИИЦ ВВС, освоена воздушная трасса протяженностью до 9000 км для полетов стратосферных аэростатов в научных целях. Военные воздухоплаватели также неоднократно привлекались к участию в различных мероприятиях, проводимых Министерством обороны СССР.

В начале 1970-х годов по заказу ВВС Долгопрудненское КБ автоматики приступает к разработке аэростатного межконтинентального стратосферного комплекса. В те же годы начинается изготовление пневматических сооружений военного назначения — надувных ангаров. Вскоре подобные сооружения появились и в народном хозяйстве.

В период с 1962 по 1980 год принят на вооружение целый ряд АА для решения различных задач. В это же время были созданы и испытаны аэростаты «Волга» и «АС». Аэростат-лаборатория «Волга» предназначался для медико-биологических исследований и испытаний индивидуальных средств спасения экипажей высотных и стратосферных летательных аппаратов. С этого аэростата 1 ноября 1962 года испытателями парашютов были установлены два мировых рекорда по прыжкам с парашютом из стратосферы: П.И. Долговым с высоты 25 350 м с немедленным раскрытием парашюта, а Е.Н. Андреевым с высоты 25 180 м и раскрытием парашюта на 800 м. За мужество и героизм при испытании спасательных средств П.И. Долгову (посмертно) и Е.Н. Андрееву было присвоено звание Героя Советского Союза. В это же время начались испытания аэростата «АС», предназначенного для полетов с астрономической станцией «Сатурн» массой 6000 кг на высоту 20 тыс. м17.

Для отработки вопросов боевого применения создаваемой воздухоплавательной техники по инициативе и под руководством Воздухоплавательной службы ВВС в 1975—1977 гг. был сформирован ряд воздухоплавательных частей, в частности, в Одесском и Среднеазиатском военных округах.

С 1980 по 1990 год проводились работы по модернизации существующих АА, ПА и повышению их эффективности, улучшению характеристик средств наземного обслуживания.

ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

В начале 1 980-х годов Воздухоплавательная служба ВВС организовывала применение аэростатных ретрансляторов связи на территории Афганистана и Сирии, в результате чего был накоплен первый опыт по боевому применению данного типа воздухоплавательной техники в реальных боевых условиях. Полученный результат подтвердил высокую эффективность при низкой стоимости выполнения задачи аэростатных ретрансляторов связи.

В 1986 году специалисты Воздухоплавательной службы ВВС О.И. Русак и Н.А. Прохоров организовывали и непосредственно принимали участие в подъемах привязного аэростата с мощной осветительной установкой для обеспечения телеуправления краном при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

До 1989 года Воздухоплавательная служба ВВС входила в состав аппарата начальника вооружения ВВС, являясь генеральным заказчиком Министерства обороны СССР по воздухоплавательной технике, пневматическим сооружениям военного назначения и решала вопросы боевого применения воздухоплавательных частей. В январе 1989 года Воздухоплавательную службу подчинили начальнику Главного штаба ВВС. В период с 1991 по 2003 год была проведена оптимизация структуры и состава воздухоплавательных частей с сохранением их основных жизненно важных структур. Имеющейся воздухоплавательной техники ныне достаточно для формирования двух отдельных воздухоплавательных эскадрилий. Продолжается разработка и принятие на вооружение воздухоплавательной техники четвертого поколения. Воздухоплавательные средства используются в интересах ВМФ, Пограничных войск, а также Российской академии наук.

Воздухоплавательная служба ВВС осуществляет также надзор за полетами аэростатов над территорией Российской Федерации. Специалисты службы активно участвуют в решении вопросов безопасности полетов и контроля состава бортовой аппаратуры при полетах аэростатов иностранных государств над территорией России. Служба помимо прочего проводит техническое освидетельствование воздушных шаров аэронавтов-любителей.

В заключение следует отметить, что приоритеты экономической целесообразности и экологической безопасности, технические и технологические достижения последних лет обусловливают повышенный интерес к развитию воздухоплавательных летательных аппаратов. Учитывая возможность расширения их применения в практических целях, Воздухоплавательная служба ВВС совместно с институтами Минобороны РФ разработала Концепцию развития воздухоплавательных комплексов до 2015 года, где отражались интересы не только МО РФ, но и других министерств и ведомств. Специалисты выражают уверенность, что реализация концепции позволит поднять отечественное военное воздухоплавание на качественно новый уровень, значительно расширить спектр задач, решаемых с помощью воздухоплавательных средств, сохранить и развить в интересах Вооруженных сил богатейший опыт российских воздухоплавателей — разработчиков, конструкторов, пилотов, инженеров, испытателей, накопившийся за всю многолетнюю историю отечественного воздухоплавания.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Даты по 14 февраля (1 февраля по ст. ст.) 1918 г. приводятся по старому стилю.

2 Воздухоплаватель. Издание Федерации воздухоплавания России. 1997. № 1(7). С. 14.

3 Там же.

4 А.И. Бернштейн, В.П. Кораблев, М.И. Павлушенко. Отечественное воздухоплавание. М.: Московская федерация воздухоплавания, 1994. Т. 1. С. 184.

5 Там же. С. 196.

6 Воздухоплаватель России. Издание Федерации воздухоплавания России. 1995. С. 18.

7 Там же.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Там же.

9 Там же. С. 19.

10 Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). Ф. 72. Оп. 12274. Д. 72. Л. 161.

11 Там же. Оп. 12278. Д. 2. Л. 76.

12 Воздухоплаватель. 1999. № 2(16). С. 26.

13 Воздухоплаватель России. 1995. С. 20.

14 Там же.

15 Воздухоплаватель. 1999. № 2(16). С. 27.

16 Там же. 1997. № 2(8). С. 20.

17 Там же.

Полковник В.И. СТУПНИКОВ; полковник запаса Ф.Т. ЛЕОНОВИЧ

34

2006 № 11 • www.mil.ru • ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.