УДК 358.4(09)"19"
В.И. Дуров, Д.Е. Габелко
ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ ВОЕННОГО ВОЗДУХОПЛАВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЕННО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛЬЮ
НАЧАЛА ХХ ВЕКА
В статье рассматривается оценка русскими военными теоретиками значения воздухоплавания для развития современных форм вооруженной борьбы в начале ХХ века. После поражения в Русско-японской войне воздухоплавание, как и вся русская армия, требовало реформ. Военные теоретики искали решение проблем, привлекая собственный и зарубежный опыт. Особый интерес для А.А. Свечина представляли аэропланы и дирижабли. Он сравнил их боевое применение во время командировки в Германию. По итогам поездки было подготовлено донесение для Генерального штаба Русской армии и издана брошюра. В них историк показал состояние ВВС Германии и роль общественных организаций в развитии германского воздухоплавания. А.А. Свечин высоко оценил воздушный флот Германии и дал ряд рекомендаций по совершенствованию российского воздухоплавания.
военная мысль, дирижабль, Российская империя, АА. Свечин, способы вооруженной борьбы.
В 2017 году будет отмечаться сто пятая годовщина образования отечественной авиации. Поэтому особенно интересно обратиться к истокам последней - воздухоплаванию.
Военное воздухоплавание в России начали применять с конца XIX века, а первое боевое крещение воздухоплавательные подразделения получили в Русско-японской войне. 12 июля 1904 года у деревни Ампинь (Тампин) под Ляояном был произведен первый подъем привязного аэростата в боевой обстановке 1. Воздухоплавание сразу положительно зарекомендовало себя в области ведения разведки. С появлением управляемых аэростатов (дирижаблей), аэропланов усилилось внимание военных к этой новой области освоения воздушного пространства.
После неудачной Русско-японской войны начались масштабные реформы, которые коснулись и воздухоплавания. Создавались воздухоплавательные роты с привязными и управляемыми аэростатами. Дирижабли предполагалось использовать двух видов: объемом 3 0007 500 м3 для ближней разведки (до 100 км) и большого объема для дальней стратегической разведки (до 200-300 км) 2. Значение воздухоплавания так выросло, что его, правда ненадолго, стали рассматривать в качестве самостоятельного рода войск 3.
В России издавались работы, публиковались статьи, затрагивающие тот или иной аспект применения воздухоплавания в военной области, будь то на суше или на море. Среди таких работ можно отметить статью генерала Н.А. Орлова «О тактике воздушных шаров». В ходе Русско-японской войны были созданы «Инструкция для пользования воздухоплавательными частями в полевых войсках» и наставление штабс-капитана А.Н. Вегенера по «Службе воздухоплавателей в военное время». Существовали специальные площадки для обсуждения вопросов состояния воздухоплавания и его развития: журналы «Воздухоплаватель» и «Инженерный журнал». Но одним из главных теоретических недостатков являлось то, что перед Первой мировой войной так и не появился официальный аналитический труд о боевом применении воздухоплавательных частей на Дальнем Востоке 4.
В этой связи представляет интерес оценка воздухоплавания А.А. Свечиным, которая не получила должного внимания у исследователей.
Александр Андреевич Свечин - видный отечественный военный теоретик и историк. Он родился в 1878 году в семье генерала русской армии. Окончил Михайловское артиллерийское училище и Академию Генерального штаба. Добровольцем участвовал в Русско-японской войне. В 1905-1914 годах служил в Главном управлении Генштаба (ГУГШ) и Генеральном штабе. После
1 Страницы истории отечественного воздухоплавания / Ю.О. Дружинин [и др.]. М., 2013. С. 18.
2 Там же. С. 32.
3 Там же. С. 30.
4 Там же. С. 44-45.
© Дуров В.И., Габелко Д.Е., 2017
Октябрьской революции поддержал советскую власть. Но прежде всего Александр Андреевич известен как военный теоретик, педагог. Главными работами А.А. Свечина большинство исследователей называют «Эволюцию военного искусства» и «Стратегию» 5. Свечин -родоначальник оперативного искусства 6 (до этого выделяли только стратегию и тактику). В среде военных историков его называют «русским Клаузевицем», что говорит о большом уважении. Многие положения А.А. Свечина сохраняют свое научное значение и сегодня. Александр Андреевич не избежал судьбы многих высших командиров РККА 1930-х годов. В 1938 году он был репрессирован и расстрелян.
Особое место в библиографии А.А. Свечина занимают статья «Как отразятся успехи воздухоплавания на ведении войны» (1909) и брошюра «Воздухоплавание в Германии» (1910). Материал для данных работ был собран подполковником ГУГШ А.А. Свечиным в ходе его командировки в Германию в 1909 году, целью которой служило изучение франкфуртской воздухоплавательной школы, дирижаблечастей, первой авиастанции в Реймсе 7. Поездка дала толчок для обращения его пристального внимания к перспективному средству борьбы -воздухоплаванию. Работа «Воздухоплавание в Германии» вызвала интерес за рубежом, ее перевели на французский язык 8.
Важно отметить, что до 1912 года А.А. Свечин был германофилом или, если быть более точным, «одним из ревностнейших пропагандистов германской военной доктрины», как признался сам А.А. Свечин в своей автобиографии в 1937 году 9. Несомненно, что такая позиция наложила определенный отпечаток и на изучаемую нами проблематику.
В начале своего исследования о воздухоплавании в Германии А.А. Свечин написал, что он как неспециалист в данной области имеет право лишь на освещение вопросов применения авиации с общевоенной точки зрения. Александр Андреевич проанализировал роль военных и частных структур, пропаганды воздухоплавания в становлении новой отрасли; организацию воздухоплавательных подразделений и их материальную базу; результаты военных маневров с использованием дирижаблей различных конструкций и, конечно, перспективы боевого применения воздухоплавательных аппаратов на войне.
Большой вклад в развитии воздухоплавания в Германии исследователь видел в широком распространении различных обществ, лиг, спортивных организаций, воздухоплавательных школ, организации выставок, проведении среди них конкурсов с денежными призами, лотерей, доходы с которых инвестировались на поддержку воздухоплавательных движений и обществ. Интерес немецкого народа к воздухоплаванию поддерживался также прессой и особым вниманием к данной отрасли императора Вильгельма II. Среди обществ, которые рассматривал А.А. Свечин, следует выделить воздухоплавательные феррейны (спортивные общества), которые готовили пилотов аэростатов; общество воздухоплавательных аппаратов; общество постройки дирижаблей Цеппелина; лигу воздухоплавания, которые готовили пилотов на управляемые аэростаты (дирижабли) и аэропланы. Все эти частные общества и организации, большинство их инициатив поддерживались военным ведомством как финансово, так и предоставлением своих баз и материальной части активистам. Ряд отставных и действующих офицеров участвовали в работе обществ.
А.А. Свечин положительно оценивал создание условий для развития обществ и видел в этом дополнительный мобилизационный ресурс для пополнения личного состава воздухоплавательных частей в случае войны. Подготовка качественного пилота всегда требует большого количества времени, а за короткую службу по воинской повинности это было сложно выполнить. «Значение пилота ясно всем в авиации, - писал А.А. Свечин, - самый совершенный аэроплан не отделяется от земли в руках неуча... Громадное значение имеет и подготовка личного состава дирижаблей; неисправности у дирижабля, как и у автомобиля, не являются чисто случайным явлением, а точно отражают степень подготовки служебного персонала»10. Конечно же, не только кадры для военного ведомства ковались в этих организациях, но, прежде всего, пилоты гражданского воздухоплавания.
5 Свечин А.А. Эволюция военного искусства. М. ; Л., 1928. Т. 1-2 ; Он же. Стратегия. М. ; Л., 1926.
6 Оперативное искусство - подготовка и ведение операций армий, фронтов, групп фронтов в интересах достижения целей, поставленных стратегией.
7 Думби Ю.Ф. Военная и научная деятельность Александра Андреевича Свечина : дис. ... канд. ист. наук. М., 2000. С. 56.
8 Там же. С. 298.
9 Там же. С. 304.
10 Свечин А. Воздухоплавание в Германии. СПб., 1910. С. 15.
Гражданских пилотов готовили в специализированных школах, таких, например, как франкфуртская воздухоплавательная школа. Прием в данные заведения велся жесткий: был установлен возрастной, образовательный критерии, претенденты проходили медицинскую комиссию. В школах в течение двух лет обучали устройству дирижаблей, основам воздушной авиации, чтению карт, иностранным языкам. Обязательной для выпускников была служба в воздухоплавательном батальоне. Таким образом, они составляли кадры «подготовленных исполнителей, в которых именно и является наибольшая потребность и без которых самые лучшие идеи не представляют никакой цены» 11.
Характеризуя военные воздухоплавательные части, А.А. Свечин указывал на их мобильность, которая создавалась благодаря отсутствию подчинения крепостным властям. Обратное явление было характерно для России и некоторых других европейских стран. Кроме того, воздухоплавательные части не были закреплены за крепостями, а сводились в воздухоплавательный батальон, дислоцируемый в окрестностях Берлина, и воздухоплавательное отделение в Баварии, которые подчинялись инспекции войск сообщений, находящихся в тесной связи с генеральным штабом. Все эти факторы способствовали тому, что воздухоплавательные части в Германии служили «чисто наступательным средством». Их сосредоточенность в одном районе способствовала лучшей подготовке всего личного состава 12.
А.А. Свечин сравнивал германское воздухоплавательное отделение по подвижности с полевой батареей, которое «может также наполнить и поднять шар после выезда, как обученная батарея - открыть огонь с закрытой позиции» 13. Высокой мобильности воздухоплавательных частей способствовало также создание легких сборных эллингов 14 (сооружений для постройки, хранения и ремонта дирижаблей).
Давая оценку маневрам у Кёльна в 1909 году, А.А. Свечин писал, что все три применявшиеся системы дирижаблей (жесткая, полужесткая и мягкая) доказали свою пригодность для военного дела. В ходе маневров они неоднократно обнаруживали сосредоточение и раскрывали перегруппировку противника. Однако он указал на ограничение эффективной работы экипажа в течение более 20 часов, в виду чего предлагал уменьшить нормы длительности полета либо ввести новую смену для решения проблемы переутомления 15.
Подводя итог маневрам в Германии и во Франции с применением дирижаблей, А.А. Свечин пришел к заключению, что воздушный флот сыграет значимую роль в военном деле. Дирижабли не только способны открыть недоступную глазу кавалерийского разведчика область, но и могут доставить ценные сведения вполне своевременно. Определять численность противника позволят походные порядки, при расположении на квартирах сведения можно почерпнуть по расположению орудий и зарядных ящиков батарей в парках. Абсолютно верно говорил А.А. Свечин о необходимости вести разведку офицерам генерального штаба. «Дирижабль в настоящую минуту - это только воздушный конь офицера генерального штаба, и значение дирижабля для армии оценивается по наблюдателю - офицеру штаба, который отдает пилоту
приказания» 16.
В боевом применении дирижаблей А.А. Свечин справедливо указывал на возможные воздушные бои, бомбардировки, что в свою очередь приведет к усилению войск для охраны тыловых сооружений и появлению зенитной артиллерии. Автор прогнозировал снижение значения авангардных, разведочных и демонстрационных боев и быстрое нанесение решительных ударов. Операции должны были стать скоротечными и приобрести линейный характер 17. Однако в данном тезисе АА. Свечин ошибался. Первая мировая война показала применение не линейных расположений войск, а, наоборот, увеличение глубины построения войск как в обороне, так и в наступлении. Верно оценивал автор роль дирижаблей в борьбе за крепости, указывая, что такое применение «не является полем действия дирижаблей» 18.
Александр Андреевич рассмотрел также возможности применения аэропланов. А.А. Свечин считал, что рано говорить о том, какая система лучше - дирижабли или аэропланы. Главный вопрос - авиаторы. И эта проблема в Германии благодаря активности общества постепенно решалась. «Русский Клаузевиц», говоря о перспективах воздушного флота, не давал далеких
11 Там же. С. 16.
12 Свечин А. Воздухоплавание в Германии. С. 5-6, 9.
13 Там же. С. 7-8.
14 Там же. С. 25.
15 Там же. С. 32-33.
16 Там же. С. 36.
17 Там же. С. 38.
18 Там же. С. 37.
прогнозов, отмечая следующее: «в ближайшем будущем, в ближайшие 10 лет, придется пользоваться и дирижаблями, и аэропланами, а о дальнейшем загадывать рано» 19. Ход истории подтвердил его мысли. Дирижабли, как и аэропланы активно применялись в Первой мировой войне, успешно выполняя боевые задачи.
В своем исследовании А.А. Свечин дал крайне положительную оценку системе воздухоплавания в Германии. Здесь воздушный флот стал символом внутреннего единства, национальной гордости. В этой работе А.А. Свечина мы найдем не только его приверженность германской военной доктрине, но и рекомендации по совершенствованию воздухоплавания в России. По мнению автора, поддержка частных обществ по конструированию летательных аппаратов даст возможность защитить талантливых разработчиков от давления авторитетных военных изобретателей 20. К 1910 году в России было несколько небольших общественных аэроклубов. В них проводились свободные полеты на аэростатах. Однако, по данным отечественных исследователей, они влачили жалкое существование 21. Поэтому предложения А.А. Свечина по развитию воздухоплавания являлись актуальными для своего времени. Главными рекомендациями были следующие: государственная поддержка спорта, обществ любителей воздухоплавания, стимулирование конкуренции, частной инициативы. Игнорирование современных тенденций и состояния науки могли привести к плачевным последствиям. «Малейшие уклонения в сторону бюрократического ведения дела - и вместо воздушных эскадр окажутся изгрызенные мышами оболочки в сараях, устарелые моторы, неопытный личный состав» 22. А.А. Свечин во время службы в Манчжурии видел, что представляет собой неподготовленная армия
и флот и предостерегал от подобной участи молодую авиацию: «Мы знаем, каковы боевые достоинства морских эскадр "вооруженного резерва", ржавевших в портах, не тренированных, не сбитых вместе энергичными адмиралами. То же замечание еще в сильнейшей степени применимо к воздушному флоту. Между натренированным воздушным разведчиком и грудой прорезиненной материи в сарае, со сторожами вместо экипажа - нет ничего общего» 23. С целью повышения мобильности и наступательного потенциала русских воздухоплавательных частей Александр Андреевич предлагал передать их по примеру Германии в подчинение войск сообщений 24.
Внимание А.А. Свечина к проблемам воздушного флота и его боевого применения не ограничилось только рассмотренным трудом. Через 20 лет «русский Клаузевиц» опубликовал статью «Авиация и массы», в которой показал рост места авиации в проведении операции в межвоенный период 25, признав, что авиация окончательно заняла лидирующее место в воздушном пространстве. «Военное искусство не может не считаться с авиацией, и всякая оперативная теория, отказывающаяся от учета ее достижений, очевидно, осуждена на провал» - таков основной пафос статьи 26. Классик отечественной оперативной мысли, понимая сложность специфики воздушного флота, призывал специалистов-авиаторов к совместной работе для выработки современной теории оперативного искусства с учетом специфики ВВС.
Однако рекомендации А.А. Свечина и других ревнителей отечественного воздухоплавания не были услышаны, что отрицательно сказалось на боевом применении дирижаблей в Первой мировой войне. Генерал А.А. Брусилов дал следующую оценку состоянию отечественного воздухоплавания (прежде всего, управляемых аэростатов) в годы войны и их роли в ней: «Дирижаблей у нас <...> было всего несколько штук, купленных по дорогой цене за границей. Это были устаревшие, слабые воздушные корабли, которые не могли принести нам никакой пользы» 27. Приоритет в развитии был отдан авиации.
Таким образом, молодое военное воздухоплавание, крещенное на полях Манчжурии, прошло этап реформирования. Однако он не был успешным, в том числе и в виду отсутствия фундаментальных теоретических работ по проблемам воздухоплавания. Военное воздухоплавание не успело оформиться по причине сильной поддержки военным ведомством авиации и недооценки аэростатов. Ложку дегтя добавили ошибки в применении дирижаблей воздухоплавательными
19 Там же. С. 38.
20 Свечин А. Воздухоплавание в Германии. С. 11.
21 Дузь П.Д. История воздухоплавания и авиации в России (период до 1914 г.). 2-е изд., перераб. М. Машиностроение, 1981. С. 147, 153 ; Страницы истории отечественного воздухоплавания ... С. 90-104.
22 Свечин А. Воздухоплавание в Германии. С. 39.
23 Там же.
24 Там же. С. 40.
25 Постижение военного искусства: идейное наследие А. Свечина. М., 2000. С. 413.
26 Там же. С. 416-419.
27 Брусилов А.А. Мои воспоминания. М., 1983. С. 59.
подразделениями. Думается, что определенную роль сыграли и финансовые затруднения России, которая не могла соперничать в этом с Германией или Францией. Правильные рекомендации, даваемые энтузиастами воздухоплавания, остались не услышаны командованием. Остались без должного внимания замечания А.А. Свечина. В то же время, несмотря на то, что работа «Воздухоплавание в Германии» была написана более ста лет назад, некоторые высказанные в ней идеи могут быть полезны и сегодня. В частности, о роли общества и частных инициатив, государственной поддержки общественных организаций и авиаклубов в развитии авиации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анощенко, Н. Зарождение военного воздухоплавания в России [Текст] // Грибанов С.В. Пилоты Его Величества. - М., 2007. - С. 40-50.
2. Брусилов, А.А. Мои воспоминания [Текст]. - М. : Воениздат, 1983. - 256 с.
3. Дузь, П.Д. История воздухоплавания и авиации в России (период до 1914 г.) [Текст]. - 2-е изд., перераб. - М. : Машиностроение, 1981. - 272 с.
4. Думби, Ю.Ф. Военная и научная деятельность Александра Андреевича Свечина [Текст] : дис. ... канд. ист. наук. - М., 2000. - 383 с.
5. Постижение военного искусства: идейное наследие А. Свечина [Текст]. - 2-е изд. - М. : Русский путь, 2000. - 688 с.
6. Свечин, А. Воздухоплавание в Германии [Текст]. - СПб. : Военная типография (в здании Главного штаба), 1910. - 40 с.
7. Свечин, А.А. Стратегия [Текст]. - М. ; Л. : Госвоениздат, 1926. - 400 с.
8. Свечин, А.А. Эволюция военного искусства [Текст]. - М. ; Л. : Военгиз, 1928. - Т. 1-2.
9. Страницы истории отечественного воздухоплавания [Текст] / Ю.О. Дружинин [и др.]. - М. : Рус. авиац. о-во (РУСАВИА), 2013. - 512 с.
REFERENCES
1. Anoshhenko, N. Zarozhdenie voennogo vozdukhoplavaniya v Rossii [Text] // Gribanov S.V. Piloty Ego Velichestva. - M., 2007. - S. 40-50.
2. Brusilov, A.A. Moi vospominaniya [Text]. - М. : Voenizdat, 1983. - 256 s.
3. Dumdi, Yu.F. Voennaya i nauchnaya deyatel'nost' Alexandra Andreevicha Svechina [Text] : dis. ... kand. Ist. nauk. - M., 2000. - 383 s.
4. Duz, P.D. Istoriya vozdukhoplavaniya i aviaczii v Rossii (period do 1914 g.) [Text]. - M. : Mashinostroenie, 1981. - 272 s.
5. Postizhenie voennogo iskusstva: idejnoe nasledie A. Svechina. - M. : Russkij put', 2000. - 688 s.
6. Straniczi istorii otechestvennogo vozduchoplavaniya [Text] / Yu.O. Druzhinin [i dr.] - M. : RUSAVIA, 2013. - 512 s.
7. Svechin, A. Vozduchoplavanie v Germanii [Text]. - SPb. : Voennaya tipografiya (v zdanii Glavnogo Shtaba), 1910. - 40 s.
8. Svechin, A.A. Evolucija voennogo iskusstva [Text]. - М. ; L. : Voengiz, 1928. - T. 1-2.
9. Svechin, A.A. Strategija [Text]. - М. ; L. : Gosvoenizdat, 1926. - 400 s.
V.I. Durov, D.E. Gabelko
ASSESSING THE PROSPECTS OF MILITARY AERONAUTICS IN RUSSIAN MILITARY THEORY OF THE EARLY 20th CENTURY
The paper treats Russian military theorists' views on the role of military aeronautics in the early 20th century. The defeat in the Russo-Japanese war revealed the want of reform both in the Army and Air Force. Russian military theorists tried to find a solution to the problem by analyzing Russian and foreign military experience. A.A. Svechin was mostly interested in aeroplanes and dirigibles, which he studied during his business trip to Germany. On returning to Russia, A.A. Svechin prepared a report for the General Staff of the Russian Army and printed a brochure, in which he assessed the state of German Airborne Force and the role of public organizations in the development of aeronautics in Germany. A.A. Svechin appreciated the German air fleet and suggested a number of improvements to be adopted by the Russian air fleet.
military theory, dirigible, Russian empire, A.A. Svechin, armed struggle.