Научная статья на тему 'Противостояние государственной культурной политики гуманитарному кризису'

Противостояние государственной культурной политики гуманитарному кризису Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
319
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / ГУМАНИТАРНЫЙ КРИЗИС / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / CULTURAL POLICY / HUMANITARIAN CRISIS / CULTURAL AND EDUCATIONAL SPACE / MODERNIZATION / NOOVATSIONNY PROCESS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Додонова С.Г.

В статье рассматриваются проблемы гуманитарного кризиса, обосновывается Стратегия государственной культурной политики, сценарий реализации поставленных задач по сохранению и развитию культурно-обра-зовательного пространства, а также возможности регионов модернизацию и инновационное развитие основных видов, направлений в деятельности культуры и искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFRONTATION STATE CULTURAL POLICY OF THE HUMANITARIAN CRISIS

The article deals with the problems of the humanitarian crisis, justified by the state cultural policy strategy, a simulation of the tasks for the preservation and development of cultural and educational space, as well as the possibility of regional modernization and innovative development of the main kinds of directions in the activities of culture and art.

Текст научной работы на тему «Противостояние государственной культурной политики гуманитарному кризису»

УДК 001.2: [008+37

С.ГДодонова

ПРОТИВОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ ГУМАНИТАРНОМУ КРИЗИСУ

В статье рассматриваются проблемы гуманитарного кризиса, обосновывается Стратегия государственной культурной политики, сценарий реализации поставленных задач по сохранению и развитию культурно-обра-зовательного пространства, а также возможности регионов модернизацию и инновационное развитие основных видов, направлений в деятельности культуры и искусства.

Ключевые слова: культурная политика, гуманитарный кризис, культурно-образовательное пространство, модернизация, инновационный процесс.

Svetlana Dodonova CONFRONTATION STATE CULTURAL POLICY OF THE HUMANITARIAN CRISIS

The article deals with the problems of the humanitarian crisis, justified by the state cultural policy strategy, a simulation of the tasks for the preservation and development of cultural and educational space, as well as the possibility of regional modernization and innovative development of the main kinds of directions in the activities of culture and art

Keywords: cultural policy, humanitarian crisis, cultural and educational space, modernization, noovatsionny process.

Государственная культурная политика - это межотраслевое явление, которое охватывает все виды культуры, гуманитарные науки, образование, воспитание и самовоспитание граждан, международное гуманитарное и культурное сотрудничество, просвещение, развитие детского и молодежного движения, формирует информационное пространство страны. Государство по-прежнему остается основным стратегическим инвестором культуры, образования и культурно-образовательных институтов. В связи с этим, Правительством Российской Федерации была утверждена Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года (от 29 февраля 2016 года № 326-р). При разработке Стратегии были учтены также: Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Концепция развития дополнительного образования детей, Концепция развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации на период до 2025 года, Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества и иные концептуальные документы и программы в разных областях культурной деятельности.

Особенностью современного подхода к гуманитарной сфере является утилитарное понимание культуры как сферы услуг. Это порождает более низкий общественный статус культуры. Также современные реформы отечественного образования показывают свою несостоятельность, потому как ориентированы на систему «рыночного» типа, действующую в большинстве индустриальных стран мира. Образовательное учреждение такого типа становится управленческой структурой или предприятием, которое занимается поисками средств для достижения определенных целей. Современная модель образования базируется на практических потребностях общества и ориентирована на подготовку прикладных специалистов. Компетенции в образовании могут стать общественным благом только при обеспечении ценностно ориентированного воспитания, базирующегося на лучших отечественных традициях. Массовая культура воспитывает потребителя, но не активного участника культурных процессов. Также проблемой является некоторое сокращение инфраструктуры профессионального образования в сфере культуры.

В связи с тем, в российском образовании нет традиций системы «рыночного» типа, поэтому к происходящим метаморфозам идет процесс приспосабливания. А поскольку механизм реформирования отечественного образования уже запущен и система определена, то в Стратегии одним из приоритетных условий в обеспечении эффективности культурной политики (рассматриваем, как межотраслевое явление куда входит и образование) обозначено постепенное увеличение внебюджетных источников финансирования. Опираясь на мировой опыт, предлагается многоканальная система финансирования, которая может включать в себя следующие (дополнительные к существующим) элементы - это и нормативы бюджетного финансирования, общенациональная лотерея в области культуры, система налоговых преференций и другие. Дифференцированные нормативы устанавливают в различных странах минимальные доли расходов на культурную часть в бюджетах всех уровней бюджетной системы государства для обеспечения, прежде всего, гарантий доступности для широких слоев населения культурных благ.

Однако по показателю расходов на культуру в расчете на душу населения Российская Федерация в целом демонстрирует отставание от аналогичного показателя европейских стран. По данным Евростата (за 2013 год), Российская Федерация (со значением подушевых расходов на культуру в размере 57 евро на человека в год) среди европейских стран - членов Организации экономического сотрудничества и развития обогнала лишь Португалию, Румынию, Болгарию и Грецию. Российская Федерация отстает от уровня подушевого финансирования культуры в Норвегии почти в 8 раз (447 евро), Франции - более чем в 4 раза (252 евро), Германии - в 2,5 раза (145 евро) [3].

Стратегия развития культуры предусматривает определенный сценарий, в который заложены значительные инвестиции в человеческий капитал и в систему профессионального образования. Основные цели государственной культурной политики - это: 1) формирование гармонично развитой личности; 2) укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития; 3) укрепление гражданской идентичности; 4) создание условий для воспитания граждан; 5) сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования; 6) передача от поколения к поколению традиционных для российского общества ценностей, норм, традиций и обычаев; 7) создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала; 8) обеспечение гражданам доступа к знаниям, информации и культурным ценностям.

Согласно традициям отечественного образования, где основная идея - это образование «совершенного человека», духовное воспитание гражданина и определены цели культурной политики. Не стоит забывать о сложившихся особенностях отечественного образования, которое укоренено и в русской культуре, направлено на «формирование целостного научно-материалистического мировоззрения», в котором соединены образовательная, прикладная, обучающая, воспитательная и развивающая функции [1, с.18]. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (которая учтена в Стратегии государственной культурной политики) в целях содействия формированию гармонично развитой личности, способной к активному участию в реализации государственной культурной политики отмечена первостепенная необходимость в создании условий и возможностей для всестороннего развития, творческой самореализации, непрерывности образования; в содействии приобретению разнообразных компетенций; в поддержке ценностно ориентированных воспитания, образования, культурной деятельности; в создании условий для вовлечения молодежи в волонтерские движения и приобщения к отечественной истории, культуре, увековечению памяти погибших в годы Великой Отечественной войны, реставрационным и археологическим работам, изучению фольклора и народного творчества; в развитии сети образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школ искусств по видам искусств) и т.д. В целях сохранения культурного наследия и создания условий для развития культуры предполагается в том числе: популяризация культурного наследия России, в том числе среди молодежи; сохранение традиций и создание условий для развития всех видов народного искусства и творчества, поддержка народных художественных промыслов и ремесел; развитие системы профессионального образования (в том числе в сфере академической музыки, оперного и балетного искусства, драматического театра), обеспечивающей высокий профессиональный уровень и конкурентоспособность российских исполнителей на международном уровне; совершенствование системы подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере культуры (включая специалистов органов охраны памятников истории и культуры), образования, массовых коммуникаций; развитие материально-технической базы музыкальной культуры, включая переоборудование старых и строительство новых специализированных акустических концертных залов большой вместимости для повышения экономической эффективности концертной деятельности; развитие гастрольной деятельности в области академического музыкального искусства в России; и другие [3].

Необходимо отметить, что будущее гуманитарного образования состоит не только в приведении всех национальных образовательных систем к общему знаменателю, стандартизации, но и в возможности реализации принципов, которые независимы и несводимы друг с другом, в существовании и развитии самобытных систем и моделей образования, разных и непохожих друг с другом. В обратном случае это может привести к гуманитарному кризису, как и: 1) снижение интеллектуального и культурного уровня общества; 2) девальвация общепризнанных ценностей и искажение ценностных ориентиров; 3) рост агрессии и нетерпимости, проявления асоциального поведения; 4) деформация исторической памяти, негативная оценка значительных периодов отечественной истории, распространение ложного представления об исторической отсталости

Российской Федерации; 5) атомизация общества - разрыв социальных связей (дружеских, семейных, соседских), рост индивидуализма и пренебрежения к правам других [3]. Размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа Российской Федерации путем внешней культурной и информационной экспансии (включая распространение низкокачественной продукции массовой культуры), пропаганда вседозволенности и насилия, расовой, национальной и религиозной нетерпимости, а также снижение роли русского языка в мире, качества его преподавания в Россиии за рубежом, попытки фальсификации российской и мировой истории, противоправные посягательства на объекты культуры и т.д. становятся угрозой для национальной безопасности в области культуры. В силу ряда причин, в том числе и геополитического характера, происходит снижение объемов международных гастролей и выставочных проектов, организованных российскими учреждениями культуры за рубежом. Сокращаются масштабы переводов русской классики и современной российской литературы на иностранные языки. Не прекращаются попытки фальсифицировать российскую историю, подвергнуть ее ревизии, в том числе в целях пересмотра итогов Второй мировой войны. В данной ситуации важнейшим условием успешности российского гуманитарного влияния за рубежом является осуществление действенной культурной политики.

Существует угроза также единству культурного пространства на фоне недостаточного использования потенциала культуры как фактора социально-экономического развития страны, ее национальной безопасности и территориальной целостности. Когда сама культура имеет огромный потенциал для формирования и укрепления гражданской идентичности, обеспечения единства российской нации, сохранения единства культурного и языкового пространства Российской Федерации.

Все больше инструментов государственной культурной политики передается с федерального уровня на региональный. Стратегия учитывает эти факторы и тенденции и дает общие ориентиры для разработки региональных программ развития и поддержки культуры, позволяет сформировать единые модели поддержки культуры для регионов, формулирует приоритеты государственной культурной политики. В нашей стране, где региональное и этнокультурное многообразие - историческая традиция, делегирование части полномочий и функций с более высокого властного уровня является естественным.

Для решения указанных задач правительством Российской Федерации в регионах современная политика ориентирована на реализацию мероприятий направленных на достижение результатов, оцениваемых целевыми индикаторами и показателями, установление стратегических ориентиров на модернизацию и инновационное развитие основных видов, направлений в деятельности культуры и искусства. Обеспечение инновационного характера профессионального образования подрастающего поколения, в первую очередь, за счет интеграции сферы образования, науки, культуры и т.д. В связи с этим, традиционная культура народов Поволжья приоритетна в образовательных институтах, институтах по сохранению и развитию народного наследия Поволжского региона - памятников архитектуры, народного творчества и других. А также выполняется программа по культурной поддержке соотечественников, находящихся за пределами своей исторической родины. В сохранении исконных традиций и языка, разработка региональных целевых программ сохранения объектов культурного наследия, предусматривающих в том числе инвентаризацию, мониторинг состояния, реставрацию объектов культурного наследия и разработку проектов их территорий и зон охраны; популяризация культурного наследия России, в том числе среди молодежи; сохранение традиций и создание условий для развития всех видов народного искусства и творчества, поддержка народных художественных промыслов и ремесел. Приоритеты в использовании ресурсов намечены практически в каждом из направлений Программы. Например, в сфере искусства акцент делается на поддержку современного искусства, при развитии библиотечной сети - на развитие национальной электронной библиотеки и на создание мобильной системы обслуживания населенных пунктов, не имеющих библиотек, в деятельности архивной системы обращается внимание на формирование архивных электронных ресурсов и их представление в сети Интернет, в сфере сохранения культурного наследия выделяется программа реставрации памятников "Золотого кольца", что будет способствовать развитию туризма и региональной экономики.

Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 27 января 2016 года (№ 39) об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Республике Татарстан в целях софинансирования мероприятий по

реализации комплексного проекта «Культурное наследие - остров-град Свияжск и древний Болгар» в рамках подпрограммы «Наследие» государственной программы РФ «Развитие культуры и Туризма» на 2013-2020 годы (с изменениями на 25 мая 2016 года).

Паспорт Программы «Развитие культуры Республики Татарстан на 2014-2020 годы» предполагает: 1) Комплексное развитие музеев для осуществления ими социокультурных функций как важнейшего ресурса развития общества. 2) Сохранение и развитие сети театров на территории Республики Татарстан, традиций репертуарного театра. 3) Развитие системы библиотечного обслуживания, способной обеспечить гражданам реализацию их конституционных прав на свободный доступ к информации и знаниям, а также сохранение национального культурного наследия, хранящегося в библиотеках. 4) Сохранение и развитие национальных музыкальных традиций, развитие современного музыкального искусства. 5) Создание необходимых условий для развития кинематографии, производства, проката и показа киновидеофильмов в Республике Татарстан. 6) Совершенствование трехзвенной системы художественного образования "школа-училище-вуз" как уникальной системы воспроизводства профессиональных кадров в сфере культуры и искусства. 7) Создание оптимальных условий для поддержки народного творчества, сохранения, возрождения и популяризации нематериального культурного наследия коренных народов Республики Татарстан как фактора их культурной идентификации и этнокультурного развития. 8) Сохранение, изучение и развитие народных художественных промыслов в Республике Татарстан. 9) Обеспечение сохранности и эффективного использования объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Татарстан. 10) Изучение и сохранение культурного наследия, создание условий для обеспечения доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам граждан и организаций. 11) Создание условий для развития межрегионального и межнационального культурного сотрудничества Республики Татарстан для интеграции культуры республики в мировое культурное пространство. 12) Формирование действенной системы государственной поддержки всех видов современного искусства путем создания условий для реализации творческого потенциала креативных сообществ Республики Татарстан. 13) Внедрение современных механизмов управления и подготовки кадров для обеспечения учреждений отрасли квалифицированным персоналом. 14) Управление архивным делом в интересах граждан, общества и государства. 15) Обеспечение реализации государственной политики и регулирования отношений в сфере культуры, искусства, кинематографии, охраны и использования объектов культурного наследия [4].

Таким образом, Стратегия государственной культурной политики развития Российской Федерации актуальная, является рычагом противостояния гуманитарному кризису. Именно на государственном уровне необходимо способствовать процессу возвращения к целостной картине мира, к ценностному мировоззрению. Большая роль в данном процессе отведена регионам. На примере Татарстана, мы можем видеть, как разрабатываются новые проекты по сохранению и развитию культуры республики, выполняются приоритеты государственной культурной политики.

Литература

1. Архипова О.В. Российское образование в 1. Arhipova O.V. Rossijskoe obrazovanie v kontekste контексте постнеклассической культуры и postneklassicheskoj kul'tury i globalizacii [Jelektronnyj глобализации [Электронный ресурс]: http:// resurs]: http:// www.gramota.net/editions/3/2011/5-www.gramota.net/ editions /3/2011/5-1 /3.html 1 /3. html

2. Салахутдинов Р.Г. Традиционная народная 2. Salahutdinov R.G. Tradicionnaja narodnaja kul'tura -культура - педагогические и досуговые технологии. - pedagogicheskie i dosugovye tehnologii. - Kazan': Izd-Казань: Изд-во «ГранДан», 2005. - 376 с. vo «GranDan», 2005. - 376 s.

3. К°нцепция Федеральна цедевга 3. Koncepcija Federal'noj celevoj programmy «Kul'tura пр°граммы «Культура России (2012-2-18 годы}», Rossii (2012-2-18 gody)», utverzhdena rasporjazheniem утверждена р^горяжением Прадш-едьствг! Pravitel'stva Rossijskoj federacii ot 22 fevralja, 2012 Российской федерации от 22 февраля, 2012 №209-р. №209-r

4. °фициальный интерне^шртал пршювой 4."ofidal'nyj internet-portal pravovoj informacii информации www.pravo.gov.ru, 04.03.2016, N00012016030400 22 tatar7.info/2013/12/16/t3413.htm

www.pravo.gov.ru, 04.03.2016, N00012016030400 22 tatar7 .info/2013/12/16/t3413. htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.