Научная статья на тему 'Социокультурный потенциал межкультурной коммуникации специалистов в системе профессиональной подготовки'

Социокультурный потенциал межкультурной коммуникации специалистов в системе профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПОЛИЭТНИЧНЫЙ РЕГИОН / СПЕЦИАЛИСТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / CROSS-CULTURAL COMMUNICATION / CULTURAL VALUES / ПОЛИЭТНИЧНЫЙ REGION / SPECIALIST / PROFESSIONAL PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богоудинова Р.З., Бородина С.Д., Абдулхакова А.Р.

В статье обоснованы инновационные технологии, ориентированные на трансляцию традиционных культурных ценностей как средства образования и воспитания, установлена эффективность межкультурной коммуникации как способа формирования профессионально-значимых личностных качеств и компетенций специалиста, способного вести успешный диалог в современном многополярном мире. Доказано, что стимулирование активной межкультурной коммуникации в ходе культурных практик по изучению, восстановлению и осмыслению историко-культурного материального и духовного наследия, осуществляемое системой профессиональной подготовки, обеспечивает социокультурный эффект в полиэтничном регионе, ведет к интеграции регионального сообщества и установлению атмосферы всеобщего доверия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociocultural potential of cross-cultural communication of specialists is in the system of professional preparation

Тhe innovative technologies oriented to translation of traditional cultural values as facilities of education and education are reasonable in the article, efficiency of cross-cultural communication is set as a method of forming of professionally-meaningful personality internalss and competenses of specialist capable to conduct a successful dialogue in the modern multiarctic world. It is well-proven that stimulation of active cross-cultural communication during cultural practices on a study, renewal and comprehension of историко-культурного material and spiritual heritage, carried out by the system of professional preparation, provides a sociocultural effect in a полиэтничном region, conduces to integration of regional association and establishment of atmosphere of universal trust.

Текст научной работы на тему «Социокультурный потенциал межкультурной коммуникации специалистов в системе профессиональной подготовки»

УДК374

Р.З.Богоудинова, СДБородина, А.Р.Абдулхакова

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

В статье обоснованы инновационные технологии, ориентированные на трансляцию традиционных культурных ценностей как средства образования и воспитания, установлена эффективность межкультурной коммуникации как способа формирования профессионально-значимых личностных качеств и компетенций специалиста, способного вести успешный диалог в современном многополярном мире. Доказано, что стимулирование активной межкультурной коммуникации в ходе культурных практик по изучению, восстановлению и осмыслению историко-культурного материального и духовного наследия, осуществляемое системой профессиональной подготовки, обеспечивает социокультурный эффект в полиэтничном регионе, ведет к интеграции регионального сообщества и установлению атмосферы всеобщего доверия

Ключевые слова: межкультурная коммуникация, культурные ценности, полиэтничный регион, специалист, профессиональная подготовка.

Rosa Z. Bogoudinova, Svetlana D. Borodina, Аislu R. Abdulkhakova SOCIOCULTURAL POTENTIAL OF CROSS-CULTURAL COMMUNICATION OF SPECIALISTS IS IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL PREPARATION

The innovative technologies oriented to translation of traditional cultural values as facilities of education and education are reasonable in the article, efficiency of cross-cultural communication is set as a method of forming of professionally-meaningful personality internalss and competenses of specialist capable to conduct a successful dialogue in the modern mul-tiarctic world. It is well-proven that stimulation of active cross-cultural communication during cultural practices on a study, renewal and comprehension of историко-культурного material and spiritual heritage, carried out by the system of professional preparation, provides a sociocultural effect in a полиэтничном region, conduces to integration of regional association and establishment of atmosphere of universal trust.

Keywords: cross-cultural communication, cultural values, полиэтничный region, specialist, professional preparation.

В настоящее время перед Российской Федерацией стоит задача сохранения и роста духовно-интеллектуального потенциала, без которого невозможно дальнейшее развитие страны по инновационному пути, обозначенному в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в качестве целевого ориентира. Развитие интеллектуального потенциала страны напрямую зависит от уровня знания, уровня культуры ее граждан.

Проектирование интеллектуального и духовно-нравственного уровня нации осуществляется преимущественно в системе профессиональной подготовки. В настоящее время в науке осуществляется активный поиск способов ее совершенствования, одним из которых является осмысление социокультурного потенциала межкультурной коммуникации.

Многогранность понятия социокультурного потенциала, трудности в его оценке требуют различных исследовательских подходов к его изучению. Оценка социокультурного потенциала возможна на основе изучения образовательной, культурной, научной, инновационной инфраструктур региона.

Развитие общества определяется качественным обновлением и совершенствованием всех сфер его деятельности, в том числе образования и профессиональной подготовки специалистов новой формации.

Межкультурная коммуникация обеспечивает развитие важнейших составляющих социокультуры -того, что именуется идеологической вселенной смыслов (язык, наука, искусство и др.], и материальной культурой, представляющей собой воплощение этих смыслов в реальности. Межкультурная коммуникация является способом формирования и культурно-нравственного потенциала специалиста. Необходимость установления связей между различными пластами культуры (национально-этническими, временными (прошлое-настоящее] и др.] содействует устойчивости положительного опыта, активизирует интеллектуальный потенциал человека и общества.

Усиление роли коммуникаций во всех сферах общественной жизни, их все усиливающаяся межкультурная составляющая требуют нового концептуального подхода к подготовке специалистов, к организации их профессиональных практик, к формированию нового профессионального статуса.

Уровень знаний становится значимым фактором социальной дифференциации, обеспечивающим конкурентное преимущество личности и общества. Это означает, что именно наука, образование и культура будут определять темпы и масштабы движения человечества в целом и каждой страны в частности к ценностям и достижениям цивилизации [2].

Проблема исследования социокультурного потенциала межкультурной коммуникации обусловлена такими исходными противоречиями, как:

1. между необходимостью в познании и прогнозировании сложных коммуникационных процессов в современном обществе и недостаточностью подходов к изучению их влияния на профессиональную подготовку в современном обществе;

2. между высоким потенциалом поликультурного общества, функциями социализации всех социокультурных институтов и слабым их использованием в процессе профессиональной подготовки;

3. между потенциально высоким познавательным уровнем анализа социокультурного потенциала межкультурной коммуникации в системе профессиональной подготовки специалистов и степенью их реализации в исследовательских и образовательных практиках.

На сегодняшний день диагностируется кризис субъект-объектной парадигмы институтов коммуникации, в том числе обеспечивающих межкультурную коммуникацию [2]. Усиление социокультурного потенциала межкультурной коммуникации возможно при реализации следующих принципов:

- принципа антропосоциетального соответствия, что подразумевает совместимость личностно-пове-денческих характеристик субъектов общества. Вместо ограничения пространства коммуникации для нарушающих традиции индивидов, используется приоритет свобод и ответственности людей, способных так изменить сложившиеся коммуникационные структуры, чтобы они соответствовали возросшим потребностям индивидов, открывали пространство для инноваций.

- принципа социокультурного баланса, означающего динамическое равновесие между культурными и социальными компонентами как условиями устойчивости общества: сегодня профессиональная подготовка специалистов пребывает в состоянии социокультурного дисбаланса, когда ее функции, структура, основные процессы направлены на воспроизводство культуры, а социальность (отношения в процессе деятельности] продиктована прагматическими интересами. Достижение социокультурного баланса необходимо вести на основе генотипа традиционной, в том числе межкультурной, коммуникации;

- принципа симметрии и взаимообратимости социетальных процессов в образовании, проявляемого разнонаправленными векторами развития: кумуляция знаний или методика освоения коммуникационных практик, в том числе межкультурных.

Осмысление социокультурного потенциала межкультурной коммуникации показало, что методология и технология реализации системы непрерывной профессиональной подготовки специалистов будет результативной, если ее теоретико-методологическими и социально-педагогическими основами станут:

- профессиональная подготовка специалистов с учетом нового качества социокультурной сферы, с ориентацией на общечеловеческие и национально-культурные ценности, достижения мировой и этнических культур и их реализацию в регионе;

- органичная совокупность требований, принципов критериев, эффективности региональной системы непрерывного профессионального образования, целенаправленно реализуемых на содержательном, технологическом, процессуальном и организационно-управленческом уровнях, адекватно воспроизводящих феномен межкультурной коммуникации;

- культурологическое знание как методологическая база непрерывной профессиональной подготовки специалистов в области межкультурной коммуникации;

- взаимосвязь и взаимодействие социализирующих и коммуникационных практик федеральных и региональных структур социокультурной сферы с приоритетом национально-региональных особенностей базовых функциональных звеньев.

Модернизация общества базируется не на заимствованиях, а на культурной специфике, именно она служит основанием конкурентоспособности в широком смысле. Превращение культурной специфики региона в ресурс развития напрямую зависит от участия специалистов в организации разнообразных социально-культурных практик. Новую систему межкультурной коммуникации невозможно построить по приказу сверху. Она выращивается по инициативе снизу, начинается с осознания необходимости смены старых стереотипов мышления и отживших ценностей.

Для достижения данной цели Республика Татарстан включила как образовательный ресурс процесс реализации миротворческих программ и акций ЮНЕСКО и стала экспериментальной площадкой по выработке форм их адаптации к российской цивилизационной почве. Основными субъектами инновационных социально-культурных практик в регионе выступают преподаватели высшей школы и студенты. Новый способ социокультурного развития предусматривает объединение усилий различных заинтересованных сторон с целью учета характера объективных процессов изменения ценностных ориентиров различных общностей, плюрализма культурных интересов и ориентаций, различий социально-культурных групп при равном их участии в процессах культурного развития.

Одним из ресурсов обогащения социально-культурного потенциала общества и объектом межкультурных коммуникаций является материальное и духовное культурное наследие. Оно является наиболее важным итогом развития общества и государства, выражающим их творческий, интеллектуальный, нравственно-политический потенциал, от которого в значительной степени зависят настоящее и будущее страны. Поэтому так важно в полном объеме восстановить историческое знание, дать людям возможность ощутить свою кровную связь с предшествующими поколениями, приобщить их к богатствам культуры, воплощенным в материальных и духовных памятниках. Только на этой основе возможно подлинное возрождение культурного самосознания наций, восстановление лучших традиций, сохранение самобытности развития всех народов Российской Федерации [3].

Базовым элементом духовного культурного наследия и важнейшим инструментом межкультурной коммуникации является книга как универсум глобального и уникального. Обращение к традиционной

книжной культуре обусловлено ее ролью в системе коммуникации специалиста на фоне глобализационных процессов, происходящих в современном мире [1].

Материальные исторические памятники сегодня - это живое свидетельство вековых традиций цивилизации. Сегодня в Республике Татарстан реализуется комплекс программ, направленных на изучение и ревитализацию памятников всех народов, исторически проживающих на данной территории. Олицетворением этой работы стал масштабный проект по восстановлению двух святынь народов РТ - мусульманского Болгара и православного Свияжска. Исследователи, специалисты, занятые в социокультурной сфере, и общественность республики приняли активное участие в разработке и реализации Республиканской программы «Возрождение», сплотившей региональное сообщество на актуализацию традиционных ценностей и трансляцию их в российское и мировое сообщество [4].

Теоретическое и практическое значение концепции формирования межкультурной коммуникации в системе профессиональной подготовки на примере Республики Татарстан состоит в том, что она:

- укрепляет единое культурно-образовательное пространство на основе его фундаментализации, взаимосвязи регионального и федерального компонентов образовательных программ. Реализация данного направления означает расширение возможностей получения обучающимися качественного профессионального образования на основе доступа к ресурсам мировой информационно-коммуникативной среды, формирования готовности к эффективной деятельности в условиях поликультурного мира и способностей к самостоятельному принятию решений, умений применять разнообразные практики, обеспечивающие межкультурный диалог.

- служит методологической основой для использования социокультурного потенциала межкультурной коммуникации другими вузами, может выступать базой при разработке новых моделей воспитания, в которые каждый вуз внесет опыт собственной практики, обусловленной спецификой учебного заведения и его национально-региональным контекстом;

- раскрывает значимость межкультурной коммуникации и ее социокультурный потенциал в формировании профессионально-значимых личностных качеств и компетенций специалиста, способных вести успешный диалог в современном многополярном мире;

- обеспечивает социокультурный эффект в полиэтничном регионе, выражающийся в интеграции регионального сообщества в ходе культурных практик по изучению, восстановлению и осмыслению историко-культурного материального и духовного наследия, что ведет к установлению атмосферы всеобщего доверия.

Ценности и традиции базовой народной, национальной культуры являются основанием для выбора социокультурных приоритетов в процессе профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов социокультурной сферы всех уровней.

Сегодня инновационные технологии, ориентированные на трансляцию традиционных культурных ценностей и развитие личности студента, активно применяются в культурных и образовательных учреждениях Республики Татарстан [6]. Отличительными чертами данных технологий являются:

- активное применение модульного принципа обучения и его модификаций, дающих возможность гибкого и оперативного реагирования на потребности личности и общества;

- интенсификация неформального интеллектуального обмена и разнообразия форм взаимодействия преподавателей, студентов и практиков;

- использование методов модерации и самоактуализации, способствующих формированию у студентов дискуссионной культуры, критического мышления, разнообразных способов самопроявления;

- активизация самостоятельной работы студентов и ее научно-методическое и организационное обеспечение;

- преобладание инновационных (интерактивных, диалоговых] форм организации межкультурного общения, способствующих самоорганизации, самоидентификации обучаемого.

Таким образом, реализация социокультурного потенциала межкультурной коммуникации специалистов в системе профессиональной подготовки обеспечивает выработку ценностных оснований взаимодействия национально-региональных сообществ и поддержку на этой основе культурно-интеллектуального воспроизводства нации, включение стратегии культуры в решение самых актуальных проблем современного российского общества, программу модернизации, повышения качества жизни.

Литература

1. Абдулхакова А.Р. Татарская детская книга 1917-1991 гг.: эволюция и тенденции развития: моногр. - Казань, 2009. - 328 с.

2. Бородина С.Д. Ценностно-коммуникационная сущность профессиональной субкультуры специалистов библиотечного социального института: монография /Казан. гос. ун-т культуры и искусств. - Казань, 2012. -296с.

3. Валеев Р.М. Историко-культурное наследие Республики Татарстан: тенденции развития и опыт исследования, сохранения, реставрации и использования в последней четверти ХХ века /отв. ред. И.Р.Тагиров. -Казань: Идель-Пресс, 2007. -320с.

4. Valeev R.M. Ancient Bolgar and Island-Town Sviyazhsk. -Kazan, 2013.

5. Духовно-нравственное воспитание будущего специалиста: становление системы / З.Г. Нигматов, Г.Г. Габ-дуллин, И.Э. Ярмакеев и др.- М.: Владос, 2008. - 472 с.

6. Нигматов З.Г., Шакирова Л.Р. Теория и технологии обучения в высшей школе /под ред. З.Г.Нигматова. -Казань: Казан. ун-т, 2013. - 464с.

7. Высшая школа: приоритеты модернизации: колл. моногр. / Н.Г.Хайруллин, АМ.Ганеев, Э.Р.Тагиров и др. -Казань, 2006. -173 с

8. Шайхелисламов Р.Ф., Тагиров Э.Р. Гражданское образование: гуманитарный вектор. - Казань, 2007. - 121 с.

References

1. Abdulhakova A.R. Tatarskaya detskaya kniga 1917-1991 gg.: ehvolyuciya i tendencii razvitiya: monogr. - Kazan', 2009. - 328 s.

2. Borodina S.D. Cennostno-kommunikacionnaya sushchnost' professional'noj subkul'tmy specialistov bibliotech-nogo social'nogo instituta: monografiya /Kazan. gos. un-t kul'tury i iskusstv.- Kazan', 2 012.-296s.

3. Valeev R.M. Istoriko-kul'turnoe nasledie Respubliki Tatarstan: tendencii razvitiya i opyt issledovaniya, sohra-neniya, restavracii i ispol'zovaniya v poslednej chetverti HKH veka /otv. red. I.R. Tagirov.-Kazan': Idel'-Press, 2007.-320 s.

4. Valeev R.M. Ancient Bolgar and Island-Town Sviyazhsk -Kazan, 2013.

5. Duhovno-nravstvennoe vospitanie budushchego specialista: stanovlenie sistemy / Z.G.Nigmatov, G.G.Gabdullin, I.EH. YArmakeev i dr. - M.: Vlados, 2008. - 472 s.

6. Nigmatov Z.G., SHakirova L.R. Teoriya i tekhnologii obucheniya v vysshej shkole /pod red. Z.G.Nigmatova. - Kazan': Kazan. un-t, 2013.- 464s.

7. Vysshaya shkola: prioritety modernizacii: koll. monogr./N.G. Hajrullin, AM.Ganeev, E.R.Tagirov i dr. -Kazan', 2006. - 173 s.

8. SHajhelislamov R.F., Tagirov EH.R. Grazhdanskoe obrazovanie: gumanitarnyj vektor. - Kazan', 2007. - 121 s.

УДК 02:378

Г.М.Кормишина

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН В КОНТЕКСТЕ СОСТОЯНИЯ ОТРАСЛИ.

В статье представлен анализ состояния и проблем библиотечно-информационного образования в Республике Татарстан. Раскрыта взаимосвязь между уровнем развития библиотечного дела и библиотечного образования, обоснована необходимость взаимодействия библиотечного сообщества, органов управления образования и культуры в решении существующих проблем.

Ключевые слова: библиотечно-информационное образование, кадровый состав библиотек.

Guzela M. Kormishina LIBRARY AND INFORMATION EDUCATION IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN IN TERMS OF ITS GENERALS STATUS.

The article aims at analysis ring the current state and problems of library and information education in the Republic of Tatarstan. The interrelation between the level of library science development and library education is disclosed, the necessity of interaction of the library community and educational and cultural management bodies in solving existing problems are justified.

Key words: library and information education, library staff, library science.

Говоря о библиотечном образовании, невозможно не затронуть проблемы библиотечного дела. Это две стороны одной медали: состояние библиотечного дела оказывает непосредственное воздействие на библиотечное образование. В свою очередь, проблемы библиотечного образования сказываются на библиотечной отрасли.

В «Основах государственной культурной политики» (2014г.] первостепенное значение придается библиотекам как культурно-просветительским учреждениям, при этом сохраняется их роль в реализации конституционных прав граждан на свободный доступ к информации и знаниям, закрепляется необходимость «сохранения библиотек как общественного института распространения книги, приобщения к чтению, принятия мер по модернизации их деятельности» [3].

Как отмечается в подпрограмме «Развитие библиотечного дела на 2014-2020 годы» Государственной программы «Развитие культуры Республики Татарстан на 2014-2020 годы», общедоступные библиотеки являются ключевым звеном в создании единого информационного и культурного пространства и реализации конституционных прав граждан на доступ к информации и культурным ценностям[1].

Сегодня библиотеки - самые многочисленные субъекты культурного пространства республики. Только в ведении Министерства культуры РТ находится 1518 библиотек. Согласно данным Всероссийской переписи библиотек 2010 года, наряду с общедоступными библиотеками, находящимися в ведении Министерства культуры Республики Татарстан, в республике осуществляют деятельность более 1800 библиотек различных типов и видов, форм собственности.

Для библиотек Татарстана характерны те же проблемы, что и для библиотечной отрасли страны в целом:

• сокращение сети библиотек;

• сокращение режима работы библиотек, увеличение числа библиотек, обслуживающих население по сокращенному графику, с минимумом услуг;

• недокомплектование фондов;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.