КТУАЛИЗАЦИЯ ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ И РАЗВИТИЕ ПРОГРАММ ЭТНОТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УДК 304.44:39 Т. В. Пуртова
Государственный Российский Дом народного творчества имени В. Д. Поленова
В статье рассматривается актуальное направление культурной политики - этнотуризм, ориентированный на пропаганду традиционной культуры народов России. Даётся описание многочисленных культурных событий в России, организованных Домами (Центрами) народного творчества в различных регионах нашей страны. Раскрываются особенности этнотуристиче-ских программ, маршрутов и культурной деятельности молодёжных клубов и фольклорных коллективов и их роль в увеличении туристического потока. Автор описывает ещё одно важное направление в развитии туризма - работу по охране, сохранению и популяризации нематериального культурного наследия.
Ключебые слова-, культурная политика, народное художественное творчество, нематериальное культурное наследие, этнотуризм, фестивали народного творчества, Государственный Российский дом народного творчества.
The article discusses the current direction of cultural policy - ethno-tourism, oriented on propaganda of traditional culture of peoples of Russia. There is description of many cultural events in Russia, organized by centers of folk arts in different regions of our country. Readers can make acquaintance with special ethno-touristic programs, routes and cultural activities of youth clubs and folklore groups to increase of tourist flow. The author describes one more important part of work in
ПУРТОВА ТАМАРА ВАЛЕНТИНОВНА - кандидат искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, директор Государственного Российского Дома народного творчества имени В. Д. Поленова, председатель Российского комитета по сохранению нематериального культурного наследия при Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО
PURTOVA TAMARA VALENTINOVNA - Ph.D. (Art Criticism), Professor, Honored worker of arts of the Russian Federation, Head of the Russian National House of Folk Art's and Amateur Creativity, Head of the Russian Committee for the Safeguarding of the Intangible Cultural Heritage at Commission of the Russian Federation for UNESCO
T. V. Purtova
The Russian National House of Folk Art's and Amateur Creativity, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Sverchkov pereulok, 8/3, 101000, Moscow, Russian Federation
UPDATING OF FOLK ARTS AND AMATEUR CREATIVITY AND DEVELOPMENT OF PROGRAMS OF ETHNOTOURISM IN THE RUSSIAN FEDERATION
e-mail: [email protected] © Пуртова Т. В., 2017
the direction of tourism development, it is work in safeguarding, preserving and promoting of intangible multicultural heritage.
Keywords-, cultural policy, folk arts, intangible cultural heritage, ethno-tourism, festivals of folk art, the State Russian house of folk art.
Для цитирования: Пуртова Т. В. Актуализация традиционной народной культуры и развитие программ этнотуризма в Российской Федерации // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 1 (75). С. 10-16.
Российская культура во все времена являлась узнаваемым в мире позитивным «брендом» России, а богатейший пласт народных традиций - это одна из наиболее ярких и выигрышных её составных частей. Общепризнанно, что традиционная народная культура способна стать единственным средством сохранения культурного разнообразия в борьбе с глобализацией и ассимиляцией. Отечественный и мировой опыт свидетельствует о том, что забвение народных традиций, их утрата грозят не только распадом этнокультурных связей (в первую очередь — межпоколенных), потерей национального суверенитета, но и в целом образованием чуждых природе этноса аномалий в жизни общества, подчас имеющих тяжёлые, необратимые последствия. Вытесненные из жизни общества как пережитки прошлого многие элементы этнических культур сегодня начинают играть заметную роль как в современном культурном пространстве в целом, так и непосредственно в жизни народов — носителей этих традиций. Всё отчётливее осознаётся задача восстановления и стимулирования естественного механизма передачи, воспроизведения, сохранения культурного традиционного материала на основе его дополнения современными технологиями поддержки и пропаганды. В этом смысле развитие такого направления деятельности, как этнотуризм, является благодатной почвой для Домов
(Центров) народного творчества — уникальной методической системы, успешно работающей в течение многих десятилетий на территории Российской Федерации.
1. Пропаганда традиционной культуры народов России
1.1. Среди разных направлений деятельности в сфере создания туристической привлекательности регионов и поддержки традиционной культуры самыми яркими являются фестивали, выставки, конкурсы народного искусства, регулярно проводимые Домами (Центрами) народного творчества во всех регионах России. Среди таких фестивалей, завоевавших заслуженный авторитет, следует в первую очередь назвать Международный фестиваль фольклора и ремёсел «Садко» в Великом Новгороде, Международные фестивали народного творчества «Золотое кольцо» во Владимирской области, «Двенадцать ключей» — в Тульской области, «Бердемлек» — в Башкирии и «Содружество» — в Ростовской области, «Горцы» — в Республике Дагестан.
Большую известность и значение имеют такие общероссийские художественные акции, как Всероссийский праздник русского танца на приз Т. А. Устиновой во Владимире, Всероссийский фестиваль-конкурс народно-певческих ансамблей «Поёт село родное» в Кирове, Кемерово, Челябинске, Всероссийские фестивали-
конкурсы ансамблей и оркестров национальных народных инструментов «Многоликая Россия», ансамблей и оркестров русских народных инструментов на приз имени Н. Н. Калинина, юных исполнителей народной музыки «У Лукоморья» в Пскове, «Играй, гармонь!» в Иванове, Всероссийский конкурс оркестров русских народных инструментов, Всероссийские конкурсы «Голоса России» в Смоленске, русской песни имени Л. Руслановой в Саратове, русской частушки в Брянской области, Российская детская фольклорная Ассамблея в Великом Новгороде и Томске, «Родники России» в Чебоксарах, Всероссийская выставка-конкурс «Русь мастеровая» в Чебоксарах, Иркутске, Челябинске, проект «Русский костюм на рубеже веков» в Ярославле, Всероссийская выставка «Лоскутная мозаика» в Иваново, всероссийские проекты — выставки народных мастеров «Гончары России», «Глиняная игрушка», «Береста России», «Вышитая картина» и многие-многие другие.
1.2. Всё более интересуют туристический бизнес такие календарные обрядовые праздники, как Святки, Рождество, Масленица, Пасха, Троица, Спас, Покров, Сретенье, Сороки, Вербное воскресенье, Петров день, день Ивана Купала в регионах Центральной России, Северо-Запада, Сибири и Урала, а также красочные праздники народного календаря в республиках России, среди них: «Сабантуй» в Татарстане и Башкирии, «Акатуй» в Чувашии, «Обряд первой борозды» в Дагестане и десятки других для почти 190 наций и народностей нашей страны, которые традиционно находятся в ареале деятельности региональных Домов (Центров) народного творчества.
1.3. Большое будущее для увеличения туристического потока в регионах России имеют и наши новые формы фестивальной практики — этнофутуристические проекты и сельские фестивали на открытых площадках. Это масштабные акции — «Мир Сибири» в селе Шушенском Красноярского края, «Русь песенная, Русь мастеровая» в селе Воробьёвка Воронежской области, Бажовский фестиваль в селе Не-пряхино Челябинской области, Коренская ярмарка в селе Малая Свобода Курской области, «Усть-Цилемская горка» в селе Выльчегорт Республики Коми, этно-футуристический фестиваль «Воршуд» (Святыня рода) на территории музея-заповедника «Лудорвай» в Удмуртии, «Эль-Ойын» в Горном Алтае, «Зов Пармы» в селе Камгорт Чердынского района Пермского края, «Шумбрат, Мордовия!» в Саранске, «Сетомаа» в деревне Сигово Печорского района Псковской области, «Каравон» в Татарстане, каждый из которых собирает на открытых площадках от 2—3 до 50 тысяч зрителей.
Перспективный проект «Свадьба в Обломовке» рождён нашими коллегами в Ульяновске, в ходе представления которого показывается общее и особенное в свадебных обрядах разных народов, и эта тема сегодня становится одной из самых востребованных у молодёжи.
В целом можно сказать, что проводимые фестивали, конкурсы и проекты — это, в большинстве своём, мультикуль-турные проекты, объединяющие различные жанры традиционной и современной культуры различных этнических групп и национальностей. Целями и задачами таких акций являются не только популяризация новых форм соединения традиционной культуры с современным искусством,
выявление и поддержка самобытных авторов-исполнителей и коллективов, но и интеграция народных традиций в современное культурное пространство, а главное — привлечение в качестве соучастников большого количества зрителей.
Часть из упомянутых проектов уже сегодня представляет собой туристические бренды регионов, как, например, новая жизнь села Шушенского за счёт «Мира Сибири», «Бердемлек» в Башкирии, «Садко» в Великом Новгороде, Международный фестиваль фольклора в Москве, проводимый Государственным Российским Домом народного творчества по Распоряжению Президента Российской Федерации от 2005 года, который Комитет по туризму Москвы с 2013 года включил в перечень приоритетных событий для туристов, посещающих нашу столицу, а в реализованном проекте Пермского края «59 фестивалей 59 региона» каждый фестиваль был включён в туристические маршруты.
Следует учитывать всё возрастающий интерес публики к выставкам-ярмаркам изделий декоративно-прикладного искусства, особенно сопровождаемым мастер-классами того или иного ремесла, открытыми уроками изготовления изделий. Они привлекательны для туристов как сами по себе, так и внутри масштабных фестивалей и праздников.
Основная задача Домов (Центров) народного творчества по трём вышеназванным формам работы — информирование туристических организаций, государственных и коммерческих структур, занимающихся туристическими услугами, о традиционно проводимых в регионе акциях, способных привлечь в качестве зрителей зарубежных и российских туристов.
Информация должна быть насыщена фактами, цифрами, интересными для рядового зрителя подробностями, носить рекламный характер, то есть быть яркой, красочной и доступной для восприятия.
2. Создание специальных
туристических программ
2.1. На основе обычаев и обрядов, уникальных традиций и секретов ремесла многие Дома (Центры) народного творчества внедряют специальные программы по обслуживанию внутреннего и международного культурно-познавательного и событийного туризма.
Как один из наиболее удачных примеров сотрудничества с туристической отраслью можно привести Новгородскую область. Здесь Областной центр народного творчества специально для туристов проводит на своей территории Фестиваль раннесредневековой ремесленной культуры на базе Дружинного Дома богатого Новгородского купца, а также «Новгородскую масленицу», «Новгородское вече» или разыгрывает для зрителей — туристов — уникальный спектакль древнерусской народной драмы «Лодка».
Владимирский областной центр народного творчества, начиная с 2007 года, проводит областной туристский фестиваль «Богатырские забавы» во Владимире, Александрове, Гороховце, Муроме, Суздале, Юрьеве-Польском. В Ковровском районе на базе бывшего сельского Дома культуры с. Маринино, в усадьбе Танеевых, создан историко-культурный и музейно-досуговый центр, где только за год проводится 350 мероприятий. Муромский районный Дом народного творчества организовал уже 92 про-
граммы для туристов, Гороховецкий Дом народного творчества и ремёсел — 82, среди которых «Игры на Царском дворе», «Красавицы девицы — умницы мастерицы», «Купеческий разгуляй», «Горохов день», «Праздник самовара» и другие.
Особой популярностью пользуются обряды сватовства и свадьбы по традиционным канонам. Такие программы разрабатываются специалистами-фольклористами с учётом региональных особенностей материала, его соответствия традиции и в то же время с ориентацией на современную аудиторию. Их опыт с успехом могут использовать коллеги из других регионов.
Безусловно, в этом направлении необходимо серьёзное укрепление материально-технической базы, строительство или реставрация домов народной культуры и быта, домов и мастерских фольклора в структуре Домов (Центров) народного творчества, как это уже сделано в Великом Новгороде и Владимире, Иркутске и Нижнем Новгороде, Пскове, постепенно делается в Смоленске, Туле и некоторых других регионах.
2.2. Активное развитие получили в последние десятилетия молодёжные клубы экспериментальной истории и русской культуры, так называемого ролевого движения, что привело к организации большого количества масштабных спектаклей-реконструкций, воссоздающих традиции календарных праздников и военных сражений, изготовления костюмов, восстанавливающих ремёсла, рецепты национальной кухни. Сегодня только в Свердловской области число участников ролевого движения превышает 1,5 тысяч человек, основной их возраст 15—30 лет. Зрителями таких акций являются десятки
тысяч человек. Интересный опыт работы по историческим реконструкциям накоплен в Калининградской области.
2.3. Ещё одной формой этнотури-стической деятельности являются самостоятельные или совместно проводимые с музеями программы на территориях музеев-заповедников, музеев деревянного зодчества, музеев традиционной культуры и быта под открытым небом. Яркими примерами могут служить уже упоминавшийся «Лудорвай» в Удмуртии, «Витославлицы» в Великом Новгороде, где региональные Дома (Центры) народного творчества проводят экскурсионные и художественно-познавательные маршруты и фестивали. Праздники и обучающие программы по традиционной культуре развиваются в Иркутске, Чувашии, Марий Эл и других регионах. Примером может служить муниципальная программа развития туризма в Шолоховском районе Ростовской области, где совместными усилиями Государственного музея-заповедника М. А. Шолохова и районного отдела культуры внедрены программы знакомства с традиционным бытом казачества, пользующиеся большой популярностью у посетителей.
К сожалению, иногда представители туристического бизнеса заключают прямые договора с фольклорными коллективами, которые в погоне за коммерческой выгодой обращаются в своём репертуаре к эклектичным образцам, не имеющим ничего общего со своей основой, с реальными этносами и реальными территориями, превращая традиционную культуру в китч.
Поэтому важной задачей становится участие методических служб, специалистов сферы культуры в создании гра-
мотных этнотуристических программ, методическая помощь коллективам, участвующим в их реализации в сотрудничестве с представителями туристического бизнеса, а также активизация сотрудничества с музеями-заповедниками под отрытым небом.
3. Популяризация объектов Реестра нематериального культурного наследия народов Российской Федерации
Наглядным подтверждением уникальности нашей страны в сфере традиционной культуры служит тот факт, что в Список шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО были за одно пятилетие внесены от России два объекта — якутский героический эпос «Олонхо» и Культурное пространство и устное творчество семей-ских — староверов Забайкалья. Факт тем более примечательный, что Российская Федерация до сих пор не ратифицировала Конвенцию по охране нематериального культурного наследия, принятую ЮНЕСКО, и после рассмотрения вышеназванных кандидатур пока больше не имела права представлять свои следующие материалы. Однако, начиная с 2010 года, Государственный Российский Дом народного творчества имени В. Д. Поленова совместно с регионами реализует программу
создания общероссийского Реестра объектов нематериального культурного наследия, который на сегодняшний день уже насчитывает свыше тысячи описанных примеров. Список объектов нематериального культурного наследия постоянно пополняется, и места бытования особо ценных его образцов могут стать в перспективе привлекательными для посещения туристами.
Почему площадь Джема-эль-Фна в Марракеше (Марокко), признанную ЮНЕСКО шедевром нематериального наследия, ежегодно посещают миллионы туристов, а о старообрядцах Забайкалья из того же списка сегодня пока знают только сотни, если не десятки человек?
Предложения по разработкам возможных новых туристических маршрутов на основе объектов нематериального культурного наследия народов России становится одной из задач Домов (Центров) народного творчества регионов.
Таковы современные реалии и перспективные направления деятельности Домов (Центров) народного творчества в Российской Федерации по развитию и совершенствованию культурно-познавательного и событийного туризма — одного из весомых составляющих государственной культурной политики России на ближайшие годы.
Примечания
1. Год культуры 2014. Новые векторы культурной политики : документы и материалы / Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Организационный комитет по проведению в Российской Федерации Года культуры ; отв. ред. З. Ф. Драгункина, предисл. В. И. Матвиенко. Москва : Издание Совета Федерации, 2014. 351 с.
2. Народное творчество России на рубеже веков : [сборник] / Министерство культуры Российской Федерации, Государственный Российский дом народного творчества ; [ред.-сост. Л. А. Богуславская, Т. В. Пуртова]. Москва, 2001. 252 с.
3. Основы государственной культурной политики : утверждены Указом Президента РФ от 24.12.2014 N 808 [Электронный ресурс]. URL: static.kremlin.ru/media/events/ flles/41d526a877638a8730eb.pdf
4. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года [Электронный
ресурс] : утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 г. № 326-р // Гарант.Ру : [веб-сайт]. Электрон. текст. дан. 10 марта 2016. URL: http://www.ga-rant.ru/products/ipo/prime/doc/71243400/
5. Традиционная народная культура как действенное средство патриотического воспитания и формирования межнациональных отношений : материалы Всероссийской научно-практической конференции / Министерство внутренних дел Российской Федерации, Барнаульский юридический институт ; [под ред. Ю. В. Анохина]. Барнаул : Барнаульский юридический институт МВД России, 2016. 185 с.
References
1. Dragunkina Z. F., ed. God kul'tury 2014. Novyye vektory kul'turnoy politiki : dokumenty i mate-rialy [Year of Culture 2014. New Vectors of Cultural Policy: Documents and Materials]. Moscow, Publication of the Council of the Federation of the Federal Assembly of the Russian Federation, 2014. 351 p.
2. Boguslavskaya L. A., Purtova T. V., ed. Narodnoye tvorchestvo Rossii na rubezhe vekov [Folk art of Russia at the turn of the century]. Moscow, Publishing House of the Russian National House of Folk Art's and Amateur Creativity, 2001. 252 p.
3. Osnovy gosudarstvennoi kul'turnoipolitiki: utverzhdeny Ukazom Prezidenta RF ot 24.12.2014 N 808 [Fundamentals of state cultural policy approved by Presidential decree of 24.12.2014 N 808]. Available at: static.kremlin.ru/media/events/files/41d526a877638a8730eb.pdf
4. Strategiya gosudarstvennoy kul'turnoy politiki na period do 2030 goda: utverzhdena Rasporyazheniyem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 29.02.2016 g. № 326-r [The strategy of the state cultural policy for the period till 2030: it is approved by the Order of the Government of the Russian Federation from 2/29/2016 No. 326-r]. Available at: http://www.garant.ru/prod-ucts/ipo/prime/doc/71243400/
5. Anokhin Yu. V., ed. Traditsionnaya narodnaya kul'tura kak deystvennoye sredstvo patriotichesk-ogo vospitaniya i formirovaniya mezhnatsional'nykh otnosheniy. Materialy Vserossiyskoy nauch-no-prakticheskoy konferentsii [Traditional folk culture as an effective tool for patriotic education and the formation of international relations. Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference]. Barnaul, Publishing House of Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2016. 185 p.