Ysaeva Anastasia Yurievna, postgraduate student, specialist of the center of informatization and oraganizational education support, isaeva_anastasia91@mail.ru, Russia, Tula, In-Service Teacher Training Institute
УДК 323
РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
С.А. Шачнев
Обращается внимание на роль культурной политики как фактора поступательного, устойчивого развития региона. Раскрываются возможности государственных и муниципальных органов власти в развитии культурной сферы. Это касается не только ее финансирования, но и качества оказания и доступности культурно-досуговых услуг. Актуализируется проблема эффективного маркетинга в сфере культуры, более активного взаимодействия органов государственной и муниципальной власти с бизнес-сообществом в вопросах культурной политики в регионе. Выделяются приоритетные сферы культурного развития, дается оценка культурного потенциала Брянской области. Предлагается усилить акценты на приоритетных направлениях развития культурной сферы.
Ключевые слова: государственная и региональная культурная политика, культурный потенциал Брянской области, капитализация культурного ресурса, рационализация региональной культурной политики.
В условиях перемен в современной общественной жизни меняется и понимание существа государственной культурной политики, представление о роли и месте культуры в обществе. Государственная культурная политика определяется в российском законодательстве как совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры [1].
В круг полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области культуры законодатель (ст. 39 основ законодательства о культуре) включает:
- сохранение, использование и популяризацию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственную охрану объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения;
- организацию библиотечного обслуживания населения библиотеками субъектов Российской Федерации;
- создание и поддержку государственных музеев (за исключением федеральных государственных музеев, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);
- организацию и поддержку учреждений культуры и искусства (за исключением федеральных учреждений культуры и искусства, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти);
- поддержку народных художественных промыслов (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти);
- создание условий для организации и проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе участвовать в финансировании мероприятий по сохранению и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в федеральной собственности, и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, а также по реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению и капитальному ремонту расположенного на территории субъекта Российской Федерации имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления.
Полномочия органов местного самоуправления поселения в области культуры, согласно ст. 40 основ российского законодательства о культуре, включают:
- организацию библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения;
- создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;
- сохранение, использование и популяризацию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрану объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, находящихся на территории поселения;
- создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области культуры относятся:
- организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов;
- создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;
- создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района.
К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области культуры относятся:
- организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек городского округа;
- создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры;
- сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа;
- создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городском округе.
В Брянской области государственная поддержка культурной деятельности осуществляется путем [2]:
- обеспечения финансирования учреждений культуры в пределах ассигнований, предусмотренных в соответствующих бюджетах;
- признания приоритета развития сети учреждений культуры в сельской местности, начального художественного образования, деятельности граждан по занятию любительским искусством, ремеслами и поощрения привлечения для этих целей общественных и частных источников финансирования;
- содействия развитию культурной самобытности Брянской области, развитию международных и межнациональных культурных связей;
- освобождения от арендной платы учреждений культуры, расположенных в зданиях, являющихся памятниками истории и культуры, находящихся в государственной собственности Брянской области;
- содействия созданию и деятельности организаций творческих работников - творческих союзов, их ассоциаций, гильдий и иных организаций, а также филиалов и отделений международных сообществ творческих работников;
- обеспечения учреждениям культуры возможности участвовать в разработке политики в области культуры, мероприятий в области занятости, профессиональной подготовки, условий труда, социальной защиты творческих работников.
Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий в соответствии с законом могут самостоятельно определять формы поддержки культуры на территории муниципального образования [3, 4].
Как видно, и федеральное, и региональное законодательство призвано способствовать реализации духовного потенциала граждан Российской Федерации, содействовать дальнейшему развитию видов деятельности в области
культуры, создавать благоприятные условия для сохранения и развития традиционных культур народов России и их взаимодействия, способствовать повышению доступности для граждан России культурных благ и образования в сфере культуры, создавать условия для повышения качества, доступности и разнообразия услуг, предоставляемых в области культуры, содействовать сохранению и популяризации культурного наследия Российской Федерации, совершенствовать организационные, экономические, правовые механизмы развития культурной сферы.
Следует отметить, что Брянская область считается одним из самых активных регионов России по количеству реализуемых крупнейших всероссийских и международных культурных проектов [5], среди которых Международный фестиваль славянских народов «Славянское единство», Международный фестиваль «Славянские театральные встречи», Международный фестиваль «Живая музыка», концерт Симфонического Мариинского театра в рамках XII Московского пасхального фестиваля, концерт государственной академической капеллы России, концерты в рамках проекта «70-летию освобождения Брянщи-ны - 70 благотворительных концертов», межрегиональный праздник славянской письменности и культуры «На земле Бояна», всероссийские праздники поэзии, посвящённые творчеству Ф.И. Тютчева и А.К. Толстого, и многие другие. Всего на эти цели в рамках государственной программы только в 2013 году было направлено 50,7 млн руб. или, 11 % бюджетных ассигнований (согласно статистическим и информационным материалам Управления культуры Брянской области за 2012-2014 гг.).
Государственная поддержка больших, средних и малых городов - центров культуры и туризма в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» стала одной из самых значимых для отрасли «Культура» Брянской области в 2014 году. Объем освоенных средств составил свыше 23 млн руб. В целом финансирование сферы культуры в области в 2012 - 2014 гг. представляет динамику незначительного, но роста. В 2015 г. Брянская область получила из федерального бюджета более 4 млн руб. на поддержку культурной отрасли [6]. Средства выделены на поощрение сельских учреждений культуры, знаковые памятные мероприятия культуры региона и музеи области, в частности на проведение Духовного фестиваля Союзного государства Россия — Белоруссия, поддержку экспозиций государственного мемориального историко-литературного музея-заповедника Ф. И. Тютчева «Овстуг» и музея А. К. Толстого.
Одним из стимулирующих механизмов развития отрасли культуры стало тесное взаимодействия культуры и представителей бизнеса [7, 8, 9]. Речь идет об инвестициях в искусство и меценатство. На протяжении последних трех лет доля софинансирования из средств спонсорской помощи и оказания платных услуг населению, направляемая на укрепление материально-технического оснащения муниципальных учреждений культуры, имеет, пусть и не большую, но тенденцию к увеличению.
В сфере культуры Брянской области получает все большее развитие некоммерческий маркетинг. Он способствует удовлетворению потребностей пользователей услугами культурно-досуговых учреждений Брянской области. С учетом этого государственные и муниципальные учреждения культуры осуществляют работу по расширению культурно-досуговых услуг, улучшению их качества, обеспечению роста доходов от оказания платных видов услуг. Показатели этой деятельности представлены в таблице.
Информация о поступивших средствах на развитие муниципальных и областных учреждений культуры из внебюджетных источников
за 2012-2014 г. (в тыс. руб.)
Учреждения культуры 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Муниципальные 79 858,8 136 666,5 166 676,9
Областные 59 306,8 63 650,4 84 441,4
ВСЕГО 139 165,6 200 316,9 251 118,3
Рост объема платных услуг, оказываемых муниципальными и государственными учреждениями культуры области за последние несколько лет, как показывает анализ, обусловлен ростом числа жителей области, пользующихся платными услугами учреждений культуры; расширением перечня оказываемых платных услуг; использованием современных информационных технологий в рекламировании услуг; изучением спроса предложений на рынке услуг, предпочтений и потребностей в услугах учреждений культуры различными категориями населения; целенаправленным использованием возможностей электронных и печатных СМИ; повышением роли учреждений культуры в жизни местного сообщества [10, 11].
Резюме очевидно: оказание платных услуг населению учреждениями культуры области способствует улучшению организации содержательного досуга жителей области, более полному удовлетворению их интересов и запросов, максимальному использованию базы учреждений культуры, формированию традиции позитивной организации досуга различных категорий населения, созданию равных прав доступа населения к культурному наследию.
Наряду с платными культурно-досуговыми услугами в Брянской области сложилась также система бесплатного обслуживания различных категорий населения. Среди них инвалиды и участники Великой Отечественной войны, неработающие инвалиды 1-й и 2-й групп, воины-интернационалисты, рядовые военнослужащие российской армии, дети-сироты, престарелые граждане, находящиеся в домах-интернатах для инвалидов и престарелых, дети дошкольного возраста и дети из многодетных семей.
В театрально-зрелищных учреждениях культуры утвердилась практика оказания шефской помощи социальным учреждениям области, проведения благотворительных спектаклей и концертов в приютах и домах престарелых, а также для ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны. Библиотеки
области оказывают информационные услуги населению в основном бесплатно, а сервисные услуги предоставляют за незначительную цену.
Однако согласно опросам получателей культурно-досуговых услуг одной из проблем остается открытость и доступность информации о их получении (26,3 % от возможного максимума). Подавляющее большинство посетителей культурно-досуговых учреждений позитивно отзываются относительно комфортности условий и доступности получения услуг - 92,4 %. Доброжелательность, вежливость и компетентность работников отмечают 85,0 %. Ниже оказались оценки по критерию «удовлетворенность качеством обслуживания» -75,5 % [12]. Эти показатели - свидетельство достаточно высокого рейтинга культурных заведений, функционирующих на Брянщине. Хотя нерешенных вопросов в сфере культуры остается немало.
Так, в библиотеках области неудовлетворительно обстоит дело с комплектованием научных книжных фондов, слабо идут процессы информатизации и компьютеризации. Это означает, что библиотечные фонды не во всем соответствуют интересам пользователей, морально устарели. Что говорить, если по данным официальной статистики только два процента выпускаемых в России изданий поступают в фонды провинциальных библиотек. Читатель провинции по большому счету отлучен от этого информационного изобилия. Особенно слабое состояние материально-технической базы сельских библиотек, что не позволяет качественно, на современном уровне организовать библиотечное обслуживание. Не отвечает запросам людей материальная база клубов, сокращена до минимума ресурсная база клубного дела.
В области музейного дела проблемная ситуация характеризуется низкой материальной базой музеев, за исключением отдельных, отсутствием в музеях области отвечающей современным требованиям системы обеспечения безопасности музейных фондов, невключенностью многих музеев в туристические маршруты, слабой социальной защищенностью музейных работников. В связи с этим Департамент культуры субъекта федерации открыто говорит о том, что культуре придётся выживать за счёт платных услуг, сокращения юридических лиц и техперсонала [13].
Недостаточность финансовых средств не позволяет принимать срочные меры по спасению от разрушения, повреждения и уничтожения объектов культурного наследия. Чрезвычайно остро стоит проблема сохранения памятников деревянного зодчества. Состояние исторических поселений близко к критическому.
Требует особого внимания туристическая отрасль. Развитие внутреннего и въездного туризма в Брянской области сдерживается рядом факторов, а именно:
- недостаточностью маркетинговых мероприятий по продвижению брянского туристского продукта на российский и международный туристский рынок;
- незначительным количеством рекламно-информационных материалов и информации в средствах массовой информации о туристском потенциале Брянской области;
- низкой конкурентноспособностью брянского туристского продукта по цене и качеству;
- недостаточным количеством средств размещения туристского класса с современным уровнем комфорта;
- низким уровнем туристской инфраструктуры (недостаток комфортабельного транспорта, неудовлетворительное состояние дорог);
- недостаточным объёмом инвестиций в развитие туристской индустрии в Брянской области;
- неиспользованием в качестве объектов туристского показа большого количества объектов природного и культурного наследия, расположенных на территории Брянской области;
- недостаточным продвижением Брянской области как привлекательного направления для туристов.
Понятно, что эффективное использование социально-культурных ресурсов для целей системного развития территорий обусловливается непосредственными практиками - это технологии культурного туризма, разного рода фестивальные и «культурно-индустриальные» проекты, современные художественные практики, работа с брендом территории, современные стратегии фанд-райзинга, а также программы типа «возрождение города/села средствами культуры», социально-культурные и экологические экспертизы территорий и др.
В целом потенциал культуры территории, в нашем случае Брянщины, вполне может стать полноценным ресурсом ее развития в том случае, если культурная деятельность станет объектом заинтересованности всех ее субъектов (государственных и негосударственных), имеющих эффективные культурные стратегии, выступающих как ответственное культурное сообщество, связанных общей идеей поступательного развития региона.
Список литературы
1. Федеральный закон «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (с изменениями на 21 июля 2014 года) (редакция, действующая с 1 января 2015 года) // http://docs.cntd.ru/document/9005213 (дата обращения: 12.12.2015 г.).
2. Закон Брянской области «О культурной деятельности на территории Брянской области». Принят Брянской областной Думой 25 марта 1999 года // http://old.bryanskobl.ru/region/law/view.php?id=591 &^уре=0 (дата обращения: 12.11.2015).
3. Огнева В.В. Доступность и качество государственных услуг в регионе: состояние, пути повышения эффективности // Среднерусский вестник общественных наук. 2010. № 2. С. 68-74.
4. Стеценко Ю.С. Оценка влияния качества обслуживания населения учреждениями культуры и искусства на развитие человеческого капитала региона // Креативная экономика. 2010. № 12 (48). С. 115-122.
5. Разумовский И.В. Россия между прошлым и будущим: поиск идентичности в системе «Восток-Запад» // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2014. Вып. 4. ч.1. С.55-61.
6. В Брянской области поделили 4 млн. рублей, выделенных Минкуль-туры РФ // http://go32.ru/news/economic/23154-v-bryanskoy-oblasti-podelili-4-mln-rubley-vydelennyh-minkultury-rf.html (дата обращения: 20.11.2015).
7. Куликова Ю. Инструменты фандрайзинга в культуру России! // http://www.upmerf.ru/lichnaya-pozitsiya/instrumenti-fandrayzinga-v-kulturu-rossii (дата обращения: 20.11.2015).
8. Огнева В.В. Преодоление административных барьеров на пути к качеству государственных услуг // Среднерусский вестник общественных наук. 2012. № 1. С. 69-73.
9. Федотова Н.Г. Сфера культуры как стратегический ресурс региона // Вестник Новгородского государственного университета. 2011. № 11. С. 17-20.
10. Зосина Т.Н., Рейнбах Е.Ю. Культурная политика региона: состояние, проблемы и пути развития // http://www.scienceforum.ru/2015/1058/9180 (дата обращения: 21.11.2015).
11. Ефимова Т.В. Интернет как социокультурный институт и фактор трансформации современной культуры // http://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/2013_Sbornik/2013_Dokladi/2013_Sec6/ 004_2013_sec6.pdf (дата обращения 21.11.2015).
12. Результаты социологического опроса Департамента культуры Брянской области: материалы текущего архива Администрации Брянской области, февраль 2015 года.
13. Брянские библиотеки оптимизируют вслед за театрами и музеями// http://bryansku.ru/2015/10/20/bryanskie-biblioteki-optimiziruyut-vsled-za-teatrami-i-muzeyami/ (дата обращения: 12.11.2015).
Шачнев Сергей Александрович, канд.культурологии, доц. кафедры социально-гуманитарных дисциплин, Брянский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, е-шаИ: seralesha@mail.ru, Россия, Брянск
THE IMPLEMENTATION OF THE STATE CULTURAL POLICY IN THE REGION:
OPPORTUNITIES AND PROSPECTS
S.A. Shachnev
Focuses on the role of cultural policy as a factor of progressive, sustainable development of the region. Examines the opportunities for public and municipal authorities in the development of the cultural sphere. This applies not only its financing, but also the quality of the provision and availability of crops-but leisure services. Actualizes the problem of effective marketing in the field
of culture, a more active interaction of state bodies and municipal authorities with the business community in matters of cultural policy in the region. Identifies priority areas of cultural development, an assessment of the cultural potential of the Bryansk region. It proposes to strengthen the emphasis on the priority directions of development of the cultural sphere.
Key words: state and regional cultural policies, cultural potential of the Bryansk region, the capitalization of cultural resource, rationalization of regional cultural policy.
Shachnev Sergey Aleksandrovich, candidate of Culturology Sciences, associate Professor of the Department of social-humanitarian disciplines, Bryansk branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, e-mail: seralesha@,mail.ru, Russia, Bryansk.