Научная статья на тему 'ПРОТИВОСЕКТАНТСКАЯ МИССИЯ НА БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЛЯХ КОН. XIX - НАЧ. XX СТ. ПО МАТЕРИАЛАМ "ЕПАРХИАЛЬНЫХ ВЕДОМОСТЕЙ"'

ПРОТИВОСЕКТАНТСКАЯ МИССИЯ НА БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЛЯХ КОН. XIX - НАЧ. XX СТ. ПО МАТЕРИАЛАМ "ЕПАРХИАЛЬНЫХ ВЕДОМОСТЕЙ" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
26
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОСЕКТАНТСКАЯ МИССИЯ / БЕЛОРУССКИЕ ЕПАРХИИ / СЕКТАНТСТВО / СЕКТОВЕДЕНИЕ / "ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ" / МИССИОНЕР / МИССИОНЕРСКИЙ СОВЕТ / МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванов Николай Александрович

В кон. XIX - нач. XX вв. в белорусских епархиях начинается организация противосектантской миссии. Для освещения деятельности миссионеров, популяризации миссии использовались «Епархиальные ведомости». Частота публикаций материалов в выпусках тех лет по этой теме является косвенным показателем уровня интенсивности деятельности миссионеров, сферы их проблемного поля, развития миссии, вовлеченности редакции и архиереев. Примечательно, что в каждой епархии деятельность противосектантских отделов и миссионеров была более подчинена внутренним церковным условиям, а не зависела, например, от численности или активности сектантов. Поэтому, помимо прочего, важнейшими задачами освещения противосектантской миссии в «Епархиальных ведомостях» была популяризация самой миссии, привлечение новых заинтересованных лиц и повышение сектоведческой грамотности духовенства. Можно отметить, что в таких случаях «Епархиальные ведомости» сами становились инструментом миссии, побуждая читателя обращаться к изучению сектантства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-SECTARIAN MISSION AT THE BELARUSIAN LANDS IN THE LATE 19TH - EARLY 20TH CENTURY IN THE DIOCESAN JOURNALS MATERIALS

In the late 19th - early 20th century, the organization of an anti-sectarian mission began in the Belarusian dioceses. The Diocesan Statements was used to cover the activities of the missionaries and to popularize the mission. The frequency of publications of materials in issues of those years on this topic is an indirect indicator of the level of intensity of missionaries' activity, the scope of their problematic plan, the development of the mission, the involvement of the editorial board and bishops. It is noteworthy that in each diocese the activities of the anti-sect departments and missionaries were more subordinate to internal church conditions, and did not depend, for example, on the number or activity of sectarians. Therefore, among other things, the most important tasks of covering the anti-sectarian mission in the Diocesan Statements were to popularize the mission itself, attract new interested persons and increase the clergy's sectology knowledge. It can be noted that in such cases, the Diocesan Statements itself became a mission tool, prompting the reader to turn to the study of sectarianism.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОСЕКТАНТСКАЯ МИССИЯ НА БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЛЯХ КОН. XIX - НАЧ. XX СТ. ПО МАТЕРИАЛАМ "ЕПАРХИАЛЬНЫХ ВЕДОМОСТЕЙ"»

УДК 2-67

Иванов Н. А.

ПРОТИВОСЕКТАНТСКАЯ МИССИЯ НА БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЛЯХ В КОН. XIX - НАЧ. XX СТ. ПО МАТЕРИАЛАМ «ЕПАРХИАЛЬНЫХ ВЕДОМОСТЕЙ»

Аннотация: В кон. XIX - нач. XX вв. в белорусских епархиях начинается организация противосектантской миссии. Для освещения деятельности миссионеров, популяризации миссии использовались «Епархиальные ведомости». Частота публикаций материалов в выпусках тех лет по этой теме является косвенным показателем уровня интенсивности деятельности миссионеров, сферы их проблемного поля, развития миссии, вовлеченности редакции и архиереев. Примечательно, что в каждой епархии деятельность противосектантских отделов и миссионеров была более подчинена внутренним церковным условиям, а не зависела, например, от численности или активности сектантов. Поэтому, помимо прочего, важнейшими задачами освещения противосектант-ской миссии в «Епархиальных ведомостях» была популяризация самой миссии, привлечение новых заинтересованных лиц и повышение сек-товедческой грамотности духовенства. Можно отметить, что в таких случаях «Епархиальные ведомости» сами становились инструментом миссии, побуждая читателя обращаться к изучению сектантства.

Ключевые слова: Противосектантская миссия, белорусские епархии, сектантство, сектоведение, «Епархиальные ведомости», миссионер, Миссионерский Совет, миссионерский отдел.

Об авторе: Иванов Николай Александрович - магистр богословия, аспирант Минской духовной академии. E-mail: nikonauk@gmail.com ORCID: 0000-0002-7148-858X

Ссылка на статью: Иванов Н. А. Противосектантская миссия на белорусских землях в кон. XIX - нач. XX ст. по материалам «Епархиальных ведомостей» // Труды Минской духовной академии. 2021. №2 (19). С. 121-147.

Введение

В последнее десятилетие XIX в. в Русской Православной Церкви начала осуществляться на практике идея организации противосектантской миссии на территории всех епархий, где имелись последователи сект. Носителями этой инновационной на тот момент идеи являлись сами миссионеры - священнослужители, бывшие сторонниками глубокого и всестороннего изучения сектантства, взаимодействия с ним, а также обмена опытом между миссионерами. Реализация этого проекта началась после I и II Миссионерских съездов, прошедших в Москве 29 июня - 13 июля 1887 г. и 29 июня - 15 июля 1891 г., и основанных на их результатах распоряжений Святейшего Синода (НИАБ. Ф. 136. Оп. 1. Д. 35812. Л. 1-2), поступивших в епархии. Противосектантской миссии в Российской империи в кон. XIX - нач. XX вв. посвящено немало исследований. Среди авторов здесь следует указать А. Секирина [Секирин 2016, 67-71;

2017, 278-298], в статьях которого рассматриваются позиция Русской Православной Церкви в отношении раскола старообрядчества и сектантства, создание миссионерских кадров, анализируются правовые акты, регулирующие церковную, миссионерскую деятельность, представлена организационная роль миссионерских съездов. К теме миссионерства в кон. XIX -нач. XX вв. обращался А. Ефимов [Ефимов 2007, 685]. Темы деятельности миссионеров и организации миссии в епархиях касались В. Якунин [Якунин 2019, 316-329], А. Лозовский [Лозовский 2013, 291-295], Н. Архипова [Архипова 2018, 110-123], О. Ощепкова [Ощепкова 2014, 187-196], Д. Ивочкин [Ивочкин

2018, 294-308], А. Сидорин [Сидорин 2010, 96-102] и другие. Тем не менее в данной области есть белые пятна, одно из которых - противосектантская миссия на белорусских землях.

В белорусских епархиях становление противосектантской миссии проходило одновременно с прочими епархиями Рус-

ской Церкви. Однако здесь в организации миссии присутствовали местные особенности. В епархиях возникновение миссионерского отдела сопровождалось затяжным документооборотом в консисториях, значительным числом уточнений и письменных обращений в Синод и т. п. Примером подобного может служить архив документов Минской духовной консистории, письма из Синода, рекламные публикации вакансии (НИАБ. Ф. 136. Оп. 1. Д. 35812. Л. 3-21).

Тем не менее в кон. 90-х гг. XIX в. миссионерские отделы уже функционировали при многих Духовных консисториях. Сначала их представляли единичные сотрудники - миссионеры, зачастую из числа духовенства. Затем постепенно к ним присоединялись заинтересованные или поставленные на то епархиальной властью лица.

Не в последнюю очередь успех противосектантской миссии зависел от информационного освещения деятельности миссионеров. Прекрасно осознавая это, руководства епархий привлекали для этой деятельности самый популярный церковный СМИ-источник того времени - «Епархиальные ведомости». Имея возможность распространять информацию о деятельности миссионеров, можно было рассчитывать на интерес и отклик со стороны простого приходского духовенства.

В каждой епархии возникновение и деятельность проти-восектантских отделов проходили свой индивидуальный, особенный путь. Эти особенности, а также и сами процессы нашли отражение в епархиальных печатных органах - «Ведомостях». Однако в научных исследованиях на таких процессах и их особенностях внимание никак не акцентируется. В связи с постановкой такой проблемы можно определить цель настоящего исследования: раскрыть, как освещались в «Епархиальных ведомостях» зарождение и деятельность противосек-тантской миссии на белорусских землях кон. XIX - нач. XX ст. Исходя из цели были поставлены следующие задачи: на осно-

вании материалов «Епархиальных ведомостей» рассмотреть, какие пути становления проходила противосектантская миссия, какие формы деятельности и особенности этой миссии имелись в следующих епархиях: 1. Минской, 2. Литовской, 3. Полоцкой, 4. Могилевской.

Минская и Литовская епархии

В Минской епархии миссионерский отдел был основан в октябре 1894 г. через утверждение Синода (НИАБ. Ф. 136. Оп. 1. Д. 35812. Л. 13). Этому предшествовало вынесение решения епархиальным съездом в феврале того же года. Отражение этой деятельности мы находим в публикации «Минских епархиальных ведомостей» от 10 октября 1894 г. за № 19 (Акты 1894, 459-462). Во второй день работы съезда от епископа Симеона (Линькова) поступило предложение рассмотреть вопрос «о настоятельной необходимости основания и открытия должности Епархиального миссионера для борьбы с сектантством, -должности столь ощутительной и в нашем крае, и в помощь приходским пастырям, многосложно занятым своими разными обязанностями» (Акты 1894, 459). Далее, по записи акта, отцы депутаты «не могли, однако, не заметить, что Минская епархия - благодарение Богу - не возмущается сектантством». Тем не менее они «признали учреждение должности Епархиального миссионера многополезным и неотложно необходимым и для Минской епархии» (Акты 1894, 460).

Однако основание и утверждение отдела не означало начала его работы. Должность епархиального миссионера оставалась вакантной до февраля 1898 г., то есть еще более трех лет (НИАБ. Ф. 136. Оп. 1. Д. 35812. Отношение № 7939). В № 7 за 1898 г. содержится следующая запись: «Благочинный 2-го округа Новогрудского уезда священник Иосиф Рыбцевич, за назначением на должность Епархиального Миссионера, уво-

лен от должности Благочинного, а на место его Благочинным означенного округа назначен священник Мирской церкви Феликс Сцепуро - оба 26-го Февраля» (Перемены 1898, 121).

Сама противосектантская деятельность епархиальных миссионеров никаким образом не была в дальнейшем освещена в «Епархиальных ведомостях». Лишь в № 18-19, 21-22 1903 г. появилась публикация «Что делается в среде сектантов» (Константин Попов 1903, 450-453, 465-470, 498-502, 529-532), автором которой был епархиальный миссионер священник Константин Попов. Статья представляет собой комментарии автора на случаи проявления вражды сектантов или раскольников в направлении Церкви.

Появление и развитие противосектантской миссии в Минской епархии иллюстрирует роль Святейшего Синода в становлении епархиального сектоведения. Именно после издания Синодального указа от 21 декабря 1892 г., предписывавшего учреждение должности епархиального миссионера, в Минске состоялся съезд духовенства, решением которого была учреждена такая должность.

Редакция «Литовских епархиальных ведомостей» реже прочих в белорусских епархиях обращалась к теме сект и сектантства. Причем материалы, в которых затрагивалась эта тема, были взяты из других печатных органов. Деятельность епархиального миссионера, которая была направлена на раскол и римское католичество, время от времени освещалась. Тему же сектантства «Епархиальные ведомости» никаким образом не затрагивают и о миссионерской противосектантской деятельности в епархии не упоминают.

Тем не менее, заинтересованность редакции играла определенную роль. Так в 1906 г. в «Литовских епархиальных ведомостях» поменялся главный редактор. И если до того материалы о сектантстве иногда появлялись, то новый редактор к теме сект не возвращался вплоть до прекращения издания в 1916 г.

Полоцкая епархия

Для Полоцкой епархии противосектантская миссия напрямую была связана с местными географическими особенностями, этническим и конфессиональным составом населения. Лесистая и болотистая местность еще в сер. XVII в. привлекала своей малодоступностью старообрядцев разных толков, которые расселились по многим уездам. Западные уезды Витебской губернии, на земли которых распространялась юрисдикция Полоцкой епархии, были представлены городами Двинск (совр. Даугавпилс), Люцин (Лудза) и Режица (Резекне). Значительную часть населения этих уездов составляли латыши, среди которых было распространено лютеранство. Конфессиональное разнообразие способствовало появлению на данной территории в кон. XIX в. сектантов штундистов.

3 сентября 1893 г. на Полоцкую кафедру был назначен епископ Александр (Закис), происходивший родом из Лифлянд-ской губернии и знакомый с бытом и религиозными воззрениями латышей. Поэтому в первые же годы своего пребывания на Полоцкой кафедре он занялся учреждением противорас-кольнической и противосектантской миссии.

Разумеется, эти события не обошли стороной «Полоцкие епархиальные ведомости». В № 3 за 1895 г. опубликованы резолюции епископа Александра, представленные противорасколь-ническим миссионерским комитетом, о назначении окружных противораскольнических миссионеров (От комитета 1895, 93-94). Вероятно, латышский миссионер был назначен в то же время или несколько позже, поскольку уже в № 8 от 1896 г. в «Епархиальных ведомостях» появляется его первый рапорт епископу Полоцкому и Витебскому. В рапорте священник Петр Лепин сообщает о службах и проповедях, совершенных им на латышском языке в феврале того же года. «25 февраля служил на ферме Банково утреню и литургию. После "Верую"... сказал

вторую проповедь против тех, кои обществом выбираются на дело служения, - как это бывает у баптистов-штундистов, -а не поставляются Богоустановленным порядком, в конце проповеди прибавил и о том, какому жестокому осуждению подвергнутся самозванные учители» (Рапорт 1896, 312-314) - первое упоминание о проповеди, затрагивающей тему сектантства, в «Полоцких епархиальных ведомостях».

Именно латышский миссионер становится епархиальным противосектантским миссионером, поскольку в основном сектантство существовало среди латышей или в местах их расселения. Его рапорты и отчеты периодически публиковались в «Полоцких епархиальных ведомостях» и содержали материалы о сектах, проповеди против их учений и т. п.

Проповедь этого миссионера можно назвать также работой на опережение распространения сектантства. Если в уездах Витебской губернии сектантство еще только появлялось, то в приходах соседних губерний штундисты освоились к тому времени уже основательно. Сам миссионер отметил это в одном из своих отчетов: «13 мая служил утреню и литургию в Го-лышевской церкви по-славянски. По случаю ярмарки и храмового праздника молящихся было более 600 человек. Так как по смежности с Голышевским приходом расположен православный приход в Псковской губернии, где сильно распространен штундизм и последователей последнего очень много собирается в этот день в Голышево, то мною и сказано было против них поучение о почитании Св. Креста» (Рапорт 1896, 600-603).

Но все же главными направлениями миссии в Полоцкой епархии оставались различные старообрядческие толки и латышское лютеранство. Сектантством занимались по мере необходимости, совмещая с основными направлениями миссии. Эта тема затрагивалась в материалах «Полоцких епархиальных ведомостей» как бы вскользь, в дополнение к основным отчетам латышского миссионера и других священников.

Недоступность, заброшенность и бездорожье позволяли сектантам проникать на территорию западных уездов и селиться, не опасаясь преследований. В рапортах миссионера особо отмечалась малограмотность местного населения, вследствие которой пришлые иноверцы имели возможность распространять свое учение. Тем большую значимость приобретало строительство в таких местах храмов, школ и присутствие духовенства. Самым важным делом, которое было достигнуто в целях миссии, священник Петр Лепин называет постройку церкви-школы в поселении Кокорево Люцинского уезда. Эта школа была призвана противодействовать проповеди штундистов, появившихся там пятью годами ранее и склонивших в свое учение около пятидесяти человек, в том числе несколько православных.

Кроме самого миссионера, публикации рапортов которого в «Епархиальных ведомостях» позволяют составить определенное мнение о миссии в Полоцкой епархии, темой сект занимались и редакторы «Ведомостей». Так в июне 1901 г. в Витебске прошел миссионерский съезд, в рамках которого было признано крайне необходимым постоянное сотрудничество местных миссионеров с «Полоцкими епархиальными ведомостями». Уже в 1902 г. на страницах 4-го номера вышло письмо редакции «вниманию всех интересующихся делом миссии» (К вопросу 1902, 152-158). Письмо посвящено необходимости учреждения при «Ведомостях» миссионерского отдела. Причины этого были отмечены следующие:

• материалы «Епархиальных ведомостей» касались темы сект, жизни сектантов и деятельности местных миссионеров, но появлялись случайно, отрывочно и достаточно редко;

• большая часть публикуемых материалов представляла собой пересказ публичных бесед с сектантами либо миссионерские отчеты;

• по мнению редакции, сектантство и борьба с ним представляли из себя «в высшей степени сложное и едва ли не са-

мое интересное явление церковной жизни» (К вопросу 1902, 152);

• миссионерский материал имелся в достаточном количестве и постоянно восполнялся.

Автор письма отмечает, что «миссионерские сообщения, помимо того, что они всегда составляют в "Епарх[иальных] Вед[омостях]" едва ли не самые интересные страницы, имеют и весьма важное значение для общего миссионерского дела» (К вопросу 1902, 152). Причем средствами достижения успеха в противосектантской миссии выделяются постоянное взаимодействие всех миссионеров и постоянная предметная коммуникация. Инструментом таких взаимоотношений предлагалась как раз возможность публикации миссионерских идей и эмпирических наблюдений в миссионерском отделе «Епархиальных ведомостей».

Обосновывая появление данного отдела своевременностью и необходимостью, автор инициирует регулярные публикации его деятельности. Однако привлекая новых заинтересованных лиц, желающих делиться сектоведческими материалами, необходимо было предложить программу деятельности нового отдела и обозначить ее основные направления. Примера деятельности миссионерского отдела при «Епархиальных ведомостях» просто не существовало. Поэтому инициаторам проекта приходилось создавать его «с самого начала и совершенно самостоятельно», а значит, «главнейшее условие, обеспечивающее успех дела, заключалось в следующем: каждый миссионер должен считать себя обязанным непременно писать обо всем, касающемся... миссии» (К вопросу 1902, 154).

Усилия и попытки привлечь как можно больше духовенства к противосектантской миссии, желание развития секто-ведения были заметны. Но уровень знаний приходских священников о формах деятельности и методах работы миссионера оставался крайне низким. Для изменения ситуации в № 21

за 1902 г. «Полоцких епархиальных ведомостей» публикуется «Инструкция приходским священникам для борьбы с расколом и сектантством» (Инструкция 1902, 886-892). Инструкция делится на две части: первая раскрывает аспекты миссионерской деятельности священников по отношению к православным, то есть своим прихожанам, а вторая, соответственно, миссионерской деятельности священников по отношению к раскольникам и сектантам. В отношении к православным прихожанам регламентируются образ жизни священнослужителя, его манера произнесения проповедей и участия в диспутах, преподавание программы по истории раскола и сектантства и т. д. В отношении работы священника с сектантами инструкция предписывает:

• воспринимать сектантов без пренебрежения и осуждения, с заботой и сожалением;

• воздействовать и убеждать без угроз привлечения к суду и различных мер пресечения свободы;

• вести беседы с сектантами при любом удобном случае, частные и публичные;

• поскольку сектантство, которое в кон. XIX в. получило распространение в белорусских землях и в других епархиях империи, уходило корнями в протестантизм, в беседах священникам предписывалось затрагивать темы Предания, вероучения, обрядов, Таинств и т. д.

• по любым возникающим вопросам внутренней миссии обращаться к епархиальному или окружному (уездному) миссионеру, а те, в свою очередь, должны предоставлять приходским священникам результаты своего анализа религиозного состояния прихода;

• всячески оказывать всевозможную помощь миссионерам во время визитов их на приход «избегая всего, что может служить к ослаблению и подрыву их деятельности во вред св. Церкви» (Инструкция 1902, 890).

• вести приходскую миссионерскую летопись и делиться материалами на собраниях духовенства и через миссионерский отдел «Епархиальных ведомостей»

• предоставлять ежемесячные отчеты в Противорасколь-нический комитет

• не взаимодействовать с органами внутренних дел напрямую, а в случае нарушения сектантами закона, проявлений фанатизма, кощунства сообщать епархиальной власти

• при присоединении к Церкви заблуждающегося, священник должен совершить чин присоединения после тщательного испытания искренности раскаяния, при этом взяв подписку о пребывании в Православии, занести в метрическую книгу. Если присоединение совершает миссионер, он должен подробно узнать у приходского священника сведения о личности желающего присоединиться к Церкви, и только после этого совершить чин в присутствии приходского священника;

• совершение присоединения по определенным чинопо-следованиям (приводимые варианты относятся к старообрядцам единоверческого и иных толков).

Для духовенства Полоцкой епархии эта инструкция стала обязательной к исполнению согласно резолюции епископа Александра. Однако на практике реализация предписаний и распоряжений превращалась в рутину очередных отчетов, которые даже не всегда выполнялись. Так в № 18 за 1903 г. можно встретить следующую запись: «О. Д. Ширкевичу. О миссии по Люцинскому уезду нам ничего неизвестно. Комитет не получал от Вас, батюшка, с января месяца положительно ни одного сообщения. А между тем, ведь, в Вашем округе и раскол и сектантство. Черкните пожалуйста что-нибудь» (Миссионерский отдел 1903, 700).

Редакция «Ведомостей» постоянно отмечала, что миссионерская деятельность духовенства, как городского, так и сельского, зачастую не являлась равнозначным ответом сектант-

ству. Показателями этой деятельности как раз являлись ежегодные отчеты священников, присылаемые в миссионерский отдел. Большая часть этих отчетов, по замечаниям сотрудников отдела (Миссионерский отдел 1904, 539), постоянно пере-печатывалась каждый год и никак не свидетельствовала о какой-либо миссионерской деятельности.

Однако сложно понять, что должно было стать таким равнозначным ответом. В пространном отчете «Миссия в епархии в 1903 году», занявшей несколько номеров в 1904 г. сотрудники миссионерского отдела сообщено: «О сектантстве в епархии следует сказать немного, так как сектантство в епархии Полоцкой совсем пока ничтожно» (Миссия 1904, 539). Кроме того, число штундистов, проживавших на территории сокращалось. Такой вывод можно заключить исходя из данных двух отчетов. Первый - это «Отчет состоящего при Братстве Св[ятого] Владимира Противораскольнического и Противосектантского Миссионерского Комитета за 1902 г», опубликованный в «Полоцких епархиальных ведомостях» в общем отчете братства (Отчет 1904, 23). Вторым как раз является отчет миссионерского отдела «Ведомостей» «Миссия в епархии в 1903 году». По этим данным, если в 1902 г. штундисты проживали в пяти уездах: Люцинском, Режицком, Городокском, Витебском и Двинском, всего до 50 человек, то уже в 1903 г. местность их проживания сократилась до трех уездов: Люцинского, а также городов: Двинска и Режицы, а численность составила 40 человек. Изменения произошли в результате присоединения двух человек к Церкви, переселения десяти и одного умершего. Также в отчете отмечено, что в числе уехавших были два опытных духовных руководителя сектантов. Об их исчезновении сообщалось и в отчете противосектантского миссионера, материалы которого были опубликованы в № 4 1904 г. Причиной переселения миссионер указал поиск работы, которой в Двин-ске у сектантов не было (Миссионерский отдел 1904, 118). С их

отъездом главами общин остались два малограмотных и один 20-летний сын одной из первых штундисток.

Таким образом, в Полоцкой епархии звучали, с одной стороны, постоянные призывы заниматься миссией, и это давало свои плоды, постоянно собирались очень детальные сведения о текущей жизни сектантов, а с другой, «о сектантстве в епархии следовало сказать немного».

Могилевская епархия

«Могилевские епархиальные ведомости», изданные в кон. XIX в., содержат в себе лишь незначительную часть материалов и статей, посвященных теме сектантства. Это тем более удивительно, поскольку противосектантский миссионер в епархии был. В номерах «Ведомостей» того периода можно встретить выписки из его отчетов, где приводятся данные о десятках людей, переходивших из штундизма в православие в течение нескольких месяцев. Сектоведческая миссия в епархии существовала и была достаточно эффективна. Однако сама эта деятельность никаким образом не освещалась в «Епархиальных ведомостях».

Ситуация изменилась в 1905 г. с появлением Императорского Указа от 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости». Менее чем через месяц состоялся Могилевский епархиальный съезд духовенства, на котором были выработаны меры по укреплению Православия в благочиннических округах епархии и минимизации последствий свободной проповеди сектантства.

Дальнейшие меры по развитию сектоведческой миссии в епархии находили отражение в публикациях «Епархиальных ведомостей». В первую очередь, это создание миссионерского Совета епархии, произошедшее в 1906 г., статья о чем вышла во втором номере. Для организации и координации деятельности

миссионеров Совет должен был собираться ежемесячно.

Епископ Стефан (Архангельский) поставил перед Советом три задачи:

1. Рассмотрение докладов епархиального и уездного миссионеров по результатам их наблюдений и бесед с сектантами и старообрядцами, и выработка соответствующих указанным в докладах нуждам мер

2. Рассмотрение относящихся к сектантству и старообрядчеству книг, брошюр и периодических изданий - с целью рекомендовать наиболее полезные из них к сведенью священников епархии

3. Составление ответов и справок по миссионерскому делу епархии для всех нуждающихся в том лиц и учреждений (Учреждение 1906, 76-77).

В дополнение к этой статье в третьем номере «Могилевских епархиальных ведомостей» вышло приложение, содержащее Устав Могилевского Епархиального Миссионерского Совета.

В уставе Совета основной целью было прописано содействие охранению, утверждению и распространению в среде народа истин и правил Святой Православной веры в пределах Могилевской епархии» (Устав 1906, 1).

Сфера деятельности Совета, прописанная в уставе, заключалась в следующем:

• руководство миссионерской деятельностью епархиального и уездного миссионеров и всех сотрудников миссии епархии;

• забота об увеличении сотрудников миссии через поиск способных к миссионерской деятельности;

• избрание кандидатов на свободные священнослужи-тельские места в приходах, требующих особого миссионерского попечительства;

• содействие миссионерской деятельности приходского духовенства;

• оказание помощи миссионерам через выделение необходимых книг, брошюр и листовок;

• разрешение трудных вопросов приходского духовенства и сотрудников миссии;

• участие в рассмотрении противозаконных действий со стороны раскольников, сектантов и иноверцев в случае поступления о них заявлений от священников епархии и других лиц;

• сбор и накопление всех необходимых сведений о положении раскола и сектантства в епархии, которые предоставляются миссионерами и благочинными в Совет вместе с годичными отчетами, а миссионерами также и ежемесячно;

• по мере необходимости собрание благочиннических, уездных или епархиальных миссионерских съездов;

• в случае нужды - составление руководств для миссионеров, а также составление и рассылка форм отчетности, для предоставления в Совет необходимых сведений;

• строительство и открытие храмов и школ, обустройство библиотек в местностях, подверженных влиянию сектантства и раскола, устройство и проведение миссионерских курсов, распространение литературы как среди православных, так и в среде сектантов и раскольников (Устав 1906, 3-6).

Миссионерский Совет таким образом стал центральным органом Могилевской епархии, руководившим миссией как в среде православного населения, так и среди сектантов и раскольников.

В № 8-9 за 1908 г. в неофициальной части «Ведомостей» появляется тематический параграф «Миссионерский отдел» (Миссионерский отдел 1908, 341-346). Вероятно, это была попытка повторения опыта «Полоцких епархиальных ведомостей». Однако спустя четыре выпуска этот раздел вновь исчез из местной церковной периодики. Тем не менее, в первом выпуске содержится история создания пастырских миссионерских курсов в Гомеле.

Так в январе 1908 г. в Гомеле под председательством епископа Митрофана (Краснопольского) прошло собрание духовенства уезда. Одним из обсуждаемых вопросов, на который следует обратить внимание, являлось учреждение в Гомеле миссионерских курсов для духовенства. 15 апреля после утверждения Епархиальным миссионерским комитетом была закончена подготовительная работа по организации курсов. Для чтения лекций по сектантству, а именно по штундизму, баптизму и адвентизму, был приглашен миссионер Киевской епархии священник Савва Потехин. В программу его сектоведческих лекций входили краткий очерк возникновения и распространения штундизма и баптизма (штундобаптизма) в Российской империи, апологетико-полемический разбор вероучения сектантов, освещение темы церковного вероучения и обрядов, отрицаемых сектантами, отдельно рассматривались история возникновения и распространения и вероучение нового течения - адвентизма.

Вновь миссионерский отдел появляется в следующем 1909 г., и опять публикуется лишь в четырех номерах. Первая из статей (Церковно-приходские братства 1909, 600-605), опубликованная в № 16, затрагивает тему сектантства и посвящена церковно-миссионерским братствам и их значению в борьбе с сектантством. Автор считает, что для успешной борьбы с возрастающим влиянием сект и для религиозно-нравственного оздоровления прихода необходимо во всех селах, зараженных сектантством, организовать церковно-приходские миссионерские братства на началах строгой церковности, а также нужно поднять и восстановить в глазах народа нравственную дисциплину Церкви. Такие братства, по представлению миссионера, должны были представлять из себя в приходской жизни культурную силу, которая сможет оказать полемическое противодействие сектантству.

Епископ Полоцкий и Витебский Александр (Закис) и епископ Могилевский и Мстиславский Стефан (Архангельский)

являют яркие примеры личной заинтересованности в развитии сектоведения. С их приходом на свои кафедры в «Полоцких епархиальных ведомостях» и «Могилевских епархиальных ведомостях» появляются постоянные публикации о сектантстве и деятельности противосектантских миссионеров, а также специальные миссионерские отделы. О личной заинтересованности Полоцкого епископа Александра делом латышской и сектантской миссии свидетельствует следующее замечание миссионерского отдела «Епархиальных ведомостей»: «Проти-восектантский миссионер о. П. Лепин продолжает аккуратно сообщать непосредственно Его Преосвященству (мы не понимаем все-таки почему не прямо Комитету, как то делают прочие все миссионеры) о своих беседах с сектантами» (Миссионерский отдел 1904, 118).

Численность же сектантов не являлась фактором, влияющим на освещение противосектантского миссионерства в «Епархиальных ведомостях». Малочисленность последователей штундизма в Полоцкой епархии не повлияла на создание миссионерского отдела «Ведомостей» и подробного освещения этой тематики. Напротив, значительное число сектантов в Мо-гилевской епархии не способствовало акцентированию внимания на их деятельности и учении.

Епархия Епархиальный сектоведческий орган Дата создания

Минская Епархиальный отдел Октябрь 1894 г.

Полоцкая Епархиальный миссионер 1905 г.

Могилевская Миссионер ский Совет Январь 1906 г.

Заключение

Деятельность противосектантских миссий в епархиях белорусских земель протекала с переменной активностью и под влиянием многих факторов. Важнейшую роль в этой работе и освещении ее в «Епархиальных ведомостях» играли правящие архиереи. Численность же сектантов не являлась фактором, влияющим на частоту публикаций о противосектантском миссионерстве. Лишь после Указа «Об укреплении начал веротерпимости» теме сектантства редакция стала уделять некоторое внимание.

Основной задачей освещения противосектантской миссии в «Епархиальных ведомостях» была популяризация самой миссии, привлечение новых заинтересованных лиц и повышение сектоведческой грамотности духовенства. В епархиях, где миссии уделялось должное внимание, такая работа приносила свои плоды, о чем свидетельствуют подробные и достоверные публикации. В тех епархиях, где «Ведомости» не освещали деятельность сектоведов, результаты миссии не были столь значимыми. Зачастую большая часть усилий миссионеров была направлена на более многочисленные иноверческие группы: католиков, лютеран, старообрядческие толки. Такая деятельность отражалась на страницах выпусков «Епархиальных ведомостей», усилия же против сектантства оставались в тени.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Источники

1. Акты (1894) — Акты депутатов Минского епархиального съезда, бывшего в феврале м. сего 1894 г. // Минские епархиальные ведомости. 1894. № 19 (часть официальная). С. 459-462.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Инструкция (1902) — Инструкция приходским священникам для борьбы с расколом и сектантством // Полоцкие епархиальные ведомости. 1902. № 21 (часть официальная). С. 886-892.

3. К вопросу (1902) — К вопросу об учреждении при Полоцких епархиальных ведомостях миссионерского отдела // Полоцкие епархиальные ведомости. 1902. № 4 (часть неофициальная). С. 152-158.

4. Константин Попов (1903) — Константин Попов, священник. Что делается в среде сектантов // Минские епархиальные ведомости. 1903. № 18. С. 450-453; № 19. С. 465-470; № 21. С.498-502; № 22. С. 529-532.

5. Миссионерский отдел (1908) — Миссионерские курсы в Гомеле. Миссионерский отдел // Могилевские епархиальные ведомости. 1908. № 8-9 (часть неофициальная). С. 341-346.

6. Миссионерский отдел (1903) — Миссионерский отдел // Полоцкие епархиальные ведомости. 1903. № 18 (часть неофициальная). С. 700.

7. Миссионерский отдел (1904) — Миссионерский отдел // Полоцкие епархиальные ведомости. 1904. № 4 (часть неофициальная). С. 118.

8. Миссионерский отдел (1904) — Миссионерский отдел // Полоцкие епархиальные ведомости. 1904. № 18 (часть неофициальная). С. 539.

9. Миссия (1904) — Миссия в епархии в 1903 году. Миссионерский отдел // Полоцкие епархиальные ведомости. 1904. № 18 (часть неофициальная). С. 539.

10. НИАБ — Национальный исторический архив Беларуси. Ф. 136. Оп. 1. Д. 35812.

11. От комитета (1895) — От противораскольнического миссионерского комитета // Полоцкие епархиальные ведомости. 1895. № 3 (часть официальная). С. 93-94.

12. Отчет (1904) — Отчет о состоянии и деятельности витебского Епархиального Св.-Владимирского Братства за 1902 г. //

Полоцкие епархиальные ведомости. 1904. № 2 (часть официальная). С. 23.

13. Перемены (1898) — Перемены по епархиальной службе // Минские епархиальные ведомости. 1898. № 7 (часть официальная). С. 121.

14. Рапорт (1896) — Рапорт Его Преосвященству, Пре-освященнейшему Александру, Епископу Полоцкому и Витебскому, Полоцкого епархиального латышского миссионера, священника Петра Лепиня // Полоцкие епархиальные ведомости. 1896. № 8 (часть официальная). С. 312-314.

15. Рапорт (1896) — Рапорт Его Преосвященству, Пре-освященнейшему Александру, Епископу Полоцкому и Витебскому, Полоцкого епархиального латышского миссионера, священника Петра Лепиня // Полоцкие епархиальные ведомости. 1896. № 13 (часть официальная). С. 600-603.

16. Устав (1906) — Устав Могилевского Епархиального Миссионерского Совета // Могилевские епархиальные ведомости. 1906. Приложение к № 3. С. 1-6.

17. Учреждение (1906) — Учреждение Могилевского епархиального миссионерского Совета // Могилевские епархиальные ведомости. 1906. № 2 (часть неофициальная). С. 76-77.

18. Церковно-приходские братства (1909) — Церковноприходские братства и их значение в борьбе с сектантством. Миссионерский отдел // Могилевские епархиальные ведомости. 1909. № 16 (часть неофициальная). С. 600-605.

Литература

19. Архипова (2018) — Архипова Н. Е. Миссионерская деятельность в нижегородской епархии в 1906-1916 годах // Научный диалог. 2018. № 1. С. 110-123.

20. Ефимов (2007) — Ефимов А. Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. М.: Изд-во ПСТГУ.

2007. 685 с.

21. Ивочкин (2018) — Ивочкин Д. А. Взаимодействие смоленской епархии с миссионерскими организациями во второй половине XIX - начале XX века // Преподаватель XXI век. 2018. № 1-2. С. 294-308.

22. Лозовский (2013) — Лозовский А. Г. Тамбовские епархиальные миссионеры в конце XIX - начале XX в. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 1 (117). С. 291-295.

23. Ощепкова (2014) — Ощепкова О. О. Характеристика миссионерской (антисектантской) деятельности русской православной церкви в конце XIX - начале XX в. На примере омской епархии // Актуальная теология. Материалы Всероссийской молодежной научно-практической конференции. Отв. редактор: Е. В. Кузьмина. 2014. С. 187-196.

24. Секирин (2016) — Секирин А. А. Миссионерская деятельность русской православной церкви и церковная политика в отношении сектантства и старообрядчества во второй половине XIX века // Молодой ученый. Исторические исследования. Материалы IV Международной научной конференции. 2016. С. 67-71.

25. Секирин (2017) — Секирин А. А. Миссионерские съезды и миссионерская деятельность Русской Православной Церкви в борьбе с расколом старообрядчества и сектантством во второй половине XIX века // Христианское чтение. 2017. № 3. С. 278-298.

26. Сидорин (2010) — Сидорин А. И. Особенности проведения внутренней миссии русской церкви в отношении евангелических сект, историческая ретроспектива // Булгаковские чтения. 2010. № 4. С. 96-102.

27. Якунин (2019) — Якунин В. Н. Миссионерская деятельность в самарской епархии русской православной церкви: история и современность // Макарьевские чтения. Материалы XIV международной научно-практической конференции. Отв. редактор: В. Г. Бабин. 2019. С. 316-329.

ANTI-SECTARIAN MISSION AT THE BELARUSIAN LANDS IN THE LATE 19TH - EARLY 20TH CENTURY IN THE DIOCESAN JOURNALS MATERIALS

Ivanov N. Á.

Abstract: In the late 19th - early 20th century, the organization of an anti-sectarian mission began in the Belarusian dioceses. The Diocesan Statements was used to cover the activities of the missionaries and to popularize the mission. The frequency of publications of materials in issues of those years on this topic is an indirect indicator of the level of intensity of missionaries' activity, the scope of their problematic plan, the development of the mission, the involvement of the editorial board and bishops. It is noteworthy that in each diocese the activities of the anti-sect departments and missionaries were more subordinate to internal church conditions, and did not depend, for example, on the number or activity of sectarians. Therefore, among other things, the most important tasks of covering the anti-sectarian mission in the Diocesan Statements were to popularize the mission itself, attract new interested persons and increase the clergy's sectology knowledge. It can be noted that in such cases, the Diocesan Statements itself became a mission tool, prompting the reader to turn to the study of sectarianism.

Keywords: Anti-sectarian mission, Belarusian dioceses, sectarianism, sectology, Diocesan Statements, missionary, Missionary council, missionary department.

About the author: Ivanov N. A. - Master of Theology, postgraduate student of the Minsk Theological Academy. E-mail: nikonauk@gmail.com ORCID: 0000-0002-7148-858X

Article link: Ivanov N. A. Anti-sectarian mission at the Belarusian lands in the late 19th - early 20th century in the Diocesan journals materials. Scientific works of Minsk Theological Academy, 2021, no. 2 (19):121-147.

SOURCES AND REFERENCES

Sources

1. Akty deputatov Minskogo eparkhial'nogo s"ezda, byvshego v fevrale m. sego 1894 g. [Acts of the deputies of the Minsk diocesan congress, which was held in February this year, 1894]. Minskie eparkhial'nye vedomosti, 1894, no. 19 (official part), pp. 459-462. (In Russian).

2. Instruktsiya prikhodskim svyashchennikam dlya bor'by s raskolom i sektantstvom [Instructions for parish priests to combat schism and sectarianism]. Polotskie eparkhial'nye vedomosti, 1902, no. 21 (official part), pp. 886-892. (In Russian).

3. K voprosu ob uchrezhdenii pri Polotskikh eparkhial'nykh vedomostyakh missionerskogo otdela [On the issue of establishing a missionary department under the Polotsk Diocesan Statement]. Polotskie eparkhial'nye vedomosti, 1902, no. 4 (unofficial part), pp. 152-158. (In Russian).

4. Konstantin Popov, svyashchennik. Chto delaetsya v srede sektantov [What is being done among sectarians]. Minskie eparkhial'nye vedomosti, 1903, no. 18, pp. 450-453; no. 19, pp. 465-470; no. 21, pp. 498-502; no. 22, pp. 529-532. (In Russian).

5. Missionerskie kursy v Gomele. Missionerskiy otdel [Missionary courses in Gomel. Missionary Department]. Mogilevskie eparkhial'nye vedomosti, 1908, no. 8-9 (unofficial part), pp. 341346. (In Russian).

6. Missionerskiy otdel [Missionary Department]. Polotskie eparkhial'nye vedomosti, 1903, no. 18 (unofficial part), p. 700. (In Russian).

7. Missionerskiy otdel [Missionary Department]. Polotskie eparkhial'nye vedomosti, 1904, no. 4 (unofficial part), p. 118. (In Russian).

8. Missionerskiy otdel [Missionary Department]. Polotskie eparkhial'nye vedomosti, 1904, no. 18 (unofficial part), p. 539. (In Russian).

9. Missiya v eparkhii v 1903 godu. Missionerskiy otdel [Mission to the diocese in 1903. Missionary Department]. Polotskie eparkhial'nye vedomosti, 1904, no. 18 (unofficial part), p. 539. (In Russian).

10. Natsional'nyy istoricheskiy arkhiv Belarusi (NIAB) [National Historical Archive of Belarus (NHAB)]. F. 136. Op. 1. D. 35812. (In Russian).

11. Ot protivoraskol'nicheskogo missionerskogo komiteta [From the Anti-Schismatic Missionary Committee]. Polotskie eparkhial'nye vedomosti, 1895, no. 3 (official part), pp. 93-94. (In Russian).

12. Otchet o sostoyanii i deyatel'nosti vitebskogo Eparkhial'nogo Sv.-Vladimirskogo Bratstva za 1902 g. [Report on the status and activities of the Vitebsk Diocesan St. Vladimir Community for 1902]. Polotskie eparkhial'nye vedomosti, 1904, no. 2 (official part), p. 23. (In Russian).

13. Peremeny po eparkhial'noy sluzhbe [Changes in the diocesan service]. Minskie eparkhial'nye vedomosti, 1898, no. 7 (official part), p. 121. (In Russian).

14. Raport Ego Preosvyashchenstvu, Preosvyashchenneyshemu Aleksandru, Episkopu Polotskomu i Vitebskomu, Polotskogo epar-khial'nogo latyshskogo missionera, svyashchennika Petra Lepinya [Report to His Eminence, His Grace Alexander, Bishop of Polotsk and Vitebsk, Polotsk Diocesan Latvian Missionary, Priest Peter Lepin]. Polotskie eparkhial'nye vedomosti, 1896, no. 8 (official part), pp. 312-314. (In Russian).

15. Raport Ego Preosvyashchenstvu, Preosvyashchenneyshemu Aleksandru, Episkopu Polotskomu i Vitebskomu, Polotskogo epar-khial'nogo latyshskogo missionera, svyashchennika Petra Lepinya [Report to His Eminence, His Grace Alexander, Bishop of Polotsk and Vitebsk, Polotsk Diocesan Latvian Missionary, Priest Peter

Lepin]. Polotskie eparkhial'nye vedomosti, 1896, no. 13 (official part), pp. 600-603. (In Russian).

16. Ustav Mogilevskogo Eparkhial'nogo Missionerskogo So-veta [Charter of the Mogilev Diocesan Missionary Council]. Mogi-levskie eparkhial'nye vedomosti, 1906, annex to no. 3, pp. 1-6. (In Russian).

17. Uchrezhdenie Mogilevskogo eparkhial'nogo missionerskogo Soveta [Establishment of the Mogilev Diocesan Missionary Council]. Mogilevskie eparkhial'nye vedomosti, 1906, no. 2 (unofficial part), pp. 76-77. (In Russian).

18. Tserkovno-prikhodskie bratstva i ikh znachenie v bor'be s sektantstvom. Missionerskiy otdel [Parish Communities and their importance in the fight against sectarianism. Missionary Department]. Mogilevskie eparkhial'nye vedomosti, 1909, no. 16 (unofficial part), pp. 600-605. (In Russian).

References

19. Arkhipova, Natal'ya Evgen'evna. 2018. "Missionerskaya deyatel'nost' v nizhegorodskoy eparkhii v 1906-1916 godakh" ["Missionary activity in the Nizhny Novgorod diocese in 1906-1916"]. Nauchnyy dialog, no. 1:110-123. (In Russian).

20. Efimov, Andrey. 2007. Ocherki po istorii missionerstva Rus-skoy Pravoslavnoy Tserkvi [Essays on the history of missionary work of the Russian Orthodox Church]. Moscow: Izdatel'stvo PSTGU. (In Russian).

21. Ivochkin, Dem'yan Anatol'evich. 2018. "Vzaimodeystvie smo-lenskoy eparkhii s missionerskimi organizatsiyami vo vtoroy polovine XIX - nachale XX veka" ["Interaction of the Smolensk Diocese with missionary organizations in the second half of the XIX - early XX century"]. Prepodavatel'XXI vek, no. 1-2: 294-308. (In Russian).

22. Lozovskiy, Anton Gennad'evich. 2013. "Tambovskie eparkhial'nye missionery v kontse XIX - nachale XX v." ["Tambov

diocesan missionaries in the late XIX - early XX century"]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Series: Gumanitarnye nauki, no. 1 (117): 291-295. (In Russian).

23. Oshchepkova, Olesya Olegovna. 2014. "Kharakteristika missionerskoy (antisektantskoy) deyatel'nosti russkoy pravoslavnoy tserkvi v kontse XIX - nachale XX v. Na primere omskoy eparkhii" ["Characteristics of the missionary (anti-sectarian) activity of the Russian Orthodox Church in the late XIX - early XX century. On the example of the Omsk diocese"]. Aktualnaya teologiya, Kuz'mina E. V., ed., p. 187-196. (In Russian).

24. Sekirin, Andrey Aleksandrovich. 2016. "Missionerskaya deyatel'nost' russkoy pravoslavnoy tserkvi i tserkovnaya politika v otnoshenii sektantstva i staroobryadchestva vo vtoroy polovine XIX veka" ["Missionary activity of the Russian Orthodox Church and church policy towards sectarianism and Old Believers in the second half of the 19th century"]. Molodoy uchenyy. Istoricheskie issledovaniya. Proceedings of the IV international scientific conference, 2016, pp. 67-71. (In Russian).

25. Sekirin, Andrey Aleksandrovich. 2017. "Missionerskie s"ez-dy i missionerskaya deyatel'nost' Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi v bor'be s raskolom staroobryadchestva i sektantstvom vo vtoroy polovine XIX veka" ["Missionary congresses and missionary activity of the Russian Orthodox Church in the fight against the split of the Old Believers and Sectarianism in the second half of the XIX century"]. Khristianskoe chtenie, no. 3:278-298. (In Russian).

26. Sidorin, A. I. 2010. "Osobennosti provedeniya vnutren-ney missii russkoy tserkvi v otnoshenii evangelicheskikh sekt, is-toricheskaya retrospektiva" ["Features of the internal mission of the Russian Church in relation to evangelical sects, historical retrospective"]. Bulgakovskie chteniya, no. 4:96-102. (In Russian).

27. Yakunin, Vadim Nikolaevich. 2019. "Missionerskaya deyatel'nost' v samarskoy eparkhii russkoy pravoslavnoy tserkvi: istoriya i sovremennost'" ["Missionary activity in the Samara Diocese of the

Russian Orthodox Church: History and modernity"], Makarevskie chteniya. Materials of the XIV International Scientific and practical conference, Babin V. G., ed., 2019, pp. 316-329. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.