Научная статья на тему '"АСТРАХАНСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ" КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВНОЙ МИССИИ В КАЛМЫЦКОЙ СТЕПИ В НАЧАЛЕ XX В'

"АСТРАХАНСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ" КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВНОЙ МИССИИ В КАЛМЫЦКОЙ СТЕПИ В НАЧАЛЕ XX В Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
115
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСТРАХАНСКАЯ И ЕНОТАЕВСКАЯ ЕПАРХИЯ / АСТРАХАНСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ / АСТРАХАНСКИЙ ЕПАРХИАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ / МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КАЛМЫЦКАЯ СТЕПЬ / МИССИОНЕРСКИЙ СТАН / КРЕЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Курапов Андрей Алексеевич

Введение. «Астраханские епархиальные ведомости» - официальный журнал Астраханской и Енотаевской епархии, выходивший в 1875-1918 гг. Значительный объем публикаций журнала составляют статьи, посвященные быту, обычаям, религии калмыков и распространению христианства в Калмыцкой степи. Цель исследования - выявление, анализ, исследование и введение в научный оборот материалов «Астраханских епархиальных ведомостей», посвященных состоянию, направлениям развития миссионерской деятельности Русской православной церкви в Калмыцкой степи в начале XX в. Материалы и методы. Для достижения поставленной цели исследования был проведен анализ публикаций «Астраханских епархиальных ведомостей» 1900-1918 гг. Объектом анализа стали 17 тематических статей, авторами которых являлись священнослужители Астраханской и Енотаевской епархии. Осуществлено разделение публикаций на пять групп (публикации о приеме калмыками православия, аналитические отчеты о миссионерской деятельности Русской православной церкви в Калмыцкой степи, религиозный диспут православного священнослужителя и ламы, публикации по истории православной миссии в Калмыцкой степи, отчеты о посещении миссионерских центров астраханским губернатором и епископом), охарактеризовано значение материалов журнала для историографии миссионерской деятельности Русской православной церкви в Калмыцкой степи в начале XX в. Выводы. Значимость материалов «Астраханских епархиальных ведомостей» по истории и развитию православной миссии в Калмыцкой степи в начале XX в. в том, что их авторы, православные священнослужители, были непосредственно связаны с миссионерской деятельностью, использовали зачастую не дошедшие до настоящего времени архивные материалы. Объективный анализ успехов и проблем православной миссии авторами публикаций позволяет дополнить имеющийся объем источников по истории православия в Калмыцкой степи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORTHODOX CHRISTIAN MISSION IN KALMYK STEPPE, EARLY 20 TH CENTURY: ASTRAKHANSKIE EPARKHIALNYE VEDOMOSTI (JOURNAL OF ASTRAKHAN EPARCHY) AS A HISTORICAL SOURCE

Introduction. The Journal of Astrakhan Eparchy (Russ. Astrakhanskie eparkhialnye vedomosti ) was the official periodical of Astrakhan and Yenotayevka Eparchy in 1875 to 1918. Quite a share of the published articles dealt with household life, customs, religion of the Kalmyks, and dissemination of Christianity in Kalmyk Steppe. Goals. The study aims to identify, analyze, investigate and introduce materials contained in journal issues and covering the actual state and directions for further development of Russian missionary activity in early 20 th century Kalmyk Steppe. Materials and methods. So, the paper analyzes journal issues published between 1900 and 1918. Results . A total of seventeen related articles authored by clerics of Astrakhan and Yenotayevka Eparchy were studied. The publications cluster into five groups as follows: messages on Kalmyk converts, analytical reports on Russian missionary activity in Kalmyk Steppe, religious dispute between Orthodox priest and Lama, articles on the history of Orthodox Mission in Kalmyk Steppe, reports on visits to missionary centers paid by Astrakhan Governor and Bishop. The work also evaluates the significance of the examined materials for historiography of Russian missionary activities in Kalmyk Steppe at the beginning of the 20 th century. Conclusions. The importance of the examined materials on the history and development of Orthodox Christian Mission in Kalmyk Steppe is determined by that their authors - Orthodox priests - were direct participants of missionary activities proper and often used archival materials that never survived to the present. Objective analyses of the Mission’s successes and problems by authors of publications makes it possible to supplement the existing set of sources on the history of Orthodox Christianity in Kalmyk Steppe.

Текст научной работы на тему «"АСТРАХАНСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ" КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВНОЙ МИССИИ В КАЛМЫЦКОЙ СТЕПИ В НАЧАЛЕ XX В»

УДК 2-76

DOI: 10.22162/2587-6503-2021-3-19-64-78

«Астраханские епархиальные ведомости» как источник по истории православной миссии в Калмыцкой степи в начале XX в.

Андрей Алексеевич Курапов 1

1 Калмыцкий научный центр Российской академии наук (д. 8, ул. им. И. К. Илишкина, 358000 Элиста, Российская Федерация) доктор исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник 0000-0002-0521-2710. E-mail: Akurapov78@rambler.ru

© КалмНЦ РАН, 2021 © Курапов А. А., 2021

Аннотация. Введение. «Астраханские епархиальные ведомости» — официальный журнал Астраханской и Енотаевской епархии, выходивший в 1875-1918 гг. Значительный объем публикаций журнала составляют статьи, посвященные быту, обычаям, религии калмыков и распространению христианства в Калмыцкой степи. Цель исследования — выявление, анализ, исследование и введение в научный оборот материалов «Астраханских епархиальных ведомостей», посвященных состоянию, направлениям развития миссионерской деятельности Русской православной церкви в Калмыцкой степи в начале XX в. Материалы и методы. Для достижения поставленной цели исследования был проведен анализ публикаций «Астраханских епархиальных ведомостей» 1900-1918 гг. Объектом анализа стали 17 тематических статей, авторами которых являлись священнослужители Астраханской и Енотаевской епархии. Осуществлено разделение публикаций на пять групп (публикации о приеме калмыками православия, аналитические отчеты о миссионерской деятельности Русской православной церкви в Калмыцкой степи, религиозный диспут православного священнослужителя и ламы, публикации по истории православной миссии в Калмыцкой степи, отчеты о посещении миссионерских центров астраханским губернатором и епископом), охарактеризовано значение материалов журнала для историографии миссионерской деятельности Русской православной церкви в Калмыцкой степи в начале

XX в. Выводы. Значимость материалов «Астраханских епархиальных ведомостей» по истории и развитию православной миссии в Калмыцкой степи в начале XX в. в том, что их авторы, православные священнослужители, были непосредственно связаны с миссионерской деятельностью, использовали зачастую не дошедшие до настоящего времени архивные материалы. Объективный анализ успехов и проблем православной миссии авторами публикаций позволяет дополнить имеющийся объем источников по истории православия в Калмыцкой степи. Ключевые слова: Астраханская и Енотаевская епархия, Астраханские епархиальные ведомости, Астраханский епархиальный комитет, миссионерская деятельность, Калмыцкая степь, миссионерский стан, крещение Благодарность. Исследование проведено в рамках государственной субсидии — проект «Комплексное исследование процессов общественно-политического и культурного развития народов Юга России» (номер госрегистрации: АААА-А19-119011490038-5).

Для цитирования: Курапов А. А. «Астраханские епархиальные ведомости» как источник по истории православной миссии в Калмыцкой степи в начале XX в. // Бюллетень Калмыцкого научного центра РАН. 2021. № 3. С. 64-78. DOI: 10.22162/2587-6503-2021-3-19-64-78

UDC 2-76

Orthodox Christian Mission in Kalmyk Steppe, Early 20th Century: Astrakhanskie Eparkhialnye Vedomosti (Journal of Astrakhan Eparchy) as a Historical Source

Andrey A. Kurapov 1

1 Kalmyk Scientific Center of the RAS (8, Ilishkin St., 358000 Elista, Russian Federation)

Dr. Sc. (History), Leading Research Associate

0000-0002-0521-2710. E-mail: Akurapov78@rambler.ru

© KalmSC RAS, 2021 © Kurapov A. A., 2021

Abstract. Introduction. The Journal of Astrakhan Eparchy (Russ. Astrakhanskie eparkhialnye vedomosti) was the official periodical of Astrakhan and Yenotayevka Eparchy in 1875 to 1918. Quite a share of the published articles dealt with household life, customs, religion of the Kalmyks, and dissemination of Christianity in Kalmyk Steppe. Goals. The study aims to identify, analyze, investigate and introduce materials contained in journal issues and covering the actual state and directions for further development of Russian missionary activity in early 20th century Kalmyk Steppe. Materials and methods. So, the paper analyzes journal issues published between 1900 and 1918. Results. A total of seventeen related articles authored by clerics of Astrakhan and Yenotayevka Eparchy were studied. The publications cluster into five groups as follows: messages on Kalmyk converts, analytical reports on Russian missionary activity in Kalmyk Steppe, religious dispute between Orthodox priest and Lama, articles on the history of Orthodox Mission in Kalmyk Steppe, reports on visits to missionary centers paid by Astrakhan Governor and Bishop. The work also evaluates the significance of the examined materials for historiography of Russian missionary activities in Kalmyk Steppe at the beginning of the 20th century. Conclusions. The importance of the examined materials on the history and development of Orthodox Christian Mission in Kalmyk Steppe is determined by that their authors — Orthodox priests — were direct participants of missionary activities proper and often used archival materials that never survived to the present. Objective analyses of the Mission's successes and problems by authors of publications makes it possible to supplement the existing set of sources on the history of Orthodox Christianity in Kalmyk Steppe.

Keywords: Astrakhan and Yenotayevka Eparchy, Journal of Astrakhan Eparchy, Astrakhan Eparchial Committee, missionary activity, Kalmyk Steppe, missionary camp, baptism

Acknowledgments. The reported study was funded by government subsidy, project no. AAAA-A19-119011490038-5 'Sociopolitical and Cultural Development of South Russia's Peoples: Comprehensive Studies of Respective Processes'.

For citation: Kurapov A. A. Orthodox Christian Mission in Kalmyk Steppe, Early 20th Century: Astrakhanskie Eparkhialnye Vedomosti (Journal of Astrakhan Eparchy) as a Historical Source. Bulletin of the Kalmyk Scientific Center of the RAS. 2021. No. 3. Pp. 64-78. (In Russ.). DOI: 10.22162/25876503-2021-3-19-64-78

Введение

«Астраханские епархиальные ведомости» — официальный печатный орган Астраханской и Енотаевской епархии, издавался с 1875 г. по 1918 г. Решение о необходимости учредить епархиальное издание было принято астраханским епископом Феогностом в 1871 г., однако первый выпуск журнала вышел только при епископе Хрисанфе в 1875 г., которым была утверждена программа и структура издания [Литницкий 1900: 1, 3]. «Астраханские епархиальные ведомости» — ценнейший источник по региональной гражданской и церковной истории, содержащий комплекс биографических сведений об астраханских архиереях, значительных клерикальных и светских деятелях, большое количество публикаций, посвященных старообрядцам, сектантам, христианским общинам Астраханской губернии. В неофициальном отделе «Астраханских епархиальных ведомостей» было предписано в том числе помещать материалы «о религиозно-нравственном быте инородцев Астраханской епархии» [Литницкий 1900: 6]. Значительный объем публикаций этой рубрики занимали статьи, посвященные калмыкам: их быту, обычаям, религии и распространению христианства среди них.

Цель исследования — введение в научный оборот материалов «Астраханских епархиальных ведомостей», характеризующих состояние, направления развития, степень изученности миссионерской деятельности Русской православной церкви в Калмыцкой степи в начале XX в. В качестве исследовательских были поставлены следующие задачи: определение научной значимости публикаций «Астраханских епархиальных ведомостей», разделение их на тематические группы, раскрытие значения публикаций для историографии миссионерской деятельности Русской православной церкви в Калмыцкой степи.

В процессе подготовки статьи были изучены материалы «Астраханских епархиальных ведомостей» за 1900-1918 гг. Среди публикаций официальной и неофициальной частей журнала было выявлено 17 статей, посвященных миссионерской деятельности Русской православной церкви в Калмыцкой степи, авторами 14 из

них были священнослужители Астраханской и Енотаевской епархии (А. Вербовой, М. С. Кондаков, Ф. И. Колпиков, Никанор (архиепископ), И. И. Саввинский, М. К. Тресвятский), 3 статьи принадлежали перу анонимных авторов.

Миссионерская деятельность Русской православной церкви в Калмыцкой степи по материалам «Астраханских епархиальных ведомостей» в начале XX в.

«Астраханские епархиальные ведомости» рассматривались как исторический источник в ряде публикаций региональных исследователей. Так, в статье Л. Н. Поротиковой «Астраханские епархиальные ведомости» рассматривались как источник по истории приходского духовенства Астраханской губернии в XVIII-XX вв. [Поротикова 2015]. В статье Л. Н. Щербаковой проанализированы размещенные на страницах журнала публикации астраханских миссионеров, посвященные религиозным представлениям калмыков [Щербакова 2018]. В статье А. А. Вороновой и А. А. Долина рассмотрены материалы «Астраханских епархиальных ведомостей» как ключевого регионального исторического источника [Воронова, Долин 2020].

Публикации «Астраханских епархиальных ведомостей» о миссионерской деятельности Русской православной церкви в Калмыцкой степи использовались в качестве источников в работах таких авторов, как Э. П. Бакаева, Э.-Б. М. Гучинова [Бакаева, Гучинова 1992], Г. Ш. Дорджиева [Дорджиева 1995], С. С. Белоусов [Белоусов 2003; Белоусов 2019], К. В. Орлова [Орлова 2006], М. С. Горя-ев, А. Б. Лиджиев [Горяев, Лиджиев 2017].

Одной из форм повествования об успехах православной миссии в Калмыцкой степи, используемых в «Астраханских епархиальных ведомостях» в начале XX в., были публикации о новообращенных калмыках. Статьи Ф. И. Колпикова и М. К. Тресвятско-го, посвященные данной теме, были опубликованы на страницах «Астраханских епархиальных ведомостей» в 1901 и 1903 гг.

Так, священнослужитель епархии Ф. И. Колпиков рассказал в своей статье о крещении калмыка Малодербетовского улуса

Х. О. Тугулова в ноябре 1900 г. в с. Плодовитом Черноярского уезда [Колпиков 1901]. В 1903 г. была опубликована схожая статья священника М. К. Тресвятского «Просвещение святым крещением калмыка Малодербетовского улуса в селе Вязовке Черноярского уезда», в которой описывался приход к православию калмыка Нохашки Джараева, принявшего крещение в сентябре 1903 г. [Тресвятский 1903]. Общим для обеих статей было описание тернистого пути новообращенных к православию, противодействия крещению со стороны их окружения, а также преображения неофитов после обряда крещения и последующего их примирения с родственниками.

Второй группой статей, опубликованных на страницах «Неофициального отдела» «Астраханских епархиальных ведомостей», стали аналитические отчеты о миссионерской деятельности Русской православной церкви в Калмыцкой степи.

В 1904 г. в журнале были опубликованы два отчета, связанные с распространением православия у калмыков. В статье «Миссионерская деятельность среди калмыков и киргизов и ее успехи в Астраханской епархии в 1903 г.» была приведена информация о деятельности миссионеров Л. Лопатина (священник Ноин-Ширен-ского миссионерского стана), И. Ростовцева (священник Улан-Эр-генского миссионерского стана), К. Николаева (священник Чил-гирского стана), К. Ростошинского (священник поселка Болхун Сала), Н. Горбачева (священник миссионерского пункта урочища Кугульта) [Миссионерская деятельность 1904]. Кроме того, даются сведения о 60 поездках миссионеров в Калмыцкую степь в 1903 г., о содержании проповедей [Миссионерская деятельность 1904: 823-825]. Несмотря на название статьи, ее автор отмечал и препятствия делу православной миссии в Калмыцкой степи: неопределенный правовой и социально-экономический статус калмыков-христиан, малочисленность штата миссионеров, значительное количество хурулов и буддийского духовенства [Миссионерская деятельность 1904: 827-829].

Одной из распространенных рубрик на страницах «Астраханских епархиальных ведомостей» XIX - начала XX вв. были рели-

гиозные диспуты епархиальных священнослужителей со старообрядцами и сектантами разных толков. Межконфессиональные диспуты были более редки. В этой связи значительный интерес представляет статья священника А. Вербового «Кому поклоняются и служат ламаиты-калмыки», являющаяся воспроизведением беседы с гелюнгом Бадмой Манджиевым [Вербовой 1906]. Диалог состоялся в поездке из урочища Утта Харахусовского улуса. В ходе общения сравнению подверглись буддийская и христианская теологические доктрины, храмовая обрядность, со стороны православного священнослужителя подверглось критике и буддийское учение о реинкарнации [Вербовой 1906: 856]. Естественно, что места для ответных реплик ламы на страницах православного журнала не нашлось.

Значительный интерес для исследователей представляют публикации, посвященные истории православной миссии в Калмыцкой степи. Кроме непосредственного изложения хронологии событий, они содержат цитаты из источников, многие из которых не сохранились в оригинале, аналитику и выводы священнослужителей о ходе, успехах и сложностях процесса распространения православия у калмыков в XVIII - начале XX вв.

К таким исследованиям, опубликованным в «Астраханских епархиальных ведомостях» в рассматриваемый период, относится статья председателя миссионерского съезда 1910 г., архиепископа Казанского и Свияжского Никанора «Православная миссия среди калмыков в ее прошлом» [Никанор 1910]. Автор рассматривает историю распространения православия среди калмыков в XVIII-XX вв., отмечая, в частности, что калмыки «легко поддавались даже неусиленным убеждениям к принятию христианства, но так же скоро и расставались с новопринятой верой» [Никанор 1910: 531]. Архиепископ Никанор, подчеркивая материальную мотивацию неофитов, выделял исторический период наиболее активного перехода в православие, а именно 30-70-е гг. XVIII в., когда православными миссионерами в Калмыцком ханстве было крещено 4 378 человек [Никанор 1910: 532]. Однако выводы о предварительных итогах православной миссии у калмыков были не столь

радужными. По мнению автора, основными причинами ее провала в XVШ-XIX вв. стали: дух кочевой жизни, не способствовавший принятию христианства, отсутствие у российских властей и православного духовенства последовательного стремления к обращению калмыков в свою веру, временные лакуны в миссионерской деятельности, ее неоднородность и бессистемность [Никанор 1910: 533]. Несмотря на общую критику православного миссионерства у калмыков, автор выделял наиболее значительных просветителей, к которым он относил иеромонаха Никодима Ленкеевича, протоиерея А. Чубовского, П. Лугарева, В. М. Дилигенского, преосвященного Виталия, Н. Никонова и П. А. Смирнова, архиепископа Смарагда [Никанор 1910: 533].

В этом же году в «Астраханских епархиальных ведомостях» начинается публикация цикла статей И. И. Саввинского «О деятельности Астраханского епархиального комитета по распространению христианства среди калмыков и киргизов за все время его существования (1871-1909 г.)». Статьи вышли в нескольких выпусках «Астраханских епархиальных ведомостей» 1910-1911 гг. и включали в себя несколько параграфов: «Общий обзор деятельности», «О миссионерах», «О содействии миссионерам», «О миссионерских учреждениях», «О новопросвещенных», «О средствах комитета» [Саввинский 1910: № 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22; Саввинский 1911: № 2, 5].

В этом значительном исследовании автором были проанализированы все направления деятельности Астраханского епархиального комитета в конце XIX - начале XX вв. Характеризуя первые годы его работы, И. И. Саввинский отмечал активную роль попечителя калмыцкого народа генерал-майора К. И. Костенкова, которого автор называл «известным знатоком быта калмыков, ревностным поборником просвещения их христианством» [Саввинский 1910, № 16: 563]. По мнению автора, одним из первых значимых мероприятий комитета, открытого 3 января 1871 г., стал опрос священнослужителей Астраханской и Енотаевской епархии о некрещеных калмыках, проживавших вблизи приходов церквей. На разосланный по приходам епархии запрос ответило 59 священни-

ков, определивших, в частности, препятствия для распространения православия среди калмыков: кочевой образ жизни, языковой барьер, отсутствие у священнослужителей литературы по калмыцким верованиям и обычаям, богослужебных книг на калмыцком языке [Саввинский 1910, № 16: 567]. По мнению И. И. Саввинского, в начале своей деятельности комитет занимался исключительно увеличением собственных средств, высылкой пособий новокрещеным калмыкам и изданием переводов П. А. Смирнова [Саввинский 1910, № 16: 568]. Тактика работы комитета меняется с конца 70-х гг. XIX в.: открывается миссионерский приют, миссионерские станы (в Улан-Эргэ, Ноин-Ширэ) [Саввинский 1910, № 16: 574]. И. И. Саввинский отмечал, что принятие в 1905 г. императорского указа «Об укреплении начал веротерпимости» привело к кризису православной миссии в Калмыцкой степи: из-за сокращения финансирования был закрыт ряд приютов [Саввинский 1910, № 16: 578].

Анализируя непосредственную работу миссионеров, И. И. Саввинский подчеркивал, что православный священнослужитель, который несет православие иноверцам, «...должен знать не только проповедуемую им веру, но и тех людей (их язык, их верования, их нравы и обычаи), к которым он идет с проповедью» [Саввинский 1910, № 16: 595]. И. И. Саввинский отмечал усилия Астраханской епархии в XIX - начале XX вв. по подготовке национальных кадров миссионеров, приводил факты приема в Астраханское духовное училище в 70-80-е гг. XIX в. десяти калмыцких мальчиков, сокрушенно отмечая, что ни один из них не закончил обучение и не стал проповедником [Саввинский 1910, № 17: 596]. Юные носители кочевой культуры плохо приживались в городских условиях. Как замечал П. А. Смирнов, «.случаи бегства некрещеных калмыцких детей из здешнего калмыцкого училища при Главном управлении калмыцким народом составляют обыденное явление» [Саввинский 1910, № 17: 598]. Неблагоприятной для миссионерского дела была и ситуация с преподаванием калмыцкого языка в Астраханском духовном училище. Преподавание велось для учеников 3 и 4-го классов, по одному уроку в неделю, в Астра-

ханской духовной семинарии на калмыцкий язык отводилось два урока в неделю без системы обучения, программы и практики разговорной речи [Саввинский 1910, № 17: 595]. Эту ситуацию епархиальное начальство попыталось преодолеть в конце XIX в. После ревизии астраханских духовно-учебных заведений, с 1897 г. изучение калмыцкого языка в Астраханской духовной семинарии стало обязательным, вводился трехлетний курс обучения с тремя уроками в неделю [Саввинский 1910, № 17: 599]. Снижение активности миссионерской деятельности и низкий уровень преподавания калмыцкого языка в начале XX в. приводят к упразднению кафедры калмыцкого языка в Астраханской духовной семинарии и Астраханском духовном училище указом Синода от 30 мая 1908 г. [Саввинский 1910, № 17: 601].

Неудачей закончилась попытка воспитания национальных кадров для православной миссии в системе приютов. В 1876 г. усилиями епископа Астраханского и Енотаевского Хрисанфа в селении Четырехбугоринском Астраханского уезда был открыт приют для калмыцких детей, в который было отобрано 10 мальчиков [Саввинский 1910, № 17: 604]. Приют был призван воспитать будущих миссионеров, но эффективность его работы была, по мнению автора статьи, крайне низкой. За шесть лет обучения воспитанники получили только начальное образование, ни один из них впоследствии не стал миссионером [Саввинский 1910, № 17: 606]. В 1894 г. была открыта Астраханская двухклассная миссионерская мужская школа-приют, в которой проходили обучение 11 крещеных калмыков и 6 русских, которые по окончании школы продолжили образование, не став священнослужителями-миссионерами [Саввинский 1910, № 17: 608].

Отмечая значимость роли личности миссионера в процессе распространения православного вероучения, И. И. Саввинский особо выделял протоиерея П. А. Смирнова (1824-1866 гг.). Отмечая его значительный вклад в дело миссии, И. И. Саввинский приводил сведения о предложении П. А. Смирнова проводить богослужение на национальном языке для привлечения калмыков в миссионерские церкви [Саввинский 1910, № 17: 609]. Предложе-

ние П. А. Смирнова было отвергнуто, поскольку использование переводов литургии на калмыцком языке было возможно только с разрешения Синода, миссионеру было предписано продолжить проповедь в калмыцких улусах в среде простолюдинов и духовенства, активная миссионерская деятельность им не велась [Саввинский 1910, № 17: 609].

Оказание содействия миссионерам со стороны комитета, по мнению И. И. Саввинского, осуществлялось по двум направлениям: «духовно-просветительному» и «внешне-материальному» [Саввинский 1910, № 18: 641]. К духовно-просветительному направлению содействия он относил снабжение миссионеров литературой (автор отмечал следующие рассылавшиеся издания: Нил, архиепископ Ярославский. Буддизм, рассматриваемый по отношению к последователям его, обитающим в Сибири. СПб., 1858; Бобровников А. А. Грамматика монгольско-калмыцкого языка. Казань, 1849; Смирнов П. А. Краткий русско-калмыцкий словарь. Казань, 1857; Первоначальный учебник русского языка для калмыков. Казань, 1903; и др.) [Саввинский 1910, № 18: 642]. Внешне-материальным направлением содействия, по И. И. Саввинскому, была выдача миссионерам открытых листов для бесплатного пользования почтовыми лошадьми, пересылка денежной корреспонденции за счет комитета, защита жизни и здоровья проповедников [Саввинский 1910, № 18: 647-651].

Рассуждая о миссионерских центрах Калмыцкой степи, И. И. Саввинский приводил сведения о четырех миссионерских станах в ее западной части (Улан-Эрге, Ноин-Шире, Чилгир, Ке-гульта, школа-приют на Калмыцком Базаре), характеризуя их географическое положение, приводя статистические и исторические данные о населенном пункте, в котором они располагались. Автор описал культовые сооружения, духовенство, прихожан, высказал мнение о работе школ-приютов и перспективах их развития [Саввинский 1910, № 19: 682-700; Саввинский 1910, № 20: 717-724; Саввинский 1910, № 21: 783-798; Саввинский 1910, № 22: 831838].

Завершая свой очерк, И. И. Саввинский описал притеснения крещеных калмыков со стороны российского чиновничества и некрещеных соплеменников, привел примеры защиты интересов неофитов со стороны комитета, охарактеризовал пополнение и расходование финансовых средств Астраханского епархиального комитета [Саввинский 1911: № 5].

Священник храма Калмыцкого Базара М. С. Кондаков в своем отчете о посещении церкви и миссионерской школы астраханским губернатором И. Н. Соколовским 21 мая 1916 г. останавливался на проблемах православной миссии в Калмыцкой степи в начале XX в. Автор отмечал ветхость миссионерских храмов и школ, которые «.. .по сравнению с хурулами внушают одну только скорбь», отсутствие достаточного финансирования и, как следствие, закрытие ряда школ и храмов [Кондаков 1914: 392]. М. С. Кондаков привел статистические данные о двухклассной миссионерской школе Калмыцкого Базара в 1916 г. (120 человек учеников, из которых 35 содержалось на пансионе), отметив, что финансирование школы с 1907 г. сократилось в два раза: с 5 000 руб. до 2 500 руб. [Кондаков 1914: 393].

Схожая публикация была посвящена поездке астраханского епископа Митрофана в октябре 1916 г. в миссионерские станы Калмыцкой степи [Посещение 1916: 552-557]. С ревизией, молебнами и проповедями епископ посетил поселки Калмыцкий Базар, Яшкуль, Чилгир, Улан-Эрге, Ноин-Шире, Болхун-Сала, село Элиста, отметив упадок миссионерского дела [Посещение 1916: 556].

Заключение

Публикации «Астраханских епархиальных ведомостей» являются важным источником по миссионерской деятельности Русской православной церкви в Калмыцкой степи начала XX в.

В процессе изучения официального печатного органа Астраханской и Енотаевской епархии было выявлено 17 статей, которые можно разделить на несколько тематических групп: публикации о приеме калмыками православия, аналитические отчеты о миссио-

нерской деятельности Русской православной церкви в Калмыцкой степи, религиозный диспут православного священнослужителя и ламы, публикации по истории православной миссии в Калмыцкой степи, отчеты о посещении миссионерских центров астраханскими губернатором и епископом.

Значимость публикаций «Астраханских епархиальных ведомостей» по истории и развитию православной миссии в Калмыцкой степи в начале XX в. состоит в том, что их авторами являются православные священнослужители, непосредственно связанные с миссионерской деятельностью. В процессе подготовки публикаций они изучали архивные материалы, общались с непосредственными участниками описываемых событий, очевидцами которых зачастую являлись и сами. Характеристика успехов и проблем православной миссии со стороны авторов достаточно объективна, и этот «взгляд изнутри» позволяет в значительной степени дополнить имеющийся объем источников по истории православия в Калмыцкой степи.

Литература

Бакаева, Гучинова 1992 — Бакаева Э. П., Гучинова Э.-Б. М. Магия в обрядах родинного ритуала у калмыков // Традиционная обрядность монгольских народов. Новосибирск: Наука, 1992. С. 89-100. Белоусов 2003 — Белоусов С. С. Православные приходы в Калмыкии в XIX - начале XX вв. (1806-1917 гг.). Элиста: АПП «Джангар», 2003. 160 с.

Белоусов 2019 — Белоусов С. С. Русские переселенцы на калмыцкие земли и их использование Русской православной церковью как средства христианизации калмыков (последняя треть XIX - начало XX веков) // Новый исторический вестник. 2019. № 62. С. 6-21. Вербовой 1906 — Вербовой А. Кому поклоняются и служат ламаиты-кал-мыки // Астраханские епархиальные ведомости. 1906. № 17. С. 852857.

Воронова, Долин 2020 — Воронова А. А., Долин А. А. «Астраханские епархиальные ведомости» в период с 1875 по 1918 г.: краткий обзор издания // Астраханские Петровские чтения: мат-лы IV Междунар. науч. конф. (г. Астрахань, 19 декабря 2019 г.). Астрахань: АГУ, 2020. С. 14-17.

Горяев, Лиджиев 2017 — ГоряевМ. С., Лиджиев А. Б. Историография деятельности Русской православной церкви среди инородцев (на примере калмыков) // Кавказология. 2017. № 4. С. 38-48.

Дорджиева 1995 — Дорджиева Г. Ш. Буддизм и христианство в Калмыкии. Опыт анализа религиозной политики правительства Российской империи (середина XVII - начало XX вв.). Элиста: АПП «Джангар», 1995. 126 с.

Колпиков 1901 — Колпиков Ф. И. Крещение калмыка Халха Окаевича Тугулова в с. Плодовитом Черноярского уезда // Астраханские епархиальные ведомости. 1901. № 10. С. 425-426.

Кондаков 1914 — Кондаков М. С. По поводу посещения господином начальником Астраханской губернии, генералом-лейтенантом И. Н. Соколовским миссионерского храма и школы на Калмыцком Базаре // Астраханские епархиальные ведомости. 1914. № 16. С. 390396.

Литницкий 1900 — Литницкий И. Н. Краткая история Астраханских епархиальных ведомостей за 25 лет их существования. Астрахань: Тип. В. Л. Егорова, 1900. 19 с.

Миссионерская деятельность 1904 — Миссионерская деятельность среди калмыков и киргизов и ее успехи в Астраханской епархии в 1903 г. // Астраханские епархиальные ведомости. 1904. № 19. С. 823-830.

Никанор 1910 — Никанор (архиепископ). Православная миссия среди калмыков в ее прошлом // Астраханские епархиальные ведомости. 1910. № 14-15. С. 536-852.

Орлова 2006 — Орлова К. В. История христианизации калмыков: середина XVII - начало XX в. М.: Вост. лит., 2006. 207 с.

Поротикова 2015 — Поротикова Л. Н. Государственные обязанности приходского духовенства Астраханской губернии в XVIII - начале XX века по материалам «Астраханских епархиальных ведомостей» // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2015. № 4. С. 19-25.

Посещение 1916 — Посещение преосвященнейшим епископом Митро-фаном сел и миссионерских станов в Калмыцкой степи Черноярского уезда // Астраханские епархиальные ведомости. 1916. № 30. С. 552557.

Саввинский 1910 — Саввинский И. И. О деятельности Астраханского епархиального комитета по распространению христианства среди калмыков и киргизов за все время его существования (1871-1909 г.) // Астраханские епархиальные ведомости. 1910. № 16. С. 563-578;

№ 17. С. 595-613; № 18. С. 641-653; № 19. С. 681-700; № 20. С. 717724; № 21. С. 783-798; № 22. С. 831-838.

Саввинский 1911 — Саввинский И. И. О деятельности Астраханского епархиального комитета по распространению христианства среди калмыков и киргизов за все время его существования (1871-1909 г.) // Астраханские епархиальные ведомости. 1911. № 2. С. 59-71; № 5. С. 197-204.

Тресвятский 1903 — Тресвятский М. К. Просвещение святым крещением калмыка Малодербетовского улуса в селе Вязовке Черноярского уезда // Астраханские епархиальные ведомости. 1903. № 24. С. 12471250.

Щербакова 2018 — Щербакова Л. В. Ламаистские представления астраханских калмыков на рубеже XIX-XX вв. по описанию православных миссионеров (по материалам «Астраханских епархиальных ведомостей») // Буддизм Ваджраяны в России: на перекрестке культур. Мат-лы V Междунар. науч.-практ. конф. (г. Красноярск, 13-17 октября 2016 г.). М: Алмазный путь, 2018. С. 226-232.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.