МИССИОЛОГИЯ, СЕКТОВЕДЕНИЕ, АПОЛОГЕТИКА Иерей Александр Анатольевич Родкин
«Миссионерская деятельность епископа Сергия (Петрова) на Бийской кафедре»
УДК266
МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЕПИСКОПА СЕРГИЯ (ПЕТРОВА) НА БИЙСКОЙ КАФЕДРЕ
Иерей Александр Анатольевич Родкин,
магистрант Омской духовной семинарии, г. Омск
Аннотация. В статье на основе материалов «Томских Епархиальных Ведомостей» рассматриваются вопросы миссионерской методологии христианского просвещения и её реализации на территории Томской епархии. Основное внимание уделяется анализу миссионерских проектов в структуре Алтайской Духовной Миссии, а также той роли в их реализации, которую сыграл епископ Сергий (Петров), когда он находился на Бийской кафедре. В результате исследования определено, что деятельность Алтайской Духовной Миссии указанного периода в целом отвечала на современные вызовы. Отличительной особенностью алтайских миссионеров стало широкое использование в практике миссионерского служения межнационального и межконфессионального подходов.
Ключевые слова: Алтайская Духовная Миссия, епископ Сергий (Петров), миссионерство, раскол, секта, стан, церковь.
MISSIONARY ACTIVITY OF BISHOP SERGIUS (PETROV) AT THE BIYSK DIOCESE
Priest Alexander Anatolyevich Rodkin,
Master's Degree student Omsk Theological Seminary, Omsk
Abstract. The article, based on the materials of Tomsk Diocesan Gazette, examines the missionary methodology of Christian outreach and its implementation on the territory of the Tomsk diocese. The emphasis is laid on the analysis of missionary projects in the structure of the Altai Spiritual Mission, as well as the role that Bishop Sergiy (Petrov) played in them when he was at the Biysk diocese. As the result of the study, it was determined that the activities of the Altai Spiritual Mission of the indicated period generally responded to current challenges. A distinctive feature of the Altai missionaries was the widespread use of interethnic and inter-confessional approaches in the practice of missionary service.
Key words: Altai Spiritual Mission, Bishop Sergiy (Petrov), missionary work, schism, sect, camp, church.
пископ Сергий (Петров) 20 января 1901 года указом Святейшего Синода освобождается от занимаемой кафедры епископа Бийского, викарного епископа Томской епархии, которую он занимал с 12 февраля 1899 года, и назначается на кафедру епископа Омского и Семипалатинского.
Во время пребывания на Бийской кафедре епископ Сергий вёл активную миссионерскую деятельность. Православная новокрещённая паства трудами Алтайской миссии стала исчисляться тысячами, селения - сотнями, молитвенные дома и храмы -десятками. Как следует из миссионерских отчётов, не было в Алтайской уголка, в котором не было бы проповедано Евангелие. [1, с. 13-15]
Епископ Сергий имел огромный опыт миссионерской деятельности. В 1882 году он назначен помощником начальника Киргизской миссии, которая впоследствии была переименована в Алтайскую миссию. А в 1901 году епископ Омский и Семипалатинский Сергий становится председателем епархиального комитета Православно-
№ 2 (11), 2021
го миссионерского общества и удостаивается награждения орденом святого Владимира третьей степени [2, с. 664].
При епископе Сергие миссия расширялась и развивалась, открывались новые станы. По ходатайству преосвященнейшего Сергия на вновь основанные миссионерские станы выделялись финансовые средства, которых, к сожалению, всё равно не хватало. [3, с. 13] Несмотря на то, что вознаграждение за труд педагога в школах миссии был довольно скудным, нельзя сказать, чтобы школьное дело Алтайской миссии было неудовлетворительным. Были успехи обучения и воспитания, а главное, шло постепенное воцерковление учащихся школ миссии. Жизнь школ миссии была тесно связана с храмами, поскольку учитель являлся непременным участником богослужений, а с ним вместе принимали участие в службе и дети [4, с. 6].
Так же нужно отметить заслугу Алтайских миссионеров по переводу богослужения на родной для жителей Алтая язык. Не только дети, но и взрослое население некогда языческих земель поступали в миссионерские школы, при этом главы семейств охотно позволяли посещать своим детям храмы и учиться Закону Божию. При школах имелись пансионы, которым предавалось огромное значение, так как там могли проживать учащиеся, селения которых находились на значительно отдалённом расстоянии. Миссия расширялась. Грамотность местного населения увеличивалась в геометрической прогрессии. [4, с. 8] Отрадными являются факты, свидетельствующие об усвоении новокрещёнными истин христианской веры и нравственности. [4, с. 11]
Ближе к концу предстоятельства преосвященнейшего Сергия на Бийской кафедре деятельность Алтайских миссионеров уже начала напоминать деятельность настоятелей приходов, поскольку миссионерские станы, или отделения миссии, к тому времени уже стала представлять собой ни что иное, как многолюдные приходы, притом рассеянные на довольно больших пространствах. В состав этих приходов входили разнообразные элементы, нисколько между собой не разграниченные. Вместе со старокрещёнными, уже вполне обрусевшими, там жили новокрещённые, а также русские переселенцы, язычники как оседлые, так и ведущие кочевой образ жизни. Все эти элементы представляли свои особые по отношению к миссионеру требования, удовлетворение которых во многих отделениях миссии было сопряжено со значительными трудностями. Язычников нужно было оглашать, полагая на это немало сил и времени, новокрещённых нужно было утверждать в православной вере путём частных религиозно-нравственных бесед и наставлений, а также путём школьного просвещения. В свою очередь старокрещённое и русское население Алтая предъявляло по отношению к миссионеру требования исключительно как к приходскому священнику [5, с. 17-19]. И это всё при том, что ко времени назначения викарным епископом Бийским преосвященнейшего Сергия Томская епархия имела в своём штате всего пять миссионеров [6, с. 16].
Путём частных и публичных бесед ведётся активная работа по просвещению в православной вере. Например, миссионер узнаёт, что пожилая женщина при смерти, при этом она бывшая православная, но пребывает в расколе, и миссионеру приходится вести просветительскую беседу с раскольническим окружением умирающей, дабы проводить её в последний путь как подобает истинному христианину [6, с. 16-17]. Бывали также случаи, когда православного миссионера приглашали решать гражданские споры [6, с. 19-20].
В это время миссия активно занимается анализом раскольнической и сектантской деятельности, составляются программы по выявлению количества раскольни-
МИССИОЛОГИЯ, СЕКТОВЕДЕНИЕ, АПОЛОГЕТИКА Иерей Александр Анатольевич Родкин
«Миссионерская деятельность епископа Сергия (Петрова) на Бийской кафедре»
ков и сектантов в селениях на территории миссии и распределения их на толки. Ведётся анализ увеличения или уменьшения их количества, где именно, насколько и по каким причинам: естественный прирост, новое население, смертность, выселение и так далее. Составляются краткое перечисление сект, их отличительные особенности, оригинальные стороны их учения. Не произошло ли каких-то заметных перемен в учении и воззрении раскольничества, не появилось ли новых толков и сект, если появилось, то откуда, при каких обстоятельствах, кем занесены, многие ли увлеклись новыми лжеучениями и в чём именно они состоят. Изучается характеристика религиозно-нравственного состояния раскольничества и сектантства. Особое внимание заостряется на внутриобщинной деятельности сект и расколов, фактам внутренней жизни, подъём, оживление или затишье их деятельности, проявление религиозного фанатизма или индифферентизма.
Миссия изучает также отношение членов одного и того же согласия между собой, их сплочённость или разрозненность, наставники, руководители, начётчики, справщики треб, богослужебные собрания и места для них. Миссионерами исследуются отношения между последователями разных сект одной и той же местности, сношение с раскольниками и сектантами других местностей, и в чём именно такие сношения выражаются. Выявляется отношение к православной церкви, духовенству, православным односельчанам, представителям власти, разного рода государственным учреждениям, повинностям и требованиям властей. Какие стороны и порядки церковно-общественной жизни особенно осуждаются раскольниками и сектантами. Раскольническая пропаганда, её пути и средства. Уровень просвещения раскольников и сектантов, насколько распространена в их рядах грамотность, обучение детей, есть ли у них свои организованные школы, ведётся ли в них обучение детей. Как относятся к православным и гражданским школам, не учатся ли в подобных школах, а если учатся, то в каком количестве и какого возраста. [7, с. 1-4].
Частными благотворителями налаживалась систематическая организация помощи малоимущим учащимся церковных школ, что имело большое значение в деле внутренней миссии церкви. Учащихся обеспечивали одеждой, обувью, горячей пищей и другими предметами первой необходимости [8, с. 7-8].
Епископ Сергий ставил во главу угла служения Алтайской Миссии попечение непросвещённых в христианской вере и утверждение новообращённых в правилах веры и благочестия. При постепенно расширяющейся деятельности миссии и количественном возрастании её миссионерской паствы, с каждым годом всё более и более давал о себе знать недостаток миссионерских станов и отделений. Этот факт не позволял в должной мере выполнять миссионерам свои обязанности. Для устранения подобного препятствия по ходатайству Комитета Советом Православного Миссионерского Общества открывались новые станы, с назначением содержания священнику миссионеру и псаломщику в 740 рублей, что на то время было довольно приличной суммой. Но были и обратные случаи, когда в отдалённых отделениях Алтайской миссии с преобладающим инородческим населением миссионеры находились в крайне нуждающемся положении. В таких случаях Миссионерский Комитет старался оказать адресную помощь нуждающимся миссионерам и их семьям [9, с. 2-3].
В Алтайской миссии ощущался острый дефицит миссионерских кадров. К 1900 году в составе служащих миссии, кроме начальника, епископа Бийского Сергия, находились: 1 игумен (помощник начальника миссии), 3 протоиерея, 1 иеромонах, 18 священников, 6 дьяконов, 66 псаломщиков и учителей и 2 учительницы. В Чолыш-
№ 2 (11), 2021
манском мужском монастыре было братии: 1 архимандрит, 1 иеромонах, 1 священник и 1 иеродиакон. В Николаевском женском монастыре - 1 игуменья, 6 монахинь и 150 послушниц, из них 13 инокинь. В Тихвинском женском монастыре - 2 монахини и 105 послушниц. При этом средства миссионерского воздействия всех этих лиц и учреждений на свою миссионерскую паству были различны: церковное богослужение и проповедь, внецерковное учительство, школы, благотворительная деятельность. Богослужение в миссии совершалось на русском и алтайском языках попеременно: на русском - чтобы новопросвещённые сознавали свою духовную связь с Русской Православной Церковью и русским православным Отечеством; на алтайском - чтобы могли молиться разумно и деятельно участвовать в молитве. Для возбуждения деятельного участия в церковной молитве, кроме того введена в миссии обширная практика общего пения и чтения молитв во время богослужения [9, с. 2-3].
За недостатком сотрудников и, соответственно, времени миссионеры не могли должным образом следить за тем, как проповедь влияет на массы калмыков. Сотрудники миссии утверждали, что язычники Алтая упорны в своих заблуждениях и в большинстве своём враждебно относятся к христианству, но подобное отношение было свойственно более взрослому населению, в то время как молодое поколение, напротив, сочувствовало русской жизни. В связи с этим обязанность миссионеров сводилась к тому, чтобы помочь в просвещении именно молодому поколению. По выражению миссионеров того времени, старые люди из язычества погибли для христианства. В то время как молодое поколение язычников жаждало слова Божьего, и с радостью готово было принять Христа. Алтайская молодёжь активно шла в миссионерские школы, проявляла интерес к христианскому учению и усердно занималась изучением закона Божьего.
Принятие христианства алтайцами вызывало гневную реакцию у соплеменников. В подтверждение того, какую борьбу иногда выносили желающие принять крещение, приведём рассказ Мыютинского миссионера о. Владимира Постникова: «У всякого инородца, изъявившего желание креститься, мы испрашивали, какая причина побудила его искать святого крещения. На наши вопросы получены следующие ответы. Инородка Тойлешъ: родственники мои все крещены. Они мне несколько раз говорили о святом крещении, но я боялась сказать об этом своему мужу, хотя и желала. Два года я боролась с этой мыслью, наконец, решила сказать мужу и свёкру о желании принять святое крещение. Свёкор на это мне сказал: «Может быть, тебя обижает кто в семье? В таком случае я пошлю за Димичей и отделю вас». - На другой день явился Димича и ещё один инородец. Они сказали мне: «Мы приехали по просьбе твоего свёкра, чтобы отделить вас. - Я слышал, говорил Димича, что ты думаешь креститься. Так знай, что если ты будешь креститься, то мы в пол вобьём два гвоздя и ногами поставим тебя на них, а косы привяжем к стене». После долгих колебаний Тойлешъ, несмотря на страх перед мучениями, приняла святое крещение» [10, с. 8-11].
Особо тяжело миссионерам было в годы неурожая, в прочем, как и всем крестьянам. В это время, ко всем прочим бедствиям, ещё прибавилось и вооруженное столкновение с Китаем. Алтай находился на границе с Китаем, поэтому было немало страхов и волнений в народе, и миссионеры брали на себя бремя не только духовных пастырей, но и исполняли гражданский долг, не допуская смуты в народе [11, с. 16-21].
Епископ Сергий настаивал на детальном разборе каждого случая массовых уходов в ересь и раскол. Рассмотрим подход к делу антисектантской и антираскольнической миссии на примере деревни Южаковой. Деревня Южакова, Бийского уезда
Иерей Александр Анатольевич Родкин
«Миссионерская деятельность епископа Сергия (Петрова) на Бийской кафедре»
была заселена в конце XIX века, однако к началу XX века успела сделаться сильным центром раскола. Первыми насельниками этого поселения были именно раскольники, поэтому они старались принимать к себе только тех, кто разделял их взгляды. Миссионерами было выявлено, что раскольники в этой деревне поделились на несколько согласий. К тому времени всё население деревни Южаковой составляло 1363 человека; из них православных 145, поморцев 25, австрийцев 131, немолях 81 и старообрядцев 971 человек. Из этого исследования миссионеров видно, что традиционное старообрядчество преобладало над другими раскольническими толками и сектами.
В свою очередь, старообрядчество делилось на три группы, две из них наиболее значительные по своему составу враждовали между собой. В основных догматических раскольнических мнениях имеют согласие между собой, признавая все остальные мнения еретическими. Так же, все перечисленные группы имели школьные и мо-лебные помещения, где устраивались богослужения и беседы. В ходе работы миссии многие раскольники оказались близки к православной вере и были готовы к присоединению к православной вере, некоторые из раскольников даже пожертвовали лес на предполагаемую постройку православной часовни [12, с. 1-11].
Регулярно проводились противораскольнические благочиннические съезды, на которых обсуждались меры и результаты миссионерской борьбы с заблуждающимися, а также предлагались способы миссионерского влияния на отпадших от православного вероисповедания. Работа миссии в отношении раскола привела к тому, что враждебное чувство раскольников всех толков к православной церкви и духовенству стало стихать. Даже самые закоренелые раскольники стали охотно вступать в беседу со священниками о своей старой вере, стали принимать их в домах, стали посещать православные храмы. Для закрепления положительных результатов в деле борьбы с расколом было принято решение образовать свою противорасколь-ническую библиотеку, на содержание которой было собрано 259 рублей. Благочинное духовенство на съездах останавливало своё внимание на школе как сильном средстве в борьбе с заблуждениями раскольников и сектантов. Духовенством было принято решение о принятии всех возможных сил к открытию новых школ и к лучшей постановке школьного дела в существующих [13, с. 1-10].
Сотрудники миссии не только приходили в дома раскольников, но и гостеприимно приглашали оных для бесед в свои дома. Большую часть времени миссионеры находились в разъездах по заражённым расколами и ересями селениям, производя, главным образом, публичные беседы с раскольниками разных согласий: стариков-цами, австрийцами, молоканами и пр. Раскольники приходили на беседы весьма охотно и в большом количестве. Подобным горячим рвением раскольников доказать свою правоту активно пользовались сотрудники миссии, которые делали упор на слабые места отпавших от православной веры, а именно на большое число распутий и толков внутри раскола. Руководствуясь Священным Писанием и творениями святых отцов, миссионеры отстаивали чистоту православия и убеждали многих отказаться от своих заблуждений [14, с. 2-8].
К 1900 году в Томской епархии насчитывалось раскольников разных согласий до 93 тысяч сектантов рационалистов, по преимуществу молокан и отчасти штунди-стов - до 1200, и последователей мистических сект (хлысты и скопцы) - до 150 человек. Первое место по количеству раскольников занимал Барнаульский уезд с 35 тысячами заблудших; за ним следовал Бийский уезд (22 тысячи), Змеиногородский
№ 2 (11), 2021
(17 тысяч), Каинский (6 тысяч), Кузнецкий (5 тысяч) и Томский с 4 тысячами. Самыми распространёнными по количеству раскольников были стариковцы, поморцы и австрийцы [15, с. 1-17]. Поскольку раскольники, которым удавалось занять властные позиции на местах, активно препятствовали православной миссии, то Томский Комитет Православного Миссионерского Общества выходил с ходатайством об устранении разного рода препятствий для успеха миссии к вышестоящим властным структурам [16, с. 18-24].
При этом новопросвещённые алтайские христиане приучались к делам благотворительности. Они охотно жертвовали на содержание и украшение своих храмов, давали из своей среды лиц для служения при своих храмах в звании церковных старост и трапезников, принимали посильное участие в строительстве молитвенных домов. Почти вся миссионерская церковь того времени содержалась на местные средства, тогда как в первые годы существования миссия содержала церкви на средства, полученные извне. Начала активно развиваться общественная благотворительность в пользу вдов, сирот, престарелых, бездомных и больных. Школ в ведении миссии состояло 48, в них обучалось 1207 детей, из них инородных 587 мальчиков и 233 девочки, и русских 261 мальчик и 126 девочек. Преподавали в школах или сами миссионеры, или под их контролем способные учителя и учительницы. Обращая внимание на религиозно-нравственное преуспеяние и обучение новопросвещённых, миссионеры не были безучастны и к страждущим.
Каждый из сотрудников миссии оказывал помощь больным и нуждающимся разными способами и в целом подавал пример христианской благотворительности и любви. Больниц или богаделен при миссионерских церквах не было, но приходские попечительства имелись почти при всех станах миссии. Кроме попечительств, имелись в миссии детские приюты для бездомных сирот. Самым насущным для Алтайской Духовной Миссии того времени епископ Сергий считал вопрос об открытии новых станов. Новокрещённая паства увеличивалась, а также шёл наплыв русских переселенцев. Таким образом, большая часть времени миссионеров уходила на исправление треб, а собственно миссионерскому делу, в силу необходимости, уделялось незначительное время. Выход из этой ситуации виделся церковным священноначалием в выделении русских и обрусевших инородцев в особые самостоятельные приходы, а вместо них открытие новых миссионерских станов [17, с. 18-28].
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Томские Епархиальные Ведомости. № 7. 1 апреля 1902 год. . Часть неофициальная. Миссионерский отдел. Трудность миссионерского служения на Алтае. -С. 13-15.
2. Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 19171918 годов. Т. 27. Члены и делопроизводители Собора: биобиблиографический словарь / отв. ред. С. В. Чертков. - М.: Изд-во Новоспасского монастыря, 2020. - 664 с.
3. Томские Епархиальные Ведомости. № 7. 1 апреля 1902 г. Часть неофициальная. Миссионерский отдел. Трудность миссионерского служения на Алтае. - С. 13.
4. Томские Епархиальные Ведомости. № 8. 15 апреля 1902 год. Часть неофициальная. Миссионерский отдел. Влияние христианских начал на Алтайскую паству. - С. 6.
МИССИОЛОГИЯ, СЕКТОВЕДЕНИЕ, АПОЛОГЕТИКА Иерей Александр Анатольевич Родкин
«Миссионерская деятельность епископа Сергия (Петрова) на Бийской кафедре»
5. Томские Епархиальные Ведомости. № 7. 1 апреля 1903 г. Часть неофициальная. Миссионерский отдел. Отчёт об Алтайской духовной миссии за 1902 год. -С. 17-19.
6. Томские Епархиальные Ведомости. № 1. 1 января 1901 г. Часть неофициальная. Миссионерский отдел. Сведения о расколе и деятельности миссионеров и сотрудников Братства Святителя Димитрия, Митрополита Московского, в уездах Бий-ском и Змеиногородском 1899/900 -шестнадцатый отчётный год. - С. 16.
7. Томские Епархиальные Ведомости. № 1. 1 января 1901 г. Часть неофициальная. Миссионерский отдел. О доставлении отчётных сведений о состоянии раскола и противораскольнической деятельности за минувший 1899 год. - С. 1-4.
8. Томские Епархиальные Ведомости. № 5 . 1 марта 1901 г. Часть неофициальная. Постановка в епархии дела снабжения школ учебниками, учебными пособиями. Книжные склады и отделения оных. Книжная торговля. Какие меры принимаются на месте к обеспечению школ библиотеками для внеклассного чтения? Народные библиотеки - читальни, открытыя Духовным Ведомством. Средства содержания их (источники поступления, сумма расходов). - С. 7-8.
9. Томские Епархиальные Ведомости. № 5. 1 марта 1901 г. Часть неофициальная. Миссионерский отдел. Отчет Томского Комитета Православного Миссионерского Общества за 1900-й годъ. - С. 2-3.
10. Томские Епархиальные Ведомости. № 7. 1 апреля 1901 г. Отдел неофициальный. Отчёт об Алтайской Духовной Миссии. За 1900 год. - С. 8-11.
11. Томские Епархиальные Ведомости. № 8. 15 апреля 1901 года. Часть неофициальная. Миссионерский отдел. Отчет об Алтайской Духовной миссии. Особыя события въ жизни миссии. - С. 16-21.
12. Томские Епархиальные Ведомости. № 12. 15 июня 1901 года. Часть неофициальная. Миссионерский отдел. Раскол в деревне Южаковой. - С. 1-11.
13. Томские Епархиальные Ведомости. № 13. 1 июля 1901 года. Часть неофициальная. Миссионерский отдел. Раскол и миссионерская деятельность в благочинии № 37 - С. 1-10.
14. Томские Епархиальные Ведомости. № 14. 15 июля 1901 года. Часть неофициальная. Миссионерский отдел. Раскол и миссионерская деятельность в благочинии № 37 (Продолжение).
15. Томские Епархиальные Ведомости. № 16. 15 августа 1901 года. Часть неофициальная. Современное раскольничество в Томской епархии. - С. 1-17.
16. Томские Епархиальные Ведомости. № 17. 1 сентября 1901 года. Часть неофициальная. Томская епархия в 1900 году. (Продолжение). Миссия инородческая, раскол и сектантство и борьба с ними. - С. 18-24.
17. Томские Епархиальные Ведомости. № 18. Томская епархия в 1900 году (Продолжение). Миссия инородческая, раскол и сектантство и борьба с ними. - С. 18-28.