МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОМСКОЙ ЕПАРХИИ В 1901 - 1903 ГОДАХ
Иерей Александр Анатольевич Родкин,
магистрант Омской духовной семинарии
Аннотация. В статье на основе архивных источников рассматривается антисектантская деятельность и методы христианского просвещения, которые реализовывались на территории Омской епархии в 19011903 годах. Основное внимание уделяется изучению миссионерских проектов и выявлению в них черт, характеризующих специфику омского миссионерства. В работе показывается, что миссионерская деятельность Омской епархии была во многом обусловлена стремлением дать достойный ответ на вызовы, с которыми столкнулась Русская Православная Церковь в указанный период.
Ключевые слова: епископ Сергий (Петров), антисектантская деятельность, противораскольническая миссия, Киргизская миссия, церковная благотворительность.
MISSIONARY ACTIVITIES OF THE OMSK DIOCESE IN 1901 - 1903
Priest Alexander Anatolievich Rodkin,
Master's student of the Omsk Theological Seminary
Abstract. On the basis of archives, the article examines the anti-sectarian activities and methods of Christian enlightenment, which were implemented on the territory of Omsk diocese in 1901-1903. The article mainly deals with the study of missionary projects and identifies the features that describe the specifics of Omsk missionary work. It becomes clear that the missionary activity of Omsk diocese was, in many respects, conditioned by the desire to give a worthy response to the challenges faced by the Russian Orthodox Church during this period. Keywords: Bishop Sergiy (Petrov), anti-sectarian activity, anti-schism mission, Kyrgyz mission, church charity.
¡ШШ11
I итуация с распространением сектантства на Омской земле в данный пери-!тод времени выглядела очень тревожно для Русской Православной Церкви.
Из отчёта антисектантской деятельности окружного миссионера 1-го округа Омской епархии священника Николая Кипарисова за вторую половину 1902 года мы можем видеть неутешительную тенденцию активного распространения сектантства на Омской земле. В документе говорится, что сектанты присутствуют во всех пределах округа, например, в городе Омске насчитывается около 110 сектантов, а в Ата-мановском хуторе - 125 человек. Это самые крупные очаги деятельности сект. Всего по епархии насчитывается 790 человек, отколовшихся от Православия [2, л. 1-45]. В границах Омской епархии также сохранились остатки древних верований. В миссионерском отчете упоминаются шаманы, баксы, предсказатели, гадатели и лекари, действующие на территории епархии [3, с. 11].
Следует отметить, что при этом не заживали и старые раны старообрядчества в различных его проявлениях. Резко негативно настроенными по отношению к Православию и его священноначалию были беспоповцы. Центром беспоповского раскола служила Аевская Слобода, находившаяся в 60 верстах от города Тары. Согласно рас-
МИССИОЛОГИЯ, СЕКТОВЕДЕНИЕ
Иерей Александр Анатольевич Родкин «Миссионерство Омской епархии в 1901-1903 годах»
пространившемуся в народе мнению, родоначальником беспоповщины в Аевской Слободе был некий состоятельный человек - Пётр Готовцев. После смерти Готовцева его имущество и управление делами раскола перешло к крестьянину Д.И. Танееву.
Раскольники противостояли не только Церкви Христовой, но и Царской власти, уча, что Государь - слуга антихриста. По большому счёту, раскольниками никто целенаправленно не занимался и, пользуясь этим, они свободно перекрещивали множество православных христиан. Видя подобное бесчинство, в Аевскую Слободу направляют православного священника-миссионера, в результате чего начинают происходить диспуты с раскольниками, в которых обнаружилась вся ложь беспоповцев [5, с. 8-10].
После диспутов и обличения заблуждений раскольников многие из них вернулись в лоно Церкви Христовой. Среди возвратившихся были и начальствующие раскольников, но угасить пламя раскола в Аевской Слободе да конца так и не удалось [6, с. 15-16].
В Омской епархии в этот период также были распространены и другие старообрядческие деноминации. Одним из центров подобной сектантской активности было село Крестиковское, расположенное в 70 верстах от линии казачьих поселений по берегу Иртыша и на расстоянии 150 вёрст от Омска. С самого своего основания в 20-х годах XIX столетия оно сделалось очагом мистического сектантства - хлыстовщины и скопчества. После того как о существовании сектантов узнала гражданская власть, последовала высылка хлыстов и скопцов в Томскую губернию и Иркутскую область. С этого времени сектантское движение в этой местности ушло в глубокое подполье. В этом убедились прибывшие миссионеры, которые после бесед с местными жителями узнали, что среди селян есть люди, которые отрицают брак, гнушаются вина и мяса, а также выступают против воинской повинности [9, с. 25-27].
Из доклада тюкалинского противораскольнического миссионера священника Ф. Троицкого мы можем узнать, что, по историческим данным, раскол в Тюкалинский уезд занесён во второй половине XVII века учениками протопопа Аввакума, которые переселились в Сибирь вследствие жестокого преследования старообрядцев, предпринятого русским правительством. Переселенцами из среды старообрядцев на томские, а ныне омские земли были как ссыльные, так и добровольно пожелавшие покинуть центральную Россию. Поскольку православных храмов в этот период на землях переселенцев-старообрядцев было очень мало, а в некоторых местностях они и вовсе отсутствовали, то заблуждения новых жителей стали распространяться в геометрической прогрессии.
К 1902 году только в Тюкалинском уезде расколом оказались заражены 20 приходов: Тюкалинский, Крутинский, Н. Карасукский, Камышенский, Пановский, Конев-ский, Кобырдагский, Солдатовский, Куртайлинский, Кутырлинский, Никольский, С. Карасукский, Черноозерский, Еланский, Михайловский, Антониевский, Локтинский, Лузинский, Лесковский и Большереченский. Согласно докладу миссионера, первое место по числу раскольников занимал Карасукский приход, в котором оказалось 4500 заблудших душ. Из числа мер по противостоянию старообрядческому расколу особое внимание уделяется открытию самостоятельных приходов в местностях, заражённых расколом и удалённых от приходского храма. Так например, только в Ко-бырдакском одноштатном приходе насчитывается около 8000 человек, раскинутых по многим деревням и посёлкам, из чего делается вполне обоснованный вывод, что
№ 1 (10), 2021
один священник не способен уделить должного внимания столь обширно распространённой пастве [14, с. 13-19].
В целом к 1902 году расколом в Омской епархии были охвачены 9 уездов: Омский, Тюкалинский, Ишимский, Тарский, Петропавловский, Каинский, Барнаульский, Кокчетавский, Змеиногородский. В этих уездах было 68 православных приходов, в пределах которых распространился раскол. Согласно документам, раскольников в этих приходах насчитывалось не менее 24000 человек.
Несмотря на многовековую давность, раскол не исчерпал себя, но, более того, постепенно возрастал, принимая новые формы и угрожая православию своим крайним фанатизмом. Распространению раскола способствовало то, что причт был не подготовлен к противодействию различным течениям старообрядчества. В частности, отсутствовала миссионерская литература и пособия для борьбы с этой угрозой [21, с. 21-23].
Ввиду сложившейся неблагоприятной обстановки относительно деятельности в Омской епархии сектантских и раскольнических организаций, епархиальное начальство стало принимать активные меры по просвещению и воцерковлению народа.
Для более успешной борьбы с расколом старообрядчества епископ Сергий (Петров) открывает в 1902 году в Тюкалинском уезде, который был наиболее заражён схизматиками, противораскольническую миссию. В состав противораскольниче-ской миссии вошли: окружной миссионер священник села Кобырдакскаго Флорен-тий Троицкий и его помощник крестьянин деревни Матаровой, Пановской волости, В. Скосырский, который ранее был наставником беглопоповцев.
Раскол в Тюкалинском уезде, как и по всей России, делился главным образом на два толка - поповщину и беспоповщину. Поповский толк подразделялся на последователей «австрийского священства» - беглопоповцев, и на стариковщину. Бегло-поповцы делились на спасовцев и поморцев-брачников. Все эти старообрядческие деноминации активно отстаивали свои религиозные убеждения. Всего раскольников в уезде насчитывалось не менее 8000 человек, из них 4500 проживали в приходе Ново-Карасукском.
При этом ни скитов, ни монастырей тюкалинские раскольники не имели. Молитвенные же дома имелись почти в каждой старообрядческой деревне. У поповцев, приемлющих австрийское лжесвященство, все духовные нужды и требы свободно отправляли два лжесвященника: Кузьма и Дементий Узловы. Первый проживал в деревне Верх-Ямал, Крутинского прихода, второй - в деревне Усть-Лагатской, Но-во-Карасукского прихода. У беглопоповцев из-за полного оскудения в Сибири беглого священства, все духовные нужды и требы, с благословения беглого священника, отправляли простые мужики. Одним из направлений старообрядчества являлись нетовцы, которые совсем не имели у себя наставников, часто удовлетворяясь служением простых старушек, едва умевших читать псалтирь и часослов.
Разделяясь на несколько толков, раскольники и в вероучении, и в богослужении имели свои особенности, что не редко являлось поводом к враждебности друг к другу. При этом всех их объединяла общая ненависть к Русской Православной Церкви. К публичным беседам противораскольнической миссии православные и раскольники проявляли большой интерес. На этих беседах миссионеры приводили весомые и неоспоримые доводы в пользу единства Церкви. Раскольники, как правило, были бессильны против подобных свидетельств православной веры, что, в свою очередь, воодушевляло местных жителей [19, с. 27-34].
МИССИОЛОГИЯ, СЕКТОВЕДЕНИЕ
Иерей Александр Анатольевич Родкин «Миссионерство Омской епархии в 1901-1903 годах»
Создание антисектантской миссии в Омской епархии относится к концу пребывания на кафедре епископа Григория (Полетаева), но именно при владыке Сергии (Петрове) миссия начала активно работать. К концу 1901 года в состав миссии входили люди, имевшие высшее духовное образование, а также глубокие теоретические и практические знания в этой области. Например, священник Михаил Орлов окончил курс Тобольской Духовной Семинарии, а до поступления в Омскую епархию состоял епархиальным противосектантским и противораскольническим миссионером в Астраханской епархии. Священник Свято-Троицкой церкви при станции «Омск» Николай Кипарисов окончил Рязанскую Духовную Семинарию. Священник Софийской церкви села Любино Александр Диаконов окончил курс Тверской Духовной Семинарии [16, с. 13].
На примере доклада священника Михаила Орлова мы можем заметить, насколько тщательно велась антисектантская деятельность в Омской епархии. В докладе говорится, что 5 декабря 1902 года священник Михаил Орлов был командирован в посёлок Никольский Кокчатавского уезда для бесед со штундистами. Посёлок Никольский образовался в 1896 году из переселенцев разных губерний Европейской части Российской Империи, а самостоятельный причт был учреждён в нём в 1902 году. Местные жители сразу заметили холодность к православной вере переселенцев из Полтавской губернии. Когда общественники хотели просить начальство о постройке в их посёлке православного храма, то переселенцы выступили против, аргументируя свою позицию тем, что в то время было затруднительно подвозить лес к месту предполагаемого строительства. Затем осенью 1901 года они открыто объявили себя отпавшими от православной Церкви и вынесли из своих домов иконы.
После появления сведений о штундистах в посёлке Никольском, в феврале 1903 года в селение был направлен епархиальный миссионер Михаил Орлов. Однако после его визита и бесед с сектантами штундисты только усилили натиск на местных жителей и склонили на свою сторону ещё несколько человек. После чего на местный приход был отправлен священник Сергей Донченко, который также отмечал активность пропаганды штунды. В селе начались регулярные богослужения и частные беседы с колеблющимися православными, но штундисты продолжали распространять свои идеи, что вызвало волнение в народе и беспорядки. После беспорядков на религиозной почве православные жители посёлка стали просить начальство о выселении сектантов. Для снижения общественного возмущения и прекращения распространения идей штундистов в посёлок снова был командирован епархиальный миссионер Михаил Орлов. Он прибыл в Никольский 12 декабря 1903 года и, отслужив молебен, приступил к беседам. После неоднократных многочасовых бесед заблудшие вернулись в лоно материнской православной Церкви [21, с. 26-33].
Просветительская деятельность омского духовенства при владыке Сергие (Петрове) особенно ярко проявилась в Павлодаре, где по его благословению проводились религиозно-нравственные чтения в зале городского училища. Они начинались в 14.00 по звону колокола и продолжались два часа. Чтения проводили три лектора, которые использовали в своей просветительской деятельности статьи, поучения и рассказы, взятые из различных духовных изданий. Главная цель религиозно-нравственных чтений состояла в том, чтобы в доступной форме, путём простых наглядных рассказов и бесед доводить до сознания народа истинные познания о христианских обязанностях, а также указывать способы применения их на практике, обличать
№ 1 (10), 2021
и разъяснять вред народных суеверий и предрассудков. Особое внимание обращалось на то, чтобы статьи по своему содержанию, изложению и языку имели характер по преимуществу простонародный, так как большая часть слушателей принадлежала к низшему сословию, малоразвитому в религиозно-нравственном и умственном отношениях. Главный контингент на чтениях составляли мещане, крестьяне, солдаты и учащиеся училищ [10, с. 21-23].
На примере города Усть-Каменогорска мы видим, что к началу открытия чтений в 1894 г. их посещали люди по преимуществу возрастные, а молодёжь проводила время в праздности и развлечениях на улице. Однако к 1902 году зал училища площадью в 189 квадратных аршин (около 130 метров), где проводились религиозно-нравственные чтения, едва уже мог вместить всех желающих [13, с. 16-17].
Стоит отметить, что Владыка Сергий (Петров) практиковал и личные визиты в селения, где велась миссионерская деятельность [8, с. 3 - 6].
В первое полугодие 1903 года миссионеры противораскольнической миссии посетили Кобырдакский, Солдатовский, Кутырлинский, Куртайлинский, С. Карасукский, Черноозерский, Локтинский, Михайловский, Еланский и Н. Карасукский приходы. Раскол в этих приходах, как часть Тюкалинского раскола, делился на два главенствующих толка: поповщину и беспоповщину. Поповщина, в свою очередь, разделялась на два враждебных друг другу толка: последователи новоблагодатного австрийского лжесвященства и беглопоповщину. Последователей австрийского лжесвященства в вышеперечисленных приходах было меньшинство. Беспоповцы делились на не-товцев-глухих, нетовцев-поющих и поморцев-брачников.
Нетовцами-глухими называли тех нетовцев, которые по внешности почти не отличались от православных, не уклонялись от исполнения христианских треб и принимали в дом священников, но не совершали исповеди перед священником. При этом они крещение и венчание совершали у православного священника, но не признавали совершённые им обряды таинствами. Представители же поющей нетов-щины дозволяли совершать крещение мирянам и исповедоваться перед стариками, которые совершают у них богослужение по уставу с пением.
В Омской епархии также было замечено присутствие беспоповцев-немоляков, которые учат, что спасение в настоящем веке возможно только духом, а не плотью и обрядами, а также тому, что Слово Божие следует понимать духовно. По их учению, Церковь с духовенством, иконами, богослужением и таинствами по окончании седьмой тысячи лет потеряла силу, поэтому не нужно никаких крестов и постов, знаков и гласных молитв, а молитву нужно возносить только духом ума [24, с. 34-36].
Согласно документам, за первое полугодие 1903 года было проведено 19 бесед с раскольниками [25, с. 22].
Немаловажным было в деле миссии и проповедь о трезвом образе жизни. Для этой цели в Омской епархии создавались общества трезвости [10, с. 21-23].
Церковное начальство не могло не понимать, что борьбу с сектантством нужно начинать с самого раннего возраста, с образования подрастающего поколения, чтобы с самого юного возраста прививать знание о православной вере и уберегать от ошибок в будущем.
С начала 1902 года начинается активное строительство новых приходских школ и благоустройство старых, на эти цели повсеместно ведётся сбор пожертвований [1, л. 24-25]. Средства также собирались на закупку необходимых принадлежностей для
Иерей Александр Анатольевич Родкин «Миссионерство Омской епархии в 1901-1903 годах»
обучения и содержания школ [1, л. 56]. Специально под церковные учебные заведения выделялись отдельные земельные участки. В местности, где не имелось возможности возвести отдельно храм и школу, возводили храмовое здание с учётом размещения в нём церковно-приходской школы [1, л. 24-5].
Усердие омских клириков в деле народного просвещения обращали на себя внимание и со стороны государственной власти. Императором были награждены: за службу епархиальному ведомству Омской епархии орденом св. Анны 3-й степени начальник Киргизской миссии архимандрит Владимир; за службу по военному и гражданскому ведомству священник Николаевской церкви города Омска Димитрий Худяковский и законоучитель Тарской 4-классной женской прогимназии и 3-клас-сного городского училища протоиерей Петр Софонов [1, л. 113-114].
13 октября 1902 года император подписал указ о награждении диакона Николаевской церкви города Ишима Иоанна Орихова серебряной медалью «За усердие» за труды по народному образованию [19, с. 3].
Следует отметить, что удостаивались высоких императорских наград не только священники, но и простые прихожане, несущие церковные послушания. Император 6 мая 1902 года за заслуги по духовному ведомству пожаловал медали с надписью «За усердие» старосте Пророко-Ильинской церкви г. Омска 2-й гильдии купцу Василию Винокурову и старосте Воскресенской церкви г. Семипалатинска отставному старшему уряднику Сибирского казачьего войска Павлу Филипьеву [15, с. 1].
Продолжала свою работу на Омской земле и Киргизская миссия, которая содержалась в основном на пожертвования, в том числе, и от Омского Епархиального Комитета Православного Миссионерского Общества. Только за 1901 год на содержание Киргизской Миссии Омскими миссионерами было перечислено 2176 рублей 64 копейки, а также 433 рубля 14 копеек на пособие голодающим новообращённым киргизам и печатание Литургии на киргизском языке [12, с. 10 - 3]. Всего в 1901 году из Совета и Комитетов Православного Миссионерского Общества поступило пожертвований на сумму 18 600 рублей, а всего с остальными 25 495 рублей. К большому сожалению, киргизская миссия не имела успеха, т.к. в продолжение 1900 года было крещено всего 43 мужчины и 15 женщин. В состав миссии к концу 1900 года входили 1 архимандрит, 3 иеромонаха, 4 священника, 4 дьякона, 9 псаломщиков и 9 переводчиков [12, с. 23].
На миссионерскую деятельность Омской епархии активно жертвовали свои средства как сам владыка Сергий с духовенством, так и совершенно различные категории населения: чиновники, военные, торговцы, рабочие и крестьяне. В Миссионерском Обществе Омской Епархии велась строгая отчётность. В знак благодарности благотворителям отчёты периодически публиковались в «Омских Епархиальных Ведомостях».
Приведем один из примеров подобного публичного отчёта: «Получены и записаны на приход пожертвования следующих лиц: Его Преосвященства, Преосвящен-нейшего Сергия, Епископа Омского и Семипалатинского - 25 рублей, Его Превосходительства Степного генерал-губернатора Н.И. Санникова - 5 рублей, Ея Превосходительства Е.А. Санниковой - 5 рублей, А.О. Карпова - 10 рублей, М.А. Якубовича -3 рубля, П.Е. Эссен - 5 рублей, Я.Н. Лосева - 5 рублей, каноника Е.Ф. Сенчиковского -3 рубля, Е.И. Волковой - 3 рубля, П. Терехова - 3 рубля, свящ. Д. Удимова - 3 рубля, А.П. Канарской - 3 рубля, свящ. О. Канарского - 3 рубля, В.Г. Пузырева - 2 рубля,
№ 1 (10), 2021
М.В. Садовской - 1 рубль, Н.В. Кедрова - 1 рубль, А.Г. Русинова - 1 рубль, П.П. Ладыженского -1 рубль, свящ. И. Богоявленского - 3 рубля, диак. К. Чумакина - 3 рубля, С.Г. Чумакиной - 1 рубль, купца А.Н. Конева - 3 рубля, диак. Г. Высотского - 3 рубля, свящ. Д. Александрова - 3 рубля, свящ. В. Балашёва - 3 рубля, О. Балашёвой - 1 рубль, кол.сов. О.С. Иванова - 3 рубля, ст. сов. И.М. Масловского - 5 рублей, свящ. Д. Худя-ховского - 3 рубля, Е.А. Кабановой - 3 рубля, ст.сов. Н.Г. Вознесенского - 3 рубля, купца П.В. Лузина - 3 рубля, купца Н.А. Яркова - 3 рубля, М.В. Замараева - 3 рубля, К. Гусевой - 1 рубль, ст. сов. Г.О. Ковалевского - 3 рубля, свящ. А. Серебренникова с супругой - 25 рублей, М.М. Бубеннова - 3 рубля, протоиер. Н. Никольского - 3 рубля, Е.Н. Никольской - 3 рубля, ст. сов. А.И. Беркеева - 3 рубля, ст. сов. К.В. Ельниц-кого - 3 рубля, диак. К. Устюжанина - 3 рубля, В. Устюжаниной - 50 копеек, над. сов. А.Л. Мефодьева - 3 рубля, протоиер. И. Тихомирова - 5 рублей, свящ. Н. Александрова -3 рубля, свящ. Н. Кощеева - 3 рубля, свящ. С. Александрова - 3 рубля, диак. А. Ми-лованова - 3 рубля, полковника Н.П. Андреева - 3 рубля, свящ. М. Орлова - 3 рубля, свящ. Д. Сперанского - 3 рубля, А.Д. Козмина - 3 рубля, М.М. Козминой - 3 рубля, К.И. Замараевой - 3 рубля, Г.И. Яхонтова - 3 рубля, неизвестного - 10 рублей, С.Т. Доньченко - 1 рубль, П.А. Ивачева - 5 рублей, протоиер. С. Баженова - 3 рубля, М.П. Эйнорович - 3 рубля, а всего 272 рубля 50 копеек» [12, с. 4-5].
К концу 1901 года Киргизская миссия состояла из девяти станов: главного стана в Заречной Слободке г. Семипалатинска, Буконского, Большенарымского, Долонского, Шульбинского, Черноярского, в Семипалатинской области, Татарского, Атбасарско-го, Еленинского, в Акмалинской области. В состав служащих лиц при миссии входили: 1 архимандрит - он же начальник миссии, 4 иеромонаха, 4 священника, 4 дьякона, 1 рясофорный монах, 6 псаломщиков и 6 толмачей. Православную паству в девяти станах Киргизской миссии составляли 4633 человека, из них 4121 русские и лишь 512 инородцев. Церквей и молитвенных домов в ведении миссии состояло 12. В отчётном году при миссии существовало 9 училищ , 4 из них содержатся на средства миссии, а остальные - на средства Сибирского казачьего войска. В школах в течение года обучалось 237 мальчиков и 118 девочек, в том числе и иноверцев - 51 человек. При Центральном, Буконском и Атбасарском станах находились приюты, в которых проживало до 50 детей новокрещённых [7, с. 21-22].
Одной из ключевых проблем миссии на территории Омской епархии стала активная деятельность на Омской земле сектантов-штундистов, которые называли православных идолопоклонниками. Для охранения православных от увлечения сектантством и для вразумления самих сектантов епархиальные власти предприняли целый ряд мер. С православными проводились беседы о вере предохранительного характера, произносились поучения противосектантского направления, а с самими сектантами велись публичные диспуты и частные разговоры [17, с. 9-10].
6 мая 1901 года в церковно-приходской школе при станции Омск состоялся один из таких диспутов. Беседа велась о плане храма Божия как дома молитвы. Лжепресвитеры штундистов на беседу не явились, но зато пришли представители движения молокан. Когда в предварительном слове миссионер выяснял план Ветхозаветного храма, чтобы потом перейти к плану Новозаветного храма, то сектанты неоднократно прерывали его, требуя, чтобы миссионер приводил доказательства только из Нового Завета. Но, так как учение Православной Церкви о храме зиждется на обоих Заветах, то миссионер не внял безосновательному требованию сектантов.
Иерей Александр Анатольевич Родкин «Миссионерство Омской епархии в 1901-1903 годах»
Некоторые из сектантов после этого покинули беседу, оставшиеся же уже не имели аргументов против позиции православного миссионера [18, с. 9-14].
К 1903 году паства Киргизской миссии в 9 станах составляла 6091 человек, в том числе 5555 русских и инородцев 536 человек. Из этой статистики мы можем сделать неутешительный вывод, что, несмотря на большие затраты и усилия, миссия особого успеха не имела [23, с. 4-5]. Таким образом, обращение в христианскую веру немногих язычников и магометан, к сожалению, не привело к долговременной христианизации жителей Киргизской степи, в основной своей массе коренные народы не приняли Православия [9, с. 21-22].
Важным делом в борьбе с влиянием сектантства являлось развитие миссии среди православного населения. Большую роль в деле внутренней миссии занимала благотворительность. В годину народных бедствий русское духовенство всегда стояло на высоте своего призвания. Находясь ближе к народу, оно первым узнавало о нуждах народа, первым приходило ему на помощь и выступало ходатаем за него перед начальством.
Например, в начале XX века Усть-Каменогорское духовенство предприняло немалые усилия для того, чтобы прокормить голодающее население города. Причиной голода стало то, что 1900 и 1901 годы выдались крайне засушливыми, и земледельцы не собрали и половины своего урожая. К этим стихийным бедствиям прибавилось и то, что не оказалось запасов хлеба, т.к. в последние годы сократили площадь их посева. Но зато производители увеличили площади посева подсолнухов, которые приносили больший доход. Из соборного капитала духовенства была оказана материальная помощь более чем на 400 человек. По ходатайству духовенства Красный крест выдал 400 рублей, на которые 20 марта 1901 года была открыта благотворительная столовая. Через некоторое время, ввиду продолжающегося голода, Красным крестом было выделено ещё 1000 рублей, что дало возможность увеличить число людей, питавшихся в благотворительной столовой. В период с 20 марта по 1 ноября 1901 года число обедающих в столовой возросло до 50 803 человек [1, с. 21 - 4].
Благотворительная деятельность в Омской епархии велась как среди постоянных прихожан, так и новообращённых прозелитов. Материальная помощь оказывалась и нуждающемуся духовенству. Из документов собрания Омского Епархиального попечительства 27 февраля 1903 года мы также видим, что была создана похоронная касса и для обеспечения вдов и сирот почивших священнослужителей [22, с. 6-7]. Вёлся сбор пожертвований и на содержание сирот духовенства Омской епархии в Тобольском и Томском епархиальных женских училищах [1, л. 21], а так же в поддержку монастырей на Святой земле Палестины [1, л. 26].
Таким образом, мы видим, что в указанный период времени шла координация всей миссионерской работы в Омской епархии во взаимодействии с миссионерским отделом. Были определены основные ее направления и расставлены приоритеты миссионерской деятельности благочиний и приходов. Миссионерское служение было разнообразным и включало в себя сразу несколько форм и методов.
Распространялись методические и информационные материалы, подготовленные миссионерским отделом, предназначенные для обучения различным видам миссионерской работы.
№ 1 (10), 2021
Проводились курсы обучающих семинаров по организации миссионерской работы, а также курсов подготовки приходских миссионеров.
Создавались базы данных о действующих на территории епархии раскольнических и сектантских образованиях, а также вёлся своевременный мониторинг их деятельности.
История российского веропроповедничества начинается с подвигов свв. равноапостольных Ольги и Владимира и Крещения Руси. Российские государственность и культура росли и укреплялись вместе с Православием. Христианство распространялось по городам, из городов - по рекам - в села, и омские епархиальные миссионеры указанного периода времени явились достойными продолжателями равноапостольного делания.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Исторический архив Омской области. Фонд 16. Опись 1. Дело 72.
2. Исторический архив Омской области. Фонд 16. Опись 1. Дело 78.
3. Справочная книга Омской епархии / Сост. по поручению 7-го Епарх. съезда, свящ. села Новоселья, Тюкалин. уезда, Иоанн Голошубин. Омск, 1914. [2], IV, 1250 с.
4. Миссионерское обозрение. В издательском доме Тюкалинск. Окружная миссия, священник Ф. Троицкий // С.-Петербург. Типография В.В. Камарова. Ноябрь.
1902 г.
5. Омские Епархиальные Ведомости № 7. 1901 г.
6. Омские Епархиальные Ведомости № 8. 1901 г.
7. Омские Епархиальные Ведомости № 10. 1901 г.
8. Омские Епархиальные Ведомости № 17. 1901 г.
9. Омские Епархиальные Ведомости № 20. 1901 г.
10. Омские Епархиальные Ведомости № 21. 1901 г.
11. Омские Епархиальные Ведомости . № 1. 1902 г.
12. Омские Епархиальные Ведомости . № 10. 1902 г.
13. Омские Епархиальные Ведомости . № 15. 1902 г.
14. Омские Епархиальные Ведомости . № 16. 1902 г.
15. Омские Епархиальные Ведомости . № 18. 1902 г.
16. Омские Епархиальные Ведомости . № 20. 1902 г.
17. Омские Епархиальные Ведомости . № 21. 1902 г.
18. Омские Епархиальные Ведомости . № 1. 1903 г.
19. Омские Епархиальные Ведомости . № 2. 1903 г.
20. Омские Епархиальные Ведомости . № 5. 1903 г.
21. Омские Епархиальные Ведомости . № 8-9. 1903 г.
22. Омские Епархиальные Ведомости . № 10. 1903 г.
23. Омские Епархиальные Ведомости . № 15. 1903 г.
24. Омские Епархиальные Ведомости . № 16. 1903 г.
25. Омские Епархиальные Ведомости . № 19. 1903 г.
Рецензент: кандидат исторических наук, магистр теологии протоиерей Василий Вивчар, Омская духовная семинария.