•^служба и служение. долг и ответственность_
Иерей Владимир лукин «Образ православного духовенства в «Омских епархиальных ведомостях»
шш II ттш.
до! и «шит
удк 254
ОБРАЗ ПРАВОСЛАВНОГО ДУХОВЕНСТВА В «ОМСКИХ ЕПАРХИАЛЬНЫХ ВЕДОМОСТЯХ»
Владимир Лукин, иерей, студент Омской духовной семинарии
Аннотация. В статье рассматриваются социально значимые качества православного пастыря на примере отчетов по миссионерской работе, опубликованных в «Омских епархиальных ведомостях» на рубеже XIX-XX вв. Применяется методика дискурсного анализа массива текстовых данных. Ключевые слова. Образ духовенства, идентификация духовенства, миссионерская деятельность.
THE IMAGE OF THE CLERGY IN «OMSK DIOCESAN GAZETTE»
Father Vladimir Lukin, a student of Omsk orthodox theological Seminary
Abstract. The article deals with socially important qualities of an Orthodox pastor on the example of the missionary work. Research is based on the missionary reports published in the "Omsk Diocesan Gazette" at the turn of XIX-XX centuries. A method of discourse analysis of the array of text data is used. Key words: the image of the clergy, the identification of the clergy, missionary activity.
о представлениям современных исследователей [1; 2; 3] на рубеже XIX - XX вв. самосознание духовенства западносибирских епархий не имеет целостности, в нашей работе мы попытаемся доказать обратное. В качестве основного источника мы рассмотрели «Омские епархиальные ведомости» (1885-1917). В издании широко представлены отчеты духовных миссий, биографии миссионеров, некрологи и описания путешествий, осуществленных с миссионерской целью. В «Омских епархиальных ведомостях» публиковались и записки священников, инструкции для миссионеров, позволяющие выявить роль духовных лиц в конструировании идеала, определить требования, предъявляемые к приходскому духовенству рубежа XIX-XX веков.
Духовенству по «Правилам о церковно-приходских школах» (13 июня 1884 г.) были предоставлены широкие полномочия в образовательной деятельности. Тем самым правительство отводило Русской Православной Церкви ведущую роль в укреплении и распространении православия путем просвещения и религиозно-нравственного воспитания населения страны и стремилось поставить все начальное образование под свой контроль. В церковно-приходских школах обучались
П
ШШШ
омской православной духовной семинарии
С
не только православные, но и дети представителей иных конфессий. Православным миссионерам приходилось преодолевать сопротивление руководителей различных религиозных течений страны, которые создавали всевозможные препятствия в деле обучения детей раскольников и сектантов.
К концу XIX в. в Русской Православной Церкви окончательно сложились основные формы миссионерской работы. Правительство Российской империи и руководство Церкви особенно большие надежды возлагали на церковно-приходские школы, которые являлись первоначальной ступенью в системе дореволюционного образования. Деструктивные тенденции общественного развития 80-х гг. XIX в. привели правительство к осознанию необходимости положить в основу образования именно православное просвещение, поэтому церковно-приходские школы стали выполнять и миссионерские задачи.
На основе отчетов «Омских епархиальных ведомостей» нами выявлено, что в рамках Омской епархии в 1897 г. был создан Омский епархиальный Комитет православного миссионерского общества, который, например, в 1898 г. на содержание миссии жертвовал до 22 тыс. рублей (например, в 1898 г.). Киргизская миссия возникла в 1882 году как часть Алтайской, с 1895 года подчинялась Омскому епископу [4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12]. Преосвященным Григорием, епископом Омским и Семипалатинским, в 1898 г. учреждено Братство «Утоли мои печали» - ревнителей православия, самодержавия, русской народности, христианского благотворения [13]. Братство устроило епархиальную библиотеку-читальню, книжную лавку и склад церковной утвари. Все это находилось, за неимением собственного здания, в наемных, дорого оплачиваемых и неудобных помещениях. Ввиду этого Братство было озабочено устройством своего собственного храма с необходимыми помещениями; распространяло среди народа книги Священного Писания, книги и брошюры религиозно-нравственного содержания, предоставляли бесплатную библиотеку и читальню, помогали пастырям в борьбе с раскольниками и сектантами. Члены Братства в здании Омской мужской гимназии проводили публичные беседы с сектантами: «Помня заветы истории, что православная вера объединила русский народ в одну великую семью, сделав его могучим и сильным, спасла святую Русь от многих бедствий, и была и будет твердыней и охраной русской народности, Братство имело своею главною задачею - насаждать и укреплять в сердцах меньших во Христе братии чувство любви и преданности Православной Церкви, как залог их истинного счастья». [14].
В 1902 г. в состав Православного миссионерского общества входили епископ Омский и Семипалатинский Григорий, степной генерал-губернатор Н.Н. Сухотин, священнослужители различных рангов и степеней, купцы, чиновники, обыватели, крестьяне (всего 159 человек) [15].
Общество занималось строительством школ, распространением грамотности, созданием особой миссии для мусульманских женщин. С начала XX в. была организована женская православная община рядом с Центральным станом миссии на Святом ключе. В 1902 г. здесь был построен дом для сестер и церковь. Летом сестры работали на земле и в поле, зимой занимались «...пряжей, тканьем и рукоделием» и все это совмещали с миссионерской работой среди казашек-мусульманок [16].
Омский епархиальный миссионер в своем отчете указывал о наиболее острых нуждах в епархии в деле противосектантской и противораскольнической миссии.
№ 1, 2017 (2)
■^служба и служение. долг и ответственность_
Иерей Владимир лукин «Образ православного духовенства в «Омских епархиальных ведомостях»
После указов 17 апреля 1905 г. и 17 октября 1906 г. пропаганда сектантов и раскольников проходила смело и дерзко и на законном основании.
Православные миссионеры с 1905—1906 гг. (в связи с указами о веротерпимости) оказались в крайне невыгодном положении по сравнению с религиозными агитаторами других конфессий. В этих исторических условиях перед Церковью встала новая задача - вернуть себе потерянную роль в обществе с помощью модернизации и перепрофилирования своей миссионерской деятельности.
Нападение на Православную Церковь приняло публичный характер - это собрания и собеседования в обширных залах с разрешения властей и даже вопреки законам, на которых они предлагали многочисленной публике свое вероучение и свою мораль, свое истолкование Библии. Сектанты назначили город Омск своим просветительным центром. «Численность их, - как отмечал Гавриил, епископ Омский и Семипалатинский, - достигала уже 4 тыс. из различных фракций - такие как баптисты, молокане, пашковцы, толстовцы и др., и число их увеличивалось. Раскольников же в Омской епархии было до 25 тыс. Тогда как на юге России в это время готовили к открытию штундто-баптистские семинарии, которые двинут против православия свои образовательные силы. Какое должно было тогда быть образование у пастырей, чтобы они могли достойно противостоять этой угрожающей опасности и должным образом организовать миссионерское дело». Поэтому считалось в интересах миссии целесообразным иметь двух епархиальных миссионеров, руководителей в борьбе с сектантами и раскольниками [17].
Другой наиболее эффективной формой распространения православия в конце XIX - начале XX в. по-прежнему являлось проведение публичных диспутов и частных собеседований. Они применялись духовенством и ранее, но именно на данном этапе развития миссионерства получили наибольшее распространение.
«Омское епархиальное Братство ревнителей Православия, Самодержавия, Русской Народности и христианского благотворения» оказывало моральную и материальную помощь миссионерам, иноверцам, готовящимся ко Святому Крещению, а также была организована выдача денежных пособий новокрещенным иноверцам. В 1909 г. по предложению епископа Гавриила епархиальное Братство организовало в различных храмах города религиозно-просветительные чтения, на которых разоблачались сектантские учения.
В 1909 г. была поставлена амбициозная задача по открытию в Омске духовной семинарии. Учебный план семинарии был составлен, исходя именно из этих задач: для более успешного ведения противоисламской миссии было введено изучение мусульманской догматики и киргизского языка, а в интересах противосектант-ской полемики было решено при изучении богословских предметов особое внимание обращать на те места Евангелия, которые превратно толкуются сектантами и раскольниками, и соответственно особенный акцент делать на православном понимании этих евангельских текстов. В статье «О воспитании молодежи, юношества в духовных училищах» епископ Гавриил (Голосов) отмечал, что «пришло время изменить существующий порядок обучения и воспитания будущих пастырей церкви, улучшить программу их воспитания, т.к. эта программа изжила себя. Чтобы не было постоянной вражды между начальством и учащимися, в результате чего случались и забастовки учеников. В пример можно привести духовенство Иркутской епархии, их отеческое попечение, они на епархиальном съезде постановили отменить долж-
№ПЕ
омской православной духовной семинарии
С
ности надзирателей в духовном училище, а вместо них учредить должности особых воспитателей совершенно свободных от других занятий» [18].
В отчете Омского Епархиального комитета православного миссионерского общества за 1906 г. начальник киргизской миссии архимандрит Киприан указывал, что была оказана помощь пастырей Омской епархии в сборе средств пожертвований на православное миссионерское общество, которое содействовало киргизской Миссии Омской епархии в деле распространения православия между язычниками. Православная паства миссии на тот момент состояла из 4801 человека, русских и крещеных инородцев. В ведение миссии находилось 13 церквей и молитвенных домов.
Члены миссии совершали поездки с проповедью Слова Божьего по степи и по русским селениям, наставляя в истинах Христовой веры новокрещенных и в нравственности старокрещенных и новокрещенных. Были обращены в веру христову 19 человек, из магометанства 8 человек, из раскола - 10, из иудейства - 1. При миссии находились 10 школ, из них часть содержалась на средства миссии, а часть - на средства Сибирского казачьего войска. Также при миссии имелись приюты, где проживали дети новокрещенных, преимущественно сироты. Миссия помогала новокре-щенным переселенцам обзаводиться жильем и землями, а также в обустройстве жилья. «Много требовалось от миссионера труда и умения, чтобы примирить местных жителей с переселенцами, т.к. те не хотели принимать их в свое общество» [19].
При Киргизской миссии Омской епархии открыто Братство для содействия миссионерам в деле просвещения иноверцев - киргиз и утверждения в вере новокрещенных, т.к. разбросанность новокрещенных не давала миссионерам иметь за ними надзор, дабы тем не сделаться жертвой соблазнов. Чтобы члены Братства принимали живое, сердечное участие в судьбе новокрещенных, наблюдали за ними, охраняли их от вредного влияния сектантов и окружающих киргиз мусульман. Побуждая их словом, и своим личным примером жить по-христиански и оказывать им необходимую нравственную и материальную помощь [20].
Разными методами боролись сельские пастыри с раскольниками: построение храма и богослужения, публичное доказательство несостоятельности раскола посредством открытых бесед, а главное - создание церковно-приходской школы, в которой обучались дети раскольников, служили весомым средством в деле ослабления раскола. Они противостояли им и обличали их учение, порою шли им на уступки, примирялись и сближались с ними, чтобы проповедью вразумить их. Но хитростью и обманом раскольники возвращали оставленные позиции. Священник Павел Светлозаров из деревни Слобода Аевская, Тарский уезд, отмечал, что «неусыпно приходилось стоять на страже сельскому пастырю и зорко следить за открытыми действиями раскольников, чтобы те не могли поколебать веру православных... И только слова Христа Спасителя: «Созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют ей» утешают пастырей» [21]. В прессе пояснялось, что существует множество поводов для сближения сельского духовенства с прихожанами. Это и разъяснение сельским прихожанам многих вопросов социального характера; и пастыри, которые являются инициаторами и организаторами, т.к. люди они интеллигентные и правоспособные. А особенно «горячая речь и вдохновенная проповедь, сказанная в нужную минуту на злободневную тему, по учению Христову, способна пробудить людей, вразумить и наставить на путь истинный». [22]. Причем, в ряде случаев в периодической печати предлагается и тематика проповедей, например, в связи с
№ 1, 2017 (2)
■^служба и служение. долг и ответственность_
Иерей Владимир лукин «Образ православного духовенства в «Омских епархиальных ведомостях»
великим народным несчастьем, для помощи голодающим Поволжья, призывается и духовенство помочь - оказать посильную помощь, пожертвовать и крестьянам, и духовенству, которые также бедствуют в голодающих губерниях. Призывают духовенство путем проповеди увеличить сбор пожертвований нуждающимся [23]. Или призыв усилить проповедь не только в храме, но и на встречах с прихожанами [24]: «со стороны духовенства выражено искреннее желание поддержать доброе религиозное состояние прихожан. В связи с этим необходимо истово совершать богослужение, располагать прихожан к возможно частому посещению храма, улучшить церковное пение, обратить особое внимание на воспитание детей прихожан через изучение Закона Божия в школах. При этом усилить проповедь, и не только в храме, но и на встречах с прихожанами».
Целями деятельности миссии провозглашались оказание помощи миссионерам в работе среди новообращенных, привлечение для этой работы гражданского населения, которое бы оказывало «...живое, сердечное участие в судьбе новокре-щенных, наблюдая за ними, охраняя от вредного влияния, которое может оказать на них худшая часть русского населения и окружающие киргизы-мусульмане, побуждая увещеванием, своими личными примерами жить по-христиански» [25]. Кроме того, члены Братства получали возможность по Уставу проводить сборы добровольных пожертвований от населения.
Однако открытие Братства не решило всего комплекса проблем, которые были актуальными для миссии в тот период. Да и численно братство росло очень медленно. Так, например, в 1908 г. его членами состояли все лица, служащие в миссии, привлечь в Братство рядовых граждан таки не удалось [26; 27; 28]. Активизировать свою деятельность миссия так и не смогла и окончательный удар по ней нанесли революционные события в России 1917 г.
Таким образом, можно выделить следующий образ священника-миссионера рубежа столетий: он должен осуществлять миссионерскую деятельность терпеливо, смиренно, с любовью к делу, обладать обширными знаниями по медицине, агрономии, ремеслам, уметь вести документацию (метрические книги, денежные и иные отчеты) и знать язык аборигенов. Изучить язык и традиции автохтонов, уметь перевести Священное Писание на местные языки, создавать храмы и школы, богадельни для больных.
В различных духовных статьях журнальных и воззваниях архипастырей духовенство Православной Церкви призывается быть верным выразителем христиан-ско-нравственных начал, апологетами Православия, борцами и мучениками за светлые идеалы Церкви. Но не всегда ясно, определенно и убедительно говорится, как этого достичь пастырю. Для руководства духовного требуется:
- пастырям Церкви энергично осуществлять свое пастырское служение и в церкви, и среди паствы, которая порой заражена революционными учениями, безверием и подвержена влиянию старообрядцев, сектантов, католиков, протестантов и проч.;
- жить в согласии и единении с приходом, пользуясь помощью лучших из них, изучать исповедание веры православной и знакомить паству с различиями от других учений;
- привлекать достойных из прихожан после обучения их к религиозно-нравственному влиянию на народ;
- особое внимание обратить на проповедание в храме и вне его;
№ 1, 2017 (2)
- с точки зрения христианской нравственности объяснять прихожанам в частных беседах их гражданские и политические права и обязанности;
- на съездах епархиальных требуется обсуждать вопросы тактики и деятельности духовенства и не осуждать патриотизм, а благотворно влиять на партию союза «русского народа», наставляя паству Христову и помогая Отечеству;
- пастырям надо располагать к себе своих прихожан, одушевлять их и приобретать их доверие, а не находиться в изолированном положении от них, являясь лишь требоисправителями; но горе тому пастырю, который потеряет расположение к себе прихода; а пастырь истинно преданный своему долгу, пользующийся авторитетом среди прихожан, не боится никаких невзгод, и о таком пастыре разносится добрая весть, и тогда находит он себе во всем помощь;
- находясь среди полного невежества и бедности, пастырь должен просвещать прихожан и оказывать им поддержку и содействие в их борьбе за благосостояние в наступившей свободной жизни; убеждать их во вреде и безумии революционных и социальных учений, цель которых не только разрушить государство, но и уничтожить народную веру во Христа и Его Церковь; нужно чаще знакомить простой народ с тем, как трудились над созданием великого русского народа наши предки, и через это поднять и укрепить гражданский и церковный дух;
- для поддержания благосостояния прихода духовенство должно стремиться создавать духовно крепкие народные приходские союзы;
- в своих словах и действиях пастырь Церкви обязан осуществлять чистое, высокое и святое православно-христианское учение о вере, о любви, без лицеприятия и малодушия, без личных исканий и фальши в угоду «модных течений и настроений».
Библиографический список:
1. Мангилева А.В. Социокультурный облик приходского духовенства Пермской губернии в Х1Х-начале XX века. Автореферат... д-ра ист. наук. - Екатеринбург, 2015.
2. Васильева А.В. Социокультурный облик православного духовенства в Западной Сибири в конце XIX - начале XX века. Автореферат. канд. ист. наук. - Омск, 2015.
3. Лысенко Н.А. Идеал сибирского священника-миссионера в официальных периодических изданиях Русской православной церкви второй половины XIX-начала XX в. Автореферат. канд. ист. наук. - Омск, 2015.
4. Отчет о состоянии Киргизской миссии Омской епархии за 1898 г. // Омские епархиальные ведомости. - 1899. - 1 ноября. № 21. - С. 5-6.
5. Отчет о Киргизской миссии за 1899 г. // Омские епархиальные ведомости. -1900. - № 16. 15 августа. - С. 6.
6. Отчет о Киргизской миссии за 1899 г. // Омские епархиальные ведомости. -1900. - № 17. 1 сентября. - С. 7.
7. Отчет о Киргизской миссии за 1899 г.// Омские епархиальные ведомости. -1900. - № 20. 15 октября. - С. 12.
8. Отчет о Киргизской миссии за 1899 г. // Омские епархиальные ведомости. -1900. - № 20. 15 октября. - С. 14.
9. Отчет о Киргизской миссии за 1899 г. // Омские епархиальные ведомости. -1900. - № 17. 1 сентября. - С. 8.
10. Отчет о Киргизской миссии за 1899 г. // Омские епархиальные ведомости. -
^Л^бУ^Л^ 101 1(5
•^служба и служение. долг и ответственность_
Иерей Владимир лукин «Образ православного духовенства в «Омских епархиальных ведомостях»
1900. - № 14. 15 июля. - С. 9.
11. Омская Киргизская миссия в 1900 г. // Омские епархиальные ведомости. -
1901. - № 13-14. 1-15 июля. - С. 3.
12. Отчет Киргизской миссии за 1901 г. // Омские епархиальные ведомости. -
1902. - № 11-14. 1-15 июня. - С. 12-29.
13. Справочная книга Омской епархии, составитель Иоанн Голошубин. - Омск, типография «Иртыш», 1914.
14. Отчет Омского епархиального Комитета православного миссионерского общества за 1902 г. // Омские епархиальные ведомости. - 1903. - № 10.
15. Отчет о состоянии Киргизской миссии за 1902 г. // Омские епархиальные ведомости. - 1903. - № 10. 15 мая. - С. 9- 28.
16. Отчет Омского епархиального Комитета православного миссионерского общества за 1902 г. // Омские епархиальные ведомости. - 1903. - № 10. 15 мая. - С. 28.
17. Гавриил, епископ Омский и Семипалатинский. К сведению духовенства епархии // Омские епархиальные ведомости. - 1907. - № 8.
18. Гавриил, епископ Омский и Семипалатинский. О воспитании молодежи, юношества в духовных училищах // Омские епархиальные ведомости. - 1907. - № 3.
19. Отчет Омского епархиального Комитета православного миссионерского общества за 1906 г. // Омские епархиальные ведомости. - 1907. - № 11, 12, 13.
20. Отчет Омского епархиального Комитета православного миссионерского общества за 1906 г. // Омские епархиальные ведомости. - 1907. - № 6.
21. Отчет Омского епархиального Комитета православного миссионерского общества за 1906 г. // Омские епархиальные ведомости. - 1907. - № 10, 11, 12.
22. О деятельности сельского священника в отношении прихожан // Омские епархиальные ведомости. - 1907. - № 3.
23. Жертвуйте на голодающих // Омские епархиальные ведомости. - 1907. -№ 5. С. 6, 7; № 7, С. 5.
24. На благочинническом съезде в с. Ильинское Ишимского уезда 17 февраля 1907 г. // Омские епархиальные ведомости. - 1907. - № 8.
25. Отчет о состоянии Киргизской миссии за 1908 г. // Омские епархиальные ведомости. - 1909. 15 июля. № 14. - С. 3.
26. О деятельности и состоянии Киргизской миссии за 1908 г. (Заключение начальника миссии) // Омские епархиальные ведомости. - 1909. - 15 мая. № 10. - С. 44, 46.
27. Записки миссионера Татарского стана Киргизской миссии за 1909 г.// Омские епархиальные ведомости. - 1910. - 1 мая. № 9. - С. 36-43.
28. Отчет о состоянии Киргизской миссии Омской епархии за 1911 г.// Омские епархиальные ведомости. - 1912. - 15 октября. № 20. - С. 23.